Оглавление
1. Совершенствование системы банковского надзора в России, задачи Банка России на современном этапе...................................................................................... 3
2. Тестовые задания......................................................................................... 8
3. Практическое задание............................................................................... 15
1. Совершенствование системы банковского надзора в России, задачи Банка России на современном этапе
Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.
Приближение стандартов банковского надзора в России к международным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Ст. 4, п. 7, ст. 55.
Все большее соответствие мировым стандартам совершенствуемых Банком России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточения требований, предъявляемых к кредитным организациям.
В последнее время изменена структура управления процессами регулирования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за крупнейшими банками федерального уровня.
Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам:
· размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);
· организационно-правовой форме (акционерные, паевые);
· преимущественным сферам деятельности (коммерческие,ипотечные, экспортно-импортные и пр.);
· принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.
В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.
В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:
· надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;
· надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.
Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального банка.
Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).
Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно вместе с балансами следующие сведения:
· об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и остатках средств на счетах «Ностро»;
· об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;
· о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных организациях депозитах;
· о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.
Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в территориальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.
Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчиками), бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ территориального учреждения Банка России.
Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание стабильности деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и которые в будущем могут осложнить их финансовое положение, Банком России разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений работы с ними.
2. Тестовые задания
Укажите номера правильных ответов.
2.1. К инструментам денежно-кредитной политики относятся:
1) процентные ставки по операциям Банка России,
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России,
3) операции на открытом рынке,
4) рефинансирование банков,
5) регистрация кредитных организаций,
6) организация безналичных расчетов.
2.2. Кредитная организация получает право на осуществление банковских операций с момента:
1) подписания учредительного договора,
2) получения лицензии Банка России на проведение банковских операций,
3) получение уведомления о ее государственной регистрации,
4) оплаты 100 процентов уставного капитала,
2.3. Заявки кредитных организаций, принятые к депозитному аукциону Банка России, ранжируются по величине заявленной процентной ставки, начиная с:
1) максимальной,
2) минимальной,
3) средней.
2.4. К особенностям правового статуса ЦБ РФ относится следующее:
1) ЦБ РФ может совершать гражданско-правовые сделки с коммерческими банками,
2) ЦБ РФ является юридическим лицом,
3) ЦБ РФ может совершать гражданско-правовые сделки с государством (бюджетом),
4) ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению бюджетной системой РФ.
2.5. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются:
1) федеральной собственностью,
2) собственностью Банка России,
3) собственностью акционеров Банка России.
2.6. Банк России осуществляет рефинансирование банков-резидентов в целях:
1) поддержания и регулирования ликвидности банковской системы,
2) повышения их прибыльности,
3) увеличения объема кредитных операций.
2.7. Регулирование учетной ставки относится к … инструментам денежно-кредитного регулирования:
1) административным,
2) косвенным,
3) прямым.
Вставьте пропущенное слово:
2.8. Высшим органом банковского регулирования и контроля за деятельностью кредитных организаций в России является …..
2.9. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение …… лет.
2.10. Установите необходимое соответствие (например, 1а, 2б…).
1) установление правил осуществления расчетов в РФ 2) процентные ставки по операциям Банка России 3) рефинансирование банков 4) установление ориентиров роста денежной массы 5) установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ 6) монопольное осуществление эмиссии наличных денег |
А. Функции ЦБ РФ Б. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ |
Номер вопроса |
Ответ |
2.1 |
2, 3, 4 |
2.2 |
2 |
2.3 |
2 |
2.4 |
1, 2, 3 |
2.5 |
1 |
2.6 |
1 |
2.7 |
2 |
2.8 |
Центральный банк |
2.9 |
Трех |
2.10 |
А – 1, 4, 5, 6; Б – 2, 3 |
3. Практическое задание
Просчитать выполнение банком «Уралинвест» обязательных резервных требований Банка России.
Исходные данные для расчета:
1) Срок предоставления Расчета Размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБ РФ, – 4 число месяца, следующего за отчетным.
2) Срок перечисления средств в обязательные резервы по расчету за отчетный месяц – 4 число месяца, следующего за отчетным.
3) У КБ «Уралинвест» сформированы обязательные резервы в следующих размерах:
· на 01.02.2006 – 2 250 500- тыс. руб. (по расчету за декабрь)
·
на 05.02.2006 – 2 850 550 тыс. руб. (по расчету за
январь
·
на 09.02.2006 – 3 077 200 тыс.руб.(перерасчет за
январь
4) Установленный норматив отчислений в обязательные резервы на данный период составляет 3,5%.
5) Средняя хронологическая ежедневных балансовых остатков привлеченных за отчетный месяц средств, учитываемых на счетах, участвующих в расчете обязательных резервов, составила 87 920 000 тыс. руб.
6) ставка рефинансирования БР составляет 12%.
Требуется:
1. Определить, выполняются ли банком «Уралинвест» обязательные резервные требования ЦБ РФ.
2. Определить, соответствуют ли данные Расчета размера обязательных резервов, составленного банком «Уралинвест», требованиям Банка России.
3. При необходимости, произвести перерасчет размера обязательных резервов.
4. Рассчитать размер штрафа за нарушение резервных требований ЦБ РФ.
5. Ответить на вопросы:
ü С какой целью создаются обязательные резервы?
ü Каковы установленные нормативы обязательных резервов кредитных организаций в Банке России в современных условиях?
РЕШЕНИЕ:
Определим нормативную величину обязательных резервов:
Нормативная величина обязательных резервов = 87920000*3,5% = 3077200 тыс. руб.
По условию задачи сумма начисленных резервов на 01.02 составила 2 250 500- тыс. руб., что ниже величины нормативных резервов, та же величина резерва составила и на 04.02 (срок перечисления обязательных резервов). На 05. 02. произведен перерасчет обязательных резервов и размер резерва, который составил 2 850 550 тыс. руб. Т.к. срок перечисления средств в обязательные резервы по расчету за отчетный месяц – 4 число месяца, следующего за отчетным банк «Уралинвест» не выполнил обязательные резервные требования.
Требования ЦБ РФ по начислению резервов были выполнены на 09. 02. (3077200 тыс. руб.).
Размер штрафа за нарушение резервных требований исходя их формулы составил:
P x 2 x i
S = -----------,
Q x 100
где:
Р - недовзнос либо сумма превышения усредненной величины обязательных резервов над средней хронологической величиной остатков на корреспондентском счете и корреспондентском субсчете (корреспондентских субсчетах), в рублях;
i - ставка рефинансирования Банка России, в % годовых;
Q - количество календарных дней в году (365 или 366), к которому относится дата расчета штрафа.
Размер штрафа составил:
S = ((3077200-2250500)*2*0,12/365*100)+
+((3077200-2 850 550)*2*0,12/365*100)=5435,83 +1490,30=6926,13руб.
ü С какой целью создаются обязательные резервы?
Обязательные резервы банков - средства коммерческих банков и других кредитных институтов, которые они обязаны хранить в центральном банке в качестве обеспечения некоторых своих операций в соответствии с нормами обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидностью банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций и порядок их депонирования устанавливается Советом директоров Центрального Банка.
Каковы установленные нормативы обязательных резервов кредитных организаций в Банке России в современных условиях?
Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте |
Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации |
Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте |
|
8 июля |
— |
3,5 |
3,5 |
1 августа |
2 |
3,5 |
3,5 |
1 октября |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
1 июля |
4,5 |
4,0 |
4,5 |
11 октября |
3,5 |
3,0 |
3,5 |
15 января |
4,5 |
4,0 |
4,5 |
1 марта |
5,5 |
4,5 |
5 |
1 июля |
7,0 |
5,0 |
5,5 |
1 сентября |
8,5 |
5,5 |
6,0 |
18 сентября |
4,5 |
1,5 |
2,0 |
15 октября |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 мая |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 июня |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Список использованной литературы
1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ, 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (с изм. и доп.).
2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ, 03.02.1996 г. № 17-ФЗ (с изм. и доп.).
3. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. - М.: ИНФРА-М, 2008.
4. «Вестник Банка России» № 8 , Москва 2008
5. «Деньги и Кредит» , № 1 и № 2 , Москва 2009
6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru