Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…….3

1. Общее состояние загрязнения атмосферного воздуха …………………………..…………..4

2. Водные ресурсы……………………………………………………………………...…………8

3. Состояние земельных ресурсов………………………………………………………..……..11

4. Состояние особо охраняемых природных территорий ………………………………….....14

Заключение………………………………………………………………………………………....17

Список используемой литературы………………………………………………………………..18

Введение

Хабаровский край расположен на Дальнем Востоке, с востока омывается Охотским и Японским морями. Хабаровский край граничит на юге с Приморским краем, Китаем, на юго-западе и западе - с Амурской областью, на северо-западе и севере - с Республикой Саха, на северо-востоке - с Магаданской областью.

Территория края расположена на Дальнем Востоке, на большей части территории - горные системы Сихотэ-Алиня, Джугджура и Сунтар-Хаята (высота до 2889 м). Главная река - Амур. Много мелких озер: Болонь, Чукчагирское, Б.Кизи.

Климат - умеренный муссонный; средняя температура января – от -16 до -40 градусов, средняя температура июля - +11 до +21 градуса; количество осадков - 500-900 мм в год. На территории края распространены дерново-подзолистые, болотные и бурые почвы. Растительность: хвойно-широколиственные леса с видами маньчжурской флоры.[1]

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

C точки зрения экологии, Хабаровский край во многом зависит от ситуации в Китае. Как говорят китайцы, "мы два великих народа, которые пьют из одной реки", имея в виду Амур. А мы вносим поправку: "скоро пить будет нельзя ни нам, ни вам". В районе реки Сунгари, притока Амура, у них построено 14 нефтеперерабатывающих заводов и самый мощный в Азиатско-Тихоокеанском регионе целлюлозно-бумажный комбинат, которые практически не имеют очистных сооружений. Все отходы производственной деятельности этих предприятий выливаются в Сунгари и через некоторое время приплывают к нам в Хабаровск.

Цель данной работы – рассмотрение основных экологических проблем Хабаровского края.

Для достижения поставленной цели решим несколько задач: рассмотрим общее состояние загрязнения атмосферного воздуха, загрязнение водных и земельных ресурсов, особо охраняемых природных территорий.

1. Общее состояние загрязнения атмосферного воздуха

Состояние воздушного бассейна в крае нельзя считать благополучным. Уровни загрязнения воздуха на протяжении ряда лет квалифицируются как высокие, и неслучайно г. Хабаровск в очередной раз внесен в перечень 20-ти наиболее загрязненных городов России.

Ежегодный рост индекса загрязнения атмосферы обусловлен увеличением выбросов от автотранспорта и регулярно повторяющихся лесных пожаров.

90% от общего объема выбросов формируют промышленные объекты в Хабаровском, Амурском, Комсомольском, Ванинском, Советско-Гаванском районах.

Всего в 2002 году в атмосферу поступило 377,5 тыс. тонн загрязняющих веществ.

56,4 % от этого количества поступает от объектов теплоэнергетики и предприятий, имеющих на своем балансе автономные котельные. Вклад автотранспорта составляет 35 %.

На долю веществ, представляющих наибольшую опасность для здоровья населения, приходится 17% от общего объема выбросов.

Снизить загрязнение атмосферного воздуха призваны 2259 газо-пылеулавливающих установки. Ими улавливается 86 % загрязняющих веществ. Твердые загрязняющие вещества улавливаются на 94 %, газообразные и жидкие лишь на 3%.

По данным Дальгидромета лесные пожары, охватившие значительную территорию Хабаровского края в 2004 г. в период с июля по октябрь оказали заметное влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Хабаровска, повторяемость концентраций свыше 1 ПДК составила 24-35%. 

В г. Хабаровске атмосфера загрязнена больше, чем в других городах региона. В северо-восточной части города обнаружены наибольшие значения максимальных из разовых концентраций по таким примесям как пыль - 3,4 ПДК, оксид углерода - 5,6 ПДК, диоксид серы - 1,3 ПДК. Максимальное из разовых содержание диоксида азота в 9,1 раза превышало норму и отмечалось в восточной части города. Повторяемость концентраций выше 1 ПДК в целом по городу составляла по пыли 8%, оксиду углерода - 39%, диоксиду азота 41%.

Уровень загрязнения специфическими примесями возрос. Формальдегид отмечался в значительных концентрациях, максимум в августе достигал высокого уровня (10,2 ПДК). Кроме лесных пожаров на состояние воздушного бассейна оказали влияние выбросы, обусловленные горением городской свалки в пос. Березовка.  Максимальное из разовых содержание сероводорода - 2,5 ПДК. Среднегодовое содержание аммиака - 2,2 ПДК, максимальное из разовых - 3,2 ПДК.

Загрязнение фенолами и тяжелыми металлами незначительное. По свинцу в летний период времени отмечалось незначительное превышение допустимой нормы в 1,1-1,2 раза. Дальгидрометом проводился анализ результатов проб воздуха на бензаперен (БП), отобранных в 1998 году в период, когда наблюдались лесные пожары. По сравнению с аналогичным периодом 1996 года среднемесячные концентрации в г. Хабаровске повысилась в 3,6 раза. Максимальная концентрация превышала норму в 4,1 раза.

Проводились также наблюдения за кислотностью осадков. Результаты наблюдений показали, что кислых осадков на изучаемой территории не выпадало, а значения водородного показателя рН колебались от 6,0 до 8,6 (от нейтральной до щелочной среды). Кроме того, были продолжены наблюдения за снежным покровом на основе снегомерной съемки на 22 станциях контроля загрязнения снежного покрова. Анализ и обобщение данных проб позволяет получить динамику загрязнения закономерности атмосферного переноса загрязняющих веществ, в том числе количественные характеристики переноса через государственную границу России, перенос между отдельными регионами.

Снижение массы выбросов от стационарных источников на 13,4 тыс. т/год связано со снижением расхода топлива, спадом производства на предприятиях теплоэнергетики ОАО "Хабаровскэнерго", на крупных промышленных предприятиях (ОАО "Хабаровский завод отопительного оборудования", ЗАО "Хабаровский картонно-рубероидный завод", локомотивное депо Хабаровск-II, 5-я Хабаровская дистанция пути ДВЖД) и предприятия оборонного комплекса, а также за счет выполнения природоохранных мероприятиях на предприятиях теплоэнергетики и на АООТ "Хабаровский НПЗ". Из имеющихся в городе 977 газоочистительных установок обследовано - 38, неисправных - 3.

Основными загрязнителями в городе являются предприятия энергетики - 84,68%, нефтеперерабатывающей промышленности - 1,1 тыс. тонн/год (2%), промышленности строительных материалов - 0,8 тыс. тонн/год (1%). По-прежнему наблюдается тенденция роста выбросов от автотранспорта, в основном, за счет увеличения его численности. В 2004 году вклад автотранспорта в суммарный выброс по городу составил 59,15% (87,6 тыс. тонн/год), в том числе окиси углерода - 45,22%, окислов азота - 3,73%. Выброс свинца от автомобильного транспорта составил 26,02 т/год. С выпуском неэтилированных бензинов с июля 2004 года ОАО "Хабаровский НПЗ" сокращение выбросов свинца от автотранспорта в целом по г. Хабаровска в 2006 году прогнозируется в сторону уменьшения на 18 т/год.

В целом, от стационарных источников и автотранспорта в атмосферу города поступило 148,1 тыс. тонн/год загрязняющих веществ.

2.1.2 Государственный контроль за состоянием атмосферного воздуха и воздухо-охранной деятельностью на предприятиях

В 2004 году произошло незначительное снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников. В целом же количество выбросов в атмосферу в крае увеличилось за счет загрязнения воздушного бассейна автотранспортом, численность которого все продолжает увеличиваться.

Сложившаяся ситуация определила приоритеты в работе крайкомэкологии по разделу "Воздух".

Основными задачами государственного контроля за передвижными источниками в 2004 году по-прежнему были:

* ведение оперативного контроля за выбросами автотранспорта;

* использование природного газа и неэтилированного бензина в качестве топлива.

Крайкомэкологией в 2004 году была продолжена работа по контролю токсичности и дымности отработавших газов автомобилей, организации пунктов экологического контроля на железнодорожном и воздушном транспорте.

В 2004 году инспекторами крайкомэкологии и сотрудниками органов ГИБДД края в ходе операций "Чистый воздух" было проверено 113 автотранспортных предприятий, кроме того, автотранспортных цехов предприятий 138 и 2410 единиц автотранспорта. В ходе проверок выявлено, что 23,5% (566 автомобилей) эксплуатируется с нарушением установленных норм на токсичность и дымность, а это значительно больше, чем в 2003 году.

В 2004 году крайкомэкология, руководствуясь федеральной целевой программой "Охрана окружающей среды Российской Федерации" от свинцового загрязнения и снижения его влияния на здоровье населения на 2004-2005 годы", явился инициатором принятия решения о запрещении реализации этилированных бензинов на территории г. Хабаровска в связи с переходом Хабаровского нефтеперерабатывающего завода на выпуск неэтилированных бензинов в необходимых количествах с 1.07.2004 года. Было принято постановление главы администрации края от 14.07.2004 г. № 274 "О мерах по сокращению загрязнения воздушного бассейна г. Хабаровска и других территорий края выбросами свинца от автомобильного транспорта". Реализация этого решения позволит снизить уровни загрязнения атмосферного воздуха свинцом в г. Хабаровске на 80-90%.

В 2004 году природоохранными органами активно проводилась работа по лицензированию производственной деятельности предприятий и организаций, что явилось действенной мерой по усилению экологического контроля. Крайкомэкологией было выдано 216 лицензий.[2]

Динамика изменения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с 1992 по 2002 г.г. (тыс. т/год)

2. Водные ресурсы

Состояние водных объектов в крае определяется, в основном, состоянием и качеством вод бассейна реки Амур, где проживает основная масса населения и расположены крупнейшие объекты промышленности.

В 2002 году 226 предприятий-водопользователей сбросили в водные объекты бассейна Амура 393,5 млн. м3 стоков, из них 220,5 млн. м3 недостаточно очищенных (загрязненных).

Динамика изменения объемов сбросов сточных вод по краю за период

с 1990 по 2002 год (млн. куб. м.)

 

Действующих очистных сооружений в крае – 128. Их общая мощность 221,8 млн.м3/год.

Из действующих очистных сооружений лишь 6 работают в нормативном режиме. На них стоки очищаются до категории «нормативно-очищенные». Это всего 2,4 % от общего объема сброса стоков после очистных сооружений.

В последние годы обострилась проблема загрязнения вод основного русла Амура и его притоков. Качество воды изменяется от «загрязненной» на Среднем Амуре до «грязной» и очень «грязной» на Нижнем Амуре. Наибольший вклад в загрязнение вносят Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. В городах Советская Гавань, Николаевск-на-Амур, Вяземский, п. Ванино очистные сооружения отсутствуют.

Определенное влияние на качество вод в Амуре оказывают стоки, поступающие с водами реки Сунгари с территории КНР.

С водами р. Сунгари в р. Амур поступают фосфорные, азотистые соединения, взвешенные вещества, а также пестициды, нефтепродукты и др.

Наблюдения за гидрохимическим режимом р. Амур проводились Дальгидрометом на участке от г. Хабаровска до г. Николаевска-на-Амуре в 5 пунктах.

Кислородный режим р. Амур на протяжении всего наблюдаемого периода был удовлетворительным. Среднегодовое количество взвешенных веществ изменялось, в основном, от 24,7 до 46,3 мг/л.

Вода мало минерализована. Сумма ионов не превышала 300 мг/л. Количество органических веществ (по ХПК) колебалось в среднем от 13,8 до 27 мг/л. Максимум достигал 78,5 мл/л ниже г. Николаевска.

Оценка качества воды проводилась по индексу загрязнения вод (ИЗВ). Критерием является класс качества воды с I по VII (от "Очень чистая" до "Чрезвычайно грязная" Загрязнение водного участка в районе г. Хабаровска (ИЗВ 3,15-3,57) несколько снизилось по сравнению с 2003 годом.

Кроме того, наводнение в Китае могло способствовать загрязнению Амура нефтепродуктами. По этому поводу был организован оперативный контроль силами УГМС в районе г. Хабаровска и г. Комсомольска - на - Амуре силами крайсанэпиднадзора - в районе с. Ленинское вблизи устья р. Сунгари. Пробы отбирались ежедневно. Было обнаружено нефтяное пятно, но благодаря скоростям оно было разбито и значительного влияния не оказано. В 170 км выше г. Хабаровска содержание нефтепродуктов составило 40,6 ПДК, в районе г. Хабаровска максимальное значение составило 2,4 ПДК.

В 2004 г. проводилась работа по темам: оценка обеспеченности населения РФ ресурсами подземных вод для хозяйственного - питьевого водоснабжения и изыскание путей сокращения потерь минеральной воды при добыче на участке Пунчи Мухенского месторождения.

В первой теме, начиная с 2004 г., осуществляется подготовка данных по гидрогеологической характеристике месторождений подземных вод и основных водозаборов с неутвержденными запасами, составляются каталоги гидрогеологических условий и гидрогеологических разрезов месторождений и водозаборов подземных вод (выполнено 50%). Ведутся работы по составлению карты современного состояния подземных вод и легенды к ней.

Завершены полевые работы первого этапа на Тунгусском объекте на подземные воды для водоснабжения города Хабаровска. Выполнены наземные геофизические исследования, пробурено 14 поисковых скважин, оцененные прогнозные ресурсы и выявленные эксплуатационные запасы в сумме составляют не менее 500 тыс. м3/ сут.

По второй теме: проведены работы по договору с ОАО "Амур-пиво", которые заключались в техническом оборудовании регулирующими и измерительными устройствами 2- х эксплуатационных скважин. Это оборудование позволяет регулировать в возможных пределах (от "0" до max возможной) производительность обеих скважин, измерять динамические уровни при любом режиме работы. Отбирать пробы воды, отводить из пласта газовую "шапку".

После оборудования скважин в течение 3-х месяцев были проведены полевые работы, заключающиеся в замерах дебита (540 замеров) воды и динамического уровня (60 замеров) воды и контроля ее качества (18 полных химических анализов) в процессе регулировки. В результате этих работ было установлено, что обе скважины должны постоянно изливаться во избежание изменения качества воды в худшую сторону. Минимально возможный дебит обеих скважин при этом составляет 0,15 л/сек.[3]

3. Состояние земельных ресурсов

Начиная с 1994 г. Хабаровским Государственным горногеологическим предприятием выполняются работы по программе мониторинга экзогенных геологических процессов в окрестностях г. Хабаровска и прилегающих к нему районах. Осуществляются наблюдения за оползневыми процессами боковой, речной и овражной эрозией на 10 участках третьей категории. Результаты повторного нивелирования существенных изменений в режиме крупного оползня, наблюдаемого в окрестностях п. Бычиха. На участках оборудованных для наблюдений за боковой речной эрозией, установлено, что во время max летне-осенних паводков величина размыва и отступания линий береговых уступов Бешенной и Пемзенской проток Амура достигает 11,5-16,6 м, а рек Хор и Подхоренок в окрестностях сел Кондратьевка и Дермидонтовка соответственно 2,0 и 0,8 м. Два участка наблюдений за речной эрозией 3 категории оборудовано на реках Силинка и Амур в районе г. Комсомольска-на-Амуре, где наблюдения осуществляют НТЦ "Дальгеоцентр".

Наиболее острыми экологическими проблемами городского землепользования остаются захламление и загрязнение земель химическими веществами производственными и бытовыми отходами, выбросами автотранспорта, промышленных предприятий. На предприятиях организациях, в жилищно-коммунальном секторе в 2004 году образовалось около 1 680 000 тонн отходов производства и потребления (кроме токсичных). Большая часть их вывозится на санкционированные полигоны (свалки), размещается на территориях предприятий.

В крае около 200 несанкционированных мест размещения отходов, которые зачастую не отвечают геологическим санитарно-экологическим требованиям.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (Госземконтроль) является обязательным для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами.

Госземконтроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти.

Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими госземконтроль являются:

·                    Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах;

·                    Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его органы на местах;

·                    Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, органы учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

·                    Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства и его органы на местах.

Главным инспектором по использованию и охране земель РФ является председатель Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, его заместители и начальник Управления государственного контроля за использованием и охраной земель Комитета - заместителем главного госинспектора по использованию и охране соответствующих территорий - на этих территориях.

Государственные инспектора по использованию и охране земель субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от нее главным инспектором РФ по согласованию с органами исполнительной власти этих субъектов РФ.

Должностные лица и специалисты Комитета РФ, комитетов по земельным и землеустройству субъектов РФ, районов и городов, на которых возложено исполнение госземконтроля, являются инспекторами соответствующих территорий. Всем им выдаются удостоверения установленного образца.

Функции органов, осуществляющих госземконтроль, права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих госземконтроль, порядок наложения штрафов за нарушения земельного законодательства заключены в положении о порядке осуществления контроля за использованием и охраной земель в РФ (Утверждено Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.12.93. №1362)

Указом президента РФ "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" устанавливаются размеры штрафов за определенные виды нарушений. Для этих же целей предназначена таблица "Виды нарушений земельного законодательства, за которые виновные подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке".

Работой отдела госземконтроля занимаются государственные инспектора, которые действуют на основании инструкции "О порядке работы госземинспекторов по привлечению к административной ответственности за нарушение земельного законодательства физических, должностных и юридических лиц"; а также инспектора, полномочия которых несколько уже, чем у госинспекторов и общественные инспектора, действующие на основе памятки "По осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель".

При обнаружении несоблюдения земельного законодательства инспектор составляет протокол о нарушении. В данной ситуации госземинспектор имеет право на месте без заседания комиссии по контролю за использованием и охраной земель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству вынести либо предписание об устранении нарушений земельного законодательства в установленный срок - за незначительные нарушения, либо вынести постановление наложении штрафа за нарушение земельного законодательства. После составления инспектором Протокола о нарушении в срок до 15 дней дело рассматривается на заседании комиссии по контролю за использованием и охраной земель; по итогу выносится постановление комиссии о наложении штрафа за нарушение земельного законодательства.

Если юридическое лицо не оплачивает штраф в течение 15 дней, то установленную сумму с него взыскивают безналичным расчетом. Если физическое, должностное или юридическое лицо не оплачивает наложенный штраф, то к принудительному исполнению Постановления комиссии привлекают судебного исполнителя для взыскания штрафа за нарушение земельного законодательства.

Иногда при выполнении своих непосредственных обязанностей инспектора сталкиваются с непониманием, а в некоторых случаях даже с агрессией и грубостью со стороны землепользователей. Для защиты инспекторов Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству было принято постановление "об ответственности и защите госземинспекторов при исполнении должностных обязанностей", основываясь на котором, инспектор может подать запрос в местные органы правопорядка "об оказании содействия". В таком случае при выполнении служебных обязанностей инспектора по использованию и охране земель сопровождает сотрудник Милиции.

Для составления отчетов в отделе ведутся:

·                    Книга регистрации постановлений о нарушениях земельного законодательства, принятых комиссией по контролю за использованием и охраной земель и госземинспектором комитета по земельным ресурсам и землеустройству;

·                    Книга проверок соблюдения земельного законодательства комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации.[4]

4. Состояние особо охраняемых природных территорий

В Хабаровском крае имеются почти все основные типы ООПТ. Все они учитываются при разработке схем землеустройства и районной планировки. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного оборота, имеют исключительно важное значение для сохранения ландшафтного и биологического разнообразия.

Река Амур - одна из крупнейших рек Северо-Восточной Азии. В общемировом рейтинге рек она занимает девятое место по протяженности, 4444 км и десятое – по площади бассейна, 1,85 млн. кв. км. Образуется в результате слияния рек Шилка и Аргунь на территории Читинской области. Наиболее крупные водные объекты бассейна - реки Зея, Бурея, Сунгари, Уссури, Амгунь, озеро Ханка.

Пространственно бассейн располагается на территории трех государств – России (53% площади бассейна), Китая, Монголии (47%). С этой точки зрения Амур имеет трансграничное и международное значение. В бассейне р. Амур на территории России, Китая и Монголии проживает свыше 75 млн. человек, более 90 % населения приходится на долю КНР.

Это предопределяет сложности в установлении согласованного режима охраны и использования водных, биологических и иных ресурсов, не говоря о проектах хозяйственного развития.

Амурский бассейн характеризуется высоким ландшафтным разнообразием: это, прежде всего, дальневосточные прерии Ханкайской низменности и богатые кедрово-широколиственные леса Сихотэ–Алиня, альпийские тундры Станового хребта и Даурские степи. Ценнейшими Амурскими ландшафтами являются водно-болотные угодья широким зеленым поясом тянущиеся вдоль всего Амура и крупных притоков. Амурский водно-болотный комплекс является местом воспроизводства рыбных стад и важнейшим миграционным коридором для миллионов птиц.

Как объект общемировой ценности водно-болотный комплекс Амура был признан одним из самых приоритетных пресноводных экорегионов Планеты.

В Амурском бассейне проходит граница нескольких крупных природных зон. Находясь на стыке биогеографических зон, он отличается высоким биологическим разнообразием. В пределах Российской части бассейна обитают свыше 2800 видов сосудистых растений, около 380 видов птиц, 23 вида амфибий и рептилий, более 70 видов млекопитающих.

К сожалению, под влиянием человека многие виды становятся редкими. В Красную книгу России внесены 400 высших растений, 40 видов насекомых, 5 - амфибий и рептилий, 27 видов птиц.

В Красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных. Есть среди них редчайшие виды, занесенные в Международную Красную книгу МСОП.

В водно-болотных угодьях Амурского бассейна гнездится 95% оставшихся в мире дальневосточных аистов, 65% популяции японских и 50% популяции даурских журавлей.

Река Амур и ее пойменные угодья имеет важнейшее значение как среда обитания, миграционный коридор и место нереста богатейших рыбных стад. В бассейне Амура обитает свыше 100 видов пресноводных рыб, в том числе 7 видов тихоокеанских мигрирующих лососей и 2 вида осетровых рыб. Именно здесь все еще встречается крупнейший осетр мира – Калуга, вес которого может превышать тонну.

Рыбные запасы – важнейший, бесценный экономический ресурс Амура, который за последнее столетие был основательно подорван в результате чрезмерного вылова, загрязнения среды обитания и строительства гидросооружений. Уловы ценных пород рыб в великой реке составляли -100 тысяч тонн лососевых (1910 год), и 1,2 тысячи тонн осетровых (рекордный улов 1891 года). За последнее столетие уловы осетровых и лососевых рыб сократились более чем в 10 раз и сегодня требуют специальных программ по охране и воспроизводству.

Разнообразие природных условий и биологических видов на фоне сравнительной ненарушенности экосистемы огромной реки - важнейшая предпосылка богатства природных ресурсов Амурского бассейна. Главнейшим ресурсом Амура, дефицит которого в Северо-Восточной Азии все сильнее ощущается, является пресная вода. Амур несет в Тихий океан 346 кубических километров воды в год.

Потенциал реки может быть восстановлен при наличии согласия между соседями и создании эффективных совместных программ и правил. Приамурские равнины – житница российского Дальнего Востока, здесь только в российской части бассейна находится около 6 миллионов гектар пахотных земель. Леса водосборного бассейна имеют запас древесины, который позволяют ежегодно заготавливать более 20 миллионов кубометров. Регион богат полезными ископаемыми.

Очевидно, что использование этих природных ресурсов должно быть скоординировано с задачами охраны окружающей среды и сохранения речной экосистемы, от благополучия которой в частности зависит воспроизводство многих ресурсов и качество среды обитания человека.

В то же время наиболее проработанные сценарии межгосударственного сотрудничества предполагают их истощительное использование и широкомасштабное преобразование самой реки, например, путем совместного создания плотин и иных инженерных сооружений.

Основополагающим принципом взаимоотношений должен быть экономический рост при сохранении качества окружающей среды, природных экосистем.

Тем не менее, именно антропогенный фактор определяет негативные для Амура процессы.

Основные эколого-ресурсные проблемы Амура:

1. Загрязнение природных вод и ухудшение качества водных ресурсов

·                    органическими соединениями;

·                    тяжелыми металлами;

·                    нефтепродуктами;

·                    механическими взвесями.

2. Наличие в воде возбудителей вирусных и бактериальных болезней.

3. Низкая водность.

4. Интенсивный размыв левого берега в районе г. Хабаровска.

5. Истощительный характер природопользования (вода, водно-биологические, земельные и лесные ресурсы).

6. Сокращение видов растительного и животного мира, в том числе водно-околоводных видов животных и растений, занесенных в Красные книги.

7. Социальная напряженность, в особенности среди сельского населения и коренных малочисленных народов Севера в связи с ухудшением качества воды, рыбы, а также сокращением природных ресурсов.

8. Сопутствующие негативные процессы и явления:

·                    недостаточно исследованные угрозы загрязнения бассейнов Японского и Охотского морей;

·                    пыльные бури, как следствие интенсивного землепользования и обезлесивания в бассейне р. Сунгари;

·                    уменьшение плодородия почв и др.[5]

Заключение

Уравновесить хозяйственное влияние и сохранить экологический баланс на территории призван экологический каркас, основой которого являются охраняемые природные территории. Анализ экологического состояния территории края и его динамики за последнее десятилетие позволяет сделать следующие выводы:

·                    В целом экологическая обстановка улучшилась, что подтверждает эффект "социально-экологического маятника" системного кризиса: экологическое улучшение происходит на фоне социально-экономического ухудшения и наоборот.

·                    Исчезли ареалы с кризисной экологической ситуацией, их ранг по степени остроты снизился, и они выделяются экологическими проблемами, степень проявления которых позволяет отнести эти ареалы к критическому уровню остроты. Заслуживает внимания экологическая обстановка в г. Амурске: уровень проявления большей части экологических проблем дает основание классифицировать ситуацию здесь как удовлетворительную.

·                    Существенно изменили свои очертания, размеры и пространственную локализацию ареалы с напряженной экологической ситуацией. Во-первых, они несколько расширились и наметилась тенденция их смещения в труднодоступные и сильно уязвимые участки, что связано с увеличением нагрузки за счет ресурсодобывающих отраслей. Во-вторых, в значительной степени эти ареалы увеличились вследствие катастрофических пожаров, а для центральной части края теперь именно ими определяются направленность и глубина трансформации природных комплексов.

·                    Для большей части территории сочетание экологических проблем практически не изменилось, но острота их проявления для некоторых уменьшилась (загрязнение воздушной среды отдельными ингредиентами), а для некоторых возросла (состояние водной среды и особенно р. Амур, что предопределило возникновение так называемой "фенольной" проблемы).

·                    В промышленных центрах в последнее десятилетие в несколько раз увеличился "вклад" в загрязнение окружающей среды автотранспорта. По остроте эта проблема является одной из лидирующих

·                    В формировании наиболее острых экологических проблем, особенно связанных с загрязнением р. Амур, значительнее, чем в прежние годы проявилось влияние Китая с его интенсивным экономическим развитием.

Таким образом, в работе были рассмотрены основные экологические проблемы Хабаровского края.

Список используемой литературы

1.                 Алимов Р., Жохова Л. Анализ эффективности размещения производственных сил Сибири и Дальнего Востока. – М. Финансы, 1998

2.                 Гранберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья.//Экономист. 2005г. №3.

3.                 Природно-экономические зоны: под редакцией В.В. Лешкевича, Ю.А. Сем. 2002.

4.                 Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

5.                 Состояние природной среды и природоохранная деятельность в Хабаровском крае в 2003 году, Хабаровск 2004 .


[1] Алимов Р., Жохова Л. Анализ эффективности размещения производственных сил Сибири и Дальнего Востока. – М. Финансы, 1998. стр. 15.

[2] Гранберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья.//Экономист. 2005г. №3.

[3] Природно-экономические зоны: под редакцией В.В. Лешкевича, Ю.А. Сем. 2002.

[4] Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. стр. 59 – 63.

[5] См. Состояние природной среды и природоохранная деятельность в Хабаровском крае в 2003 году, Хабаровск 2004 .