Приложение 1
Система принципов формирования, реализации и развития управления отбором и наймом
Название принципа |
Содержание принципа |
Общие принципы отбора и найма |
|
Эффективность |
Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию кампании. Затраты, связанные с отбором и наймом, должны быть меньше на эффект, получаемый организацией благодаря их удачному проведению |
Соответствие целям предприятия |
Обусловливает обеспечение стабильной структуры персонала и одновременно приток новых идей в организацию для реализации ее текущей и перспективной производственной программы. |
Прогрессивность и оперативность |
Соответствие механизма проведения отбора и найма передовым отечественным и зарубежным аналогам. Своевременное принятие решений по совершенствованию процедуры отбора и найма, а также предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения. |
Научность |
Всестороннее полагание на достижения науки в области отбора и найма, учет изменения законов развития общественного производства и потребностей кандидатов в рыночных условиях |
Сочетание ожиданий кандидата и предприятия |
Удовлетворение ожиданий привлеченного сотрудника не в ущерб выполнению производственных задач организации и балансу ее психологического климата |
Динамизм |
Сочетание стабильности и мобильности |
Конфиденциальность |
Осуществление отбора и найма на условиях доверительности, неразглашение сведений о кандидатах непричастным к найму сотрудникам, другим предприятиям и организациям, посторонним лицам. |
Комфортность |
Обеспечение максимума удобств для творческого процесса обоснования, выработки, принятия и реализации решений отборочной комиссии и кандидатов в ходе проведения кампании отбора и найма |
Принципы формирования и организации предварительного этапа отбора и найма |
|
Ясность |
Честное отражение этапов работы в описании и всех обязанностей |
Указание возможностей |
Определение возможностей и характера (природы) работы с включением всех наиболее важных отношений и перспектив |
Определенность |
Выбор наиболее определенных терминов для характеристики вида работы, степени ее сложности, требуемых навыков, стандартизованности проблемы, ответственности за каждую стадию работы, уровня материальной ответственности |
Простота и краткость |
Чем проще, кратко (но емко) и структурированно сформулировано описание работы, тем легче оно для восприятия кандидатами и экспертами-оценщиками |
Формирование рекламы |
|
Внимание |
Объявления, напечатанные с малым интервалом, маловыразительны и теряются, в то время как с широкими страницами или пустыми, местами выделяются. По той же причине выделяются в объявлениях ключевые фразы |
Интерес к работе |
Может быть сформирован оригинальной характеристикой предстоящей деятельности кандидатов, акцентирующей выгодное месторасположение предприятия, его положительный имидж, возможность «процветания» работников |
Желание |
Для пробуждения желания к работе делается упор на такие факторы, как удовлетворение, развитие карьеры, возможность путешествовать, общаться с профессионалами за пределами организации и т.п. Обращение в рекламе к определенной аудитории: инженерам, учителям, выпускникам школ и др. |
Действие |
Объявление должно побуждать к действию через фразы в повелительном наклонении: «звоните нам сегодня», «приходите сейчас», «высылайте документы тотчас» и т.п. |
Принципы формирования и организации процедуры отбора и найма |
|
Невозможность действенного отбора претендентов без знания требований к вакантной должности |
Необходимость определения набора знаний и профессиональных навыков для занимающего открытую для найма позицию, выявление способа поведения и действия кандидата в рабочей группе, к которой предполагается его прикомандировать |
Отбор претендентов не всегда может соответствовать жестким требованиям вакантной должности |
На практике наиболее пригодных кандидат – это не всегда абсолютная копия сформированного предприятием идеального портрета, поэтому отбор необходимо проводить с позиции лишь относительного сходства характеристик |
Необходимость избегать сознательных и несознательных субъективных влияний на отбор претендентов |
Протекции и предубеждения по отношению к кандидату являются следствием «перенесенных заблуждений» оценщика и этим они могут фальсифицировать объективный отбор |
Отбор не будет эффективным без анализа окружающей среды по отношению к занимаемой должности |
Окружающая среда – сотрудники, коллеги, начальство, культура предприятия могут впоследствии стимулировать или тормозить успешность нового работника |
Принципы оценки кандидатов при отборе и найме |
|
Попытка достижения наивысшей степени объективности |
Реальна при применении смешанных методов оценки и привлечения для отбора адресно-ориентированных экспертов-профессионалов |
Соизмерение затрат и процедур со значимостью должности |
Чем более ответственна работа и большую ценность представляет для предприятия ее выполнение, тем более сложным бывает отбор |
Структурированная форма интервью |
Уменьшается вероятность влияния на мнение интервьюера неблагоприятной информации, сохраняются в памяти полученные в ходе беседы данные и факты, есть возможность задавать одни и те же вопросы всем кандидатам |
Концентрация на тех чертах кандидата, которые можно наиболее полно раскрыть в процессе интервью |
Уровень интеллекта кандидата, его способность к общению с другими людьми, мотивация к работе |
Побуждение кандидата к общению и рассказу «о себе» |
Этому способствует непринужденная обстановка в начале беседы, рассказ кандидату об организации и работе, уход от постановки прямых вопросов |
Результат отбора – выявление кандидатов, наилучшим образом подходящих для данной организации |
Предполагается выбор не лучшего из состава претендующих на должность, а наиболее пригодного |
Потенциальная имитация |
Каждый отобранный работник должен быть готов заменить любого отсутствующего коллегу данной профессионально-профильной рабочей группы |
Систематичность |
Принятие во внимание информации всех ступеней отбора, внутренних кандидатов в сравнении с внешними |
Обеспечение равных возможностей занятости |
Необходимо быть готовым к демонстрации вышестоящему руководству используемых в интервью вопросов, объяснению процедуры отбора, сбора информации о количестве принятых и предполагаемых к найму несовершеннолетних кандидатов |
Отложение принятия решения и коллегиальность |
Принятие решения должно базироваться на анализе сделанных в ходе отбора и сохраненных записей. Чем больше времени затрачивает интервьюер на беседу, тем меньше вероятности принятия ошибочного решения |
Своевременное и согласованное подключение к отбору и оценке Совета предприятия |
Профессионалы-менеджеры службы персонала работаю с тесном контакте со специалистами функциональных отделов с вакансиями и прикомандированными представителями Совета предприятия |
Принципы, определяющие направления развития системы отбора и найма |
|
Ориентация на потребителя и клиента |
Означает отбор в организацию работников, способных к риску, самостоятельности в принятии нестандартного решения, «прополке и окучиванию» клиента, владеющих навыками коммуникации, креативным и масштабным мышлением |
Приоритет длительной перспективы над текущими задачами |
Отбор с задачами «длительной перспективы» предполагает ориентацию на качество образования и личностный потенциал работников; текущие задачи – соответствие работника требованиям рабочего места, функциям, задачам, должностным обязанностям, условиям труда, рабочему поведению |
Социально-личностная мотивированность кандидата |
Предполагает принятие во внимание таких тенденций как стремление к саморазвитию и удовлетворению жизнью, снижающуюся готовность к подчинению и значению работы как обязанности, рост значимости свободного времени и др. |
Физиологическая мотивированность кандидата |
Исходит из увеличивающейся потребности сохранения физического здоровья, ментальности, высокой оценки «неразрушенной» природы |
Легальная защищенность |
Соблюдение законов о расовой и половой дискриминации при найме, требований профсоюзов |
Взвешенный компромисс |
Требует разумного подхода к компромиссу при отборе и найме, принятие во внимание, что компромисс возможен при профессиональном дефиците (например, отсутствии знаний одного языка программирования), что можно до определенной степени затем ликвидировать, и едва ли возможен или вообще невозможен при дефиците «желаний и потребностей»: мотивов, побуждений, обязательств кандидатов |
Перспективность |
Предполагает проведение оценки кандидата с точки зрения теории человеческого капитала, через выяснение продуктивного долголетия работника в организации |
Интернациональность |
Принятие во внимание глобализации рынков труда и формирование интернационального персонала предприятий, что требует совершенствования процедур отбора с учетом «мультикультурной папки отборочных документов», гетерогенной ментальности, неоднородности профессионализма и понимания рабочего поведения |
«Пожизненная занятость» |
Предполагает развитие механизмов планирования карьеры и «пожизненной занятости» для ключевых работников с целью реализации их потребности в сопричастности, творчестве в работе, защите «ноу-хау» от конкурентов |
Приоритет косвенного отбора над прямым |
Требует разработки и применения методов отбора, опосредованно формирующих оценку пригодности кандидата в силу изменения ментальности, потребностей нанимающихся и их отношения к соблюдению прав личности |
«Сохранение лица» |
Предполагает продуманный, правовой отбор кандидатов, не нарушающих этических норм, прав человека и тем самым сохраняющий и формирующий положительный имидж предприятия в его связях с общественностью |
Приоритет функциональных отделов над службами персонала |
Перенесение центра тяжести по отбору и найму на отделы с вакансиями при овладении их руководством соответствующими знаниями, навыками и техниками по персонал-менеджменту |