Содержание

Введение. 3

1. Содержание, понятие бюджетного учреждения. 5

2. Бюджетные учреждения образования в рыночных условиях хозяйствования  9

3. Бюджетные учреждения здравоохранения в рыночных условиях хозяйствования. 16

4. Бюджетные учреждения культуры в рыночных условиях хозяйствования  22

5. Анализ действующей практики финансирования расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие». 30

Заключение. 37

Список литературы.. 38

Введение

Экономика и организация бюджетных учреждений пока практически не затронуты рыночными реформами. За последние годы в основном имели место лишь процессы адаптации к сокращению бюджетного финансирования. Поэтому в этой сфере имеются весьма значительные резервы, по меньшей мере, повышения эффективности использования государственных средств, а порой и прямой их экономии.

На начало 2004 года в России насчитывалось 55 тысяч государственных учреждений, сосредоточенных в основном в отраслях социальной сферы, в том числе: в образовании – 15,4 тыс., в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении – 9,1 тыс., в культуре и искусстве – 2,9 тыс., в науке и научном обслуживании – 1,7 тыс., в управлении – 12,4 тыс., в финансах, кредите, страховании и пенсионном обеспечении – 1,2 тыс., в сельском хозяйстве – 4,7 тыс., в лесном хозяйстве – 2,5 тыс.

Существующая система управления финансами бюджетных учреждений включает в себя составление сметы учреждения, утверждение ее распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств и исполнение сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, ежемесячно доводимых до учреждения.

В целом сложившаяся система управления финансами бюджетных учреждений сохранила многие черты советской централизованной системы планирования и нормирования, которая функционировала в условиях стабильных, слабо дифференцированных по регионам (регулируемых) цен и оплаты труда. Поэтому приходится учитывать новые условия: самостоятельность уровней бюджетной системы, свободное рыночное ценообразование и углубившуюся региональную дифференциацию. Изменчивость и нестабильность экономических условий сделали неизбежным увеличение роли органов муниципальных образований и непосредственно бюджетных учреждений в бюджетном процессе.

При этом существующей системе присущи следующие недостатки:

-             Непрозрачность финансового планирования. Агрегированные показатели закона о бюджете и даже бюджетной росписи не характеризуют обоснованность расходов.

-             Затратный принцип финансирования. Отсутствие стимулов к снижению затрат.

-             Негибкость системы исполнения сметы расходов. Отсутствие оперативного механизма изменения сметы.

-             Система норм и нормативов не учитывает территориальную дифференциацию.

Эти недостатки определили необходимость реформирования системы управления финансами бюджетных учреждений. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает другой порядок планирования и исполнения смет учреждений, учитывающий ряд недостатков сложившейся системы.

Поэтому, актуальность данной темы состоит в том, что бы усовершенствовать механизм бюджетного финансирования бюджетных организаций, сгладить или ликвидировать недостатки современной схемы финансирования.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей функционирования бюджетных учреждений в рыночных условиях хозяйствования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Дать понятие и описать сущность бюджетных учреждений;

-             Рассмотреть особенности бюджетных учреждений образования в рыночных условиях хозяйствования;

-             Рассмотреть особенности бюджетных учреждений здравоохранения в рыночных условиях хозяйствования;

-             Рассмотреть особенности бюджетных учреждений культуры в рыночных условиях хозяйствования;

-             Проанализировать особенности финансирования КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие».

1. Содержание, понятие бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.[1]

Подавляющее большинство этих учреждений предназначено для оказания публичных услуг и финансируется за счет бюджетов всех уровней, являясь крупнейшим получателем бюджетных средств. Кроме того, за этими учреждениями закреплена значительная часть государственного имущества, сдача в аренду которого позволяла им все предшествовавшие годы получать дополнительные средства, не перечисляя в бюджет соответствующие доходы. Наконец, многие из них, особенно образовательные и медицинские учреждения оказывают значительные объемы платных услуг, восполняя недостаток бюджетного финансирования.

Основополагающие признаки бюджетного учреждения:

-             прямая административная подчиненность вышестоящему государственному или муниципальному органу (учреждение действует по его заданиям); не случайно, с точки зрения гражданского и бюджетного права, государственное образовательное или медицинское учреждение не имеет принципиальных отличий от воинской части;

-             выделение бюджетных средств в форме ассигнований на содержание учреждения вне зависимости от конкретных результатов деятельности; иными словами, учреждение финансируется как некая совокупность ресурсов: оклады определенного числа работников, отопление и освещение определенных помещений и т. д., что исключает заинтересованность в улучшении соотношения «ресурсы – результаты»;

-             сведение финансовой деятельности к исполнению предписанной сверху сметы;

-             субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения, что естественно в условиях финансовой и административной несамостоятельности, но несовместимо с реальной конкуренцией.[2]

Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

В п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сформулированы основные понятия, применяемые при организации бюджетного процесса и отражении его в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

В соответствии с этими понятиями бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

-             учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

-             бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

-             деятельность бюджетного учреждения - финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

-             основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа ) на условиях оперативного управления.

Правовое регулирование закрепления за учреждением имущества в оперативном управлении осуществляется ГК РФ.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Доходы от реализации движимого имущества поступают в распоряжение учреждений, в том числе в качестве дополнительного источника финансирования из бюджета при зачислении этих доходов в бюджет в соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с Инструкцией суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки этих основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Оформление закрепления государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дача согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом осуществляется в соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.95 № 1190, Министерством государственного имущества РФ.

Для учета важен момент возникновения права оперативного управления. В соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Исходя из этого положения ГК РФ, в Инструкции установлен обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из различных источников.

К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия относятся:

-             средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений;

-             средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению, приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной документации;

-             средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы;

-             средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;

-             средства, заработанные учащимися в организациях;

-             средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;

-             средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;

-             безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);

-             средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением их основной деятельности;

-             другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.[3]

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

2. Бюджетные учреждения образования в рыночных условиях хозяйствования

Конституция Российской Федерации установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.

Нормативные основы организации образования составляют федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Данные законы также содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования.

Правовой статус учреждений достаточно полно раскрывается в гражданском законодательстве. А образовательным признается учреждение, «…осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников».[4]

Необходимо особо подчеркнуть, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.[5]

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Государственный статус образовательного учреждения, то есть тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ, устанавливается при его государственной аккредитации. Образовательное учреждение могут иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

Государственный и муниципальный сектор образования в Российской Федерации количественно характеризуется следующими показателями (таблица 1):

Таблица 1

Общая характеристика системы профессионального образования[6]

Тип образовательных учреждений

Количество учреждений

ед.

Численность учащихся

тыс. чел.

Образовательные учреждения начального образования

3893

1688,0

Образовательные учреждения среднего образования

2713

2311,3

Образовательные учреждения высшего образования

607

4270,7

ВСЕГО:

7213

8270,0

Образовательные учреждения профессионального образования находятся, в основном, в ведении федеральных органов власти, что обусловлено, в первую очередь, историческими причинами. Формирование сети профессиональных учебных заведений являлось составной частью экономической политики государства при формировании отраслей промышленности, сельского хозяйства, решении задач всеобщей грамотности, медицинского обеспечения и т.д.

Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.

За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.

Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

В консолидированном бюджете Российской Федерации расходы на образование составляют около 12% всех расходов.

В федеральном бюджете на 2005 год данные расходы составили 127,6 млрд. руб. – 4,7%, 2004 г. данные расходы составили 117,8 млрд. рублей или 4,4%. В бюджете субъекта РФ – 228 млн. руб. в 2005 – 249 млн. рублей в 2004 году или 4,9%, в бюджете муниципального образования – 312 млн. руб. и 203 млн. рублей или 38% от всех расходов в 2004 году. Приведенные данные наглядно свидетельствуют, что основные затраты на образование связаны с муниципальным уровнем управления. [7]

Таблица 2

Расходы Федерального бюджета на финансирование образования Млн. руб.

 

2003 год

2004 год

2005 год

Общие расходы бюджета

2 345 641,4

2 659 447,0

2 794245,0

Расходы на образование

97 672,0

117 791,9

127586,9

Доля расходов на образование

в общем объеме расходов

4,2

4,4

4,7

Организация финансирования расходов на образование основана на нормативах в расчете на 1 одного обучающегося, с учетом специфики предоставляемых образовательных услуг.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Исполнитель обязан соблюдать утвержденные им учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий.

Режим занятий (работы) устанавливается исполнителем.

Исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу.

Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами.

Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации - исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в) сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у потребителя. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом управления образованием.

Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.

На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

Важнейшими принципами оказания образовательных услуг являются комплексность, самореализуемость и самозащищенность. Кратко рассмотрим каждую из них.

1) Комплексность. Качество образовательных услуг определятся системой предложений, в центре которой находится идея освоения конкурентного преимущества. Система эта не сводится лишь к идее создания новой или модифицированной образовательной услуги; она включает в себя логически взаимосвязанную серию проработанных решений по раскрытию потенциала новой идеи, распространению новшества на рынке образовательных услуг, поиску и мобилизации ресурсов, необходимых для ее оказания, адаптации образовательного учреждения к изменениям, отслеживанию процесса пользования данной модификацией для обнаружения новых возможностей и дальнейшего совершенствования образовательной услуги. Несмотря на кажущуюся очевидность этой характеристики, соблюдение принципа комплексности способно повысить эффективность разрабатываемой инновации за счет удовлетворения смежных потребностей;

2) Самореализуемость. Эта характеристика качества образовательных услуг имеет наибольшее практическое значение. Можно выделить объективную и субъективную стороны самореализуемости качества образовательных услуг, хотя четкую границу между ними провести вряд ли возможно. К объективной стороне относится насущность удовлетворяемых предложенной идеей потребностей в качественных образовательных услугах, возможность оказания качественной образовательной услуги с заведомо низкими затратами, учет возможных вариантов развития ситуации и наличие предложений по их использованию.

3) Самозащищенность. Этот принцип заключается в гарантиях обеспечения коммерческого интереса образовательного учреждения. Данная характеристика качества образовательных услуг вступает в противоречие с предыдущей: если решение всем понятно, быстро и с малыми затратами может быть реализовано, то найдутся желающие присвоить это решение и стать конкурентами. Ситуация осложняется тем, что далеко не все продуктивные решения на рынке образовательных услуг, а тем более решения, касающиеся создания новых модификаций образовательной услуги и инновационной организации образовательного процесса, патентоспособны.

3. Бюджетные учреждения здравоохранения в рыночных условиях хозяйствования

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья представляет собой неоднородную систему: Основы законодательства об охране здоровья граждан предусматривают, что в РФ существуют государственные и муниципальные бюджетные организации здравоохранения.[8]

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ и соответствующие органы на уровне субъектов Федерации, Российская академия медицинских наук (РАМН), которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, по выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. В нее также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно — профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно — профилактические учреждения, учреждения судебно — медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медтехники и др. Кроме того, сюда же относятся соответствующие предприятия, учреждения и организации, создаваемые министерствами и ведомствами помимо Министерства здравоохранения.

Муниципальная система здравоохранения объединяет муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, аптечные и другие учреждения и предприятия.

Концепция развития здравоохранения предусматривает необходимость развития частного сектора здравоохранения, предоставление частным медицинским учреждениям равных с государственными и муниципальными учреждениями прав на участие в системе обязательного медицинского страхования, в реализации государственных и муниципальных целевых программ — возможно, на конкурсной основе. Финансирование бюджетных учреждений здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней, средств медицинского страхования (прежде всего — обязательного), средств целевых фондов развития здравоохранения. Это основные источники финансового обеспечения здравоохранения. Существуют еще и дополнительные источники, например, благотворительная деятельность. Очень важным в мировой практике организации здравоохранения является вопрос о том, какова доля валового внутреннего продукта, направляемая на эти цели. Рассмотрим долю основных и дополнительных источников финансирования учреждений здравоохранения в 2004 и 2005 годах (рис.1.).

Рис.1. Источники финансирования учреждений здравоохранения

в 2004 – 2005 годах (млрд. руб.)

Для бюджетных учреждений здравоохранения установлены некоторые льготы в области налогообложения. Так, реализация медицинских услуг, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г., не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. В этот перечень включены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, а также услуги, оказываемые в санаторно-курортных учреждениях, и т. д.

Финансирование бюджетных учреждений здравоохранения в регионах осуществляется из двух источников - консолидированных региональных бюджетов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

В 2003 г. средняя доля расходов ТФОМС в общем объеме расходов на здравоохранение составила 44%. По отдельным регионам разброс достаточно велик - от 18% в слаборазвитых Тыве и Коми-Пермяцком АО до 63-65% в среднеразвитых Калужской и Орловской областях. Расчеты О.В. Кузнецовой показывают, что статистически существует отрицательная зависимость между долей ТФОМС в расходах на здравоохранение и бюджетной обеспеченностью регионов: чем выше бюджетная обеспеченность, тем ниже доля ТФОМС. Однако степень связи невысока, что видно и по регионам, занимающим крайние позиции. За счет средств ТФОМС несколько выравниваются межрегиональные различия в уровне финансирования здравоохранения на душу населения. Если по душевым бюджетным расходам на здравоохранение в 2003 г. регионы с максимальным и минимальным значением различались в 8,3 раз (с учетом уровня цен), по расходам ТФОМС - в 6,9 раз, то по общей сумме расходов на здравоохранение – также в 6,9 раз. Подобный выравнивающий эффект расходов ТФОМС является скорее случайным, так как методика распределения финансовой помощи регионам из федерального бюджета никак не увязывается со страховым финансированием ТФОМС.

В таблице 3 представлена динамика бюджетного финансирования учреждений здравоохранения.

Таблица 3

Бюджетное финансирование учреждений здравоохранения по России и в Хабаровском крае в 2002-2005 годах

Виды расходов

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Млрд.

%

Млрд.

%

Млрд.

%

Млрд.

%

руб.

руб.

Руб.

руб.

Здравоохранение по России

5,6

0,99

7,5

1,87

18,9

0

21,5

1,64

по Хабаровскому краю

Здравоохранение

0,045

0,88

0,033

1,13

0,11

0

0,13

1,58

Сопоставление расходов на здравоохранение и показателей состояния здоровья населения регионов РФ позволяет утверждать, что прямой связи между ними нет. Во-первых, значительная часть финансирования идет на содержание инфраструктуры отрасли (коммунальные платежи, обслуживание сети учреждений и др.) и заработную плату занятых. Во-вторых, крайне низки объемы душевого финансирования здравоохранения как из бюджетов регионов (в среднем по РФ - 1,4 тыс. руб. на человека в 2003 г., без учета расходов на физическую культуру), так и с добавкой средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования (2,4 тыс. руб.). Это главная причина, не позволяющая изменить ситуацию. В результате региональные различия в состоянии здоровья все еще формируются под преобладающим воздействием естественных факторов - природно-климатических и образа жизни населения.

Платные медицинские услуги осуществляются в рамках действия лицензии на медицинскую деятельность и договора с гражданами на оказание медицинских услуг.

Предоставление медицинских услуг населению осуществляется врачом при наличии у него сертификата специалиста и лицензии на медицинскую деятельность.

Врач обязан обеспечить соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям к методам лечения, разрешенным к применению в установленном законом порядке.

Врач обязан предоставить пациенту бесплатную, доступную, достоверную информацию:

 - о режиме работы;

 - о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости;

 - об условиях предоставления и получения этих услуг;

 - о квалификации специалиста;

 - о степени безопасности для здоровья пациента в результате использования лечебных методик и процедур (в т.ч. их отдаленных последствий).

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Потребители, получающие платные медицинские услуги, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии:

 - лицензии на медицинскую деятельность;

 - сертификата специалиста;

 - санитарной книжки у медицинского работника;

 - калькуляции стоимости оказанной услуги.

Потребители обязаны:

 - оплатить стоимость услуги;

 - неукоснительно выполнять предписания врача, обеспечивающие качественную медицинскую помощь;

 - предоставлять необходимые для диагностики и лечения достоверные сведения.

Врач несет ответственность перед пациентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также, в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя, если выше указанное не связано с форс-мажорными обстоятельствами или действиями самого больного.

Пациент вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения умышленного вреда его здоровью и жизни, а также компенсации за причинение морального вреда в соответствии с установленным законом порядке и настоящими правилами.

Время оказания медицинских услуг устанавливается врачом и согласуется с пациентом. В случае нарушения пациентом установленных требований и неявки на прием (в том числе явки в неустановленное время или в нетрезвом состоянии), выплаченные пациентом суммы не подлежат возврату.

Претензии и споры, возникающие между пациентом и врачом, разрешаются по соглашению сторон или судом в соответствии с установленным законом порядке.

Правила оказания медицинских услуг в медицинском центре «Улыбка»:

-             Время посещения пациента врачом определяется по взаимному согласованию в будние дни c 9 до 18 часов.

-             Доктор самостоятельно планирует свои визиты к пациенту заранее.

-             Допускается проведение консультаций по телефону.

-             Пациенты должны соблюдать сроки проведения мероприятий. О переносе сроков Заказчик информирует компанию не позднее одного рабочего дня до установленной даты.

-             Пациент выполняет рекомендации врачей компании, а также представителей сторонних медицинских учреждений.

-             Медицинская помощь, обследования, консультации и иные мероприятия, проводимые в базовых учреждениях компании, осуществляются в соответствии с правилами внутреннего распорядка данных учреждений.

Закон о долговом праве точно определяет договорные принципы оказания медицинских услуг. На их основе врач обязан осмотреть и лечить пациента согласно правилам врачебной науки, информировать его о состоянии здоровья, о ходе лечения и о результатах. В случае необходимости врач должен направить пациента к специалисту или прибегнуть к помощи других врачей. Пациента можно осматривать и лечить только с его согласия, в случае с недееспособными и несовершеннолетними пациентами – с согласия их представителя. Исключение – если пациент находится без сознания и нуждается в неотложной помощи.

Врач обязан держать в тайне данные о пациенте и его заболевании, если нет согласия пациента на их разглашение и если пациент не является опасным для общества.

4. Бюджетные учреждения культуры в рыночных условиях хозяйствования

В условиях продолжающегося процесса реформирования экономики в стране, сфера культура как никакая другая, испытывает большие сложности. Более чем десятилетний эксперимент внедрения «новых условий хозяйствования» несмотря на огромные усилия (организационные, экономические, методические и др.) не дал желаемых положительных результатов, а, наоборот, привел к сокращению сети, оттоку квалифицированных кадров, не сумевших адаптироваться к условиям рынка, дальнейшему ухудшению материальной базы учреждений сферы культуры.

Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

Современная социально-экономическая ситуация, т.е. период перехода к рыночным отношениям и выработки механизмов их существования на новом этапе эволюции, обусловливает необходимость анализа проблем и перспектив развития культуры и искусства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что основой финансирования учреждений культуры и искусства являются следующие источники:

-             государственный бюджет;

-             бюджет местных и региональных органов;

-             благотворительные фонды;

-             спонсорство и благотворительная инициатива.[9]

Причем доля государственного бюджета в различных странах колеблется от 10—40% (в США) до 70—80% (в ряде европейских стран).

Изменение этих пропорций в пользу общественных фондов, спонсорства и благотворительных пожертвований достигается за счет введения системы налоговых льгот.

Несмотря на то, что многие организации культуры в той или иной степени имеют возможность зарабатывать средства, реализуя свой творческо-производственный продукт (услугу), все же жизнеспособность учреждений культуры по привычке советского периода, обеспечивается за счет средств государственного (регионального, местного) бюджета. Бюджетное финансирование сферы культуры всегда было более чем скромным, сфера культуры всегда финансировалась по остаточному принципу (особенно, начиная с 1996 года) как одна из «малозначительных» отраслей экономики. В то же время никто не отрицает необходимости удовлетворения потребностей большинства людей в культурных благах, таких как услуги библиотек, музеев, театров, кинотеатров и т.п. по ценам, доступным для всех социальных слоев населения. В сложившейся ситуации, в качестве обязательной помощи государства, требуется обеспечение социально-культурным минимумом населения, поэтому следует не сокращать, а лишь трансформировать различные организации социально-культурной сферы, где должны быть как дополнительные платные, так и гарантированные бесплатные услуги.

Государственные и муниципальные учреждения культуры в подавляющей части являются подведомственными органам управления культуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В государственной статистике совокупность таких учреждений включается в понятие «организации системы Министерства культуры Российской Федерации». К началу 2004 г. в этой системе находилось 104470 организаций культуры и искусства. В состав этих организаций входили: культурно-просветительные учреждения (101099, их доля составляла 97% от общего числа организаций культуры и искусства); библиотеки (48820); учреждения культурно-досугового типа: клубы, дома культуры и пр.

В России за минувшие годы создана определенная инфраструктура учреждений искусства (филармонии, театральные коллективы основных жанров, театры кукол, учебные заведения). Однако еще довольно слабо развита сеть музеев, выставочных залов, галерей, театральных помещений, концертных залов.

Сокращение бюджетного финансирования, недостаточная компенсация быстрой инфляции влечет за собой сужение сети учреждений искусства и культуры в связи с тем, что в настоящее время практически не существует правовой и экономической основы формирования иных источников финансирования.

Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование.

На эти цели ежегодно направляется не менее 2 процентов средств республиканского бюджета Российской Федерации.

Размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации и местных бюджетах не могут быть менее 6 процентов средств соответствующих бюджетов.[10]

Общие объемы государственного финансирования культуры из республиканского бюджета Российской Федерации, государственных бюджетов республик в составе Российской Федерации и местных бюджетов регулярно уточняются для возмещения дополнительных затрат, вызванных ростом цен, тарифов и ставок заработной платы.

С целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития культуры государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие культуры Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование культуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры). В указанные фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры.

Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах, которые утверждаются органами государственного управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов.

У любой бюджетной организации сферы культуры существует 4 возможных способа бюджетного финансирования:

1. Бюджеты текущего содержания – непосредственное выделение средств на текущее содержание бюджетных организаций из бюджетов различного уровня (сметно-нормативный порядок финансирования).

2. Целевые программы – это комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных заданий и мероприятий, направленных на решение определенной социально-значимой проблемы. Характерными особенностями программы являются: реальная достижимость к определенному сроку, возможность контроля за ходом ее осуществления

3. Финансовые, налоговые льготы – один из способов косвенного финансирования, когда бюджетной организации сокращают ряд эксплуатационных расходов, уменьшают ставки налогов, либо вообще освобождают от их уплаты.

4. Финансирование потребителя – один из возможных, но неприемлемых способов финансирования сферы культуры в нашей стране. В данном случае бюджетные финансовые средства могли бы перечисляться не на содержание организаций, а непосредственно населению.[11]

К внебюджетным источникам финансирования учреждений сферы культуры можно отнести: коммерческую деятельность предприятий и учреждений, международные проекты и программы (гранты, премии, стипендии), спонсорство, благотворительность, патронаж.

В таблице 4 представлены бюджетные расходы на поддержку учреждений культуры в целом по России и в Хабаровском крае.

Таблица 4

Бюджетное финансирование на поддержку учреждений культуры

в 2002-2005 годах

Виды расходов

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Млрд.

%

Млрд.

%

Млрд.

%

Млрд.

%

руб.

руб.

Руб.

руб.

Учреждения культуры

по России

4,8

0,88

8,5

9,3

0

10,4

Учреждения культуры

Хабаровский край

0,045

0,75

0,07

1,29

1,05

0

0,07

1,47

Что касается источников финансирования учреждений культуры в 2004 и 2005 годах, то их структуру можно представить следующим образом (рис.2.).

Рис.2. Источники финансирования учреждений культуры в 2004 – 2005 годах (млрд. руб.)

Таким образом, как видно из рисунка 2, в качестве основных источников финансирования социальной политики культуры и спорта в 2004 и 2005 годах можно рассматривать:

а) государственный бюджет, включающий в себя средства федерального и консолидированных бюджетов РФ – более 50% средств;

б) государственные внебюджетные социальные фонды - Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;

в) средства работодателей.

Так, в расходах консолидированного бюджета хабаровского края доля средств на социальную сферу в части культуры в общей сумме средств в социальную сферу составила: в 2002 году - 19%, в 2003 году - 21%, в 2004 году -14%. Обращает на себя внимание тот факт, что в течение этих лет ассигнования выделялись крайне неравномерно.

На сегодняшний день ни один из перечисленных способов финансирования нельзя назвать приоритетным, исчерпывающим. Постатейная калькуляция расходов учреждения – форма, через которую реализуется сметный порядок финансирования – способна обеспечить лишь выживание бюджетной организации в условиях рынка. Кроме того, жесткие рамки утвержденной перед началом финансового года сметы расходов бюджетной организации ограничивают ее и не позволяют выйти за пределы первоначально определенных и детально расписанных затрат.

Программно-проектная технология обладает рядом преимуществ, так как она адекватна специфике социально-культурной сферы, соответствует принципам и традициям демократии в выработке и принятии решений в общественной сфере, позволяет субсидировать только те организации, которые обосновывают необходимость осуществления проекта. Управление проектом в сфере культуры можно рассматривать как средство экономичного и рационального использования финансовых средств и эффективное социальное явление, имеющее актуальное значение в современной социально-экономической ситуации.

Одним из способов привлечения внебюджетных средств является фандрайзинг (fundraising) – деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых ресурсов из различных источников на реализацию значимых социально-культурных проектов, не имеющих коммерческой выгоды. В данной технологии тесно переплетаются интересы государственных органов власти, делового мира, общественности, возможности коммерческой и некоммерческой деятельности. В России фандрайзинг находится в стадии становления и развития.

Платные услуги являются частью деятельности муниципального учреждения (далее учреждения культуры) и регулируются ст. 47 и ст. 52 “Основ законодательства РФ о культуре”. Платные услуги предоставляются учреждениями культуры с целью сохранения, распространения и развития культуры, а также с целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития культуры города Хабаровска.

Платные услуги — это услуги, оказываемые учреждением по дополнительным программам. Платные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Учреждение культуры для организации платных услуг:

-             изучает потребность населения в платных услугах;

-             создает условия для предоставления платных услуг, т.е. предоставляет инвентарь, музыкальные инструменты, билеты и т.д.

-             заключает договор с заказчиком на оказание платных услуг, предусмотрев в нем: вид оказываемых услуг согласно приложению № 2 и стоимость услуг с учетом установленного в городе порядка.

-             на основании заключенных договоров директор учреждения издает приказ о работе по оказанию платных услуг, предусматривающий: ставки работникам учреждений, занятых оказанием этих услуг, определяет график их работы;

-             руководитель учреждения оповещает через средства массовой информации население об оказываемых услугах;

-             каждое учреждение оформляет стенды с информацией о своих платных услугах и тарифах, включая сведения о льготах.

Цены на массовые мероприятия, также входная плата за посещение музеев, выставок, дискотек, театров, кинотеатров рассчитываются централизованной бухгалтерией управления культуры и утверждаются отделом экономики администрации города Хабаровска.

Перечень платных услуг разрабатывается каждым учреждением культуры и утверждается главой города.

Контроль за организацией платных услуг, использованием доходов от них осуществляет управление культуры.

5. Анализ действующей практики финансирования расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие»

КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» является некоммерческой бюджетной организацией, утвержденной в соответствии с Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 27 августа 2001 г. №366 в целях содействия развития интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи, организации занятости, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в течение года, реализации оздоровительных и учебных программ.

Центр является учреждением социального назначения (детский центр интернатного типа), размещается в экологически безопасной для здоровья местности в приспособленных для детского отдыха помещениях, отвечающих санитарным и гигиеническим требованиям.

Учредителем Центра является Министерство имущественных отношений Хабаровского края. Контроль и руководство за деятельностью Центра осуществляет Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края.

КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» финансируется за счет бюджета Хабаровского края на основе сметы доходов и расходов. Содержание штата, оплата коммунальных и иных услуг обеспечивается за счет бюджета.

Имущество Центра находится в государственной собственности Хабаровского края и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

Деятельность Центра основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и обособленное имущество, обладает собственными правами и несет обязанности.

Предмет деятельности КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие»:

- реализация международных, региональных и собственных образовательных программ в сфере дополнительного образования;

- программ общего образования в период нахождения обучающихся в Центре;

- проведение оздоровительных и профилактических медицинских мероприятий;

- производство продукции, выполнение работ и услуг для удовлетворения общественных потребностей.

Целями осуществления деятельности КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» являются:

- формирование у детей, подростков и молодежи гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям;

- духовное, физическое развитие детей, подростков и молодежи, создание условий для развития индивидуальных способностей и наклонностей, формирование потребности к саморазвитию;

- социальная поддержка подростков и молодежи в профессиональном и личностном самоопределении, адаптация их к жизни в обществе;

- подготовка педагогических кадров, соответствующая методическая, научно-исследовательская деятельность;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга;

- участие в формирование заказа на образование.

Для достижения уставных целей Центр вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

- предоставление транспортных услуг (в том числе грузовые транспортные перевозки посредством транспорта, приобретенного за счет собственных средств);

- оказание консультативной помощи по юридическим, медицинским, методическим и другим вопросам);

- проведение платных курсов повышения квалификации педагогических работников, тематических семинаров и конференций;

- оказание платных услуг отдыхающим, предприятия и населению по всем направлениям деятельности Центра;

- осуществление различного рода рекламной, издательской и полиграфической деятельности с проведением оформительских, дизайнерских работ;

- осуществление сервисного обслуживания российских и иностранных делегаций, в том числе при проведении деловых переговоров, встреч, симпозиумов и тому подобных мероприятий;

- ведение не запрещенных законом внереализационных мероприятий, непосредственно не связанных с собственным производством, приносящих доход;

- организация, оборудование гостиничного комплекса, ведение гостиничного хозяйства, оказание услуг, входящих в гостиничный сервис, эксплуатация или аренда гостиничных зданий, спортивных сооружений, столовых, бань, саун и т.д.;

- организация торговли и общественного питания, реализация услуг в сфере бытового обслуживания, отдыха и питания;

- иная, не запрещенная действующим законодательством предпринимательская деятельность, направленная на реализацию уставных целей Центра.

Доходы от деятельности Центра относятся к предпринимательским лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в Центре и на непосредственные нужды обеспечения , развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Доходы от предпринимательской деятельности Центра и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, который входит в состав сводного баланса учреждения.

Общее руководство Центром «Созвездие» осуществляет генеральный директор, назначаемый и освобождаемы от должности Председателем Комитета по молодежной политике.

Участниками учебно-воспитательного процесса в учреждении являются дети, педагогические и медицинские работники.

В центре один главный корпус, включающий столовую, актовый и малый зал, учебные классы, пять жилых двухэтажных корпусов, каждый рассчитан на 64 ребенка, а также различные технические и административные постройки. Центр обеспечивает пятиразовое питание, медицинское обслуживание. В ночное время безопасность детей обеспечивается ночными вожатыми, круглосуточно работает пост милиции. В период школьных занятий функционирует общеобразовательная школа. Финансирование детского центра осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смета доходов и расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» составила: на 2003 год 33708 тыс. руб., в том числе заработная 10442 тыс. руб., что составляет 30,98% (10442/33708*100) в общей сумме. Из общей суммы расходов 27731 тыс. руб. приходится на бюджетные средства или 82,3% (27731/33708*100). На 2004 год 37292 тыс. руб., в том числе заработная плата 15826 тыс. руб., что составляет 42,4% (15826/37292*100). Из обще суммы расходов 30859 тыс. руб. приходится на бюджетные средства или 82,7% (30859/37292*100).

Таким образом, динамика роста расходов на содержание детского центра имеет положительную тенденцию, ее рост в 2004 году по отношению к 2003 году составил 110,6% (37292/33708*100). Динамика роста расходов на оплату труда работников центра также имеет положительную динамику, ее рост в 2004 году по отношению к 2003 году составил 151,6% (15826/10442*100).

Далее по данным смет доходов и расходов на 2003-2004 гг. проведем анализ расходов в разрезе статей бюджетной экономической классификации расходов (Таблица 6).

Таблица 6

Анализ расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» за 2003-2004 гг.

ЭКР

2003 год

2004 год

Изменения к

2003 г.

 

 

тыс. руб.

уд. вес к

тыс. руб.

уд. вес к

тыс. руб.

%

 

 

 

к общему

 

к общему

 

 

 

 

 

объему, %

 

объему, %

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

110110

Оплата труда гражданских служащих

10 442

30,98

15 826

42,44

5 384

11,46

110200

Начисления на оплату труда

3 799

11,27

5 843

15,67

2 044

4,40

110300

Приобретение предметов снабжения

3 764

11,17

4 168

11,18

404

0,01

110400

Командировки и служебные разъезды

35

0,10

57

0,15

22

0,05

110500

Транспортные услуги

485

1,44

863

2,31

378

0,88

110600

Оплата услуг связи

187

0,55

303

0,81

116

0,26

110700

Оплата коммунальных услуг

3 420

10,15

4 851

13,01

1 431

2,86

111000

Прочие текущие расходы на закупки товаров

4 063

12,05

2 814

7,55

-1 249

-4,51

240000

Приобретение оборудования и предметов

 длительного пользования

7 513

22,29

2 567

6,88

-4 946

-15,40

 

Итого расходов

33 708

100,00

37 292

100,00

3 584

0,00

Анализ расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» за 2003 – 2004 гг. показал, основная доля расходов приходится на заработную плату: в 3003 году удельный вес в общей сумме расходов вместе с начислениями составил 42,25%, в 2004 году 58,11%, рост суммы расходов на оплату труда в 2004 г.

по отношению к 2004 г. составил в абсолютном значении 7428 тыс. руб., удельный вес на 15,86% (Рисунок 4).

Рис.4. Динамика расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие»

Приобретение предметов снабжения, занимают в 2003 г. 11,17% в 2004 г. 11,18% в общей сумме расходов. Отмечена небольшая положительная динамика: в 2004 году по отношению к 2003 году сумма увеличилась в абсолютном значении на 404 тыс. руб., удельный вес на 0,01%.

В 2004 году увеличились расходы на командировочные и служебные разъезды. В 2003 году их удельный вес составлял 0,1%, в 2004 году 0,15%, рост расходов составил 22 тыс. руб., доля увеличилась на 0,05%.

Динамика расходов на транспортные услуги также имеет положительную тенденцию. В 2003 году их доля составила 1,44%, в 2004 году 2,31%, рост расходов составил 378 тыс. руб., доля увеличилась на 0,88%.

Расходы на оплату услуг связи увеличились в 2004 году на 116 тыс. руб., доля увеличилась на 0,26%.

Возросла доля расходов на оплату коммунальных услуг, если в 2003 году она составляла 10,15% в общей сумме расходов, то в 2004 году составила 13,01%, рост составил 2,86%, в абсолютном значении расходы увеличились на 1431 тыс. руб.

В 2004 году снизилась доля затрат на 4,51% на прочие расходы на закупки товаров и на 15,4% на приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

В целом динамика расходов имеет положительную тенденцию, что можно рассматривать как положительный фактор.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности функционирования бюджетных учреждений в рыночных условиях хозяйствования.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Дано понятие и описана сущность бюджетных учреждений;

-             Рассмотрены особенности бюджетных учреждений образования в рыночных условиях хозяйствования;

-             Рассмотрены особенности бюджетных учреждений здравоохранения в рыночных условиях хозяйствования;

-             Рассмотрены особенности бюджетных учреждений культуры в рыночных условиях хозяйствования;

-             Проанализированы особенности финансирования КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие».

Системе учреждений бюджетной присущи следующие недостатки:

-             Непрозрачность финансового планирования. Агрегированные показатели закона о бюджете и даже бюджетной росписи не характеризуют обоснованность расходов.

-             Затратный принцип финансирования. Отсутствие стимулов к снижению затрат.

-             Негибкость системы исполнения сметы расходов. Отсутствие оперативного механизма изменения сметы.

-              Система норм и нормативов не учитывает территориальную дифференциацию.

В практической части работы рассмотрены особенности финансирования КГОУ «Детский центр «Созвездие», созданного с целью гражданского, социально-экономического и духовно-нравственного развития молодежи Хабаровского края. Анализируя сметы расходов за период 2002-2004 гг. можно отметить положительную динамику роста бюджетных средств на финансирование КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие»: в 2003 год 33708 тыс. руб.; в 2004 год 37292 тыс. руб.

Список литературы

1.           Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145 – ФЗ. – Справочная система Гарант 2004.

2.           Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. - Справочная система Гарант.

3.           Федеральный закон РФ от 10 июля от 19992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 20.07.2004 № 68-ФЗ). - Справочная система Гарант.

4.           Закон «Основы законодательства Российской Федерации о Культуре» от 9 октября 1992 года N 3612-1 (с изменениями от от 23 июня 1999 года N 115-ФЗ). - Справочная система Гарант.

5.           Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства". - Справочная система Гарант.

6.           Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002.

7.           Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003.

8.           Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

9.           Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.

10.      Абдулаев М. И., Комаров С. А. Финансы бюджетных учреждений.- СПб.: Питер, 2004.

11.      Бюджетные учреждения. / Л.А. Дробозина и др.-М.: Финансы ЮНИТИ, 2003.

12.      Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.

13.      Белов А. Н. Финансы учреждений непроизводственной сферы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004.

14.      Жоромская М.М., Долгая В.М. Бюджетные организации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2004.

15.      Попов Е. Среднее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы финансирования // Финансы. — 2003. — № 2. — С. 33 - 49.

16.      Голубева М.А. Особенности финансов в бюджетных организациях// Главбух. - 2003 .- №12. - С.22-28.

17.      www.khabkrai.ru/about/education.html Официальный сайт администрации Хабаровского края.


[1] Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145 – ФЗ. – Справочная система Гарант 2004. – ст. 161.

[2] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Финансы бюджетных учреждений.- СПб.: Питер, 2004. – с. 29.

[3] Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002. – с. 249.

[4]Федеральный закон РФ от 10 июля от 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 20.07.2004 № 68-ФЗ) – ст.3.

[5] Белов А. Н. Финансы учреждений непроизводственной сферы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 183.

[6] Попов Е. Среднее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы финансирования // Финансы. — 2003. — № 2. — С. 42.

[7] Жоромская М.М., Долгая В.М. Бюджетные организации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2004. – с. 215.

[8] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Финансы бюджетных учреждений.- СПб.: Питер, 2004. – с. 107.

[9] Голубева М.А. Особенности финансов в бюджетных организациях// Главбух. - 2003 .- №12. - С.24.

[10] Закон «Основы законодательства Российской Федерации о Культуре» от 9 октября 1992 года N 3612-1 (с изменениями от от 23 июня 1999 года N 115-ФЗ). - Справочная система Гарант. – ст. 45.

[11] Жоромская М.М., Долгая В.М. Бюджетные организации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2004. – с. 148.