Содержание
Введение. 3
1. Классификация, состав и строение керамики. 5
2. Потребительские свойства керамических товаров. 10
3. Качество керамических товаров. 12
4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение бытовых керамических изделий. 14
5. Формирование потребительских свойств и ассортимента керамических товаров на примере ООО «Мир посуды». 20
Заключение. 26
Список литературы.. 27
Введение
К керамическим относят изделия, получаемые из глинистых веществ с минеральными добавками или без них путем формирования и последующего обжига. В России производство керамических изделий известно с давних времен; свидетельство тому – остатки двух печей для обжига, найденный при раскопках на Таманском полуострове. Памятниками древнерусского гончарного производства являются лепные украшения в соборах Новгорода, Владимира и в других местах. К таким памятникам относятся также церковь Василия Блаженного, построенная в Москве в 1554-1560 гг.
В
16 веке в Москве, за Яузой, была создана гончарная слобода для изготовления
глиняной посуды, изразцов, черепицы и кирпича. В
Новый этап развития керамического производства в России начался с доработки Д.И. Виноградовым основ производства русского фарфора. Под его руководством в 1744 году был построен первый в стране фарфоровый завод под Петербургом. Фарфор, полученный по рецепту Д.И. Виноградова, не уступал лучшим в то время видам китайского, саксонского и венского фарфора.
Большой
вклад в разработку теоретических основ формирования фарфорового черепка наряду
с Д.И. Виноградовым внес М.В. Ломоносов. В 1752 году он впервые изложил процесс
образования черепка: «Спекание есть перевод порошкообразного тела, замешенного
водой в тесто, которому по приданию известная форма, затем медленного
высушенного силой огня в каменистое вещество». Подтвердил эту теорию акад. В.И.
Вернадский, который в
Второй фарфоровый завод в России был построен в 1766 году англичанином Ф.Гарднером в с. Вербилки (ныне Димитровский фарфоровый завод). Затем появились заводы на Украине – Барановский, Коростенский, Городницкий и др.
Большое значение для теории и практики производства керамических изделий имеют работы ученых Д.С. Белянкина, Б.С. Швецова, П.П. Будникова, А.С. Бережного, Г.В. Куколева, Д.Н. Полубояринова, А.И. Августникова, Э.К. Келлера, Я.В. Ключарова и др.
В представленной работе мы рассмотрим деятельность предприятия ООО «Мир посуды».
Цель работы – рассмотреть основы производства и правила торговли керамическими изделиями.
Задачи работы – рассмотреть классификацию, состав и строение керамики, изучить Потребительские свойства керамических товаров, проанализировать факторы формирования потребительских свойств и ассортимента керамических товаров, изучить требования к качеству керамических товаров, изучить правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения бытовых керамических изделий.
1. Классификация, состав и строение керамики
Керамику классифицируют по характеру строения, степени спекания (плотности) черепка, типам, видам и разновидности, наличию глазури.
По характеру строения керамику подразделяют на грубую и тонкую. Изделия грубой керамики (гончарные изделия, кирпич, черепица) имеют пористый крупнозернистый черепок неоднородной структуры, окрашенный естественными примесями в желтовато-коричневые цвета.
Тонкокерамические изделия отличаются тонкозернистым белым или светлоокрашенным, спекшимся или мелкопористым черепком однородной структуры[1].
По степени спекания (плотности) черепка различают керамические изделия плотные, спекшиеся с водопоглощением менее 5% - фарфор, тонкокаменные изделия, полуфарфор и пористые с водопоглощением более 5% - фаянс, майолика, гончарные изделия.
По составу и свойствам керамические изделия делят на типы, виды и разновидности. Основные типы керамики – фарфор, тонкокерамические изделия, полуфарфор, фаянс, майолика, гончарная керамика.
Тип керамики определяется характером используемых материалов, их обработкой, особенно тонкостью помола, составом масс и глазурей, температурой и длительностью обжига. В состав масс всех типов керамики входят пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие материалы (кварц, кварцевый песок), плавни (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.) При обжиге отформованных изделий в результате сложных физико-химических превращений и взаимодействий компонентов масс и глазурей, формируется их структура. Структура черепка неоднородна и состоит из кристаллической, стекловидной и газовой фаз.
Кристаллическая фаза образуется при разложении и преобразовании глинистых веществ и других компонентов массы. Она включает кристаллы муллита 3Al2O3 * 2SiO2, остатки измененного глинистого вещества, оплавленные зерна кварца. Кристаллическая фаза и особенно муллит придают черепку прочность, термическую и химическую устойчивость.
Стекловидная фаза возникает за счет расплавления плавней и частично других компонентов. Она соединяет частицы массы, заполняет поры, повышая плотность черепка; в количестве до 45 - 50% увеличивает прочность изделий, при большем содержании – вызывает хрупкость изделий, снижает их термостойкость. Стекловидная фаза способствует уменьшению водопоглощения, обуславливает просвечиваемость черепка.
Газовая фаза (открытые и замкнутые поры) оказывает неблагоприятное влияние на физико-химические свойства изделий; снижает прочность, термическую и химическую устойчивость, вызывает водопоглощение и водопроницаемость черепка.
Различие между отдельными типами керамики обусловлено спецификой их внутренней структуры, то есть составом и соотношением отдельных фаз, составом и структурой глазури[2].
Основными типами керамики являются следующие:
Фарфор – тонкокерамическое изделие с плотным, спекшимся, блестящим в изломе черепком белого цвета с голубоватым оттенком. Его подразделяют на два вида: твердый и мягкий.
В
состав твердого фарфора входят 50%
глинистых веществ и по 25% отощитенлей и плавней. В
структуре обожженного при 1380-1420оС черепка кристаллическая фаза
составляет 30-35%, стекловидная фаза - 40-60, газовая фаза - 5-7%. Поэтому
твердый фарфор отличается высокой степенью спекания (водопоглощение
0,1-0,2%), прочностью, термической и механической устойчивостью. Просвечивает в
толщине до
К твердому фарфору по своим свойствам близок низкотемпературный фарфор. Низкотемпературный фарфор содержит 41-46% глинистых веществ и 45-52% плавней, что позволяет снизить температуру обжига до 1180оС. Он характеризуется высокой прочностью. В тонком слое не просвечивает, так как покрывается непрозрачной глазурью. Применяется такой фарфор в основном для изготовления посуды, предназначенной для предприятий общественного питания.
Мягкий фарфор выпускают нескольких разновидностей. В нашей стране изготавливают мягкий костяной и высокополевошпатовый фарфор.
Мягкий костяной фарфор отличается высоким содержанием в
массе плавней - 53% полевого шпата и костяной золы, глинистых веществ – 32% и
кварцевых (отощителей ) – 15%. Ввиду этого его
обжигают при 1260оС; в структуре черепка до 85% стекловидной фазы. Черепок
очень тонкий, высокой белизны и просвечиваемости (до
Мягкий полевошпатовый фарфор предназначен в основном для художественно-декоративных изделий.
Тонкокаменные изделия имеют спекшийся непросвечивающийся белый или окрашенный в сероватые, голубые, бежевые тона черепок с водопоглощением 0,5-3,0%. Они отличаются повышенной механической прочностью и термостойкостью. Применяют их в производстве посуды и художественных изделий, а некоторые разновидности – для жаростойкой кухонной посуды.
Полуфарфор - это тонкокерамические изделия с непросвечивающимся белым или окрашенным черепком с водопоглощением 0,5-5,0%. Из полуфарфора изготавливают посуду различного назначения и художественно-декоративные изделия.
Фаянс представляет собой тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком белого цвета с желтоватым оттенком. В нашей стране вырабатывают твердый фаянс с водопоглощением 9-12%. Он содержит 60-63% глинистых веществ и лишь 5-15% плавней. Поэтому основной фазой черепка, обожженного при 1250-1280оС, является кристаллическая. Стекловидная фаза (около 20% объема) располагается между структурными элементами черепка, обеспечивая их связь, но не заполняя пор. Общая пористость 26-30%.
Ввиду высокой пористости фаянс всегда глазируют, но и в этом случае он склонен к влажностному набуханию. При ударе фаянс издает глухой звук. Он отличается более низкой по сравнению с фарфором прочностью и термостойкостью. Пониженная термостойкость фаянса обусловлена высоким термическим расширением легкоплавкой глазури и резким отличием ее по составу от глинисто- кварцевого черепка. Фаянс используют в производстве посуды, главным образом столовой, и художественных изделий.
Майолика – это тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком. Их подразделяют на два вида: майоликовые изделия из масс на основе беложгущихся глин и из масс на основе цветных глин. Водопоглощение майолики с белым черепком – 12%, с цветным – 16%. Майолика менее прочна и термостойка, чем фаянс, но исключительно декоративна.
Гончарная керамика – это грубокерамические изделия с крупнозернистым естественно окрашенным черепком. Вырабатывают их из гончарных глин с добавками отощителей; водопоглощение – 15-16%; частично или полностью покрывают легкоплавкими глазурями. Из гончарной керамики изготавливают хозяйственную посуду и частично декоративные изделия.
По наличию глазури керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и заглушенными, бесцветными и цветными (одно- и многоцветными), с поверхностью блестящей, матовой, ирризирующей, с рисунком «кракле» и другие.
По назначению керамические изделия делят на бытовые, архитектурно-строительные и технические.
К бытовым относят посуду и художественно-декоративные изделия (фарфоровые, фаянсовые, майоликовые и др.).
Изделия архитектурно-строительные – преимущественно изделия грубой керамики, применяемые для кладки стен, кровли зданий и сооружений (черепица, кирпич), отделки и облицовки наружных и внутренних стен.
Изделия технические применяют в радиотехнической, авиационной, автомобильной и других отраслях народного хозяйства, а также для оборудования лабораторий (посуда, ступки, пестики и др.)[3].
2. Потребительские свойства керамических товаров
Потребительские свойства керамических товаров определяются функциональными, эргономическими, эстетическими достоинствами авторского образца, свойствами керамики и качеством изготовления изделий. Многие физико-химические свойства керамики служат показателями потребительских свойств фарфоровой и фаянсовой посуды. Важнейшими из них являются следующие.
Пористость – это содержание открытых и замкнутых пор в черепке. Открытая пористость характеризуется величиной водопоглощения и изменяется от 0,1% у фарфора до 16% у майолики. С увеличением пористости снижается прочность изделий, их термостойкость, химическая устойчивость, гигиеничность, просвечиваемость, несколько повышается белизна.
Белизна – способность диффузно отражать свет – представляет собой важный показатель эстетических свойств фарфоро - фаянсовых изделий. Зависит она главным образом от присутствия в массах и глазурях окрашивающих оксидов – ( Fe2O3, TiO2 и других), режима обжига. Белизна твердого фарфора - 60-65%, костяного – 74-78%.
Просвечиваемость, то есть способносчть пропускать свет, присуща только твердому и
мягкому фарфору. Она зависит от количества стекловидной фазы в структуре
пористости. Просвечиваемость черепка твердого фарфора
толщиной
Блеск глазури - способность поверхности изделия зеркально отражать свет – определяется составом глазури и состоянием поверхности. Наличие в составе глазури оксидов калия, бария, свинца повышает блеск, а дефекты глазури – наколы, оспины – снижают его.
Механические свойства керамики, как и стекла, характеризуются высокими показателями прочности при сжатии и низкими при растяжении, изгибе, ударе. Так прочность твердого фарфора при сжатии 450-550 МПа, при растяжении 40, а при ударе - всего 0,1-0,2 МПа. Глазурь фарфора отличается высокой твердостью – 7 единиц минералогической шкалы, глазурь фаянса – 6, глазурь майолики – 5 единиц. Твердые глазури хорошо противостоят истиранию, царапанью, долгое время сохраняют гладкость и блеск поверхности. Механические свойства керамики зависят от состава и структуры черепка и глазури, состояния поверхности.
Термическая устойчивость изделий во многом обуславливается свойствами глазури и ее согласованностью с черепком по термическому расширению. Термостойкость посуды из твердого фарфора не менее 165оС, фаянсовой с бесцветной глазурью – 145, с цветной глазурью – 115, майоликовой посуды – 130-150оС.
ГОСТ 4.69-81 «Посуда фарфоровая и фаянсовая. Номенклатура показателей» Устанавливает Следующий перечень показателей, которые учитывают при разработке стандартов и оценке качества изделий:
показатели назначения - линейные размеры и вместимость, устой на поверхности, величина водопоглощения, термостойкость;
показатели надежности – сопротивление изгибу, удару, отрыву приставных деталей, прочность на истирание глазури и декора, их кислото и щелочестойкость;
эстетические показатели – белизна, просвечиваемость черепка, блеск глазури, точность воспроизведения авторского образца и эталона, показатели целостности композиции, совершенства формы и декора;
эргономические показатели – гигиеничность и удобство пользования изделием. Гигиеничность характеризуется выделением вредных веществ, а удобство пользования – показателем соответствия массы изделия силовым возможностям человека, размерам и форме руки, оно характеризуется также допустимым углом наклона изделия до выпадения крышки, шероховатостью незаглазурованных частей изделия.
3. Качество керамических товаров
Стандарты различных категорий и видов регламентируют показатели потребительских свойств керамических товаров, правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.
Установлены показатели назначения – размеры и устойчивость изделий на плоскости, показатели водопоглощения и термостойкости. Водопоглощение черепка обычного твердого фарфора не должно превышать 0,2%, низкотемпературного фарфора - 0,8, тонкокаменных изделий – 3, фаянсовых – 12, майоликовых с белым черепком – 12, с цветным черепком – 16%.
Термостойкость фарфоровой посуды должна составлять 165оС, фаянсовой с бесцветной глазурью – 145, с цветной глазурью – 115, майоликовой посуды –130-150оС.
Нормируют показатели надежности – прочность плоских изделий и прочность прикрепления деталей, кислотостойкость посуды. Посуда должна быть прочной. Тарелки и блюдца из обычного твердого и низкотемпературного фарфора не должны разрушаться при хранении в течение 5 дней в стопах по 120 штук, из костяного фарфора и фаянса – по 100 штук. Приставные детали (ручки, носики) должны выдерживать нагрузку, которая вдвое превышает массу воды, заполняющую изделия. Поверхность посуды, соприкасающейся с пищей должна быть кислотостойкой.
Обуславливают эргономические показатели. Ограничивают выделение вредных веществ из глазури и керамических красок, нормируют показатели удобства пользования: плотность посадки крышки, показатель сливной способности. Крышки чайников и кофейников не должны выпадать при наклоне изделия на 70о (крышки с высоким шарниром или замком –на 80о) жидкость должна выливаться из посуды нераздельной параболической струей.
Из
эстетических показателей нормируют белизну (60-65%) и просвечиваемость
(до
Стандарты устанавливают требования к качеству изготовления посуды. Посуда должна иметь правильную форму, детали (ручки, носики) должны соответствовать оттенку корпуса. Глазурь должна быть сплошной, равномерной по толщине, незаглазированные края фарфоровых изделий - зашлифованными и заполированными, ножки – зашлифованными.
При
отступлениях в технологических режимах возможно образование дефектов. Не
допускаются следующие дефекты, при наличии которых изделия переводят в брак:
трещины, сквозные отколы, незашлифованные и незаглазированные, пузыри (вздутия черепка или глазури
диаметром
В зависимости от вида, размера и количества дефектов фарфоровую и фаянсовую посуду подразделяют на 1,2 и 3-й сорта; изделия тонкокаменные и и майоликовые – на 1-й и 2-й сорта. Посуду из низкотемпературного фарфора на сорта не делят. Для некоторых предприятий предусмотрены етыре сорта – высший, 1,2 и 3-й.
При контроле качества керамических товаров в торговле из разных мест партии отбирают выборку в объеме 1%, но не менее 10 изделий. Проверяют соответствие изделий образцам - эталонам по форме, отделке, декору, комплектности, определяют наличие дефектов и правильность установления сорта. В необходимых случаях в лабораторных условиях измеряют физико-технические показатели.
При приемке товаров контролируют способ и состояние упаковки, полноту и четкость маркировки[4].
4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение бытовых керамических изделий
Маркировку наносят на керамические изделия несмываемой краской или декалькоманией с обратной стороны, а затем закрепляют ее обжигом. На дне изделия указывают товарный знак, группу сложности разделки и розничную цену. Цвет краски и этикетки зависит от сорта изделия: красный – для изделий 1-го сорта, синий – 2-го, зеленый – 3-го. На аттестованные изделия красной краской наносят государственный Знак качества.
Упаковывают керамические изделия в пачки, пакеты, картонные коробки, картонные и деревянные ящики и термоусадочную пленку. Чашки с блюдцами завертывают в бумагу через одно изделие, а затем по 2-6 шт. упаковывают пачками.
Кружки упаковывают в пакеты или коробки, предварительно
завернув их в бумагу по четыре штуки каждого размера. Изделия, входящие в
сервиз, укладывают в картонные коробки массой не более
Художественно-декоративные и подарочные изделия упаковывают в коробки из гофрированного картона, строго фиксируя их положение. На каждое упакованное место наклеивают этикетку с указанием наименования завода-изготовителя, наименования и количества изделий, сорта, группы сложности разделки, латы и номера ГОСТа или ТУ.
Транспортируют керамические изделия как по железной
дороге в вагонах или контейнерах, так и автотранспортом. Для предохранения
изделий от разрушения пол и каждый ряд изделий, а также все свободные места и
зазоры между рядами перестилают древесной стружкой. В нижних рядах размещают
более массивные и тяжелые изделия, в верхних – более легкие и ценные. Если при
транспортировании возможны перевалки в пути, то изделия упаковывают в
деревянные ящики массой по 100-
Несмотря на тщательную упаковку, при транспортировании не исключается бой изделий, особенно сложной формы. Нормы потерь (боя) изделий установлены на товары отечественного производства и импортные в процентах от суммы стоимости партии товара в зависимости от вида изделий, вида транспорта, места расположения склада и дальности расстояния перевозки (табл. 1).
Таблица 1
(в % от суммы стоимости партии товаров)
Посуда фарфоровая |
Посуда фаянсовая и майоли-ковые изделия |
Гончарные товары |
|
1. Для предприятий оптовой торговли при приемке товара от завода-изготовителя: |
|||
1.1. При получении товара, перевезенного по железной дороге, на прирельсовых складах в зависимости от расстояния: |
|||
От |
0,3/0,2 |
0,35 |
0,9 |
От 1001 до |
0,4/0,3 |
0,45 |
1,0 |
Свыше |
0,5/0,4 |
0,55 |
1,2 |
1.2. При получении товара, перевезенного по железной дороге в вагонах и контейнерах, с последующей перевозкой его автотранспортом в зависимости от расстояния перевозки по железной дороге: |
|||
От |
0,5/0,5 |
0,55 |
1,6 |
От 1001 до |
0,6/0,7 |
0,65 |
1,8 |
Свыше |
0,7/0,8 |
0,75 |
2,0 |
1.3. При перевозке товара автотранспортом от завода-изготовителя до склада базы в зависимости от расстояния (для импортных товаров со складов оптовых баз и баз предприятий розничной торговли): |
|||
До |
0,2/0,25 |
0,3 |
0,9 |
От 51 до |
0,4/0,35 |
0,45 |
1,1 |
Свыше |
0,5/0,45 |
0,55 |
1,4 |
2. Для предприятий оптовой и розничной торговли, осуществляющих стопроцентную поштучную приемку товаров: |
|||
2.1. При получении товара, перевезенного по железной дороге, на прирельсовых складах в зависимости от расстояния: |
|||
До |
0,35 |
0,5 |
1,6 |
От 1001 до |
0,45 |
0,6 |
2,0 |
Свыше |
0,55 |
0,7 |
2,6 |
2.2. При получении товара, привезенного по железной дороге в вагонах и контейнерах, с последующей перевозкой его автотранспортом в зависимости от расстояния перевозки по железной дороге: |
|||
От |
0,9 |
1,0 |
3,0 |
От 1001 до |
1,1 |
1,2 |
3,7 |
Свыше |
1,3 |
1,4 |
4,4 |
2.3. При перевозке товара автотранспортом от завода-изготовителя или после поштучной проверки со складов оптовых баз и баз предприятий розничной торговли в зависимости от расстояния: |
|||
От |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
От 51 до |
0,6 |
0,7 |
1,8 |
Свыше |
0,7 |
0,9 |
2,1 |
3. Для предприятий розничной торговли, получающих товары со складов оптовых баз в упаковке изготовителей, независимо от расстояния перевозки: |
|||
3.1. Автотранспортом |
0,9 |
1,0 |
2,8 |
3.2. Двумя видами транспорта: по железной дороге и автотранспортом |
1,2 |
1,3 |
3,5 |
4. Для предприятий оптовой и розничной торговли, списывающих потери при хранении и реализации: |
|||
4.1. На складах оптовых баз и баз розничной торговли, выполняющих функции оптового звена, от суммы стоимости отпущенного, распакованного и проверенного товара |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
4.2. В предприятиях розничной торговли от суммы стоимости реализованного за межинвентари-зационный период товара |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Нормы потерь установлены дифференцированно для товаров отечественного производства и импортных[6].
Для импортной фарфоровой посуды нормы потерь (боя) указаны в знаменателе, за расстояние перевозки принимается расстояние от пограничных станций РФ.
Для предприятий розничной торговли, получающих
импортную фарфоровую посуду автотранспортом со складов оптовых баз в упаковке
инофирм, с учетом расстояния перевозки по железной дороге от пограничных
станций РФ, установлены следующие нормы: до
Для предприятий оптовой и розничной торговли потери товаров отечественного и импортного производства, образующиеся при хранении и реализации, установлены в размере 0,05 суммы стоимости отпущенного, распакованного и поштучно проверенного товара на складах оптовых баз и базах розничных предприятий, выполняющих функции оптового звена, а на предприятиях розничной торговли – от стоимости реализованного за межинвентаризационный период товара. На посуду, упакованную в термоусадочную пленку, применяются нормы на импортную фарфоровую посуду.
Хранят керамические изделия в сухих, проветриваемых помещениях, предохраняя от воздействия атмосферных осадков и загрязнения. Изделия размещают на стеллажах по видам, сортам, сложности разделок и другим признакам. На стеллажах необходимо иметь трафареты для учета реализации и запасов изделий на складе[8].
5. Формирование потребительских свойств и ассортимента керамических товаров на примере ООО «Мир посуды»
ООО «Мир посуды» занимается закупкой и реализацией посуды, в том числе и керамических товаров.
Потребительские свойства и ассортимент керамических изделий формируются на стадиях разработки и изготовления и зависят от совершенства формы и конструкции авторского образца, свойств керамики, тщательности изготовления серийной или массовой продукции. В свою очередь качество изготовления изделий определяется характером технологии и точностью ее соблюдения.
Ассортимент керамических товаров ООО «Мир посуды» очень широк и разнообразен.
Ассортимент керамических товаров ООО «Мир посуды» формируется под воздействием научно-технического прогресса, социально-демографических факторов, смены стилевых направлений в декоративно-прикладном искусстве.
Ассортимент изделий тонкой керамики классифицируют по типу керамики, назначению, виду изделий, фасонам, размерам, видам и сложности декорирования, комплектности.
По типу керамики различают фарфоровые, тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия. Фарфоровые изделия составляют 60-65% общего производства тонкой керамики, фаянсовые –32, майоликовые 2%.
По назначению выделяют посуду для предприятий общественного питания и изделия бытового назначения. Посуда для предприятий общественного питания специализируется по типам предприятий (рестораны, кафе, детские сады и т.п.); она должна быть строго функциональной, удобной в складировании, мойке.
Изделия бытового назначения подразделяют на посуду (чайную, кофейную, столовую, кухонную) и художественно – декоративные изделия (скульптура, вазы для цветов и декоративные настенные украшения и др.) Среди посуды различают также изделия повседневного и праздничного характера. Соотношение изделий различного назначения в ассортименте определяется типом керамики.
Виды (наименования) посуды различны. Названия изделий обычно связаны с их назначением (чайник, сахарница и т.п.).
Фасон изделий определяется формой корпуса (шар, овал, конус и т.п.), конструкцией (на ножке, поддоне, с ручками, крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом борта (сплошной, ажурный). В соответствии с формой корпуса и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду подразделяют на плоскую h/d £ 0,5 или полную h/d > 0,5. Фасонам присваивают индивидуальные названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера.
По размерам фарфоровую посуду подразделяют на мелкую
– диаметром или длиной до
По видам разделок различают посуду, украшенную деколью, печатью, живописью и др.
Разделки и соответственно изделия подразделяют на груповые и внегрупповые. Сложность и номер группы разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглазурные, золото и т.д.), композиции рисунка (сплошной, букетом и т.д.). Групповые разделки фарфоровых изделий делят на десять групп - с 1-й по 10-ю, фаянсовых на семь групп – с 1-й по 7-ю.
Разделки посуды из керамики других типов на группы не подразделяют.
Внегрупповые изделия относят к высокохудожественным, их фасоны и разделки отличаются высокой сложностью и оригинальностью. В прейскуранте они имеют индивидуальные описания.
Перспективными направлениями в декоре фарфоровых изделий являются использование цветных масс, комбинированных и золотосодержащих деколей, люстров. В декоре наряду с традиционными цветочными применяют пейзажные, охотничьи и другие сюжеты.
По комплектности различают посуду штучную (одиночную), парную (чашки с блюдцами), в виде наборов, комплектов, сервизов и гарнитуров.
В ассортимент ООО «Мир посуды» входят наборы, комплекты, приборы, сервизы, гарнитуры из керамики.
Наборы – совокупность одного вида посуды, например наборы тарелок разного размера.
Комплект – несколько видов посуды одного назначения, например подарочный комплект из чашки с блюдцем и тарелки.
Прибор – это набор или комплект для индивидуального пользования.
Сервизы – чайные, кофейные, столовые – включают обязательные виды посуды для определенного числа человек.
Гарнитуры – представляют собой совокупность сервизов, наборов или комплектов, объединенных единым стилевым решением.
Среди внегрупповых изделий имеются сервизы и гарнитуры расширенной комплектации. Составы комплектующих изделий предусмотрены прейскурантом.
Ниже приведена характеристика ассортимента изделий из различных типов керамики ООО «Мир посуды».
Фарфоровые изделия благодаря ценным физико-химическим и эстетическим свойствам фарфора очень разнообразны по назначению.
Ассортимент
чайной и кофейной посуды из твердого фарфора ООО «Мир посуды» весьма широк и
представлен в прейскуранте следующими основными видами: чайные чашки с блюдцами
(вместимостью 0,2-
Выпускают посуду с обычной толщиной черепка и тонкостенную, групповую и внегрупповую, штучную и комплектную – комплекты, наборы, сервизы, гарнитуры.
Ассортимент чайной и кофейной посуды из низкотемпературного фарфора ООО «Мир посуды» менее разнообразен – в основном это отдельные изделия.
Ассортимент
столовой посуды ООО «Мир посуды» из обычного, твердого и низкотемпературного
фарфора включает тарелки мелкие (диаметром 150,175, 200, 220,
Кухонная посуда в ООО «Мир посуды» представлена в виде твердого и низкотемпературного фарфора; это банки для сыпучих продуктов, горшки для простокваши, смиетанницы, сырницы, чайницы, доски для сыра, подносы, дуршлаги и др.
Чайная и столовая посуда для детей (штучные изделия и наборы) помимо меньших размеров отличаются простыми удобными формами, яркими рисунками с изображениями животных, птиц, персонажей сказок и т.п.
Художественно-декоративные изделия представлены весьма широко. Это высокохудожественная посуда, декоративные изделия для украшения стола и интерьера, сувениры. Их изготавливают из твердого и мягкого фарфора, белых и цветных масс. Декоративные изделия, (скульптура, бюсты и др.) могут выпускаться глазурованными и неглазурованными, в «белье» и раскрашенными, в виде отдельных изделий или комплектов. Номенклатура изделий, художественное их решение специфичны для каждого завода – изготовителя.
Ассортимент тонкокаменных изделий из полуфарфора ООО «Мир посуды» включает отдельные предметы и наборы посуды, декоративные изделия: вазы, скульптуру, куманцы, пепельницы и сувениры. Декорируют их ангобами, надглазурными и и подглазурными красками, растворимыми солями металлов, цветными глазурями.
Из термостойких тонкокаменных масс вырабатывают кухонную жаростойкую посуду[9].
Ассортимент фаянсовых изделий ООО «Мир посуды» ввиду меньшей механической и термической устойчивости, отсутствия просвечиваемости, предствлен в основном столовой, штучной и комплектной посудой. Ее номенклатура и варианты размеров разнообразнее, чем у фарфоровой посуды. Однако около 70% в ассортименте фаянсовой посуды составляют тарелки. Ассортимент чайной посуды невелик; в нем отсутствуют, например чайники, вазы для варенья, чайные сервизы. Выпускают и кофейные сервизы. Фасоны изделий округлые или овальные с мягким переходом частей, разделки выполнены обычно подглазурно полумеханическими методами. Художественно-декоративные изделия представлены вазами для цветов и декоративными настенными тарелками, сувенирами.
Майоликовые изделия носят выраженный национальный характер. Структура ассортимента, виды формы изделий, приемы декорирования и даже цветовой колорит традиционны для отдельных местностей и предприятий. Ассортимент классифицируют по виду черепка - из беложгущихся и цветных глин, назначению и другими признаками. Из майолики вырабатывают штучную и комплектную чайную, кофейную и столовую посуду, в большом количестве выпускают художественно-декоративные изделия.
Художественные майоликовые изделия в ООО «Мир посуды» представлены скульптурой (чаще фигурки животных), вазам для цветов и декоративными (настольными, настенными, напольными, подвесными), настенными тарелками и блюдами, сувенирами, а также изделиями утилитарного характера. Декорируют майоликовые изделия росписью ангобами, гравировкой по ангобу, одноцветными и потечными глазурями, глазурями внесенными в «кракле», восстановительного огня и др.
Основными направлениями развития ассортимента тонкокерамических изделий являются дизайнерская разработка конструкций посуды для отдельных типов предприятий общественного питания и бытовой посуды для кухни (емкости для холодильника и др.), повышение доли комплектной посуды в общем выпуске до 30%, варьирование состава комплектной посуды повседневного пользования в соответствии с требованиями потребителей, улучшение ее эстетических свойств.
Таким образом, ассортимент магазина «Мир посуды» по широте является сложным, т.е. в магазине «Мир посуды» набор товаров из керамики представлен значительным количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности населения в керамических товарах.
Заключение
В настоящей работе рассмотрены вопросы производства и товароведения керамических товаров - посуды, предметов хозяйственного назначения и художественных изделий.
Несмотря на свой древний возраст производство и торговля керамическим изделиями актуальна и прибыльна в настоящее время, примеры тому – успешная работа многих белорусских предприятий, как производящих массовую продукцию, так и небольших ремесленных мастерских.
В настоящее время основу фарфоровой и фаянсовой промышленности составляют мощные современные заводы. На смену ручному формированию изделий пришли автоматы и полуавтоматы. Малопроизводительные обжиговые печи заменяются туннельными и щелового типа с использованием электроэнергии, газа и других видов топлива.
Особое внимание обращается на повышение художественного и технического уровня качества декорирования изделий, более широкое применение подглазурных и высокотемпературных красок, разработку так называемых «ассортиментных рядов» - изделий одинаковой формы и разделки, из которых покупатель сам будет формировать наборы с учетом потребностей семьи.
Наряду с увеличением объема производства ежегодно расширяется ассортимент и улучшается качество фарфоровых и фаянсовых изделий.
Список литературы
1. Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров: М.: Экономика, 1989.
2. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.
3. Исаев Л.К., Малиновский В.Д. Обеспечение качества. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001.
4. Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
5. Лифиц И.М. Исследование непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.
6. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт-Издат, 2004.
7. Окрепилов В.В. Управление качеством. Учебник. М.: Экономика, 1998.
8. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001.
9. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
10. Швандар В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
[1] Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 192.
[2] Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988. С. 107.
[3] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 412.
[4] Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров: М.: Экономика, 1989. С. 67-69.
[5] Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. С. 233.
[6] Окрепилов В.В. Управление качеством. Учебник. М.: Экономика, 1998. С. 277.
[7] Швандар В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 397.
[8] Исаев Л.К., Малиновский В.Д. Обеспечение качества. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001. С. 192.
[9] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 304-305.