СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5

1.1. ВИДЫ ДОГОВОРОВ В ОПТОВЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПО ЗАКУПКАМ, ХРАНЕНИЮ И СБЫТУ ТОВАРОВ, ИХ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ. 5

1.2. КООПЕРАЦИЯ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ. 11

1.3. ОПТОВАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ, ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.. 15

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 23

ВВЕДЕНИЕ

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовые торговцы помогают производителям эффективно доставлять товары множеству розничных торговых предприятий и промышленным потребителям в любой части страны. Оптовики выполняют много разных функций, включая деятельность по сбыту и стимулированию, закупки и формирование товарного ассортимента, разбивку крупных партий товара на мелкие, складирование, транспортировку, финансирование, принятие риска, предоставление информации о рынке и услуг по управлению и консультационных услуг.

Оптовая торговля на сегодняшний день является  самостоятельной отраслью экономики.

Прогрессивно мыслящие оптовые торговцы постоянно приспосабливают свои услуги к конкретным нуждам целевых потребителей и изыскивают пути и способы сокращения издержек по ведению дел.

Актуальность контрольной работы заключается в том, что в условиях перехода к рыночным отношениям, оптовой торговле приходится по новому организовывать свою коммерческую деятельность, расширять сферу договорных отношений с поставщиками и изготовителями товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки, создавать новые коммерческие структуры по изучению и прогнозированию покупательского спроса, используя при этом опыт зарубежного маркетинга, а также усиленно заниматься рекламно-информационной деятельностью, участвовать в работе товарных бирж, в оптовых ярмарках, в выставках-продажах и в выставках-просмотрах новых и лучших изделий.

Целью данной работы является рассмотрение основ оптовых операций.

Цель работы позволила сформировать следующие задачи:

- Рассмотреть виды договоров в оптовых торговых организациях;

- Дать характеристику кооперации в оптовой торговле;

- Раскрыть понятие оптовой торговой сети, ее структуры и функций;

- Рассмотреть перспективы развития отрасли;

- Решить практическую задачу.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. ВИДЫ ДОГОВОРОВ В ОПТОВЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПО ЗАКУПКАМ, ХРАНЕНИЮ И СБЫТУ ТОВАРОВ, ИХ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслу­живание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

Различают два основных вида торговли - оптовую и розничную. Основания для такой классификации содержатся в нормах гражданского и налогового законодательства.

Обратимся к Гражданскому кодексу РФ. Согласно ст. 492 по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предприниматель­скую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской дея­тельностью. По сути такими покупателями являются физические лица - конечные потребители товара. Однако договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар, затраты по которому не относятся на себестоимость.

Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для после­дующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар пере­дается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т. д.) ис­пользованием. Отношения продавца покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.

Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства тор­говля подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения това­ра и характера его дальнейшего использования [10, с. 15-17].

Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [2, с. 140].

Для рассмотрения видов договоров рассмотрим их классификацию.

Опыты классификации торговых договоров многократно предпринимались в юридической науке, российской и зарубежной. Расцвет российского коммерческого права приходится на конец прошлого — начало нынешнего века. Поэтому наиболее разработанные классификации можно найти в трудах Г.Ф.Шершеневича, А.Ф.Федорова, К.И.Малышева и других российских ученых - коммерциалистов. С учетом происшедших за столетие изменений в праве предлагаемые ими рубрикации выглядят устаревшими.

По каким основаниям проводилось прежде разграничение общегражданских и торговых договоров? Г.Ф.Шершеневич предлагал относить к торговым договорам те, которые имеют целью дальнейшую перепродажу товара. Кроме того, одной из сторон в таком договоре обязательно должен быть торговый посредник.

Такой подход нельзя считать приемлемым. В настоящее время продажа созданного товара стала основной задачей любой организации-изготовителя. Подобным же образом покупка ресурсов является условием деятельности всякой организации. При этом не имеет значения, участвует или нет посредническая организация в перемещении товара от изготовителя к потребителю.

С учетом сказанного мы можем признать договорами коммерческого права прежде всего такие, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Они образуют ядро торгового оборота. Данную группу договоров можно условно назвать реализационными договорами.

К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд. Сюда же следует отнести и такой договор, предусмотренный ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически это продажа с условием оплаты стоимости товара в будущем. К реализационным примыкает договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью.

Участниками таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но не граждане (физические лица).

Вторую самостоятельную группу составляют посреднические договоры. По классификации ГК РФ они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфере торговли содержанием таких договоров служит совершение лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся, прежде всего, договоры комиссии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигнации), поручения, коммерческой концессии (франшизы).

В группу посреднических входят также договоры торгового агентирования, которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распространение в России, и ряд других.

Третью группу составляют договоры, содействующие торговле.

Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.

Таковы договоры на:

• выполнение маркетинговых исследований;

• создание рекламной продукции;

• оказание рекламных и информационных услуг;

• хранение товаров.

Наконец, имеется четвертая группа — организационные договоры. В данную группу входят:

• соглашения об исключительной продаже товаров;

• договоры об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров;

• договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров;

• договоры органов власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам осуществления торговли.

В гл. 30 ГК РФ выделен параграф 1: “Общие положения о купле-продаже”. К сожалению, в параграфе об общих положениях не дается оснований для разграничения между видами реализационных договоров и не предлагается критериев для выбора того или другого договора.

Однако основной недостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничную куплю-продажу, разработчики кодекса не сумели выделить и отдельно урегулировать оптовую (предпринимательскую) куплю-продажу. Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. В результате наиболее значимый договор рыночных отношений — оптовой купли-продажи — регулируется набором норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже в разных нормативных актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания.

Для выявления видовых отличий договоров поставки и оптовой купли-продажи надо рассмотреть: 1) сферу применения каждого договора; 2) общее назначение, видовые цели каждого договора; 3) отличия основных функций, выполняемых договорами; 4) возможности каждого договора как правового средства решения соответствующих задач.

Как поставка, так и оптовая купля-продажа имеют общей сферой применения товарное обращение. Однако в данной области необходимо выделять различные секторы. Одним из основных секторов (участков) товарного обращения является оптовая торговля.

В понимании оптовой торговли нет определенности. В экономической литературе оптовой торговлей предлагают называть различные явления: торговлю партиями товара, торговлю с участием посреднических организаций и т.п. Оптовая торговля представляет собой отрасль экономики и вид предпринимательской деятельности. Она состоит в товарном обеспечении системы розничной торговли. Оптовую торговлю можно понимать как деятельность по перемещению товара на основе возмездных сделок от изготовителей к организациям розничной торговли. Она предшествует процессу розничной продажи как важный и обязательный этап.

Участниками оптовой торговли выступают прежде всего производители товара. Другие важные ее участники — оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по продвижению товара. Конечными звеньями выступают организации розничной торговли (или индивидуальные торговые предприниматели). Необходимым признаком участников оптовой торговли служит предпринимательский характер их деятельности. Данная деятельность совершается с целью извлечения прибыли и носит систематический характер.

Выяснение сущности оптовой торговли дает основания для выделения в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи. Его первичными отличительными признаками будут: 1) определенная сфеpa применения — оптовая торговля; 2) специальный субъектный состав: предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.

Рассмотрим общее назначение, видовые цели каждого договора.

Оптовая торговля опосредует и организует перемещение товарной массы от изготовителей в розничную сеть. Назначение оптовой торговли — полное, оперативное и повсеместное насыщение розничной сети товарами, необходимыми для удовлетворения запросов населения. Поэтому общей целью договора оптовой купли-продажи должно признаваться содействие полному и своевременному поступлению в розничные организации товаров, необходимых для удовлетворения спроса населения.

Договор поставки (как и договор контрактации) — это исключительно российское изобретение, продукт отечественной практики, предназначенный прежде всего для организации крупномасштабных отношений устойчивого характера по обеспечению материальными ресурсами различных потребителей.

Принципиальные отличия имеются в предметах и требованиях к содержанию договоров оптовой купли-продажи и поставки.

Предметом договора оптовой купли-продажи могут быть только вещи, которые предлагаются к продаже в розничной торговой сети. Если изделие, товар не могут быть предложены в магазинах для продажи гражданам, то с ними не могут совершаться сделки оптовой купли-продажи. В отличие от этого предметом договора поставки могут быть любые вещи независимо от того, предназначаются они или нет для продажи населению. Показательно, что реализация имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте, производится хотя и на основании специальных разрешений, но по договорам поставки.

По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары) для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять вещи и оплатить их стоимость.

Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания товарного рынка, улучшения торгового обслуживания населения. Российское право в данном отношении отстает от западного. Так, Европарламентом в 1994 г. принята 1-я часть Общеевропейского кодекса частного права (“Принципы европейского договорного права”), фактически являющегося торговым кодексом Европейского союза. При подготовке этого акта использованы ЕТК США и Венская конвенция ООН 1980 г. Предусмотренные названными документами правовые модели могут быть использованы для урегулирования отношений оптовой купли-продажи. Такие меры способствовали бы гармонизации российского и зарубежного права.

Важным этапом в организации торговых отношений является то, что реализационные договоры оказались в целом полнее, чем прежде, урегулированы законом — новым ГК РФ. Однако одной гл. 30 ГК РФ недостаточно для полной и детальной регламентации торговых отношений. Пробелы и упущения в этих вопросах все более очевидны. В интересах развития национальной экономики и удовлетворения запросов населения было бы правильно урегулировать реализационные договоры в специальном акте — Торговом кодексе России.

1.2. КООПЕРАЦИЯ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Слово кооперация  происходит из двух латинских слов: ко – вместе и операри - работать. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей (взаимная выгода). Главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Российские торговые предприятия, как отмечалось, сталкиваются с множеством экономических проблем. Наряду с такими сложными проблемами как закупка, транспортировка, хранение това­ров, их финансирование, следует назвать также проблему заключения, осуществления и контроля договоров. Кроме того, существует множе­ство организационных и технических задач, с которыми отдельные торговые предприятия часто не справляются. Вследствие инфляции и недостаточно хорошего функционирования системы предприятия имеют большие проблемы с оплатой товаров или осуществлением инвестиций. В отношении же гарантий по договорам решающую роль играют загруженные делами суды и недостаточно полные или противоречивые законы. Смягчить влияние этих трудностей для торговых предприятий могут помочь различные формы их кооперации.

Под формами кооперационных объединений понимаются различные возможности для предприятий оказывать друг другу поддержку при решении различных производственных проблем, не отменяя конкуренции. Данные кооперационные объединения в западной рыночной экономике зарекомендовали себя как эффективное решение существующих проблем.[1]

Под кооперацией понимается сотрудничество двух или не­скольких самостоятельных предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности. Кооперационное объединение должно создаваться с целью более эффективного решения производственных задач, чем это возможно на индивидуальной основе. Основными сферами кооперации торговых предприятий могут стать:

- закупочная кооперация (например, в сфере закупки товаров, финан­сирования, приобретения производственных помещений, привлече­ния производственных помещений, привлечения персонала);

- кооперация в сфере транспортного и складского хозяйства;

- сбытовая кооперация (например, в области ценовой политики, ус­ловий закупки, политики ассортимента, организации сбыта, форми­рования путей сбыта, рекламы или сервиса);

- управленческая кооперация.

В зависимости от партнеров по кооперации выделяются следующие ее виды:

1. Горизонтальная кооперация - наблюдается там, где сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени (на­ пример, несколько производителей, сбытовых предприятий оптовой торговли или несколько предприятий розничной торговли).

2. Вертикальная кооперация - имеет место, когда предприятия не­ скольких хозяйственных ступеней работают вместе (например, производители и оптовая торговля, производители и розничная тор­говля).

Если оптовая торговля хочет утвердиться по отношению к сво­ему поставщику или покупателю, то она сама должна стать участни­ком горизонтальной кооперации в сфере закупки или сбыта (рис.).

Оптовая торговля

Закупочные кооперативы

Кооперация предприятий торговли в сфере сбыта

Кооперация по ассорти­менту

Закупочная контора

Объединения по месту нахождения

Объединение с целью рекламы

Рис. Формы горизонтальной кооперации в оптовой торговле.

Задачей формирования ассортимента (планирование, политика в этой области) является приспособление ассортимента к постоянно меняющимся условиям рынка. Если расширение ассортимента или мощностей невозможно (скажем, вследствие недостатка помещений, трудностей с закупками или финансированием), то кооперация по ассортименту между несколькими предприятиями оптовой торговли могла бы способствовать расширению ассортимента, а значит, сохра­нению основной массы покупателей, а также обеспечению сбыта.

Закупочные конторы являются «непрямой» кооперацией торго­вых предприятий в сфере закупок, поскольку они имеют собственную правовую форму (например, общество с ограниченной ответственно­стью). Они могут действовать от собственного имени и за счет пред­приятий оптовой торговли, которые их организуют. Наряду с закуп­ками закупочная контора может оказывать предприятиям оптовой торговли дополнительные услуги, например, решать управленческие задачи (скажем, вести бухгалтерский учет, составлять статистические материалы, проводить производственные сравнительные анализы) и осуществлять рекламные мероприятия. Кооперируясь в сфере сбыта, предприятия оптовой торговли могли бы пользоваться услугами крупных оптовых рынков и торговых домов, которые относятся к центрам оптовой торговли.

Под крупными оптовыми рынками понимается проводящиеся регулярно в определенных местах, как правило, на крытых площадках рыночные распродажи, организуемые оптовой торговлей. Чаще всего, таким образом, производится торговля скоропортящимися товарами.

Преимущество кооперации в целях проведения рекламы состо­ит, по моему мнению, в том, что при имеющемся круге лиц, области и времени распространения затраты на рекламу составляют лишь часть общих затрат, которые должны быть использованы на проведение рекламы в целом.

Недостатком, видимо, является то, что при проведе­нии рекламы по одному продукту или для фирменной группы имидж отдельного предприятия не формируется.

Вертикальная кооперация предприятий оптовой и розничной торговли может быть представлена добровольными цепочками. Под добровольными торговыми цепочками мы понимаем кооперационные объединения предприятий оптовой и розничной торговли одной от­расли с целью осуществления совместной стратегии на рынке (поли­тика сбыта). Толчок образованию добровольных торговых цепочек обычно дают предприятия оптовой торговли. Целью добровольной цепочки является, как правило, противодействие тенденциям исклю­чения (например, отстранения оптовой торговли вследствие организа­ции закупочных объединений, образованных предприятиями рознич­ной торговли, или осуществления производителями прямого сбыта).

         Кооперация между производителями и торговыми предпри­ятиями на рынке может осуществляться в форме предста­вительств предприятий, сбытовых объединений либо франшизы [9, с. 417-430].

1.3. ОПТОВАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ, ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Структура товарного рынка (внутренней торгов­ли) представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций (торговых структур), входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призван­ных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обраще­ния товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения [9, с. 396].

Структура сетей оптовой торговли:

1. Оптовые предприятия, имеющие собственную розничную сеть. Основные характеристики:

- Прямые договора с множеством производителей и с другими оптовиками.

- Собственная розничная сеть до 500 и больше филиалов, как минимум 50- 100 филиалов.

- Огромные специализированные супермаркеты (5 000 - 10000 кв.м).

- Международная направленность ассортимента и торговли.

- Работа только на собственную сеть.

- Высокий уровень логистики (современные склады, высокоэффективное экспедирование).

2. Оптовые фирмы, занимающиеся только оптовой торговлей. Основные характеристики:

- Прямые договора с множеством производителей и эксклюзивных дилеров.

- Снабжение предприятий и розничных магазинов.

- Огромный ассортимент.

- Национальная (региональная) направленность торговли.

- Международная направленность ассортимента.

- Лидирующее положение в своем регионе (нет конкуренции со стороны других оптовиков, региональные рынки четко разделены).

Сильная логистика (современные склады, собственное экспедирование).

Сотрудничество с группой 1. при снабжении филиалов в регионах, если это выгодно последним.

2. Эксклюзивные дилеры.

Основные характеристики:

- Представитель одного или нескольких производителей.

- Международная направленность торговли.

- Преимущественно национальная направленность ассортимента.

- Филиалы и склады во всем мире.

- Маленькие склады, нет собственных систем экспедирования

- Работа с представителями групп 1. и 2.

- Работа по четким заказам.

4. Производители с собственной системой торговли.

Основные характеристики:

- В ассортименте представлены товары собственного производства, а также широкий ассортимент продукции других производителей (только группы товаров, не составляющие прямую конкуренцию собственным изделиям).

- Международная направленность торговли.

- Международная направленность ассортимента.

- Филиалы и склады во всем мире.

- Присутствуют элементы групп 2. и 3.

5. Комбинированные варианты.

Основные характеристики:

Смешанные формы существуют во всевозможных вариантах, но интерес представляют только предприятия, объединяющие преимущества групп 1, 2, 4.

Целями развития оптовой торговли являются: созда­ние развитой структуры каналов товародвижения, способ­ной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков; обеспечение экономии издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране; мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для фи­нансирования процесса товародвижения.

В условиях рыночной экономики происходят изменения в содержании работы оптовых организаций, функциях, вы­полняемых этим звеном внутренней торговли.

На всех уровнях управления оптовой торговлей необ­ходимо предусмотреть выполнение следующих функций:

- по отношению к своим покупателям — оценка по­требностей в товарах и всего спроса; организация продви­жения товаров от производителей в сферу оптовой торгов­ли; преобразование промышленного ассортимента в торго­вый; формирование необходимых размеров и хранение то­варных запасов; кредитование, информационное и консал­тинговое обслуживание своих покупателей;

- по отношению к поставщикам товаров — осуществ­ление коммерческой деятельности и воздействие на произ­водителей в деле их ориентации (в соответствии с марке­тинговыми исследованиями) на потребности покупателей и выпуск необходимых товаров; использование процесса пе­рехода прав собственности на товары в целях повышения ответственности и заинтересованности сторон в повышении эффективности хозяйственных связей; создание современ­ной инфраструктуры как условия повышения эффективно­сти товародвижения; осуществление мер по поддержке отечественных товаропроизводителей; минимизация коммер­ческого риска.

Совершенствование оптовой торговли, четкое и про­думанное выполнение ею своих функций усиливает стиму­лы к производству, способствует решению проблем восстановления хозяйственных связей, межрегиональной интег­рации потребительского рынка и повышению эффективно­сти торговли в целом.

В соответствии с Концепцией развития внутренней тор­говли разработан новый механизм проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг. Его сущность состоит в ориентации на двухуровневую схему организации оптовой торговли. Развитие оптового торгового звена предусматривает обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций.

Потребности рынка потребительских товаров должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых органи­заций:

- крупными оптовыми структурами федерального масштаба. Они должны обеспе­чить оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. Феде­ральные организации призваны сформировать структуру каналов товародвижения для крупных отечественных про­изводителей продукции и создать благоприятные условия для выхода на российский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров. Они должны выступать гарантом стратегической стабильности потребительского рынка в целом и решать многие проблемы развития внутренней торговли. Представляя со­бой внешний контур единой оптовой торговой системы стра­ны, фактически должны образовать буферную зону на рын­ке услуг оптовой торговой деятельности. Это звено должно обеспечить устойчивость развития всей национальной опто­вой торговой системы. Эти структуры могут стать основой формирования торгово-финансово-промышленных групп;

- оптовые предприятия регионального масштаба. Эта структура представляет основу национальной оптовой тор­говой системы, ее внутренний контур (регионального уровня). Оптовые предприятия регионально­го уровня (автономные или независимые структуры) долж­ны закупать товары у оптовых предприятий федерального уровня и непосредственно у товаропроизводителей и дово­дить их до предприятий розничной торговли своей зоны об­служивания. В зоне деятельности этих структур имеются сбытовые подразделения местных промышленных предприятий и оптовые структуры крупных розничных организаций. Главной задачей этого оптового звена является обеспечение товарами региональных товарных рынков и стимулирование формирования таких видов организаций, которые максималь­но удовлетворяли бы требования товаропроизводителей [9, с. 396-401].

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Предприятие закупает сырьё у поставщика. Годовой объём спроса предприятия в сырье составляет 7800 тонн. При увеличении объёма партии закупки поставщик предоставляет покупателям скидки с цены с целью побуждать их делать заказы в больших количествах. Исходные данные представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Исходные данные

Партия заказа q, тонн

Цена за 1 т. сырья, тыс. руб.

Расходы на размещение и выполнение заказа, тыс. руб.

Затраты на хранение 1 т. сырья в год, тыс. руб.

От 1 т. до 499 т.

70,0

150

14,0

От 500 т. до 999 т.

69,9

От 1000 т. и выше

69,8

Необходимо рассчитать:

1. Экономичную партию закупки сырья без учёта скидок с цены, а также полные затраты, включающие расходы на закупку, на размещение и выполнение заказа, а также хранение запасов сырья;

2. Полные затраты предприятия в соответствии с теми объёмами закупки сырья, который превышают экономичный размер, и в цене продажи которых заложены скидки;

3. Выбрать значение партии закупки, обеспечивающей минимальную величину полных затрат, включающих расходы на закупку, на размещение и выполнение заказа, а также на хранение сырья на складе предприятия.

Решение:

Существуют различные модели для определения объема заказа и уровня запасов. Их применение зависит от того, является ли спрос на материалы зависимым или независимым. Зависимый спрос означает, что поставляемое изделие является частью более крупного изделия и его использование зависит от графика произ­водства этого более крупного изделия.

Рассмотрим модель фиксированного объема поставок. Следует ответить на вопрос, нести ли дополнительные расходы по содер­жанию запасов на складе либо сократить эти расходы путем уве­личения частоты поставок, но меньшими партиями. Общая цель заключается в сокращении годовых расходов на приобретение и содержание запасов на складе.

Пусть ежегодный спрос на материалы составит Р в течение пе­риода Л при цене материалов, равной С. Расходы на оформление аза равны 3, процент расходов на содержание запасов — К. Тогда общие расходы на приобретение и хранение запасов на складе можно определить по формуле:

где    Qo.n - фиксированный объем партии поставок.

Минимальный объем партии поставок можно определить по формуле:

1. Расчёт экономичной партии закупки сырья без учёта скидок с цены, а также полных затрат, включающие расходы на закупку, на размещение и выполнение заказа, а также хранение запасов сырья представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Расчёт экономичной партии закупки сырья (без учёта скидок) и полных затрат

Минимальный объём партии поставок, тонн (Qо.п.)

Цена за 1 т. сырья, тыс. руб.

Расчет полных затрат на приобретение и хранение запасов на складе, тыс. руб.

Итого: Полные затраты на приобретение и хранение запасов на складе, тыс. руб.

409

70

(7800*70)+(7800*150)/409+(409*0,2*70)

554586,64

2. Расчёт полных затрат предприятия в соответствии с теми объёмами закупки сырья, который превышают экономичный размер, и в цене продажи которых заложены скидки представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Расчёт полных затрат закупки объёма сырья, который превышают экономичный размер (с учётом скидок)

Объём партии поставок, тонн

Цена за 1 т. сырья, тыс. руб.

Расчет полных затрат на приобретение и хранение запасов на складе, тыс. руб.

Итого: Полные затраты на приобретение и хранение запасов на складе, тыс. руб.

500

69,9

(7800*69,9)+(7800*150)/500+(500*(14/69,9)*69,9)

554560,00

1000

69,8

(7800*69,8)+(7800*150)/1000+(1000*(14/69,8)*69,8)

559610,00

3. В соответствии с проведёнными расчётами, оптимальное значение партии закупки, обеспечивающей минимальную величину полных затрат, включающих расходы на закупку, на размещение и выполнение заказа, а также на хранение сырья на складе предприятия составляет 500 тонн, полные затраты составят: 554560 тыс. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятия оптовой торговли обеспечивают наибольшую эффективность торгового процесса.

Это вызвано многими причинами.

Во-первых, мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга.

Во-вторых, даже располагая достаточным капиталом, производитель скорее предпочтет направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли.

В-третьих, эффективность деятельности оптовых предприятий оказывается выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений.

В-четвертых, розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.

Таким образом и у розничных торговцев, и у производителей есть все основания прибегать к услугам оптовых фирм.

В общей коммерческой системе оптовики выполняют следующие функции:

- сбыт и его стимулирование;

- закупки и формирование товарного ассортимента;

- разбивка крупных партий товаров на мелкие;

- складирование;

- транспортировка;

- финансирование;

- принятие риска;

- предоставление информации о рынке;

- услуги по управлению и консультационные услуги.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.       Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями от 20.03.2004 г.).

2.       Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (редакция 02.07.2005 год).

3.       Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от  26 января 1996 года № 14-ФЗ (редакция от 21.03.2005 год).

4.       Карпова Е.В. Состоится ли возрождение опта? // Современная торговля. 2002. № 4.

5.       Концепция  развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации // Торговая газета. 2003. № 2. с. 3;  № 3. с. 3.

6.       Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001.-126 с.

7.       Логистика товародвижения / М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. – 208 с.

8.       Портер Майкл Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 790 с.

9.       Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков Ко», 2003.- 2003.- 1012 с.

10.  Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: Наука, 2000. - 592 с.

11.  Экономика торгового предприятия / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков. Минск:  ООО «Новое знание», 2001. - 239 с.


[1] Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: Наука, 2000. - 592 с.