Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования и особенности деятельности (на примере г. Челябинска)

Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1 Сущность и структура представительного органа местного самоуправления  5

1.1 Значение представительного органа в структуре органов местного самоуправления. 5

1.2 Порядок формирования представительного органа. 6

1.3 Компетенция представительного органа. 9

1.4 Организация деятельности представительного органа. 14

2 Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования и особенности деятельности (на примере г. Челябинска) 17

2.1 Структура и особенности деятельности городской Думы.. 17

2.2 Организация деятельности Челябинской городской Думы.. 27

Заключение. 33

Список использованной литературы.. 34

Введение

Представленная работа посвящена теме «Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования и особенности деятельности».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования и особенности деятельности» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем  данной тематики.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования и особенности деятельности» определяют несомненную новизну данной работы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования и особенности деятельности» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения проблемы «Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования и особенности деятельности» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Цель работы - исследовать значение представительного органа местного самоуправления.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:

1. Отразить порядок формирования представительного органа.

2. Изучить компетенцию представительного органа.

3. Изучить организацию деятельности представительного органа.

4.Исследовать представительный орган местного самоуправления на примере субъекта России.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились труды ученых-экономистов и учебные пособия по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме «Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования и особенности деятельности» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

1 Сущность и структура представительного органа местного самоуправления

1.1 Значение представительного органа в структуре органов местного самоуправления

Для обеспечения исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, определенных Федеральным законом, в муниципальных образованиях формируются органы местного самоуправления. В структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (обязательные органы местного самоуправления), а также контрольный орган, иные органы и выборные должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется представительным органом, либо населением на местном референдуме и закрепляется в уставе муниципального образования[1].

В структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому необходимы дополнительные меры по усилению представительной функции этого органа. На первый план должно выходить выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование гражданской позиции населения. Представительный орган должен являться своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования.

Наименования представительных органов муниципальных образований различны. Чаще всего - дума (городская, сельская или поселковая), городское собрание.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Представительный орган обладает правами юридического лица. Представительный орган муниципального образования имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях[2].

1.2 Порядок формирования представительного органа

Представительные органы муниципальных образований формируются на основе всеобщего участия населения, прежде всего путем выборов. Порядок формирования представительных органов для поселений и для муниципальных районов может быть различен. Представительный орган поселения всегда состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Единственным исключением из этого правила являются представительные органы малочисленных поселений. Если же в таком малочисленном поселении проживает менее 100 человек, обладающих избирательным правом, то в этом случае представительный орган поселения не формируется и полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 35) предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района.

Основным для большинства муниципальных районов является первый вариант, согласно которому представительный орган избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Следует заметить, что положение, согласно которому число депутатов представительного органа муниципального района, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района, противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части необходимости соблюдения примерного равенства избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10% (п. 4 ст. 18) и тем самым нарушает принцип равного избирательного права. В данном случае Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исходит из необходимости представительства в выборных коллегиальных органах муниципального района не только избирателей как отдельных лиц, но и муниципальных образований. В этой связи число мандатов в представительном органе муниципального района не обязательно должно полностью соответствовать численности избирателей соответствующих поселений[3].

Согласно второму варианту, представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, представительный орган муниципального района формируется, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о таком порядке формирования представительного органа оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с рассмотренным нами первым вариантом[4].

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования. При этом в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена минимальная численность депутатов представительного органа поселения, которая жестко привязана к численности населения соответствующего поселения. Такая численность не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек - при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек - при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек - при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек[5].

1.3 Компетенция представительного органа

Представительные органы обладают значительным набором полномочий в различных сферах жизни соответствующего муниципального образования: в организации деятельности органов местного самоуправления, в области бюджета, экономических и финансовых отношений, в области землепользования, природопользования, охраны окружающей природной среды, объектов природы, истории и культуры и др.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

·        принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

·        утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

·        установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

·        принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

·        определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

·        определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

·        определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

·        определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

·        контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Среди таких полномочий можно назвать следующие:

·        принятие решения о назначении местного референдума;

·        назначение выборов депутатов представительного органа муниципального образования;

·        назначение выборов главы муниципального образования;

·        дача согласия на назначение на должность отдельных должностных лиц администрации муниципального образования;

·        осуществление права законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации;

·        заслушивание отчетов должностных лиц администрации муниципального образования и руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций о текущей работе и внесение главе муниципального образования представлений по их отчетам;

·        установление порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

·        утверждение документов территориального планирования муниципального образования и иной градостроительной документации;

·        назначение в соответствии с уставом муниципального образования голосования по отзыву депутата представительного органа, главы муниципального образования, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, а также преобразования муниципального образования;

·        установление в соответствии с уставом муниципального образования порядка реализации правотворческой инициативы граждан;

·        назначение в соответствии с уставом муниципального образования публичных слушаний, проводимых по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;

·        определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения опроса граждан, назначение опроса граждан;

·        определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения собрания граждан, а также полномочий собрания граждан, назначение собрания граждан, проводимого по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;

·        определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения конференций граждан, назначение конференций граждан, проводимых по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;

·        установление в соответствии с законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального района;

·        утверждение структуры администрации муниципального образования;

·        формирование контрольного органа муниципального образования, определение порядка его работы и полномочий;

·        определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством;

·        утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия представительного органа муниципального образования;

·        определение порядка предоставления и изъятия земельных участков в соответствии с земельным законодательством;

·        установление правил проведения открытого конкурса по размещению муниципального заказа, финансируемого за счет местного бюджета на выполнение работ (оказание услуг), внесение в них изменений и дополнений;

·        установление порядка привлечения заемных средств, в том числе за

Осуществление контрольных полномочий играет важную роль в деятельности представительного органа муниципального образования. Осуществление контрольных полномочий пронизывает всю компетенцию этого органа. Кроме того, наличие достаточных контрольных полномочий позволяет значительно укрепить авторитет представительного органа[6].

В советский период Советам народных депутатов принадлежала ведущая роль в осуществлении контроля. Все иные органы и должностные лица были подконтрольны им. Но на практике контроль со стороны представительных органов того периода был достаточно слабым и формальным. Однако представительные органы муниципальных образований прошли значительный путь по созданию действенного механизма контроля. Усиление контрольных полномочий является одним из важнейших приоритетов в деятельности представительного органа муниципального образования.

Особое значение имеют такие виды контроля представительного органа муниципального образования, как:

·              контроль за исполнением местного бюджета (финансовый контроль);

·              контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения;

·              контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью муниципального образования.

Конечно, следует учитывать, что формальное наличие у представительного органа муниципального образования контрольных полномочий далеко не всегда означает реальное их использование. Например, только одного указания на то, что представительный орган осуществляет контроль за исполнением установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью, будет недостаточно. В уставе муниципального образования необходимо четко определить, каким образом осуществляется такой контроль, регламентировав при этом его этапы и процедуры. В ряде муниципальных образований принимаются и специальные акты, регламентирующие контрольную деятельность представительного органа муниципального образования[7].

1.4 Организация деятельности представительного органа

Представительные органы муниципальных образований реализуют значительный объем полномочий по организации собственной деятельности: подтверждают полномочия депутатов, а также досрочное прекращение их полномочий, решают вопрос о досрочном прекращении полномочий самого представительного органа, избирают председателя, его заместителей, образуют комиссии, комитеты, утверждают структуру, штаты, фонд оплаты труда аппарата представительного органа, утверждают положение о нем, планируют и осуществляют предусмотренные местным бюджетом расходы, связанные с деятельностью представительного органа.

К полномочиям по организации деятельности представительного органа муниципального образования также относится утверждение правового акта, определяющего внутренний порядок его деятельности (регламента). В регламентах детализируется правотворческий процесс в представительном органе муниципального образования, устанавливается порядок работы представительного органа.

Наличие системы комиссий и (или) комитетов является одной из особенностей внутренней организации представительного органа муниципального образования. Во многих муниципальных образованиях представительные органы образуют постоянные комитеты (комиссии) из числа своих депутатов. Такие комитеты и комиссии образуются в целях разработки базовых, концептуальных предложений по реализации полномочий представительного органа муниципального образования, предварительного рассмотрения проектов правовых актов и их подготовки к рассмотрению представительным органом, а также рассмотрения иных вопросов, отнесенных к ведению представительного органа. Представительный орган муниципального образования может создавать временные комиссии из числа депутатов. Временные комитеты (комиссии) создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Решение об образовании или о ликвидации комитета (комиссии) оформляется решением представительного органа муниципального образования.

Заседания представительного органа муниципального образования. Заседания являются основной формой деятельности представительного органа муниципального образования. Они созываются председателем представительного органа, как правило, не реже одного раза в месяц, по утвержденному графику. Внеочередные заседания созываются по инициативе главы муниципального образования, председателя представительного органа либо по требованию определенного числа депутатов[8].Заседания представительного органа являются открытыми. Открытость заседаний гарантирует возможность присутствия на них заинтересованных лиц. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, представительный орган муниципального образования вправе проводить закрытые заседания. Продолжительность и порядок проведения заседаний представительного органа определяются регламентом данного органа. Первое заседание представительного органа муниципального образования, как правило, открывает старейший по возрасту депутат, который ведет заседание до избрания председателя данного органа.

На заседаниях представительного органа муниципального образования каждый депутат имеет один голос. На заседаниях представительного органа муниципального образования решения по рассматриваемым вопросам принимаются в основном открытым голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование может осуществляется также с использованием электронной системы подсчета голосов.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым представительным органом муниципального образования, депутаты могут образовывать депутатские объединения. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Депутатское объединение, сформированное на основе политического объединения, прошедшего в представительный орган муниципального образования по избирательному округу, как правило, именуется фракцией. Депутаты, не состоящие во фракциях, вправе образовывать депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

Аппарат представительного органа. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 41) предусматривает наделение представительного органа правами юридического лица. Это требует создания механизма освоения новых полномочий представительного органа муниципального образования. Поэтому нередко вопросы обеспечения деятельности представительного органа возлагаются на его аппарат.

Аппарат представительного органа создается для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности представительного органа, оказания помощи комиссиям (комитетам) и депутатам. Представительный орган муниципального образования самостоятельно решает вопросы о его структуре и численности его сотрудников в пределах утвержденных в местном бюджете средств на содержание представительного органа[9].

2 Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования и особенности деятельности (на примере г. Челябинска)

2.1 Структура и особенности деятельности городской Думы

Челябинск был основан в 1736 году как сторожевая крепость на торговых путях из Зауралья в Оренбург. Историю развития города можно посмотреть здесь. Сегодня он является городом-«миллионником», административным центром Челябинской области, входит в состав Уральского федерального округа РФ.

Территория Челябинска занимает около 53 тысяч гектаров. Она всего в два раза меньше площади Москвы и сопоставима с размерами такой европейской страны, как Андорра. Даже пространства южнее проспекта Ленина хватит, чтобы расположить Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако и Ватикан.

По численности населения Челябинск занимает второе место в Уральском федеральном округе и девятое в России.

Челябинск располагается на восточном склоне Уральских гор по обоим берегам притока Исети - реки Миасс, на геологической границе Урала и Сибири. С запада и севера город окаймлен сосновым бором. Челябинск разделен на 7 административных районов.

Челябинск входит в тройку  российских мегаполисов с наиболее развитой транспортной инфраструктурой. Пассажирские перевозки осуществляются троллейбусами, трамваями, автобусами, маршрутными и легковыми такси. Ведется строительство метро.

Челябинская городская Дума состоит из 37 депутатов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Структура Думы означает внутреннее подразделение представительного самоуправленческого учреждения на комиссии, управления, отделы и т.д. Структура отражает внутреннее строение представительного органа – городской Думы, раскрывает взаимодействие составляющих его элементов, которые в свою очередь, объединены в единую систему общностью задач и целей деятельности Думы, органичной близостью принадлежащей им компетенции с вопросами, подведомственными Думе, установленными параметрами правового регулирования[10].

Челябинская городская Дума включает следующие структурные звенья:

·                   Руководящие органы и должностные лица, избираемые из числа депутатов (Председатель, его заместитель, Президиум Думы).

·                   Функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии).

·                   Рабочие звенья (аппарат Думы).

·                   Председатель Челябинской городской Думы.

Осуществляет общее руководство работой Думы. Выполняет представительские функции, подписывает соответствующие договоры и соглашения. Созывает, открывает и ведет заседания Думы. Подписывает правовые акты - решения, а также заявления, обращения, протоколы заседаний и другие документы. Представляет кандидатуры на должность заместителя Председателя Думы, председателей постоянных комиссий Думы. Вносит на рассмотрение Думы вопросы организации выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов и осуществляет другие полномочия, предусмотренные действующим законодательством, Уставом города, Регламентом городской Думы, а также делегированные Думой.

Заместитель Председателя Челябинской городской Думы.

Заместитель Председателя городской Думы избирается из числа депутатов на заседании городской Думы по представлению Председателя городской Думы.

Заместитель Председателя Думы организует деятельность городской Думы, ее органов и депутатов. Осуществляет и координирует работу по подготовке заседаний Думы, заседаний Совета (Президиума) Думы, постоянных, временных комиссий Думы и принимает участие в работе любой из них с правом решающего голоса. Организует выполнение решений Думы. Формирует проект повестки дня заседания Думы. Издает распоряжения по вопросам внутренней организации Думы, связанным с работой аппарата. Согласно ст.16 п.3 Устава города заместитель Председателя городской Думы исполняет обязанности в соответствии с распределением, установленным Регламентом городской Думы, выполняет поручения Председателя городской Думы, осуществляет функции Председателя Думы в случае отсутствия или досрочного прекращения полномочий Председателя городской Думы.

Заместитель Председателя городской Думы подотчетен городской Думе и может быть освобожден от должности путем голосования на заседании городской Думы в соответствии с Регламентом городской Думы.

Президиум Челябинской городской Думы

Президиум Думы является консультативным совещательным органом городской Думы.

Президиум Думы создается в целях повышения эффективности нормативно-правовой деятельности Думы и призван обеспечить координацию деятельности депутатских комиссий и структурных подразделений аппарата Думы.

В состав Президиума Думы входят по должности: Председатель городской Думы, заместитель Председателя Думы, председатели постоянных комиссий, руководитель аппарата Думы – заместитель Главы города, начальники организационно-правового и информационно-аналитического управлений Думы.

Решения Президиума Думы носят рекомендательный характер.

Постоянные депутатские комиссии.

Челябинская городская Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для рассмотрения и подготовки основных вопросов, находящихся в компетенции Думы.

Постоянная комиссия Думы является структурным подразделением Думы и образуется решением Думы на срок полномочий Думы соответствующего созыва.

Деятельность комиссии строится на основе коллегиального, свободного и равноправного обсуждения и принятия решений, законности, гласности, самостоятельности, ответственности и учета общественного мнения.

Основной организационной формой комиссии является заседание.

Заседания постоянной комиссии созываются председателем комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Основной правовой акт постоянной комиссии – решение постоянной комиссии.

Каждая комиссия – это мини-Дума. Вся предварительная работа должна идти в ней, фактическое решение принимается, пусть и в проекте, тоже на этом уровне. На заседании Думы подготовленное решение лишь получает легитимность.

В работе комиссий принимает участие большое количество сотрудников Администрации города и районов, различных ведомств и т.д. Привлекаются все, без чьей помощи не обойтись. Комиссии имеют полную самостоятельность, что повышает их ответственность.

В соответствии с требованиями нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в результате проводимой реформы местного самоуправления, на основании Устава города Челябинска, численность депутатов Челябинской городской Думы изменилась, вместо 23 депутатов стало 37.

Депутат – это избранное лицо, уполномоченное представлять в выборном органе местного самоуправления интересы населения. Депутат выступает представителем всего населения данного избирательного округа и отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже двух раз в год.

Правовой статус депутата городской Думы и ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами области.

В деятельности депутата выделяются два основных направления: это работа с избирателями и работа в Челябинской городской Думе и ее структурных подразделениях.

Депутат может осуществлять свои полномочия на постоянной основе, так и на непостоянной основе – совмещая депутатскую деятельность с выполнением иных производственных или служебных обязанностей.

Депутатская деятельность осуществляется путем участия в заседаниях Челябинской городской Думы, в работе постоянных и временных комиссий, а также депутатских объединений, создаваемых в соответствии с Уставом муниципального образования. Кроме того, депутаты выполняют поручения представительного органа, участвуют в проводимых им депутатских слушаниях. По вопросам своей деятельности депутаты имеют право на обращение и запрос к должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, к руководителям предприятий, учреждений и организаций.

Очень важно, чтобы деятельность представительного органа была оптимально организована. Для того необходим аппарат.

В соответствии с Уставом города Челябинска и Регламентом Челябинской городской Думы аппарат осуществляет организационное, правовое, информационное, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности городской Думы, ее постоянных комиссий, выборных должностных лиц, депутатов.

Правовую основу деятельности аппарата составляют действующее законодательство, Устав города Челябинска, Регламент городской Думы, Положение об аппарате и его структурных подразделениях.

Возглавляет аппарат и является ответственным за выполнение возложенных на него задач, назначенный Председателем Челябинской городской Думы - руководитель аппарата.

Руководитель аппарата городской Думы обеспечивает и координирует взаимодействие аппарата с другими организациями. Формирует и исполняет расходные обязательства, является распорядителем кредитов по расходам на содержание городской Думы, контролирует ведение бухгалтерского учета, финансирование проводимых городской Думой мероприятий, осуществляет контроль за учетом товарно-материальных ценностей, их сохранностью и рациональным использованием.

Вносит предложения по формированию и изменению штатного расписания, решает вопросы приема и увольнения, повышения квалификации и аттестации работников аппарата городской Думы. Принимает меры к поддержанию и соблюдению трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, готовит распоряжения по вопросам деятельности аппарата. Выполняет поручения Главы города и Председателя городской Думы. По совместительству исполняет обязанности управляющего делами[11].

В структуре аппарата находятся:

А) Организационно-правовое управление

В настоящее время организационно-правовое управление функционально разделено по направлениям осуществления деятельности депутатов городской Думы на семь отраслевых отделов (по предметам ведения соответствующих постоянных депутатских комиссий):

·        по бюджету и налогам, городской экономике, муниципальному имуществу, поддержке малого и среднего бизнеса по социальной политике;

·        по здравоохранению, охране материнства и детства, опеке и попечительству;

·        по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и природопользованию;

·        по транспортному обслуживанию населения и улично-дорожной сети;

·        по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

·        по градостроительству и землепользованию.

В состав организационно-правового Управления входит также юридический отдел. Организационно-правовое управление является подразделением аппарата городской Думы по разработке муниципальных правовых актов и их систематизации.

Основными задачами управления являются:

·        организационно-методическая подготовка заседаний Думы и постоянных комиссий, Президиума Думы, совещаний и мероприятий, проводимых Председателем городской Думы и руководителем аппарата Думы;

·        экспертно-консультационное обеспечение деятельности Думы, оказание квалифицированной помощи депутатам по вопросам осуществления депутатских полномочий:

·        экспертная проверка проектов правовых актов и документов, вносимых на заседание Думы, на соответствие требованиям действующего законодательства.

·        осуществление текущего контроля за выполнением решений комиссий и решений Думы, подготовка информации для рассмотрения на заседаниях комиссий.

Для выполнения возложенных задач по работе с муниципальными правовыми актами управление выполняет ряд функций, в частности: обобщает предложения постоянных комиссий Думы, подразделений Администрации города и на их основе, совместно с информационно-аналитическим управлением, формирует проекты перспективных и текущих планов работы Думы; проводит предварительную экспертную оценку подготовленных проектов правовых актов и документов, в случае необходимости готовит экспертные заключения; принимает участие в подготовке проектов и доработке правовых актов; осуществляет подготовку и проведение заседаний постоянных и временных комиссий, рабочих групп и экспертных советов, координирует их действия для принятия правовых актов Думы; оформляет по установленной форме на бумажных носителях для размножения и рассылки принятые решения Думы с приложениями, организует хранение оригиналов решений Думы и приложений на электронных носителях информации.

Б) Информационно - аналитическое управление. В структуру управления входят:

Ø информационно-методический отдел;

Ø аналитический отдел;

Ø  пресс-служба.

Одними из главных направлений информационно-аналитического управления являются:

·              Информирование общественности и населения города через средства массовой информации о деятельности Челябинской городской Думы, Председателя городской Думы, постоянных комиссий и об официальных нормативных правовых актах, принятых Челябинской городской Думой;

·              Обеспечение Председателя городской Думы, постоянных депутатских комиссий, структурных подразделений аппарата Думы информационно-аналитическими, справочно-информационными, методическими, нормативными и другими материалами.

·              Информационно - методический отдел выполняет следующие функции:

·              Осуществляет мониторинг передач и публикаций освещения деятельности городской Думы в СМИ. Готовит еженедельные информационные отчеты для Председателя городской Думы, постоянных комиссий и структурных подразделений аппарата Думы.

·              Организует информационно-методическое обеспечение муниципальных библиотек города и общественных Приемных депутатов периодическими изданиями, выпускаемыми Челябинской городской Думой. (Сборники нормативных правовых актов, Информации о деятельности Челябинской городской Думы, Статистические Отчеты о работе городской Думы и другие.

Аналитический отдел выполняет следующие функции:

·        Осуществляет анализ социально-экономической и политической ситуации в городе. Организует изучение общественного мнения населения, отдельных его социальных групп, общественно-политических партий и движений по вопросам деятельности органов местного самоуправления, и проведение социологических исследований в городе Челябинске.

·        Осуществляет экспертную оценку эффективности решений, принимаемых городской Думой. Готовит информационно-аналитические материалы о ходе реализации на территории города решений Думы и городских целевых Программ.

·        Проводит системный и сравнительный анализ деятельности городской Думы, ее руководства, постоянных депутатских комиссий. Осуществляет разработку имиджевых программ городской Думы.

·        Анализирует критические выступления в СМИ о Челябинской городской Думе, осуществляет подготовку публикаций и ответов по разъяснению решений, принятых Думой[12].

Пресс-служба. Основными задачами пресс-службы являются:

·                   Формирование с помощью средств массовой информации положительного общественного мнения о деятельности Челябинской городской Думы.

·                   Осуществляет информационное обеспечение нормотворческой и представительской деятельности городской Думы.

·                   Анализирует выступления и публикации в средствах массовой информации о деятельности городской Думы, ее структурных подразделений и депутатов. Оперативно информирует руководство Думы о позиции и реакции СМИ на мероприятия, проводимые Думой.

·                   Взаимодействует с депутатскими объединениями, комиссиями, структурными подразделениями по вопросам информационного освещения деятельности городской Думы.

В) Управление документационного и материально-технического обеспечения.

В структуру управления документационного обеспечения входят:

·                   Протокольный отдел;

·                   Отдел компьютерных и копировально-множительных работ;

·                   Сектор по работе с корреспонденцией.

Управление документационного обеспечения:

·                   Осуществляет организационное, документационное и материально-техническое обеспечение деятельности Челябинской городской Думы.

·                   Ведет делопроизводство, обработку и хранение документов и сдает их в архив.

·                   Обеспечивает депутатов и работников аппарата городской Думы материально-техническими средствами, канцелярскими и другими принадлежностями.

·                   Осуществляет координацию деятельности структурных подразделений аппарата городской Думы в вопросах делопроизводства.

·                   Осуществляет протокольное обслуживание делегаций, прибывающих по приглашению городской Думы.

·                   Обеспечивает оформление и учет документов, связанных с формированием личных дел помощников депутатов.

Г) Приемная по обращениям граждан городской Думы.

·                    Организует прием граждан Председателем Челябинской городской Думы, председателями постоянных комиссий городской Думы.

·                    Осуществляет регистрацию письменных и устных обращений граждан в городскую Думу и ведет базу данных, обеспечивает организацию работы по рассмотрению письменных обращений, заявлений и жалоб граждан, поступивших в городскую Думу, осуществляет контроль за сроками рассмотрения обращений.

·                    Собирают и обобщают данные о личных приемах депутатов и их отчетов перед избирателями в избирательных округах.

Информируют заявителей о принятых мерах, дают консультации гражданам[13].

2.2 Организация деятельности Челябинской городской Думы

Деятельность городской Думы строится на основе коллегиального, свободного и равноправного обсуждения и принятия решений, законности, гласности, учета мнения населения города, открытости, самостоятельности, ответственности, преемственности, содействия развитию всех форм прямого волеизъявления граждан в решении вопросов городского значения.

Организация и деятельность Думы регулируются Конституцией РФ, законодательством РФ и Челябинской области, Уставом города Челябинска, принятым населением на городском референдуме 17 декабря 1995 года и Регламентом Челябинской городской Думы.

Одна из сторон деятельности Челябинской городской Думы - нормотворческая, которая направлена на формирование нормативной правовой базы, способствующей обеспечению растущих потребностей населения современными условиями надежности и безопасности функционирования инфраструктуры города, установление должного правового порядка. Следует добавить, что нормотворческая работа связана также с восполнением существующих пробелов в законодательстве и конкретизацией законодательных норм.

Основными формами деятельности городской Думы являются заседания Думы и заседания постоянных комиссий.

Управленческий цикл работы Челябинской городской Думы включает в себя следующие стадии:

1)      подготовка заседания городской Думы;

2)      заседание городской Думы, где принимаются конкретные решения;

3)      организация их исполнения;

4)      контроль за их выполнением.

1) На этапе подготовительной работы к заседанию Думы в значительной мере реализуются функции информационного обеспечения и планирования. Установление вопросов, вносимых на обсуждение и решение Думы, разработка проектов решений.

А) Планирование работы Думы.

Работа Думы строится на основе квартальных планов. Правом внесения вопросов в план работы Думы обладают Глава города и его заместители, Председатель Думы, заместитель Председателя Думы, постоянные комиссии, депутаты, Коллегия Администрации города. Предложения и дополнения к плану работы формируются с учетом мнений организации, общественных и объединений, партий и отдельных граждан.

Б) внесение вопросов в городскую Думу и предварительное рассмотрение до заседания Думы.

Официальным внесением проекта правового акта в городскую Думу считается внесение проекта, оформленного в соответствии с установленным порядком, на имя заместителя Председателя городской Думы.

Депутаты, комиссии, рабочие группы городской Думы вправе проводить обсуждения проектов документов и поправок к ним на любой стадии их подготовки и рассмотрения, проводить пресс-конференции и организовывать выступления в СМИ для ознакомления общественности со своей точкой зрения по обсуждаемым проектам. Обязательным является решение постоянной комиссии, ответственной за рассмотрение вопроса.

Предварительное рассмотрение проекта правового акта производится на заседании соответствующей постоянной комиссии городской Думы.

Результатом рассмотрения является принятие решений по выносимому вопросу:

−                  рекомендовать для рассмотрения на заседании городской Думы и назначить докладчика;

−                  направить проект на доработку или на дополнительную экспертизу с последующим рассмотрением на заседании комиссии;

−                  отклонить проект.

Важна здесь такая форма деятельности городской Думы, как депутатские слушания. Они проводятся по инициативе Председателя Думы, заместителя Председателя, постоянной комиссии Думы с целью ознакомления депутатов с проектами и их особенностями, мнением экспертов, жителей Челябинска, а также для освещения интересующих депутатов аспектов городских проблем.

Результатом проведения депутатских слушаний является принятие рекомендации органам городского самоуправления по обсуждаемому вопросу.

В) формирование повестки заседания Думы.

Правом внесения вопросов на рассмотрение заседания Думы обладают Глава города и его заместители, Председатель Думы, заместитель Председателя Думы, постоянные комиссии, депутаты, Коллегия Администрации города.

Органы государственной власти, органы ТОС, общественные объединения и партии, руководители муниципальных предприятий вправе обратиться в Думу с предложениями о рассмотрении вопросов для включения в повестку дня заседания Думы.

Предложения к повестке дня оформляются в письменном виде и направляются Председателю Думы не позднее, чем за две недели до начала заседания.

Предложения, внесенные в городскую Думу посредством народной правотворческой инициативы в виде петиции с проектами правовых актов по вопросам городского значения за подписью не менее 1 тысячи граждан, вносятся в повестку дня заседания Думы без голосования.

В результате изучения повестки дня очередного заседания Думы появляются различные информационные и справочные материалы, которые предварительно передаются депутатам в виде пакета документов для рассмотрения и подготовки к заседанию Думы.

2) Рассмотрение проекта на заседании Думы.

Основные элементы процедуры рассмотрения вопроса (принятия решения) на заседаниях Челябинской городской Думы:

А) доклад, содоклады в случаях, предусмотренных Регламентом городской Думы;

Б) вопросы докладчику и содокладчикам и ответы на вопросы, прения по обсуждаемому вопросу.

В) рассмотрение проектов решений осуществляется в специальной форме чтений. При первом чтении проекта принимается одно из следующих решений: одобрить в первом чтении; направить на доработку; отклонить. Проект, одобренный в первом чтении, после доработки выносится на второе чтение с приложением текстов поправок. Второе чтение проводится по статьям, главам и разделам проекта.

Г) Голосование по принятию документа в целом.

Основное число решений, принимается открытым голосованием. Подсчет голосов ведется секретариатом. На каждом заседании Думы ведется протокол.

Заседания городской Думы ведет Председатель Думы или его заместитель. Если они отсутствуют на заседании, Дума вправе назначить временно председательствующего из числа депутатов. Роль председательствующего сводится к обеспечению нормальной работы заседания, свободного и делового обсуждения рассматриваемых вопросов. Председательствующий контролирует наличие кворума на заседании, предоставляет слово для докладов и содокладов, объявляет прения и т.д.

Таким образом, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения вопросов.

Коллегиальная деятельность Думы фиксируется протоколами заседаний Думы и протоколами ее постоянных депутатских комиссий. Учитывая, что заседания Думы проходят практически дважды в месяц, а заседания комиссий еженедельно, составление протоколов заседаний Думы и заседаний комиссий ведется в напряженном графике, обусловленном сроками Регламента Челябинской городской Думы, планами работы комиссий и Думы в целом. Эта обязанность возлагается на консультантов Организационно-правового управления и главных специалистов Управления документационного обеспечения, присутствующих непосредственно на заседаниях.

Наибольший удельный вес среди методов принятия решений, применяемых в городской Думе, имеют место организационно-распорядительные методы и методы организационного регламентирования (действующее законодательство, Устав города, Регламент Думы, Положения об отделах, управлениях, должностные инструкции)[14].

Заключение

В структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит представительному органу.

Представительный орган должен являться своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.

Представительные органы обладают значительным набором полномочий в различных сферах жизни соответствующего муниципального образования: в организации деятельности органов местного самоуправления, в области бюджета, экономических и финансовых отношений, в области землепользования, природопользования, охраны окружающей природной среды, объектов природы, истории и культуры и др.

Челябинская городская Дума включает следующие структурные звенья:

·                   Руководящие органы и должностные лица, избираемые из числа депутатов (Председатель, его заместитель, Президиум Думы).

·                   Функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии).

·                   Рабочие звенья (аппарат Думы).

·                   Председатель Челябинской городской Думы.

Правовой статус депутата городской Думы и ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами области.

Очень важно, чтобы деятельность представительного органа была оптимально организована.

Список использованной литературы:

1.           Муниципальное право  Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В.М.: Юстицинформ, 2007. — 312 с.

2.           Муниципальное право  Кудилинский М.Н., Шевелева И.А. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. — 224 с.

3.           Муниципальное право России: учебник. - Кокотов А.Н, Саломаткин А.С. -2008, 384с.

4.           Муниципальное право Российской Федерации: учебно-практ. пос. Кудинов О.А. -МЭСИ; 2008, 120с.

5.           Муниципальное право Российской Федерации: учебник Шугрина Е.С. -2007, 2-е изд., 672с.

6.           Муниципальное право. Пособие для сдачи экзамена: Чаннов С.Е.-2008, 192с.

7.           Государственное и муниципальное управление: учебник // Чиркин В.Е. -2008, 320с.  

8.           Система государственного и муниципального управления. Чиркин В.Е. 2009, 379с.

9.           Система муниципального управления: учебник // Под ред. Зотова В.Б. -2009, 493с.

10.      www.cheladmin.ru


[1] Муниципальное право Российской Федерации: учебно-практ. пос. Кудинов О.А. -МЭСИ; 2008, 120с.

[2] Муниципальное право. Пособие для сдачи экзамена: Чаннов С.Е.-2008, 192с.

[3] Муниципальное право  Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В.М.: Юстицинформ, 2007. — 312 с.

[4] Государственное и муниципальное управление: учебник // Чиркин В.Е. -2008, 320с.  

[5] Муниципальное право Российской Федерации: учебник Шугрина Е.С. -2007, 2-е изд., 672с.

[6] Система государственного и муниципального управления. Чиркин В.Е. 2009, 379с.

[7] Муниципальное право  Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В.М.: Юстицинформ, 2007. — 312 с.

[8] Система муниципального управления: учебник // Под ред. Зотова В.Б. -2009, 493с.

[9] Муниципальное право Российской Федерации: учебник Шугрина Е.С. -2007, 2-е изд., 672с.

[10] www.cheladmin.ru

[11] Муниципальное право Российской Федерации: учебник Шугрина Е.С. -2007, 2-е изд., 672с.

[12] Муниципальное право Российской Федерации: учебно-практ. пос. Кудинов О.А. -МЭСИ; 2008, 120с.

[13] Государственное и муниципальное управление: учебник // Чиркин В.Е. -2008, 320с.  

[14] Муниципальное право  Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В.М.: Юстицинформ, 2007. — 312 с.