Министерство образования Российской Федерации
Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
Контрольная работа
по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
Тема 5
2005
Содержание
Введение…………………………….………………………………………………3
I. Теоретическая часть………………………………………………………….7
1. Общее понятие о химически опасных объектах....................................7
2. Предупреждение последствий аварий на химических объектах..........9
3. Механизм воздействия химических веществ на человека и защита человека от химических веществ..............................................................15
4. Пожарная безопасность на химических объектах. Огнетушащие вещества и способы тушения пожаров....................................................19
5. Доврачебная помощь ..............................................................................23
II. Аналитическая часть………….…………………………….………….……26
III. Мероприятия по улучшению производственной обстановки и окружающей среды...................................................................................30
Заключение………………………………………………………..………………..33
Список литературы………………….………………………..….………………35
Приложение………………………………….……………………..……………….36
Введение
Стремительные темпы научно-технического прогресса, характерные в целом для XX в., способствовали не только повышению производительности труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала мирового сообщества, но и привели к возрастанию риска крупных аварий и катастроф с серьезными последствиями для человечества и окружающей среды.
По данным ООН, только за последние 30 лет урон от техногенных аварий возрос более чем втрое; привел к значительным человеческим потерям, нанес огромный ущерб среде обитания, и эта тенденция, к сожалению, сохраняется.
Химическая опасность в соответствии с ГОСТ Р22.0.05-94 представляет собой составную часть техногенной опасности, реализуемой в виде поражающих воздействий химической чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при ее возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.
Сегодня в мире происходят тысячи химических аварий при производстве, хранении, транспортировке аварийно химически опасных веществ.
Если говорить о масштабности возможных последствий химических аварий, это дает основание говорить об актуальности проблем их предупреждения и ликвидации, защиты персонала и населения. Происшествия на химических предприятиях и при транспортировке по железным и шоссейным дорогам представляют опасность для персонала и населения, прежде всего именно из-за физических и токсикологических последствий, связанных с возможной утечкой, а также вследствие пожаров, взрывов и других аварий.
Прогностические оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности химических аварий в ближайшем будущем будет сохраняться. Для этого есть целый ряд предпосылок:
- рост сложных производств с применением новых технологий, которые требуют высокой концентрации энергии и опасных веществ;
- крупные структурные изменения в экономике страны, приведшие к остановке ряда производств, нарушению хозяйственных связей и сбоям в технологических цепочках;
- высокий и все прогрессирующий износ основных производственных фондов, достигающих на ряде предприятий 80-100%;
- падение технологической и производственной дисциплины, уровня квалификации технического персонала;
- накопление отходов производства, опасных для окружающей среды;
- снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов;
- высокая концентрация населения, проживающего вблизи потенциально опасных промышленных объектов;
- отсутствие или недостаточный уровень предупреждающих мероприятий, способных уменьшить масштабы последствий химических аварий и снизить риск их возникновения;
- недостаточная законодательная и нормативная база;
- неизбежное увеличение объема химического производства, переход к работе с полной нагрузкой крупнейших химических комплексов страны, увеличение объема перевозок и хранения АХОВ;
- стремление иностранных государств и фирм к инвестированию вредных производств на территории России;
- возрастание вероятности терроризма на химически опасных производствах.
Большую опасность для населения и окружающей среды начинают представлять огромные площади, занятые под отвалами промышленных отходов и городских свалок, а также загрязнения воздушного и водного бассейнов в результате нарушений технологий, неисправности очистных систем и аварий. Определенную опасность несет и т. н. трансграничный фактор загрязнения окружающей среды в виде "кислотных" дождей, а также риска попадания токсичных продуктов в случае крупных аварий на опасных объектах с сопредельных территорий.
Рост крупных предприятий, особенно в период экстенсивного развития промышленности и энергетики, включая и т. н. объекты "большой химии"; сосредоточение значительных объемов химически опасных производств, продуктов и технологий на сравнительно небольшом пространстве, наряду с усложнением процессов и одновременно угрожающе высоким износом основных производственных фондов; низкой производственной и технологической дисциплиной, а также уровнем ответственности новых собственников за их состояние, характерных для современной России, резко увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций, ведет к росту травматизма и профзаболеваний, несет угрозу безопасности жизнедеятельности не только производственного персонала, но и населения.
Относительно новой опасностью для России является риск инициированных чрезвычайных ситуаций, в т. ч. и т. н. "технологического" терроризма на объектах жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, а также объектах повышенной экологической опасности, включая химически опасные объекты.
По расчетам экспертов, затраты на предупреждение аварий во много раз меньше по сравнению с величиной ущерба, к которому они приводят в случае возникновения. Поэтому во всем мире вопросам безопасности химических производств придается очень большое значение.
В этой связи привлечение внимания к проблемам химической безопасности, выделение их в отдельный блок для целей анализа, выявления источников риска, разработки и принятия на системном уровне необходимых мер, направленных на их снижение с учетом потенциальной опасности многих продуктов и технологий представляется оправданным и актуальным.
I. Теоретическая часть
1. Общее понятие о химически опасных объектах
Химически опасными объектами называют объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использующие в технологическом процессе аварийно - химические опасные вещества (АХОВ). К химически опасным объектам относятся:
- предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности;
- предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладогента используется аммиак;
- водоочистные и другие очистные сооружения, использующие в качестве дезинфицирующего вещества хлор;
- железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильнодействующих ядовитых веществ;
- железнодорожные станции выгрузки и погрузки сильнодействующими ядовитыми веществами;
- склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Только на территории Российской Федерации находится более 2500 химически опасных объектов, производящих или использующих АХОВ. Запасы АХОВ в России составляют более 1 млн. тонн. В случае их выброса в зоне заражения могут оказаться около 65 млн. человек. По данным информационного центра МЧС, на территории РФ за последние 10 лет произошло 123 крупные аварии, связанные с производством, транспортировкой, хранением и применением АХОВ; в результате погибло или пострадало более 16000 человек.
В городе Стерлитамаке республики Башкортостан крупными химически опасными объектами считаются предприятия: ЗАО «Каустик», АО «Каучук», АО «Сода», ПО «Авангард», ЗАО «СНХЗ», в г. Салавате - «Салаватнефтеоргсинтез», в г. Ишимбае - «Нефтеперерабатывающий завод» и др. [4, с. 84].
Попадание АХОВ в окружающую среду может произойти при производственных и транспортных авариях на химически опасных объектах, при стихийных бедствиях. К основным опасностям химических производств относят крупномасштабные пожары, взрывы и токсические выбросы.
Причинами аварий на производстве, использующем химические вещества, чаще всего бывают:
· нарушение правил транспортировки и хранения;
· несоблюдение правил техники безопасности;
· выход из строя агрегатов, механизмов, трубопроводов;
· неисправность средств транспортировки;
· разгерметизация емкостей хранения;
· превышение нормативных запасов.
В результате аварий или катастроф на ХОО возникает очаг химического заражения (ОX3). В очаге химического заражения, или зоне химического заражения (3X3), различают 2 территории: территория, подвергающаяся непосредственному воздействию химического вещества, и территория, над которой распространяется зараженное облако.
2. Предупреждение последствий аварий на химических объектах
Предупреждение последствий чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организация такой работы в масштабах страны проводится в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (Постановление Правительства РФ № 1098 от 29.09.1999 г.).
Мероприятия по предупреждению и локализации возможных аварий на химически опасных объектах носят как организационный, так и инженерно-технический характер и направлены на выявление и устранение причин аварий, максимальное снижение возможных разрушений и потерь, а также на создание условий для своевременного проведения локализации и ликвидации возможных последствий аварии. Как правило, они отражаются в Плане защиты химического объекта. В разделах Плана отражаются следующие вопросы:
В разделе Организационных мероприятий:
1. характеристика объекта, его цехов и участков;
2. оценка возможной обстановки на объекте в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;
3. организация, выявление и оценка обстановки на объекте при повседневном функционировании и при чрезвычайных обстоятельствах;
4. организация и порядок ведения химической разведки и химического контроля; прогнозирование зон химического заражения;
5. организация оповещения персонала и населения в случае возникновения аварийных ситуаций;
6. укрытие персонала в защитных сооружениях;
7. организация экстренной эвакуации (отселения людей) из опасных зон заражения;
8. порядок обеспечения и использования средств индивидуальной защиты и медицинской защиты при повседневной деятельности и в аварийной ситуации, порядок и сроки их накопления и хранения;
9. оцепление очага поражения и порядок оказания медицинской помощи пострадавшим, привлекаемые силы и средства.
10. организация управления силами и средствами в чрезвычайных ситуациях - организация транспортного, энергетического, материально-технического обеспечения работ по ликвидации последствий аварий; порядок и сроки представления донесений о возникновении аварий и ликвидации их последствий.
В разделе инженерно-технических мероприятий отражаются мероприятия по предупреждению разлива СДЯВ, усилению конструкций емкостей и коммуникаций со СДЯВ, оборудованию и устройству систем предотвращающих утечку СДЯВ в случае аварии, автоматизации технологических процессов со СДЯВ и т. п.
С учетом скорости поступления СДЯВ в окружающую среду при авариях и катастрофах временной фактор в организации и осуществлении химического контроля имеет первостепенное значение. С этой целью еще в период нормального функционирования ХОО выполняют следующие мероприятия:
а) устанавливают стационарные химические датчики в цехах на территории объекта, в санитарно-защитной зоне объекта и в населенных пунктах, расположенных вблизи объекта;
б) создают автоматизированную систему контроля химического заражения и оповещение персонала объекта и населения в потенциальной зоне чрезвычайно опасного заражения;
в) осуществляют периодический контроль концентрации СДЯВ в производственных помещениях объекта и вне их силами отделений контроля за окружающей средой лабораторий объекта, стационарными и подвижными средствами гидрометеослужбы и санэпидемстанций.
В качестве профилактических мероприятий по защите персонала и населения на случай возникновения аварии проводятся:
1) комплексное обследование состояния уровня безопасности ХОО и защиты;
2) организация повседневного химического контроля в районе расположения ХОО.
На объектах народного хозяйства мероприятиями противохимической защиты руководит начальник штаба Гражданской Обороны. Непосредственным проведением мероприятий на объектах занимаются специальные службы ГО. В штабах ГОЧС всех степеней от района (города) и до республики включительно, где имеется угроза поражения населения СДЯВ, разрабатывается План защиты населения от СДЯВ, в котором отражаются:
1) организация оповещения (информации) об аварии и ее последствиях;
2) способы и средства выявления и контроля химической обстановки;
3) обеспечение временной эвакуации (отселения) населения из опасной зоны;
4) укрытие персонала и населения в защитных сооружениях;
5) порядок доступа и перемещения людей в зонах заражения;
6) использование СИЗ и медицинской защиты, порядок их накопления, хранения и выдачи;
7) осуществление медицинских мероприятий соответствующего уровня;
8) проведение спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий аварии.
Предупреждение последствий аварий на химических объектах во многом определяется и правильной организацией и своевременным проведением аварийно-спасательных работ при авариях на химически опасных объектах. Требования организации и проведения работ при авариях на химически опасных объектах устанавливает Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.8.05-99.
В частности, в соответствии с вышеуказанным стандартом:
- аварийно - спасательные работы должны начинаться немедленно после принятия решения на проведение неотложных работ; должны проводиться с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, соответствующих характеру химической обстановки, непрерывно днем и ночью в любую погоду с соблюдением соответствующего обстановке режима деятельности спасателей до полного завершения работ;
- осуществляется оказание медицинской помощи пораженным, эвакуация пораженных в медицинские пункты;
- осуществляется локализация, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия возникающих при аварии поражающих факторов.
Предварительно проводится разведка аварийного объекта и зоны заражения, масштабов и границ зоны заражения, уточнения состояния аварийного объекта, определения типа ЧС. Главными задачами химической разведки являются:
- уточнение наличия и концентрации отравляющих веществ на объекте работ, границ и динамики изменения химического заражения;
- получение необходимых данных для организации аварийно-спасательных работ и мер безопасности населения и сил, ведущих АСР;
- постоянное наблюдение за изменением химической обстановки в зоне ЧС, своевременное предупреждение о резком изменении обстановки.
Химическая разведка аварийного объекта и зоны заражения ведется путем осмотра, с помощью приборов химической разведки, а также наблюдением за обстановкой и направлением ветра в приземном слое.
Одновременно в зоне заражения ведутся поисково-спасательные работы. Поиск пострадавших проводится путем сплошного визуального обследования территории, зданий, сооружений, цехов, транспортных средств и других мест, где могли находиться люди в момент аварии, а также путем опроса очевидцев и с помощью специальных приборов в случае разрушений и завалов.
При спасении пострадавших учитывается характер, тяжесть поражения, место нахождения пострадавшего. В соответствии с ГОСТ Р 22.8.05-99 осуществляются мероприятия:
- деблокирование пострадавших, находящихся под завалами разрушенных зданий и технологических систем, а также в поврежденных блокированных помещениях;
- экстренное прекращение воздействия ОХВ на организм путем применения средств индивидуальной защиты и эвакуации из зоны заражения;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
- эвакуация пораженных в медицинские пункты и учреждения для оказания врачебной помощи и дальнейшего лечения.
Одним из важнейших мероприятий является локализация чрезвычайной ситуации и очага поражения. Локализацию, подавление или снижение до минимального уровня воздействия возникших при аварии на ХОО поражающих факторов в зависимости от типа ЧС, наличия необходимых технических средств и нейтрализующих веществ осуществляют следующими способами:
- прекращением выбросов ОХВ способами, соответствующими характеру аварии;
- постановкой жидкостных завес (водяных или нейтрализующих растворов) в направлении движения облака ОХВ; созданием восходящих тепловых потоков в направлении движения облака ОХВ;
- рассеиванием и смещением облака ОХВ газовоздушным потоком;
- ограничением площади пролива и интенсивности испарения ОХВ сбором (откачкой) ОХВ в резервные емкости;
- охлаждение пролива ОХВ твердой углекислотой или нейтрализующими веществами;
- засыпкой пролива сыпучими веществами;
- загущением пролива специальными составами с последующими нейтрализацией и вывозом.
Таковы основные направления в решении вопросов промышленной химической безопасности - области деятельности по предотвращению аварий на ХОО и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных такими авариями. Главная цель основных направлений - обеспечение безопасности людей и химически опасного объекта в сфере производства.
3. Механизм воздействия химических веществ на человека и защита человека от химических веществ
Вредные химические вещества способны проникать в организм человека тремя путями: через органы дыхания, пищеварения, кожу. Все АОХВ делят на быстродействующие и медленнодействующие.
Согласно ГОСТ вредные вещества разделяют на общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию.
Общетоксические химически вещества (углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота и ее соли, соли ртути, хлорированные углеводороды, оксид углерода) вызывают расстройства нервной системы, мышечные судороги, нарушают структуру ферментов, влияют на кроветворные органы, взаимодействуют с гемоглобином.
Раздражающие вещества (хлор, аммиак, диоксид серы, туманы кислот, оксиды азота и др.) воздействуют на слизистые оболочки, верхние и глубокие дыхательные пути.
Сенсибилизирующие вещества (органические азокрасители, диметиламиноазобензол и другие антибиотики) повышают чувствительность организма к химическим веществам, а в производственных условиях приводят к аллергическим заболеваниям.
Канцерогенные вещества (асбест, нитроазосоединения, ароматические амины и др.) вызывают развитие всех видов раковых заболеваний. Этот процесс может быть отдален от момента воздействия вещества на годы и даже десятилетия.
Мутагенные вещества (этиленамин, окись этилена, хлорированные углеводороды, соединения свинца и ртути и др.) оказывают воздействие на неполовые (соматические) клетки, входящие в состав всех органов и тканей человека, а также на половые клетки (гаметы). Воздействие мутагенных веществ на соматические клетки вызывают изменения в генотипе человека, контактирующего с этими веществами. Они обнаруживаются в отдаленном периоде жизни и проявляются в преждевременном старении, повышении общей заболеваемости, злокачественных новообразований. При воздействии на половые клетки мутагенное влияние сказывается на последующее поколение.
Химические вещества, влияющие на репродуктивную функцию человека (борная кислота, аммиак, многие химические вещества в больших количествах), вызывают возникновение врожденных пороков развития и отклонений от нормальной структуры у потомства, влияют на развитие плода в матке и послеродовое развитие и здоровье потомства.
Основные методы защиты от вредных веществ на химически опасных предприятиях заключаются:
1. В исключении или снижении поступления вредных веществ в рабочую зону и в определенную среду;
2. в применении технологических процессов, исключающих образование вредных веществ (замена пламенного нагрева электрическим, герметизация, применение экобиозащитной техники).
Один из способов защиты человека от воздействия вредных веществ является нормирование, или установление ПДК - предельно - допустимой концентрации, которая при ежедневной работе в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или нарушений здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Различают максимально разовые (воздействующие в течение 20 минут), среднесменные и среднесуточные ПДК. Для веществ с неустановленными ПДК временно вводятся ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), которые должны пересматриваться через 3 года с учетом накопленных данных или заменяться ПДК. При этом используется:
1) ПДК рабочей зоны (рабочая зона - пространство, ограниченное предприятием сверху).
ПДК рабочей зоны – концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов при другой продолжительности (не больше 41 часа в неделю) в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.
2) ПДК для атмосферного воздуха селитебной зоны (ПДК средняя суточная).
К основным способам защиты населения от химически опасных веществ в чрезвычайных ситуациях относятся:
1) Индивидуальные средства защиты
.
1) Средства защиты органов дыхания
2) Средства защиты кожи
3) Средства профилактики и экстренной помощи
2) Укрытие людей в защитных сооружениях.
3) Рассредоточение и эвакуация.
Мероприятия по защите населения регламентированы государственным стандартом Р.22.3.03-94 «Безопасность в ЧС. Защита населения».
Эффективность использования средств защиты в условиях чрезвычайных ситуаций определяется их постоянной технической готовностью к применению, а также высокой степенью обученности персонала объекта и населения. Первым мероприятием в системе защиты персонала и населения в аварийной ситуации принято считать прогнозирование аварийной химической обстановки и оповещение людей об опасности поражения. Вторым по степени важности мероприятием является использование средств и способов индивидуальной и коллективной защиты. В качестве обеспечивающего защиту мероприятия выступает химическая разведка и химический контроль.
4. Пожарная безопасность на химических объектах. Огнетушащие вещества и способы тушения пожаров
Пожарная и взрывная безопасность - это система организационных и технических средств, направленная на профилактику и ликвидацию пожаров и взрывов.
Пожары на промышленных предприятиях представляют большую опасность для людей и причиняют огромный материальный ущерб. Вопросы обеспечения пожарной и взрывной безопасности имеют государственное значение.
Основными причинами пожаров на производстве являются нарушение технологического режима работы оборудования, неисправность электрооборудования, плохая подготовка оборудования к ремонту, самовозгорание различных материалов и др. Для предотвращения пожаров и взрывов необходимо исключить возможность образования горючей и взрывоопасной среды и предотвратить появление в этой среде источников зажигания.
При проектировании промышленных предприятий учитывают требования пожарной безопасности. Необходимо, чтобы используемые строительные конструкции обладали требуемой огнестойкостью, т. е. способностью сохранять под действием высоких температур пожара свои рабочие функции, связанные с огнепреграждающей, теплоизолирующей или несущей способностью.
Огнепреграждающая способность строительных конструкций характеризует их стойкость к образованию трещин или сквозных отверстий, через которые проникают продукты горения или пламя.
Теплоизолирующая способность конструкции зависит от их способности к прогреву.
Потеря несущей способности строительной конструкции характеризуется ее обрушением или прогибом.
Количественно огнестойкость строительных конструкций характеризуют пределом огнестойкости, т. е. временем, по истечении которого строительная конструкция теряет несущую или ограждающую способность.
Для повышения огнестойкости зданий и сооружений их металлические конструкции оштукатуривают или облицовывают материалами с низкой теплопроводностью; специальными огнезащитными красками; антипиренами.
Существенное значение имеет зонирование территорий, которое заключается в группировании на территории предприятий, цехов и участков с повышенной пожарной опасностью в определенных местах (с подветренной стороны). Учитывают рельеф местности (например, склады и резервуары с горючим располагают в низких местах).
Для того чтобы огонь при пожаре не распространялся с одного здания на другое, их располагают на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние называют противопожарным разрывом.
Для защиты от пожара в зданиях устраивают противопожарные преграды, т. е. конструкции с нормируемым пределом огнестойкости, препятствующие распространению огня из одной части здания в другую (стены, перегородки, перекрытия, двери, ворота, окна и др.).
При проектировании и строительстве предусматривают пути, ведущие к эвакуационному выходу на случай возникновения пожара.
Основные способы тушения пожаров.
Для тушения пожара используют следующие средства:
1) разбавление воздуха негорючими газами до таких концентраций кислорода, при которых горение прекращается;
2) охлаждение очага горения ниже определенной температуры (температуры горения);
3) механический срыв пламени струей жидкости или газа;
4) снижение скорости химической реакции, протекающей в пламени;
5) создание условий огнепреграждения, при которых пламя распространяется через узкие каналы.
Огнегасительными называют вещества, которые при введении в зону сгорания прекращают горение. Основные огнегасящие вещества и материалы — это вода и водяной пар, химическая и воздушно-механическая пены, водные растворы солей, негорючие газы, галоидоуглеводородные огнегасительные составы и сухие огнетушащие порошки.
Наиболее распространенным веществом, применяемым для тушения пожара, является вода. Она снижает температуру очага горения. Водяной пар (из 1 литра воды образуется около 1700 л пара) препятствует доступу кислорода к горящему веществу. Вода, подаваемая к очагу горения под большим давлением, механически сбивает пламя, что облегчает тушение пожара. Воду не применяют для тушения щелочных металлов (натрия, калия), карбида кальция, а также легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, плотность которых меньше плотности воды (бензин, керосин, ацетон, спирты, масла и др.), так как они всплывают на поверхность воды и продолжают гореть на поверхности. Вода хорошо проводит электрический ток, поэтому ее не используют для тушения электроустановок, находящихся под напряжением (это приводит к короткому замыканию).
Водяной пар можно применять для тушения ряда твердых, жидких и газообразных веществ. Наибольший эффект от применения водяного пара достигается в помещениях, объем которых не превышает 500 м3, а также при пожарах, возникших на небольших открытых площадках.
Химические и воздушно-механические пены применяют для тушения твердых и жидких веществ, не взаимодействующих с водой. Воздушно-механическая пена пригодна для тушения некоторых ЛВЖ и ГЖ (спиртов, ацетона, эфиров и др.). При тушении пожаров химической пеной покрывают горящие вещества, препятствуя тем самым поступлению горючих газов и паров к очагу горения.
Применение инертных и негорючих газов (аргон, азот, галоидированные углеводороды и др.) основано на разбавлении воздуха и снижении в нем концентрации кислорода до значений, при которых горение прекращается. Углекислый газ (диоксид углерода) используется для тушения горящих складов ЛВЖ, аккумуляторных станций, электрооборудования, печей и др. Его нельзя применять для тушения щелочных и щелочноземельных металлов, тлеющих материалов и некоторых других. Для тушения этих материалов лучше применять аргон, а в некоторых случаях и азот. Высокими огнегасительными свойствами обладают и галоидированные углеводороды (хладоны, бромистый этил и др.).
К числу жидких огнегасительных веществ относятся водные растворы некоторых солей, например, бикарбоната натрия, хлористого кальция, хлористого аммония, аммиачно-фосфорных солей и др. Их действие при тушении пожара основано на образовании на поверхности горящего материала изолирующих пленок, возникающих при испарении из растворов солей воды. Эти пленки препятствуют проникновению кислорода к поверхности горящего материала. Кроме того, на испарение воды затрачивается значительное количество теплоты, что приводит к понижению температуры очага горения. При разложении некоторых солей в результате горения в воздухе выделяются негорючие газы, снижающие концентрацию кислорода.
Порошковые огнегасительные составы препятствуют поступлению кислорода к поверхности горящего материала. Их используют для тушения небольших количеств различных горючих веществ и материалов, при тушении которых нельзя применять другие огнесительные средства. Примером этих материалов могут служить хлориды калия и натрия, порошки на основе карбонатов и бикарбонатов натрия и калия.
5. Доврачебная помощь
Отличительной особенностью аварии на ХОО с выбросом СДЯВ является то, что при высоких концентрациях химических веществ поражение людей может происходить в короткие сроки. Поэтому решающее значение в этих условиях имеет оперативность (быстрота) выполнения мероприятий по защите населения.
Нормы поведения и действия работающего персонала и населения, а также приемы медицинской помощи при авариях с выбросом СДЯВ обуславливаются, прежде всего, токсичными свойствами последнего.
Доврачебная помощь пораженным химически опасными веществами должна оказываться на месте поражения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.02. При этом необходимо:
-обеспечить быстрое прекращение воздействия АОХВ на организм путем удаления капель вещества с открытых поверхностей тела, промывания глаз и слизистых;
-восстановить функционирование важных систем организма путем простейших мероприятий (восстановление проходимости дыхательных путей, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца);
-наложить повязки на раны и иммобилизовать поврежденные конечности;
-эвакуировать пораженных к месту оказания первой врачебной помощи и последующего лечения.
Признаки отравления человека аммиаком: сильный кашель, удушье, раздражение слизистых оболочек, сердцебиение, затрудненное дыхание.
Если у человека наблюдаются признаки отравления аммиаком, необходимо:
- вынести его на свежий воздух;
- освободить от стесняющей дыхание одежды;
- дать увлажненный кислород;
- нельзя делать искусственное дыхание;
- дать теплую воду с содой;
- слизистые оболочки, кожу промыть водой или 2%-м раствором борной кислоты;
- при попадании аммиака в желудок - вызов искусственной рвоты;
- при попадании аммиака в глаза - промывка их водой;
- при обширных ожогах - введение обезболивающих средств и перевязка.
Признаки отравления хлором: резкая боль в груди, кашель, резь в глазах, нарушение координации, при тяжелых отравлениях - кровавая мокрота.
Если у человека наблюдаются признаки отравления хлором, необходимо:
- вынести его на свежий воздух;
- освободить от стесняющей дыхание одежды;
- дать увлажненный кислород. При отсутствии дыхания необходимо проводить искусственную вентиляцию легких;
- дать вдыхать нашатырный спирт;
- промывка кожи и слизистых оболочек 2% содовым раствором;
- в холодное время - отогревание и обеспечение полного покоя.
Признаки отравления окисью углерода (угарным газом): головные боли, головокружение, тошнота, рвота, мышечная слабость, затрудненное дыхание.
Если у человека наблюдаются признаки отравления окисью углерода, необходимо:
- пострадавшему надеть противогаз с гапколитовым патроном;
- вынести его на свежий воздух;
- дать вдыхать нашатырный спирт;
- наложить на голову и грудь холодный компресс;
- по возможности дать вдохнуть увлажненный кислород;
- при необходимости сделать искусственное дыхание.
Основными мерами защиты персонала и населения при авариях на ХОО являются:
- использование индивидуальных средств защиты и убежищ с режимом изоляции;
- применение средств обработки кожных покровов;
- соблюдение режимов поведения (защиты) на зараженной территории;
- эвакуация людей из зоны заражения, возникшей при аварии;
- санитарная обработка людей, дегазация одежды, территории, сооружений, транспорта, техники и имущества.
II. Аналитическая часть
26.06.1998 произошла авария на предприятии ОАО "Оренбургнефть".
При капитальном ремонте скважины N 931 Росташинского нефтяного месторождения, с использованием подъемного оборудования КВ-500 ("Кардвелл") во время подъема насосно-компрессорных труб, с установкой их за палец, разрушился шарнирный узел крепления рабочей (откидной) площадки люльки верхового рабочего, которая упала вместе с находившимся в ней помощником бурильщика 4-го разряда, последний от полученных травм скончался в районной больнице. При падении площадки тяжело травмирован помощник бурильщика 5-го разряда.
Техническая причина аварии - разрушение шарниров крепления откидной площадки люльки верхового рабочего (изготовление шарниров и ремонт площадки выполнены неспециализированной организацией, не имеющей на это право, отсутствует лицензия).
Организационные причины - не контролировалось техническое состояние площадки люльки верхового рабочего обслуживающим персоналом и ответственными лицами, безопасное производство работ (работа на высоте без предохранительного пояса), не осуществлялся комиссионно пуск в эксплуатацию смонтированной съемной площадки люльки верхового рабочего после ее изготовления и ремонта.
12.09.1998 на элеваторе ОАО "Донское пиво" в Ростове-на-Дону (Ростовское управление) произошел взрыв пылевоздушной смеси в нориях (транспортный механизм для вертикального перемещения сыпучего продукта) рабочей башни элеватора. Были разрушены отдельные норийные трубы, кожух головки нории, оконное остекление в надсилосном этаже и на всех этажах рабочей башни, частично кровля рабочей башни и ограждающие конструкции стен из профилированных металлических листов. Тяжело травмирован несовершеннолетний работник монтажной бригады.
Техническая причина аварии - нории не были оборудованы взрыворазрядными устройствами.
Организационные причины - низкий уровень производственной дисциплины на предприятии, выразившийся в отсутствии надлежащего контроля за взрывоопасными работами, выполняемыми работниками сторонней организации; нарушение положения о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России; нарушение Инструкции по организации безопасного проведения огневых работ в зданиях и сооружениях взрывопожароопасных производств и объектов по хранению и переработке зерна.
20.09.1998 в ОАО "Газсервис" (колхоз "Дружба", Белебеевский р-н р-ки Башкортостан) во время сельскохозяйственных работ плугом поврежден газопровод высокого давления. Отключено от газоснабжения 27 домов.
Причины аварии: нарушение строительных норм и правил при прокладке газопроводов строительной организацией; неправильная глубина заложения газопровода.
02.09.1998 в ОАО "Выборгский молочный комбинат" на испарительном конденсаторе аммиачной холодильной установки была обнаружена незначительная утечка аммиака через образовавшуюся трещину в металле, затем произошли самопроизвольное увеличение трещины и истечение аммиака. Аммиачная холодильная установка была остановлена, а персонал выведен в безопасную зону.
Причина аварии: коррозионный износ металла одной из труб конденсирующей системы испарительного конденсатора.
25.03.1998 в АО "Московский НПЗ" на установке первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 (комбинированная установка атмосферно-вакуумной перегонки нефти с предварительным ее обессоливанием и вторичной перегонкой бензина) произошла авария II категории. Разгерметизация трубопровода привела к истечению гудрона температурой 350°С и его самовоспламенению при контакте со шлаковатой изоляции трубопровода. Пожаром была охвачена территория площадью 300 м. В результате пожара на трубопроводах полностью обгорела теплоизоляция, деформированы металлические монорельсы кранов-балок, балки первого яруса технологических трубопроводов, металлические колонны, эстакады трубопроводов. Ущерб от аварии составил 165 302 руб.
Причина аварии: коррозионно-эрозионный износ трубопровода гудрона, на котором образовалась трещина длиной 42,6 мм, шириной 12,0 мм.
14.01.1998 на шахте "Авангард" ОАО "Приморскуголь" в разрезной печи пласта П-26 участка N 2 в результате вспышки и выгорания метана произошла авария I категории с групповым несчастным случаем, при этом были травмированы 4 чел., один из них - смертельно.
Причины аварии: накопление метана в разрезной печи до опасной концентрации из-за нарушения проветривания (плохое состояние вентиляционного трубопровода, неоднократные остановки вентилятора местного проветривания из-за отсутствия зазоров для проезда электровозов на откаточном штреке пласта П-26 гор. 224 м, отставание вентиляционного трубопровода от забоя на 20 м);
неисправность аппаратуры автоматического контроля воздуха и блокировка вентилятора местного проветривания; неудовлетворительный контроль ВТБ и руководителей шахты за состоянием рудничной атмосферы. Возможный источник воспламенения метановоздушной смеси - открытый огонь при использовании газовой зажигалки для прикуривания сигарет. Материальный ущерб в связи с групповым несчастным случаем составил 15 тыс. руб.
02.12.2002 в комбикормовом цехе (кормоцехе) ОАО "Ак Барс-Пестрецы" Республики Татарстан (Управление Приволжского округа) взорвалась пылевоздушная смесь. Полностью разрушилась лестничная клетка, соединяющая надсилосный и подсилосный этажи силосного корпуса, частично - ограждающие конструкции силосного корпуса и других объектов кормоцеха. Пострадал работник, находившийся в производственном помещении.
Причина аварии - грубейшие нарушения правил взрывобезопасности (эксплуатация неисправного оборудования, отсутствие технических средств взрывопредупреждения, негерметичность технологического и транспортного оборудования, чрезмерная запыленность производственных помещений кормоцеха).
III. Мероприятия по улучшению производственной обстановки и окружающей среды
Химической опасности должна быть противопоставлена система мероприятий по обеспечению химической безопасности.
Под химической безопасностью понимается состояние защищенности персонала, населения, объектов экономики и инфраструктуры, а также окружающей среды от химической опасности в любом ее проявлении, при котором предотвращаются, преодолеваются или предельно снижаются негативные последствия потенциального возникновения такой опасности.
Наиболее рациональным путем реального снижения риска химического поражения персонала производственных объектов, населения и окружающей среды является строгое соблюдение порядка введения в обращение новых химически опасных продуктов и технологий, проектирования и создания соответствующих производств, неукоснительное соблюдение технологических регламентов, включая требования безопасности, которые, в свою очередь, должны гарантированно обеспечивать заданный научно обоснованный уровень безопасности с учетом современных знаний, технических, технологических и экономических возможностей, а также критериев безопасности, в соответствии с принятыми в установленном порядке нормативно-правовыми актами (стандартами, нормами, нормативами, правилами и т. д.).
В этой плоскости лежит обучение персонала, его обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, социальная защищенность, включая оплату труда, система страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и другие меры при контроле со стороны государства и общественности.
Важнейшим элементом обеспечения химической безопасности в производственной сфере является осуществляемая в настоящее время и масштабная работа по аттестации рабочих мест по условиям труда, выработка мер по их приведению в соответствие с действующим в РФ порядком и нормативной базой, включая обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Параллельно с мероприятиями по снижению риска острых химических интоксикаций и профзаболеваний химической природы в рамках мероприятий по безопасности труда должна реализовываться и система мер по предотвращению инцидентов аварийного характера на таких объектах.
Отдельным направлением обеспечения химической безопасности являются меры по снижению риска использования химически опасных продуктов, включая химическое оружие и его компоненты в вооруженных конфликтах и террористических акциях.
В целом химическая безопасность, представляя сложную проблему, состоящую из множества разноуровневых элементов с многочисленными и многофакторными связями, должна решаться в рамках государственного регулирования с учетом всех составляющих системы химической безопасности и рассматриваться как неотъемлемая часть национальной безопасности, основы обеспечения устойчивого функционирования и развития государства.
Требуется повышение надежности и безопасности на всей цепочке "проектирование - изготовление - эксплуатация". Общий подход к обеспечению безопасности при разработке технических объектов может быть представлен в виде следующей последовательности: проект - удаление - защита - предостережение - тренировка. При обнаружении возможных опасностей проектировщик обязан устранить или резко уменьшить вероятность их реализации. При невозможности полного обеспечения безопасности жизнедеятельности, т.е. в случае имеющегося остаточного риска - объективной предпосылки производственных аварий, проектировщик обязан обеспечить удаление человека из опасной зоны (дистанционное управление, применение роботов) или опасных факторов из рабочей зоны (токсических веществ, излучений и т.д.). При невозможности решения проблемы указанными способами необходима разработка соответствующих систем защиты и сигнализации об опасности (предостережение). Последним элементом обеспечения безопасности жизнедеятельности являются обучение и тренировка работника, овладение навыками безопасной работы.
Необходимо совершенствовать специфические для каждой опасности мероприятия и средства по снижению вероятности ее реализации и уменьшению, наносимого ей ущерба.
В рамках области научно-технического прогресса необходимо выделить следующие основные направления исследований.
I. Определение критических условий возникновения детонации в потенциально опасных средах в природе и технике.
II. Определение критических условий распространения горения в природных и техногенных материалах.
III. Разработка превентивных методов предотвращения, локализации и подавления возгорания и взрыва.
IV. Создание базы данных для расчета горения и детонации индивидуальных веществ и смесей.
V. Прогнозирование поражающего и экологического воздействия крупных пожаров и взрывов.
VI. Контроль эмиссии токсичных выбросов при горении и взрыве.
Заключение
Предупреждение последствий чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Мероприятия по предупреждению и локализации возможных аварий на химически опасных объектах носят как организационный, так и инженерно-технический характер и направлены на выявление и устранение причин аварий, максимальное снижение возможных разрушений и потерь, на создание условий для своевременного проведения локализации и ликвидации возможных последствий аварии.
Предупреждение последствий аварий на химических объектах во многом определяется и правильной организацией и своевременным проведением аварийно-спасательных работ при авариях на химически опасных объектах.
Основные методы защиты от вредных веществ на химически опасных предприятиях заключаются в исключении или снижении поступления вредных веществ в рабочую зону и в определенную среду; в применении технологических процессов, исключающих образование вредных веществ.
Доврачебная помощь пораженным химически опасными веществами должна оказываться на месте поражения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.02.
Химической опасности должна быть противопоставлена система мероприятий по обеспечению химической безопасности.
Наиболее рациональным путем реального снижения риска химического поражения персонала производственных объектов, населения и окружающей среды является строгое соблюдение порядка введения в обращение новых химически опасных продуктов и технологий, проектирования и создания соответствующих производств, неукоснительное соблюдение технологических регламентов, включая требования безопасности
Важнейшим элементом обеспечения химической безопасности в производственной сфере является осуществляемая в настоящее время и масштабная работа по аттестации рабочих мест
Отдельным направлением обеспечения химической безопасности являются меры по снижению риска использования химически опасных продуктов, включая химическое оружие и его компоненты в вооруженных конфликтах и террористических акциях.
Необходимо совершенствовать специфические для каждой опасности мероприятия и средства по снижению вероятности ее реализации и уменьшению, наносимого ей ущерба.
Список литературы
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Муравья. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ Под ред. проф. О.П. Белова. - М.: Высшая школа, 2000.
3. В. С. Медведева, Л. И. Билинкис. Охрана труда и противопожарная защита в химической промышленности: Учебник для техникумов. – М., Хиимя, 1982.
4. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. – РнД.: Феникс, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сравнительный анализ роста числа аварий
в 2002 г. и в 2001 г. в химической и нефтехимической промышленности
Виды аварий |
Число аварий |
||
2001 г. |
2002 г. |
+/- |
|
Взрыв |
7 |
6 |
-1 |
Выброс опасных веществ |
4 |
4 |
0 |
Разрушение зданий, сооружений, технических устройств |
1 |
6 |
+5 |
Пожар |
5 |
6 |
+1 |
Всего |
17 |
22 |
-5 |
Динамика аварийности и травматизма
в химической и нефтехимической промышленности
в сопоставлении с объемом производства продукции
Год |
Общий объем производства, млн.т |
Число аварий |
Количество смертельно травмированных, чел. |
Удельный показатель аварийности, аварий/млн.т |
Удельный показатель смертельного травматизма, чел/млн.т |
1995 |
9,7 |
22 |
14 |
2,27 |
1,44 |
1996 |
13,1 |
16 |
7 |
1,22 |
0,534 |
1997 |
13,9 |
20 |
17 |
1,44 |
1,22 |
1998 |
13,5 |
20 |
9 |
1,48 |
0,66 |
1999 |
14,9 |
18 |
10 |
1,21 |
0,671 |
2000 |
15,42 |
18 |
14 |
1,167 |
0,908 |
2001 |
16,22 |
10 |
14 |
1,622 |
0,863 |
2002 |
20,41 |
12 |
11 |
0,588 |
0,539 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Соотношение числа аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в химической и нефтехимической промышленности
по субъектам Российской Федерации
Субъект Российской Федерации |
Число аварий |
Травмировано смертельно, чел. |
||||
2001 г. |
2002 г. |
(+/-) |
2001 г. |
2002 г. |
(+/-) |
|
Центральный федеральный округ |
||||||
Белгородская область |
3 |
0 |
-3 |
0 |
5 |
+5 |
Брянская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Владимирская область |
3 |
0 |
-3 |
7 |
3 |
-4 |
Воронежская область |
1 |
5 |
+4 |
3 |
3 |
0 |
г. Москва |
7 |
4 |
-3 |
13 |
14 |
+1 |
Ивановская область |
1 |
0 |
-1 |
2 |
2 |
0 |
Калужская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
+2 |
Костромская область |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
-2 |
Курская область |
1 |
0 |
-1 |
4 |
0 |
-4 |
Липецкая область |
1 |
1 |
0 |
6 |
3 |
-3 |
Московская область |
7 |
3 |
-4 |
9 |
8 |
-1 |
Орловская область |
0 |
1 |
+1 |
0 |
1 |
+1 |
Рязанская область |
0 |
1 |
+1 |
0 |
1 |
+1 |
Смоленская область |
1 |
0 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
Тамбовская область |
2 |
3 |
+1 |
1 |
0 |
-1 |
Тверская область |
4 |
3 |
-1 |
0 |
1 |
+1 |
Тульская область |
1 |
2 |
+1 |
5 |
4 |
-1 |
Ярославская область |
3 |
5 |
+2 |
0 |
0 |
0 |
Итого по округу |
36 |
29 |
-7 |
52 |
47 |
-5 |
Северо-Западный федеральный округ |
||||||
Архангельская область |
2 |
1 |
-1 |
3 |
3 |
0 |
Вологодская область |
4 |
2 |
-2 |
2 |
3 |
+1 |
г. Санкт-Петербург |
5 |
2 |
-3 |
7 |
6 |
-1 |
Калининградская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
+1 |
Ленинградская область |
0 |
4 |
+4 |
5 |
3 |
-2 |
Мурманская область |
0 |
0 |
0 |
3 |
6 |
+3 |
Ненецкий АО |
0 |
1 |
+1 |
1 |
0 |
-1 |
Новгородская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
+1 |
Псковская область |
2 |
0 |
-2 |
1 |
0 |
-1 |
Республика Карелия |
2 |
0 |
-2 |
0 |
4 |
+4 |
Республика Коми |
8 |
8 |
0 |
17 |
17 |
0 |
Итого по округу |
23 |
18 |
-5 |
40 |
45 |
+5 |
Приволжский федеральный округ |
||||||
Республика Башкортостан |
8 |
8 |
0 |
12 |
11 |
-1 |
Кировская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
-1 |
Коми-Пермяцкий АО |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Марий Эл |
1 |
0 |
-1 |
1 |
0 |
-1 |
Республика Мордовия |
1 |
0 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
Нижегородская область |
7 |
4 |
-3 |
8 |
7 |
-1 |
Оренбургская область |
9 |
5 |
-4 |
15 |
6 |
-9 |
Пензенская область |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
+1 |
Пермская область |
8 |
10 |
+2 |
8 |
6 |
-2 |
Самарская область |
5 |
2 |
-3 |
7 |
4 |
-3 |
Саратовская область |
0 |
4 |
+4 |
5 |
8 |
+3 |
Республика Татарстан |
6 |
8 |
+2 |
10 |
6 |
-4 |
Удмуртская Республика |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Ульяновская область |
0 |
2 |
+2 |
2 |
0 |
-2 |
Чувашская республика - Чувашия |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
+1 |
Итого по округу |
48 |
46 |
-2 |
72 |
53 |
-19 |
Уральский федеральный округ |
||||||
Курганская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
-2 |
Свердловская область |
11 |
12 |
+1 |
25 |
27 |
+2 |
Тюменская область |
9 |
8 |
-1 |
10 |
3 |
-7 |
Ханты-Мансийский АО |
7 |
10 |
+3 |
9 |
6 |
-3 |
Челябинская область |
10 |
0 |
-10 |
13 |
14 |
+1 |
Ямало-Ненецкий АО |
3 |
3 |
0 |
1 |
5 |
+4 |
Итого по округу |
40 |
33 |
-7 |
60 |
55 |
-5 |
Сибирский федеральный округ |
||||||
Агинский Бурятский АО |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Алтай |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Алтайский край |
1 |
2 |
+1 |
1 |
2 |
+1 |
Республика Бурятия |
0 |
0 |
0 |
11 |
6 |
-5 |
Иркутская область |
6 |
7 |
+1 |
8 |
7 |
-1 |
Кемеровская область |
19 |
13 |
-6 |
70 |
48 |
-22 |
Красноярский край |
6 |
4 |
-2 |
13 |
9 |
-4 |
Новосибирская область |
1 |
2 |
+1 |
2 |
3 |
+1 |
Омская область |
1 |
4 |
+3 |
0 |
4 |
+4 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО |
3 |
1 |
-2 |
8 |
2 |
-6 |
Томская область |
3 |
2 |
-1 |
4 |
2 |
-2 |
Республика Тыва |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Усть-Ордынский Бурятский АО |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
+1 |
Республика Хакасия |
2 |
1 |
-1 |
2 |
2 |
0 |
Читинская область |
5 |
2 |
-3 |
7 |
3 |
-4 |
Эвенкийский АО |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого по округу |
47 |
38 |
-9 |
126 |
89 |
-37 |
Дальневосточный федеральный округ |
||||||
Амурская область |
1 |
1 |
0 |
5 |
2 |
-3 |
Еврейская автономная область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Камчатская область |
1 |
0 |
-1 |
0 |
1 |
+1 |
Корякский АО |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Магаданская область |
0 |
0 |
0 |
6 |
4 |
-2 |
Приморский край |
4 |
4 |
0 |
7 |
10 |
+3 |
Республика Саха (Якутия) |
2 |
2 |
0 |
7 |
6 |
-1 |
Сахалинская область |
3 |
3 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Хабаровский край |
1 |
3 |
+2 |
9 |
7 |
-2 |
Чукотский АО |
0 |
2 |
+2 |
4 |
7 |
+3 |
Итого по округу |
12 |
15 |
+3 |
39 |
38 |
-1 |
Южный федеральный округ |
||||||
Республика Адыгея (Адыгея) |
1 |
0 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
Астраханская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
-2 |
Волгоградская область |
1 |
2 |
+1 |
3 |
4 |
+1 |
Республика Дагестан |
3 |
2 |
-1 |
4 |
1 |
-3 |
Республика Ингушетия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кабардино-Балкарская республика |
2 |
1 |
-1 |
2 |
2 |
0 |
Республика Калмыкия |
1 |
0 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Краснодарский край |
12 |
11 |
-1 |
5 |
3 |
-2 |
Ростовская область |
9 |
6 |
-3 |
19 |
14 |
-5 |
Республика Северная Осетия - Алания |
2 |
1 |
-1 |
1 |
5 |
+4 |
Ставропольский край |
4 |
5 |
+1 |
2 |
4 |
+2 |
Чеченская Республика |
2 |
0 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
Итого по округу |
37 |
28 |
-9 |
39 |
34 |
-5 |
Всего |
243 |
207 |
-36 |
428 |
361 |
-67 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обобщенные причины аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности в 2002 году
№п/п |
Основные причины |
Доля установленных причин, % |
|||
аварий |
травм |
||||
2001 |
2002 |
2001 |
2002 |
||
1. Технические причины |
|||||
1.1 |
Неудовлетворительное состояние технических устройств, зданий, сооружений, в том числе: |
13,5 |
14,7 |
6,8 |
7,4 |
1.1.1 |
Неудовлетворительное техническое состояние зданий и сооружений |
3,0 |
2,5 |
1,1 |
0,6 |
1.1.2 |
Неисправность технических устройств (оборудования) |
8,5 |
8,9 |
4,4 |
4,4 |
1.1.3 |
Неисправность или отсутствие средств противоаварийной защиты, сигнализации или связи |
2,0 |
3,3 |
1,3 |
2,4 |
1.2 |
Несовершенство технологии или конструктивные недостатки, в том числе: |
12,5 |
13,4 |
9,4 |
7,4 |
1.2.1 |
Недостаточная изученность технологических процессов |
2,2 |
3,4 |
1,5 |
0,9 |
1.2.2 |
Несоответствие проектных решений условиям производства работ |
3,6 |
3,6 |
2,7 |
2,1 |
1.2.3 |
Конструктивное несовершенство зданий и сооружений |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
1.2.4 |
Конструктивное несовершенство технических устройств (оборудования) |
3,8 |
3,1 |
1,9 |
1,2 |
1.2.5 |
Отсутствие средств противоаварийной защиты, сигнализации или связи |
0,9 |
1,8 |
2,7 |
2,0 |
1.2.6 |
Конструктивное несовершенство средств противоаварийной защиты, сигнализации или связи |
1,2 |
1,1 |
0,0 |
0,1 |
1.2.7 |
Отсутствие автоматизации опасных операций, механизации трудоемких работ |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,7 |
1.3 |
Нарушение технологии производства работ, в том числе: |
23,2 |
17,0 |
15,6 |
15,8 |
1.3.1 |
Отступление от требований проектной (технологической) документации |
11,6 |
10,7 |
9,0 |
9,9 |
1.3.2 |
Нарушение регламента обслуживания технических устройств |
4,7 |
2,5 |
2,8 |
2,5 |
1.3.3 |
Нарушение регламента ремонтных работ |
4,1 |
2,1 |
1,7 |
2,0 |
1.3.4 |
Неэффективность контроля качества сырья, оборудования или материалов |
1,6 |
0,2 |
0,6 |
0,2 |
1.3.5 |
Использование в технических устройствах конструкционных материалов или частей, не соответствующих проекту |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
1,2 |
Всего установленных технических причин: |
49,2 |
45,1 |
31,8 |
30,6 |
|
2. Организационные причины |
|||||
2.1 |
Неправильная организация производства работ |
11,3 |
11,2 |
15,1 |
16,1 |
2.2 |
Неэффективность производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности |
14,1 |
14,2 |
16,1 |
18,2 |
2.3 |
Умышленное отключение средств защиты, сигнализации или связи |
0,3 |
2,8 |
0,6 |
1,6 |
2.4 |
Низкий уровень знаний требований промышленной безопасности |
5,8 |
5,9 |
8,1 |
8,2 |
2.5 |
Нарушение производственной дисциплины, неосторожные действия исполнителей работ |
13,0 |
13,2 |
21,9 |
21,9 |
2.6 |
Несовершенство технических требований |
1,1 |
3,3 |
1,7 |
1,1 |
Всего установленных организационных причин: |
45,6 |
50,6 |
63,5 |
67,1 |
|
3. Прочие причины |
|||||
3.1 |
Умышленная порча (вывод из строя) технических устройств, в том числе: |
0,9 |
1,3 |
1,1 |
0 |
3.1.1 |
В целях хищения |
0,9 |
1,3 |
1,1 |
0 |
3.2 |
Алкогольное или наркотическое опьянение исполнителей работ |
1,1 |
1,3 |
3,5 |
2,2 |
3.3 |
Внешнее воздействие, в том числе: |
3,2 |
1,7 |
0,1 |
0,1 |
3.3.1 |
Последствия аварий на других объектах |
0,2 |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
3.3.2 |
Внезапное прекращение подачи энергоресурсов |
0 |
0,2 |
0 |
0 |
3.3.3 |
Стихийные явления природного происхождения |
2,8 |
0,7 |
0 |
0 |
3.3.4 |
Террористические акции |
0,2 |
0,3 |
0 |
0 |
Всего установленных прочих причин: |
5,2 |
4,3 |
4,7 |
2,3 |