Содержание

Введение. 3

1. Сущность и функции государства. Элементы государства. 4

2. Формы государственного правления и государственного устройства. 9

3. Современное российское государство, его характеристика. 11

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

Таким образом, целью данной работы  является рассмотрение государства как формы организации социальной жизни.

1. Сущность и функции государства. Элементы государства

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

По нашему мнению, государство - это особая организация власти в обществе, обладающая следующими обязательными признаками:

1. Наличием собственной территории.

В условиях первобытнообщинного строя общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или ному роду или племени. С образованием государства публичная (государственная) власть начала распространяться на население в зависимости от территории проживания.

Каждое государство имеет строго определенную территорию, а население, проживающее на данной территории, превращается в подданных или граждан государства. Под территорией принято понимать определенное пространство, включающее в себя:

- землю и недра (сухопутная территория);

- морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию соответствующего государства, реки, озера, искусственные водохранилища (водная территория);

- воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория);

- объекты, приравненные к территориям государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, посольства и дипломатические миссии данного государства в других странах).[1]

Территория государства является своего рода материальной базой, без которой оно не может существовать.

2. Наличием публичной (государственной) власти.

В каждом государстве существует выделенный из общества аппарат власти, управления и принуждения, состоящий из профессиональных работников, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Свои должности эти люди занимают, как правило, путем избрания или назначения. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ. Аппарат принуждения состоит из особых отрядов специально подготовленных, вооруженных и облеченных властью людей. Государственная власть выступает от имени всего народа. Для того чтобы эффективно управлять, государство имеет специальные средства - места лишения свободы, оружие, технику, специальные органы принуждения, идеологию, право. В догосударственную эпоху власть имела общественный характер. Управленческие и властные функции в роду, племени или фратрии осуществляли люди, не выделяющиеся из общества и занятые наравне со всеми производством или добычей материальных благ. В обществе не было людей, которые бы только властвовали и управляли, а не участвовали непосредственно в производительном труде.

Высшим органом управления, принимающим наиболее важные решения, было общее собрание членов рода, племени. Оперативное управления делами осуществляли самые уважаемые члены рода или племени - старейшины и жрецы. Их власть опиралась на моральный авторитет, уважение, традиции и обычаи членов того или иного объединения.

3. Суверенитетом.

Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, а также ее самостоятельность и независимость на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть выступает от имени всего общества и распространяется на всех лиц, проживающих на определенной территории, а также обладает монополией на. применения насилия и установление общеобязательных правил поведения. Самостоятельность государственной власти на международной арене подразумевает ее способность независимо от Других государств формулировать и осуществлять как внешнюю" так и внутреннюю политику. Суверенитет - обязательный признак государства. Страна, не имеющая суверенитета, - колония дли доминион.[2]

4. Принудительным взиманием налогов и иных обязательных платежей. Государство устанавливает размер налогов и иных обязательных платежей, определяет процедуру их взимания и устанавливает ответственность за нарушение этих требований. Налоги, сборы, займы необходимы для того, чтобы осуществлять социальную политику государства (поддержка здравоохранения, культуры, образования и т. д.) и содержать государственный аппарат.

5. Наличием собственных символов, атрибутов и памятных дат. Каждое государство имеет свой гимн, герб, флаг, особенные формы обращения людей друг к другу, традиции и обычаи.

Рассмотрев подробно основные признаки государства, можно дать более широкое определение этого понятия.

Государство - это организация публичной политической власти экономически доминирующего класса, которая обладает профессиональным аппаратом управления, обособленным от общества, и навязывает с помощью специальных, средств и мер свою волю населению.

Функциями называют основные направления (стороны) деятельности государства. Функции характеризуют качественные свойства государства:

Характеристика функций государства:

1) каждая функция имеет свое содержание, включающее определенные виды деятельности государства.

2) реализация функций государством обеспечивает выполнение определенных целей. Они могут быть провозглашены в основном законе (конституции) государства.

3) в ходе выполнения своих функций, при движении к определенным целям государство вынуждено решать определенные задачи.

При выполнении каждой функции государство вынуждено реализовать разные цели и решать множество задач. Они могут вступать в противоречие между собой:

4) при осуществлении функций используются различные средства: материальные (деньги, производственные мощности, земля, полезные ископаемые); организационные (аппарат государства); идеологические; правовые.

5) функции выполняются в определенных формах;

6) они осуществляются определенными методами.

Характер функций государства определяется его сущностью, целями, задачами, интересами доминирующих групп и общества в целом. Поэтому через анализ функций государства мы даем характеристику его классово-групповой и общесоциальной стороны сущности.

Формы реализации функций связанные с правом (правовые):

1) правотворчество - издание нормативных актов, обязательных для исполнения всеми. Внешняя политика оформляется путем принятия двусторонних и многосторонних договоров.

2) правоисполнение - деятельность, заключающаяся в реализации норм права государственными органами.

3) правоохрана (правообеспечение) - деятельность по контролю (надзору) за исполнением норм права всеми и привлечению правонарушителей к ответственности.[3]

Не правовая форма осуществления функций государством. Произвол - деятельность, не урегулированная нормами права. Чаще применяется при ведении войн, осуществление революционных преобразований.

Методы осуществления функций государства:

1) насилие (принуждение). Чаще всего применяется при ведении военных действий, подавления восстаний народа, в борьбе с преступностью.

2) ненасильственные методы воздействия: воспитание, убеждение, поощрение, запугивание, вступление в соглашения, обман. Воздействие может осуществляться на сознание или психику людей.

Функции классифицируются по различным основаниям.

Классификация функций по степени важности:

а) основные;

б) не основные, второстепенные.

Классификация функций по сферам общественной жизни:

1) экономические функции. К ним относятся направления деятельности, связанные с производством, распределением и обменом материальных благ;

2) политические функции. Включают в себя деятельность по организации власти в стране;

3) идеологические функции. Это деятельность государства по сбору, хранению и распространению информации. Часто она направлена на формирование общественного сознания;

4) иногда выделяют отдельно социальную функцию государства. Классификация функций по границам деятельности государства и субъектам, которых она касается:

1) внешние функции: дипломатия, внешнеэкономическая деятельность, ведение войн, развитие культурных и научных связей, разведка, поддержание мирового правопорядка;

2) внутренние функции по урегулированию внутренней жизни страны: регулирование экономики, внутриполитических отношений, развитие науки, культуры, образования.

Классификация функций по продолжительности действия: 1) постоянные: регулирование торговли, строительства; 2) временные: отражение военного нападения.

2. Формы государственного правления и государственного устройства

Форма государства - это внешняя организация власти в стране. Форма государства складывается из трех составляющих: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.[4]

Форма правления - это организация высших органов власти в государстве. Зная форму правления в государстве можно ответить на вопросы: кто правит, т. е. какие органы осуществляют верховную власть в стране (президент, король, царь, дума)? как высшие органы государства взаимодействуют между собой? каков порядок их формирования и роспуска и какова степень ответственности этих органов перед обществом?

Выделяются следующие основные виды форм правления:

1. Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве юридически принадлежит одному лицу, представителю правящей династии (король, царь, султан, эмир, раджа, шах, император). Монарх, как правило, получает свою власть по наследству.

Признаки монархии:

- существование единоличного главы государства;

- бессрочное правление;

- безответственность монарха;

- наследственный порядок передачи власти.

Монархические государства: Великобритания, Швеция, Саудовская Аравия, Япония, ОАЭ.

2. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются населением на прямую, либо формируются представительным общенациональным органом.

Признаки республики:

- коллективное правление, которое осуществляется не одним лицом, а системой государственных органов;

- взаимоотношения между высшими органами государственной власти построены по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- представительные органы власти и отдельные должностные лица избираются на определенный законом срок;

- высшие органы государственной власти несут ответственность перед народом.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государства, а также характер взаимоотношений центральных и региональных органов.

Существуют три основные формы государственного устройства:

1. Унитарное государство (Великобритания, Япония, Финляндия) - это единое слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

Признаки унитарного государства:

- наличие единой конституции, нормы которой распространяются на всю территорию государства без каких-либо изъятий и ограничений;

- единая система высших государственных органов, власть которых распространяется на всю территорию государства;

- единое гражданство;

- единая система права;

- единая судебная система;

- территория подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не наделяются самостоятельностью.

2. Федеративное государство (Россия, США, Бразилия, Мексика) - союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (субъектов), каждое из которых имеет собственную компетенцию, систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти, бюджет, законодательство, собственность.

3. Конфедеративное государство - временная форма союза государств, которые объединяются для достижения определенной цели, но сохраняют свой суверенитет в полном объеме.[5]

3. Современное российское государство, его характеристика

Конституция России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.[6]

Здесь сформулировано четыре принципа организации государственной власти.

Первый принцип - это демократичность.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ. В Российской Федерации участие народа в осуществлении государственной власти осуществляется в различных правовых формах, закрепленных Конституцией: референдум (ст. 3), свободные выборы (ст. 3), участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32), местное самоуправление граждан (ст. 12).

Демократичность государства проявляется в том, что граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Конституцией РФ и законодательством предусмотрена выборность, непосредственно населением, законодательной власти (ст. ст. 94-97), представительных органов местного самоуправления (ст. 130), таких руководящих должностных лиц, как Президент РФ (ст. 81), главы администраций субъектов федерации. Участие представителей народа в осуществлении судебной власти в качестве народных и присяжных заседателей предусмотрено в ст. ст. 32, 47, 123 Конституции РФ.

Второй принцип - это республиканская форма правления.

Республиканская форма правления - принцип внутренней организации государственной власти, непосредственно связанной с демократией. Он характеризует государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими выборными (т. е. представительными) органами. Кроме того, представительные органы избираются на определенный срок, а решения в коллегиальных органах (состоящих из трех и более депутатов) принимаются голосованием большинством голосов. Такая форма правления отличается от монархии, где власть целиком или частично принадлежит одному лицу и  как правило, передается по наследству, и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть.

 Главой государства в Российской Федерации является ее президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (ст. ст. 80, 81), а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации составляется из двух представителей от каждого субъекта РФ: по одному из представительного и исполнительного органов государственной власти, а другая - Государственная Дума, избирается населением сроком на четыре года (ст. ст. 94, 95, 96).[7]

Итак, исходя из положений ст. 1 Конституции РФ, по форме правления Россия - республика. Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо или формируются парламентом. Существуют две основные разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточенны в руках президента. А в парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента, перед парламентом правительство ответственно за свою деятельность.

Какая же форма правления существует в нашей стране - президентская или парламентская? В прямом, классическом виде - ни президентская, ни парламентская. Думается, что в России парламентско-президентская форма правления. Президент избирается народом, имеет полномочия, позволяющие, ему действовать независимо от правительства и в то же время наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.

Третий принцип - Российская Федерация как федеративное государство.

Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой суверенная власть государства разделена между центральными, т. е. федеральными органами власти, входящих в федерацию государственных образований - субъектов федерации.

Субъекты федерации - территориальные единицы, подобные государству по статусу, обладающие не всеми, но некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации, обладающие определенной частью суверенитета, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Государственная власть разделена между центральными общегосударственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами членов федерации, представляющими интересы данных регионов и соответствующего им населения.

Согласно Конституции 1993 г. Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с общефедеральными органами. Это республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Принципы распределения власти по территории, т. е. принципы федерального устройства, закрепляются в Конституции РФ. Такими принципами согласно ст. 5 Конституции РФ являются: " государственная целостность, единство системы государственной власти, "открытость" (т. е. возможность принятия нового субъекта), равноправие и самоопределение народов, возможность изменения статуса субъекта, равноправие субъектов федерации в отношениях с федеральными органами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации".

Принцип федерализма дает правовую гарантию целостности, как территории Федерации, так и территорий ее субъектов, где обязательным условием федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.

И, наконец, четвертый принцип - Российская Федерация как правовое государство. Правовое государство - государство, само ограничивающее свою власть правом, т. е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочивания, стабилизации жизни людей. Правовое государство “связано” правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. А нормы, выражающие меру прав и свобод, должны быть зафиксированы в Конституции и законах.

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:

- верховенство закона (в правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон; Конституция РФ, ее положения обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности);

- взаимная ответственность государства и личности (важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов; все вместе взятое делает государство  ответственным перед гражданином, в свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 2, 3, 6 Конституции РФ);

- разделение властей (это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью; данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельно.”);

- гарантия прав и свобод личности (реальная гарантия прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства, принцип которого закреплен в статье 2 Конституции РФ: “ Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения).[8]

Кроме того, важнейшая характеристика права - это отражение в его содержании возможных для реализации потребностей общества (народа), прав и свобод человека, легитимность, т. е. одобрение народом. Закон, принятый не легитимной властью, игнорирующий интересы народа, свободы человека, может быть и не правовым (например, нормативные акты, согласно которым ссылке и иным репрессиям подвергались члены семей осужденных за государственные преступления). Именно в Конституции страны должны быть сформулированы основные принципы права, которые могут и должны использоваться как критерии проверки “правового” и “не правового” в действиях государственной власти, прежде всего принятых ею законодательных актах. Конституция страны и должна выступать тем исходным правовым законом, который содержит в себе свод принципов национального права. Поэтому верховенство Конституции РФ в правовой системе страны (ст. 4, 15), как и верховенство права (ст. 1) должны служить одной общей цели - подчинению государственной власти, законов и подзаконных нормативных актов, деятельности государственных органов, должностных лиц, т. е. праву как общепризнанному социальному порядку, обеспечивающему нормальное свободное прогрессивное развитие общества, позволяющему сочетать, учитывать и разграничивать возникающие в обществе многообразные интересы; мирным, ненасильственным путем разрешать социальные проблемы (конфликты и споры). Указанные в части первой ст. 1 Конституции  характеристики РФ как государства, только взятые в совокупности, выражают его политико-юридическую природу. Они дополняют и уточняют друг друга, находятся во взаимозависимости.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены аспекты государства как формы организации социальной жизни.

Государство не может существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимаются система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история свидетельствует, что на разных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

Так, раннее капиталистическое государство опиралось на свободную (стихийную) рыночную экономику, безраздельно господствующую частную собственность. Это дестабилизирующе действовало на общество: частная собственность порождала острую классовую борьбу, революционные выступления пролетариата, стихийный рынок - разрушительные кризисы. После крупных политических и экономических потрясений первой половины XX в. под давлением трудящихся государственно-правовое регулирование в экономической сфере было значительно усилено, что повлекло кардинальные изменения в данной сфере. Наряду с частным капиталом появились и получили развитие государственная, кооперативная и особенно акционерная собственность. Государство взяло на вооружение такие методы управления, как планирование и прогнозирование экономических процессов, стало проводить глубокую финансово-налоговую и кредитную политику. Все это обусловило появление у него новой основной функции - регулирования экономики в антикризисных целях, в интересах упрочения и развития общества. Параллельно с экономической государство стало выполнять и социальную функцию - принятие пенсионного законодательства, установление пособий безработным, минимальной заработной платы и др. Под воздействием государственно-правового регулирования общество обрело как бы второе дыхание.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.

2.           Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.

3.           Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004.

4.           Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

5.           Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.

6.           Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Знак, 2002.

7.           Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – Саратов: Юником «+», 2004.

8.           Теория государства. Учебник для вузов. / Под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 2004.

9.           Хропонюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Наука, 2003.


[1] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Знак, 2002. – с. 105.

[2] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.  – с. 212.

[3] Хропонюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Наука, 2003. – с.195.

[4] Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – Саратов: Юником «+», 2004. – с. 153.

[5] Хропонюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Наука, 2003. – с. 184.

[6] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант. – ст.1.

[7] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 42.

[8] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004. – с. 164.