Содержание
1. Содержание и принципы банковского надзора в РФ.. 3
2. Направления банковского надзора. 10
3. Критерии определения финансового состояния банка. 13
Практическая часть. 23
Список использованной литературы.. 43
1. Содержание и принципы банковского надзора в РФ
Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата.
Образование двухуровневой банковской системы в 1990 году явилось началом становления Центрального банка Российской Федерации как принципиально нового института, характерного для стран развитой рыночной экономики.
Центральный банк Российской Федерации становится главным банком государства и выступает ключевым звеном кредитной системы любой развитой экономики.
Целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Банковский сектор является важнейшим звеном, через которое Центральный банк Российской Федерации оказывает воздействие на реальную экономику. Именно поэтому основные параметры развития банковской системы имеют особое значение при проведении денежной политики, главным образом, с точки зрения последующей реакции реального сектора экономики на меры Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с новым законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:[1]
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
11) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
12) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
Банк России, являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.
Почти во всех странах мира сначала создавалась сама банковская система, на что уходило много десятилетий, и только после крупных кризисов осознавалась необходимость создания действенных механизмов надзора.
Надзор необходим, для того чтобы заставить банк изменить в нужном направлении параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если неприятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, его клиентов и вкладчиков, для всей банковской системы в целом. Такое воздействие на банк со стороны ЦБ и или руководящих органов будет означать регулирование его деятельности.
Стандарты надзора за коммерческими банками рекомендуемые, но формально не обязательные, содержаться в письме Базельского комитета по банковскому регулированию: «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью».
При разработке базовых принципов их составители исходили из следующих основных посылок:
- основной целью надзора является поддержание стабильности и атмосферы доверия в финансовой системы, что ведет к минимизации риска потерь вкладчиков и других кредиторов;
- органы надзора должны способствовать поддержанию рыночной дисциплины путем поощрения квалифицированного корпоративного руководства и стимулирования рыночной открытости и контроля;
- для успешного выполнения своих функций органы надзора должны обладать оперативной самостоятельностью, иметь возможность сбора соответствующей информации, как путем наблюдений, так и проверок на местах, а также полномочия предавать своим решениям обязательный характер;
- органы надзора должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и добиваться по мере возможности того, чтобы банки квалифицированно управляли принимаемыми ими рисками;
- эффективный надзор требует, чтобы размер и характер рисков, принимаемых на себя отдельными банками, оценивались и таким оценкам должен соответствовать характер надзора;
- органы надзора должны убедиться в том, что ресурсы банка соответствуют принятым на себя банком рискам;
- необходимо тесное сотрудничество между надзорными инстанциями;
Базовые принципы составляют основу для создания надлежащей системы надзора. Приводимые стандарты являются минимально необходимыми и сами по себе в определенных ситуациях могут быть недостаточными. Каждая страна должна определить, в какой мере эти принципы могут быть дополнены другими требованиями. Функция банковского надзора динамична по своей природе и призвана реагировать на изменения рынка. Органы надзора должны быть готовы к тому, что периодически им придется пересматривать политику и практику надзора под воздействием различного рода новых тенденций.
Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.
Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.
Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.
Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.
Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.
Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.
Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:
- если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
- в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации в порядке указанного контроля проводится Банком России на основании мотивированного решения Совета директоров;
- по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.
Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения, если со дня его совершения истекло пять лет.
Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.
Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.
В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. [2]
2. Направления банковского надзора
Надзор за банковской системой в широком плане распадается на три взаимосвязанных блока: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.
Надзор должен быть нацелен в первую очередь на максимальное укрепление общественного доверия к банковской системе, предотвращение массовых банкротств банков.
Центр тяжести банковского надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.
Надзорная практика должна учитывать различные этапы жизненного цикла банка - лицензирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рассматривая их как элементы единой системы. Для реализации поставленных целей необходимо выработать новые подходы к отчетности банков. Документация должна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедрение нетрадиционных экономико-статистических методов мониторинга.
Совершенствование надзорной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, максимальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока.
Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.
В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном секторе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфере, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из того, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидательный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптимизации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономического развития страны.
Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной задачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости («транспарентности») ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных организациях Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекающим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях .Для этого Банком России разработан новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, который планируется ввести с 1.01.98 г. вместе с переработанными вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17.
Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение достоверности предоставляемой банками ЦБ РФ информации;
- повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их руководителям, системе внутреннего контроля в банках;
- методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети кредитных организаций;
- мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме реального времени;
- совершенствование системы экономических нормативов с учетом эффективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых изменений в бухгалтерском учете;
- использование дифференцированного подхода к применению мер регулирования кредитных организаций в зависимости от значения конкретного банка для системы в целом;
- разработку способов поддержки перспективных с точки зрения укрепления банковской системы кредитных организаций.
Особое место в системе надзора за кредитными организациями и своевременном выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм. Придается важное значение организации постоянного сотрудничества ЦБ РФ с независимыми аудиторскими фирмами и последних с банками. Признается необходимым активизировать позицию Банка России по регулированию аудиторской деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное согласование с ЦБ РФ аудиторских фирм для проверки крупных (структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их персоналом прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и применения мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не отвечает требованиям Банка России.
Важными моментами в перспективном развитии банковского надзора в России представляется организационное обособление ЦБ РФ от контроля за процедурой ликвидации несостоятельных банков и создание предусмотренного законом «О банках и банковской деятельности» фонда (корпорации) обязательного страхования вкладов.
Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться к лучшему лишь в том случае, если произойдут положительные сдвиги в экономике страны в целом. Однако органы банковского надзора уже сейчас предпринимают усилия по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал «Концепцию стабилизации и повышения надежности банковской системы России», определяющую комплекс мер по предотвращению системного кризиса в банковской сфере и механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним из условий кардинального улучшения положения в банковской сфере страны является совершенствование самой системы надзора за деятельностью кредитных организаций с учетом международного опыта организации банковского надзора и отечественной практики.[3]
3. Критерии определения финансового состояния банка
Задачи анализа финансового состояния банка и подходы к его проведению.
Подход к определению финансового состояния банка базируется на оценке рисков, регулируемых Банком России, и нацелены на проведение комплексного анализа финансового состояния банка на основе отчетности, а также иных источников официальной информации о его деятельности.
Конечная цель проведения анализа состоит в выявлении у банка проблем на возможно более ранних стадиях их формирования. Результаты анализа должны использоваться при определении режима надзора, включая принятие решения о целесообразности проведения инспекционных проверок банков и определении их тематики, а также характера применяемых к банкам мер надзорного реагирования.
Непосредственно в рамках анализа решается задача получения достоверной картины текущего финансового положения банка, существующих тенденций его изменения и прогноза на перспективу до 1 года, в том числе при возможном неблагоприятном изменении внешних условий.
Проведение эффективного анализа финансового состояния банка предполагает выполнение ряда условий. Ключевыми условиями являются достоверность и точность информации, используемой при анализе, а также его своевременность и завершенность. Отсутствие достоверных данных ведет к недооценке проблем банков, что может иметь опасные последствия для развития ситуации. Достоверность представляемых банками отчетов, а также адекватность оценки принимаемых ими на себя рисков должна проверяться как в процессе документарного надзора, так и в ходе инспекционных проверок, а результаты должны использоваться как важный источник информации при проведении анализа.
Анализ проводится с использованием программного комплекса "Анализ финансового состояния банка" и основан на:
- использовании системы показателей, характеризующих деятельность банка и виды принимаемых рисков с выявлением взаимосвязи между показателями;
- изучении факторов изменения этих показателей и величин принимаемых рисков;
- сравнении полученных показателей со средними показателями по группе однородных банков.
Система показателей сгруппирована в аналитические пакеты по следующим направлениям анализа:
1. Структурный анализ балансового отчета.
2. Структурный анализ отчета о прибылях и убытках. Коммерческая эффективность (рентабельность) деятельности банка и его отдельных операций.
3. Анализ достаточности капитала.
4. Анализ кредитного риска.
5. Анализ рыночного риска.
6. Анализ риска ликвидности.
Каждый аналитический пакет содержит данные аналитических показателей, позволяющих выявить тенденции и сделать выводы по соответствующему направлению анализа, а также графики, характеризующие динамику показателей, и диаграммы, отражающие структурные характеристики. Анализ банка предполагает также определение соответствия работы конкретного банка установленным нормам, а также тенденциям однородной группы банков (особенно при оценке рентабельности работы, структуры балансового отчета и достаточности капитала).
Анализ базируется на данных следующих форм отчетности:
оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (ф.101);
информация о фактических значениях нормативов деятельности кредитной организации, рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России от 01.10.97г. №1 "О порядке регулирования деятельности банков" (с изменениями и дополнениями) и отдельных элементах расчета обязательных нормативов (ф.135);
отчет о прибылях и убытках (ф.102);
расчет резерва на возможные потери по ссудам (ф.115);
сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения (ф.125);
данные об использовании прибыли и фондов, создаваемых из прибыли (ф.126);
расчет собственных средств (капитала) кредитной организации (ф.134);
сводный отчет о размере рыночного риска (ф.153),
сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов, и размере привлеченных депозитов (ф.302);
сведения о межбанковских кредитах и депозитах (ф.501);
сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них (ф.603);
отчет об открытой валютной позиции (ф.634);
а также данных инспекционных и аудиторских проверок банков.
Содержание разделов анализа финансового состояния банка.
1. Структурный анализ балансового отчета.
Структурный анализ проводится в целях выявления рисков, обусловленных характером активов, пассивов и забалансовых позиций банка. Его рекомендуется проводить с использованием следующих данных:
1. Общая структура балансового отчета
2. Структура активов
2.1.Структура активов в рублях и ин.валюте
2.2.Структура активов банка и их прибыльность
2.3. Структура активов банка, приносящих прямой доход
3. Структура пассивов
3.1. Структура пассивов в рублях и ин.валюте
3.2. Структура обязательств
3.3. Структура обязательств по срочности
4. Структура внебалансовых статей
4.1. Структура средств в доверительном управлении
Аналитические показатели, предусмотренные данными, представляют собой группировки активов по видам вложений и характеру дохода, а пассивов по видам и срокам (в том числе в разрезе валют). При этом производится расчет показателей удельного веса (доли) отдельных видов вложений и привлеченных средств банка.
Оценка показателей, приведенных в данных позволит:
- выделить области рынка, где сосредоточены основные операции банка, и определить тенденции в его деятельности;
- определить риски, обусловленные изменениями структуры активных, пассивных и забалансовых операций банка.
Структурный анализ отчета о прибылях и убытках. Коммерческая эффективность (рентабельность) деятельности банка и его отдельных операций.
Для определения коммерческой эффективности деятельности кредитной организации рекомендуется использовать следующие данные.
1. Состав отчета о прибылях и убытках
1.1. Сравнительный анализ показателей отчета о прибылях и убытках
2. Структура процентных доходов
3. Структура процентных расходов
3.1. Анализ уровня расходов кредитной организации
3.2. Сравнительный анализ показателей уровня расходов кредитной организации
4. Структура непроцентных доходов и расходов
4.1. Структура чистых непроцентных доходов
5. Прочие доходы и расходы
5.1. Структура прочих чистых доходов
6. Прибыльность отдельных операций банка
7. Рентабельность отдельных операций банка
8. Анализ доходности кредитной организации
8.1. Сравнительный анализ показателей доходности
9. Уровень процентной маржи
10. Административно-управленические расходы
11. Структура налоговых платежей
Указанные данные содержат показатели: структуры доходов и расходов, финансового результата банка, доходности основных операций банка (ссудных, лизинговых, операций с иностранной валютой и ценными бумагами), прибыльности отдельных операций (ссудных (чистая процентная маржа), лизинговых, операций с иностранной валютой и ценными бумагами, вложений в деятельность других компаний, комиссионных, разовых и прочих операций, уровня изменения объемов резервов на возможные потери), прибыльности активов, капитала банка, чистого процентного спрэда, уровня основных расходов банка.
Анализ показателей позволит:
- определить основные источники доходов и виды расходов кредитной организации;
- определить коммерческую эффективность деятельности банка и тенденции ее изменения;
- определить коммерческую эффективность отдельных операций банка и соответствующие тенденции;
- провести факторный анализ результатов работы банка (определение операций, оказывающих наибольшее влияние на изменение финансового результата, зависимость рентабельности банка от отдельных доходов по их видам);
- предварительно оценить (с учетом данных о результатах анализа балансового отчета и отчета о прибылях и убытках) эффективность структуры активов и пассивов;
- определить эффективность работы банка во временном периоде (используется при оценке качества управления, в том числе в ходе оценки способности управленческого персонала банка планировать динамику развития и существовать в конкурентной среде, обеспечивая должный контроль над издержками).
Анализ достаточности капитала
Анализ достаточности собственных средств (капитала) проводится в целях выявления степени устойчивости капитальной базы банка и достаточности капитала для покрытия потерь от принятых банками рисков.
Для проведения анализа достаточности собственных средств рекомендуется использовать следующие данные.
1. Анализ показателя достаточности капитала
2. Определение излишка (недостатка) капитала
3. Состав капитала кредитной организации
4. Структура источников основного капитала
5. Структура источников дополнительного капитала
6. Анализ активов, взвешенных с учетом принимаемого риска
6.1. Структура активов 1 группы риска
6.2. Структура активов 2 группы риска
6.3. Структура активов 3 группы риска
6.4. Структура активов 4 группы риска
6.5. Структура активов 5 группы риска
Данные содержат показатели выполнения регулятивных требований по достаточности капитала, показатели состава капитала (основного и дополнительного), структурные показатели активов в разрезе каждой группы риска.
Анализ показателей приведенных в данных позволит:
- определить тенденции в изменении показателя достаточности капитала; - определить основные факторы, влияющие на изменение показателя достаточности капитала;
- оценить изменение качества активов с точки зрения достаточности капитала;
- сделать прогноз состояния достаточности капитала на перспективу.
Анализ кредитного риска.
Анализ риска понесения банком финансовых потерь вследствие неисполнения контрагентом обязательств перед банком, в т.ч. вследствие возможного неполучения средств в части основного долга и платы за пользование средствами банка (кредитного риска) рекомендуется проводить с использованием следующих данных.
1. Классификация ссуд по видам размещения
2. Классификация ссуд по срокам размещения
3. Отраслевая структура ссудного портфеля
4. Классификация ссуд по группам риска
5. Оценка взаимосвязи качества кредитного портфеля и его доходности
6. Анализ показателей крупных кредитных рисков
7. Оценка концентрации крупных кредитных рисков
8. Оценка риска инвестиций банка в доли (акции) других юр. лиц
Данные содержат показатели структуры ссудной задолженности в разрезе групп заемщиков, сроков погашения, видов валют, показатели качества выданных ссуд, концентрации кредитных рисков, коэффициенты риска и покрытия ссудной задолженности.
Показатели, приведенные в данных позволят:
- определить направления (степени) концентрации кредитного риска;
- оценить тенденции изменений показателей, характеризующих кредитный риск, в том числе:
а) качества ссудной задолженности;
б) кредитного риска по внебалансовым операциям и операциям на срочном рынке;
- оценить выполнение требований Банка России по созданию резервов на возможные потери по ссудам;
- оценить качество кредитной политики банка;
- сделать предварительную оценку достоверности отражения в отчетности банка качества кредитного портфеля на основе сопоставления результатов анализа изменений качества кредитного портфеля и доходности ссудных операций.
Анализ рыночного риска.
Анализ риска возникновения у кредитной организации финансовых потерь вследствие неблагоприятных изменений рыночной стоимости финансовых инструментов или курсов иностранных валют (рыночного риска) рекомендуется проводить с использованием следующих данных.
1. Общая структура рыночного риска
2. Структура вложений в ценные бумаги по видам вложений
3. Структура вложений в ценные бумаги по целям приобретения
3.1. Вложения в ценные бумаги по портфелям
4. Вложения в ценные бумаги по видам вложений
5. Анализ позиций банка на срочном рынке
6. Анализ валютных позиций
7. Нарушения совокупной балансовой позиции
8. Нарушения совокупной внебалансовой позиции
9. Нарушения открытой валютной позиции
Данные содержат показатели состава рыночного риска, определенного нормативными документами Банка России, структурные показатели торгового и инвестиционного портфеля банка, позиций банка на срочном рынке, показатели риска обесценения ценных бумаг.
Показатели, приведенные в данных позволят:
- выявить тенденции изменения рыночного риска (валютного, процентного и фондового рисков);
- оценить влияние на оценку его достаточности величины рыночного риска;
- определить тенденции изменения портфеля ценных бумаг банка и сравнить динамику составляющих портфеля ценных бумаг и доходность по операциям с ценными бумагами;
- определить тенденции операций банка на срочном рынке;
- оценить влияние на капитал и ликвидность банка изменения ценовых тенденций фондового рынка;
- определить соответствие валютной структуры требований и обязательств банка по балансовым и внебалансовым операциям состоянию рынка и его тенденциям. Оценить их влияние на капитал банка.
Анализ риска ликвидности.
Анализ риска недостатка средств для выполнения принятых на себя обязательств (риска ликвидности) рекомендуется проводить с помощью следующих данных.
1. Структура привлеченных средств кредитной организации
2. Анализ показателя "Мгновенной ликвидности"
3. Анализ показателя "Текущей ликвидности"
4. Анализ показателя "Долгосрочной ликвидности"
5. Анализ показателя "Общей ликвидности"
6. Анализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения
8. Анализ показателя "расчетная ликвидность"
9. Анализ сбалансированности привлеченных средств и активов
10. Анализ показателя "наличность"
11. Анализ состояния расчетов
12. Анализ обязательств банка перед банками- нерезидентами и финансовыми организациями-нерезидентами
13. Анализ собственных вексельных обязательств
14. Анализ риска на одного кредитора (вкладчика)
15. Анализ привлеченных денежных вкладов населения
Данные содержат показатели ликвидности банка, структуры его ликвидных активов и привлеченных средств, состояния расчетов (индикаторы платежеспособности), соотношения заемных и собственных средств, устойчивости средств на расчетных и текущих счетах клиентов, уровня стабильности ресурсов, "расчетной" ликвидности банка.
Результаты анализа позволят:
- оценить состояние качества управления ликвидностью;
- провести факторный анализ динамики показателей ликвидности (структура и изменения высоколиквидных, ликвидных активов, суммарных активов, обязательств банка);
- оценить стабильность ресурсной базы банка;
- определить зависимость банка от привлечения средств крупных вкладчиков и иностранных кредиторов;
- выявить тенденции в состоянии расчетов;
- сделать прогноз состояния ликвидности банка на перспективу.
Заключение по результатам анализа.
Результаты анализа информации каждой из перечисленных данных следует рассматривать в совокупности с выводами по другим корреспондирующим данным.
По результатам анализа финансового состояния банка составляется заключение, которое должно содержать обобщающие выводы по каждому разделу анализа. Подготовка итогового заключения основывается на экспертной оценке всей системы анализируемых показателей, а также на макроэкономической информации, информации о состоянии важнейших секторов экономики, финансовых рынков. Необходимые уточнения должны быть сделаны на показатели инфляции.
Структура заключения должна состоять из разделов, соответствующих вышеприведенным направлениям анализа, и содержать:
общую оценку состояния банка, включая оценку основных тенденций развития за анализируемый период и степень подверженности банка различным рискам на момент проведения анализа, прогноз на ближайшую перспективу (1 год), а также направления в его деятельности, подлежащие первоочередной проверке;
заключение о степени финансовой устойчивости банка, включающее рекомендации по улучшению его деятельности.[4]
Практическая часть
Составить алгоритм банковского надзора на стадии лицензирования банковской деятельности.
Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, проверки правомерности участия и оплаты уставного капитала кредитных организаций, контроля за приобретениями крупных (более 5% уставного капитала) пакетов акций (долей) кредитных организаций, оценки прозрачности структуры собственности банков – участников системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации регламентируется федеральными законами "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", Инструкцией Банка России от 14.01.2004 № 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", Инструкцией Банка России от 24.08.1998 № 76-И "Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства", Инструкцией Банка России от 22.07.2002 № 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации", Положением Банка России от 23.04.1997 № 437 "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов", Положением Банка России от 21.09.2001 № 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции", Положением Банка России от 04.06.2003 № 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения", Положением Банка России от 18.03.2003 № 218-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций", Положением Банка России от 19.04.2005 № 268-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц – учредителей (участников) кредитной организации", Указанием Банка России от 14.08.2002 № 1186-У "Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления", Указанием Банка России от 19.03.1999 № 513-У "О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета", Указанием Банка России от 05.07.2002 № 1176-У "О бизнес – планах кредитных организаций", Указанием Банка России от 19.06.2003 № 1292-У "О порядке представления небанковской кредитной организацией в Банк России документов для принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка", Указанием Банка России от 16.01.2004 № 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" и другими нормативными правовыми актами Банка России.
Кредитные организации создаются как хозяйственные общества, в виде банков или небанковских кредитных организаций.
Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Перечень банковских операций, которые имеют право выполнять в соответствии с имеющейся лицензией кредитные организации, установлен статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Банк России принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) ценных бумаг кредитных организаций, получает и анализирует уведомления приобретателей о приобретении более 5% акций (долей) кредитных организаций, проводит оценку финансового положения учредителей кредитных организаций, аффилированных лиц (в случаях приобретения ими акций (долей) кредитных организаций при увеличении уставного капитала кредитной организации) и лиц (групп лиц), имеющих намерение приобрести более 20% акций (долей) кредитных организаций, выдает предварительные согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитных организаций, осуществляет проверку правомерности участия и оплаты уставного капитала кредитных организаций, проводит на постоянной основе оценку соответствия банков – участников системы страхования вкладов требованиям к участию в системе, вводит запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц в отношении банков, не соответствующих требованиям к участию в системе страхования вкладов в течение более трех месяцев подряд, осуществляет контроль за представлением кредитными организациями-эмитентами эмиссионных ценных бумаг в Банк России как регистрирующий орган ежеквартальных отчетов по ценным бумагам, сообщений о существенных фактах, за представлением кредитными организациями списков своих аффилированных лиц и изменений к ним.
Требования к содержанию устава кредитной организации установлены статьей 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Устав кредитной организации должен содержать: фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные статьей 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"; указание на организационно – правовую форму; сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений; перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"; сведения о размере уставного капитала; сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях; иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно – правовой формы.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.
Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке и действовать не менее трех лет, иметь удовлетворительное финансовое положение и выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Учредители (участники) кредитной организации должны располагать собственными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации (статья 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Проверка правомерности участия и достаточности собственных средств приобретателя осуществляется Банком России после оплаты уставного капитала в рамках процедуры принятия решения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг (для кредитных организаций в форме акционерных обществ) либо о выдаче вновь созданной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций или о государственной регистрации изменений в учредительные документы действующей кредитной организации в связи с увеличением уставного капитала (для кредитных организаций в форме общества с ограниченной ответственностью).
Во исполнение требований статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Указанием Банка России от 01.12.2003 № 1346-У "О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка" установлено, что:
минимальный размер уставного капитала для создаваемых банков, независимо от доли участия в них иностранного капитала, на день подачи документов должен составлять сумму, эквивалентную 5 млн. евро;
минимальный размер уставного капитала для создаваемых небанковских кредитных организаций на день подачи документов должен составлять сумму, эквивалентную 500 тыс. евро;
размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, по состоянию на первое число месяца, предшествующее дню подачи документов, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро. Кредитные организации, создающие на территории иностранного государства дочернюю организацию и (или) открывающие филиал должны в соответствии с нормативными актами Банка России иметь Генеральную лицензию. Генеральная лицензия может быть выдана кредитной организации, имеющей размер собственных средств (капитала) не менее указанного в настоящем абзаце, а также соответствующий иным критериям, установленным нормативными актами Банка России;
размер собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, по состоянию на первое число месяца, предшествующее дню подачи документов, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро.
Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размера собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размера собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, устанавливается Банком России ежеквартально, на текущий квартал, не позднее третьего рабочего дня первого месяца квартала на основании курса евро по отношению к российскому рублю, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала, и содержится в соответствующих письмах Банка России, публикуемых в "Вестнике Банка России".
Доли (акции) в уставном капитале кредитной организации могут быть оплачены денежными средствами в рублях и в иностранной валюте1, принадлежащим приобретателю на праве собственности зданием (помещением), завершенным строительством (в том числе включающим встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация, а также иным имуществом в неденежной форме, перечень которого устанавливается Советом директоров Банка России (в настоящее время отсутствует). На увеличение уставного капитала может быть также направлено имущество кредитной организации в установленном законом порядке.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, оценивается независимым оценщиком.
Размер части уставного капитала, оплаченной имуществом в неденежной форме, при создании кредитной организации и при увеличении ее уставного капитала не должен превышать 20% уставного капитала (с учетом увеличения).
В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России установил порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).
Оценка финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций (кроме бюджетных и кредитных организаций) осуществляется в целях установления достаточности чистых активов (собственных средств) приобретателя для приобретения долей (акций) кредитной организации (в том числе вновь создаваемой), в целях контроля за отсутствием фактов приобретения долей (акций) кредитной организации за счет привлеченных средств, а также установления отсутствия оснований для отказа в приобретении долей (акций) кредитной организации в связи с неудовлетворительным финансовым положением приобретателя. Оценка достаточности собственных средств приобретателя для приобретения долей (акций) кредитной организации определяется на основании результатов расчета стоимости чистых активов, скорректированных в порядке, установленном Положением Банка России № 218-П. Оценка удовлетворительности финансового положения проводится по учредителям вновь создаваемой кредитной организации, приобретателям, ходатайствующим о получении согласия Банка России на приобретение единолично или в составе группы лиц более 20 процентов долей (акций) кредитной организации, а также по аффилированным лицам кредитной организации, приобретающим акции (доли) кредитной организации при увеличении уставного капитала. Финансовое положение приобретателей не может быть признано удовлетворительным в случае, если из представленных документов можно сделать вывод об отсутствии у приобретателя реальных активов, выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг, а также сведений об осуществлении деятельности, предусмотренной уставом, за три года, предшествующих дате направления документов в Банк России .
Оценка финансового положения физического лица осуществляется в целях установления достаточности собственных средств (имущества) для приобретения долей (акций) кредитной организации (в том числе создаваемой путем учреждения), в целях контроля за отсутствием фактов приобретения долей (акций) кредитной организации за счет привлеченных средств, а также установления отсутствия оснований для отказа в приобретении долей (акций) кредитной организации в связи с неудовлетворительным финансовым положением приобретателя. В целях Положения Банка России № 268-П доходами, используемыми приобретателем для оплаты долей (акций) кредитной организации, признаются полученные им средства (имущество) от источников в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации, перечисленные в статьях 208 и 217 Налогового Российской Федерации, а также средства (имущество), полученные приобретателем на иных законных основаниях и имеющие документальное подтверждение. Оценка достаточности собственных средств (имущества) приобретателя для оплаты долей (акций) кредитной организации осуществляется на основе представляемых приобретателем Сведений для определения достаточности собственных средств приобретателя, подтвержденных источниками их происхождения, которые включают сведения о доходах, расходах и обязательствах приобретателя, и Сведений об имуществе, принадлежащем приобретателю на праве собственности, к которому относится недвижимое имущество, транспортные средства, денежные средства в кредитных организациях, ценные бумаги, наличные денежные средства. Величина собственных средств (имущества) приобретателя признается достаточной для оплаты акций (долей) кредитной организации, а финансовое положение приобретателя признается удовлетворительным при условии, что стоимость приобретаемых долей (акций) кредитной организации меньше (или равна) меньшей из двух следующих величин:
- итоговой денежной оценки заявленного необремененного имущества, которым располагает приобретатель, за вычетом текущих (срочных, просроченных) обязательств, отраженной приобретателем в Сведениях об имуществе;
- величины превышения доходов над расходами, показанной в Сведениях для определения достаточности собственных средств приобретателя, подтвержденных источниками их происхождения.
Период времени, объем и перечень доходов (имущества), включаемых в Сведения, определяются приобретателем самостоятельно. В Сведения не включается имущество, если право распоряжаться им ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, заключенным приобретателем.
Кредитная организация – учредитель должна быть финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России). Достаточность у кредитной организации – учредителя собственных средств для оплаты акций (долей) кредитной организации определяется исходя из показателя собственных средств (капитала).
Для определения правомерности участия в уставном капитале кредитной организации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны представить в Банк России федеральный закон (законодательный акт субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт местного органа самоуправления) об участии в уставном капитале кредитной организации, извлечение из федерального закона (закона субъекта Российской Федерации, нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления о местном бюджете), подтверждающего выделение средств для оплаты акций (долей) кредитной организации, правоустанавливающий документ приобретателя, копию платежного документа, подтверждающего перечисление средств в оплату уставного капитала кредитной организации (передачу неденежных средств в разрешенных законодательством случаях в качестве оплаты уставного капитала).
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее – приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России. Условия отнесения юридических и (или) физических лиц к группе лиц, связанных соглашением, определены Указанием оперативного характера Банка России от 11.07.2003 № 107-Т "Об условиях отнесения юридических и (или) физических лиц к группе лиц, связанных соглашением".
Под приобретением акций (долей) кредитной организации понимается получение их в собственность (или в доверительное управление) учредителями (участниками) кредитной организации непосредственно, а также получение права распоряжаться акциями (долями) кредитной организации путем получения возможности лицом (группой лиц) оказывать прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.
Уведомление о приобретении направляется в Банк России по форме приложения 2 к Инструкции Банка России № 109-И при приобретении доли, которая с учетом ранее приобретенных акций (долей) кредитной организации составит более 5 процентов (но не более 20 процентов) уставного капитала кредитной организации, а также при любом последующем приобретении акций (долей) этой же кредитной организации (за исключением случая, если в результате приобретения доля приобретателя (группы лиц, связанных соглашением) превысит 20 процентов уставного капитала).
Предварительное согласие Банка России должно быть получено при приобретении доли, которая с учетом ранее приобретенных акций (долей) кредитной организации составит более 20% уставного капитала кредитной организации, а также при любом последующем приобретении долей (акций) этой же кредитной организации2. К приобретателям более 20% акций (долей) кредитных организаций применяются те же требования, что и к учредителям кредитной организации. Сделка по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации без получения предварительного согласия Банка России, является ничтожной. Банк России вправе отказать в согласовании сделки по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации при установлении факта неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей (акций), нарушении антимонопольных правил и в других случаях, предусмотренных федеральными законами, в случае, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства.
Банк России отказывает в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).
Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) является совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
Банк России согласовывает кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Кандидатуры на перечисленные должности должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Под несоответствием кандидатов квалификационным требованиям понимается:
отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;
наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации в случаях, если эти лица, осуществляя непосредственное обслуживание денежных средств или товарных ценностей, совершили виновные действия, дающие основания для утраты доверия к ним со стороны администрации;
предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
наличие иных оснований, установленных федеральными законами.
Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее – руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.
Порядок соблюдения этих требований разъяснен Указанием оперативного характера Банка России от 22.01.2002 № 7–Т "О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Кроме того, пунктом 1 статьи 10.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлены ограничения в отношении лиц, возглавляющих организации-профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Порядок применения требований законодательства о рынке ценных бумаг к руководителям и членам совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг установлен Указанием Банка России от 20.06.2004 № 1492–У "О применении требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг к руководителям и членам совета директоров кредитных организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг".
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера филиала кредитной организации. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.
Вопросы, касающиеся представления уведомлений об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), урегулированы Указанием оперативного характера Банка России от 27.12.2002 № 180-Т "Об отдельных вопросах применения законодательства об уведомлении Банка России об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций".
Для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации ее учредители обязаны представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций установлен статьей 15 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии установлены статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Особенности государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями установлены статьями 17, 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и во исполнение указанных статей - Положением Банка России № 437.
Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
- Генеральная лицензия (лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала). Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии;
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции.
Лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц могут предоставляться банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.
Кредитные организации, имеющие лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, а также Генеральную лицензию должны соответствовать требованиям к участию в системе страхования вкладов, установленным Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". К таким требованиям относятся:
1) признание Банком России учета и отчетности кредитной организации достоверными. Банк считается соответствующим данному требованию в случае, если учет и отчетность банка соответствуют федеральным законам, нормам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике банка, а возможные недостатки или ошибки в состоянии учета или отчетности банка не влияют существенным образом на оценку его устойчивости;
2) выполнение кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России. Банк признается не выполняющим обязательный норматив (без учета контрольных значений) на 1 число отчетного месяца при его несоблюдении в совокупности за шесть и более операционных дней в течение тридцати последовательных операционных дней, по которым имеется документально оформленная достоверная информация о значениях обязательных нормативов;
3) признание Банком России финансовой устойчивости кредитной организации достаточной. Для оценки финансовой устойчивости применяются следующие группы показателей:
- группа показателей оценки капитала;
- группа показателей оценки активов;
- группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками;
- группа показателей оценки доходности;
- группа показателей оценки ликвидности.
Состав показателей финансовой устойчивости, методика их расчета и определения обобщающего результата установлены Указанием Банка России № 1379-У.
4) отсутствие мер воздействия, предусмотренных банковским законодательством и законодательством о банкротстве.
Если кредитная организация – участник системы страхования вкладов не соответствует вышеперечисленным требованиям более трех месяцев подряд, то она признается Банком России не соответствующей требованиям к участию в системе страхования вкладов, что влечет за собой введение запрета на привлечение во вклады средств физических с последующим прекращением права работать с денежными средствами физических лиц. Прекращение права банка на работу с вкладами реализуется путем признания Банком России утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и в иностранной валюте, либо Генеральной лицензии (при этом взамен Генеральной лицензии выдается лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).
Кредитная организация, прекратившая свое участие в системе страхования вкладов, вправе ходатайствовать о возобновлении права на работу с физическими лицами не ранее, чем через два года с даты прекращения права на работу со вкладами.
Для кредитных организаций, которые на момент вступления в силу Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (27.12.2003) имели лицензию Банка России, предусматривающую право привлекать во вклады денежные средства физических лиц, был установлен переходный период (до 27.09.2005), в течение которого они могли принять решение об участии в системе страхования вкладов и пройти проверку Банка России на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. Кредитные организации, получившие в течение указанного срока положительное заключение Банка России о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов, являются участниками системы с момента постановки на учет в системе страхования вкладов.
Для кредитных организаций, не получивших такого заключения, право привлекать во вклады денежные средства физических лиц прекращено в установленном Банком России порядке. Такие банки могут ходатайствовать о возобновлении права на работу с денежными средствами физических лиц через два года с даты вступления в силу закона, то есть с 27.12.2005 (для кредитных организаций, принявших решение не участвовать в системе страхования вкладов, и не проходивших проверку Банка России), либо через два года с даты прекращения права на работу со вкладами (для банков, получивших отрицательное заключение Банка России).
Кредитные организации вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг при наличии лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Реорганизация кредитных организаций осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Инструкцией Банка России № 109-И, Положением Банка России № 230-П, а также учредительными документами реорганизующихся кредитных организаций.
При создании кредитных организаций, расширении деятельности путем получения дополнительных лицензий, реорганизации, одним из документов, представляемых в Банк России является бизнес–план. Порядок составления и критерии оценки бизнес–планов кредитных организаций устанавливаются нормативным актом Банка России.
В бизнес-плане должны в том числе содержаться сведения о структуре собственности кредитной организации. Структура собственности может быть признана прозрачной в случае, если:
- кредитная организация раскрывает информацию без нарушений законодательства, то есть соблюдает с учетом особенностей, связанных с организационно-правовой формой, требования законодательства, устанавливающие состав, сроки и формы представления Банку России и заинтересованным лицам информации о лицах (группах лиц), владеющих на правах собственности акциями (долями) кредитной организации, а также иных лицах (группах лиц), представление информации о которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, а установленные нарушения не оказывают существенного влияния на идентификацию собственников акций (долей) банка и иных лиц (групп лиц);
- по меньшей мере Банку России доступна информация о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации;
- влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, со стороны резидентов офшорных зон не значительно (менее 40% уставного капитала принадлежит резидентам офшорных зон или контролируется через них).
Данный подход к оценке прозрачности структуры собственности зафиксирован в Указании Банка России № 1379-У применительно к оценке структуры собственности как одной из составляющих частей показателя оценки качества управления банком, его операциями и рисками в рамках требований к финансовой устойчивости кредитной организации.
В Российской Федерации могут создаваться банковские группы и банковские холдинги.
Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).
Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга.
В целях определения структуры собственности кредитных организаций путем анализа взаимосвязей между участниками кредитных организаций и самими кредитными организациями, в том числе при выдаче предварительного согласия Банка России на приобретение свыше 20% акций (долей) кредитной организации; для определения юридических и физических лиц, способных прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые кредитной организацией, и адекватной оценки рисков операций с ними; выявления среди групп лиц банковских групп и банковских холдингов Банком России осуществляется сбор отчетности об аффилированных лицах кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 14.05.2003 № 227–П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций".[5]
Список использованной литературы
1. Инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями"
2. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2003.
3. Мамонова И. Д. Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности//Деньги и кредит, 2004, №7. – С. 31-39
4. Письмо Департамента пруденциального банковского надзора от 04.09.2000 № 15-5-3/1393 «О методике анализа финансового состояния банка».
5. Тавасиев А.М. Банковское дело. - М: ЮНИТИ, 2003.
6.
Федеральный закон от 10 июля
[1] Федеральный
закон от 10 июля
[2] Тавасиев А.М. Банковское дело. - М: ЮНИТИ, 2003. – с. 89.
[3] Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2003. – С. 194
[4] Письмо Департамента пруденциального банковского надзора от 04.09.2000 № 15-5-3/1393 «О методике анализа финансового состояния банка».
[5] Мамонова И. Д. Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности//Деньги и кредит, 2004, №7. – С. 31-39