КАК ОТКРЫТЬ СВОЕ ДЕЛО? (В помощь педагогическому работнику, осваивающему азы бизнеса)

Введение

В России неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя и не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

Кредо предпринимательской деятельности — коммерческий успех, поскольку предприниматель всегда действует на свой страх и риск, и на него ложатся все последствия и результаты деятельности — как прибыль, так и убытки. При этом предпри­ниматель — не обязательно собственник, в первую очередь — это организатор производства. Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в долг или арендованные.

Необходимыми условиями для предпринимательства являются свобода в принятии решений, полная экономическая ответст­венность за результаты деятельности, ориентация на достижение коммерческого успеха.

Таким образом, предприниматель — это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлет­ворение его личных потребностей и позволяющий продолжать и развивать хозяйственную деятельность. Это лицо может быть представлено как отдельным гражданином, так и ассоциацией граждан, в которой каждый из них может выполнять разные функции в руководстве хозяйственной деятельностью. Например, в акционерном обществе ни один из акционеров не обладает правом принятия окончательного решения, но каждый из них и все они вместе — предприниматели.

Прежде чем начать свое дело, будущим предпринимателям необходимо тщательно обдумать целый ряд вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью.

Многие начинающие бизнесмены не вполне представляют, какими должны быть их первые шаги в бизнесе, какие ресурсы необходимо привлечь и какие задачи придется решать им в первую очередь. Если решение об открытии собственного предприятия вами уже принято, необходимо выбрать для него оптимальную организационно правовую форму и пройти процедуру регистрации. Многим предпринимателям, планирующим работать в сфере услуг, торговли, строительства и медицины нужно не только зарегистрировать предприятие, но и обязательно решить вопросы лицензирования своего бизнеса.

Как начинающим, так и уже действующим предпринимателям приходится постоянно решать различные проблемы, связанные с текущей деятельностью предприятия, работать с персоналом, клиентами, поставщиками, грамотно распределять имеющиеся ресурсы, планировать стратегию развития бизнеса, маркетинговую политику в сегодняшней непростой ситуации. Остро стоит вопрос: «Как открыть свое дело?

1. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность предпринимателя.

1.1.Документы, регламентирующие предпринимательство.

Предпринимательство в России регламентируется целым ря­дом законодательных и нормативных актов, в том числе законом о предпринимательстве, «Гражданским кодексом Российской Федерации», а также законом: «О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Пензенской области на 2003-2005 годы».

«Гражданский кодекс Российской Федерации» рассматривает предпринимательскую деятельность как инициативную самостоятельную деятельность граждан, направ­ленную на получение прибыли и осуществляемую либо от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, либо от имени и под имущественную ответственность юридиче­ского лица предприятия, если гражданин-предприниматель создал или приобрел для этой цели предприятие.

1.2.Организационно-правовые формы предприятий

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ в оказании услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В соответствии с «Гражданским кодексом Российской Федерации» могут создаваться и действовать предприятия следующих организационно-правовых форм: государственное и муниципальное унитарное предприятие; полное товарищество; товарищество на вере, товарищество с ограниченной ответственностью; акционерное общество (открытое и закрытое). На рис. 1 представлена схема правовых форм предприятий.

Рисунок 1

Рис. 1.

2. Условия эффективного взаимодействия предпринимательских структур и государства в рыночной экономике.

2.1. Предпринимательство как экономический процесс.

Предпринимательство – это поиск чего-то нового, еще не ставшего традиционным, является результатом мыслительного процесса. Уровень успеха предпринимателя зависит от удачи, везения и т.п. Однако случай, удача, везение сопутствуют лишь тому, кто научился мыслить вполне конкретными категориями.

Предпринимательство – это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать или воспроизводство в целом, или какой-то отдельный момент производства, обмена, распределения, потребления с целью получения предпринимательского дохода (добавочной прибыли).

Предприниматели реализуют свои предпринимательские способности в предпринимательстве как экономическом про­цессе. Сущность последнего заключается в том, что это про­цесс создания предпринимательского дохода, т.е. дополни­тельной прибыли от инновационной рисковой деятельности.

Предпринимательский доход может быть получен двумя мето­дами. Первый метод заключается в снижении индивидуальных издержек производства. Известно, что рыночная цена формиру­ется на основе общественных издержек производства, общест­венно необходимого рабочего времени. Используя новшества, рискуя, предприниматели снижают свои индивидуальные из­держки, доводя их до более низкого уровня по сравнению с об­щественными издержками производства и с теми бизнесмена­ми, кто ведет воспроизводство стационарными методами. Вследствие этого они получают кроме обычной прибыли еще и дополнительную прибыль, предпринимательский доход.

Снижение индивидуальных издержек производства до бо­лее низкого уровня по сравнению с индивидуальными издерж­ками бизнесменов при стационарном воспроизводстве происхо­дит следующим образом. Предприниматель, используя новые методы маркетингового исследования рынка средств производ­ства, находит такие рынки или их сегменты, где можно купить необходимые ему средства производства или по более низкой це­не или более качественные, эффективные. Используя эти сред­ства производства, он снижает тем самым индивидуальные из­держки на производимые им товары. Применяя новшества (но­вые технологии и технику, более квалифицированную рабочую силу, новые методы воспроизводства) предприниматель также снижает производственные затраты. Индивидуальные затраты, кроме того, могут снижаться при использовании новшеств в маркетинге (например, внедрении новых методов рекламы). Все эти способы снижения индивидуальных издержек производства могут быть использованы одновременно или в отдельности. По­нятно, что при разных вариантах величина предприниматель­ского дохода будет разной.

Второй способ получения предпринимательского дохода связан с тем, что предприниматель, имея более низкие инди­видуальные издержки производства по сравнению с другими продавцами, может снизить цену реализации на свои товары. Продавая значительно большую массу товаров, он может, да­же при более низкой цене, получить дополнительный доход.

Предпринимательский доход может быть получен не только при снижении индивидуальных издержек производства. Предприниматель, используя новшества при отыскивании рынка сбыта, или при изучении изменений конъюнктуры рынка, мо­жет найти такие рынки, на которых продаст свою продукцию по более дорогой цене по сравнению с другими продавцами.

И, наконец, предпринимательский доход может быть полу­чен, когда в результате нововведений производится более качественный товар. В таком случае предпринимательский доход может быть получен и за счет более высокой цены и за счет большей массы продаваемого товара.

Предпринимательство неразрывно связано с менеджмен­том. Менеджмент может обеспечить реализацию основной цели — получение устойчиво оптимального размера предприни­мательского дохода, — если его основные функции менедж­мента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, на постоянные измене­ния внутри предпринимательских структур, на адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует менедж­мента инноваций и риска. Основная задача менеджмента — управление сложной ситуацией.

В планировании предпринимательской деятельности необ­ходимо предусматривать гибкую пропорциональность, новые комбинации факторов воспроизводства. Можно добиться оп­тимизации уже использующихся технологий за счет иннова­ций производственного планирования и управления персоналом. При этом предусматривается стимулирование способности предпринимательских структур к развитию путем осуществления кардинальных изменений, перехода от функ­циональной организации к организации на основе автоном­ных хозяйственных центров прибыли.

Стратегический менеджмент инноваций требует, прежде всего, непрерывного анализа функционирования предприни­мательских структур и их окружения. Анализ окружения производится с целью определения своих шансов на успех от инновационной рисковой деятельности, с одной стороны, ухода или преуменьшения неблагоприятного воздействия много­численных видов риска на конечные результаты предприни­мательской деятельности, с другой стороны. При этом произ­водится анализ как глобального, так и непосредственного предпринимательского окружения. К первому виду окруже­ния относятся экономические, правовые, политические, соци­альные, технологические, региональные и другие рамки пред­принимательской деятельности. Ко второму — поставщики, покупатели, потенциальные конкуренты, их возможности об­новления продукции, интенсивность конкуренции, возмож­ности промышленной кооперации и интеграции и т.д.

Анализ состояния и возможностей самой предприниматель­ской фирмы или их объединений включает в себя анализ соб­ственных ресурсов, возможностей развития сильных и преодо­ления слабых сторон.

Менеджмент инноваций и риска предполагает определение стратегии менеджмента инноваций и предпринимательского риска на основе поиска альтернатив и выбор наилучшего вари­анта. Избранная стратегия реализуется в предприниматель­ских программах и стратегии поведения фирмы, в соответст­вующих планах (стратегических, среднесрочных, краткосроч­ных, ситуационных).

В соответствии со стратегией менеджмента разрабатывает­ся соответствующая организационная структура фирмы, а также производится подготовка и определяется мотивационный механизм стимулирования ее персонала. И, наконец, необ­ходимо иметь стратегический контроль, охватывающий весь экономический процесс.

Таким образом, экономический про­цесс предпринимательства органично переплетается с менедж­ментом инноваций и риска.

2.2. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности.

Объекты предпринимательской деятельности — это виды дея­тельности, которыми занимается предприниматель. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйст­венной деятельности, не запрещенные законодательством, вклю­чая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, иннова­ционную, консультационную и другую деятельность и операции с ценными бумагами.

Однако для осуществления некоторых видов предприниматель­ской деятельности требуется специальное разрешение местного органа управления. В разрешении может быть указан срок его действия. В выда­че разрешения может быть отказано, если производство не соот­ветствует установленным законодательством Российской Феде­рации экологическим или медицинским нормам, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Отказ в выдаче разрешения, как и в предоставлении земли и иных природных ресурсов может быть обжалован в судебном порядке в месячный срок.

Кроме того, предусмотрен перечень видов деятельности, вы­полнять которые могут только государственные предприятия. Это — производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия, изго­товление и реализация наркотических культур, содержащих нар­котические и (или) ядовитые вещества, переработка руд драго­ценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов и т. п.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании специальных лицензий, порядок выдачи которых, как и перечень соответствующих видов деятельности, определя­ется правительством Российской Федерации или уполномочен­ными органами (например, банковская, биржевая, страховая, строительная деятельность и т. п.).

Субъекты предпринимательской деятельности — это лица, которые могут заниматься данной деятельностью. Предпринима­тельской деятельностью может заниматься любой гражданин, не ограниченный в правах; любой иностранный гражданин и лицо без гражданства в пределах полномочий, установленных законо­дательством Российской Федерации, а также объединения граж­дан — коллективные

предприниматели (партнеры).

Статус предпринимателя приобретается посредством госу­дарственной регистрации предпринимателя в порядке, преду­смотренном законодательными актами Российской Федерации.

Осуществление предпринимательской деятельности без регист­рации запрещается.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуаль­ная предпринимательская деятельность. Предпринимательская деятельность с привлечением наемного труда регистрируется как предприятие. Для профессионального занятия предпринимательской дея­тельностью необходимы определенные личностные качества: инициативность, способность идти на риск, брать на себя ответственность, искать неординарные решения, настойчивость, дело­вая хватка, умение находить общий язык с разными людьми и т. п.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с применением и без применения наемного труда.

Предприниматель-индивидуал может иметь счет в банке, свой товарный знак. Он обладает правом пользования банков­ским кредитом, может заключать гражданско-правовые сделки. Две основные особенности индивидуальной предприниматель­ской деятельности отличают ее от деятельности предприятия. Во-первых, это невозможность применения наемного труда, во-вторых, ответственность перед кредиторами личным имуществом предпринимателя.

Индивидуальная предпринимательская деятельность подле­жит обязательной государственной регистрации. При этом реги­стрирующий орган может отказать в регистрации только в слу­чае, если в заявлении на занятие предпринимательской деятель­ностью указаны виды деятельности, запрещенные законом, а также те, осуществлять которые разрешается только государст­венным предприятиям.

Для профессионального занятия предпринимательской дея­тельностью необходимы определенные личностные качества: инициативность, способность идти на риск, брать на себя ответ­ственность, искать неординарные решения, настойчивость, дело­вая хватка, умение находить общий язык с разными людьми и т. п. Предпринимательская деятельность может осуществляться с применением и без применения наемного труда.

Предприниматель-индивидуал может иметь счет в банке, свой товарный знак. Он обладает правом пользования банков­ским кредитом, может заключать гражданско-правовые сделки. Две основные особенности индивидуальной предприниматель­ской деятельности отличают ее от деятельности предприятия. Во-первых, это невозможность применения наемного труда, во-вторых, ответственность перед кредиторами личным имуществом предпринимателя.

Индивидуальная предпринимательская деятельность подле­жит обязательной государственной регистрации. При этом реги­стрирующий орган может отказать в регистрации только в слу­чае, если в заявлении на занятие предпринимательской деятель­ностью указаны виды деятельности, запрещенные законом, а также те, осуществлять которые разрешается только государст­венным предприятиям.

2.3. Создание среды, благоприятствующей малому и среднему бизнесу.

Перспективным направлением развития смешанного предпринимательства является формирование малых и средних предпринимательских структур непосредственно самими предприятиями частного, государственного и муниципального секторов экономики. К сожалению, государственная статистика не дает соответствующих данных о динамике и результативности такого рода предпринимательства, что затрудняет беспристрастный анализ его функционирования, а, следовательно, и предпочтительности перед другими формами предпринимательской деятельности.

Вместе с тем данная форма частногосударственного пред­принимательства, наряду с ФПГ, — это способ и возможность частичного решения на микроуровне проблем, с которыми сталкиваются в нынешней хозяйственной практике и част­ные, и государственные предприятия. Такого рода предприни­мательство служит своеобразной формой снятия противоре­чий функционирования и развития, снижения предпринима­тельского риска как тех, так и других.

Вполне естественно, что оно не в состоянии решить все про­блемы, сдерживающие предпринимательскую активность се­годня. Решение проблем политического и правового риска, стабильности налоговой политики, инфляции, высоты ставки коммерческого кредита, неплатежей и т.п., конечно же, явля­ется уделом государственных структур, а в какой-то мере (по­литические риски) и всего общества.

Вместе с тем проблемы инвестиционных и кредитных ресурсов, недостатка рынков сбыта, нехватки сырья и материалов, технологического обору­дования и целый ряд других проблем могут быть в определен­ной мере не только в рамках ФПГ, но и смешанных частногосударственных средних и малых предприятий, которые заслу­женно требуют в силу этого государственного внимания и поддержки.

К числу же проблем среднего и малого частного предприни­мательства следует отнести:

- относительно слабое знание производственной специфи­ки в целом и российской, в частности;

- ограниченный доступ к земельным ресурсам;

- ограниченность представлении о трудовых ресурсах, их профессиональной пригодности (совместимости) в рам­ках реализации тех или иных инвестиционных проектов в каждом данном регионе.

Что же касается государственных и муниципальных пред­приятий, то здесь диаметрально противоположная ситуация: отсутствие инвестиционных ресурсов, опыта нетрадиционного для них рыночного поведения, фактическое отсутствие (за редким исключением) стабильных прямых связей с партнера­ми из дальнего зарубежья.

Однако в противовес частному бизнесу они располагают:

• производственно-техническим и сырьевым потенциалом;

• отработанной системой и технологиями взаимодействия с региональными властными структурами;

• знанием производственной специфики в целом, и российской в особенности;

• несравненно большей доступностью к земельным ресур­сам;

• знанием потенциала местных трудовых ресурсов.

Таким образом, в сложившейся ситуации основные ресурсы и факторы производственного предпринимательства как бы разведены между различными типами предпринимательских структур. Соединить их в целях обеспечения нормальной предпринимательской деятельности и есть задача смешанного предпринимательства, среднего и малого предпринимательст­ва, государственных и частных предприятий. Опыт такого ро­да сотрудничества изучается и обобщается пока что явно недо­статочно, несмотря на его несомненный не только научный, но и сугубо практический интерес.

3. Порядок создания предприятия.

Предприятие может быть учреждено по решению собственни­ка имущества или уполномоченного им органа. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным органом власти по месту учреждения предприятия. Решение о регистрации или от­казе в регистрации должно быть принято не позднее, чем в ме­сячный срок с момента подачи документов. Отказ в регистрации возможен только в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.

3.1. Общие условия создания предприятия:

1. Решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа.

2. Наличие разрешения на использование земли, других при­ родных ресурсов, которое выдается местным органом власти.

3. Наличие юридического адреса.

4. Согласие соответствующего органа (в случае преобразования государственного предприятия).

5. Регистрация.

В работе по созданию предприятия можно выделить два основных этапа: подготовительный; оформление документов и регистрация. На подготовительном этапе важно осу­ществить следующее: оценить имеющиеся возможности (свои и партнеров), отвечая на вопросы: в чем заключается конструк­тивная идея, какова ее конкурентоспособность, какие имеются ресурсы для ее реализации; определить конечные цели; опреде­лить задачи и основные направления деятельности.

На втором этапе разрабатываются учредительные до­кументы: устав и договор учредителей предприятия.

Устав — это конституция предприятия, основной закон его деятельности. В уставе определяются цели, задачи и профиль предприятия, сфера его деятельности, органы управления и кон­троля, порядок образования имущества, распределения дохода, условия реорганизации.

В уставе обязательно указываются организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение, предмет деятельности.

В уставе должен быть раздел, описывающий систему управления предприятием. Для каждой организационно-правовой формы система управления имеет специфику и допускаются раз­личные ее вариации. Для акционерных обществ система органов управления представляется следующим образом: общее собра­ние акционеров, правление, Совет директоров. Но может быть и иная структура — общее собрание и Совет директоров: все за­висит от масштабов деятельности акционерного общества, коли­чества акционеров и т. д. Для товарищества органами управле­ния являются общее собрание участников товарищества и Совет директоров. Для государственного и муниципального предприя­тий — это правление или совет, руководитель предприятия. Но возможны варианты. Например, на небольшом предприятии, где количество работающих 10…20 человек, вряд ли целесообразно создавать совет, правление. Достаточно определить руководите­ля и установить правило, по которому ряд вопросов решается руководителем совместно с трудовым коллективом.

Важным разделом устава является правовой режим имуще­ства предприятия, распределение полученной прибыли. Необхо­димо отразить права предприятия по использованию имущества (является ли оно собственником имущества или имущество нахо­дится у него в оперативном управлении). Собственник вправе со­вершать в отношении имущества любые сделки (продать, обме­нять и т. д.).

Устав может ограничивать права предприятия - несобственни­ка по распоряжению имуществом. Он может запрещать ему сда­вать имущество в аренду, продавать его и т. д., т. е. собственник через устав определяет режим использования имущества, то ли­цо, которое вправе осуществлять сделки по распоряжению иму­ществом.

Распределение полученной предприятием прибыли также за­висит от того, является предприятие собственником или несоб­ственником. После уплаты налогов на прибыль и других плате­жей чистая прибыль, полученная предприятием-собственни­ком, распределяется по его собственному усмотрению. Что каса­ется предприятия-несобственника, то собственник может преду­смотреть, чтобы часть полученной предприятием прибыли была перечислена ему. Прибыль будет распределяться в том порядке, который предусмотрен собственником. В уставе должны быть охарактеризованы фонды и резервы предприятия. Прежде всего, речь идет об уставном кап и тале.

Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов в денежном выражении участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Предприятие в соответствии с законодательством создает в счет прибыли резервный фонд для покрытия непредвиденных потерь и убытков.

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного перио­да предприятие может создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работников, расходы на ремонт основных средств и т. п.

Кроме того, на предприятии могут создаваться фонды специального назначения — фонды накопления и потребления. Средст­ва фонда накопления используются на производственное разви­тие и другие аналогичные цели. Фонд потребления предназначен для осуществления мероприятий по социальному развитию и по­ощрению коллектива предприятия. Вторым учредительным документом предприятия является договор учредителей. В нем пере­числяются учредители предприятия, фиксируется размер вклада каждого учредителя в уставный капитал предприятия, определя­ется, кто уполномочен совершать те или иные сделки, как будет распределяться прибыль. После оформления всех документов их представляют на регистрацию.

3.2. Прекращение деятельности предприятия.

В соответствии с «Гражданским кодексом Российской Феде­рации» предприятие ликвидируется в следующих случаях: при­знания банкротом; принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных зако­нодательством Российской Федерации, если в предусмотренный срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности; признания судом недействительными учредитель­ных документов и решения о создании предприятия; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Рос­сийской Федерации и входящих в ее состав республик.

С 1 марта 1993 г. вступил в силу закон РФ «О несостоятель­ности (банкротстве) предприятий». В законе дано определение банкротства предприятия, типы процедур, применяемых к пред­приятиям-банкротам.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия пони­мается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспе­чить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности является приостановле­ние текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кре­диторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их ис­полнения.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника. Причем размеры претензий к должнику в совокупности должны быть не меньше 500 установ­ленных законодательством размеров минимальной заработной платы.

Основанием для возбуждения дела о банкротстве предприятия является заявление кредитора или должника. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих решений: о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредитора могут быть удовлетворены; о приостановлении производства по делу о банкротстве предприятия.

Типы применяемых к должнику процедур: реорганизацион­ные; ликвидационные; мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры включают внешнее управле­ние имуществом должника и санацию.

Основанием для установления внешнего управления имуще­ством должника является наличие реальной возможности восста­новить платежеспособность предприятия для продолжения его деятельности путем реализации части имущества должника и осуществления других организационных и экономических меро­приятий, а также заключения мирового соглашения с креди­торами. Продолжительность проведения процедуры внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 ме­сяцев.

При установлении внешнего управления имуществом должни­ка арбитражный суд назначает арбитражного управ­ляющего. При этом кредиторы и должник вправе предложить кандидатуры арбитражного управляющего. При наличии не­скольких кандидатур управляющий назначается на конкурсной основе. Кандидат в арбитражные управляющие должен быть юристом или экономистом либо обладать опытом практической работы в хозяйстве, а также не иметь судимостей.

Арбитражный управляющий руководит предприятием-дол­жником, распоряжается его имуществом, отстраняет руково­дителя предприятия, назначает и увольняет должностных лиц.

В зависимости от результатов проведения внешнего управле­ния имуществом арбитражный суд может: принять решение о за­вершении процедуры внешнего управления имуществом должни­ка и прекращении производства по делу о банкротстве предпри­ятия либо решение об утверждении мирового соглашения; при­нять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

Санация. Основанием для проведения санации является на­личие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия для продолжения его деятельности путем оказания предприятию финансовой помощи его собственником или третьи­ми лицами.

4. Как открыть свое дело? (некоторые советы коллеге-педагогу)

Итак, что же вы должны решить в первую очередь?

Прежде чем начать собственное дело, необходимо задаться следующими вопросами:

- Что значит начать заниматься бизнесом?

- Какие опыт, ресурсы, знания, идеи и, конечно, мотивация для этого необходимы?

- Как начать ваш бизнес, с разработки бизнес-плана?

- Как уберечь себя от потери денег, как сделать ваш бизнес прибыльным?

Эти цели достигаются благодаря применению основополагающих принципов организации бизнеса к вашим коммерческим идеям.

4.1. Кем быть и что делать?

К сожалению, очень трудно изыскать универсальные рецепты методов, технологии, организации создания своего предпринимательского дела,

которые гарантировали бы заведомый успех вхождения в предпринимательскую среду в качестве ее полноправного члена. На все

случаи жизни вообще не удается иметь заранее предусмотренные гарантированные способы оптимального поведения. В отношении предпринимательства заблаговременная выработка рациональной стартовой стратегии осложняется наличием множества разных вариантов исходных условий, каждому из которых соответствует свой целесообразный способ закладки фундамента предпринимательского здания

Прежде всего, укажем, что приходится применять различные стратегии, образцы действий в зависимости от того, кто является предпринимателем и какова форма начинаемого предпринимательства. Отсюда ясно, что если уж вы решили стать предпринимателем, то прежде всего придется избирать форму предпринимательской деятельности. Как следует из предыдущего изложения, у начинающего предпринимателя есть выбор из трех основных форм.

1. Индивидуальное, личное предпринимательство, осуществляемое без создания собственной фирмы, маломасштабной фирмы, маломасштабная предпринимательская деятельность.

2. Создание частного зарегистрированного предприятия, обретение статуса юридического лица.

3. Организация коллективного предприятия несколькими партнерами с официальной регистрацией предпринимательской формы.

В конечном счете, самому начинающему бизнесмену решать, заниматься ли предпринимательством в виде индивидуальной коммерческой деятельности в качестве физического лица либо создать самому или с партнерами официальное, государственное зарегистрированное товарищество, общество и стать тем самым юридическим лицом, заиметь свое название, свою печать, свой счет в банке.

4.2. Деловые идеи.

Большинство людей задумываются о том, как открыть собственное дело в той области, в которой они имеют определенный опыт. Как правило, автослесарь открывает автомастерскую, продавец - небольшой магазинчик, работник сельского хозяйства стремится стать фермером, и т. д. Это замечательно, поскольку в своем деле необходимо знать толк.

Иногда у людей возникает гениальное «озарение», которое приводит затем к созданию совершенно нового товара или услуги. В какой бы области вы ни занимались бизнесом, самое главное - быть уверенным, что он жизнеспособен с коммерческой точки зрения, что найдется достаточное количество людей, готовых платить за ваши товары или услуги запрашиваемую вами цену.

Какими бы не были ваши идеи, какими бы глубокими не были ваши знания и квалификация этого недостаточно. Вы должны приспособиться к законам рынка, приготовиться получать ссадины и синяки коммерческих неудач. Бизнес стоит двух китах: конкуренция и прибыль.

4.3. Бизнес и конкуренция.

На первый взгляд понять, что такое конкуренция, довольно просто. Она возникает в результате деятельности других фирм в той же самой отрасли, что и ваша, других автомастерских, торговцев, других пекарей и т.д.

Конкуренция может возникать и по-другому. Например, вы собираетесь открыть магазин и торговать мясом и мясопродуктами. Тогда вам придется конкурировать не только с другими продавцами мяса и мясопродуктов, но и с торговцами рыбой, бакалейщиками, пекарями и т.п., то есть со всеми розничными продавцами продуктов питания.

Но и это еще не все. Каждую неделю после приобретения всего «самого необходимого», с точки зрения данного покупателя, у многих семей остаются деньги, которые они могут потратить на дополнительные покупки. Они могут потратить их на покупку высококачественной говяжьей вырезки, а могут купить какую-нибудь книгу или, скажем, отложить деньги до отпуска и т.п. Таким образом, торговец цветами конкурирует с рестораном, даже если, на первый взгляд такое утверждение и кажется абсурдным.

Для начала вам следует определить своих непосредственных конкурентов, а также после этого решить, как вы будете с ними бороться. Подумайте, какие компании и фирмы, на ваш взгляд, составляют вам наиболее серьезную конкуренцию?

4.4. Ценовая политика.

Сколько покупатели заплатят за ваши товары или услуги? Цена является результатом соотношения спроса и предложения. Чем дефицитнее вещь, тем больше за нее готовы заплатить. Можно рассматривать это и по-другому: чем дешевле товар, тем больше его вы продадите.

Вам предстоит принять решение: как действовать, каким образом проникнуть на рынок. Если вы пока не имеете представление о том, какой вид ценовой политики окажется правильным с точки зрения успеха вашего бизнеса, то, возможно, ответа на приведенные ниже вопросы помогут вам принять решение..

- Высока ли конкуренция в сфере вашего бизнеса?

- Являются ли покупатели ваших товаров или услуг людьми, чутко реагирующими на изменение цены?

- Будете ли вы развивать свой бизнес в относительно небогатом районе?

- Могут ли покупатели обойтись без ваших товаров и услуг?

Если на все эти вопросы вы ответите положительно, то вам, скорее всего, следует ориентироваться на низкую цену и большой объем.

Далее:

- Нуждаются ли ваши покупатели в особых товарах, высоком качестве и, может быть, повышенном внимании.

Вы будете развивать свой бизнес в богатом районе?

- Будут ли покупатели считать вас основным поставщиком?

Если на все эти вопросы вы ответили положительно, то в этом случае вы могли бы ориентироваться на высокую цену и небольшой объем. Подумайте, какой подход кажется вам более правильным с точки зрения развития вашего бизнеса.

4.5. Регистрация предприятия.

При разработке устава организации выделяются специальные разделы, в которых приводится характеристика системы управления фирмой. Для различных организационно - правовых форм используются свои, специфические схемы организации управления, хотя не исключено и наличие в них общих управленческих органов, сходство функции и т.д. В то же время даже для организаций одной правовой формы (например, обществ с ограниченной ответственностью) системы управления могут различаться.

В уставе и учредительном договоре должны быть указаны основные принципы распределения чистой прибыли организации, остающейся после уплаты налогов, механизм формирования и распределения финансовых фондов. В числе последних - важнейшее место принадлежит уставному фонду. Уставной фонд (капитал) не является единственным финансовым фондом компании, фирмы. Помимо уставного создается резервный фонд и другие формы финансирования фирмы.

Уставной капитал занимает особое положение среди всех фондов организации. В момент создания организаций — это их стартовый капитал, одно из важных условий ведение предпринимательской деятельности и гарантия права на осуществление таковой.

После того, как подготовлены необходимые учредительные документы создаваемой организации, необходимо зарегистрировать ее. Право государственной регистрации организации независимо от ее организационно-правовой формы принадлежит специальным органам в составе муниципальных властей, именуемым регистрационными палатами.

Для регистрации учредитель должен представить пакет документов: заявление учредителя, устав организации, решение о создании организации или договор учредителей, свидетельство об уплате государственной пошлины. Документы на регистрацию подаются в регистрационные органы. Решение о регистрации или отказ в таковой в соответствии с Гражданским кодексом РФ принимается уполномоченными государственными органами, однако они не в праве отказать регистрации по мотивам нецелесообразности создания данного юридического лица.

Сведения о государственной регистрации организации, фирмы заносятся в Единый государственный реестр, ведущийся на территории России. В государственный реестр включаются также все сведения об изменения деятельности организаций – реорганизациях, слияниях, присоединениях, разделениях, изменении состава участников, величины уставного фонда. Изменение сведений, содержащихся в государственном реестре, производится на основе соответствующей информации, которую предприниматели обязаны предоставлять органам, зарегистрировавшим организацию. Указанная обязанность возлагается на учредителей организации.

После занесения данных об организации в государственный реестр ему присваивается кодовый номер и выдается соответствующее свидетельство.

Только после завершения процедур государственной регистрации и внесения в государственный реестр организация начинает функционировать как полноправный хозяйственный агент. товаропроизводитель, приобретает права юридического лица (в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством).

4.6. После регистрации.

Итак, фирма прошла государственную регистрацию и внесена в государственный реестр. Учредителям выданы соответствующие документы. Но это не повод для отдыха и расслабления даже на несколько дней. В ближайшее время необходимо решить как минимум следующие задачи:

1. Открыть расчетный счет в банке и сделать положенный взнос в уставный капитал фирмы;

2. Изготовить фирменную печать;

3. Зарегистрироваться в налоговых органах и пенсионном фонде.

В соответствии с Российским законодательством организация в праве открыть расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов кредитных и кассовых операций.

Открытию расчетного счета следует уделить самое пристальное внимание, поскольку волна мелкого предпринимательства захлестнула банковские учреждения, и они подчас не справляются с обслуживанием многочисленных мелких фирм с небольшим оборотом. Поэтому могут возникнуть трудности на предмет открытия расчетного счета в банках, расположенных вблизи созданной организации.

В подобной ситуации остается возможность обратится в банк или его отделение по месту регистрации организации и настаивать на открытии расчетного счета в соответствии с правилами, установленными российским законодательством. В этом случае банк отказать вам не вправе.

Еще один способ состоит в том, что вы убеждаете руководство банка в целесообразности открытия вам счета в банке, расположенном в удобном, доступном месте, очаровываете банковских служащих личным обаянием и доказательством неоспоримых выгод от вашей фирмы как клиента банка.

Если расчетный счет не будет открыт в течение 30 дней со дня регистрации организации, и если на не него будет внесена сумма в размере 50 % заявленного уставного капитала, а соответствующая справка не будет представлена по месту регистрации фирмы, регистрация может быть признана не действительной.

При открытии расчетного счета необходимо представление заверенных копий свидетельства и решения о регистрации фирмы, а также учредительных документов (устава и учредительного договора).

Обслуживание организаций банковскими учреждениями осуществляется на платной основе. Условия оплаты банковских услуг в различных банках неодинаковы. Поэтому для фирм с малым оборотом имеет смысл поискать банк, обслуживающий клиентов с наименьшими для них издержками.

Любая фирма в процессе своей деятельности использует печати и специальные штампы. Разрешения на оформления печати выдают районные или городские управления внутренних дел по месту регистрации организации. После получения разрешения предприниматель должен обратиться в одну из специализированных мастерских, выполняющих данные заказы. Необходимо учесть, что изготовление печати, так же, как и открытие расчетного счета, нельзя затягивать, поскольку это препятствует нормальному ходу предпринимательской деятельности, заключению хозяйственных договоров Осуществлению сделок.

Еще несколько неизбежных действий, проведение которых необходимо в процессе становления новой предпринимательской, коммерческой организации (хозяйственных товариществ и обществ). Общим из важнейших аспектов успешного функционирования формы является наличие всех необходимых инструкций, регламентирующих предпринимательскую деятельность, и бланков документов - фирменных бланков организации, бланков договоров, отчетов, банковский документов (платежных требований, поручений, реестр). Всем этим необходимо запастись заранее.

Обычно, вступая в ряды бизнесменов, будущий участник бизнеса уже обладает определенными привязанностями, опытом, квалификацией, что и предопределяет его наметки в отношении того, чем желательно, выгодно заниматься. В ряде случаев потенциальный предприниматель уже был ранее вовлечен как наемный работник в определенный вид бизнеса, который представляется ему настолько перспективным, что он решает открыть собственное дело. Возможно, что привязанность к конкретному виду бизнеса продиктована бумом, всеобщим увлечением, надежной на высокие доходы и прибыли.

Так или иначе, но у начинающего бизнесмена практически всегда имеются предпосылки и предпочтения, позволяющие спрогнозировать, лицезреть предлагаемый облик выполняемого заказа. Однако, это лишь предположение, гипотеза производителя, исполнителя возможных заказов. Не все еще можно назвать портфелем ожидаемых заказов, ибо последнее слово за самими заказчиками, покупателями, потребителями тех товаров, благ, услуг, которые намерены представлять им предприниматель. Так что, строго говоря, грядущему предпринимателю надлежит изучить рынок данного вида товаров и услуг, оценить его конъюнктуру, спрогнозировать спрос, выявить наличие свободного участка, сегмента, в который можно будет проникнуть, внедриться.

Как бы то ни было, но, вступая в ряды бизнесменов, надлежит уяснить, спрогнозировать, оценить, в чем конкретно будет заключаться бизнес, каковы намечаемые объемы выпуска и продаж предпринимательского продукта (товаров, услуг, работ) на ближайшее год-два. На основе этой информации придется установить ориентиры денежных поступлений за счет выручки от реализации продукта предпринимательской деятельности. Прикинув, как ожидаемая выручка от продаж распределится во времени, мы получим важнейшие основные показатели, отталкиваясь от которых, как от печки, можно формировать программу или план-прогноз предпринимательской деятельности.

Используемая литература:

1. Бударина А.В. и др. Основы предпринимательской деятельности. Кн. Для учителя /А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М.: Просвещение, 1998.- 188 с.

2. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.- 192 с.

3. Б. Райзберг «Основы бизнеса» - М., 1995.

4. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Вита-Пресс, 1999.- 248 с.

5. Экономика предпринимательства: курс лекций: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 240 с.

6. С.Д. Резник «Школа бизнеса и предпринимательства»