СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ.. 6
1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 6
1.2. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ. 7
1.3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 9
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «САТТЕЛАЙН +». 11
2.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ИМУЩЕСТВА.. 11
2.2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.. 15
2.3. АНАЛИЗ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ.. 20
2.4. АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ.. 25
2.5. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 29
2.6. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.. 33
3. ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ РЕЗЕРВОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «САТТЕЛАЙН +». 38
3.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ.. 38
3.2. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЧЕРЕЗ ФАКТОРИНГ, УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ... 40
3.3. НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА, РАСШИРЕНИЕ РЫНКОВ СБЫТА.. 42
3.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ПОСТАВОК.. 43
3.5. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ПОСТАВОК.. 44
3.6. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ, ПОКУПКА В СТОРОНУ СНИЖЕНИЯ, ПРОДАЖА В СТОРОНУ УВЕЛИЧЕНИЯ.. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 50
ВВЕДЕНИЕ
Анализ - весьма широкое понятие, лежащее в основе всей научной и практический деятельности человека.
Экономический анализ - это комплексное изучение работы предприятий с целью объективной оценки достигнутых результатов и дальнейшего повышения эффективности хозяйствования. Результаты хозяйственной деятельности должны рассматриваться с точки зрения их соответствия требованиям объективных экономических законов и задачам, поставленным перед изучаемым объектом.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна. И на такие важные показатели, как например прибыль и рентабельность, влияет очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности», то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
Анализ представляет собой особый вид управленческой деятельности, который предшествует принятию решений и сводится, по существу, к их обоснованию на базе имеющейся информации. Анализ занимает как бы промежуточное место между функциями фиксации и обработки данных (бухучет, статистика, отчетность) и функциями, связанными с принятием решений (планирование, оперативное управление, организация, контроль). Каждый руководитель должен постоянно знать, что делается на управляемом объекте. Важную роль в этом играет система информации, которая должна регулярно поступать к руководителю. Но для целей руководства важно не только получить сведения об управляемом объекте, но и так ее проанализировать, чтобы затем подать определенную обоснованную команду.
Значимость экономического анализа трудно переоценить, ведь именно комплексное изучение работы предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и дальнейшего повышения эффективности хозяйствования является неотъемлемой частью успешного функционирования организации в будущем. Анализ представляет собой особый вид управленческой деятельности, который предшествует принятию решений и сводится, по существу, к их обоснованию на базе имеющейся информации. Анализ занимает как бы промежуточное место между функциями фиксации и обработки данных (бухучет, статистика, отчетность) и функциями, связанными с принятием решений (планирование, оперативное управление, организация, контроль).
Цель данной работы – проведение анализа финансового состояния ООО «Сателлайн +» и определение путей использования выявленных резервов.
Задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов стабилизации финансового состояния организации на современном этапе развития экономики;
- проведение анализа финансового состояния ООО «Сателлайн +»;
- описание использования резервов организации;
- формирование выводов.
Для выполнения курсовой работы использовалась отчётность исследуемого предприятия, научные публикации, нормативно-правовые акты, статьи периодической печати.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Коммерческие организации в России в своей деятельности руководствуются российским законодательством, а именно следующими нормативно-правовыми актами:
1. Конституцией Российской Федерации.
2. Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Трудовым кодексом Российской Федерации.
4. Налоговым кодексом Российской Федерации.
5. Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», для предприятий, имеющих соответствующую организационно-правовую форму.
6. Законом «Об акционерных обществах», для предприятий, имеющих соответствующую организационно-правовую форму.
7. Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», так как они тоже являются коммерческими организациями.
8. Законом «Об иностранных инвестициях в российской Федерации», для коммерческих предприятий, привлекающих иностранные инвестиции.
9. Законом «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности», для коммерческих предприятий которые поставляют свою продукцию на внешний рынок.
10. Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», это касается особо крупных корпораций и другими нормативно-правовыми актами.
1.2. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
Финансовое состояние предприятия (ФСП) характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Если платежеспособность - это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость - его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, положительно влияет на объемы основной деятельности, обеспечение нужд производства необходимыми финансовыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала наиболее эффективное его использование.
Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится к одной финансовой стратегии - наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Основные задачи анализа:
1. Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, выявление проблем и изучение причин их, образования.
2. Поиск финансовых резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.
3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
4. Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
5. Осуществление планирования финансовых и производственных показателей на основе проведённого анализа [10, с. 242-244].
1.3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
На современном этапе развития экономики к предприятию, которое признано банкротом, применяется ряд санкций:
- реорганизация производственно-финансовой деятельности;
- ликвидация с распродажей имущества;
- мировое соглашение между кредиторами и собственниками предприятия.
Реорганизационные процедуры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.
К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия, относят факторинг, лизинг, привлечение кредитов под прибыльные проекты, выпуск новых акций и облигаций.
Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.
Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использования вторичного сырья; организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов; изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии; материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.
Основной проблемой оздоровления финансового состояния организации является неправильное выявление внутренних и внешних резервов, неправильное их использование для финансового оздоровления предприятия.
Ещё одна проблема – не знание макроэкономических процессов. Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.
В особо тяжелых и проблемных случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управление качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы [10, с. 322-323].
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «САТТЕЛАЙН +»
2.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ИМУЩЕСТВА
Оценка стоимости имущества организации включает изучение структуры имущества и ее изменений, выявление источников формирования имущества. Анализ структуры имущества организации осуществляется на основе информации, содержащейся в активе ее баланса.
В процессе анализа определяют удельный вес внеоборотных и оборотных активов в общей сумме имущества организации (валюте баланса), затем проводят детальный анализ внеоборотных и оборотных активов.
Бухгалтерская отчетность позволяет достаточно подробно проанализировать наличие, состояние и изменение важнейшего элемента производственного потенциала организации ее основных фондов. В процессе производства эксплуатируемые основные фонды изнашиваются физически и устаревают морально. Степень физического износа определяется в процессе начисления амортизации [12, с. 285].
При анализе структуры имущества каждую статью имущества в долях лучше рассчитывать по отношению к итогу той группы активов, в состав которой она входит, а итог по группе активов относят к валюте баланса.
Основной целью анализа структуры имущества предприятия является установление её рациональности или нерациональности с точки зрения нормативов финансовой устойчивости и платёжеспособности.
По итогам расчётов по структуре имущества можно определить основные причины неудовлетворительного финансового состояния предприятия, связанные с недостатками в его финансово-хозяйственной деятельности управленческой работы персонала.
Анализ структуры имущества по данным бухгалтерского баланса (приложение 1.) осуществлён в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Структура актива баланса, анализ участия разделов актива в производственной деятельности предприятия и получении прибыли
Наименование статьи актива баланса |
Показатель структуры имущества предприятия |
|||||
На начало периода |
На конец периода |
Изменение |
||||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
|
Итог баланса, в т.ч. |
1937 |
100,00 |
2247 |
100,00 |
310 |
0,00 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ - ВСЕГО |
1117 |
57,67 |
1286 |
57,23 |
169 |
-0,43 |
Нематериальные активы, в т.ч. |
20 |
1,03 |
18 |
0,80 |
-2 |
-0,23 |
Патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными правами и активы |
20 |
1,03 |
18 |
0,80 |
-2 |
-0,23 |
Организационные расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Деловая репутация организации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Основные средства, в т.ч. |
1037 |
53,54 |
1204 |
53,58 |
167 |
0,05 |
ОПФ |
1000 |
51,63 |
1100 |
48,95 |
100 |
-2,67 |
Здания, машины и оборудование |
1037 |
53,54 |
1204 |
53,58 |
167 |
0,05 |
Незавершенное строительство |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Доходные вложения в материальные ценности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Долгосрочные финансовые вложения, в т.ч. |
80 |
4,13 |
82 |
3,65 |
2 |
-0,48 |
Инвестиции в другие организации |
80 |
4,13 |
82 |
3,65 |
2 |
-0,48 |
Отложенные налоговые активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие внеоборотные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ - ВСЕГО |
800 |
41,30 |
943 |
41,97 |
143 |
0,67 |
Запасы, в том числе: |
590 |
30,46 |
641 |
28,53 |
51 |
-1,93 |
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
450 |
23,23 |
472 |
21,01 |
22 |
-2,23 |
животные на выращивании и откорме |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
затраты в незавершенном производстве |
40 |
2,07 |
45 |
2,00 |
5 |
-0,06 |
готовая продукция и товары для перепродажи |
70 |
3,61 |
74 |
3,29 |
4 |
-0,32 |
товары отгруженные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
расходы будущих периодов |
30 |
1,55 |
35 |
1,56 |
5 |
0,01 |
прочие запасы и затраты |
0 |
|
15 |
0,67 |
15 |
0,67 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
10 |
0,52 |
12 |
0,53 |
2 |
0,02 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), в том числе: |
6 |
0,31 |
10 |
0,45 |
4 |
0,14 |
покупатели и заказчики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в том числе: |
79 |
4,08 |
84 |
3,74 |
5 |
-0,34 |
покупатели и заказчики |
79 |
4,08 |
84 |
3,74 |
5 |
-0,34 |
Краткосрочные финансовые вложения, в т.ч. |
20 |
1,03 |
24 |
1,07 |
4 |
0,04 |
Прочие краткосрочные финансовые вложения |
20 |
1,03 |
24 |
1,07 |
4 |
0,04 |
Денежные средства, в т.ч. |
95 |
4,90 |
172 |
7,65 |
77 |
2,75 |
Расчётные счета |
70 |
3,61 |
160 |
7,12 |
90 |
3,51 |
Прочие денежные средства |
25 |
1,29 |
12 |
0,53 |
-13 |
-0,76 |
Прочие оборотные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
На рис. 2.1. и 2.2. представлена структура имущества предприятия на начало отчётного периода и на конец отчётного периода.
Рис. 2.1. Структура имущества предприятия на начало отчётного периода
Рис. 2.2. Структура имущества предприятия на конец отчётного периода
Рассмотрим динамику изменения величины имущества предприятия за анализируемый период (см. рис. 2.3.).
Рис. 2.3. Динамика величины имущества предприятия
В итоге можно сделать следующие выводы:
Структура внеоборотных и оборотных активов признана нерациональной, так как имеющееся соотношение, что на начало (ВА 57,7 % и ТА 41,3 %), что на конец периода (ВА 57,3 % и ТА 42,7 %) приемлемо не для швейного предприятия, а для предприятий машиностроения, строительства и т.д. Но структура поменялась незначительно (1-2 %) это свидетельствует о стабильном развитии предприятия. Изменение хоть и незначительно структуры активов в сторону оборотных средств свидетельствует о формировании на предприятии более мобильной структуры активов, которая способствует ускорению их оборачиваемости и усилению платёжеспособности предприятия.
В структуре оборотных активов наибольший удельный вес занимают запасы (30,46 % на начало периода и 28,53 % на конец периода от валюты баланса). Второе место занимаю денежные средства (4,9 % и 7,65 % от валюты баланса). Дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяце в структуре занимает последнее место (0,31 % и 0,45 %), это является положительным моментом, а незначительное увеличение может свидетельствовать об увеличении объёмов сбыта.
Что касается динамики, то значительное увеличение произошло по основным средствам, запасам и денежным средствам.
2.2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Финансовое состояние предприятий (ФСП), его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь - от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности отдельных видов активов и пассивов предприятия [6, с. 150-163].
Оценим финансовую устойчивость при помощи абсолютных показателей бухгалтерского баланса (Приложение 1.) по методике Баканова М.И. и Шеремета А.Д.
Для изучения обеспеченности запасов ТМЦ различными источниками финансирования, рассчитывают три основных показателя:
1. Излишек или недостаток СОК для формирования запасов:
СК+СП-ВА;
стр.490+стр.630+стр.640+стр.650-стр.190.
Расчёт:
1680+8+13-1137=564 тыс. руб.
1776+10+15-1304=497 тыс. руб.
2. Излишек или недостаток СОК и долгосрочных заёмных источников формирования запасов и затрат:
СК+ДЗК+СПС-ВА;
стр. 490+стр.590+стр.630+стр.640+стр.650-стр.190.
Расчёт:
1680+8+13-1137=564 тыс. руб.
1776+10+15-1304=497 тыс. руб.
3. Излишек или недостаток общей величины источников формирования имущества предприятия:
СК+ДЗК+КО-ВА;
стр. 490+стр.590+стр.690-стр.190.
Расчёт:
1680+257-1137=800 тыс. руб.
1776+471-1304=943 тыс. руб.
Эти показатели необходимо сравнить с величиной запасов.
Используя соотношения этих показателей можно сделать вывод об уровне финансовой устойчивости предприятия.
Рассмотрим эти соотношения:
Предприятие считается абсолютно устойчивым, если:
СК+СП-ВА≥З;
СК+ДЗК+СПС-ВА≥З;
СК+ДЗК+КО-ВА≥З.
Нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая платёжеспособность определяется, если:
СК+СП-ВА<З;
СК+ДЗК+СПС-ВА≥З;
СК+ДЗК+КО-ВА≥З.
Неустойчивое финансовое состояние, вызывающее нарушение платёжеспособности определяется, если:
СК+СП-ВА<З;
СК+ДЗК+СПС-ВА<З;
СК+ДЗК+КО-ВА≥З.
Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на гране банкротства признаётся при следующем условии:
СК+СП-ВА<З;
СК+ДЗК+СПС-ВА<З;
СК+ДЗК+КО-ВА<З.
По результатам вышеприведённых данных на основе рассчитанных показателей по анализируемому предприятию можно сделать следующий вывод: Предприятие ООО «Сателлайн +» имеет запасы на начало периода: 590 тыс. руб.0, на конец периода 641 тыс. руб. Сравнивая видим, что предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние, вызывающее нарушение в платёжеспособности, но предприятие сохраняет возможность восстановить равновесие за счёт дополнительного привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов.
С целью анализа структуры источников капитала предприятия и оценки степени финансовой устойчивости и финансового риска рассчитывают следующие показатели:
• коэффициент финансовой автономии (или независимости) — удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса;
• коэффициент финансовой зависимости — доля заемного капитала в общей валюте баланса;
• коэффициент текущей задолженности — отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса;
• коэффициент долгосрочной финансовой независимости (коэффициент финансовой устойчивости) — отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте баланса;
• коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) — отношение собственного капитала к заемному;
• коэффициент финансового левериджа (рычага) — отношение заемного капитала к собственному.
Чем выше уровень первого, четвертого и пятого показателей и чем ниже уровень второго, третьего и шестого показателей, тем устойчивее ФСП.
По данным исследуемого предприятия (табл. 2.2.) доля собственного капитала имеет тенденцию к понижению. За отчетный период она снизилась на 8 %, так как темпы прироста собственного капитала ниже темпов прироста заемного капитала. Плечо финансового рычага увеличилось на 11 процентных пунктов. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость предприятия от внешних инвесторов увеличилась [9, с. 50-71].
Изменения, которые произошли в структуре капитала, с позиций инвесторов и предприятия могут быть оценены по-разному. Для банков и прочих кредиторов предпочтительной является ситуация, когда доля собственного капитала, у клиентов более высокая - это исключает финансовый риск. Предприятия же, как правило, заинтересованы в привлечении заемных средств по двум причинам:
• проценты по обслуживанию заемного капитала рассматриваются как расходы и не включаются в налогооблагаемую прибыль;
• расходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, полученной от использования заемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала.
Таблица 2.2.
Расчёт показателей для оценки финансовой устойчивости
Показатель |
Уровень показателя |
Изменение |
|
на начало периода |
на конец периода |
||
Удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса (коэффициент финансовой автономии предприятия) |
0,87 |
0,79 |
-0,08 |
Удельный вес заемного капитала (коэффициент финансовой зависимости) |
0,13 |
0,21 |
0,08 |
Коэффициент текущей задолженности |
0,13 |
0,21 |
0,08 |
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости |
0,87 |
0,79 |
-0,08 |
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом |
6,54 |
3,77 |
-2,77 |
Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага) |
0,15 |
0,27 |
0,11 |
В рыночной экономике большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшения положения предприятия, возможности быстрого реагирования на изменение делового климата. Напротив, использование заемных средств свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их, т.е. о доверии к нему в деловом мире [1, с. 251].
Наиболее обобщающим из рассмотренных показателей является коэффициент финансового левериджа; все остальные показатели в той или иной мере определяют его величину.
Нормативов соотношения заемных и собственных средств практически не существует. Они не могут быть одинаковыми для разных отраслей и предприятий.
Доля собственного и заемного капитала в формировании активов предприятия и уровень финансового левериджа зависят от отраслевых особенностей предприятия [12, с. 146].
В тех отраслях, где медленно оборачивается капитал и высока доля долгосрочных активов, коэффициент финансового левериджа не должен быть высоким. В других отраслях, где капитал оборачивается быстро и доля основного капитала мала, он может быть значительно выше.
Для определения нормативного значения коэффициентов финансовой автономии, финансовой зависимости и финансового левериджа необходимо исходить из фактически сложившейся структуры активов предприятия и общепринятых подходов к их финансированию (табл. 2.3.)
Таблица 2.3.
Сложившаяся общепринятая структура активов
Вид актива |
Удельный вес на конец года, % |
Источники их финансирования при умеренной финансовой политике |
Внеоборотные активы |
60 |
20 - 25% — долгосрочные кредиты и займы |
75 - 80% — собственный капитал |
||
Оборотные активы |
40 |
50% — собственный капитал |
50% — краткосрочные обязательства |
Нормативные значения коэффициентов:
а) финансовой независимости: Кф.н. = 60 * 0,75 + 40 * 0,5 = 65%;
б) финансовой зависимости: Кф.з. = 60 * 0,25 + 40 * 0,5 = 35%;
в) финансового левериджа: Кф.л. = 35/65 = 0,54.
На анализируемом предприятии фактические уровни коэффициентов находятся в пределах установленных норм. Следовательно, предприятие проводит однородную финансовую политику [12, c. 298-303].
2.3. АНАЛИЗ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ
Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами.
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.
Ликвидность баланса — возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности (табл. 2.4.), с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Таблица 2.4.
Группировка активов по степени ликвидности
Вид актива |
На начало периода |
На конец периода |
Денежные средства |
95 |
172 |
Краткосрочные финансовые вложения |
20 |
24 |
Итого по группе 1 |
115 |
196 |
Товары отгруженные |
0 |
0 |
Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев |
79 |
84 |
НДС по приобретенным ценностям |
10 |
12 |
Итого по группе 2 |
89 |
96 |
Сырье и материалы |
450 |
487 |
Незавершенное производство |
40 |
45 |
Готовая продукция |
70 |
74 |
Итого по группе 3 |
560 |
606 |
Внеоборотные активы |
1137 |
1304 |
Долгосрочная дебиторская задолженность |
6 |
10 |
Расходы будущих периодов |
30 |
35 |
Итого по группе 4 |
1 173 |
1 349 |
Всего |
1 937 |
2 247 |
Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность, налоги по приобретенным ценностям. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
Третья группу (A3) — это медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция). Значительно больший срок понадобится для превращения их в денежную наличность.
Четвертая группа (А4) — это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, расходы будущих периодов, долгосрочная дебиторская задолженность с отсрочкой платежа на год и более.
Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:
П1 — наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили, просроченные платежи);
П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);
П3 — долгосрочные кредиты банка и займы;
П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.
В таблице 2.5. представлена группировка пассивов предприятия на основании бухгалтерского баланса (Приложение 1.) и приложения к бухгалтерскому балансу (Приложение 4.).
Таблица 2.5.
Структура пассивов предприятия
Вид актива |
На начало периода |
На конец периода |
Кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили |
|
|
Просроченные платежи (из приложения 4.) |
80 |
78 |
Итого по группе 1 |
80 |
78 |
Краткосрочные кредиты банка и займы |
177 |
393 |
Итого по группе 2 |
177 |
393 |
Долгосрочные кредиты банка и займы |
0 |
0 |
Итого по группе 3 |
0 |
0 |
Собственный капитал предприятия |
1 680 |
1 776 |
Итого по группе 4 |
1 680 |
1 776 |
Всего |
1 937 |
2 247 |
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4.
Таблица 2.6.
Соотношение групп активов и пассивов на начало периода
Актив |
Пассив |
|||
А1 |
115 |
> |
80 |
П1 |
А2 |
89 |
> |
177 |
П2 |
А3 |
560 |
> |
0 |
П3 |
А4 |
1173 |
< |
1 680 |
П4 |
Таблица 2.7.
Соотношение групп активов и пассивов на конец периода
Актив |
Пассив |
|||
А1 |
196 |
> |
78 |
П1 |
А2 |
96 |
> |
393 |
П2 |
А3 |
606 |
> |
0 |
П3 |
А4 |
1349 |
< |
1776 |
П4 |
По результатам соотношения в таблицах 2.6. и 2.7. можно сделать вывод о том, что баланс абсолютно ликвидный.
Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре, баланса и его ликвидности.
Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели: Коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности (табл. 2.8.).
Таблица 2.8.
Коэффициенты ликвидности
Показатель |
На начало периода |
На конец периода |
Изменение |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,45 |
0,42 |
-0,03 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,75 |
0,59 |
-0,16 |
Коэффициент текущей ликвидности |
3,26 |
2,04 |
-1,23 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности — отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется большее соотношение. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим. На исследуемом предприятии на начало года величина этого коэффициента составляет 0,75, а на конец – 0,59, это свидетельствует о снижении ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов Ктл) - отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия краткосрочных обязательств оборотными активами:
Ктл=(Об.А-Расх.буд.пер.)/(Краткоср.обяз.-Дох.буд.пер.-Рез.предст.расх.)
Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены. Удовлетворяет обычно коэффициент > 2. На исследуемом предприятии величина его на начало года составляет 3,26, на конец – 2,04, что не ниже нормативного уровня, но свидетельствует о снижении ликвидности предприятия.
Рассматривая показатели ликвидности, следует иметь в виду, что их величина является довольно условной, так как ликвидность активов и срочность обязательств по бухгалтерскому балансу можно определить весьма приблизительно. Так, ликвидность запасов зависит от их качества (оборачиваемости, доли дефицитных, залежалых материалов и готовой продукции). Ликвидность дебиторской задолженности также зависит от скорости её оборачиваемости, доли просроченных платежей и нереальных для взыскания. Поэтому радикальное повышение точности оценки ликвидности достигается в ходе внутреннего анализа на основе данных аналитического бухгалтерского учета.
Об ухудшении ликвидности активов свидетельствует увеличение доли неликвидных запасов, просроченной дебиторской задолженности, просроченных векселей и др. [9, с. 298-302].
2.4. АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
Термин «деловая активность» начал использоваться в отечественной учетно-аналитической литературе сравнительно недавно - в связи с внедрением широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов. Безусловно, трактовка данного термина может быть различной.
В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала.
В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия.
Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данной коммерческой организации и родственных по сфере приложения капитала компаний. Такими качественными критериями, являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация коммерческой организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами коммерческой организации, в устойчивости связей с клиентами и др.
Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по двум направлениям:
- степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
- уровень эффективности использования ресурсов коммерческой организации.
Одно из направлений оценки деловой активности — анализ и сравнение эффективности использования ресурсов коммерческой организации.
Известно множество показателей, применяемых в ходе такого анализа. Обычно логика обособления подобных показателей такова.
Любое предприятие имеет три вида основных ресурсов: материальные, трудовые и финансовые.
В данном случае под материальными ресурсами чаще всего понимают материально-техническую базу предприятия, причем для финансового менеджера интерес представляет прежде всего не их состав и структура, рассматриваемые с позиции технологического процесса (это сфера интересов линейных руководителей и менеджеров по производству), но величина финансовых вложений в эти активы.
Поэтому основным оценочным показателем является показатель фондоотдачи, рассчитываемый по формуле:
Рfa=Выручка от реализации / Средняя стоимость основных средств;
Этот коэффициент имеет очевидную экономическую интерпретацию, показывая, сколько рублей выручки от реализации приходится на один рубль вложений в основные средства. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.
Выполняя пространственно-временные сопоставления, необходимо отдавать себе отчет в том, какие исходные данные были использованы для расчета.
Чаше всего применяются балансовые оценки, а, как известно, отчетность периодически меняется. В частности, в минувшие годы выручка показывалась вместе с НДС и акцизами, а основные средства в балансе приводились по первоначальной или восстановительной стоимости. В прежние годы показатель фондоотдачи обычно рассчитывали, используя первоначальную стоимость основных средств, теперь все чаще для этой цели берется остаточная стоимость.
Эффективность использования трудовых ресурсов обычно выражается показателями производительности труда, характеризующими объем производства (в стоимостном измерении), приходящийся на одного работника; при этом могут использоваться данные о среднесписочной численности работников в целом или отдельной их группы, например, работников производственного сектора, т.е. без учета управленческого персонала.
Показатели выработки особенно важны для линейных руководителей; что касается финансовых менеджеров, то для них, вероятно, большее значение имеют показатели, основанные на стоимостных оценках, например, показатель выручки от реализации, приходящейся на один рубль фонда оплаты труда. Этому показателю свойственна определенная конфиденциальность, поэтому расчет обычно выполняется в рамках внутреннего анализа по данным текущего учета и внутренней отчетности.
Эффективность использования финансовых ресурсов рассматривается в рамках управления оборотными активами. В частности, здесь рассчитываются оборачиваемость производственных запасов и средств в расчетах, продолжительность операционного и финансового циклов и другие показатели.
Рассмотрим некоторые из них:
Коэффициент оборачиваемости запасов:
Ко.з. = Выручка от реализации / Средняя величина запасов;
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
КДЗ=Vp/ДЗ;
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
ККЗ=Vp/КЗ.
Отметим, что ускорение оборачиваемости вложений в оборотные активы рассматривается как благоприятная тенденция [12, с. 245-253].
Обобщающим показателем оценки эффективности использования ресурсов предприятия является показатель ресурсоотдачи (синоним: коэффициент оборачиваемости средств в активах), рассчитываемый по формуле:
ТАТ = Выручка от реализации / Средняя стоимость активов;
Этот показатель характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия; его рост в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. При проведении пространственно-временных сравнений необходимо следить за сопоставимостью исходных данных, использованных для расчетов.
Рассчитаем предложенные выше показатели на основе отчётности исследуемого предприятия (Приложение 1, 2, 4.):
Рfa= 3502 / 1120,5=3,15 – за отчётный период;
Рfa= 2604 / 1120,5=2,32 – за аналогичный период предыдущего года;
Вывод по результатам расчётов:
Данный показатель показывает сколько рублей выручки от реализации приходится на один рубль вложений в основные средства.
В отчётном периоде на рубль вложенных денежных средств в основные средства приходится 3,15 рубля выручки.
Рост показателя в динамике (с 2,32 до 3,15) рассматривается как благоприятная тенденция.
Ко.з. = 3502 / 615,5=5,69 – за отчётный период;
Ко.з. = 2604 / 615,5=4,23 – за аналогичный период предыдущего года;
Вывод по результатам расчётов:
Данный показатель характеризует количество оборотов, которые могут совершить запасы в течение анализируемого периода.
Ускорение оборачиваемости вложений в оборотные активы рассматривается как благоприятная тенденция, по результатам расчётов наметилась положительная тенденция.
КДЗ=3502/89,5=39,13 – за отчётный период;
КДЗ=2604/89,5=29,1 – за аналогичный период предыдущего года;
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием.
Согласно расчету, показатель увеличивается, следовательно, предприятие сократило продажи в кредит.
ККЗ=3502/293,5=11,93;
ККЗ=2604/293,5=8,87.
Число оборотов кредиторской задолженности увеличивается – это положительная тенденция.
ТАТ = 3502 / 871,5=4,02 – за отчётный период;
ТАТ = 2604 / 871,5=2,98 – за аналогичный период предыдущего года;
Вывод по результатам расчётов:
Этот показатель характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия.
В отчётном периоде на рубль вложенных средств в деятельность предприятия приходится 4,02 рубля, в аналогичном периоде прошлого года – 2,98 рублей.
Рост в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. При проведении расчетов выявилась тенденция к понижению данного показателя [6, с. 244-249].
2.5. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.
Прибыль — особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации (предприятия), конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли — это:
- основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации (предприятия);
- главный источник возрастания рыночной стоимости организации (предприятия);
- индикатор кредитоспособности;
- главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
- индикатор конкурентоспособности организации (предприятия) при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
- гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.
Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.
Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, что находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и производственной себестоимостью продукции. Валовая прибыль служит для покрытия коммерческих и управленческих расходов. Она больше названных расходов на величину прибыли от продаж. Валовая прибыль носит название «брутто-прибыли» от реализации продукции. Брутто-прибыль рассчитывается как разность строк 010 и 020 ф. 2.
Организация несет операционные и внереализационные расходы. В состав операционных расходов включаются налоги, относимые за счет финансового результата, финансовые результаты от реализации имущества, затраты по банковскому обслуживанию, прочие операционные и другие расходы. Внереализационные расходы включают проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях и иные расходы.
Сальдо доходов и расходов операционных и внереализационных расходов увеличивает или уменьшает прибыль от продаж и формирует прибыль до налогообложения.
После уплаты налога на прибыль у организации остается прибыль от обычной деятельности. В случае возникновения чрезвычайных расходов и доходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами. В результате формируется чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода, за счет которой выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Величина прибыли, остающейся в распоряжении коммерческой организации, отражается по строке 190 ф. 2 финансовой отчетности [12, с. 159-163].
Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным ф. 2 (Приложение 2.) проводят с использованием метода горизонтального анализа (см. табл. 2.9.).
Таблица 2.9.
Горизонтальный анализ отчёта о прибылях и убытках
Показатели |
Отчётный период, тыс. руб. |
Аналогичный период предыдущего года, тыс. руб. |
Отчётный период, % к данным предыдущего года |
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
3502 |
2604 |
134,49 |
Выручка(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
|||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
2090 |
1630 |
128,22 |
Валовая прибыль |
1 412 |
974 |
144,97 |
Коммерческие расходы |
160 |
120 |
133,33 |
Управленческие расходы |
543 |
340 |
159,71 |
Прибыль (убыток) от продаж |
709 |
514 |
137,94 |
Сальдо операционных расходов |
0 |
2 |
0,00 |
Сальдо внереализационных расходов |
-2 |
8 |
-25,00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
707 |
524 |
134,92 |
Текущий налог на прибыль и аналогичные платежи |
647 |
474 |
136,50 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
60 |
50 |
120,00 |
Сальдо чрезвычайных расходов |
- |
- |
|
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) |
60 |
50 |
120,00 |
По отношению к предшествующему периоду прибыль до налогообложения выросла на 34,92 %. В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения:
- чистая прибыль растет медленнее, чем прибыль от продаж и прибыль отчетного периода, что объясняется нерациональной налоговой политикой организации;
- темп роста управленческих расходов периода намного выше темпа роста выручки, что отрицательно сказывается на себестоимости единицы продукции.
- прибыль от продаж растет быстрее, чем выручка от реализации, что свидетельствует об относительном росте затрат на производство.
Изменения в структуре прибыли анализируются с использованием методов вертикального анализа. Соответствующие расчеты по данным того же приложения приведены ниже (см. табл. 2.10.).
Таблица 2.10.
Вертикальный анализ отчёта о прибылях и убытках
Прибыль (убыток) до налогообложения |
707 |
100 |
524 |
100 |
- |
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Валовая прибыль |
1 412 |
199,72 |
974 |
185,88 |
-13,84 |
Прибыль (убыток) от продаж |
709 |
100,28 |
514 |
98,09 |
-2,19 |
Сальдо операционных расходов |
0 |
0,00 |
2 |
0,38 |
0,38 |
Сальдо внереализационных расходов |
-2 |
-0,28 |
8 |
1,53 |
1,81 |
Текущий налог на прибыль и аналогичные платежи |
647 |
91,51 |
474 |
90,46 |
-1,06 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
60 |
8,49 |
50 |
9,54 |
1,06 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) |
60 |
8,49 |
50 |
9,54 |
1,06 |
Изменения в структуре прибыли отрицательны: снизилась доля валовой прибыли и прибыли от продаж на 13,84 % и 2,19 % соответственно.
В то же время увеличилась доли прибыли от операционной деятельности (0,38 %) и чистой прибыли (1,06 %).
Снизилась доля налога на прибыль и прочих обязательных платежей на 1,06 % [12, с. 175-176].
2.6. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями — системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.
Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности:
R=П/V;
где П — прибыль организации;
V — показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.
В числителе могут быть представлены:
- прибыль от продажи продукции;
- прибыль до налогообложения;
- прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая прибыль);
- чистая прибыль.
Знаменатель может содержать:
- активы (или капитал) организации;
- собственный капитал;
- перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств);
- текущие активы:
- основные производственные фонды;
- производственные фонды (сумма основных производственных и оборотных производственных фондов);
- выручку от реализации продукции;
- себестоимость проданной продукции.
Использование большого числа состава показателей и их сочетаний для расчета рентабельности в практической и аналитической работе является, с одной стороны, следствием сложности финансово-хозяйственной деятельности, а с другой — затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.
На практике выделились следующие показатели рентабельности, достаточно полно характеризующие эффективность деятельности организации:
- рентабельность всего капитала (совокупных активов) по бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) — Rа — отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости активов;
- общая рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) — Rобщ.ск — отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости собственного капитала;
- рентабельность продаж по чистой прибыли — Rч.пр — отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции;
- рентабельность продаж по прибыли от реализации — Rпр. — отношение прибыли от реализации к выручке от реализации продукции:
- рентабельность собственного капитала по чистой прибыли — Rч.ск — отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Рассмотренные показатели рентабельности при необходимости могут быть рассчитаны также на начало или конец отчетного периода. В таких случаях в знаменателе дроби отражаются показатели баланса соответственно на начало или конец периода.
В табл. 2.11. рассчитаны показатели рентабельности по данным приложений 1 и 2 (формы 1 и 2).
Таблица 2.11.
Расчёт показателей рентабельности по данным отчётности
Показатель рентабельности |
За отчётный период |
За аналогичный период прошлого года |
Изменение |
Рентабельность всего капитала (совокупных активов) по бухгалтерской прибыли |
0,34 |
0,25 |
0,09 |
Общая рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли |
0,41 |
0,30 |
0,11 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
0,02 |
0,02 |
0,00 |
Рентабельность продаж по прибыли от реализации |
0,22 |
0,20 |
0,02 |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли |
0,03 |
0,03 |
0,01 |
Размер прибыли на рубль реализованной продукции, характеризует рентабельность этой продукции. В ходе анализа исследуются рентабельность продаж по чистой прибыли (Rч.пр) и рентабельность продаж по прибыли от реализации (Rпр.):
Rч.пр.=Пч/V;
Rпр=Пр/V;
где Пч — чистая прибыль;
Пр — прибыль от реализации;
N — выручка от реализации.
Эти показатели свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности, но и политики ценообразования в организации.
Основными путями повышения рентабельности продукции являются:
- снижение затрат на единицу или на 1 руб. продукции;
- улучшение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоемкости, материалоемкости, «зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции или повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т.д.);
- рост объема производства;
- рост цен на продукцию, сопровождаемый улучшением ее качества.
Для оценки влияния факторов на уровень себестоимости продукции используют двухфакторную модель рентабельности типа:
Rч.пр=Пч./V;
Оценка влияния факторов проводится методом цепной подстановки.
Используемая информация для факторного анализа рентабельности представлена в Приложении 5.
Влияние факторов рассчитывается по следующим формулам:
1. Изменение объёма продаж за сч1т изменения цены реализации продукции:
ΔRцп=((В1-С0)/В1)- ((В0-С0)/В0);
где В – выручка;
С – себестоимость.
2. Изменение рентабельности объёма продаж за счёт изменения себестоимости продукции:
ΔRсп=((В1-С1)/В1)- ((В1-С0)/В1).
3. Общее изменение рентабельности находится по следующей формуле:
ΔR= ΔRцп- ΔRсп.
Расчёты приведены в таблице 2.12.
Таблица 2.12.
Факторный анализ рентабельности
Показатели |
Виды продукции |
Итого |
||||||||
Пододия льник (бязь) |
Наво лочка (бязь) |
Комплект посте льного белья (бязь) |
Комп лект постель ного белья (ситец) |
Комп лект для новорож денных |
Прос тынь (лён) |
Прос тынь (ситец) |
Прос тынь (бязь) |
Халат мохро вый (женс кий) |
|
|
Цена за единицу |
0,3 |
0,09 |
0,6 |
- |
- |
0,2 |
0,1 |
- |
- |
1,29 |
0,35 |
0,1 |
0,65 |
0,43 |
0,35 |
0,23 |
0,12 |
0,18 |
0,75 |
3,16 |
|
Объём реализации, шт. |
1000 |
2000 |
3000 |
- |
- |
1010 |
1040 |
- |
- |
8050 |
510 |
1506 |
3072 |
1292 |
289 |
672 |
1002 |
995 |
93 |
9431 |
|
Объём реализации, т.р. |
300 |
180 |
1800 |
|
220 |
104 |
|
|
2604 |
|
179 |
150 |
1997 |
556 |
101 |
154 |
120 |
179 |
70 |
3506 |
|
Себестоимость, т.р. |
350 |
170 |
630 |
- |
- |
200 |
280 |
- |
- |
1630 |
251 |
84 |
366 |
313 |
261 |
105 |
83 |
117 |
510 |
2090 |
|
Финансовый результат |
-50 |
10 |
1170 |
- |
- |
20 |
-176 |
- |
- |
974 |
-72 |
66 |
1631 |
243 |
-160 |
49 |
37 |
62 |
-440 |
1416 |
|
Рентабельность продукции |
-0,14 |
0,06 |
1,86 |
|
|
0,10 |
-0,63 |
|
|
0,60 |
-0,29 |
0,79 |
4,46 |
0,78 |
-0,61 |
0,47 |
0,45 |
0,53 |
-0,86 |
0,68 |
|
Изменение объёма продаж за счёт изменения цены реализации |
0,45 |
-0,252 |
-3,66 |
- |
- |
0,056 |
-0,24 |
- |
- |
-0,48 |
Изменение рентабельности объёма продаж за счёт изменения себестоимости продукции |
-0,306 |
-0,475 |
1,06 |
- |
- |
-0,423 |
-0,83 |
- |
- |
0,40 |
Общее изменение рентабельности |
0,144 |
-0,727 |
-2,59 |
- |
- |
-0,367 |
-1,07 |
- |
- |
-0,08 |
По анализу рентабельности целесообразно сделать следующие выводы:
1. Показатели рентабельности, рассчитанные в табл. 2.11. имеют тенденцию к повышению, наибольшее увеличение приходится на рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли и составляет 11 %.
2. Рентабельность продаж по чистой прибыли в отчётном году не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
3. Общее изменение рентабельности составило 8 %. Это произошло за счёт изменение цены реализации, которое повлияло на снижение объёма продаж. Данный фактор имеет влияние – 0,48.
4. За счёт изменения себестоимости продукции рентабельность увеличилась на 40 %, но это не исключило общее снижение рентабельности в отчётном периоде [12, с. 263-276].
3. ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ РЕЗЕРВОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «САТТЕЛАЙН +»
3.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
В целом по результатам проведённого анализа финансового состояния предприятия ООО «САТТЕЛАЙН +» можно сказать, что данное предприятие является:
- Структура внеоборотных и оборотных активов признана нерациональной, предложение по улучшению данного положения состоят в том, чтобы увеличить долю оборотных активов, чтобы соответствовать нормам швейного производства.
- Структура самих оборотных активов удовлетворительна, дебиторская задолженность занимает наименьший удельный вес.
- По результата оценки финансовой устойчивости по методике Баканова М.И. и Шеремета А.Д. видим, что предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние, вызывающее нарушение в платёжеспособности. Предложения по улучшению финансового состояния: предприятие может сохранить возможность восстановить равновесие за счёт дополнительного привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов.
- Расчёт коэффициентов финансовой устойчивости показал, что на анализируемом предприятии фактические уровни коэффициентов находятся в пределах установленных норм. Следовательно, предприятие проводит однородную финансовую политику.
- По результатам анализа ликвидности баланса можно сделать вывод о том, что баланс абсолютно ликвидный, при этом доля дебиторской задолженности незначительная.
- Но коэффициентный анализ показал отрицательные результаты: Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности на исследуемом предприятии на начало года величина этого коэффициента составляет 0,75, а на конец – 0,59, это свидетельствует о снижении ликвидности.
- Коэффициент текущей ликвидности на исследуемом предприятии на начало года составляет 3,26, на конец – 2,04, что не ниже нормативного уровня, но свидетельствует о снижении ликвидности предприятия.
- Для увеличения ликвидности активов нужно уменьшать доли неликвидных запасов, просроченной дебиторской задолженности, просроченных векселей и др.
- Показатели деловой активности увеличиваются в динамике. Отметим, что это рассматривается как благоприятная тенденция.
- По отношению к предшествующему периоду прибыль до налогообложения выросла на 34,92 %.
- чистая прибыль растет медленнее, чем прибыль от продаж и прибыль отчетного периода – необходимо провести мероприятия по рационализации налоговой политикой организации.
- темп роста управленческих расходов периода намного выше темпа роста выручки, что отрицательно сказывается на себестоимости единицы продукции, необходимо снижать управленческие расходы, прибыль от продаж растет быстрее, чем выручка от реализации, что свидетельствует об относительном росте затрат на производство.
Изменения в структуре прибыли отрицательны: снизилась доля валовой прибыли и прибыли от продаж на 13,84 % и 2,19 % соответственно. В то же время увеличилась доли прибыли от операционной деятельности (0,38 %) и чистой прибыли (1,06 %). Снизилась доля налога на прибыль и прочих обязательных платежей на 1,06 %.
- Показатели рентабельности имеют тенденцию к повышению, наибольшее увеличение приходится на рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли и составляет 11 %. Рентабельность продаж по чистой прибыли в отчётном году не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее изменение рентабельности составило 8 %. Это произошло за счёт изменение цены реализации, которое повлияло на снижение объёма продаж. Данный фактор имеет влияние – 0,48. За счёт изменения себестоимости продукции рентабельность увеличилась на 40 %, но это не исключило общее снижение рентабельности в отчётном периоде. Предприятие снижает цены реализации на свою продукцию, данный факт не является положительным, так как в условиях инфляции и при наличии постоянного спроса на продукцию нет потребности в снижении цен, даже при уменьшении себестоимости.
3.2. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЧЕРЕЗ ФАКТОРИНГ, УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. В стабильной экономике доминируют безналичные расчеты, осуществляемые с помощью чеков, векселей, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам, системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
Факторинг представляет собой один из способов кредитования торговых операций, при котором специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика все права, возникающие с момента поставки товара покупателю, и сама взыскивает долг. Тем самым поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга. Большую часть суммы (60—90%) за поставленную продукцию поставщик получает от фактора сразу же после отгрузки товара. Оставшаяся часть придерживается для покрытия риска неоплаты. После поступления платежа блокированная сумма за вычетом процентов и комиссионных фактор-фирмы выплачивается поставщику в срок, определяемый фактор-соглашением, причем независимо от текущего финансового положения покупателя. Эта операция достаточно дорогая для предприятия; в западной практике нередки случаи, когда потери составляют до 50% суммы дебиторской задолженности. Но несмотря на дороговизну является одним из лучших способов управления дебиторской задолженности в сторону её снижения и оптимизации структуры [6, с. 583].
Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся: время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность, структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчете покупателями и возможность их унификации, схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов и др.
3.3. НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА, РАСШИРЕНИЕ РЫНКОВ СБЫТА
Для улучшения финансового состояния, увеличения прибыли, улучшения показателей деловой активности и рентабельности может быть управлением предприятия принято решение о расширении рынков сбыта. Но перед тем как осуществлять поставленные задачи необходимо провести маркетинговое исследование рынка и ответить на вопросы:
- нужна ли наша продукция потребителям?
- можем ли мы конкурировать с крупными производителями?
- соответствуют ли наши цены рыночным?
В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия и основанная на знании потребительского спроса. В этих условиях маркетинг — это система организации деятельности предприятия, фирмы, корпорации по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей в целях получения высокой прибыли. Термин «маркетинг» означает деятельность в сфере рынка, сбыта.
В основе маркетинга лежит идея человеческих потребностей, т.е. потребностей в пище, одежде, тепле и безопасности, а также в близости, влиянии, привязанности и др.
В условиях маркетинговой деятельности различают два вида рынков.
Рынок продавца — это, как правило, дефицитный рынок, на котором продавцы имеют больше власти и наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям.
Рынок покупателя — это, как правило, насыщенный рынок, на котором больше власти имеют покупатели и наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.
Любой продавец сталкивается с проблемой реализации, т.е. доведения продукции до покупателя. Основная задача каждого изготовителя-продавца и потребителя — получение удовлетворительного коммерческого итога. Коммерческий успех непосредственно зависит от глубокого и всестороннего изучения форм, типовой видов рынков. Изучение рынка осуществляется с двух позиций: его характерных особенностей, потребностей и возможностей и его емкости, степени насыщенности, состояния конкуренции, вероятности появления товаров-аналогов и т.п. Предпочтение той или иной позиции приводит либо к маркетингу, ориентированному на продукт, либо к маркетингу, ориентированному на потребителя [20, с. 284-311].
3.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ПОСТАВОК
Политика в отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты поставленной продукции, предоставлением различного рода скидок, кредита и др.
Условия поставок оговариваются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем.
В соответствии с договором поставщик обязан упаковать продукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен принять прибывшую в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи ее покупателю.
Совершенствование систем поставок состоит в следующем:
- с целью предотвращения затоваривания складов поступающими товарами в зарубежной практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе поставщика, консигнационный склад и система поставок «точно в срок».
- Стимулирование снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и мероприятия с общественностью позволяют покупателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков и установить с ними контакты для последующего обмена информацией.
- Планирование доставки материалов предусматривает движение материалов от поставщика к потребителю. При этом могут быть рассмотрены два направления: каналы снабжения и логистика снабжения. Каналы снабжения характеризуют движение товаров от поставщика к потребителю с выполнением юридических обязательств сторон. Логистика снабжения рассматривает проблемы физической транспортировки и хранения материалов. Т.е. для усовершенствования систем поставок необходимо планирование доставки по каналам снабжения и непосредственно транспортировки и хранения [20, с. 324-326].
С помощью политики коммуникаций в области снабжения устанавливаются контакты с существующими и потенциальными поставщиками по вопросам заключения договоров о поставках продукции.
В области снабжения различают следующие виды коммуникаций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и работа с общественностью (паблик рилейшнз).
Метод прямой коммуникации наиболее распространен в снабжении. С его помощью устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая может быть получена из справочников, каталогов, периодических изданий и через Интернет.
3.5. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ПОСТАВОК
Изменение действующего договора поставки весьма проблематично, в связи с этим рассмотрим основные особенности договора поставок, чтобы избежать непредвиденных ситуаций и не понести убытков, связанных с невыполнением обязательств или чрезвычайными происшествиями.
В соответствии с договором поставщик обязан упаковать продукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен принять прибывшую в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи ее покупателю.
Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются особенности поставок. В случаях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупателя, в цену договора включаются транспортные расходы и расходы по страхованию груза. Если поставка осуществляется со склада поставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость.
Цена на перевозку может быть жестко установленной или скользящей. При жестко установленной фиксированной цене в договоре покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пересмотра.
В случаях, когда в момент заключения договора трудно установить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена и изменена, т.е. она подвержена рыночным воздействиям. При этом в разделе особых условий договора указываются способы определения скользящей цены с учетом инфляционных процессов.
При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стоимость устанавливается договором. Если продукция поступила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет перевозчик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причиненных убытков.
Договор на хранение товаров на складе поставщика предполагает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих складах оговоренного уровня складских запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него складских площадей.
Поставка по принципу «точно в срок» относится к внутрихозяйственным проблемам поставщика. При этом оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах по заранее установленному графику, что позволяет заказчику не накапливать запасы у себя на складах, а получать их по мере необходимости.
3.6. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ, ПОКУПКА В СТОРОНУ СНИЖЕНИЯ, ПРОДАЖА В СТОРОНУ УВЕЛИЧЕНИЯ
В условиях рыночной экономики цена служит важнейшим экономическим параметром, характеризующим деятельность предприятия. Для любого хозяйствующего субъекта, работающего на рынок, вопрос о ценах — это вопрос существования и благополучия.
Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цена и ценовая политика для предприятия — главный элемент маркетинга. Именно поэтому разработке ценовой политики должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства фирмы, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно сказывается на динамике продаж и рентабельности.
Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое. Фирма не просто устанавливает ту или иную цену, она создает свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающую различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей, для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса, сезонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, следует помнить, что деятельность фирмы осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения. Иногда фирма сама проявляет инициативу изменения цен, но чаще просто реагирует на действия конкурентов.
Наиболее распространенная ошибка ценообразования — излишняя ориентация на издержки, что не позволяет предприятию адаптироваться к изменению рыночных условий и требований различных сегментов рынка.
Ценовая политика фирмы представляет собой общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью установления цен на свою продукцию. Однако установление цен на продукцию фирмы в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая — исключает возможность приобретения товара многими покупателями. В этих условиях необходимо правильно сформулировать ценовую политику фирмы, помня о взаимосвязях .
Разработка ценовой политики включает несколько последовательных этапов:
- выработку целей ценообразования;
- анализ ценообразующих факторов (определение спроса, анализ предложения и цен конкурентов и др.);
- выбор метода ценообразования;
- принятие решения об уровне цены;
- установление цен таким образом, чтобы покупки предприятия производились по более низким ценам, а продажа произведённой продукции по более высоким.
Каждый шаг установления цены сопряжен с определенными проблемами и сложностями, о которых вдумчивый предприниматель должен знать заранее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы:
1. Структура внеоборотных и оборотных активов признана нерациональной.
2. Структура самих оборотных активов удовлетворительна, дебиторская задолженность занимает наименьший удельный вес.
3.По результата оценки финансовой устойчивости по методике Баканова М.И. и Шеремета А.Д. видим, что предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние, вызывающее нарушение в платёжеспособности.
4. Расчёт коэффициентов финансовой устойчивости показал, что на анализируемом предприятии фактические уровни коэффициентов находятся в пределах установленных норм. Следовательно, предприятие проводит однородную финансовую политику.
5. Баланс предприятия абсолютно ликвидный, при этом доля дебиторской задолженности незначительная.
6. Коэффициентный анализ показал отрицательные результаты: Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности на исследуемом предприятии на начало года величина этого коэффициента составляет 0,75, а на конец – 0,59, это свидетельствует о снижении ликвидности.
7. Коэффициент текущей ликвидности на исследуемом предприятии на начало года составляет 3,26, на конец – 2,04, что не ниже нормативного уровня, но свидетельствует о снижении ликвидности предприятия.
8. Для увеличения ликвидности активов нужно уменьшать доли неликвидных запасов, просроченной дебиторской задолженности, просроченных векселей и др.
9. Показатели деловой активности увеличиваются в динамике. Отметим, что это рассматривается как благоприятная тенденция.
10. По отношению к предшествующему периоду прибыль до налогообложения выросла на 34,92 %.
11. Чистая прибыль растет медленнее, чем прибыль от продаж и прибыль отчетного периода – необходимо провести мероприятия по рационализации налоговой политикой организации.
12. Темп роста управленческих расходов периода намного выше темпа роста выручки, что отрицательно сказывается на себестоимости единицы продукции, необходимо снижать управленческие расходы, прибыль от продаж растет быстрее, чем выручка от реализации, что свидетельствует об относительном росте затрат на производство.
13. Изменения в структуре прибыли отрицательны: снизилась доля валовой прибыли и прибыли от продаж на 13,84 % и 2,19 % соответственно. В то же время увеличилась доли прибыли от операционной деятельности (0,38 %) и чистой прибыли (1,06 %). Снизилась доля налога на прибыль и прочих обязательных платежей на 1,06 %.
14. Показатели рентабельности имеют тенденцию к повышению, наибольшее увеличение приходится на рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли и составляет 11 %.
15. Рентабельность продаж по чистой прибыли в отчётном году не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее изменение рентабельности составило 8 %. Это произошло за счёт изменение цены реализации, которое повлияло на снижение объёма продаж. Данный фактор имеет влияние – 0,48. За счёт изменения себестоимости продукции рентабельность увеличилась на 40 %, но это не исключило общее снижение рентабельности в отчётном периоде.
16. Предприятие снижает цены реализации на свою продукцию, данный факт не является положительным, так как в условиях инфляции и при наличии постоянного спроса на продукцию нет потребности в снижении цен, даже при уменьшении себестоимости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / Под ред. М.И. Баканова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 536 с.: ил.
2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2001 . – 215 с.
3. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 336 с.
4. Гинзбург А.И. Экономический анализ: Учебник.- СПб.: Питер, 2003.- 480 с.: ил.
5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М. Дело и сервис. 2001. – 304 с.
6. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.
7. Ковалёв ВВ., Волкова О.Н. анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.- 424 с.
8. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): [Учебник].- М.: «Финансы и статистика», 2003.- 536 с.: ил.
9. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: Учеб. пособие.- М.: Академический проект, 2003.- 573 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 330с.
11. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник.- 10-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2004.- 640 с.
12. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 639 с.
13. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса». 2000. – 528 с.
14. Хеддервик К. Финансовый и экономический анализ деятельности предприятий / Международная организация труда: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н.Воропаева. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 192 с.
15. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ. под ред. Л.П.Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 663 с.
16. Чечевицина Л.Н. Экономический анализ: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2001.- 448 с.
17. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.
18. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 343 с.
19. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: Дашков и К, 2000 . – 753 с.
20. Экономический анализ: Учебник / Под ред. Л.Т. Гиляровской.- 2-е изд., доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 612 с.