Начало формы

 

Конец формы

Исследование рынка оборудования для производства напитков, минеральной воды и соков

По оценкам различных экспертов одним из наиболее привлекательных рынков для осуществления инвестиционных вложений, который характеризуется быстрыми сроками окупаемости и высокой доходностью, в настоящее время является производство безалкогольных напитков, к которым относят три группы:

  1. Соки и нектары (100% и 50%содержанием сока)
  2. Лимонады и сокосодержащие напитки (до 25% содержания сока)
  3. Минеральная вода, питьевая вода и т.д.

Необходимо отметить, что высокая привлекательность этого рынка не является характерным отличием российской экономики. По оценкам инжиниринговой компании "SCHAECO & Со" одним из интенсивно развивающимся рынком Европы последние 50 лет был рынок соков. Только в Германии объем потребления сока на душу населения вырос в 40 раз: с 1,9 л/в год в 1950 до 44,3 л в 2000 году, а динамика роста оборотов компаний - производителей лимонадов и минеральной воды имела четко выраженные тенденции к увеличению: только в Германии за период с 1975 года по 2000 они возросли с 3,3 до 10,7 Млрд. Дм.

(На рис 1 представлены данные потребления на душу населения соков странами Европы и Америки)

Рис 1.

В г. Новосибирске рынок напитков характеризуется высокой степенью приверженности покупателей данному продукту. Исследования показывают, что минеральную воду потребляют более, чем 90 % жителей города разного возраста, дохода и социального положения, а напитки и соки более 50 % . (Рис 2) . (Данные исследования мнений частных потребителей газированных напитков и минеральной воды, проведенного "Группой компаний Мамонов" – ООО "Инстра" осенью 2000 г.)

Количество покупателей напитков

Рис.2

Особенности технологии производства соков, лимонадов и минеральной воды объясняют те различия в структурном формировании рынка, которые можно наблюдать в Европе. Только на рынке соков Германии работает около 320 различных производителей, общий объем продаж которых составляет 5,7 миллиардов Дм. При этом оборот 7 компаний составляет 3,1 Млрд Дм, 5 компаний - 751 мио ДМ, а остальных 310 - 1,4 Млрд. ДМ. В отличие от рынка соков, на рынке минеральной воды и лимонадов действуют крупные производители, которые имеют высокотехнологичное оборудование с высокой степенью автоматизации, при этом их количество не на много превышает 110 предприятий по всей Европе.

Хотя перед нами не стоит задача подробного рассмотрения технологических вопросов производства соков и напитков, на наш взгляд целесообразно остановиться на отдельных аспектах этой проблемы.

Большая часть фирм производит сок из концентрата. Однако некоторые соки, например яблочный, готовятся из свежих фруктов. При этом технологическая цепочка производства соков из свежих фруктов состоит из пресса и оборудования для холодного или горячего розлива (температура розлива определяет срок хранения сока).

Основной тип упаковки, который используется производителями соков – это картонные упаковки типа Tetra – Pack. Хотя разработаны специальные многоразовые стеклянные бутылки для розлива в них соков и налажена система их сбора и вторичного использования, такой тип упаковки значительно увеличивает себестоимость продукции.

Можно выделить две технологии формирования картонной упаковки. Первая технология, которая требует больших начальных капиталовложений, это формирование упаковки из так называемого рулона. Она используется при формировании Tetrabrik фирмы Tetra – Pack. Вторая технология, которую используют большинство производители оборудования – это формование пакета из высечки: способ, который позволяет значительно снизить начальные вложения в оборудование.

Производство минеральной воды и газированных напитков осуществляется с использованием одинакового технологического оборудования, за исключением отдельных элементов, связанных с особенностями проведения определенных этапов производства, например, водоподготовки.

Однако, в настоящее время заметна тенденция увеличения производства минеральной воды с различными добавками, что позволит значительно расширить ту целевую группу, которая сейчас является основным ее потребителем. На рис.4 показаны предпочтения потребителей относительно тех добавок, которые они хотят видеть в минеральной воде. Производство такого типа воды требует, в основе своей, стандартных линий по производству минеральной воды, но с добавлением оборудования, позволяющим вносить добавки.

Отношение покупателей к наличию добавок в минеральной воде

Рис.4

Если говорить упрощенно о той технологии, которая используется при розливе и укупоре минеральной воды или газированных напитков, то ее можно представить следующим образом. Сначала бутылки (PET или стекло) попадают в специальное устройство, где проходит их дезинфекция, после этого они подаются на розлив. Далее бутылки подаются на укупор, этикетирование и групповую упаковку. Необходимо отметить, что предлагаемое оборудование производители делают по возможности универсальным. При этом большая часть продукции разливается в PET – упаковку (более подробно анализ рынка оборудования по производству PET – упаковки см. в №2).

Сходство технологий розлива напитков, минеральной воды и соков определяют то, что на этих рынках работают одинаковые производители оборудования. При этом анализ рынка производителей напитков сибирского региона показывает, что многие фирмы работают с использованием оборудования ведущих фирм мира. К ним относятся такие производители оборудования для розлива сока и напитков, как "Krones", "Seitz ", КHS и другие. Среди производителей оборудования для прессования фруктов известны фирмы "Amos", Flottweg и другие. Однако степень известности этих фирм очень низка, так как небольшое количество отечественных производителей соков, особенно за Уралом, осуществляют розлив соков, произведенных из собственных фруктов. Лидером рынка по производству упаковки для сока безусловно можно назвать Тетра –Пак, хотя и другие производители, такие как PKL – Combiblock, Variopack, Elopack и др. имеют хорошие рыночные доли.

На рынок оборудования для производства напитков и соков начинают выходить и отечественные производители, такие как "Ленпродмаш", "Эльф4М" и т.д. Однако основной проблемой российских производителей является то, что они не всегда могут предоставить решение "под ключ", включая все необходимые элементы оборудования. Это связанно также и с тем, что все оборудование должно быть оснащено соответствующими устройствами, помогающими точно следить за всеми параметрами технологического процесса - техникой автоматизации производства, лидерами в производстве которой являются такие компании, как SIEMENS и др. Использование ее на российском оборудовании ведет к его значительному удорожанию, а выбор отечественного поставщика оборудования до настоящего момента все еще происходит благодаря его меньшей стоимости по сравнению с иностранным.

Что же касается тех характеристик, которыми должны обладать поставщики оборудования, результаты исследования показывают отсутствие расхождений между требованиями к производителям оборудования для производства PЕТ-бутылок и преформ и розлива в PЕТ- и стеклобутылки. Результаты исследования показаны на рис.5.

Требования к производителям оборудования

Рис.5

При этом данные исследований показывают, что лишь 10% производителей напитков и соков работали напрямую с производителями оборудования, 90% - работали с инжиниринговыми компаниями. Это связано с тем, что многие производители специализируются на отдельных этапах производственного цикла, например на производстве прессов, этикетировании, упаковке, розливе и т.д., и заказчику оборудования очень трудно самостоятельно осуществить подбор соответсвующей технологической цепочки. Именно инжиниринговые компании готовят технологическое решение "под ключ", подбирая в соответствии с требованиями заказчика все необходимые элементы оборудования, а затем осуществляют поставку всей линии, ее монтаж, обучение специалистов и ввод оборудования в эксплуатацию.

Планируют ли предприятия расширение производства в ближайшие два года? На этот вопрос можно дать однозначный положительный ответ. Несмотря на то, что рынок на первый взгляд кажется заполненным, исследования развития потребительского потенциала показывают наличие "свободных ниш" на рынке, а заполнение их возможно только при расширении производства и закупке дополнительного оборудования.