Содержание
1. Особенности воспроизводства капитала. НТР и воспроизводство.... 3
2. Госбюджет: структура и функции. Налоговая система....................... 9
Список литературы..................................................................................... 15
1. Особенности воспроизводства капитала. НТР и воспроизводство.
Оценке и анализу производительного капитала должно предшествовать исследование процессов формирования, оборота и воспроизводства капитала, поскольку любая методика оценки и анализа капитала, претендующая на объективность, должна основываться на базовых экономических понятиях, отражающих сущность данной категории.
Капитал предприятия не возникает из небытия, процесс его формирования имеет вполне материальную основу. Корни образования капитала находятся в сфере товарного и денежного обращения, ему всегда исторически предшествуют товар и деньги. Формирование капитала происходит путем смены формы существования денег в процессе обмена, от суммы авансированных денежных средств к товарной форме и далее к форме реализованной прибавочной стоимости:
D – Т – D’
при этом D уже являются капиталом для вложения — авансирования и инвестирования.
Исторически возникновению промышленного предпринимательского капитала (средств производства) предшествовали капитал купеческий и ростовщический. Именно последние создали предпосылки для накопления и возникновения промышленного капитала. , торговый капитал и процесс товарного обращения сформировали условия для перехода от простого товарного производства к расширенному воспроизводству.
Предпринимательский капитал не является статичной субстанцией, он постоянно изменяет форму своего существования в зависимости от смены стадий оборота и кругооборота. При нормальном функционировании предприятия в процессе оборота капитал изменяет и свою стоимость в сторону увеличения, что связано с циклом движения оборотных средств, сменой форм оборотного капитала и получением прибавочной стоимости:
В процессе товарного обращения деньги выступают в роли инструмента, являясь основной компонентой денежного обращения, и в то же время формой существования капитала. В силу такой универсальности, функциональная роль денег преобладает над их физическим существованием. Поэтому деньги могут быть золотыми, серебряными, бумажными или электронными, но от этого их ценность не меняется и определяется не формой существования, а теми заложенными в них свойствами, которые способствуют осуществлению процесса движения капиталов.
Денежный капитал используется не только как средство обращения, но и как средство накопления, сбережения. Но, являясь средством накопления, деньги еще не становятся капиталом как таковым, потому что они “замораживаются”, становятся неподвижными, а капитал как категория существует только в движении. Не случайно К.Маркс указывал: “Капитал можно понять лишь как движение, а не как вещь, пребывающую в покое”. [19, с.121].
Для сохранения капитала в условиях его обесценивания, морального и физического старения, необходимо расширять и совершенствовать производство, т.е. воспроизводить капитал. Поэтому деньги в виде сбережений могут рассматриваться только как источник формирования любого вида капитала, в том числе и производительного.
В то же время, в процессе товарного обращения при обмене денег на товар, и далее снова на деньги с целью получения прибавочной стоимости, этот движущийся капитал проявляется — в виде денег и капитала, разделяясь на доход и инвестиции. Таким образом, прибавочная стоимость проявляет деньги как капитал. При этом первоначально авансированный капитал выступает источником средств производства, предметов труда и самого труда, приносящего прибавочную стоимость к первоначально авансированной или инвестированной сумме.
Денежный капитал существует также и в чистом виде в процессе денежного обращения, приносящем прибавочную стоимость называемую “процентом”, а также в виде природных ресурсов, например земли, приносящей прибавочную стоимость, именуемую “рентой”.
Но только производительный капитал приносит прибыль или прирост на авансированный и инвестированный капитал, осуществляя процесс производства и самовоспроизводства. Основная заслуга денежного капитала заключается в создании условий для производства, формирования предпринимательского капитала. При этом движение капитала предприятия происходит в двух основных направлениях:
авансирование и инвестирование капитала;
преобразование капитала в процессе кругооборота.
Капитал, проявляющийся как деньги, выступает в роли средства накопления для инвестирования и реинвестирования в производительный капитал, его дальнейшего производства и воспроизводства. Происходящий процесс инвестирования — вложения денежного капитала в предприятия — имеет своей целью получение прибыли. При этом инвестиции разделяются на: финансовые — вложения в ценные бумаги, и реальные — вложения в производительный капитал. Финансовые инвестиции, в свою очередь, также делятся на: вложения в ценные бумаги с целью спекуляции и вложения с целью инвестирования капитала. К реальным инвестициям относятся вложения капитала непосредственно в производственную сферу, на приобретение производственных активов. Реальные инвестиции необходимо четко разделить на две категории: во-первых, инвестиции, направляемые на возмещение выбытия активов вследствие их износа и поддержание капитала на данном уровне; во-вторых, инвестиции, используемые на расширение производственной базы и увеличение капитала предприятия. Указанные процессы можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 1.
Рис. 1. Схема воспроизводства капитала
При производстве и создании прибавочной стоимости обязательными элементами данного процесса являются средства производства, предметы труда и непосредственно труд. В процессе производства из этих компонентов создается новая вещественная форма, включающая стоимости перенесенных на нее элементов производства и других затрат, а также прибавочную стоимость, реализуемую уже в процессе товарного обращения. Необходимо отметить, что прибавочную стоимость создает только переменная часть капитала.
В процессе производства происходит перенесение на производимый продукт стоимости потребляемых для производства активов. При этом средства производства переносят на продукт свою стоимость, утрачиваемую в процессе производства по причине физического износа и старения. Потери, происходящие при производстве, также переносятся на конечный продукт. Важное значение имеет изучение строения капитала, при этом его необходимо рассматривать с двух позиций. Во-первых, со стороны стоимости и отношения к процессу производства, т.е. деления капитала на постоянный и переменный. Во-вторых, со стороны материала, функционирующего в процессе производства — как средства производства и предметы труда. Первое видение капитала принято считать стоимостным, второе — техническим. Техническое строение капитала отражает вещественную сторону процесса производства, а стоимостное выражает общественную сторону этого процесса. Отношение суммы постоянного капитала к сумме переменного капитала показывает органическое строение капитала и называется структурой капитала.
При этом к постоянному капиталу относится стоимость всех применяемых средств производства, в том числе и так называемые нематериальные активы, не имеющие материальной формы, но способствующие, воплощаясь в вещественном капитале, повышению его продуктивности и качества.
Переменный капитал включает в себя капитал авансированный, инвестированный в процесс производства — на оплату труда и предметов труда. Следовательно, можно сказать, что переменный капитал приводит в действие рабочую силу.
При дальнейшем изучении оборота капитала его необходимо разделять на основной и оборотный, однако эти понятия нельзя считать адекватными постоянному и переменному капиталу.
В основной капитал входит стоимость средств производства, так называемых “инвестиционных товаров”. При этом коренное отличие “инвестиционных товаров” от потребительских заключается в их косвенном влиянии на удовлетворение потребностей общества путем производства потребительских товаров. Основным этот капитал назван в силу длительности его использования. Кстати сказать, в дореволюционной России, говоря о строении основного и оборотного капитала, основной капитал называли — ”нерушимым” [8, с. 87].
Оборотный капитал – можно определить как составляющую производительного капитала, которая включает в себя часть постоянного капитала (сырье, материалы, топливо, незавершенное производство) и весь переменный капитал. Иначе говоря, в оборотный капитал входит стоимость предметов труда (постоянный капитал) и переменный капитал, затрачиваемый на покупку рабочей силы. При этом постоянный капитал имеет свойство самовозрастания за счет получения прибавочной стоимости, а переменный капитал может только воспроизводиться в прежнем объеме.
Западная классическая политическая экономия нередко смешивала оборотный капитал с капиталом, функционирующим в сфере обращения. В частности, А.Смит считал переменным капиталом — фонд жизненных средств рабочих, а оборотным капиталом — торговый, товарный капитал. У Д.Рикардо отсутствовали критерии разделения капитала на основной и оборотный. Такая же картина и в современных западных учетно-финансовых подходах, во главу угла которых ставится не весь предпринимательский капитал предприятия, а лишь только часть его – оборотный капитал, что находит отражение и в балансе предприятия, где на первое место ставятся оборотные активы и в последнюю очередь отражается производительный капитал. В результате этого основное внимание уделяется процессу получения прибавочной стоимости, а не созданию условий для предпринимательской деятельности и воспроизводства капитала.
Наиболее четко оборотный капитал как часть производительного капитала определил в своих работах К.Маркс. Он впервые описал процесс движения стоимости в кругообороте и определил процесс производства как движение от факторов производства к конечному продукту.
Современные западные подходы финансового менеджмента в основе своей опираются на концепцию текущих активов – оборотного капитала предприятия, рассматривая и основной капитал как фонды, ресурсы для вложения с целью получения дохода, фонды, вложенные в предприятие в виде акционерного капитала (уставного фонда) или в виде прочих форм долгосрочного финансирования, то есть рассматривают производительный капитал просто как деньги, абстрагируясь от материальных форм существования капитала и его движения.
Основной и оборотный капитал отличаются по способу перенесения своей стоимости на продукт производства. Основной капитал в течение периода его использования посредством стоимости и механизма амортизации переносится на продукт частями, вплоть до его окончательного возмещения новым средством производства. В реальных же условиях сумма амортизации, как правило, не накапливается, поскольку в процессе реализации продукции она переходит в финансовую форму и используется предприятием на различные текущие цели.
Оборотный (текущий) капитал, в отличие от основного, полностью переносит свою стоимость на стоимость произведенной продукции в процессе одного цикла производства.
Денежный и товарный капитал могут рассматриваться в качестве оборотного капитала только в случае их превращения в оборотные составляющие производительного капитала и участия в производственном процессе.
Основной и оборотный капитал значительно различаются по скорости оборота, так, за время оборота основного капитала оборотный капитал совершает множество оборотов.
2. Госбюджет: структура и функции. Налоговая система.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [3, с. 32]. Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.
Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна в различные периоды истории, при этом достаточно четко выделяются два этапа. В эпоху классического капитализма государство не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих западных странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 19% национального дохода. Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. 06 этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.[1]
Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.
Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.
Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в учреждениях, организациях; масштабов намечаемых структурных сдвигов в пропорциях народного хозяйства и т. п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.
Структура и принципы построения налоговой системы отражают в целом общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран. В настоящее время на территории России собирается свыше сотни установленных налогов и сборов. Такая множественность хотя и позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции, но приводит к увеличению расходов по их взиманию и создает условия для уклонения от уплаты налогов.
Налоговая система призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Действующая налоговая система РФ характеризуется следующими чертами:
• правовой основой (а не на подзаконных актах, как было раньше), большей стабильностью (хотя и не в отношении всех налогов); пронизывает все экономические отношения, связанные о распределением и перераспределением дохода. Введение и отмена всех налогов и сборов осуществляются только органами государственной власти;
• едиными принципами, единым механизмом исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ по налогам и сборам;
• введением новых налогов (НДС, налога на имущество предприятий) и существенных изменений в порядке исчисления налоговых льгот и базы ранее действовавших налогов;
• устанавливаемыми законодательством четкой последовательностью при Оплате налогов и налоговым календарем. Так, юридические лица обязаны в первую очередь уплачивать федеральные налоги в федеральный бюджет, а затем — местные налоги и сборы;
• равными требованиями к налогоплательщикам и созданием равных условий для использования заработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их представления, невмешательства в право использования средств;
• сочетанием двух основных видов налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошлом косвенное обложение в отечественной экономической практике полностью отрицалось;
• обложением прежде всего юридических лиц, а не физических, что отличает российскую налоговую систему от налоговых систем развитых зарубежных стран. Обязательна постановка всех юридических лиц на учет в налоговых органах (включая освобожденных от уплаты налогов), а также индивидуальных предпринимателей. Банки лишены права открывать им расчетные счета без получения справок о постановке на учет в налоговых органах;
• весьма жестким санкциями за нарушение налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности;
• возможностью получения для налогоплательщиков по их просьбе отсрочек и рассрочек уплаты в бюджет налогов и сборов в пределах текущего года, а также сумм финансовых санкций (если их уплата грозит банкротству) на срок шесть месяцев. [2]
В Налоговом кодексе (ст. 7) сформулированы основные принципы налоговой системы РФ, которые должны регулировать налогообложение на всей территории России:
1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.
2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства.
3) Налоги не могут применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
4) Не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ и налоговую систему РФ.
5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцированные ставки налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.
Созданная налоговая система в силу отсутствия необходимого опыта, четко разработанной налоговой политики в условиях нестабильной экономики и недостаточной подготовленности налогового аппарата не лишена существенных недостатков, которые не могут удовлетворить ни плательщиков, ни налоговые органы. К недостаткам следует отнести:
1) фискальный подход к налогообложению. При решении вопроса о налогах на первый план выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей роли налогов не придается существенного значения;
2) высокий уровень налогообложения юридических лиц, особенно это касается налога на прибыль. Суммарно налоговые платежи, по разным оценкам, составляют от 40 до 80% дохода юридического лица (прибыль плюс оплата труда). Высоко бремя и косвенных налогов (НДС и акцизы), именно они выступают генератором инфляционного процесса. По оценке ряда специалистов, величина налогового давления на ВВП около 30%, что много выше, чем в мировой практике;
3) большое количество разнообразных налогов, сборов, отчислений, взносов (федеральных, региональных, местных, целевых), осложняющее налогообложение. Особенно возросло их количество с 1994 г., когда Указом Президента РФ было разрешено субъектам РФ и местным органам самоуправления вводить дополнительные налоги. Хотя это право было отменено с 1 января 1997 г., однако до сих пор сохраняется множество налогов;
4) нестабильность налоговых законов, частые изменения порядка расчетов, особенно по налогу на прибыль и НДС, недоработки, противоречивость отдельных статей налоговых законов. Нередки случаи, когда закон имеет обратную силу. Слабая информационная база в налоговой практике;
5) отсутствие четкого разграничения налоговых полномочий центра и мест, что приводит к серьезным разногласиям между ними;
6) многократность обложения одного и того же объекта в определенном законом периоде.
Недостатки российской налоговой системы настоятельно требуют ее реформирования. Предлагаются разнообразные варианты налоговой системы, однако главное изменение должно коснуться значительного сокращения количества налогов и резкого снижения налоговой тяжести. [3]
Список литературы
Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф.. Экономика. 100 вопросов - 100 ответов. - М.: Владос, 2002.
Русак Н.А., Русак В.А.. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. - Минск: Вышейшая школа, 2000.
Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2001.
Уткин Э.А.. Финансовый менеджмент. - М.: Зерцало, 2003.
Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Юнити, 2000.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.. Финансы предприятия. - М.: Инфра-М, 2003.
Экономика предприятия. /Под. ред. проф. В. Я. Горфинкеля. - М., 2001.
Экономика предприятия. /Под. ред. проф. И. О. Волкова. - М., 2002.
Учетная и налоговая политика В. Дуленков // "Финансовая газета", N 29, июль 2002 г
Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"
Актуальные вопросы формирования бюджета 2003 года (семинар В Репин). // Финансы - 2002 - №8 - с.16-20.
Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике. // Финансы - 2002 №10 - с.19-23.
Еланчук О. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства. // Проблемы теории и практики управления – 2001 №2 - с.28-32.
Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи. (Расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ). // Финансы - 2002 №3 - с.3-13.
Дворкович "Государственная финансовая политика", Вопросы экономики 2000 №4
Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации /Госкомстат России. - М., март, 2003
Налоговая политика не должна быть оторвана от практики // "Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2002 г.
Финансы России: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002.
Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году
Налоги и налоговая политика // А.С. Бахмуров, "Российский налоговый курьер", N 7, июль 2000 г.
Налоговая реформа должна завершиться. Смирнова С. // Независимая газета №95 (2495) 30 мая 2001.
Переход на упрощенную систему налогообложения и НДС // М.В. Истратова, "Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2002 г.)
Налоговая система: реформы и эффективность // А.В. Аронов, "Налоговый вестник", N 5, май 2001 г.
Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, "АСА", 2002 г.
Финансы, денежное обращение и кредит/Под редакцией В.К.Сенчагова, А.И.Архипова-Москва: Проспект, 2001.-496с.
[1] Макаров Г.Н. Бюджетная система РФ.–М.,1999., с.25
[2] Финансы. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М., с. 161
[3] Налоги/ Под ред. Д.Г. Черника. – М., с. 56