Содержание

Введение. 3

1.Человек, как элемент процесса управления. 4

1.1.Влияние руководителя. 4

1.2..Влияние среды.. 7

2.Управление группами. 9

2.1. Понятие группы. Виды. 9

2.2.Влияние на группы.. 10

2.3.Повышение эффективности групп. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

 Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей.  И организация, и руководители, и подчиненные ничто иное, как группы людей. Если руководство не призна­ёт, что каждый работник представляет собою личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. Руководство, вообще говоря, достигает целей организа­ции через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой модели управления.

Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управ­ление человеческой переменной очень сложно.

Как ведет себя человек в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. Нет в мире двух людей, у которых было бы одинаковое сочетание характеристик. Следовательно, число   потенциальных,  конкретных характеристик практически бесконечно, и веро­ятность, что два человека будут вести себя одинаково в одной и той же ситуации, практически равна нулю. Организация различными методами стремится создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к реализации её целей.

1.Человек, как элемент процесса управления.

1.1.Влияние руководителя.

 Областью, в которой люди различаются наиболее наглядно, явля­ются индивидуальные способности, присущие человеку качества. У одних людей больше способностей, чем у других, для работы, которая требуется в организации для выполнения задач и достижения ее целей. Эти различия в способностях частично объясняются наследственностью. Но обычно эти способности, в основном, приобретаются с опытом.

Организации почти всегда пытаются воспользоваться различиями в способностях при решении вопроса, какую должность и  работу будет выполнять конкретный работник. Отбор человека, который лучше других способен выполнять определенную работу, — это логичное средство увеличения выгоды от специализации. Можно предположить, что человек, отличающийся наибольшими способностями в конкрет­ной области, будет выполнять работу лучше других. Однако на практике на поведе­ние человека влияют и другие факторы, которые вынуждают человека вести себя не так, как можно было бы предположить, исходя из оценки его способностей. Это одна из причин, почему многие организации предпочитают расширять способности конк­ретного работника к выполнению специфической задачи путем соответствующего обучения, если другие характеристики подходят для новой работы. Способности, вероятно, относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям [1, с.99]

Предрасположенность — это имеющийся потенциал человека в отношении выпол­нения какой-либо конкретной работы. Предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту. Если руководитель не сможет правильно оценить предрасположенность человека к определенной работе, время и расходы, понесенные в связи с его обучением, будут потрачены впустую.

Потребность есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но это может долгое время не проявляться, пока не будут удовлет­ворены их базисные потребности. Если они не удовлетворены, человек бессознатель­но будет стремиться к их удовлетворению.

Наглядный пример поведения, которое определяется стремлением удовлетворить потребность, — это  поведение секретаря или менеджера, который выдает конфиденци­альную информацию, чтобы повысить свою значимость.

С точки зрения управления это означает, что организация должна стремиться создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к реализации целей организации [4, с. 115].

Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно, они решают, насколько вероятно или насколько нереально сверше­ние чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их сегодняшнее поведение. Например, если продавец ожидает, что еще 9 сделок в неделю увеличит объем реализации продукции на 15% и тем самым ему будет гарантирована премия, то, вероятно, он сделает еще несколько звонков потенциаль­ным покупателям. Однако, если продавец считает, что продукция настолько хороша или настолько плоха, что дополнительные торговые сделки не изменят результата, или что не предвидится вознаграждения за то, что он приложит к работе больше усилий, это может привести к тому, что во второй половине дня он уйдет с работы. Если люди не ожидают, что поведение, которого ждет от них организация, приведет к достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей, они, вероятно, не будут работать эффективно[1, с.100]

  Восприятие сильно влияет на ожидания и на все остальные аспекты поведения. Восприятие очень важно, потому что именно оно определяет, что такое «реальность» для конкретного индивидуума. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Не существует двух людей, которые могли бы воспринять что-то совершенно одинаково. Различия в восприятии одного и того же стимула иногда просто потрясают.

Восприятие определяет — испытывает ли человек потребность и каковы его ожидания в данной ситуации. То, что происходит в действительности, влияет на поведение только в той мере, в какой это воспринимается самим человеком. Так, если руководство хочет, чтобы работники стремились к достижению цели организации, оно не может ограничиваться созданием условий, поощряющих работников к этому. Руководство должно также сообщить работникам, что желаемое поведение приведет к удовлетворению их индивидуальных потребностей. До тех пор, пока работники не воспримут этого и не поверят руководству, они не будут вести себя соответствующим образом. Отрицательное восприятие руководства является одной из причин возник­новения серьезных трудностей при любых переменах, которые объективно и очевид­но полезны для работников.

Еще один аспект различий между людьми — это их отношение к чему-либо или социальные установки. Отношения форми­руют наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияют на поведение. Примером этого могут служить расовые или иные предрассудки. Люди, которые придерживаются точки зрения, что черные и женщины некомпетентны как работники и стоят на ступень ниже других, стремятся преувеличивать все ошибки, которые делают эти категории работников и не могут оценить и воспринять доказательства, что, в среднем, они столь же компетентны, как и все другие. Установка усваиваются под влиянием людей, с которыми мы чаще всего взаимодействуем.

Отношение к работе является важным фактором, определяющим, как люди буду реагировать на изменения условий и продолжительности работы, стимулировании труда.

Ценности, как и многие другие индивидуальные характеристики, приобретаются посредством обучения.

 В итоге, во многих организациях формируются личности, отражающие окрашенные индивидуальностью способы ведения бизнеса или конкретных дел. Например, некоторые служащие могут отказаться от перевода по службе, потому что стоимость жизни в новой местности неприемлема для их уровня жизни или из-за семейных обстоятельств. Руководители высшего звена могут понять и поддержать эти новые ценности или же могут стремиться сохранить более традиционные ценностные стан­дарты. [1,с.103]

1.2. Влияние среды

Личность проявляется через характеристики отдельно­го человека и его поведения, которые сгруппированы таким образом,  что отражают уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде.

Традиционно психологи описывали поведение отдельного человека с точки зре­ния отдельных свойств личности, таких как агрессивность, честность, уверенность в собственных силах, открытость или замкнутость, решительность или нерешитель­ность. До 70-х годов большинство психологов полагало, что эти черты являются постоянными во всех ситуациях, т.е. уверенный в себе человек всегда будет проявлять уверенность в поведении во всех ситуациях, а робкий человек всегда будет робким. Сегодня многие психологи утверждают, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Даже такие базисные черты личности, как честность и способность вызывать доверие, зависят от ситуации. Почти все честны в одних ситуациях и нечестны в других. В то время, как личностные характеристики и внешнее окружение, действуя совместно, определяют поведение личности, ситуация имеет все же большее влияние на это поведение, чем свойства личности.

Эти выводы указывают на важность создания такой окружающей обстановки на работе, которая бы поддер­живала тип поведения, желательный для организации. Однако результаты этих исследований не следует толковать так, что будто бы свойства и черты личности вовсе не важны.

Руководители должны совершенствовать свои способности, на­правлять поведение работников таким образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт. Торговая организация, например, должна использовать психологические тесты, интервью и оценку предыдущего опыта для отбора людей с наибольшими способно­стями и одаренностью к торговле, а также наиболее авторитетных. Если организация стремится, чтобы ее продавцы были весьма напористы и конкурентоспособны, но вели бы себя честно с покупателями, они должны стимулировать материально и морально именно эти качества и наказывать нечестность. Человек, который характеризуется высокими амбициями, самоуверенностью и решительностью, вероятно, добьется относительно малого в среде, где мало поддерживают инициативу и вводят всякого рода ограничения в работе. Самые важные аспекты окружающей среды — группы и управлен­ческое лидерство.

Группы могут оказывать влияние на поведение конкретных людей. Признание эффекта воздействия группы на поведение человека на рабочем месте часто рассматривается как начало поведенче­ской школы в управлении. Группы формируются спонтанно. И конечно, сама организация и, ее подразделения по определению тоже являются группами.

Чем в большей степени человек ценит свою принадлежность к группе, тем в большей степени его поведение будет совпадать с групповыми нормами.

Групповые нормы могут способствовать или противодействовать достижению формальных целей организации. Групповая норма поведения, которая мешает достижению организационных целей, состоит в том, чтобы считать всякого, кто производит больше запланирован­ного количества, «выскочкой» [1,с.105].

2.Управление группами.

2.1. Понятие группы. Виды

Человек нуждается в общении с себе подобными и по-видимому получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в  непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически  осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. По определению Марвина Шоу, «группа — это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом» [1,с. 436].

Группы, созданные по воле руководства называются формальными, чьими первейшими функциями в целом является выполнение конкретных задач и определенных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты. Эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение.

Формальная организация создается по воле руководства. Но как толь­ко она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют не­формальную организацию.

Неформальная организация — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определен­ной цели. Неформальная группа — это сеть неформаль­ных отношений. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Нефор­мальная  организация  является спонтанной реакцией на неудовлетворен­ные индивидуальные потребности.

Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организа­ции возникают в результате социального взаимодействия.

2.2.Влияние на группы

Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающих эффективному управлению группами и неформальными организациями, — это изначально невысокое мнение о них руководителей. Некоторые руководители упрямо продолжают считать, что неформальная организация—это результат неэффективного управления. Возникновение неформальных организаций явление естественное и весьма распространенное, — они есть в каждой организации. Подобно другим факторам, действующим в области управления, они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменты.

Действительно, некоторые неформальные группы могут вести себя непродуктивно, так, что это будет мешать достижению формальных целей. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством. Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение  начальства к этой группе. Правильно или нет, но члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так, как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым.

Такие случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций. Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организация, предан­ность группе может перейти в преданность организации. Многое люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании.

 Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. На­пример, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные ка­налы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

Не находя способов эффективною взаимодействия с неформальными организа­циями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться. Даже если руковод­ство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.

Сегодняшние теоретики считают, что нефор­мальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей, предлагают решить этот вопрос следующим образом:

1.      Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничто­жение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию.

2.      Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп.

3.Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешите группе участвовать в принятии решений.

5   Быстро выдавайте точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов [1,с.447].

2.3.Повышение эффективности групп

Командные группы и комитеты представляют собой намеренно созданный компонент формальной организации, Как и всей организации в целом, добиться эффективности функционирования, группам требуется планирование, организация, мотивация и контроль деятельности. Рассмотрим функционирование малых групп.

Группа сможет более или менее эффективно идти к достижению с целей в зависимости от влияния следующих факторов: размер, става, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов.

 Формальная группа должна быть сравнительно небольшой. По мнению Ральфа К. Дэвиса, идеальная группа должна состоять из 3-9 человек. Группы, которые насчитывают от 5 до 11 членов, обычно принимают более точные решения, чем те, которые выходят за пределы этой численности. Исследования также показали, что в группах из 5 человек ее члены обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группе большего или меньшего размера , т.к. в группах из 2 или 3 человек ее члены могут быть обеспокоены тем, что персональная ответственность за принимаемые решения слишком очевидна. С другой стороны, в группах, состоящих из более, чем 5 человек, ее члены могут испытывать затруднение, робость в высказывании своего мнения перед другими.

В общем, по мере увеличения размера группы, общение между ее членами усложняется, и становится более трудным достижение согласия. Увеличение размера группы также усиливает тенденцию к неформальному разделению групп на подгруппы, что может привести к появлению несогласующихся целей [1,с.448].

Важной причиной вынесения вопроса на решение группы является использование различных позиций для нахождения оптимального решения. Поэтому неудивительно, что на базе иссле­дований рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем если бы члены группы имели схожие точки зрения.  Некоторые люди обращают больше внимания на важные детали проектов и проблем, а другие хотят взглянуть на картину в целом, некоторые хотят подойти к проблеме с системных позиций и рассмотреть взаимосвязь различных аспектов.

 В трудовых коллективах нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них.

С позиций организации можно сказать, что нормы могут иметь положительный и отрицательный характер.

Один из исследователей провел классификацию групповых норм: 1) гордость за организацию; 2) достижение целей; 3) прибыльность; 4) коллективный труд; 5) планирование; б) контроль; 7) профессиональная подготовка кадров; 8) нововве­дения; 9) отношения с заказчиком; 10) защита честности [1,с.449].

  Руководителям следу­ет выносить свои суждения о нормах группы с осторожностью. Например, может показаться, что группа руководителей низового звена, которые считают правиль­ным всегда соглашаться с начальством, проявляют высокую степень лояльности. Однако, на самом деле такая норма приведет к подавлению очень выигрышных для организации инициатив и мнений. Подобное подавление важной информации чревато снижением эффективности решений.

Сплоченность группы — это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той и другой согласуются между собой. У высокосплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении, недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в несплоченных группах.  Но если цели группы и всей организации не согласу­ются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительно­сти труда во всей организации.

Руководство может найти возможность увеличить положительный эффект  спло­ченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобаль­ные цели группы, а также даст возможность каждому ее члену увидеть его или ее вклад в достижение этих целей. Руководство может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения актуальных проблем.

Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие  .

Это тенденция подавления отдельной личностью  своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Чтобы сохранить у группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше  не высказывать своего мнения.

Различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может также привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта.

Статус той или иной личности в группе может определяться рядом факторов, включая такие как старшинство в  должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, таланты, информированность и накопленный опыт. Чтобы эффективно функционировать, группе придется прилагать совместные усилия ради обеспечения того, чтобы мнения членов, имеющих более высокий статус, не доминировали в ней.

Собрание группы, где хотят извлечь пользу из различия точек зрения, может быть успешным только при условии, что на нём не появится единомыслие. Чтобы уменьшить вероятность проявления единомыслия, председательствующий должен: внушить членам группы, что они могут свободно сообщить любую информацию; назначить одного члена группы на роль «адвоката дьявола»- человека, защищающего явно неправое дело; суметь выслушать различные точки зрения и критику так же спокойно, как и конструктивные комментарии; отделить усилия по генерированию идей от их оценки: сначала соберите все предложения, а потом уж обсудите плюсы и минусы каждого из них. Если на собрании присутствуют подчинённые, выслушайте сначала их идеи [1,с.451].

Заключение

Руководители занимаются вопросами поведения людей как отдельных личностей, как групп и как людей, выступающих в качестве лидеров. Аспектами индивидуального поведения, которые имеют наибольшее значение для руководства, являются способности, одарённость, отношения, потребности, ценности, ожидания и восприятие. Среда, которую создаёт руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Следовательно, руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации.

 Люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, помощь, защиту и общение. Существуют два типа групп - формальные и неформальные. Чтобы справиться с проблемами и овладеть выгодами неформальной организации, руководство должно признать группу и работать с ней, разрешать неформальным  организациям участвовать в принятии решений и гасить слухи путём предоставления официальной информации. 

Факторы, влияющие на эффективность малых формальных групп: размер, состав, групповые нормы, сплочённость, степень конфликтности, статус и функциональные роли членов группы. Самая эффективная группа та, чей размер соответствует её задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение ролей ,и, имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

Список литературы

1.Мескон.М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело ЛТД», 1994 – 702с.

2.Дафт Р.Л. Менеджмент.- СПб: Питер, 2003.- 832с.

3.      Анташов В.А., Уварова Г.В. Экономический советник менеджера; Уч. -пр. пособие: Мн. «Финансы, учёт, аудит», 1996 – 320с.

4.      Мескон.М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело , 1998 – 800с.

5.      Колесник М. М. Менеджмент; конспект лекций, 2000г.