№ заказа

№ 388.6

Вариант, тема

Дисциплина

МЧС

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                             Содержание

Введение. 3

Раздел 1: Значение морально-  психологической подготовки сотрудников ГПС . 5

Раздел 2: Основные направления профессиональной подготовки сотрудников ГПС. 7

Раздел 3: Критерии психического состояния сотрудников ГПС. 9

Раздел 4: План проведения аттестации сотрудников ГПС. 12

Заключение. 15

Библиография: 16

Введение

На сегодняшний день пожары и аварии являются одними из наиболее тяжелых бедствий, обстановка с ними постоянно ухудшается. Как показывает статистика, в России за 2002 год произошло 259479 пожаров, прямой ущерб от них достиг 17798 млрд рублей. Растет число поджогов, особенно это касается лесных массивов. Темпы роста числа пожаров и ущерба от них в России в 2,5 – 3 раза превышают аналогичные показатели в развитых странах. В 2002 году при тушении пожаров получили травмы около 350 сотрудников пожарной охраны. В среднем за год только на пожарах погибает 35-40 сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России (далее ГПС МЧС РФ).

 В условиях технического прогресса, широкого применения новых инженерных технологий, внедрения новых видов веществ и материалов, роста численности городов, использования при их застройке специфических подземных и высотных сооружений требуется совершенствование специфических пожарно-технических знаний и инженерной подготовки, необходимых для предупреждения и тушения пожаров.

Цель написания данной работы- раскрыть основные аспекты морально – психологической подготовки сотрудников ГПС.  

Актуальность данной работы заключается  в том, что важность психологического изучения профессии пожарного обусловлена необходимостью совершенствования системы профессионального отбора и подготовки личного состава, планирования и проведения мероприятий по поддержанию боеготовности сотрудников, проектирования новых видов труда в соответствии с тенденциями научно-технического прогресса в пожарном деле.

Раздел 1: Значение морально-  психологической подготовки сотрудников ГПС .

Морально-психологическая подготовка - важный вид профессиональной подготовки персонала во всех без исключения юридических органах. Ее цель — формирование и развитие у каждого сотрудника морально-психологической подготовленности как необходимой составной части их профессиональной подготовленности, выражающейся в ее соответствии с моральным требованием, в наличии у них потребности и умении соразмерять и осуществлять свою деятельность по высоким моральным критериям

Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. N 1309  «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» (с изменениями от 8 мая 2005 г.) установил, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом «О пожарной безопасности», Законом Российской Федерации «О милиции», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Организационно-методические указания МЧС РФ от 2 сентября 2004 г по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год устанавливает, что главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС на 2005 год необходимо считать совершенствование их навыков и умений по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению пожарной безопасности, снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей для населения в условиях военного времени, эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию необходимых условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения, действенному осуществлению государственного пожарного надзора и надзора за безопасностью на водных объектах в интересах социальной и экономической стабильности, повышения уровня защищенности критически важных для государства объектов инфраструктуры и населения.

В воспитательной работе сотрудников ГПС  основные усилия необходимо направить на: совершенствование системы воспитания личного состава, укрепление воинской дисциплины и правопорядка в войсках гражданской обороны, подразделениях ГПС,; организацию патриотического воспитания личного состава МЧС России и молодежи путем проведения разъяснительной работы по пропаганде героики профессии спасателя и пожарного; организацию взаимодействия с органами культуры, искусства, различными общественными организациями и религиозными конфессиями; организацию социальной защиты военнослужащих и ветеранов войск гражданской обороны, спасателей поисково-спасательных формирований, сотрудников и ветеранов подразделений ГПС России.

 

 

Раздел 2: Основные направления профессиональной подготовки сотрудников ГПС.

В системе ГПС выделяется два направления профессиональной деятельности – оперативная и профилактическая. Профилактическая деятельность относится к инспекторам ГПС, а оперативная – к начальникам караулов пожарных частей.

Должность начальника караула является одной из наиболее массовых среди должностей среднего начальствующего состава подразделений ГПС. По основному виду деятельности она относится к оперативно-тактической; по категории – к исполнительской; по степени сложности выполняемых функций – к седьмой степени по десятибалльной шкале. При этом учитываются следующие признаки сложности: характер и содержание труда, комплектность, самостоятельность, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность, как материальная, так и моральная.

Начальник караула возглавляет дежурный караул, состоящий из одного, двух и более отделений, в зависимости от местных условий. Дежурный караул обычно характеризуется слаженностью и сработанностью, поскольку боевые условия деятельности сами способствуют отбору более надежных людей. При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ успех зависит от эффективного выполнения всеми членами коллектива своих обязанностей. В этих условиях начальник караула должен быть формальным и фактическим лидером в коллективе, именно это обстоятельство требует от него умения заменить любой номер боевого расчета, в опасный и трудный момент взять на себя инициативу и повести людей за собой. Для этого ему нужны сильные морально-волевые качества, профессиональная и физическая подготовленность.

Основное содержание деятельности начальника караула заключается в обеспечении боевой готовности подчиненного подразделения. Это достигается выполнением следующих задач:

- обеспечением постоянной готовности караула к ведению боевых действий при тушении пожаров в период дежурства;

- созданием условий для быстрого восстановления караульной службы при ее нарушении после выполнения боевой задачи и т. д.

Начальник караула является первым руководителем тушения пожара, от его действий напрямую зависит успех. По данным статистики, в 64 % из всех случаев успех тушения пожара зависел от правильной оценки руководителем тушения пожара обстановки и принятых им решений. Тушение пожара от руководителя требует решения сложных задач при отсутствии алгоритмов принятия оптимальных решений. В современных условиях труд начальника караула стал несравнимо сложнее, напряженнее и опаснее, так как повсеместно связан с применением различных технических средств, вооружения и специальной техники.

Работа начальников караулов пожарных частей связана со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени. Кроме того, деятельность начальников караулов протекает в крайне неблагоприятных условиях, характеризующихся повышенной температурой, наличием токсичных веществ в окружающей среде, что требует применения средств индивидуальной защиты. А периодические круглосуточные дежурства являются нарушением нормального режима сна и бодрствования, что способствует развитию патологических процессов. Эти обстоятельства способствуют не только развитию утомления, негативных функциональных состояний, но и могут быть причиной заболеваний и травматизма.

Деятельность начальника караула можно разделить на два резко различающихся вида. Первый характеризуется режимом ожидания сигнала на выезд, т. е. значительно сниженной активностью и в то же время постоянной готовностью к боевым действиям. Этот режим можно назвать режимом тревожного ожидания, который является существенной характеристикой профессиональной деятельности и не может не отразиться на личностных особенностях. Развиваются такие качества, как ответственность, сдержанность, осторожность, склонность к беспокойству, снижение активности. Благодаря этому происходит развитие сдерживающих, контролирующих качеств личности.

Переход к чрезвычайной активности происходит мгновенно. Боевая активность, связанная с тушением пожара, имеет существенно иные характеристики, требующие от начальника караула оперативности, решительности, энтузиазма, физической активности. Без этих качеств невозможна успешная деятельность по ликвидации пожара.

Таким образом, для начальника караула и его подчиненных характерной является работа в режиме ожидания. Находясь в состоянии оперативного покоя, они должны сохранять готовность к активным профессиональным действиям. Такое состояние провоцирует быстрое утомление . У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевых действий. Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде, длительное время не исчезает и после возвращения с пожара.

Раздел 3: Критерии психического состояния сотрудников ГПС.

Оценка психического состояния сотрудников ГПС после боевых действий по ликвидации пожара, последствий аварий и стихийных бедствий показала, что значительное число пожарных находится в состоянии психической дезадаптации  

Наличие указанных стрессогенных факторов создает большие трудности в работе начальника караула, снижает его физическую и психическую работоспособность. Изложенное подтверждает важность психологического изучения профессиональной деятельности пожарных, которое позволяет выявить необходимые требования к психофизиологическим и личностным характеристикам человека

 При этом психологическое исследование профессии требует комплексного подхода. Оно предполагает изучение результатов самой деятельности и условий, в которых она выполняется; исследование особенностей личности специалиста, а также своеобразия и динамики его психического состояния; рассмотрение социальных и психологических аспектов трудового процесса.

 Использование системного подхода и комплексности позволяет раскрыть сложность профессии, выявить ее содержательные и структурные особенности, установить многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с рядом специфических и неспецифических явлений, сопровождающих трудовой процесс, выявить присущее ему напряжение различных психических функций и на основании этого определить полную совокупность требований к человеку как субъекту соответствующей профессиональной деятельности.

Фрмированию профессионально важных качеств будущих пожарных уделяется достаточное внимание, однако этот процесс не носит комплексного характера, осуществляется со значительными издержками, в большинстве своем реализуется традиционными педагогическими средствами, которые требуют больших затрат учебного времени. Это является следствием невысокой слаженности, согласованности в работе всех субъектов педагогического процесса, ошибок при отборе наиболее целесообразного содержания, форм, методов, соответствующих конкретным задачам формирования профессионально важных качеств, несовершенством оценки эффективности педагогического процесса в вузе. Результатом такого положения является то, что уровень подготовки выпускников не в полной мере отвечает возрастающим требованиям задач боевой готовности.

В государственном стандарте выпускника по специальности 3203 (техник пожарной безопасности) нет даже упоминания о том, что он должен знать, какими навыками обладать в области психологической готовности к профессиональной деятельности. Вместе с тем в «Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД РФ» сформулирована конкретная цель такой работы – оптимизация профессионально-личностного становления специалиста, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи.

Образовательный процесс предполагает формирование конкретных профессионально важных качеств, необходимых начальникам караулов в их деятельности. Эти качества распределяются в следующем порядке по степени значимости: смелость; способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях; уверенность в себе; способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации и отсутствии времени на ее осмысление; профессиональная наблюдательность; способность к быстродействию в условиях дефицита времени; умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли; быстрая реакция на слуховое впечатление посредством определенных движений.

Целью психологической подготовки выпускников пожарных факультетов является приобретение соответствующего психологического опыта, автоматизация на уровне подсознания действий, возникающих во время тушения пожаров, воспитание уверенности и решительности.

В современных условиях обостряется противоречие между возрастающими требованиями к деятельности офицеров ГПС и уровнем развития профессионально важных качеств у курсантов в ходе учебы в вузе. Это противоречие можно преодолеть, если формирование профессионально важных качеств курсанта проводить с учетом требований профессии к курсанту, составленных на основе профессиографического анализа деятельности офицера, регулярной оценки уровня развития профессионально важных качеств у курсантов, а также активного использования материалов профессиографического анализа командованием, преподавателями вуза и самими курсантами.

Эффективность процесса формирования профессионально важных качеств выступает как обобщенная характеристика результативности образовательного процесса, воспитательной работы, профессионально-психологического сопровождения курсантов во время обучения в вузе.

Из всего вышеперечисленного можно наметить наиболее эффективные пути формирования профессионально важных качеств у будущего пожарного:

- построение образовательного процесса, исходя из требований профессии к курсанту, составленных на основе профессиографического анализа деятельности пожарного;

 - использование современных технологий и методов активного обучения;

 - повышение качества психолого-педагогической подготовки всех категорий офицерского состава, задействованного в педагогическом процессе;

 - индивидуализация обучения;

- целенаправленное формирование профессиональной направленности курсанта с первого этапа обучения.

Основной целью педагогической деятельности является формирование высокого уровня психологической готовности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач на основе его психологической устойчивости и развития профессионально важных качеств.

На сегодняшний день проблема формирования профессионально важных качеств у начальников караулов пожарных частей остается малоизученной и требует дальнейшего изучения.

Раздел 4: План проведения аттестации сотрудников ГПС.

Аттестация сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий*, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора, призвана способствовать совершенствованию деятельности государственного пожарного надзора, подбору, повышению квалификации и расстановке государственных инспекторов по пожарному надзору, определению соответствия их установленным квалификационным требованиям и занимаемой должности.

Аттестации подлежат: государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору, главные и заместители главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору, главные и заместители главных государственных инспекторов города (района) по пожарному надзору, государственные инспекторы города (района) по пожарному надзору

Аттестация проводится каждые пять лет.

Внеочередная аттестация сотрудников проводится в порядке, установленном настоящим Положением и в следующих случаях:

при назначении на вышестоящую должность, связанную с организацией и осуществлением государственного пожарного надзора;

при назначении на нижестоящую должность.

Для проведения аттестации:

формируется аттестационная комиссия;

утверждается график проведения аттестации;

составляются списки государственных инспекторов по пожарному надзору, подлежащих аттестации;

подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

График проведения аттестации утверждается руководителем аттестационной комиссии и доводится до сведения каждого аттестуемого государственного инспектора по пожарному надзору не менее чем за месяц до проведения аттестации.

В графике указываются:

наименование органа управления, подразделения, в котором проводится аттестация;

дата и время проведения аттестации;

дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием руководителей соответствующих подразделений органа управления, ответственных за представление этих документов.

Не позднее, чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего аттестации государственного инспектора по пожарному надзору, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим органом управления.

Сведения, которые должны быть отражены в отзыве на государственного инспектора по пожарному надзору.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляются также отзыв о государственном инспекторе по пожарному надзору и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба соответствующего органа управления не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого государственного инспектора по пожарному надзору с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый государственный инспектор по пожарному надзору вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого государственного инспектора по пожарному надзору, о чем он заблаговременно извещается.

В случае неявки государственного инспектора по пожарному надзору на заседание аттестационной комиссии и непредставления им мотивированного ходатайства о переносе сроков аттестации она может проводиться в его отсутствие.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения государственного инспектора по пожарному надзору и в случае необходимости его непосредственного руководителя о служебной деятельности государственного инспектора по пожарному надзору. Аттестационная комиссия в целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о его служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о несогласии с представленным отзывом вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии.

В результате аттестации государственному инспектору по пожарному надзору дается одна из следующих оценок:

соответствует квалификационным требованиям по занимаемой должности;

подлежит последующему переаттестованию в сроки, установленные аттестационной комиссией;

не соответствует квалификационным требованиям по занимаемой должности.

Таким образом, план проведения аттестации инспекторов по пожарному надзору следующий:

Первым этапом является формирование аттестационной комиссии

Второй этап - утверждение графика проведения аттестации; составление списков государственных инспекторов по пожарному надзору, подлежащих аттестации; подготовка необходимых документов для аттестационной комиссии.

Третий этап -проведение аттестации.

Заключение.

Таким образом, рассмотрев основные аспекты морально- психологической подготовки сотрудников ГПС и ее основные направления  можно сделать следующий вывод: Данная тема работы имеет большую практическую значимость так как, в формирование и развитие  каждого сотрудника ГПС морально-психологической подготовленности  является необходимой составной части их профессиональной подготовки, которая выражается  в  соответствии с моральным требованием, в наличии у них потребности и умении соразмерять и осуществлять свою деятельность по высоким моральным критериям.

Одной из целей психологической подготовки сотрудников ГПС является приобретение соответствующего психологического опыта, автоматизация на уровне подсознания действий, возникающих во время тушения пожаров, воспитание уверенности и решительности при руководстве тушением пожара.

Все это делает проблему формирования профессионально важных качеств у курсантов пожарного факультета более актуальной и значимой.

 

Библиография:

1.     Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. N 1309  «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» (с изменениями от 8 мая 2005 г.)

2.     Приказ МВД России от 17 мая 1994г. №94 «Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации».

3.     Приказ ГУГПС МВД России 09  ноября 1999 г. № 86 «Об утверждении нормативных актов по газодымозащитной службе Государственной противопожарной службы МВД России»

4.     Положение о порядке проведения аттестации сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора, на предмет соответствия их установленным квалификационным требованиям (с изменениями от 15 февраля 2005 г.), утвержденное приказом МЧС РФ от 16 января 2003 г. N 20

5.     Профессиография основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: Пособие/ М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков и др. – М.: ВНИИПО, 1998.

6.     Самсонов А.П. Методика изучения индивидуально-психологических особенностей личности пожарного. – Пермь, 1978.