№ заказа

№ 388.4

Вариант, тема

Дисциплина

МЧС

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Содержание

Введение. 3

Раздел 1 : Основные функции МЧС России. 4

Раздел 2: Функции территориального органа Министерства Российской Федерации. 10

Заключение. 15

Библиография: 16

Введение

МЧС - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войска гражданской обороны; Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Раздел 1 : Основные функции МЧС России.

Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 определены основные функции МЧС России в соответствии с которыми

Одной из главный функции МЧС России является разработка  и представление Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:

·  предложении по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

·  проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности в пределах своей компетенции;

·  проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования;

·  проект плана гражданской обороны Российской Федерации, а также предложения о порядке введения в действие плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

·  предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

·  предложения о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

·  проект положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

·  проект положения о Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

·  проект положения о надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России;

·  проект положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

·  проект плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;

·  запросы о выпуске материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (при согласовании запросов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выпуске материальных ценностей из государственного резерва для указанных целей);

·  предложения по организации реагирования при чрезвычайных ситуациях регионального, федерального и трансграничного характера, по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и другие

МЧС России принадлежит так же нормотворческая функции в соответствии с которой  МЧС разрабатывает и утверждает (устанавливает) нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; положения о территориальных органах МЧС России - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации; положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; положение о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке;

МЧС России так же определяет методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, классификации и учета чрезвычайных ситуаций, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; порядок разработки и представления деклараций безопасности потенциально опасных промышленных объектов в пределах своей компетенции; порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов; примерное положение о спасательных службах; положение об организации повседневной деятельности органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, а также положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты; положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время; инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

Ежегодно утверждает план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;  ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; правила аттестации руководящего состава по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

Одной из важных функции МЧС является  организация работы:

·              по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих чрезвычайных ситуациях;

·              предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

·              предупреждение и тушение пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;

·              планирование в установленном порядке действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

·              работу по участию МЧС России в разработке в установленном порядке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также обеспечение осуществления мероприятий в части, касающейся гражданской обороны, оперативного оборудования территорий;

·              работу по участию МЧС России в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;

·              разработку федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне;

·              деятельность пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, авиации и других сил МЧС России;

·              поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;

Для реализации выше названных функции МЧС осуществляет надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий; надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам;

Координацию деятельности и взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области гражданской обороны;

поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления, войск гражданской обороны и подразделений Государственной противопожарной службы;

текущее и перспективное планирование мобилизационного развертывания войск гражданской обороны и воинских частей Государственной противопожарной службы в военное время;

руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроль за созданием и деятельностью этих систем;

контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;

организационное и методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;

Раздел 2: Функции территориального органа Министерства Российской Федерации.

Территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) предназначается для осуществления задач и функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем территориальных органов МЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Каждый уровень МЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Основным органом управления, ответственным за функционирование сил и средств подсистем МЧС на территории региона, является соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организаций их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные функции Территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определены в положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 1 октября 2004 г. N 458, согласно которому его основные функции следующие:

Территориальный орган МЧС осуществляет разработку и представляет предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также другие документы; разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях регионального центра МЧС России, другие организационно-планирующие документы в пределах своей компетенции;

Территориальный орган МЧС организует прогнозирование чрезвычайных ситуаций в рамках системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального уровня, спасению и жизнеобеспечению людей при этих чрезвычайных ситуациях, обеспечивает поддержку ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, а также своевременное принятие управленческих решений при переходе этих чрезвычайных ситуаций на федеральный уровень;

Организует в установленном порядке работу по предупреждению пожаров, а также контроль за организацией тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации: деятельность подчиненных поисково-спасательных подразделений, авиации и других сил МЧС России; работу по совершенствованию деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;  организует в установленном порядке совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формирование и доставку грузов гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе и населению зарубежных стран;

Организует методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;

Материально-техническое обеспечение главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений, работу по учету и реализации высвобождаемого имущества, определяет потребность в материально-технических ресурсах, участвует в планировании и обеспечении воинских перевозок так же является функцией терретириального органа МЧС;

Так же осуществляет организацию учета аттестованных аварийно-спасательных служб, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров;

Организует взаимодействие сил и средств, привлекаемых для аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях и тушении пожаров; разработку и представление предложений по закупке и ремонту вооружения, военной и специальной техники, другого имущества, материальных и других средств;

Осуществляет контроль в следующих направлениях:

·        за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

·        за организацией надзорной деятельности главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

·        за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

·        за созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях;

При возникновении чрезвычайных ситуации главное значение является координация деятельности и взаимодействие соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области гражданской обороны, достижение данной цели так же входит в функции территориального органа МЧС

Территориальный орган МЧС так же осуществляет контроль и учет за представлением деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;

В целях своевременного предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности на объектах, подведомственных МЧС России, а также ликвидацию последствий террористических актов осуществляет необходимые меры;

Обеспечивает поддержание боевой готовности и готовности к применению регионального центра МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений, а также мобилизационное развертывание вновь формируемых соединений, воинских частей, подразделений войск гражданской обороны, воинских частей ГПС военного времени;

Участвует в организации подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях специалистов для войск гражданской обороны, ГПС, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других сил МЧС России;

Таким образом, функции территориального органа МЧС Росси  разнообразны и затрагивают практически все сферы жизнедеятельности населения.

Заключение

Рассмотрев в данной работе основные функции МЧС в заключении хочу отметить следующее: в настоящее время проблема предотвращения возникновения  катастроф,  смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества.  Данное обстоятельство обусловлено ежегодным ростом количества, масштабов катастроф, людских и материальных потерь, которое  несет  человечество,  что ставит под угрозу существование человечества.

Поэтому современное понимание  безопасности  граждан  значительно расширилось и включает надежное представление  необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Как показывает анализ, обеспечение безопасности в  ЧС  может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из  них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных  масштабов и тяжести последствий аварий, природных и  природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники  опасности.

Оградить население от  поражения  при  авариях,  катастрофах можно не только влияя на источники опасности, но и  путем  рационального размещения потенциально-опасных и  иных  производств,  а также путем четкой планировки и застройки городов и других  населенных пунктов.

На определенном уровне управления усилиями человека,  общины, государства, мирового сообщества можно  предотвратить  возникающие катастрофы или смягчить их  последствия,  осуществить  ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано  необходимое правовое поле в этой области.

Библиография:

  1. Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994  «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера»
  2. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868
  3. Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 1 октября 2004 г. N 458,
  4. Жинкина И.Ю. Стратегия безопасности России, проблемы формирования понятийного аппарата, М.: Российский научный фонд, 1995 г.