Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. История оперативных подразделений органов внутренних дел. 4

1.1. Оперативные подразделения органов внутренних дел в России до 1917г. 4

1.2. Оперативные подразделения органов внутренних дел в Советском Союзе  12

2. Система органов внутренних дел осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 18

3. Органы внутренних дел Российской Федерации. 22

3.1. Криминальная милиция. 22

3.2. Милиция общественной безопасности. 30

Заключение. 36

Список литературы.. 37

Введение

Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимав одно из центральных мест в системе правоохранительных opганов. Они выполняют наибольший объем работы по предупрежде­но, выявлению и пресечению правонарушений. Правовую основу деятельности органов внутренних дел состав­ит действующее законодательство. Вся организация и деятель­ность органов внутренних дел строится в соответствии с Конституцией РФ, Законом «О милиции», Уголовно-процессуальным Кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Законом об оперативно-розыскной деятельности», а также в соответствии с другими нормативными актами, в том числе Положением о Ми­нистерстве внутренних дел РФ.

С введением Закона об ОРД в действие удалось решить, таким образом, две основные задачи:

1) создать правовую основу оперативно-розыскной деятельности;

2) придать официальный статус оперативно-розыскной деятельности как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

Цель курсовой работы: рассмотреть деятельность оперативных подразделений ОВД в истории России и в современное время.

Задачи:

1. рассмотреть историю оперативных подразделений органов внутренних дел в России до революции 1917 и в советский период;

2. рассмотреть систему органов внутренних дел осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

3. Рассмотреть деятельность милиции.

1. История оперативных подразделений органов внутренних дел

1.1. Оперативные подразделения органов внутренних дел в России до 1917г.

В дореволюционной России органы внутренних дел с их поли­цейской функцией сложились как самостоятельный институт в на­чале XVIII века. До создания регулярной полиции эти функции выполнялись различными государственными органами в центре и на местах. Например, обеспечение благочиния возлагалось на от­дельные приказы - Разбойный и Земский и др. В Москве стали назначать специальных должностных лиц - «объезжих голов», ко­торые со своими помощниками организовывали полицейскую и противопожарную службу с привлечением местного населения. Первоночально в Москве (с 1649 г.) эти функции были возложены на дьяка и подьячего, которым предписывалось «быть в объезде в … городе ... для бережения от огня и от всякого воровства»[1].

С течением времени в городах полицейские функции органов власти все более расширялись. Наказ о Градском благочинии, изданный в 1649 г. только для Москвы, в XVII - начале XVIII в. был распространен на крупные города. Объезжим головам в городах поручалось следить, чтобы «пришлых без записей не было», осуществлять контроль за регистрацией паспортов, запрещать «стрелять в домах из ружей, заводить кулачные бои и ездить извозчикам на возжах», следить за уборкой улиц, их освещением, санита­рией, корчемством. Являясь штатными должностными лицами, объезжие головы должны были создавать местную полицию через назначение старост улиц и слобод, а также путем деления дво­ра на десятки и выбирать десятских. На ночь из местных жителей выставляли вооруженный дубинами и трещотками караул, кото­рый ночью пропускал через заставы группы людей, не более трех человек с фонарями, а при появлении преступных элементов созы­вал солдат и местных жителей.

В начале XVIII в. началась организация регулярных полицейс­ких формирований, которые первоначально образовывались в С.-Петербурге и Москве.

На местах полицейские функции выполняли воеводы. На них возлагалось выявление, преследование и поимка «лихих людей», а также оказание помощи лицам, в отношении которых были совер­шены преступления.

Создание регулярной полиции в России началось с учреждении в Петербурге должности генерал-полицмейстера. Указом от 28 мая 1718 г. на него был возложен довольно широкий круг обязанностей. В дополнение к указу петербургскому генерал-полицмейстеру при­лагалась инструкция (т.н. пункты), конкретизировавшая эти обя­занности. В 1721 г. в Москве была учреждена должность обер-полиимейстера, а компетенция полиции еще более детализирована инструкцией руководителю московской полиции. Кроме основания городской полиции правительство создает и полицию сельскую или земскую. Законодательно понятие «земская полиция» оп­ределялось в Инструкции земским комиссарам.

Об учреждении регулярной полиции в стране было объявлено 16 января 1721 г. «Регламентом, или Уставом Главного Магистрата», которым предусматривалось «добрую полицию учредить».

Устанавливая функции полиции, правительство разводило адми­нистрацию и полицию, рассматривая последнюю как составную часть первой. Но в то же время задачи полиции трактовались столь широко, что ими исчерпывалось почти все правление, которое включало в себя суд, управление и благоустройство, К сфере деятельности полиции относились не только охрана общественного по рядка, но также наблюдение за устройством и чистотой улиц, за выполнением строительных и противопожарных правил и даже контроль за воспитанием детей. В Регламенте Главному магистрату 1721 г. говорилось, что полиция «споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопас­ность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, и приучает каждого к трудам и честному промыслу, чинит добрых до­мостроителей, тщательных и добрых жителей, города и в них ули­цы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту на улицах и в  домах, запрещает излишества в домовых расходах и все явные прегрешения, призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по запо­ведям Божиим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и че­стных науках». Важной функцией полиции был также контроль за перемещением подданных в стране, для чего стал вводиться пас­портный режим.

Для осуществления этих обширных обязанностей определялись специальные служители: уличные надзиратели, офицеры, урядни­ки, рядовые, караульщики, сотские, пятидесятские и десятские. Для всех полицейских чинов вводилась присяга, которую давали «как  письменно, так и словесно». В связи с малочисленностью штатного персонала полиции, к исполнению полицейских обязанности активно привлекали местное население.

В 1730-х годах началось укрепление полицейской системы. В 1732 г. расширили петербургскую полицию: была введена долж­ность обер-полицмейстера, образована канцелярия, которая состо­яла из советников, архитектора (с двумя помощниками), секретаря и служителей воинской команды, роты драгун для конных разъездов. На петербургского генерал-полицмейстера было возложено руководство всей полицией в стране. В 1733 г. полицию «по едино­му плану» учредили в 23 наиболее крупных городах.

Ряд дополнений в компетенцию и организацию деятельности полиции внесли вновь принимаемые законодательные акты. В 1746 Г.. в частности, при С.-Петербургской полиции учредили новую экспедицию для розыска по делам воров и разбойников, которая занималась борьбой с уголовной преступностью как в столице, так и в уезде. Специальные указы определяли правила поведения в общественных местах (запрещение кулачных боев, шума и драк в домах), а также ограничение продажи спиртных напитков в кабаках, размещение «питейных заведений» вблизи церквей, на плав­ких улицах и т. п. Указом от 7 августа 1750 г. «О поимке и приводе в  Главную полицию непотребных жен и девок» в функции полиции  был включен надзор за проституцией и притонами. В городах рас­ширялась патрульная служба полицейских чинов, принимались меры к обеспечению порядка проезда, освещению и т. п.

Завершение создания регулярной полиции в России происходит в период царствования Екатерины П. Организационная структура и функции регулярной полиции были законодательно закреплены в «Учреждении для управления губерний Всероссийской Империи от 7 ноября 1775 г., и «Уставе благочиния или полицейском» от  апреля 1782 г., которыми образовывалась определенная система городской и сельской полиции.

Важной полицейской функцией был надзор за народными мае сами и общественным мнением в стране. Запрещалась подача коллективных жалоб и прошений, сбор народа ударами колокола (за исключением стихийных бедствий), а при собраниях на ярмарках и базарах предписывалось обязательное присутствие полиции. Особое внимание, в связи с повышением общественной активности стало предаваться контролю за созданием различного рода корпоративных объединений - «обществ, братств и иных подобных собраний». Согласно Уставу благочиния 1782 г. полиции предписывалось следить за тем, чтобы не было объединения, которое «общему делу вред, ущерб или убыток наносит», а при его создании следовало запрещение и отдача виновных под суд.

На полицию также возлагались широкие задачи по обеспечению городов (и особенно столиц) продовольствием, проведении» борьбы с эпидемиями, обеспечению медицинской помощью, огородничеством и т. п.

Важные преобразования в организации полиции происходят и начале XIX века в связи с переходом от коллегиальной системы  управления к единоличной. 8 сентября 1802 г. было образовано 8 министерств. Управление полицейскими органами вошло в компетенцию Министерства внутренних дел. Руководство полицией со­средоточилось во второй экспедиции министерства экспедиции спокойствия и благочиния, состоявшей из двух отделений. Первому отделению подчинялась сельская, второму - городская полиция[2].

Кроме управления полицией в Министерстве внутренних дел сосредоточивался большой круг функций. На экспедиции министерства возлагались: сбор сведений по губерниям о всех происшествиях, предотвращение «ложных слухов, писем, ересей», наблю­дение за  «повиновением крестьян законной власти», руководство государственным хозяйством, «заведование делами народного про­довольствия и соляной части», общественное призрение.

В 1806 г. Министерство внутренних дел претерпевает некоторую реорганизацию. Из его ведения исключается ряд функций по руководству государственным хозяйством, одновременно в его состав был включен Почтовый департамент. Внутри отделений были образованы новые подразделения - столы, под руководством столоначальников.

В связи с реформой органов верховного и центрального управ­ления в I810-1811 гг, реорганизуется и центральный аппарат управ­ления полицией. 25 июля 1810 г. Высочайшим Манифестом «О разделе государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению подлежащих» в особую катего­рию государственных дел выделялось «устройство внутренней безопасности или государственная полиция». 25 июня 1811 г. специальным указом было создано министерство полиции, которое просуществовало до 1819 г. К компетенции вновь созданного министерства относилось исполнение посредством полиции «внутрен­них мер управления».

В состав министерства полиции входила особенная канцелярия министра полиции, занимавшаяся производством секретных и осо­бо важных дел, превратившаяся вскоре в орган политической полиции. Секретная часть особенной канцелярии контролировала раз-метение высланных из столиц, организовывала слежку за всеми, Обратившими на себя внимание правительства. Занималась она и нами о «злоупотреблениях чиновников полиции». В компетенцию министерства полиции входило также право надзора за «окончательным исполнением законов по всем вообще министерствам». Министр полиции имел право требовать сведения всех местных органов, минуя соответствующие им министер­ства. Тем самым полиция обособлялась от административного аппарата, становилась над ним, контролируя его деятельность.

Значение министра полиции было очень велико. Помимо того, что он пользовался особым доверием царя, министр полиции был одновременно и главнокомандующим, и военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга.

После упразднения министерства полиции в 1819г. общее руко­водство местной полицией опять перешло в ведение министерства Внутренних дел, а именно в Департамент полиции под руководством директора. В составе Департамента полиции была образована сво­его рода инспекторская служба: «отделение для обозрения присутственных мест министерства внутренних дел». В то же время были увеличены штаты министерства и проведена структурно реорганизация.

В области полицейской деятельности начало XIX века характеризуется появлением двух тенденций; с одной стороны, дальнейшая централизация системы полицейских органов, с другой — сужение круга задач, относящихся к полицейской функции государства, посредством выделения специальных государственных органов и специализации деятельности общей полиции.

В 1811 г. создается корпус жандармов внутренней стражи, в 1815 г.. учреждается военная жандармерия. В 1826 г. создается Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канце­лярии, ведавшее политическими делами.

Реорганизуется земская полиция. На нее возлагались помимо обычных полицейских обязанностей также судебные дела (пpeдварительное следствие, бесспорные взыскания), дела по административным проступкам, жалобы на постановления мирских общее.

Городская полиция условно разделялась на столичную и полицию губернских и уездных городов. В Санкт-Петербурге главное управление полицией возлагалось на генерал-губернатора, общее управление осуществлял обер-полицмейстер и управа благочиния управление частями и кварталами - частными приставами и квартальными надзирателями. Управа благочиния разделялась на дни департамента (исполнительных и судебных дел). Из судебных дел в ведение управы входили исковые, следственные дели и исправительный суд. Наблюдение за правильным ведением дел поручилось товарищу губернского прокурора. В каждой части города вводилось два пристава. В Москве полиция имела схожую структуру.

В губернских городах начальником полиции являлся полицией стер. В уездных городах вместо полицмейстера действовал городничий. Исполнительная полиция в провинциальных городах так же осуществляла следствие и судопроизводство.

К середине XIX в. явно проявляется потребность в реформировании органов полиции. Широчайшая компетенция, зачастую охвавтывавшая чуть ли не всю административную деятельность государства, отсутствие разделения полицейских и судебных функции вели к снижению эффективности работы полиции.

25 декабря 1862 г. были утверждены новые Временные правила об общем устройстве полиции в городах и уездах. С этого времени городская и земская полиция соединялись в одно Уездное полицейское управление.

Земская реформа 1864 г. освободила земскую полицию от хозяйственно-распорядительных дел. С этого же времени в разных Местностях начинает создаваться Земская стража и конно-полицейские команды, которые комплектовались из нижних военных чинов. Земская стража стала рассматриваться как орган уездной полиции.

Во второй половине XIX века наблюдается тенденция к суже­нию компетенции полиции. В 1860 г. были высочайше утверждены постановления об отделении следственной части от полиции, об учреждении института судебных следователей и наказ чинам полиции о производстве дознаний по происшествиям, заключающим в себе признаки преступления. В соответствии с Судебными уставами 1864 г. из ведения полиции окончательно изымается судебная деятельность.

В связи с принятием Городового положения 1870 г. городская полиция была освобождена от ряда административных обязаннос­тей. Кроме того, благодаря городской реформе полиция получила дополнительный источник финансирования в виде отчислении от Городского общественного самоуправления.

В 1903 г. с полиции была снята обременительная обязанность взыскания окладных сборов с крестьянского населения, которая теперь возлагалась на земских начальников и податных инспекторов.

Несмотря на все проведенные меры, компетенция полиции ос­талась достаточно широкой и в значительной мере неопределенной.

Вторая половина XIX в стала новым этапом и в развитии центрального аппарата МВД. 6 августа 1880 г. было упразднено III отделение императорской канцелярии и его функции были переданы в  Департамент исполнительной полиции МВД, который был переименован в Департамент государственной полиции. В это же время из структуры МВД был выделен Почтовый департамент. После реорганизации  1880 г. МВД заняло главенствующее место в государственном механизме, а министр внутренних дел стал фактически первым министром империи, обладая уникальной по объему компетенцией. В его ведении находилась значительная часть внутренних функций государства. Этому способствовало принятие 14 августа 1881 г. Положения «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия».

действовавшего вплоть до 1917 г. Этот документ давал министру внутренних дел право объявлять в любой части страны положение усиленной или чрезвычайной охраны, что существенно расширяло права полиции в этой местности.

Некоторой реорганизации МВД подверглось в начале XX века, когда правительство принимает меры по расширению штатов про­винциальной полиции и качественному улучшению се штатного состава. Законом от 6 июля 1908 г. в составе полицейских управле­ний были образованы сыскные отделения для производства ро­зыска по делам общеуголовного характера в городах и уездах. В целях усиления полицейского надзора в рабочих районах были вве­дены должности полицейских надзирателей[3].

Однако основные функции и структура МВД оставались неизменными до февральской революции 1917 г.

1.2. Оперативные подразделения органов внутренних дел в Советском Союзе

Массовые антиправительственные выступления в феврале 1917 г. сопровождались разломом полицейских учреждений и практи­чески ликвидацией полиции. В этой связи стали создаваться новые, органы общественного порядка и борьбы с преступностью.

26 февраля 1917 г. на заседании Городской Думы Петроград; было принято решение о создании столичной милиции. Формировалась она из добровольцев, а руководство было выборным. В Москве милиция образована 1 марта 1917 г. По примеру столичных городов милиция стала возникать и в провинциях. В связи с этим 3 марта 1917 г. Временное правительство заявило о «замене полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления».

6 марта 1917 г. был ликвидирован Отдельный корпус жандармов а 10 марта упразднен Департамент полиции МВД, вместо ко­торого было создано «Временное управление по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан». Временное управление руководило органами местной милиции, занимаясь в основном подготовкой организационно-правовой базы для регламентации их деятельности.

17 апреля 1917 г. Временное правительство издало Постановление  «Об учреждении милиции», в котором она объявлялась исполнительным органом государственной власти на местах. Подчинялась милиция земским и городским общественным управлениям. Параллельно по инициативе Советов создавалась рабочая милиция.

Однако все усилия создать действенную систему органов обес­печения общественной безопасности оказались безуспешными. Милиция была плохо подготовлена, часто не укомплектована кад­рами, скудно финансировались. Именно в таком виде милиция ока­залась к октябрю 1917 г.

Сразу после Октябрьской революции был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), который сразу принял реше­ние об образовании новой милиции. В соответствии с этим реше­нием старые милицейские структуры не расформировывались, а лишь реорганизовывались. Местным советам предписывалось взять в свое ведение рабочую милицию и совместно с военными властями содействовать ее вооружению и оснащению необходимой техникой. Аппарат милиции Временного правительства также не был расформирован, менялся лишь ее руководящий состав. Сами милицейские органы включались в состав новой милиции в случае, если па общих собраниях милиционеров они принимали решения о признании советской власти. Милицейский аппарат ликвидировался только в случаях непризнания нового строя.

Этот период характеризуется достаточно осторожными мера­ми по организации милиции. Делалась попытка вводить «всеобщую охранную повинность», т.е. строить милицию на общественных началах. В то же время к охране порядка в городах привлекались силы Красной гвардии, которые подменяли собой милицейские органы.

Организация милиции на профессиональной основе начинается в 1918 г. В октябре была принята Инструкций по организации рабоче-крестьянской милиции, в соответствии с которой органы милиции создавались и действовали как органы исполнительной власти на местах и находились в двойном подчинении - губернских исполкомов и Наркомата внутренних дел. Принцип комплектования милиции был добровольный.

Следующим шагом в развитии организации милиции был Декрет СНК от 3 апреля 1919 г. «О советской рабоче-крестьянской милиции». Согласно ему финансирование милиции становилось го­сударственным. В милиции вводилось обязательное обучение во­инскому искусству и военная дисциплина. Допускалось использо­вание милиции в военных действиях совместно с Красной армией.

Основные задачи милиции в этот период сводились к уголовно­му розыску и проведению мероприятий советской власти (борьба  со спекуляцией, проведение продразверстки, всеобщей трудовой повинности и т.д.)

Окончательная структура и порядок деятельности милиции пе­риода гражданской войны были закреплены декретом ВЦИК и СНК от 10 июня 1920г. Милиция делилась на городскую, уездную, про­мышленную, железнодорожную, водную и розыскную. Управле­ние милицией осуществляло Главное управление милиции Нарко­мата внутренних дел, а также губернские исполкомы.

В 1919-1923 г. интенсивно протекал процесс сосредоточения в ведении НКВД функций охраны общественного порядка и безо­пасности, борьбы с преступностью. В 1922 г. было утверждено «Положение о НКВД». Положением был определен круг задач, стоявших перед наркоматом, которые были достаточно широки и включали в себя: наблюдение за организацией и деятельностью органов управления в качестве исполнительного аппарата Прези­диума ВЦИК; наблюдение за исполнением постановление и распо­ряжений центральной и местной власти административного ха­рактера и понуждение к их выполнению всеми имеющимися в его распоряжении средствами; руководство организацией и развитием коммунального хозяйства. Для выполнения этих задач в НКВД были образованы ряд специальных управлений, в т.ч. Главное управление милиции.

Милиция в свою очередь осуществляла следующие задачи: ох­рана общественного порядка; пресечение, предупреждение и рас­крытие преступлений; производство дознания по уголовным делам: охрана гражданских учреждений и сооружений общегосударственного и исключительного значения. Укомплектование милиции проводилось путем добровольного найма. На службу принимались лица достигшие 21 года, грамотные, пользующиеся избирательными нравами и годные по состоянию здоровья.

Серьезные изменения в системе органов внутренних дел про изошли в 1930-х г. Все большая централизация власти в руках партии (ВКПб) сопровождалась возрастанием роли репрессивных органов. В этих условиях на первый план выходит созданное в 1922 г. Объединенное государственное политическое управление ОГПУ в ведение которого было решено передать органы внутренних дел против деятельности НКВД разворачивается широкая кампания закончившаяся его ликвидацией в декабре 1930 г[4].

После ликвидации НКВД выполнявшиеся им задачи были распределены между различными ведомствами. Исправительно-трудовые лагеря были отданы в распоряжение ОГПУ, а общие места заключения (тюрьмы, колонии) - Наркомату юстиции. Руководство милицией и уголовным розыском возлагалось на создаваемые при СНК республик управления милицией и уголовного розыска.

В это же время ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», которое было легализировано в 1931 г. в связи с созданием в составе ОГПУ СССР Главной инспекции по милиции и уголовному розыску.

Таким образом, в 1930-х г. была обеспечена строгая централизация руководства милицией, ослабление ее связей с органами власти различного уровня. 25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое Общесоюзное Положение о рабоче-крестьянской милиции (действовало до 1962 г.), устанавливавшее, что центральными органами являлись главные управления милиции союзных республик, созданные при совнаркомах, а местными - районные, городские, краевые  областные управления милиции, а также управления милиции автономных республик.

 В 1932 г. милиция включается в систему органов государственной безопасности, а в 1934 г. создастся Наркомат внутренних дел СССР, составной частью которого становиться и Главное управление милиции. На НКВД СССР возлагалось: обеспечение революционного порядка и государственной безопасности; охрана общественной собственности; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана. Для решения этих задач в составе НКВД были изданы специальные управления и отделы.

 Вновь созданный наркомат успешно справлялся с возложенными на него обязанностями и вскоре стал одной из ведущих структур в аппарате государственного управления.  Деятельность милиции в тот период развивалась по двум направлениям: создание новых специализированных подразделений в системе органов милиции и упрочение связей органов милиции с общественностью, населением.

В Главном управлении милиции НКВД СССР была образована Госавтоинспекция, положение о которой было принято в 1936 г. В 1937г. создается специальный отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности - ОБХСС. В этот же период в органах милиции образуются политические отделы, на которые возлагались обязанности по укреплению морально-политического состояния личного состава органов милиции, укрепление дисциплины и организация взаимодействия органов милиции с населением. С началом Великой отечественной войны в составе НКВД был  создан отдел по борьбе с бандитизмом. В это же время из юрисдикции Наркомата выводятся органы государственной безо­пасности, ставшие самостоятельной структурой - Наркоматом государственной безопасности СССР[5].

В марте 1946 г. НКВД СССР был преобразован в Министерство внутренних дел СССР, а наркоматы республик - в министерства. В таком виде МВД просуществовало до 1960 г., когда указов Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР оно было упразднено, а его функции переданы министерствам внутренних дел союз пых республик. В 1962 г. МВД республик были переименованы в Министерства охраны общественного порядка - МООП.

Восстановление единой общесоюзной системы органов внутренних дел было осуществлено в июле 1966 г., когда в соответствии с указом ПВС СССР было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР переименованное в МВД СССР в ноябре 1968 г. В составе союзного министерства были созданы структурные подразделения, охватывающие основные направления деятельности органов внутренних дел: Главное управление милиции, Главное управление мест заключения. Следственное управление, Главное управление внутренних войск и др[6].

Начавшийся с провозглашением в 1985 году перестройки в стране процесс суверенизации союзных республик привел к существенным изменениям правового положения их государственных структур, в том числе и органов внутренних дел. Многие их преобразования обусловливались происходящими в тот период изменениями в общественно-политической жизни и государственном строе Российской Федерации и других союзных республик СССР.[7]

В 1991 г. в связи с распадом СССР союзное МВД было упразднено. Министерство внутренних дел РФ было образовано в 1991 г. путем реорганизации созданного в 1989 г. МВД РСФСР. В 1990  г. практически ежегодно вносились существенные изменения и структуру центрального аппарата МВД России и его органов на местах. Последнее серьезное структурное изменение было внесено в 1997 г, в связи с переподчинением уголовно-исполнительной системы Министерству юстиции РФ.

2. Система органов внутренних дел осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

В структуре органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют подразделения:

- уголовного розыска;

- по борьбе с экономическими преступлениями;

- по борьбе с организованной преступностью;

- по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте;

- обеспечения собственной безопасности;

- оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;

- оперативного поиска;

- оперативно-технические;

- по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;

- оперативные подразделения милиции общественной безопасности.

Одни из них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие - лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия[8].

Возможно подразделить милицию в зависимости от ее организационно-правового положения на общую (территориальную), транспортную и специальную.

Общая (территориальная) милиция - это милиция республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районов, городов и иных муниципальных образований. Она выполняет задачи и обязанности милиции в границах соответствующей территории. Организационно подразделения общей (территориальной) милиции входят в состав территориальных органов внутренних дел - министерств внутренних дел, управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, иных муниципальных образований.

Транспортная милиция решает возложенные на милицию задачи исключительно на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Специальная милиция действует на территории закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах. Перечень таких образований утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов".

Подчиненность милиции Министерству внутренних дел Российской Федерации - важнейший принцип ее организационно-правового статуса. Он означает, что милиция является составной частью органов внутренних дел Российской Федерации и в этой связи полностью подконтрольна и подотчетна их руководителям.

В соответствии с Законом «О милиции» руководство милицией в системе МВД России осуществляют: министр внутренних дел Российской Федерации - всей милицией страны; министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел соответствующих субъектов Российской Федерации - милицией в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах федерального подчинения; начальники отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований - милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях; начальники линейных управлений, отделов внутренних дел на транспорте, начальники управлений, отделов МВД России в закрытых административно-территориальных образованиях, на закрытых особо важных и режимных объектах - милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

Можно выделить следующие основные направления деятельности начальников органов внутренних дел по руководству милицией:

определение задач и приоритетов в работе милиции, ее отдельных подразделений на основе анализа складывающейся оперативной обстановки и учета интересов органа внутренних дел в целом;

координация работы криминальной милиции и милиции общественной безопасности между собой, а также с другими службами и подразделениями органа внутренних дел;

правовое регулирование деятельности милиции;

создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции;

решение в установленном порядке вопросов назначения на должность и освобождения

от должности сотрудников милиции, присвоения специальных званий, а также иных

вопросов прохождения службы;

санкционирование (утверждение) документов и действий, сопровождающих оперативно-служебную деятельность милиции;

осуществление контроля за деятельностью милиции;

материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности милиции.

Начальник органа внутренних дел, его заместители, одновременно являющиеся начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности, в установленном УПК РФ порядке осуществляют в процессе производства по уголовным делам полномочия начальника органа дознания.

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" образованы главные управления МВД России по федеральным округам, на которые возложены следующие задачи: организация выявления и раскрытия организованной преступности, носящей межрегиональный характер; координация, контроль и анализ эффективности деятельности органов внутренних дел в федеральном округе; обеспечение взаимодействия органов внутренних дел в округе полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе.

В составе главных управлений функционируют оперативно-розыскные подразделения (бюро), представляющие собой разновидность подразделений по борьбе с организованной преступностью криминальной милиции.

3. Органы внутренних дел Российской Федерации

3.1. Криминальная милиция

Закон «О милиции» ст. 7 возлагает на криминальную милицию три основные задачи: 1) борьбу с преступностью; 2) розыск лиц в случаях, установленных законом; 3) оказание помощи (содействие) милиции общественной безопасности.

Борьба с преступностью ведется путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие обязательно. Иными словами, это та категория уголовных дел, которая расследуется следователями органов внутренних дел и следователями органов прокуратуры. В числе таких преступлений тяжкие и особо тяжкие преступления:

против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, изнасилование, торговля несовершеннолетними и т.д.); против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, обман или злоупотребление доверием и др.); в сфере экономической деятельности;

против интересов службы в коммерческих и иных организациях;

против общественной безопасности;

против здоровья населения и общественной нравственности;

против экологической безопасности;

против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

в сфере компьютерной информации;

против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

против правосудия;

против порядка управления.

Розыскная функция криминальной милиции реализуется по двум направлениям:

а) непосредственный розыск лиц соответствующих категорий;

б) организация такого розыска.

Объектом розыска и установления личности для криминальной милиции являются:

а) обвиняемые, подсудимые и осужденные:

скрывшиеся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;

совершившие побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под конвоя милиции; совершившие побег из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов (СИЗО), из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы;

уклонившиеся от исправительных работ - после принятия судом решения о замене исправительных работ другим видом наказания;

б) лица, пропавшие без вести (без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными);

в) несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, а также бежавшие из центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, специальных школ и специальных училищ;

г) психически больные лица, в том числе признанные в установленном порядке социально опасными, ушедшие из дома или учреждения, где они содержались;

д) лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившие связь между собой (утратившими связь считаются родственники, супруги, отказавшиеся или не желающие поддерживать родственные или брачные отношения);

е) лица, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения;

ж) погибшие (умершие) граждане по неопознанным трупам.

Как организующий центр розыскной работы криминальная милиция изучает и оценивает состояние розыскной работы, подготавливает проекты управленческих решений по вопросам организации и осуществления розыска, осуществляет планирование розыскной работы, оказывает методическую и практическую помощь службам и подразделениям в постановке розыскной работы, распространяет положительный опыт, готовит информацию по розыску для направления в другие органы, поддерживает с ними взаимодействие.

Содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей осуществляется криминальной милицией по различным направлениям. Силы и средства криминальной милиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка при массовых мероприятиях, для пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целях спасения людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах. Оперативно-розыскные возможности криминальной милиции используются для контроля за соблюдением установленных правил осуществления частной детективной и охранной деятельности, оборота служебного и гражданского оружия и для решения других задач, возложенных на милицию общественной безопасности[9].

Названный перечень задач криминальной милиции не является исчерпывающим. В ее компетенцию входит также принятие мер безопасности в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, в отношении судей, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства, оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, участие в проводимых контртеррористических операциях по борьбе с терроризмом, осуществление контроля за оборотом наркотических средств, проведение экспертиз по уголовным делам и выполнение ряда других обязанностей милиции.

Для решения возложенных задач криминальная милиция использует широкий арсенал полномочий, предоставленных Законом о милиции. Вместе с тем можно отметить, что определяющей для нее является оперативно-розыскная деятельность.

Криминальная милиция - это прежде всего оперативная служба милиции. Основное содержание ее работы составляют меры, осуществляемые на основе и во исполнение Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

2. Служебная роль криминальной милиции как органа дознания состоит в том, что она принимает необходимые оперативно-розыскные и иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях предупреждения, пресечения и обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

В соответствии со ст. 157 УПК РФ компетентное должностное лицо криминальной милиции при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, освидетельствование, назначение судебной экспертизы, задержание и допрос подозреваемых и др. Постановление о возбуждении уголовного дела, протоколы следственных действий и соответствующие постановления незамедлительно направляются прокурору.

После передачи дела прокурору криминальная милиция может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, принимаются дальнейшие оперативно-розыскные меры для его установления с уведомлением следователя о результатах.

Процессуальным статусом лица, производящего дознание (дознавателя), в криминальной милиции обладают специально выделенные сотрудники или сотрудники, уполномоченные на это в каждом конкретном случае. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что вся полнота процессуальных полномочий и ответственности возлагается на начальника криминальной милиции. В частности, подлежат утверждению начальником криминальной милиции (его заместителем) все постановления (решения), выносимые дознавателем, в тех случаях, когда УПК РФ говорит об органе дознания. Иначе они теряют юридическую силу.

3. Состав криминальной милиции определен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 925 "О подразделениях криминальной милиции"*(80).

В криминальную милицию входят следующие подразделения: уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с организованной преступностью, специальных технических мероприятий, оперативно-поисковые, собственной безопасности, отряды милиции специального назначения. Частью криминальной милиции является Национальное центральное бюро Интерпола. В основу создания названных подразделений положен принцип специализации в борьбе с отдельными видами преступлений.

Подразделения уголовного розыска решают задачи криминальной милиции по предотвращению и раскрытию убийств, изнасилований, краж, разбоев, грабежей, вымогательств, хищений огнестрельного оружия и ряда других преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и здоровье, общественную безопасность и собственность. В их обязанности входит также розыск лиц, осуществляемый криминальной милицией. Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями занимаются борьбой по пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемыми замаскированными способами, посягательств на интересы государственной службы, службы в коммерческих и иных организациях. Это такие преступления, как незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность и ряд других подобных деяний.

Основным объектом для подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков являются неправомерное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт, хищение, вымогательство, культивирование, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Предназначение подразделений по борьбе с организованной преступностью заключается в пресечении деятельности преступных сообществ, предупреждении, выявлении и раскрытии фактов бандитизма, похищения людей, незаконного лишения свободы, вымогательств, захватов заложников, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами, привлечении к ответственности должностных лиц органов государственной власти, использующих свое служебное положение в интересах преступных организаций и организованных групп.

Оперативно-поисковые подразделения и подразделения специальных технических мероприятий являются специализированными подразделениями по добыванию сведений об оперативной обстановке, преступных группах, участниках преступной деятельности, их намерениях, связях для других подразделений криминальной милиции по их заданиям путем осуществления специфических видов оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", таких как негласное наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и др.

Подразделения собственной безопасности осуществляют в пределах своей компетенции предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, выявляют и пресекают преступления и иные правонарушения, совершаемые сотрудниками и работниками органов внутренних дел.

Отряды милиции специального назначения (ОМСН) предназначены для обеспечения безопасности следователей и оперативных работников при выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений, совершенных преступными сообществами или организованными преступными группами, участия в контртеррористических операциях, в мероприятиях по ликвидации бандитских формирований, по освобождению заложников. Они осуществляют также оперативно-тактическое обеспечение оперативно-розыскных и иных мероприятий, проводимых подразделениями криминальной милиции.

НЦБ Интерпола и его территориальные подразделения в соответствии с Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190, обеспечивают международный обмен информацией о преступлениях. В установленном порядке они принимают, обрабатывают и направляют международные запросы, следственные поручения правоохранительных органов России, а также запросы и поручения международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных государств по розыску, аресту и выдаче лиц, совершивших преступления, розыску и аресту перемещенных за границу преступных доходов, похищенных предметов и документов, проведению соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий.

Существует следующий порядок создания и ликвидации подразделений криминальной милиции.

В структуре центрального аппарата МВД России подразделения криминальной милиции создаются, реорганизуются и ликвидируются министром внутренних дел Российской Федерации.

Подразделения криминальной милиции в субъектах Российской Федерации создаются, реорганизуются и ликвидируются министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации на основе типовых структур в пределах нормативов и лимитов численности, устанавливаемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подразделения криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте создаются, реорганизуются и ликвидируются начальником соответствующего управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на основе типовых структур в пределах нормативов и лимитов численности, устанавливаемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Решения о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции оформляются приказами соответствующих должностных лиц с утверждением штатных расписаний соответствующих подразделений.

Закон «О милиции» однозначно решает вопрос о финансировании криминальной милиции. Она содержится только за счет средств федерального бюджета. Подобный порядок полностью исключает влияние регионов на деятельность криминальной милиции посредством финансовых рычагов, одновременно обеспечивая надежность социальной защиты сотрудников криминальной милиции.

Вместе с тем Закон «О милиции» не запрещает субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять дополнительное финансирование криминальной милиции сверх объемов средств, выделяемых из федерального бюджета.

В настоящее время отсутствуют официально утвержденные нормативы штатной численности криминальной милиции в целом и ее отдельных служб. Фактическая численность конкретных подразделений криминальной милиции устанавливается исходя из состояния криминальной обстановки, социально-экономических, географических, демографических и иных особенностей обслуживаемой территории, других обстоятельств. Учитывается и нагрузка на отдельного сотрудника криминальной милиции по критериям выявления и раскрытия преступлениям.

3.2. Милиция общественной безопасности

Закон «О милиции» ст. 9 определяет восемь основных направлений деятельности милиции общественной безопасности (далее - МОБ): 1) обеспечение безопасности личности; 2) охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4) охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции.

Обеспечение безопасности личности осуществляется МОБ в первую очередь путем реагирования на заявления граждан об угрозах их жизни и здоровью. В этой связи МОБ принимает меры по пресечению имеющихся угроз, их нейтрализации и устранению. В сферу ее деятельности входит оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья, спасение людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях.

Охрана общественного порядка МОБ предполагает прежде всего обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, иных общественных местах, при проведении митингов, шествий и других публичных мероприятий.

Выполнение задачи обеспечения общественной безопасности включает обеспечение безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительную деятельность в сфере оборота гражданского и служебного оружия, осуществления частной охранной и детективной деятельности, поддержание порядка при чрезвычайных ситуациях, участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

Охрана собственности состоит в исполнении договоров об охране имущества физических и юридических лиц, обеспечении сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, охране имущества, оставшегося без присмотра при чрезвычайных ситуациях.

Универсальный характер носит деятельность МОБ по борьбе с административными правонарушениями. Она распространяется на весьма широкий круг административных правонарушений.

Достаточно широки в этой связи ее процессуальные полномочия. Сотрудники МОБ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, опрашивать свидетелей, назначать экспертизы, осуществлять административное задержание и другие действия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. По значительному числу составов административных правонарушений в соответствии с ст. 23.3 КоАП РФ должностные лица МОБ наделены правом рассмотрения дел о них.

Задача предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений МОБ решается в отношении преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В их числе: умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, заражение венерической болезнью, оскорбление, кража, присвоение, растрата без квалифицирующих признаков, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, незаконное предпринимательство без квалифицирующих признаков, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное использование товарного знака, обман потребителей, незаконный оборот оружия без квалифицирующих признаков, незаконная охота и т.д.

В отношении данных преступлений милиция общественной безопасности проводит дознание.

В плане реализации розыскной задачи милиция общественной безопасности непосредственно отвечает за розыск лиц, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы по призыву, и за установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность.

Содействие со стороны милиции общественной безопасности криминальной милиции обеспечивается по всему спектру решаемых ею задач. Силы и средства милиции общественной безопасности используются при проведении операций по пресечению деятельности преступных групп, при ликвидации вооруженных формирований, освобождении заложников, в борьбе с терроризмом, для розыска лиц, уклоняющихся от следствия и суда, в интересах государственной защиты должностных лиц правоохранительных органов и для исполнения ряда других подобных задач, решаемых криминальной милицией.

Названные задачи не исчерпывают всей компетенции милиции общественной безопасности. Наряду с ними сотрудники милиции общественной безопасности выполняют контрольные функции за соблюдением установленных правил регистрационного учета, въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, учета, хранения и использования средств цветного копирования, оказывают содействие органам государственной власти, их должностным лицам в выполнении возложенных на них задач, когда им оказывается противодействие или угрожает опасность, конвоируют задержанных и лиц, заключенных под стражу, и др.

Главенствующим направлением деятельности милиции общественной безопасности является административно-правовая деятельность. Она складывается из административно-правовых отношений, в которые вступают сотрудники милиции с гражданами и организациями при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

В компетенцию милиции общественной безопасности входит также производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с полномочиями административно-правового характера для выполнения возложенных задач милиция общественной безопасности реализует также предоставленные ей оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные полномочия.

Вместе с тем нужно отметить, что оперативно-розыскная деятельность милиции общественной безопасности носит усеченный характер. Специализированными оперативно-розыскными подразделениями она нерасполагает. Сотрудники милиции общественной безопасности, применяя нормы Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", осуществляют, в основном, опрос граждан, наблюдение в форме личного сыска, наводят справки, производят проверочные закупки, используют конфиденциальное содействие граждан.

Как и в случае с криминальной милицией, вся полнота уголовно-процессуальных полномочий принадлежит начальнику милиции общественной безопасности.

За счет федерального бюджета содержатся подразделения дознания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, отряды милиции особого назначения, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, дежурные части, подразделения по охране дипломатических представительств иностранных государств, а также подразделения патрульно-постовой службы милиции и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах[10].

Подразделения дознания расследуют уголовные дела, подведомственные милиции общественной безопасности.

Подразделения охраны и конвоирования предназначены для охраны изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Они же осуществляют конвоирование подозреваемых и обвиняемых к следователю, прокурору, в суд.

Подразделения лицензионно-разрешительной системы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ведают вопросами выдачи разрешений на оборот оружия, занятие частной детективной и охранной деятельностью, регистрации средств цветного копирования, осуществляют контроль в области разрешительной системы в той части, в какой он возложен на милицию общественной безопасности.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых обеспечивают режим содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их изоляцию и выполнение задач, предусмотренных законодательством. Их правовой статус урегулирован Федеральным законом от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также нормативными правовыми актами МВД России.

Отряды милиции особого назначения (ОМОН) - специализированные подразделения, созданные для усиления патрульно-постовой службы милиции при осложнении оперативной обстановки и для решения задач охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, пресечения и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, проведения целевых рейдов и специальных операций по поддержанию правопорядка на улицах и в других общественных местах. Действуют ОМОНы на основе типового положения, утвержденного приказом МВД России от 19 марта 1997 г. N 162.

Дежурные части милиции (одновременно являющиеся дежурными частями органов внутренних дел) круглосуточно принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую в милицию (органы внутренних дел) информацию о преступлениях, административных правонарушениях, событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, принимают по ним решения, предусмотренные законодательством, ведомственными установлениями. В составе дежурных частей имеются комнаты для разбирательства с доставленными в дежурную часть и комнаты для содержания задержанных лиц.

Существуют особенности создания, реорганизации и ликвидации отдельных подразделений МОБ.

Так, решения об отрядах милиции особого назначения принимает министр внутренних дел Российской Федерации по предложениям министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальников управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Начальники милиции общественной безопасности являются заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. Подобный статус позволяет расширить их организационные возможности в выполнении задач, возложенных на милицию общественной безопасности, использовать для этого силы и средства органа внутренних дел в целом, принимать решения по делам об административных правонарушениях, относящихся к подведомственности органов внутренних дел[11].

Заключение

Итак, наиболее общими задачами, решаемыми Министерством внутренних дел по линии органов внутренних дел, являются:

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного Порядка и общественной безопасности;

- организация и осу­ществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Органы внутренних дел являются многофункциональными Правоохранительными органами. Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутрен­них дел, являются:

-  контрольно-административная, связанная с охраной обще­ственного порядка, организацией безопасности дорожного движе­ния, противопожарной безопасности;

- уголовно-процессуальная, включающая расследование преступлений, а также связанное с ним рассмотрение заявлений и сообщений преступлениях, подготовка материалов в протокольной форме;

-  оперативно-розыскная деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.

Большое место в деятельности органов внутренних дел запи­шет выдача паспортов, разрешений на ношение и хранение огнестрельного, газового оружия, выдача лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельностью. Органы внутрен­них дел осуществляют обеспечение безопасности некоторых ка­тегорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности по договорам.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // "Российская  газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2.     Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г. N 249

3.     Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно- розыскной деятельности" // "Российская газета" от 18 августа 1995 г.

4.     Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР

5.     Земскова А. Укрепление федеративных начал в руководстве МВД // "Российская юстиция", N 2, февраль 2002 г.

6.     Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный), / Под общей редакцией В.И.Радченко -М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2003

7.     Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы РФ. СПб.; 2000.

8.     Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Под ред. В.В.Николюка, М.: "Спарк", 2000

9.     Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М 1996.

10.            Полубинский В.И. Два века на страже правопорядка // "Журнал российского права", N 9, сентябрь 2002 г.

11.           Соловей Ю.П., Черников В.В.. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное - М.: "Проспект", 2001

12.           Сырых В.М. История государства и права России, Советский и современный период. М., 1999.


[1]  Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы РФ. СПб.; 2000.- с. 121

[2] Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М 1996.с. 96

[3] Сырых В.М. История государства и права России, Советский и современный период. М., 1999.

[4] Полубинский В.И. Два века на страже правопорядка // "Журнал российского права", N 9, сентябрь 2002 г.

[5] Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы РФ. СПб.; 2000.- с. 123

[6]  Земскова А. Укрепление федеративных начал в руководстве МВД // "Российская юстиция", N 2, февраль 2002 г.

[7] Полубинский В.И. Два века на страже правопорядка // "Журнал российского права", N 9, сентябрь 2002 г.

[8]  Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Под ред. В.В.Николюка, М.: "Спарк", 2000 коммент. к ст. 13

[9] Соловей Ю.П., Черников В.В.. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное - М.: "Проспект", 2001

[10] Соловей Ю.П., Черников В.В.. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное - М.: "Проспект", 2001

[11] Соловей Ю.П., Черников В.В.. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное - М.: "Проспект", 2001