Содержание

 

Введение. 3

1. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности. 5

1.1 Сущность бухгалтерской отчетности. 5

1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. 7

1.3 Требования к составлению бухгалтерской отчетности. 12

2. Сущность и методы финансового анализа. 15

1.1. Основные особенности, цели и методика финансового анализа. 15

1.2. Виды, формы и методы финансового анализа. 17

3. Финансовый анализ основных показателей бухгалтерской отчетности ЗАО «Электрокомплект». 23

Заключение. 31

Список литературы.. 32

Введение

Организация финансовых потоков и управление ими зависят от многих факторов; в их числе: тип бизнеса, размеры предприятия, его организационная структура управления и др. Действующим законодательством России предусмотрено создание различных типов хозяйствующих субъектов, организационно-правовая форма которых накладывает определенный отпечаток и на принципы управления финансами в том или ином случае.

Учитывая такие важные свойства бухгалтерской отчетности, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами можно сказать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации. Кроме всего прочего достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами) и отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

Бухгалтерская отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации. Она обладает следующими важными свойствами:

- любое самостоятельное предприятие регулярно составляет отчетность;

- минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен;

отчетность составлена по определенным и заранее известным (по основным параметрам) алгоритмам и правилам;

- данные отчетности, по определению, подтверждены первичными документами;

- в подавляющем большинстве случаев отчетность не является конфиденциальным документом, причем нередко ее можно получить, не испрашивая разрешения ее составителей. К примеру, согласно российскому законодательству предприятия определенных форм собственности обязаны публиковать отчетность и, в том числе, сдавать ее в органы статистики, куда любое заинтересованное в ней лицо может обратиться.

Поэтому столь актуальной является тема данной работы, так как  в условиях рыночной экономики необходимо владеть знаниями в области финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности и уметь применить их на практике. Кроме того, своевременное выявление негативных тенденций в финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает возможность руководству предпринять определенные действия, чтобы не допустить банкротства.

Цель работы – рассмотреть порядок составления бухгалтерской отчетности и финансовый анализ ее показателей.

Объект исследования – бухгалтерская отчетность ЗАО «Электрокомплект». Предмет исследования – деятельность предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-         рассмотреть сущность бухгалтерской отчетности;

-         изучить нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в РФ;

-         рассмотреть требования к составлению бухгалтерской отчетности;

-         рассмотреть сущность и методы финансового анализа;

-         осуществить анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности ЗАО «Электрокомплект».

1. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

1.1 Сущность бухгалтерской отчетности

Итог ведения учетных работ в организации – составление бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета.[1]

Бухгалтерская  отчетность состоит из:

-    Бухгалтерского баланса (форма №1);

-    Отчета  о прибылях  и убытках  (форма  №2);

-    Отчета  об изменениях  капитала  (форма  №3);

-    Отчета  о движении  денежных средств (форма №4);

-    Приложения  к  бухгалтерскому балансу (форма  №5);

- пояснительной записки,  а  также  аудиторского  заключения, подтверждающего     достоверность     бухгалтерской     отчетности организации,   если  она  в соответствии  с федеральными  законами подлежит   обязательному   аудиту.   В   случае  если  организация самостоятельно  приняла  решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности,  аудиторское заключение,  подтверждающее достоверность бухгалтерской  отчетности,  также  может  быть  включено  в состав бухгалтерской отчетности.

В зависимости от организационно-правовой формы собственности состав бухгалтерской отчетности может варьироваться по формам:

1) Субъекты   малого  предпринимательства  имеют право не   представлять  в составе  бухгалтерской  отчетности  Отчет  об  изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма  №4),  Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных.

2) Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет  о движении  денежных  средств  (форма  №4),  Приложение  к бухгалтерскому  балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных.                                                          Некоммерческим  организациям  рекомендуется  включать в состав бухгалтерской  отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).                                              

3) Общественными      организациями      (объединениями),      не осуществляющими  предпринимательской  деятельности  и не  имеющими кроме  выбывшего  имущества  оборотов  по  продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется Отчет об  изменениях  капитала  (форма  №3),  Отчет о движении денежных средств  (форма №4),   Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительная записка.

Таким образом можно сделать вывод, что обязательными формами отчетности для всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы, являются  Бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2).                                                                    

     Бухгалтерская отчетность является открытой (то есть не может составлять коммерческую тайну организации) и предназначена преимущественно для внешних пользователей: учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков, органов государственной статистики и других, предусмотренных законодательством РФ.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации. Она обладает следующими важными свойствами:

- любое самостоятельное предприятие регулярно составляет отчетность;

- минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен;

- отчетность составлена по определенным и заранее известным (по основным параметрам) алгоритмам и правилам;

- данные отчетности, по определению, подтверждены первичными документами;

- в подавляющем большинстве случаев отчетность не является конфиденциальным документом, причем нередко ее можно получить, не испрашивая разрешения ее составителей. К примеру, согласно российскому законодательству предприятия определенных форм собственности обязаны публиковать отчетность и, в том числе, сдавать ее в органы статистики, куда любое заинтересованное в ней лицо может обратиться.

- достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами);

- отчетность дает наиболее полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, ее подготовившего;

- отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (Таблица 1.2). [9, c.183]

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета, безусловно, призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регулятивы имеют ряд особенностей.

 

Таблица 1.2

Система регулирования бухгалтерского учета в России

Уровни

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень-

законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

II уровень –

нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III уровень –

методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень –

Организационный

(уровень предприятия)

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы

Во–первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер. Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок. В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регулятивы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно общий характер, и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регулятивы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.

В основу организации учета затрат на производство продукции заложены следующие принципы:

-         неизменность принятой методологии  учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года;

-         правильное отнесение расходов к отчетным периодам;

-         разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений.

Методология учета затрат и способы определения себестоимости изделий формулируются в учетной политике организации, которая в течение отчетного года, как правило, должна быть неизменной.

Учетная политика - это совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, принятого в организации. За формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер. Утверждается учетная политика приказом или распоряжением руководителя предприятия.

На сегодняшний день единой методики составления учетной политики нет. Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать ее положения. Основываться же надо на рекомендациях ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», а также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету.

При этом необходимо соблюдать:

1) принцип допущения имущественной обособленности. Он состоит в том, что активы и обязательства предприятия должны учитываться отдельно от активов и обязательств собственников этого предприятия, а также активов и обязательств других предприятий;

2) принцип допущения непрерывности деятельности. Это значит, что предприятие планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него нет намерений и необходимости существенного сокращения деятельности или ее полной ликвидации;

3) принцип последовательности применения учетной политики. То есть учетная политика, принятая предприятием, должна применяться из года в год. Менять учетную политику ежегодно не обязательно;

4) принцип допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности, а именно: факты хозяйственной деятельности предприятия нужно отражать в том отчетном периоде, в котором они имели место. И это не должно зависеть от времени фактического поступления или выплаты денег.

Способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Вот почему значение учетной политики так велико. А значит, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Раскрытие (придание гласности) учетной политики в бухгалтерской отчетности распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98  (ред. от 30.12.99)

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о них должна, как минимум, включать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении (п.19 ПБУ 1/98).

Учетная политика является внутренним документом, определяющим совокупность способов ведения бухгалтерского учета общества первичного наблюдения (документация, инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькулирование), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности, которые регламентируются законодательством РФ, Уставом общества, внутренними документами.

Таким образом, учетная политика имеет первостепенное значение при осуществлении бухгалтерского учета и отчетности. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета.

Если же ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией.

1.3 Требования к составлению бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, согласно которым при формировании бухгалтерской отчетности необходимо соблюдать следующие принципы: [5, c.74]

- нейтральность информации (информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий);

- полнота (бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности   всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы;

- последовательность ( при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним организация должна придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного периода к другому).                                                        

Если при составлении бухгалтерской отчетности, сформированной по правилам ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», окажется, что данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении недостаточно, то организация может включить в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения.[5, c.73]

На   формах   бухгалтерской  отчетности,   представляемой организацией   в  соответствующие   адреса,   обязательно  наличие следующих данных:[1]                                                 

- наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;     

- указание  отчетной  даты,  по  состоянию на которую составлена  бухгалтерская  отчетность,   или  отчетного  периода,  за  который составлена  бухгалтерская  отчетность ("на ________ 200__ г.", "за _________ 200__ г.");                                      

- организация (указывается полное наименование юридического  лица (в соответствии с учредительными документами,  зарегистрированными

 в установленном порядке);                                          

- идентификационный  номер  налогоплательщика (ИНН) (указывается  присвоенный    налоговым    органом    в   установленном   порядке идентификационный номер налогоплательщика);                       

- вид   деятельности  (указывается  вид  деятельности,   который  признается   основным  в соответствии  с требованиями  нормативных  документов,   утверждаемых  Государственным  комитетом  Российской  Федерации по статистике);                                         

- организационно-правовая форма/форма собственности (указывается организационно-правовая  форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код единица  измерения  (указывается формат представления числовых показателей: тыс.  руб. - код по ОКЕИ 384; млн. руб. - код по ОКЕИ 385);                                                             

- местонахождение  (адрес)  (указывается на форме Бухгалтерского баланса);                                                         

- дата  утверждения  (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);                                        

- дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).                       

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах  рублей  без  десятичных  знаков.   Организация,   имеющая существенные обороты продаж,  обязательств и т.п., может приводить данные   в  представляемой  бухгалтерской  отчетности  в миллионах рублей без десятичных знаков.

В  формах  бухгалтерской  отчетности  строки,  по  которым  раскрываются соответствующие показатели,  организациями кодируются  самостоятельно   при   разработке  и принятии  форм  бухгалтерской  отчетности. В  формах  бухгалтерской отчетности не должно быть никаких  подчисток и помарок.

При  составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом «О  бухгалтерском учете»,   положением  по бухгалтерскому  учету  «Бухгалтерская  отчетность организации» ПБУ 4/99  и иными  положениями по бухгалтерскому учету,  Планом счетов бухгалтерского    учета    финансово-хозяйственной    деятельности организаций   и  инструкцией  по  его  применению,   утвержденными Приказом  Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2001  г.  №94н (в ред. от 07.05.2004 г. №38н).[1]                        

2. Сущность и методы финансового анализа

1.1. Основные особенности, цели и методика финансового анализа

Элементы аналитической функции присущи любой хозяйственной деятельности. Однако, начало определенной формализации и систематизации аналитических процедур традиционно связывают с процессом становления и развития бухгалтерского учета. Богатая информационная база, формируемая в рамках бухгалтерского учета предоставляет хорошие возможности для аналитических расчетов, что становится особенно актуальным по мере развития рыночных отношений.

В содержательном плане финансовый анализ можно представлять как процесс, заключающийся в идентификации, систематизации и аналитической обработке доступных сведений финансового характера, результатом которого является предоставление пользователю рекомендаций, которые могут служить формализованной основой для принятия управленческих решений в отношении данного объекта анализа.

К основным особенностям финансового анализа относятся: [8, c.42]

-         обеспечение общей характеристики имущественного и финансового положения предприятия;

-         приоритетность оценок: платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности;

-         базирование на общедоступной информации;

-         информационное обеспечение решений тактического и стратегического характера;

-         доступность к результатам анализа любых пользователей;

-         возможность унификации состава и содержания счетно-аналитических процедур;

-         доминанта денежного измерителя в системе критериев;

-         высокий уровень достоверности и верифицируемости итогов анализа (в пределах достоверности данных публичной отчетности).

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:[12, c.8]

- анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

- анализ финансового состояния предприятия;

- анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основная цель финансового анализа – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом интерес представляет как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отделенную перспективу, то есть, ожидаемые параметры финансового состояния.

Содержание конкретных целей финансового анализа существенно зависит от задач субъектов финансового анализа. Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач, которые представляют собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основными факторами являются объем и качество исходной информации.

Основными функциями финансового анализа являются: [12, c.9]

-         объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;

-         выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

-         подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

-         выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышение эффективности всей хозяйственной деятельности.

Примерная схема анализа финансовой деятельности приведена на в Приложении 1.

Главной целью любого вида финансового анализа является оценка и идентификация внутренних проблем предприятия для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе:

-         в области развития;

-         выхода из кризиса;

-         перехода к процедурам банкротства;

-         покупки-продажи бизнеса или пакета акций;

-         привлечения инвестиций (заемных средств).

Таким образом, ключевым вопросом для понимания сущности и результативности финансового анализа является концепция хозяйственной деятельности предприятия как потока решений об использовании ресурсов с целью получения прибыли.

Независимо от того, в какой сфере производства осуществляется деятельность предприятия, конечная цель не меняется. Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:

-         решения по вложению капиталов (ресурсов);

-         операции, проводимые с помощью этих ресурсов;

-         определение финансовой структуры деятельности предприятия.

1.2. Виды, формы и методы финансового анализа

В зависимости от конкретных задач финансовый анализ может осуществляться в следующих видах:

-         экспресс-анализ (предназначен для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);

-         комплексный финансовый анализ (предназначен для получения за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.);

-         финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.);

-         ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой);

-         регулярный финансовый анализ (предназначен для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа).

В зависимости от заданных направлений финансовый анализ может проводиться в следующих формах:

-         ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании; при этом мы считаем, что, как правило, бывает достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года);

-         план-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых);

-         перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования.

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:

-         горизонтальный анализ;

-         вертикальный анализ;

-         трендовый анализ;

-         метод финансовых коэффифиентов;

-         сравнительный анализ;

-         факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохатических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.

Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Между внутренним и внешним финансовым анализом существуют определенные отличия. Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета. В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик. В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений и направлений деятельности предприятия, а также видов продукции (Таблица 2.1).

Таблица 2.1

Различия между внешним и внутренним финансового анализа

 

Внешний анализ

Внутренний анализ

Цель

Оценка финансового состояния (проблема выбора)

Улучшение финансового состояния

Исходные данные

Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность

Любая информация, необходимая для решения поставленной задачи

Методика

Стандартная

Любая, соответствующая решению поставленной задачи

Акцент

Сравнение с другими предприятиями

Выявление причинно-следственных связей

Объект исследования

Предприятие в целом

Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

Основными направлениями финансового анализа являются:

1.     Анализ структуры баланса.

2.     Анализ прибыльности деятельности предприятия и структуры производственных затрат.

3.     Анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.

4.     Анализ оборачиваемости капитала.

5.     Анализ рентабельности капитала.

6.     Анализ производительности труда.

Основными источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета:

- данные об имуществе предприятия (активах) и источниках его образования (пассивах) на начало и конец исследуемого периода в виде аналитического баланса;

- данные о результатах деятельности предприятия за исследуемый период в виде аналитического отчета о прибылях и убытках.

Традиционно и в особенности при проведении внешнего анализа в качестве исходной информации используется стандартный бухгалтерский баланс (форма № 1). Данные об имуществе и источниках должны быть сбалансированы между собой. Активы должны быть структурированы по их экономической природе (по принципу отнесения стоимости на производимую продукцию, срокам использования и степени ликвидности).

Таким образом, предметом изучения финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки, основной целью – оценка финансового состояния и выявление возможностей эффективного функционирования предприятия, главной задачей – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.

3. Финансовый анализ основных показателей бухгалтерской отчетности ЗАО «Электрокомплект»

Используя данные бухгалтерского баланса ЗАО «Электрокомплект» (Приложение 2) определим структуру его капитала за 2003-2004 гг. согласно схеме, приведенной на Рис. 3.1.

Рис. 3.1. Классификация источников средств для анализа финансовой устойчивости предприятия

 

Краткосрочные

стр.610+стр.630+стр.660

 

Долгосрочные

стр. 590

 

Заемные средства

итого

 

Текущая кредиторская задолженность стр. 620

 

Привлеченные средства

стр.590+(стр.690-стр.640-стр.650)

 

Собственный капитал

стр.490+стр.640+стр.650

 

Источники средств

 

Согласно приведенной классификации структура капитала ЗАО «Электрокомплект» в основном состоит из собственного капитала, причем имеется тенденция к его увеличению. Если на конец 2003 года он составил 1184760 тыс. руб., то на конец 2004 года уже 1374476 тыс. руб., то есть увеличился в абсолютном значении на 189716 тыс. руб. (1374476-1184760) в 1,16 раза.

Первоначально проведем горизонтальный анализ баланса общества, приведенного для удобства расчетов в агрегированный вид (Табл. 3.1).

Таблица 3.1

Горизонтальный анализ баланса ЗАО «Электрокомплект» за 2003-2004 гг.

Статьи и разделы баланса

Код

2003 год

2004 год

Отклонения, %

 

строки

 

 

(4/3*100)

1

2

3

4

5

АКТИВ БАЛАНСА

 

 

 

 

I. Внеоборотные активы

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

100

100

100

Основные средства

120

4 551

6 770

149

Незавершенное строительство

130

0

0

Доходные вложения в материальные

135

0

0

Долгосрочные финансовые вложения

140

0

0

Прочие внеоборотные активы

150

0

0

Итого по разделу I

 

4 651

6 870

148

II. Оборотные активы

 

 

 

Запасы

210

307 223

352 710

115

Налог на добавленную стоимость

220

32 150

33 105

103

Дебиторская задолженность (платежи по которой

ожидаются более, чем через 12 месяцев после

отчетной даты)

230

 

 

0

 

 

0

 

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой

ожидаются в течение  12 месяцев после отчетной даты)

240

 

 

52 132

 

 

42 333

 

 

81

Краткосрочные финансовые вложения

250

40 100

50 000

125

Денежные средства

260

754 560

898 785

119

Прочие оборотные активы

270

0

0

Итого по разделу II

290

1 186 165

1 376 933

116

III. Капитал и резервы

 

 

 

Уставный капитал

410

500 000

500 000

100

Собственные акции, выкупленные у акционеров

 

 

 

Добавочный капитал

420

20 000

20 000

100

Резервный капитал

430

10 000

10 000

100

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

594 760

779 476

131

Итого по разделу III

490

1 124 760

1 309 476

116

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

Займы и кредиты

510

 

 

Отложенные налоговые обязательства

515

 

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

 

 

Итого по разделу IV

590

 

 

V. Краткосрочные обязательства

 

 

 

Займы и кредиты

610

 

 

Кредиторская задолженность

620

6 056

9 327

154

Задолженность перед участниками (учредителями)

по выплате доходов

630

 

 

 

 

 

Доходы будущих периодов

640

 

 

Резервы предстоящих расходов

650

60 000

65 000

108

Прочие краткосрочные обязательства

660

 

 

Итого по разделу V

690

66 056

74 327

113

БАЛАНС

 

1 190 816

1 383 803

116

Анализируя полученные данные таблицы 3.1 можно отметить следующее:

-         валюта баланса на конец 2004 года увеличилась на 192987 тыс. руб., что говорит о том, что предприятие развивается;

-         предприятие развивает свою материально-техническую базу, показатель строки 120 «Основные средства» в 2004 году по отношению к 2003 году увеличился на 2219 тыс. руб. или на 49% (149-100);

-         оборотные активы предприятия на конец 2004 года увеличились на 190768 тыс. руб. (1376933-1186165) или на 16% (116-100), причем отмечено снижение дебиторской задолженности в 2004 году по отношению к 2003 году на 9799 тыс. руб. (42333-52132) или на 19% (100-81), что говорит о грамотной политике работы с дебиторами;

-         прибыль в 2004 году увеличилась на 184716 тыс. руб., ее рост составил 131%.

Таким образом, предприятие динамично развивается исключительно за счет собственного капитала и не испытывает недостаток в оборотных средствах (Рис. 3.2)

Рис.3.2 Динамика баланса

В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия (Табл. 3.2).

Таблица 3.2

Вертикальный анализ баланса ЗАО «Электрокомплект» за 2003-2004 гг.

Статьи и разделы баланса

Код

2003 год

2004 год

 

строки

тыс. руб.

уд.вес,%

тыс. руб.

уд.вес,%

1

2

3

 

4

 

АКТИВ БАЛАНСА

 

 

 

 

I. Внеоборотные активы

 

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

100

0,01

100

0,01

Основные средства

120

4 551

0,38

6 770

0,49

Незавершенное строительство

130

0

 

0

0,00

Доходные вложения в материальные

135

0

 

0

0,00

Долгосрочные финансовые вложения

140

0

 

0

0,00

Прочие внеоборотные активы

150

0

 

0

0,00

Итого по разделу I

 

4 651

0,39

6 870

0,50

II. Оборотные активы

 

 

 

 

 

Запасы

210

307 223

25,80

352 710

25,49

Налог на добавленную стоимость

220

32 150

2,70

33 105

2,39

Дебиторская задолженность (платежи по которой

ожидаются более, чем через 12 мес. После отчетной даты

230

 

0

 

 

 

0

 

 

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой

ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты

240

 

52 132

 

4,38

 

42 333

3,06

 

Краткосрочные финансовые вложения

250

40 100

3,37

50 000

3,61

Денежные средства

260

754 560

63,36

898 785

64,95

Прочие оборотные активы

270

0

 

0

 

Итого по разделу II

290

1 186 165

100

1 376 933

100

III. Капитал и резервы

 

 

 

 

 

Уставный капитал

410

500 000

41,99

500 000

36,13

Собственные акции, выкупленные у акционеров

 

 

 

0

 

Добавочный капитал

420

20 000

1,68

20 000

1,45

Резервный капитал

430

10 000

0,84

10 000

0,72

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток )

470

594 760

49,95

779 476

56,33

Итого по разделу III

490

1 124 760

94,45

1 309 476

94,63

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

510

0

0,00

0

0,00

Прочие долгосрочные обязательства

520

0

0,00

0

0,00

Итого по разделу IV

590

0

0,00

0

0,00

V. Краткосрочные обязательства

 

Займы и кредиты

610

0

0,00

0

0,00

Кредиторская задолженность

620

6 056

0,50

9 327

0,67

Задолженность участникам (учредителям)

по выплате доходов

630

 

0

 

0,00

 

0

 

0,00

 

Доходы будущих периодов

640

0

0,00

0

0,00

Резервы предстоящих расходов

650

60 000

5,04

65 000

4,70

Прочие краткосрочные обязательства

660

 

0,00

 

0,00

Итого по разделу V

690

66 056

5,55

74 327

5,37

БАЛАНС

 

1 190 816

100

1 383 803

100

Анализируя таблицу 3.3, можно сделать следующие выводы:

-         доля основных средств увеличилась на 0,11% (0,49-0,38), что привело к снижению удельного веса запасов на 0,31% (25,49-25,80) и НДС (2,39-2,70);

-         доля дебиторской задолженности снизилась на 1,32% (3,06-4,38), это говорит об усилении контроля организации в части дебиторской задолженности;

-         доля краткосрочных финансовых вложений увеличилась на 0,25% (3,61-3,37), это говорит о развитии инвестиционной деятельности организации;

-         доля денежных средств увеличилась на 1,59% (64,95-63,36). Учитывая, что доля денежных средств занимает в активе баланса на конец 2003 года 63,36%, на конец 2004 года  64,95%, можно подтвердить сделанный выше вывод о том, что организация развивается исключительно за счет собственных средств, а это, в свою очередь, означает абсолютную автономию от внешних источников.

-         снижение доли уставного капитала на 5,86%, добавочного капитала на 0,23% и резервного капитала на 0,12% объясняется увеличением доли нераспределенной прибыли, которая увеличилась на 6,38% (56,33-49,95);

-         несколько увеличилась доля кредиторской задолженности на 0,17% (0,67-0,50), если посмотреть статьи баланса, то можно увидеть, что произошло это за счет расчетов с персоналом по оплате труда. Учитывая, что заработная плата за декабрь 2004 года выдана в январе 2004 года, можно сделать вывод об увеличении заработной платы работников организации;

-         увеличение доли нераспределенной прибыли также оказало влияние на снижение доли резервов предстоящих расходов на 0,34%.

В качестве общего вывода по вертикальному анализу баланса можно сказать, что политика организации направлена на приращение собственного капитала (Рис. 3.3, 3.4).

Рис. 3.3 Структура изменений Актива баланса

Рис. 3.4 Структура изменений Пассива баланса

Анализ финансовых результатов включает в себя оценку динамики показателей прибыли, рентабельности и деловой активности предприятия.[1]

Для анализа данных динамики прибыли выполнены расчеты, которые представлены в таблице 3.3. В основе расчетов лежат показатели Отчета и прибылях и убытках (Приложение 3)

Таблица 3.3

Анализ динамики показателей прибыли ЗАО «Электрокомплект»

Наименование показателя

Код

Абсолютные величины

Уд. вес,%

Изменения

Темп

 

строки

тыс. руб.

2003

2004

в абсол.

в уд.

прироста

 

 

2003 год

2004 год

год

год

величина

весах, %

гр.7/гр.4

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

гр.6-гр.5

*100

 

 

 

 

 

 

гр.4-гр.3

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

 

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей

010

3 520 324

3 603 093

100,0

100,0

82 769

0,0

2,3

Себестоимость проданных товаров, продукции,

020

2 945 000

2 949 684

81,7

83,7

4 684

1,9

0,2

Валовая прибыль

029

575 324

653 409

16,0

16,3

78 085

0,4

12,0

Коммерческие расходы

030

123 140

122 302

3,4

3,5

-838

0,1

-0,7

Управленческие расходы

040

105 906

105 405

2,9

3,0

-501

0,1

-0,5

Приябыль (убыток) от продаж

050

346 278

425 702

9,6

9,8

79 424

0,2

18,7

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к получению

060

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к уплате

070

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях

080

436 301

599 924

12,1

12,4

163 623

0,3

27,3

Прочие операционные доходы

090

 

 

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы

100

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные доходы

120

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные расходы

130

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140

782 579

1 025 626

21,7

22,2

243 047

0,5

23,7

Отложенные налоговые активы

 

 

 

 

 

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий налог на прибыль

150

187 819

246 150

5,2

5,3

58 331

0,1

23,7

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

594 760

779 476

16,5

16,9

184 716

0,4

23,7

Анализируя полученные расчеты в таблице 3.3 можно сделать следующие выводы:

-         удельный вес чистой прибыли в выручке увеличился с 16,5% до 16,9%, т.е. на 0,4 процентных пункта;

-         темп прироста прибыли (23,7%) значительно выше темпа прироста себестоимости (0,2%), но в то же время удельный вес себестоимости проданных товаров увеличился на 1,9 процентных пункта. Учитывая, что темп прироста доходов от участия в других организациях составил 27,3%, можно сказать, что данный фактор оказал существенное влияние на доходы организации в целом в 2004 году.

-         структура прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет двух источников: «Выручка от продажи товаров» и «Доходы от участия в других организация».

Для того, чтобы посмотреть насколько рентабельно работает организация рассчитаем коэффициенты рентабельности (Табл. 3.4)

Таблица 3.4

Расчет коэффициентов рентабельности ЗАО «Электрокомплект»

за 2003-2004 гг.

Показатель

Алгоритм расчета

2003 год

2004 год

Отклонения

 

(по данным отчета о

 

 

гр.4-гр.3

 

прибылях и убытках)

 

 

 

1

2

3

4

5

Прибыль(убыток) от продаж

стр.010-стр.020

575 324

653 409

78 085

Чистая прибыль (убыток)

стр.190

594 760

779 476

184 716

Коэффициент рентабельности

Валовая прибыль / Выручка от

0,16

0,18

0,02

продаж

продаж (стр.029/стр.010)

 

 

 

Коэффициент общей

Чистая прибыль / Выручка

0,17

0,22

0,05

рентабельности

(стр.190/стр.010)

 

 

 

Коэффициент рентабельности

Чистая прибыль / Итог раздела

0,53

0,60

0,07

собственного капитала

 III баланса

 

 

 

Как видно из таблицы 3.4, организация очень рентабельна, при небольшом росте коэффициента рентабельности продаж в 2004 году (0,2) коэффициент общей рентабельности вырос на 0,05 пункта. Как мы уже знаем из предыдущего анализа, рост обусловлен увеличением доходов от участия в других организациях.

 В качестве общего вывода можно сказать, что политика организации направлена на приращение собственного капитала.

Заключение

В данной работе рассмотрен порядок составления бухгалтерской отчетности и финансовый анализ ее показателей. При этом был решен ряд промежуточных задач:

-         рассмотрена сущность бухгалтерской отчетности;

-         изучено нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в РФ;

-         рассмотрены требования к составлению бухгалтерской отчетности;

-         рассмотрена сущность и методы финансового анализа;

-         проведен анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности ЗАО «Электрокомплект».

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования.

Анализ финансовой отчетности ЗАО «Электрокомплект», проведенный по данным бухгалтерской отчетности формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2004 год показал, что предприятие динамично развивается исключительно за счет собственного капитала, не зависит от внешних источников и не испытывает недостаток в оборотных средствах. Источниками дохода организации являются доходы от продаж и доходы от участия в других организациях. Организация развивает и укрепляет свою материально-техническую базу.

 

Список литературы

1.     Приказ Минфина РФ от 22 июля 2004 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

2.     Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 г. №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред. от 30.12.1999 г. №107н)

3.     Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

4.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н.

5.     Арутюнова О.Л. Первичные учетные документы и бухгалтерская отчетность в 2004 году. – М.: ЭКСМО, 2004.

6.     Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. М.: Бухгалтерский учет, 2001.

7.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО Финстатининформ, 1999.

8.     Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2002.

9.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. 

10.                        Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2004.

11.                        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.

12.                        Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.


[1] Справочник финансиста предприятия. М.:. ИНФРА-М, 2002. – с. 183