В.С. Исмагилова, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга,  

Уфимский государственный авиационный технический университет

Экономическая безопасность предприятия в ситуациях рыночного риска

Характерной чертой рыночной экономики является наличие динамичности ситуаций производственно-коммерческой деятельности предприятия. Руководители предприятий должны уметь или учиться умению рисковать, что определяется нахождением границ правомерного и обоснованного риска, психологическим восприятием риска, обеспечением социальной защищенности рискового руководителя. Успех в ситуациях риска может быть обеспечен лишь при взаимодействии всех рычагов рыночной экономики в целом и при условии проведения тщательного экономического анализа результатов деятельности каждого конкретного предприятия.

Взаимосвязь экономической безопасности предприятия (ЭБП)  и рисковых ситуаций рынка можно изобразить в виде примерной схемы [1]. Проблемы риска должны рассматриваться и учитываться как при стратегическом планировании, так и в процессе реализации операционных задач. Наибольшее значение приобретает оперативный или ситуационный анализ, позволяющий оценить на данный момент характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты производственно-коммерческой деятельности, своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия. Анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов занимает центральное место в рыночных отношениях, это касается случайных, непредвиденных, но потенциально возможных потерь, возникающих вследствие отклонения от запланированного хода производства и реализации продукции. К ним можно отнести материальные, трудовые и финансовые потери, потери времени и специальные виды потерь.

При комплексном анализе вероятных потерь для оценки риска необходимо установить все источники риска и выделить превалирующие. Вероятные потери необходимо разделить на определяющие и побочные. Последние могут быть исключены в количественной оценке уровня риска. Если какой-либо вид потерь значительно выделяется по вероятности возникновения и имеет наибольший удельный вес по сравнению с остальными, то при количественной оценке уровня риска в расчет можно принять только его. Поэтому из ряда случайных факторов желательно отделить систематическую составляющую потерь от случайных.

Вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими, являются весьма важными для обеспечения ЭБ: необходимо знать проблемы, с которыми может столкнуться предприятие и пути выхода из сложившейся ситуации. Отечественному предпринимателю приемы «цивилизованного» обращения с коммерческими рисками знакомы пока мало, хотя в своей практике он сталкивается с таким уровнем риска, при котором ни один зарубежный бизнесмен даже и не подумал бы браться за дело. Можно выделить особо следующие факторы, порождающие риск [1]: угрозы и ограничения внешней среды; форс-мажорные обстоятельства; внутренние угрозы (воровство, недобросовестность персонала и так далее); недостаточная компетентность персонала управленцев (менеджеров); недобросовестность и несостоятельность партнеров. Риск оказаться обманутым в сделке или столкнуться с неплатежеспособностью должника, невозвратностью долга, особенно в нынешних условиях, достаточно реален.

Необходимо учитывать угрозы и ограничения внешней среды, представляющей серьезную опасность. Внешние угрозы – это организованная преступность, рэкет, преступные действия и мошенничества отдельных лиц, недобросовестная конкуренция и так далее. Ограничения внешней среды в ряде случаев затрудняют рыночную деятельность предприятия. К ним относятся, например, факторы политического, демографического, экономического окружения. Так политические факторы порождаются действиями государственных органов и выражаются в увеличении налогов, акцизов, таможенных ставок, изменении договорных условий, трансформации форм в отношении собственности, законодательном ограничении предпринимательства и другие. Величину возможных потерь и определяемую ими степень риска в этом случае очень трудно предвидеть.

При оценке потерь, потенциальная возможность которых порождает предпринимательский риск, используются различные методики[1]. Оценку риска можно представить  в виде результата сравнения прогнозируемой «цены» риска с некоторой допустимой его величиной. В этом случае она будет во многом определяться «принципами безопасности», реализуемыми в процессе управления рисками. Общая теория принятия решения различает два таких принципа. Первый из них, так называемый «принцип нулевой (минимальной) опасности», предусматривает необходимость использования всех возможных на данный момент средств обеспечения безопасности, независимо от величины требуемых для этого затрат. Второй принцип предполагает предварительное определение величины приемлемого уровня риска и, исходя из этого разработку мер, обеспечивающих безопасность[3]. Между обоими принципами нет качественных различий, которые делали бы их взаимоисключающими, поскольку второй принцип в определенных случаях может предусматривать мероприятия, достаточные для удовлетворения жестких требований первого.

Прикладная теория риска разработана только применительно к страховому и игровому риску. Производственные, коммерческие и финансовые риски и методы их оценок находятся на стадии разработок и пока недостаточно опробованы на практике. Это значит, что в рыночных условиях предприятие функционирует при повышенном риске и неопределенности. Поэтому руководитель новой формации должен не столько искать бизнес с заранее предвидимым результатом без риска, сколько уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы ЭБП. В заключение для каждого из выбранных наиболее опасных рисков разрабатываются мероприятия по противодействию, входящие в программу обеспечения ЭБП, либо в программу страхования его инновационной деятельности в рамках бизнес-плана.

Маркетинг является одной из составляющих производственно-хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего в рыночных условиях. Роль маркетинга на предприятии обуславливается необходимостью адаптации производственного процесса в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, что обеспечивает успех его функционирования. Поэтому реализация маркетинга на предприятии используется как одна из функций управления или менеджмента. С этой точки зрения, маркетинг занимает важное место наряду с такими функциями предприятия, как управление финансами, управление производством, управление кадрами. Задача маркетинга – повысить эффективность использования всех корпоративных ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, напрямую связанных с рыночным спросом, конкуренцией, конъюнктурой и т.п. Инструментарий маркетинга  можно представить в виде системы мер, предназначенной для достижения согласия между производителями товаров и услуг и покупателями этих товаров, т.е. потребителями [4]. Использование маркетинга в управлении производственным процессом предприятия с целью повышения его коммерческого успеха должно сопровождаться также возможностями концептуального управления в условиях рыночной отношений [5]. Это означает, что маркетинг выступает рыночной теорией управления, что включает в себя не только эффективное использование ресурсов, но и направление  деятельности всего предприятия в зависимости от развития рынка, его состояния, потребностей и т.п.

Библиографический список

1.Экономическая безопасность предприятия (фирмы)/В.Б. Зубик, Д.В. Зубик, Р.С. Седегов; Под ред. Р.С Седегова, М.И. Плотницкого, А.С. Головачева. – Мн.: Выш.шк., 1998.

2.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995.

3.Предпринимательство и безопасность. Под ред. Ю.Б. Долгополова – М: Универсум, 1991.

4.Зиннуров У.Г., Прядко И.В. Формирование стратегической диверсификации деятельности предприятий//Российскоя научно-методическая конференция с международным участием «Управление экономикой: методы, модели, технологии»:Сборник научных трудов: в 3-х частях. – Уфа: УГАТУ, 2001.

5.Армстронг Гари, Котлер Филипп. Введение в маркетинг, 5-е издание.: Пер. с англ.: Уч.пос. – М.: Издат. Дом «Вильямс», 2000.