Содержание

Особенности налоговой системы Италии__________________________ 3

Сравнительная характеристика структуры налоговых систем России и Бельгии_______________________________________________________ 10

Таблица налоговых поступлений_________________________________ 13

Список источников и литературы_______________________________ 14

Особенности налоговой системы Италии

Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 80–х годов. Кроме решения обычных задач она должна была создать финансовые условия для включения итальянской экономики в общий рынок Западной Европы. Но при этом была сохранена и определенная национальная специфика.

Как и во многих развитых странах, одним из важнейших источников государственных доходов в Италии является подоходный налог с физических лиц. Он носит прогрессивный характер и учитывает чистый комплексный доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Складывается налог из доходов от земельной собственности, от капитала, работы по найму, предпринимательской деятельности и прочих источников.

Доход от земельной собственности в свою очередь состоит из дохода от земельных участков и от строений. Первый из них происходит или из самого факта владения землей, или от осуществления аграрной деятельности. Второй состоит из дохода от эксплуатации зданий и сооружений непосредственным владельцем и из дохода, получаемого в результате их сдачи в аренду.

Размер земельной ренты регулируется кадастровыми реестрами. Размер налогов со строений, находящихся в пользовании непосредственного владельца, устанавливается на основе тарифов. Размер налогов со строений, отданных в аренду, определяется годовой арендной платой, обусловленной договором аренды. При расчете комплексного чистого дохода для целей налогообложения арендная плата уменьшается на 10% и может снижаться еще на 15% с учетом потребностей эксплуатации здания или строения.

Кадастровые оценки пересматриваются один раз в 10 лет. Но в интервалах между ними министерство финансов может вносить в действующие нормативы поправочные коэффициенты.

При расчете налога на владение землей учитываются только земли, пригодные для сельскохозяйственной деятельности. При исчислении налога на строения принимаются в расчет городские дома, дачи, но исключаются постройки для содержания скота, хранения сельскохозяйственной продукции, вспомогательные постройки производственных и торговых предприятий, например, склады, помещения для охраны.

Доход от капитала включает проценты по вкладам и текущим банковским счетам, дивиденды, аннуитеты, лотерейные выигрыши и т. д. Налог удерживается по единой ставке при выплате денег банковским или иным учреждением, т.е. у источника, и не включается в облагаемый совокупный доход.

Доход от наемного труда представляет собой, помимо заработной платы и входящих в нее компонентов, также и пенсии. Лица, не имеющие других источников дохода, кроме заработной платы и пенсии, освобождаются от подачи налоговой декларации.

Доходы от предпринимательской деятельности касаются не корпорированной части населения и учитывают чистую прибыль. В случае профессиональной индивидуальной деятельности, например, врачебной или адвокатской практики, творческих занятий, из дохода вычитаются фактические затраты.

Прочие доходы определяются законодательством как любые возможные формы поступлений.

Ставки подоходного налога с физических лиц носят прогрессивный характер. Изменения вносятся ежегодно с учетом индекса инфляции. В 1993 г. доход до 7,2 млн. лир облагался по ставке 10%, от 7,2 млн. до 14,4 млн. лир – 22%, от 14,4 млн. до 30 млн. лир – 27% и так далее до 50%. В 80–е годы максимальная ставка подоходного налога доходила до 62%.

Лица, в чьих семьях имеются иждивенцы или получающие доход менее 5,1 млн. лир, пользуются налоговыми льготами.

Подоходный налог исчисляется самим плательщиком путем заполнения декларации о доходах, представляемой в налоговые органы.

Вторым по доходности прямым налогом является подоходный налог с юридических лиц. Этот налог – пропорциональный и уплачивается в бюджет по фиксированной ставке 36%.

При определении облагаемого дохода заработная плата персонала вычитается из валового дохода без учета выплат директорам компаний в порядке участия в прибылях. Расходы на научные исследования вычитаются полностью. Убытки можно относить на прибыль будущего года при необходимости в течение пяти лет. Не подлежит налогообложению фонд безнадежных долгов, куда разрешается перечислять 0,5% выручки от реализации в год, пока размер этого фонда не достигнет 2% выручки. Тогда отчисления снижаются до 0,2%, пока фонд не достигнет 5%, после чего отчисления прекращаются. Фирмы могут создавать также фонд компенсации потерь по кредитам. Годовые отчисления в него могут быть 0,5% от суммы кредитов, пока не достигнут 5% балансового объема кредитов. Можно также создавать фонд потерь, вызванных колебаниями курсов иностранных валют.

Эти два налога – общегосударственные. Помимо них, в Италии действует местный подоходный налог, который вносят как физические, так и юридические лица. Ставка налога для тех и для других фиксированная – 16,2%. Для исчисления данного налога не учитываются доходы от работы по найму, от занятий профессиональной индивидуальной деятельностью, а также от собственности на землю и на строения. Налог взимается центральным правительством, но полностью перечисляется затем местным бюджетам.

Из косвенных налогов Италии следует в первую очередь выделить налог на добавленную стоимость. Для налогообложения добавленная стоимость рассчитывается как разница между выручкой, полученной от продажи товаров или реализации услуг, и непосредственной себестоимостью этих товаров и услуг. Иначе можно сказать, что это разница между стоимостью товаров (имущества), которые поступают на предприятие в качестве сырьевых и вспомогательных материалов, и стоимостью данных товаров при их выпуске в качестве готовой продукции. Налог взимается с предпринимателя в пределах прироста стоимости, полученного товаром при переходах в рамках производственного или коммерческого циклов.

Обычная ставка налога на добавленную стоимость в Италии составляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой – 13, 9 и 4%. Со скидкой облагаются продовольственные товары, газеты, журналы.

Вывоз товаров на экспорт, международные услуги и связанные с ними операции не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Из операций, осуществляемых на территории Италии, освобождаются от НДС операции по страхованию и выдаче кредитов, распространению акций и облигаций, расходы по медицинскому, обеспечению, народному образованию, культуре, некоммерческие виды аренды, почтовые услуги, операции с золотом и иностранной валютой.

Косвенные налоги на потребление (акцизы) применяются к некоторым специфическим видам товаров. К ним относятся, например, крепкие алкогольные напитки, пиво, спички, бананы, строительные материалы, электроэнергия, нефть и нефтепродукты.

Итак, прямые подоходные налоги на физических и юридических лиц, включающие налогообложение земли и недвижимости, а также основные косвенные налоги на потребление обеспечивают главную часть доходов страны. Отметим еще некоторые виды налогов.

Налог на увеличение стоимости недвижимого имущества введен в середине 70–х годов. Он применяется по ступеням с прогрессирующей шкалой налогов. Объектом налогообложения служит разница между начальной стоимостью и конечной оценкой находящейся в Италии недвижимости: зданий, сооружений, свободных строительных площадок и т. д. Исчисление налога начинается с момента передачи собственности в руки данного налогоплательщика.

Налог на рекламу – муниципальный. Им облагаются рекламные объявления и другие виды рекламы, расположенные в общественных местах и открытые для доступа публики. Ставки налога в различных местностях страны разные в зависимости от финансового состояния муниципалитета, а также от видов и целей рекламной деятельности.

Налог на автотранспорт функционирует как государственный и как местный. Им облагаются все юридические и физические лица – владельцы транспортных средств. Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощности мотора, выраженной в лошадиных силах.

Налог на использование общественных площадей устанавливается муниципалитетами в зависимости от размера, местонахождения и целей использования общественных пространств, принадлежащих мэрии. Для определения ставки налога общественные площади разбиваются на классы и категории.

Гербовый сбор уплачивается при получении любых государственных и административных актов, документов и реестров. Способы его взимания различны: использование гербовой бумаги или бумаги с водяными знаками, гашение гербовых марок, наложение гербовых печатей, уплата почтовых сборов и платежей. Ставка зависит от характера документа и суммы сделки.

Реестровые, или регистрационные, сборы устанавливаются реестровыми органами и служат для регистрации, т.е. для записи в государственных реестрах определенных актов. К актам – предметам регистрационных сборов – относятся нотариальные акты относительно передачи права владения недвижимым имуществом, договоры об аренде недвижимости, об аренде или передаче в собственность предприятия и т. д. Объект обложения – денежная сумма, упомянутая в регистрируемом документе. Ставка от 0,5 до 8%.

Государственные комиссионные сборы налагаются на определенные виды административных актов: выдача паспортов, выдача водительских удостоверений, выдача разрешений на владение холодильником и др. Сборы уплачиваются как в момент выдачи, так и в случае обновления документов. Для взимания сбора обычно применяются специальные марки.

Местные лицензионные сборы устанавливаются за право сезонной торговли в общественных местах, за получение разрешений на торговлю предметами антиквариата и т. д.

Налог на наследства и дарения состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одновременно. Первая часть зависит от стоимости переходящего к новому владельцу имущества. Необлагаемый минимум здесь составляет 120 млн. лир, после чего действует прогрессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной 27%. Последняя применяется, если стоимость имущества превышает 3 млрд. лир. Вторая часть налога зависит от степени родства. От нее освобождены супруги, дети и родители.

Существуют также целевые сборы. Например, школьный налоговый сбор, сбор за использование государственных земельных участков и др.

Способы взимания налогов на доход в Италии можно классифицировать следующим образом:

прямое перечисление налогов в бюджет;

удержание налогов при выплате сумм;

взимание налогов посредством податного списка – налогового реестра.

Нет смысла говорить о первых двух методах, широко практикуемых повсеместно. Остановимся на третьем.

Налоговый реестр, при взимании налогов в Италии, используется в тех случаях, когда налогоплательщик не уплатил налог путем прямого его внесения или посредством удержания при выплате суммы. Тогда налоговые управления обеспечивают платеж регистрацией в специальном реестре – податном списке. Реестр составляется работниками местных налоговых бюро, затем зарегистрированные в нем сведения – сообщаются окружным налоговым управлениям, которые следят за уведомлением налогоплательщиков и последующей уплатой налогов, сначала добровольной. Внесением налогов в налоговый реестр, взимаются также проценты, дополнительные сборы и денежные штрафы. Если добровольно платеж не поступает, то налогоплательщику направляется уведомление о просроченных платежах, после чего применяются меры по насильственному изъятию налогов и санкций за неуплату. В этих случаях налоговые органы могут наложить арест на имущество неисправного налогоплательщика. Имущество, на которое наложен арест, может быть публично продано на аукционе.

Сравнительная характеристика структуры налоговых систем России и Бельгии

Для налоговой системы Бельгии характерна роль косвенного налогообложения. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость установлена в размере 21%. В России 18 %.

От обложения НДС освобождены банки, страховые компании, услуги юристов, учителей, врачей, больницы, международные перевозки, поставки самолетов и судов.

Пониженные ставки налога установлены при строительстве жилых домов - 12%, на сельскохозяйственное сырье, медикаменты, книги, газеты, коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта, гостиничный бизнес - 7%.

Статьи 149 и 150 Налогового кодекса РФ содержат перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Пункт 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ применяется в отношении операций по аренде помещений иностранным гражданам и организациям.

Пункт второй указанной статьи закрепляет перечень товаров, работ, услуг, при реализации которых либо при потреблении для собственных нужд, НДС не уплачивается.

Пункт третий указанной статьи содержит перечень специфических операций, не подлежащих налогообложению.

Статья 150 Налогового кодекса РФ предусматривает перечень операций по ввозу товаров на территорию РФ, не подлежащих налогообложению.

Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, безалкогольных напитков, кофе, наружной рекламы и игорного бизнеса.

Взимаются налоги с транспортных средств, недвижимости, наследования н дарения, регистрации различных видов деятельности.

Ставки налога на наследование и дарение для прямых наследников составляют от 3 до 30%, для других категорий наследников от 20 до 80% .

Регистрационный налог взимается при оформлении продажи или аренды земли и строений при стандартной ставке 12,5% для небольших земельных участков и строений. Существует ряд скидок. Например, ставка налога при продаже мелких строений составляет 6% при аренде 0,2% от стоимости сделки.

Налог на регистрацию транспортных средств, включая автомобили, яхты, самолеты и т.д., зависит от категории транспортного средства, даты его выпуска и т.д. и не превышает 0,2% от его стоимости.

Местный налог на автотранспортные средства взимается со всех владельцев автомобилей. Ставка налога зависит от мощности двигателя, грузоподъемности, вида средства. Сумма налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 20 л.с. не превышает 0,1% его стоимости, для грузовых - не превышает 0,2%.

Государственный подоходный налог с физических лиц взимается со всех лиц (резидентов и нерезидентов) с поступлений от всех видов доходов, в том числе с имущества, ценных бумаг и других источников за вычетом сумм расходов и льгот социального характера. Максимальная ставка налога не превышает 25% при годовом доходе до 253 тыс.франков и не превышает 55% от дохода, сумма которого превышает 2420 тыс.франков. Помимо государственного налога с этой же налоговой базы взимается муниципальный подоходный налог, ставки которого составляют 6 - 10% от общенациональной. Кроме того, взимается еще и кризисный сбор в размере 3%.

Налог на прибыль корпораций взимается со всех юридических лиц, имеющих органы управления на территории страны. Стандартная ставка установлена в размере 39%, но существуют и ряд других ставок в интервале от 28 до 41%. Кроме того, дополнительно взимается кризисный сбор по ставке 3%. Налог на прибыль может быть сокращен до 5%, если прибыль ввезена из-за границы и облагается налогом в стране ее получателя. Прибыль юридических лиц, не имеющих в Бельгии постоянного представительства, облагается налогом по ставке 43%.

В России 24 % налоговая ставка налога на прибыль. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таблица налоговых поступлений

По структуре налогов налоговая система РФ наиболее существенно отличается от системы налогообложения большинства развитых стран. В Российской Федерации сформирована преимущественно косвенная система налогообложения, в то время как в большинстве развитых стран (за исключением Франции - родины НДС) преобладает подоходно-имущественное налогообложение (см. таблицы 1,2).

Таблица 1

Доля прямых и косвенных налогов в сумме всех налоговых поступлений

Страна

Прямые налоги, %

Косвенные налоги, %

США

91,7

8,3

Германия

53,2

46,8

Франция

39,1

60,9

Великобритания

55,4

44,6

Япония

74,2

25,8

Таблица 2

Доля прямых и косвенных налогов в сумме всех налоговых поступлений Российской Федерации

Год

Прямые налоги, %

Косвенные налоги, %

1995

27,9

60,1

1996

21,4

73,7

1997

20,4

72,0

1998

15,7

80,5

1999

15,3

67,7

2000

12,9

69,2 (76,9)

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. Часть вторая. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340

4.     Налоговые системы зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В. Г. Князева, проф. Д. Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 517 с.