Содержание

Введение. 3

1. Систематизация налогов в Российской Федерации. 4

2. Налоговая система Российской Федерации: принципы построения и ее состояние на современном этапе. 6

Заключение. 14

Список литературы.. 15

 

Введение

Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. Проблемам налогов и современной налоговой системе Российской Федерации уделяется сегодня пристальное внимание, так как именно они определяют жизнь современного общества. Решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

В современном государстве применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов (в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).

Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса связанного с системой налогов в Российской Федерации.

1. Систематизация налогов в Российской Федерации

В соответствии с налоговой реформой России с 1 января 1992 года в России стала действовать новая система налогообложения, общие принципы построения которой определял Закон Российской федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года. Закон устанавливал перечень идущих в бюджет страны налогов, пошлин и других платежей, а также определял права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В процессе формирования системы налогообложения предприятий и организаций России была  осуществлена замена налога с оборота, налога с продажи на НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий.

Основные  налоги, собираемые  в  России:

- индивидуальный  подоходный  налог – является  вычетом из  доходов  налогоплательщика – физического  лица. Платежи  осуществляются  в  течение  года, но  окончательный  расчёт  производится  в  конце  года.

- налог  на  прибыль – облагается  налогом  чистая  прибыль  предприятия (за  вычетом  всех  расходов  и  убытков).

- социальные  взносы – выплаты  в  различные  внебюджетные  фонды  частично  работающими  и частично  работодателями.

- поимущественные  налоги – это  налоги  на  имущество, дарения  и  наследство.

- налоги  на  товары  и  услуги – это  таможенные  пошлины, акцизы  и  НДС. 

В  России  из-за  низкого  уровня жизни  большинства  населения  поступления  от  налогов  на  личные  доходы  невелики; вместо  них  главное  место  в  доходной  части  занимают  налоги  на  прибыль предприятий  и  таможенные  пошлины.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:                             

- федеральные налоги и сборы;

- налоги и сборы субъектов РФ;

- местные налоги и сборы.

Суммы  отчислений с  юридических  и  физических  лиц и  распределение  их  по  бюджетам  различных  уровней  определяется  при  утверждении  федерального  бюджета. В  связи  с  определёнными  противоречиями  интересов центрального  правительства  и  региональных  экономических  интересов  вокруг  разделения налоговых  поступлений  постоянно  идёт  политическая  борьба. Местные  власти  естественно  хотят  иметь больше  средств  на  финансирование  инфраструктуры.

Финансовое обеспечение всех уровней бюджета ­– федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов являются налоги, поскольку они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики.

Правовая наука придает огромное значение определению понятия «налог». Современное российское законодательство дает определение налога в Налоговом кодексе РФ.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Однако данное определение характеризует налог, а сбор имеет свое определение.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий).[1]

2. Налоговая система Российской Федерации: принципы построения и ее состояние на современном этапе

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1. Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- налог на пользование недрами;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- лесной налог;

- водный налог;

- экологический налог;

- федеральные лицензионные сборы.

2. Региональные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- налог на игорный бизнес;

- 5) транспортный налог;

- региональные лицензионные сборы.

3. Местные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование или дарение;

- местные лицензионные сборы.

Принципы налоговой системы изложены в 3-ей статье Налогового кодекса РФ. Данная статья, провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически является базовой статьей, определяющей сущность налоговой политики в Российской Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая система России основана на:

- признании всеобщности и равенства налогообложения;

- принципе справедливости и реальной возможности налогоплательщика уплатить налог;

- недискриминации налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим и конфессиональным признакам, в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала;

- экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога;

- ясности норм налогового законодательства и толковании их в пользу налогоплательщика.

Эта статья ставит своей задачей дать исчерпывающий перечень принципов и направлений налоговой системы, поскольку они содержатся и в других нормах Налогового кодекса.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели. К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений. К нефискальным целям можно отнести более широкий спектр приемов государственного управления через механизм налогообложения. Это - дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

Принципиальные основы налоговой политики, изложенные в комментируемой статье, прямо влияют на понимание основных начал российского налогового законодательства и права. Налоговое право России является частью российского финансового права, поскольку регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых средств.

Конституционный институт общих принципов налогообложения и сборов нашел определенное отражение в ст.3 Налогового кодекса.[2]

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п."и" ч.1 ст.72); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75). Статья 5 Протокола к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет субъектам Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

В силу ч.2 ст.76 Конституции РФ законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.

Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, в соответствии с п."а" ст.71 находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее п."б" ч.1 ст.114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Эти положения развивают один из основных принципов конституционного строя Российской Федерации - принцип единства экономического пространства (ч.1 ст.8 Конституции РФ), означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74 Конституции), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2 ст.74 Конституции).[3]

Становление и развитие отечественной налоговой системы можно разделить на два: до принятия части первой НК РФ (1992-1998гг.) и после введения его в действие (с 1999г). Первый период характеризуется значительной нестабильностью и неурегулированностью налоговой системы, большим объемом подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, снижением всех основных социально-экономических показателей, практически постоянным ростом налоговой нагрузки, жесткой ответственностью налогоплательщиков за на­рушение налогового законодательства, налоговой де­централизацией по введению большого числа региональ­ных и местных налогов, не предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», необосно­ванным созданием на территории страны регионов с льготным налогообложением, крайне низким уровнем налоговой дисциплины. В структуре налогов ведущее место занимали налоги с организаций при незначитель­ной доли личного подоходного налога, с традицион­ным, исключительно фискальным преобладанием кос­венных налогов над прямыми, что в условиях сложив­шейся социально-экономической ситуации в России свидетельствовало о пассивной роли государства в осу­ществлении экономических преобразований.

При существенных значительных показателях кос­венного налогообложения, можно с уверенностью ска­зать, что российская налоговая политика 90-х годов XX века носила, прежде всего, фискальный характер. Со­зидательный аспект налогообложения фактически от­сутствовал. Это приводило к серьезным перекосам в ин­вестиционной деятельности, оттоку капиталов из от­раслей промышленного и сельскохозяйственного про­изводства в сферу спекулятивных «коротких денег», в теневую экономику, создавало предпосылки для раз­вития криминального бизнеса и массового уклонения от налогообложения. Чрезмерное многообразие подза­конных актов методико-нормативного характера буквально запутывало законопослушного налогоплатель­щика, а недобросовестному позволяло обнаружить «пра­вомерную» лазейку для уклонения от уплаты налогов.

С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровож­далось значительным ростом числа налоговых правона­рушений. По оценкам специалистов, в результате неис­полнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюд­жетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и являлось главной причи­ной непоступления налогов в государственную казну.

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют: значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения: очевидная разница между расходами на потребление от­дельных граждан и декларируемыми ими доходами; ста­бильный рост объема денежной наличности, находящей­ся во внебанковском обороте: снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период сезонного роста поступлений налогов в бюджет: увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки. [4]

Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе произошли с постепен­ной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующего все стадии налоговых право­отношений.

Во-первых, было законодательно установлены осо­бые требования, предъявляемые к актам законодатель­ства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти излают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о нало­гах и сборах случаях. В связи с этим приказы, инструк­ции и методические указания органов исполнительной власти по вопросам налогообложения не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязатель­ны только для своих соответствующих подразделений. Во-вторых, был установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российс­кой Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства стало установление на фе­деральном уровне основных элементов налогообложе­ния по региональным и местным налогам, что призва­но оградить хозяйствующих субъектов от необоснован­ного повышения налоговой нагрузки. С другой сторо­ны, региональные и местные власти могут самостоя­тельно устанавливать по региональным и местным на­логам отдельные элементы налогообложения для про­ведения собственной налоговой политики. Эти положе­ния НК РФ призваны гарантировать стабильность ус­ловий предпринимательской деятельности. В-третьих, достаточно подробно были прописаны общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, регламентирован процесс налогового администрирова­ния — комплекса форм и методов осуществления нало­гового контроля, предусмотрен закрытый перечень ви­дов налоговых правонарушений, в целом, с учетом тре­бований соразмерности и справедливости, значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

Полнота правового регулирования налоговых отно­шений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения - отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации това­ров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физи­ческих лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль органи­заций - были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справед­ливой и нейтральной по отношению к различным кате­гориям налогоплательщиков. И конечно же эти изме­нения должны были способствовать снижению уклоне­ния от налогообложения.[5]

Таким образом, в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов.[6]

Заключение

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики.

Список литературы

1.                Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы//Финансы. – 2004. - №2. – С.22-26.

2.                Дмитриева Н. Г.  Налоги и налогообложение. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

3.                Евстигнеев Н. Н. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М.-2004.

4.                Ильин А.В. Российская налоговая система//Финансы, 2004. - №1. – С. 31-34.

5.                Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

6.                Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы, №5.-2004.- С.22-25

7.                Налоги и налогообложение./Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Романова. – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

8.                Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.)

9.                Черник Д. Г., Починок Н. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

10.           Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М. – 2002.


[1] Дмитриева Н. Г.  Налоги и налогообложение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 31

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

[3] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

[4] Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы//Финансы. – 2004. - №2. – С.22-26.

[5] Евстигнеев Н. Н. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М.-2004.- С. 58

[6] Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы, №5.-2004.- С.22-25