Содержание

 

Введение. 3

1. Классификация, состав и строение керамики. 5

2. Потребительские свойства керамических товаров. 10

3. Качество керамических товаров. 12

4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение бытовых керамических изделий. 14

5. Формирование потребительских свойств и ассортимента керамических товаров на примере ООО «Мир посуды». 20

Заключение. 26

Список литературы.. 27

Введение

К керамическим относят изделия, получаемые из глинистых веществ с минеральными добавками или без них путем формирования и последующего обжига. В России производство керамических изделий известно с давних времен; свидетельство тому – остатки двух печей для обжига, найденный при раскопках на Таманском полуострове. Памятниками древнерусского гончарного производства являются лепные украшения в соборах Новгорода, Владимира и в других местах. К таким памятникам относятся также церковь Василия Блаженного, построенная в Москве в 1554-1560 гг.

В 16 веке в Москве, за Яузой, была создана гончарная слобода для изготовления глиняной посуды, изразцов, черепицы и кирпича. В 1723 г. Петр 1 издал указ, в котором за организацию фарфоровой фабрики были обещаны различные привилегии. Первый фаянсовый завод был основан в 1729 г. Афанасием Гребенщиковым под Москвой. В конце 18 в. такие заводы были построены на Украине.

Новый этап развития керамического производства в России начался с доработки Д.И. Виноградовым основ производства русского фарфора. Под его руководством в 1744 году был построен первый в стране фарфоровый завод под Петербургом. Фарфор, полученный по рецепту Д.И. Виноградова, не уступал лучшим в то время видам китайского, саксонского и венского фарфора.

Большой вклад в разработку теоретических основ формирования фарфорового черепка наряду с Д.И. Виноградовым внес М.В. Ломоносов. В 1752 году он впервые изложил процесс образования черепка: «Спекание есть перевод порошкообразного тела, замешенного водой в тесто, которому по приданию известная форма, затем медленного высушенного силой огня в каменистое вещество». Подтвердил эту теорию акад. В.И. Вернадский, который в 1891 г. научно обосновал процесс образования кристаллической фазы, близкой по составу к формуле муллита (3Al2O32SiO2).

Второй фарфоровый завод в России был построен в 1766 году англичанином Ф.Гарднером в с. Вербилки (ныне Димитровский фарфоровый завод). Затем появились заводы на Украине – Барановский, Коростенский, Городницкий и др.

Большое значение для теории и практики производства керамических изделий имеют работы ученых Д.С. Белянкина, Б.С. Швецова, П.П. Будникова, А.С. Бережного, Г.В. Куколева, Д.Н. Полубояринова, А.И. Августникова, Э.К. Келлера, Я.В. Ключарова и др.

В представленной работе мы рассмотрим деятельность предприятия ООО «Мир посуды».

Цель работы – рассмотреть основы производства и правила торговли керамическими изделиями.

Задачи работы – рассмотреть классификацию, состав и строение керамики, изучить Потребительские свойства керамических товаров, проанализировать факторы формирования потребительских свойств и ассортимента керамических товаров, изучить требования к качеству керамических товаров, изучить правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения бытовых керамических изделий.

1. Классификация, состав и строение керамики

Керамику классифицируют по характеру строения, степени спекания (плотности) черепка, типам, видам и разновидности, наличию глазури.

По характеру строения керамику подразделяют на грубую и тонкую. Изделия грубой керамики (гончарные изделия, кирпич, черепица) имеют пористый крупнозернистый черепок неоднородной структуры, окрашенный естественными примесями в желтовато-коричневые цвета.

Тонкокерамические изделия отличаются тонкозернистым белым или светлоокрашенным, спекшимся или мелкопористым черепком однородной структуры[1].

По степени спекания (плотности) черепка различают керамические изделия плотные, спекшиеся с водопоглощением менее 5% - фарфор, тонкокаменные изделия, полуфарфор и пористые с водопоглощением более 5% - фаянс, майолика, гончарные изделия.

По составу и свойствам керамические изделия делят на типы, виды и разновидности. Основные типы керамики – фарфор, тонкокерамические изделия, полуфарфор, фаянс, майолика, гончарная керамика.

Тип керамики определяется характером используемых материалов, их обработкой, особенно тонкостью помола, составом масс и глазурей, температурой и длительностью обжига. В состав масс всех типов керамики входят пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие материалы (кварц, кварцевый песок), плавни (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.) При обжиге отформованных изделий в результате сложных физико-химических превращений и взаимодействий компонентов масс и глазурей, формируется их структура. Структура черепка неоднородна и состоит из кристаллической, стекловидной и газовой фаз.

Кристаллическая фаза образуется при разложении и преобразовании глинистых веществ и других компонентов массы. Она включает кристаллы муллита 3Al2O3 * 2SiO2, остатки измененного глинистого вещества, оплавленные зерна кварца. Кристаллическая фаза и особенно муллит придают черепку прочность, термическую и химическую устойчивость.

Стекловидная фаза возникает за счет расплавления плавней и частично других компонентов. Она соединяет частицы массы, заполняет поры, повышая плотность черепка; в количестве до 45 - 50% увеличивает прочность изделий, при большем содержании – вызывает хрупкость изделий, снижает их термостойкость. Стекловидная фаза способствует уменьшению водопоглощения, обуславливает просвечиваемость черепка.

Газовая фаза (открытые и замкнутые поры) оказывает неблагоприятное влияние на физико-химические свойства изделий; снижает прочность, термическую и химическую устойчивость, вызывает водопоглощение и водопроницаемость черепка.

Различие между отдельными типами керамики обусловлено спецификой их внутренней структуры, то есть составом и соотношением отдельных фаз, составом и структурой глазури[2].

         Основными типами керамики являются следующие:

Фарфор – тонкокерамическое изделие с плотным, спекшимся, блестящим в изломе черепком белого цвета с голубоватым оттенком. Его подразделяют на два вида: твердый и мягкий.

В состав твердого фарфора входят 50% глинистых веществ и по 25% отощитенлей и плавней. В структуре обожженного при 1380-1420оС черепка кристаллическая фаза составляет 30-35%, стекловидная фаза - 40-60, газовая фаза - 5-7%. Поэтому твердый фарфор отличается высокой степенью спекания (водопоглощение 0,1-0,2%), прочностью, термической и механической устойчивостью. Просвечивает в толщине до 2,5 мм, при ударе издает чистый звук. Используется при изготовлении посуды и художественных изделий.

К твердому фарфору по своим свойствам близок низкотемпературный фарфор. Низкотемпературный фарфор содержит 41-46% глинистых веществ и 45-52% плавней, что позволяет снизить температуру обжига до 1180оС. Он характеризуется высокой прочностью. В тонком слое не просвечивает, так как покрывается непрозрачной глазурью. Применяется такой фарфор в основном для изготовления посуды, предназначенной для предприятий общественного питания.

Мягкий фарфор выпускают нескольких разновидностей. В нашей стране изготавливают мягкий костяной и высокополевошпатовый фарфор.

Мягкий костяной фарфор отличается высоким содержанием в массе плавней - 53% полевого шпата и костяной золы, глинистых веществ – 32% и кварцевых (отощителей ) – 15%. Ввиду этого его обжигают при 1260оС; в структуре черепка до 85% стекловидной фазы. Черепок очень тонкий, высокой белизны и просвечиваемости (до 4 мм). Однако, костяной фарфор имеет меньшую, чем твердый фарфор прочность и термостойкость. Используют его для изготовления высокохудожественной чайной и кофейной посуды, декоративных изделий.

Мягкий полевошпатовый фарфор предназначен в основном для художественно-декоративных изделий.

Тонкокаменные изделия имеют спекшийся непросвечивающийся белый или окрашенный в сероватые, голубые, бежевые тона черепок с водопоглощением 0,5-3,0%. Они отличаются повышенной механической прочностью и термостойкостью. Применяют их в производстве посуды и художественных изделий, а некоторые разновидности – для жаростойкой кухонной посуды.

Полуфарфор - это тонкокерамические изделия с непросвечивающимся белым или окрашенным черепком с водопоглощением 0,5-5,0%. Из полуфарфора изготавливают посуду различного назначения и художественно-декоративные изделия.

Фаянс представляет собой тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком белого цвета с желтоватым оттенком. В нашей стране вырабатывают твердый фаянс с водопоглощением 9-12%. Он содержит 60-63% глинистых веществ и лишь 5-15% плавней. Поэтому основной фазой черепка, обожженного при 1250-1280оС, является кристаллическая. Стекловидная фаза (около 20% объема) располагается между структурными элементами черепка, обеспечивая их связь, но не заполняя пор. Общая пористость 26-30%.

Ввиду высокой пористости фаянс всегда глазируют, но и в этом случае он склонен к влажностному набуханию. При ударе фаянс издает глухой звук. Он отличается более низкой по сравнению с фарфором прочностью и термостойкостью. Пониженная термостойкость фаянса обусловлена высоким термическим расширением легкоплавкой глазури и резким отличием ее по составу от глинисто- кварцевого черепка. Фаянс используют в производстве посуды, главным образом столовой, и художественных изделий.

Майолика – это тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком. Их подразделяют на два вида: майоликовые изделия из масс на основе беложгущихся глин и из масс на основе цветных глин. Водопоглощение майолики с белым черепком – 12%, с цветным – 16%. Майолика менее прочна и термостойка, чем фаянс, но исключительно декоративна.

Гончарная керамика – это грубокерамические изделия с крупнозернистым естественно окрашенным черепком. Вырабатывают их из гончарных глин с добавками отощителей; водопоглощение – 15-16%; частично или полностью покрывают легкоплавкими глазурями. Из гончарной керамики изготавливают хозяйственную посуду и частично декоративные изделия.

По наличию глазури керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и заглушенными, бесцветными и цветными (одно- и многоцветными), с поверхностью блестящей, матовой, ирризирующей, с рисунком «кракле» и другие.

По назначению керамические изделия делят на бытовые, архитектурно-строительные и технические.

К бытовым относят посуду и художественно-декоративные изделия (фарфоровые, фаянсовые, майоликовые и др.).

Изделия архитектурно-строительные – преимущественно изделия грубой керамики, применяемые для кладки стен, кровли зданий и сооружений (черепица, кирпич), отделки и облицовки наружных и внутренних стен.

Изделия технические применяют в радиотехнической, авиационной, автомобильной и других отраслях народного хозяйства, а также для оборудования лабораторий (посуда, ступки, пестики и др.)[3].

2. Потребительские свойства керамических товаров

Потребительские свойства керамических товаров определяются функциональными, эргономическими, эстетическими достоинствами авторского образца, свойствами керамики и качеством изготовления изделий. Многие физико-химические свойства керамики служат показателями потребительских свойств фарфоровой и фаянсовой посуды. Важнейшими из них являются следующие.

Пористость – это содержание открытых и замкнутых пор в черепке. Открытая пористость характеризуется величиной водопоглощения и изменяется от 0,1% у фарфора до 16% у майолики. С увеличением пористости снижается прочность изделий, их термостойкость, химическая устойчивость, гигиеничность, просвечиваемость, несколько повышается белизна.

Белизна – способность диффузно отражать свет – представляет собой важный показатель эстетических свойств фарфоро - фаянсовых изделий. Зависит она главным образом от присутствия в массах и глазурях окрашивающих оксидов – ( Fe2O3, TiO2 и других), режима обжига. Белизна твердого фарфора - 60-65%, костяного – 74-78%.

Просвечиваемость, то есть способносчть пропускать свет, присуща только твердому и мягкому фарфору. Она зависит от количества стекловидной фазы в структуре пористости. Просвечиваемость черепка твердого фарфора толщиной 2 мм составляет 0,09-0,15%, мягкого - гораздо выше.

Блеск глазури - способность поверхности изделия зеркально отражать свет – определяется составом глазури и состоянием поверхности. Наличие в составе глазури оксидов калия, бария, свинца повышает блеск, а дефекты глазури – наколы, оспины – снижают его.

Механические свойства керамики, как и стекла, характеризуются высокими показателями прочности при сжатии и низкими при растяжении, изгибе, ударе. Так прочность твердого фарфора при сжатии 450-550 МПа, при растяжении 40, а при ударе - всего 0,1-0,2 МПа. Глазурь фарфора отличается высокой твердостью – 7 единиц минералогической шкалы, глазурь фаянса – 6, глазурь майолики – 5 единиц. Твердые глазури хорошо противостоят истиранию, царапанью, долгое время сохраняют гладкость и блеск поверхности. Механические свойства керамики зависят от состава и структуры черепка и глазури, состояния поверхности.

Термическая устойчивость изделий во многом обуславливается свойствами глазури и ее согласованностью с черепком по термическому расширению. Термостойкость посуды из твердого фарфора не менее 165оС, фаянсовой с бесцветной глазурью – 145, с цветной глазурью – 115, майоликовой посуды – 130-150оС.

ГОСТ 4.69-81 «Посуда фарфоровая и фаянсовая. Номенклатура показателей» Устанавливает Следующий перечень показателей, которые учитывают при разработке стандартов и оценке качества изделий:

показатели назначения - линейные размеры и вместимость, устой на поверхности, величина водопоглощения, термостойкость;

показатели надежности – сопротивление изгибу, удару, отрыву приставных деталей, прочность на истирание глазури и декора, их кислото и щелочестойкость;

эстетические показатели – белизна, просвечиваемость черепка, блеск глазури, точность воспроизведения авторского образца и эталона, показатели целостности композиции, совершенства формы и декора;

эргономические показатели – гигиеничность и удобство пользования изделием. Гигиеничность характеризуется выделением вредных веществ, а удобство пользования – показателем соответствия массы изделия силовым возможностям человека, размерам и форме руки, оно характеризуется также допустимым углом наклона изделия до выпадения крышки, шероховатостью незаглазурованных частей изделия.

3. Качество керамических товаров

Стандарты различных категорий и видов регламентируют показатели потребительских свойств керамических товаров, правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Установлены показатели назначения – размеры и устойчивость изделий на плоскости, показатели водопоглощения и термостойкости. Водопоглощение черепка обычного твердого фарфора не должно превышать 0,2%, низкотемпературного фарфора - 0,8, тонкокаменных изделий – 3, фаянсовых – 12, майоликовых с белым черепком – 12, с цветным черепком – 16%.

Термостойкость фарфоровой посуды должна составлять 165оС, фаянсовой с бесцветной глазурью – 145, с цветной глазурью – 115, майоликовой посуды –130-150оС.

Нормируют показатели надежности – прочность плоских изделий и прочность прикрепления деталей, кислотостойкость посуды. Посуда должна быть прочной. Тарелки и блюдца из обычного твердого и низкотемпературного фарфора не должны разрушаться при хранении в течение 5 дней в стопах по 120 штук, из костяного фарфора и фаянса – по 100 штук. Приставные детали (ручки, носики) должны выдерживать нагрузку, которая вдвое превышает массу воды, заполняющую изделия. Поверхность посуды, соприкасающейся с пищей должна быть кислотостойкой.

Обуславливают эргономические показатели. Ограничивают выделение вредных веществ из глазури и керамических красок, нормируют показатели удобства пользования: плотность посадки крышки, показатель сливной способности. Крышки чайников и кофейников не должны выпадать при наклоне изделия на 70о (крышки с высоким шарниром или замком –на 80о) жидкость должна выливаться из посуды нераздельной параболической струей.

Из эстетических показателей нормируют белизну (60-65%) и просвечиваемость (до 2,5 мм) фарфора. Показатели целосности композиции, совершенства формы и декора регламентируют требованием соответствия изделий образцу-эталону.

Стандарты устанавливают требования к качеству изготовления посуды. Посуда должна иметь правильную форму, детали (ручки, носики) должны соответствовать оттенку корпуса. Глазурь должна быть сплошной, равномерной по толщине, незаглазированные края фарфоровых изделий - зашлифованными и заполированными, ножки – зашлифованными.

При отступлениях в технологических режимах возможно образование дефектов. Не допускаются следующие дефекты, при наличии которых изделия переводят в брак: трещины, сквозные отколы, незашлифованные и незаглазированные, пузыри (вздутия черепка или глазури диаметром 4 мм и более), цек (трещина) глазури, отслоение краски, ангобы, глазури.

В зависимости от вида, размера и количества дефектов фарфоровую и фаянсовую посуду подразделяют на 1,2 и 3-й сорта; изделия тонкокаменные и и майоликовые – на 1-й и 2-й сорта. Посуду из низкотемпературного фарфора на сорта не делят. Для некоторых предприятий предусмотрены етыре сорта – высший, 1,2 и 3-й.

При контроле качества керамических товаров в торговле из разных мест партии отбирают выборку в объеме 1%, но не менее 10 изделий. Проверяют соответствие изделий образцам - эталонам по форме, отделке, декору, комплектности, определяют наличие дефектов и правильность установления сорта. В необходимых случаях в лабораторных условиях измеряют физико-технические показатели.

При приемке товаров контролируют способ и состояние упаковки, полноту и четкость маркировки[4].

4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение бытовых керамических изделий

Маркировку наносят на керамические изделия несмываемой краской или декалькоманией с обратной стороны, а затем закрепляют ее обжигом. На дне изделия указывают товарный знак, группу сложности разделки и розничную цену. Цвет краски и этикетки зависит от сорта изделия: красный – для изделий 1-го сорта, синий – 2-го, зеленый – 3-го. На аттестованные изделия красной краской наносят государственный Знак качества.

Упаковывают керамические изделия в пачки, пакеты, картонные коробки, картонные и деревянные ящики и термоусадочную пленку. Чашки с блюдцами завертывают в бумагу через одно изделие, а затем по 2-6 шт. упаковывают пачками.

Кружки упаковывают в пакеты или коробки, предварительно завернув их в бумагу по четыре штуки каждого размера. Изделия, входящие в сервиз, укладывают в картонные коробки массой не более 20 кг. Тарелки завертывают в бумагу через одно изделие, а затем в пакеты по 25-400 шт. Укрепленный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой.

Художественно-декоративные и подарочные изделия упаковывают в коробки из гофрированного картона, строго фиксируя их положение. На каждое упакованное место наклеивают этикетку с указанием наименования завода-изготовителя, наименования и количества изделий, сорта, группы сложности разделки, латы и номера ГОСТа или ТУ.

Транспортируют керамические изделия как по железной дороге в вагонах или контейнерах, так и автотранспортом. Для предохранения изделий от разрушения пол и каждый ряд изделий, а также все свободные места и зазоры между рядами перестилают древесной стружкой. В нижних рядах размещают более массивные и тяжелые изделия, в верхних – более легкие и ценные. Если при транспортировании возможны перевалки в пути, то изделия упаковывают в деревянные ящики массой по 100-140 кг; таких ящиков в вагон входит 72. На контейнерах и железнодорожных вагонах делают предупредительные надписи «Осторожно, стекло!»[5].

Несмотря на тщательную упаковку, при транспортировании не исключается бой изделий, особенно сложной формы. Нормы потерь (боя) изделий установлены на товары отечественного производства и импортные в процентах от суммы стоимости партии товара в зависимости от вида изделий, вида транспорта, места расположения склада и дальности расстояния перевозки (табл. 1).

Таблица 1

(в % от суммы стоимости партии товаров)

Посуда фарфоровая

Посуда фаянсовая и майоли-ковые изделия

Гончарные товары

1. Для предприятий оптовой торговли при приемке товара от завода-изготовителя:

1.1. При получении товара, перевезенного по железной дороге, на прирельсовых складах в зависимости от расстояния:

От 1000 км

0,3/0,2

0,35

0,9

От 1001 до 4000 км

0,4/0,3

0,45

1,0

Свыше 4000 км

0,5/0,4

0,55

1,2

1.2. При получении товара, перевезенного по железной дороге в вагонах и контейнерах, с последующей перевозкой его автотранспортом в зависимости от расстояния перевозки по железной дороге:

От 1000 км

0,5/0,5

0,55

1,6

От 1001 до 4000 км

0,6/0,7

0,65

1,8

Свыше 4000 км

0,7/0,8

0,75

2,0

1.3. При перевозке товара автотранспортом от завода-изготовителя до склада базы в зависимости от расстояния (для импортных товаров со складов оптовых баз и баз предприятий розничной торговли):

До 50 км

0,2/0,25

0,3

0,9

От 51 до 300 км

0,4/0,35

0,45

1,1

Свыше 300 км

0,5/0,45

0,55

1,4

2. Для предприятий оптовой и розничной торговли, осуществляющих стопроцентную поштучную приемку товаров:

2.1. При получении товара, перевезенного по железной дороге, на прирельсовых складах в зависимости от расстояния:

До 1000 км

0,35

0,5

1,6

От 1001 до 4000 км

0,45

0,6

2,0

Свыше 4000 км

0,55

0,7

2,6

2.2. При получении товара, привезенного по железной дороге в вагонах и контейнерах, с последующей перевозкой его автотранспортом в зависимости от расстояния перевозки по железной дороге:

От 1000 км

0,9

1,0

3,0

От 1001 до 4000 км

1,1

1,2

3,7

Свыше 4000 км

1,3

1,4

4,4

2.3. При перевозке товара автотранспортом от завода-изготовителя или после поштучной проверки со складов оптовых баз и баз предприятий розничной торговли в зависимости от расстояния:

От 50 км

0,5

0,5

1,5

От 51 до 300 км

0,6

0,7

1,8

Свыше 300 км

0,7

0,9

2,1

3. Для предприятий розничной торговли, получающих товары со складов оптовых баз в упаковке изготовителей, независимо от расстояния перевозки:

3.1. Автотранспортом

0,9

1,0

2,8

3.2. Двумя видами транспорта: по железной дороге и автотранспортом

1,2

1,3

3,5

4. Для предприятий оптовой и розничной торговли, списывающих потери при хранении и реализации:

4.1. На складах оптовых баз и баз розничной торговли, выполняющих функции оптового звена, от суммы стоимости отпущенного, распакованного и проверенного товара

0,05

0,05

0,05

4.2. В предприятиях розничной торговли от суммы стоимости реализованного за межинвентари-зационный период товара

0,05

0,05

0,05

Нормы потерь установлены дифференцированно для товаров отечественного производства и импортных[6].

Для импортной фарфоровой посуды нормы потерь (боя) указаны в знаменателе, за расстояние перевозки принимается расстояние от пограничных станций РФ.

Для предприятий розничной торговли, получающих импортную фарфоровую посуду автотранспортом со складов оптовых баз в упаковке инофирм, с учетом расстояния перевозки по железной дороге от пограничных станций РФ, установлены следующие нормы: до 1000 км – 0,6 %; от 1001 до 4000 км – 0,8 и свыше 4000 км – 0,9%; при получении фарфоровой посуды, перевезенной по железной дороге в вагонах и контейнерах с последующей перевозкой ее автотранспортом, - соответственно 0,7; 0,9 и 1,0%[7].

Для предприятий оптовой и розничной торговли потери товаров отечественного и импортного производства, образующиеся при хранении и реализации, установлены в размере 0,05 суммы стоимости отпущенного, распакованного и поштучно проверенного товара на складах оптовых баз и базах розничных предприятий, выполняющих функции оптового звена, а на предприятиях розничной торговли – от стоимости реализованного за межинвентаризационный период товара. На посуду, упакованную в термоусадочную пленку, применяются нормы на импортную фарфоровую посуду.

Хранят керамические изделия в сухих, проветриваемых помещениях, предохраняя от воздействия атмосферных осадков и загрязнения. Изделия размещают на стеллажах по видам, сортам, сложности разделок и другим признакам. На стеллажах необходимо иметь трафареты для учета реализации и запасов изделий на складе[8].

5. Формирование потребительских свойств и ассортимента керамических товаров на примере ООО «Мир посуды»

ООО «Мир посуды» занимается закупкой и реализацией посуды, в том числе и керамических товаров.

Потребительские свойства и ассортимент керамических изделий формируются на стадиях разработки и изготовления и зависят от совершенства формы и конструкции авторского образца, свойств керамики, тщательности изготовления серийной или массовой продукции. В свою очередь качество изготовления изделий определяется характером технологии и точностью ее соблюдения.

Ассортимент керамических товаров ООО «Мир посуды» очень широк и разнообразен.

Ассортимент керамических товаров ООО «Мир посуды» формируется под воздействием научно-технического прогресса, социально-демографических факторов, смены стилевых направлений в декоративно-прикладном искусстве.

Ассортимент изделий тонкой керамики классифицируют по типу керамики, назначению, виду изделий, фасонам, размерам, видам и сложности декорирования, комплектности.

По типу керамики различают фарфоровые, тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия. Фарфоровые изделия составляют 60-65% общего производства тонкой керамики, фаянсовые –32, майоликовые 2%.

По назначению выделяют посуду для предприятий общественного питания и изделия бытового назначения. Посуда для предприятий общественного питания специализируется по типам предприятий (рестораны, кафе, детские сады и т.п.); она должна быть строго функциональной, удобной в складировании, мойке.

Изделия бытового назначения подразделяют на посуду (чайную, кофейную, столовую, кухонную) и художественно – декоративные изделия (скульптура, вазы для цветов и декоративные настенные украшения и др.) Среди посуды различают также изделия повседневного и праздничного характера. Соотношение изделий различного назначения в ассортименте определяется типом керамики.

Виды (наименования) посуды различны. Названия изделий обычно связаны с их назначением (чайник, сахарница и т.п.).

Фасон изделий определяется формой корпуса (шар, овал, конус и т.п.), конструкцией (на ножке, поддоне, с ручками, крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом борта (сплошной, ажурный). В соответствии с формой корпуса и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду подразделяют на плоскую h/d £ 0,5 или полную h/d > 0,5. Фасонам присваивают индивидуальные названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера.

По размерам фарфоровую посуду подразделяют на мелкую – диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 0,25 л., среднюю диаметром или длиной дл 250 мм и вместимостью до 0,6 л. и крупную диаметром диаметром или длиной от 250 мм и вместимостью 0,6 л. и более. По толщине черепка посуду из твердого фарфора разделяют на посуду с обычным, утолщенным черепком и тонкостенную.

По видам разделок различают посуду, украшенную деколью, печатью, живописью и др.

Разделки и соответственно изделия подразделяют на груповые и внегрупповые. Сложность и номер группы разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглазурные, золото и т.д.), композиции рисунка (сплошной, букетом и т.д.). Групповые разделки фарфоровых изделий делят на десять групп - с 1-й по 10-ю, фаянсовых на семь групп – с 1-й по 7-ю.

Разделки посуды из керамики других типов на группы не подразделяют.

         Внегрупповые изделия относят к высокохудожественным, их фасоны и разделки отличаются высокой сложностью и оригинальностью. В прейскуранте они имеют индивидуальные описания.

         Перспективными направлениями в декоре фарфоровых изделий являются использование цветных масс, комбинированных и золотосодержащих деколей, люстров. В декоре наряду с традиционными цветочными применяют пейзажные, охотничьи и другие сюжеты.

         По комплектности различают посуду штучную (одиночную), парную (чашки с блюдцами), в виде наборов, комплектов, сервизов и гарнитуров.

В ассортимент ООО «Мир посуды» входят наборы, комплекты, приборы, сервизы, гарнитуры из керамики.

Наборы – совокупность одного вида посуды, например наборы тарелок разного размера.

Комплект – несколько видов посуды одного назначения, например подарочный комплект из чашки с блюдцем и тарелки.

Прибор – это набор или комплект для индивидуального пользования.

Сервизы – чайные, кофейные, столовые – включают обязательные виды посуды для определенного числа человек.

Гарнитуры – представляют собой совокупность сервизов, наборов или комплектов, объединенных единым стилевым решением.

Среди внегрупповых изделий имеются сервизы и гарнитуры расширенной комплектации. Составы комплектующих изделий предусмотрены прейскурантом.

         Ниже приведена характеристика ассортимента изделий из различных типов керамики ООО «Мир посуды».

Фарфоровые изделия благодаря ценным физико-химическим и эстетическим свойствам фарфора очень разнообразны по назначению.

Ассортимент чайной и кофейной посуды из твердого фарфора ООО «Мир посуды» весьма широк и представлен в прейскуранте следующими основными видами: чайные чашки с блюдцами (вместимостью 0,2-0,5 л.), кофейные чашки (0,60-0,130 л.) кружки (0,90-0,5 л.), стаканы (0,2-0,25 л.), пиалы (0,140-0,4 л.), чайники заварные (0,25-1 л.), доливные (до 5 л.), кофейники (0,5-1,4 л.), масленки, сливочники, сухарницы, вазы для фруктов и варенья, блюдца для варенья, сухарницы, полоскательницы.

Выпускают посуду с обычной толщиной черепка и тонкостенную, групповую и внегрупповую, штучную и комплектную – комплекты, наборы, сервизы, гарнитуры.

Ассортимент чайной и кофейной посуды из низкотемпературного фарфора ООО «Мир посуды» менее разнообразен – в основном это отдельные изделия.

Ассортимент столовой посуды ООО «Мир посуды» из обычного, твердого и низкотемпературного фарфора включает тарелки мелкие (диаметром 150,175, 200, 220, 240 мм), глубокие (200, 220,240 мм), миски (170-220 мм), блюда круглые (250—350 мм), овальные, селедочницы, вазы для бульона, супа, копмота (вместимостью 1,2-3,5 л.), подливочники, салатники, менажницы (для гарнира), шпротницы, изделия для специй – солонки, горчичницы, перечницы, хренницы, уксусницы. Вырабатывают как штучную, так и комплексную столовую посуду в виде наборов и сервизов.

Кухонная посуда в ООО «Мир посуды» представлена в виде твердого и низкотемпературного фарфора; это банки для сыпучих продуктов, горшки для простокваши, смиетанницы, сырницы, чайницы, доски для сыра, подносы, дуршлаги и др.

Чайная и столовая посуда для детей (штучные изделия и наборы) помимо меньших размеров отличаются простыми удобными формами, яркими рисунками с изображениями животных, птиц, персонажей сказок и т.п.

Художественно-декоративные изделия представлены весьма широко. Это высокохудожественная посуда, декоративные изделия для украшения стола и интерьера, сувениры. Их изготавливают из твердого и мягкого фарфора, белых и цветных масс. Декоративные изделия, (скульптура, бюсты и др.) могут выпускаться глазурованными и неглазурованными, в «белье» и раскрашенными, в виде отдельных изделий или комплектов. Номенклатура изделий, художественное их решение специфичны для каждого завода – изготовителя.

Ассортимент тонкокаменных изделий из полуфарфора ООО «Мир посуды» включает отдельные предметы и наборы посуды, декоративные изделия: вазы, скульптуру, куманцы, пепельницы и сувениры. Декорируют их ангобами, надглазурными и и подглазурными красками, растворимыми солями металлов, цветными глазурями.

Из термостойких тонкокаменных масс вырабатывают кухонную жаростойкую посуду[9].

Ассортимент фаянсовых изделий ООО «Мир посуды» ввиду меньшей механической и термической устойчивости, отсутствия просвечиваемости, предствлен в основном столовой, штучной и комплектной посудой. Ее номенклатура и варианты размеров разнообразнее, чем у фарфоровой посуды. Однако около 70% в ассортименте фаянсовой посуды составляют тарелки. Ассортимент чайной посуды невелик; в нем отсутствуют, например чайники, вазы для варенья, чайные сервизы. Выпускают и кофейные сервизы. Фасоны изделий округлые или овальные с мягким переходом частей, разделки выполнены обычно подглазурно полумеханическими методами. Художественно-декоративные изделия представлены вазами для цветов и декоративными настенными тарелками, сувенирами.

Майоликовые изделия носят выраженный национальный характер. Структура ассортимента, виды формы изделий, приемы декорирования и даже цветовой колорит традиционны для отдельных местностей и предприятий. Ассортимент классифицируют по виду черепка - из беложгущихся и цветных глин, назначению и другими признаками. Из майолики вырабатывают штучную и комплектную чайную, кофейную и столовую посуду, в большом количестве выпускают художественно-декоративные изделия.

Художественные майоликовые изделия в ООО «Мир посуды» представлены скульптурой (чаще фигурки животных), вазам для цветов и декоративными (настольными, настенными, напольными, подвесными), настенными тарелками и блюдами, сувенирами, а также изделиями утилитарного характера. Декорируют майоликовые изделия росписью ангобами, гравировкой по ангобу, одноцветными и потечными глазурями, глазурями внесенными в «кракле», восстановительного огня и др.

Основными направлениями развития ассортимента тонкокерамических изделий являются дизайнерская разработка конструкций посуды для отдельных типов предприятий общественного питания и бытовой посуды для кухни (емкости для холодильника и др.), повышение доли комплектной посуды в общем выпуске до 30%, варьирование состава комплектной посуды повседневного пользования в соответствии с требованиями потребителей, улучшение ее эстетических свойств.

Таким образом, ассортимент магазина «Мир посуды» по широте является сложным, т.е. в магазине «Мир посуды» набор товаров из керамики представлен значительным количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности населения в керамических товарах.

Заключение

В настоящей работе рассмотрены вопросы производства и товароведения керамических товаров - посуды, предметов хозяйственного назначения и художественных изделий.

Несмотря на свой древний возраст производство и торговля керамическим изделиями актуальна и прибыльна в настоящее время, примеры тому – успешная работа многих белорусских предприятий, как производящих массовую продукцию, так и небольших ремесленных мастерских.

В настоящее время основу фарфоровой и фаянсовой промышленности составляют мощные современные заводы. На смену ручному формированию изделий пришли автоматы и полуавтоматы. Малопроизводительные обжиговые печи заменяются туннельными и щелового типа с использованием электроэнергии, газа и других видов топлива.

Особое внимание обращается на повышение художественного и технического уровня качества декорирования изделий, более широкое применение подглазурных и высокотемпературных красок, разработку так называемых «ассортиментных рядов» - изделий одинаковой формы и разделки, из которых покупатель сам будет формировать наборы с учетом потребностей семьи.

Наряду с увеличением объема производства ежегодно расширяется ассортимент и улучшается качество фарфоровых и фаянсовых изделий.

Список литературы

1.     Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров: М.: Экономика, 1989.

2.     Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.

3.     Исаев Л.К., Малиновский В.Д. Обеспечение качества. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001.

4.     Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

5.     Лифиц И.М. Исследование непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.

6.     Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт-Издат, 2004.

7.     Окрепилов В.В. Управление качеством. Учебник. М.: Экономика, 1998.

8.     Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001.

9.     Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

10.                       Швандар В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.


[1] Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 192.

[2] Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988. С. 107.

[3] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 412.

[4] Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров: М.: Экономика, 1989. С. 67-69.

[5] Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. С. 233.

[6] Окрепилов В.В. Управление качеством. Учебник. М.: Экономика, 1998. С. 277.

[7] Швандар В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 397.

[8] Исаев Л.К., Малиновский В.Д. Обеспечение качества. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001. С. 192.

[9] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 304-305.