Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Понятие и содержание профессии бухгалтера. Место этических норм в профессии бухгалтера  4

2. Этические нормы профессиональной деятельности бухгалтера. 5

3. Неэтичное поведение бухгалтера и выявление такого поведения. 7

Заключение. 13

Литература. 14

Введение

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:

звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.[1]

Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. Российские мастера всегда занимали в ней передовые позиции.

Профессия бухгалтера в условиях рыночной экономики является одной из самых важных, трудных и престижных.

1. Понятие и содержание профессии бухгалтера. Место этических норм в профессии бухгалтера

Профессия бухгалтера является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом.

Обязанности бухгалтера заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельного работодателя - на профессиональные правила и стандарты бухгалтерского учета и аудита значительное влияние оказывают интересы общества.

Бухгалтеры играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на бухгалтеров в получении компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение к исполнению профессиональных обязанностей и поведение бухгалтеров в процессе предоставления услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства.[2]

Бухгалтеры будут пользоваться доверием только при условии предоставления ими вышеназванных услуг на высоком уровне, который подтверждает обоснованность общественного доверия. Бухгалтеры во всем мире заинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что эти услуги выполняются в соответствии с этическими требованиями и требованиями качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.

Основной целью бухгалтерской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований:

1. Достоверность: общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах;

2. Профессионализм: клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета;

3. Высокое качество услуг: все услуги, предоставленные бухгалтером, должны соответствовать высшим стандартам качества;

4. Уверенность: лица, пользующиеся услугами бухгалтера, должны быть уверены в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.

2. Этические нормы профессиональной деятельности бухгалтера

Для достижения профессиональных целей бухгалтер обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов[3]:

1. Честность: при предоставлении профессиональных услуг бухгалтер должен действовать открыто и честно;

2. Объективность: бухгалтер должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица или иные факторы;

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность: бухгалтер предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы его клиенты или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства и технологий;

4. Конфиденциальность: бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями;

5. Профессиональное поведение: действия бухгалтера должны поддерживать хорошую репутацию его профессии и не дискредитировать ее;

6. Регламентирующие документы: бухгалтер обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами). Бухгалтер обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания клиента или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.

Бухгалтеры выполняют многочисленные функции и должны проявлять объективность в самых разных обстоятельствах. Независимо от вида предоставляемых услуг или занимаемой должности в своих профессиональных суждениях бухгалтеры обязаны быть честными и объективными.

Этические требования объективности возникают в разных ситуациях, и при их разрешении следует учитывать следующее:

1. Бухгалтер может оказаться в различных ситуациях, когда на него может быть оказано давление, способное отрицательно повлиять на его объективность;

2. При наличии правил, способных нанести ущерб объективности бухгалтера, следует руководствоваться здравым смыслом;

3. Следует избегать отношений, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц, способных нанести ущерб объективности;

4. Бухгалтер обязан требовать соблюдения принципа объективности от персонала, участвующего в предоставлении профессиональных услуг;

5. Бухгалтеру следует избегать ситуаций, способных скомпрометировать его профессиональную репутацию.

Периодически бухгалтеры могут попадать в ситуации возникновения конфликта интересов - от относительно тривиальных ситуаций до совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий. Невозможно составить полный перечень случаев, в которых может возникнуть конфликт интересов. Бухгалтер должен иметь это в виду и предвидеть возможность возникновения причин, приводящих к конфликту интересов. Расхождение мнений бухгалтера и другого лица само по себе не является этической проблемой. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.

К конфликту обязанностей бухгалтера с различными внешними или внутренними требованиями может привести целый ряд конкретных факторов:

1. Давление со стороны непосредственного руководителя, менеджера или члена совета директоров, которое может оказываться и в рамках семейных или личных отношений.

Безусловно, не следует развивать отношения или интересы, способные отрицательно влиять или ставить под угрозу честность бухгалтера;

2. Просьба к бухгалтеру действовать вразрез с техническими и профессиональными стандартами;

3. Ситуация, в которой бухгалтеру придется принимать решение, должен ли он ориентироваться на интересы руководства или соблюдать установленные правила профессионального поведения.

3. Неэтичное поведение бухгалтера и выявление такого поведения

В процессе применения правил этики поведения у бухгалтера может возникнуть необходимость выявления неэтичного поведения других лиц или разрешения этических конфликтов. В случае возникновения серьезных этических проблем бухгалтеру следует руководствоваться политикой разрешения конфликтов, существующей в организации-работодателе. Если это не способствует разрешению конкретного конфликта, то необходимо рассмотреть следующие возможные меры.

Обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником. Если после этого бухгалтер принимает решение обратиться к руководителю на следующем, более высоком уровне, то об этом следует уведомить непосредственного начальника. Если создается впечатление о вовлеченности начальника в конфликтную ситуацию, то бухгалтеру  следует поднять этот вопрос на следующем, еще более высоком руководящем уровне. Если непосредственный начальник является главным исполнительным лицом (или занимает аналогичную должность), то вопросы на более высоком уровне могут рассматривать исполнительный орган, совет директоров, члены совета директоров, не наделенные исполнительными функциями, или акционеры;

Если после рассмотрения на всех уровнях внутри организации конфликт не разрешен, то (когда речь идет о существенных вопросах - например, мошенничестве) бухгалтер должен использовать крайнюю меру - отказ от выполнения порученного задания, а при необходимости доведение информации до сведения уполномоченных внешних организаций (правоохранительных или контролирующих органов).

Любой бухгалтер, занимающий высокую должность, должен стремиться к внедрению политики разрешения конфликтов в нанявшей его организации.

Бухгалтеры не должны преувеличивать свои знания и опыт.

Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:

1. Достижение профессиональной компетентности. Для достижения профессиональной компетентности первоначально необходимо получение высшего или среднепрофессионального общего образования, затем - специального образования, после которого следует практическая работа.

2. Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне. Для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями в бухгалтерской и аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований.

Бухгалтеры обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности работодателя, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между бухгалтером и работодателем.

Бухгалтер всегда должен соблюдать конфиденциальность, за исключением случаев, когда для раскрытия информации предоставлены специальные полномочия, или при наличии юридической или профессиональной обязанности такого раскрытия.

Бухгалтеры обязаны обеспечивать соблюдение конфиденциальности сотрудниками, работающими под их руководством.

К основным профессиональным требованиям конфиденциальности относится неразглашение информации следующего характера[4]:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна);

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, аудиторская, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др.);

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (коммерческая тайна);

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Раскрытие информации бухгалтером осуществляется в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В случае если прямого указания на раскрытие информации действующим законодательством не предусмотрено, информация может быть раскрыта при наличии соответствующего разрешения собственника информации, а при необходимости и контролирующих органов, обеспечивающих ее конфиденциальность.

Бухгалтер должен быть независим. Под независимостью подразумеваются:

1. Независимость мышления - образ мышления, позволяющий составить суждение, не зависящее от влияния сторонних факторов, которые могут скомпрометировать профессионализм такого суждения, и позволяющий лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодательства;

2. Независимость поведения - избежание фактов или обстоятельств, которые настолько значимы, что разумная и информированная третья сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разумное сомнение порядочность, объективность бухгалтера.

Термин "независимость" в каждом случае его применения может иметь различное толкование, поскольку можно предположить, что лицо, высказывающее профессиональное суждение, должно быть свободно от всех экономических, финансовых и иных отношений. Однако поскольку каждый член общества поддерживает отношения с другими лицами, оценку значимости экономических, финансовых и иных отношений следует проводить с позиций того, что разумная и информированная сторона, располагающая всей надлежащей информацией, обоснованно сочтет неприемлемым.

Невозможно перечислить все ситуации, создающие угрозу независимости, и определить все меры исправления ситуации. Угрозы могут быть разными, требующими использования соответствующих мер предосторожности. В связи с этим в интересах общественности должны быть определены концептуальные рамки, обязывающие бухгалтера выявлять, оценивать и решать проблемы, связанные с угрозами независимости, а не только выполнять набор каких-то правил, которые могут быть выбраны произвольно или установлены законом.

Бухгалтеры  обязаны определять и оценивать обстоятельства и отношения, создающие угрозы независимости, и с помощью мер предосторожности предпринимать соответствующие действия по их устранению или сведению до приемлемого уровня.

Бухгалтер не должен одновременно заниматься какими-либо видами деятельности, которые создают или могут создать угрозу честности, непредвзятости или независимости, а также репутации бухгалтера.

Бухгалтер обязан быть лояльным по отношению к своему работодателю и по отношению к своей профессии. Иногда эти обязанности вступают в конфликт друг с другом. Как правило, работник должен отдавать предпочтение законным и этическим целям своей организации и придерживаться правил и процедур, направленных на достижение таких целей. Однако работника нельзя заставлять:

1. Нарушать закон;

2. Нарушать профессиональные правила и стандарты;

3. Лгать или вводить в заблуждение (в том числе путем хранения молчания);

4. Подписываться под заявлением, содержащим существенное искажение фактов.

Различия во взглядах на точность суждения по вопросам бухгалтерского учета или этическим вопросам, как правило, разрешаются в рамках организации работника - сначала путем обращения к непосредственному руководителю работника, а затем, если сохраняются разногласия по существенным этическим вопросам, на более высоких уровнях.

Если бухгалтер не может разрешить какую-либо проблему, обусловленную конфликтом между требованиями его работодателя и профессиональными требованиями, он может, исчерпав все другие возможности, подать заявление об увольнении. При увольнении работники должны изложить свои мотивы работодателю, однако по соображениям конфиденциальности не могут сообщить их другим лицам (за исключением случаев, когда это требуется в соответствии с законодательством или нормами профессиональной этики).

Бухгалтер, руководящий работой других бухгалтеров, должен со вниманием относиться к их потребности в профессиональном развитии и к их мнению по вопросам бухгалтерской практики, а также профессионально разрешать все противоречия во взглядах.

Бухгалтеру организации, предприятия, учреждения может быть поручено ответственное задание, для исполнения которого у него не имеется должной подготовки или опыта. При исполнении такого задания бухгалтер не должен вводить работодателя в заблуждение относительно своего опыта или квалификации или относительно того, к кому можно обратиться за консультацией и помощью.

Бухгалтер должен представлять информацию в полном объеме, честно и профессионально, таким образом, чтобы она была понятна в соответствующем контексте[5].

Бухгалтер должен делать все от него зависящее, чтобы финансовая и нефинансовая информация велась в таком порядке, при котором точно и четко отражаются истинный характер хозяйственных операций, активы и обязательства, своевременно и в установленном порядке классифицируются и заносятся проводки.

Заключение

Таким образом, в своей профессиональной деятельности бухгалтер должен соблюдать ряд исходных условий фундаментальных принципов:

1. Честность;

2. Объективность;

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность;

4. Конфиденциальность;

5. Профессиональное поведение: действия бухгалтера должны поддерживать хорошую репутацию его профессии и не дискредитировать ее;

6. Бухгалтер обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами).

Литература

1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - "ИПБ-БИНФА", 2002 г.;

2. Бухгалтерский учет в промышленности, Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин – Финансы и статистика, 2003г., Москва;

3. Кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России, ИПБ России, 2004г., Москва;

4. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, 2003 г., Москва;

5. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету, "Библиотека журнала "Бухгалтерский учет", 2002


[1] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - "ИПБ-БИНФА", 2002 г.

[2] Кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России, ИПБ России, 2004г., Москва

[3] Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, 2003 г., Москва

[4] Кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России, ИПБ России, 2004г., Москва

[5] Кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России, ИПБ России, 2004г., Москва