Быстрова И.В.

Оборонно-промышленный комплекс России: опыт и проблемы экономического реформирования

К середине 60-х годов в СССР сформировался оборонно-промышленный комплекс (ОПК) в виде так называемой "девятки" оборонно-промышленных министерств, которые в совокупности с 10 министерствами-смежниками и под руководством Военно-промышленной комиссии при Президиуме Совета министров, составляли основу всей социально-экономической системы СССР. По данным на конец 80-х годов, предприятия ОПК производили 20-25 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны, поглощая львиную долю материальных и людских ресурсов. В "оборонке" были сосредоточены лучшие научно-технические разработки и кадры: до 3/4 всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) производилось в сфере ОПК. Предприятия оборонного комплекса производили большую часть гражданской продукции: 90 % телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50 % пылесосов, мотоциклов, электроплит. Около 1/3 населения страны проживало в зоне размещения предприятий ОПК1. Все это, вместе с тем, приводило к чрезмерному раздуванию зоны "непроизводительных" расходов на разработку и создание вооружений, в ущерб сфере потребления.

С развалом СССР ОПК вступил в полосу глубокого кризиса. С начала 90-х годов он утратил качества "суперструктуры" и приобрел характер лоббистской группы, которая пыталась защитить интересы военных и оборонного сектора в промышленности в политическом руководстве новой России. Задачи реформ в данной области заключались в приведении размеров ОПК в соответствие реальному экономическому потенциалу и интересам безопасности страны, а на практике вылились в сокращение численности Вооруженных Сил и оборонных расходов и провозглашение необходимости конверсии военного производства.

Эти задачи должны были решаться в условиях резкого ухудшения экономической ситуации в России. Россия унаследовала 85 % военного потенциала, но всего лишь 60 % валового национального продукта (ВНП) бывшего СССР. К середине 1997 г., когда в стране реально начали осуществляться военная реформа, ВНП Российской Федерации составил только 25 % советского ВНП, но страна продолжала сохранять от 35 до 40 % Советской армии и флота2.

С конца 80-х годов руководством страны стали предприниматься попытки конверсии оборонного производства. В этом процессе сами руководители "оборонки" выделяют несколько этапов. Первый этап (1989 - третий квартал 1990 г.) был связан с диверсификацией производства оборонных предприятий, главным направлением которой стал выпуск продукции гражданского назначения для пищевой и легкой промышленности. Однако из 400 предприятий оборонного комплекса, вовлеченных в этот процесс, реально перепрофилировались только 5-6 предприятий.

Второй этап (третий квартал 1990 - третий квартал 1991 г.) определялся принятием Государственной программы конверсии оборонной промышленности на период до 1995 г. Главная цель программы состояла в сохранении производственного потенциала оборонных предприятий и использовании в гражданском производстве передовых технологий, созданных для выпуска вооружений. Число конверсируемых предприятий превысило 600. Однако результаты выполнения программы оказались неудачными:

из планировавшихся 120 новых видов продукции в производство реально поступили только 23, причем только 5 из них соответствовали международным стандартам.

Третий этап (четвертый квартал 1991 г. - первая половина 1993 г.) развернулся на фоне распада СССР и экономического кризиса. Для него было характерно резкое сокращение финансирования оборонной промышленности из госбюджета, заметное снижение объемов производства и прибыльности оборонных предприятий.

Четвертый этап (вторая половина 1993 г. -1995 гг.) формально был связан с принятием новой государственной программы конверсии в России. Однако эта программа на деле оказалась декларативной, она не была должным образом профинансирована.

Пятый этап конверсии, продолжающийся и в наше время, оказался связанным с деконверсией. В тяжелых финансово-экономических условиях многие руководители оборонных предприятий осознали необходимость и выгоду развития производства вооружений на экспорт. Более того, это направление было возведено в ранг государственной политики.

С начала 90-х годов ОПК вместе с российским обществом вступил в полосу затяжного экономического и политического кризиса. Резкое сокращение ассигнований привело к деградации большинства оборонных предприятий, вымыванию квалифицированных кадров в другие сферы деятельности (бизнес, отъезд за границу и т.д.). По оценкам Министерства экономики России, в 1991-1995 гг. из оборонной промышленности ушло 2,5 млн. работников3. Военная продукция оборонной промышленности сократилась в 1997 г. по сравнению с 1991 почти на 90%. В бедственном финансовом положении оказались и Вооруженные Силы.

С середины 1997 г. в стране начала реально осуществляться военная реформа, которая носила комплексный характер, включая не только Вооруженные силы страны, но и ОПК, административно-государственный аппарат управления военно-промышленным сектором. Важнейшими направлениями реформы стало сокращение численного состава Вооруженных сил (первоначально планировалась цифра 1 млн. человек, в 2000 г. была поставлена задача снижения до уровня 800-900 тыс. личного состава), увеличение ресурсообеспеченности российского военного ведомства (отношение бюджетных ассигнований к общей численности "силовых ведомств"); развитие системы гражданского контроля над военными (главным шагом в этом направлении стало разделение функций Министерства обороны и Генштаба и назначение министром обороны гражданского лица).

С сокращением обычного военного потенциала Россия стала делать ставку на ядерное сдерживание как главное средство обеспечения национальной безопасности в международных отношениях эпохи после окончания холодной войны. В новой доктрине национальной безопасности был отвергнут прежний принцип неприменения первым ядерного оружия. Согласно международным соглашениям, Россия уже ликвидировала около 50% своего ядерного арсенала. Однако в стране еще остаются многие тысячи ядерных боеголовок.

Относительно высокий уровень боеготовности сохранили Ракетные войска стратегического назначения, которые не обходятся стране слишком дорого: на них расходуется только 8% военного расходов военного бюджета России.

На практике военная реформа, программа которой разбита на 3 стадии, уже осуществляется. На настоящем этапе главное внимание уделяется, наряду со значительными реорганизациями и сокращением численности, сохранению военного потенциала страны на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

С 1999 г. военно-промышленная политика России изменилась в направлении роста финансирования ОПК, консолидации и повышения конкурентоспособности экспорта вооружений и военной техники. Для выработки военно-промышленной политики при правительстве РФ 22 июня 1999 г. была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам. Произведена реорганизация системы управления ОПК России: создано 5 федеральных агентств оборонной промышленности (Российское авиационно-космическое агентство, агентства по обычным вооружениям, по боеприпасам, но судостроению, по системам управления). Эти органы были наделены контрольными и лицензионными полномочиями в отношении всех государственных предприятий и организаций в соответствующих отраслях, а также наблюдают за некоторыми аспектами деятельности акционерных обществ в этих отраслях. Эта организационная система охватывает 1674 предприятия4.

При проведении программы конверсии оборонной промышленности упор делается на развитие передовых технологий двойного назначения, с концентрацией средств и ресурсов на наиболее развитых и конкурентноспособных предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК), при сокращении их общей численности с 1700 до 670. К числу приоритетных направлений развития вооружений относятся создание оборудования для управления боевыми действиями, разведки, связи и навигации, производство высокоточного оружия и развитие "комплекса ядерного сдерживания".

Важнейшим направлением развития ОПК является, как уже отмечено выше, рост производства вооружений на экспорт. Объем российского экспорта вооружений составил в 1998 г. - 2 млрд. долларов, в 1999 г. - 3,5 млрд., в 2000 г. - около 4 млрд. Это направление является одним из перспективных источников развития экономики страны, и прежде всего самого российского ОПК.

В целом резкое изменение геополитической ситуации в мире способствует возвращению военного фактора как в систему международных отношений, так и в экономические структуры ведущих стран. Национальные интересы России и ее новая роль в системе международной безопасности диктуют необходимость восстановления, качественного обновления и развития ее военного потенциала.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Залещанский Б. Реструктуризация предприятий ВПК: от консерватизма к адекватности // Человек и труд. 1998. № 2. С, 80-83.

2 См: Rogov S. Military Reform and the Defense Budget of the Russian Federation. Alexandria, 1997

3 См.: Кузык 5., Новичков Н. и др. Россия на мировом рынке оружия М 2001. С. 52.

4 Ежегодник СИПРИ 2000. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М., 2001. С. 348-349.