Содержание

 

Содержание. 2

1. Россия в начале XX века. 3

2. Мировые религии и церковь во второй половине XX века. 10

Литература. 15

1. Россия в начале XX века

После 1917 г. Россия для всего мира стала прежде всего страной, где начался особый социалистический эксперимент, как бы к нему ни относились.

Культура России в начале 20 века (1900-1917)

Общая характеристика: эпоха бурного расцвета культуры; народность, гуманизм, революционность, демократизм, интернационализм; глубоко национальный характер русской культуры; традиционализм и новаторство. Мировое значение отечественной культуры: поиск и открытия русских ученых во многом определили основные направления всей мировой культуры, мощный импульс ее развития [1; с.401].

Просвещение: Начальное образование: накануне войны дума подняла вопрос о всеобщем начальном образовании (был отложен). Среднее образование: в гимназиях было ослаблено классическое направление, расширены права выпускников реальных училищ, создана сеть коммерческих училищ. Печать: 17 октября 1905 г. была отменена цензура. В 1912 г. в России выходила 1131 газета на 24 языках.

Основные достижения культуры.

Общественные науки: Ковалевский (работы в области права и социологии). История: Ключевский, Милюков, Покровский (выдающиеся работы по истории). Философия: Бердяев, Булгаков, Розонов (развитие мировой философии). Технические науки: Циолковский (создатель теории ракетного двигателя, основоположник космонавтики), Жуковский, Сикорский (авиаконструктор), Павлов (автор идеи об условных рефлексах), Мечников (изучение деятельности головного мозга). Литература: Толстой, Чехов, Бунин, Брюсов, Есенин, Цветаева. Живопись: Репин (заседание госсовета), Серов. Нестеров, Шагал, передвижники. Скульптура: Андреев, Галубкина, Коненков. Театр: Мхат (1890 основан Станиславским и Немировичем-Данченко), Мариинский театр, Большой театр, творчество Шаляпина. Музыка: Римский-Корсаков (золотой петушок), Скрябин, Стравинский (петрушка, жар-птица).

Экономическое развитие России в начале XX века.

Общая характеристика экономики: среднеразвитая экономика аграрно-индустриального типа. Россия и по настоящее время остается страной преимущественно земледельческой, создание своей промышленности не только экономическая, но и политическая задача. Промышленный переворот еще не завершен. По темпам промышленного развития Россия опережает западные страны. Развитие капитализма в России тормозится остатками крепостничества (наличие крестьянских общин). На рубеже двух веков российский капитализм вступает в стадию империализма. Индустриализация переплетается с монополизацией. Капитализм в России широко развивается снизу и активно насаждается сверху. Двойственная роль государствав развитии капитализма. Роль иностранного капитала значительна, но не решающая.

Промышленность: легкая 60%, тяжелая 40%. В целом по объему промышленного производства Россия занимала 4-5 место в мире и Европе. Доля России в мировом промышленном производстве 7%. По производительности труда Россия существенно отставала. Отрасли с наиболее высокими темпами роста: металлургия, машиностроение, горнозаводская, добывающая. Бурный подъем переживало железнодорожное строительство. По абсолютным объемам производства первое место занимает текстильная промышленность. Основные монополии: продамета, гвоздь, продуголь. Государство часто искусственно создавало монополии. Конфликт между демократическими и правительственным капиталами.

Сельское хозяйство: основная отрасль экономики, в нем занято 3/4 всего населения, а по объемам производства (в денежном выражении) опережает промышленность. В мировом производстве и торговле хлебными культурами Россия стояла на первом месте. Ориентация на зерновое производство. Развитие шло интенсивным и экстенсивным путями. На смену трехполью приходит многополье. С 1900 г. по 1913 г. с/х производство выросло на 33,8%. Урожайность ниже, чем в странах с чисто интенсивным развитием (400-500 кг/чел).

Торговля: с 1900 г. по 1913 г. торговый оборот вырос в 2 раза. Вывоз превышал ввоз. Главный торговый партнер – Германия. Вывоз товара больше вывоза капитала. Основные заемщики: Болгария, Греция, Турция. Быстрый рост бюджета. Рост государственного долга.

Транспорт: В 1902 г. - 50 тыс км железных дорог, в 1913 - 70 тыс км.

Экономика являла собой сложную и противоречивую картину: бурное развитие товарно-денежных отношений переплеталось с остатками феодализма.

Социальная структура российского общества начала 20 века.

Классы - большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Сословия: социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классовое деление имеет экономическую основу, вырастает естественно исторически, носит неофициальный характер. Принадлежность к классу определяется формой и размерами собственности на средства производства. Сословия носят официальный характер [2; с.199].

Помещики - крупные землевладельцы. Крестьяне - мелкие с/х производители, ведущие индивидуальное хозяйство собственными средствами и силами своей семьи. Крестьяне делятся на: бедняки (5-10 десятин), середняки (10-15 десятин), зажиточные (15-50 десятин), кулаки (более 50 десятин). Буржуазия - собственники средств производства, владельцы капитала, эксплуатирующие наемный труд. Сфера деятельности - торговля, кредитно-банковская, строительство, промышленность. Пролетариат - класс наемных работников, лишенных средств производства, живущих продажей своей рабочей силы и эксплуатируемые капиталом. Положение пролетариата: высокая степень эксплуатации, низкая заработная плата, большая продолжительность рабочего дня, тяжелые условия труда и быта, отсутствие госстрахования, использование детского и женского труда. Маргиналы - социальные группы, пребывающие в неопределенном промежуточном переходном общественном положении, отсюда вытекает особая система ценностей и особое социальное поведение. Люмпенпролетариат - низшие слои общества, деклассированные и деморализованные. Интеллигенция - общественный слой людей профессионально занимающихся умственным трудом. Сословное деление общества: природные русские подданные (лица, принадлежащие с одному из установленных законом сословий - дворянство, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели), инородцы (кочевые народы - калмыки, ордынцы, евреи, самоеды), иностранцы (подданные других государств, пребывающие в России). Природные русские подданные: подданство приобретается происхождением, браком, вступлением в одно из сословий. Дворянство: потомственное (приобретается по рождению, через брак, получение определенного чина, получение одного из высших орденов), личное (не передается по наследству, приобретается через брак, получение чина, получение одного из низших орденов, могло быть пожаловано императором). Духовенство: белое (приходское, священнослужители), черное (монашествующие). Городские обыватели: потомственное почетное гражданство, личное, мещанство, цеховые ремесленники, купечество. Сельские обыватели: крестьянство.

Государственный строй и внутренняя политика

Самодержавие колеблется, т.е. переходит от репрессий и подавления к уступкам и лавированию.

Кризис политики царизма

1) сокращение социальной базы царизма: упадок дворянства, двойственная роль буржуазии, незавершенность реформы в деревне

2) разобщенность между царизмом и основными классами

3) отсутствие согласия в правящих классах вело к усилению роли придворной камарилья

4) необоснованность и непоследовательность экономической политики

5) противоречие между царизмом и думой

6) торжественное празднование 300-летия дома Романовых в 1913 г.

Вывод: кризис нарастал и привел к 4-ой револ. ситуации 1913-1914 гг.

1). Рабочий вопрос: попытка связать рабочее движение с идеями монархизма, направить его в русло неполитической борьбы. Зубатовщина: суть в создании Зубатовым рабочих организаций под эгидой правительственных сил, цель которых - просвещение рабочих и попытка наладить отношения с предпринимателями (направить борьбу рабочих в русло реформаторства). Гапоновщина: тоже самое, цель - ослабление напряжения общества, снять накал революционной борьбы.

2). Аграрный вопрос: противоречивость - политика правительства.

3). Студенческий вопрос: издание временных правил об отдаче некоторых студентов в солдаты. Временные правила о студенческих учреждениях.

4). Политика по отношению к либеральной буржуазии. Попытка наладить отношения с земствами.

5). Политика по отношению к обществу. Ослабление надзора за печатью. Указ от 12.12.1904 - уравнение крестьян с другими сословиями, введение государственного страхования рабочих, пересмотрение законодательства о раскольниках и евреях.

С.Ю.Витте (1849-1915) - государственный деятель, активный реформатор, действительный тайный советник, стац-секретарь, граф, почетный член петербургской академии наук, выходец из семьи голландского происхождения, окончил физико-математический факультет новороссийского университета, служил в ж/д ведомствах, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель комитета министров (1903-1905), председатель совета министров (1905-1906).

Реформы:

Экономические - винная монополия 1894 г. (в 1900 г. 11% бюджетных доходов составляли доходы от винной монополии), денежная реформа 1897г. (установление золотого монометаллизма). Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1 млрд, что соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов. В качестве монетной единицы принят золотой рубль. Денежная реформа сделала рубль одной из самых твердых мировых валют, обеспечила приток иностранного капитала), содействие ж/д строительству, реформа торгово-промышленного налогообложения. Витте - сторонник расширения вмешательства государства в экономику, сторонник привлечения иностранного капитала.

Социальные - попытка активного участия в решении рабочего вопроса. Крестьянский вопрос: Витте - инициатор создания особого совещания о нуждах с/х промышленности. Витте добился отмены круговой поруки в общине, облегчения паспортного режима для крестьян. Витте заложил основы столыпинской реформы.

Внутриполитические - автор манифеста от 17.10.1905, осторожная и гибкая внутренняя политика (сотрудничество с либералами, укрепление  самодержавия).

Внешнеполитические - портсмутский договор 1905 года. 

Внешняя политика России в начале 20 века.

Усиление неравномерности ведет росту противоречий и обострению борьбы.

На смену старым хищникам (Англия, Франция) приходят новые (США, Япония). Россия играет ведущую роль в международной политике, но эта роль ослаблена социально-экономическим отставанием страны.

Европа

В 1899 г. конференция в Гааге: Россия выступила за ограничение вооружений, но не нашла поддержки. Сближение с Францией.

Ближний и Средний Восток.

Противодействие усилению позиций Германии в Турции. Борьба за сохранение статус-кво в черноморских проливах. Противоречие между Россией и Англией в Корее.

Дальний восток.

С середины 80-х в центре внешней политики.

На 1906 приходится нарастание напряженности в международных отношениях и гонка вооружений в ведущих странах.

Главное противоречие Англия-Германия и Франция-Германия.

Главная задача российской дипломатии оттянуть начало войны.

Россия не готова к немедленной войне, т.к. потерпела поражение в русско-японской войне (потеря флота и армии), Россия переживала тяжелое финансовое положение и революционную смуту.

1893-1895 гг. союз России с Францией

Россия между выбором: укреплять русско-французский союз или переориентироваться на союз с Германией или принять нейтральную сторону.

Российское общество раскололось надвое: один за союз с Германией (правые, двор, гвардия), второй за союз с Англией и Францией.

В 1906 г. Англия предлагает раздел сфер влияния.

В 1908 г. состоялось особое совещание у Столыпина и был сделан вывод, что у России нет возможности военными средствами противодействовать усилению позиций Австро-Венгрии на Балканах, т.е. нужно искать дипломатические пути.

В 1905 г. попытка сближения с Германией (встреча Николая и Вильгельма в Бьерне) заключен договор, но в силу он не вступил.

В 1908 г. Встреча Николая с Английским королем (вопрос о возможной войне с Германией).

В 1907-1910 гг. улучшение отношений с Японией.

В 1912-1913 гг. Балканские войны.

Политические партии России в начале 20 века (1900 - 1916).

Националисты (черносотенцы): русское собрание 1900 г., комитет русских студентов 1904 г., русская монархическая партия

Октябристы: партия помещиков и торгово-промышленной буржуазии (лидеры Гучков, Родзянко). Представители: союз 17 октября, торгово-промышленная партия

Кадеты: партия либерально - монархической буржуазии (ограниченная монархия, буржуазные свободы, сохранение помещичьего землевладения, решение рабочего вопроса) лидеры - Милюков, Шингарев, Набоков

Эсеры (нелегальная партия): социалисты революционеры. Существовали 1901-1902 гг.

РСДРП: российская социал-демократическая партия. Лидеры партии в целом: Ленин, Плеханов, Мартов, Аксельрод, Дан. Лидеры большевиков: Ленин, Красин, Кржижановский, Богданов, Луначарский.

Прогрессисты: 1912-1917 гг. партия крупной буржуазии; промежуточная между октябристами и кадетами.

Трудовики: мелкобуржуазная демократическая фракция депутатов крестьян и народнической интеллигенции.

Земское движение: расширение местного самоуправления (Шитов, Гучков, Львов). Женские организации, молодежные организации. Общественная деятельность церкви: просветительство, благотворительность, развитие культуры. Движение интеллигенции: задача интеллигенции не подготовка революции, а религиозно-нравственное просвещение народа. Освобожденцы: либералы, сгруппировавшиеся вокруг журнала Освобождение (редактор - Струве), лидер Милюков, 1903 создание союза, 1904 учредительный съезд союза освобождения, боролись за права и свободы.

2. Мировые религии и церковь во второй половине XX века

Буддизм – одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине 1 тысячелетия до н.э. Позже буддизм распространился в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.  Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.

Вторая половина XX века – качественно новый этап в истории Ислама.

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

Единодушная поддержка всеисламских интегративных процессов сопровождается в мусульманском обществе серьезным расхождением в понимании их путей и механизмов [3; с. 451].

Модернизм выступает за необходимость существенного переосмысления в духе времени культово-догматических, правовых и хозяйственно-бытовых установлений Корана, Сунны и основанных на них шариата и фикха. Призывая к примирению науки и религии, широкому использованию научных и технических достижений человеческой мысли, модернисты активно привлекают к миссионерской деятельности мусульман со светским образованием – медиков, инженеров, экономистов, гуманитариев, в том числе женщин. Последних готовит специальный факультет старейшего из действующих исламских учебных заведений – мусульманского университета Аль-Азхар в Каире.

Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в начале 1 века в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения идей ряда мессианистических сект восточного Средиземноморья.

В процессе своего развития христианство распадается на три основные ветви: католицизм, протестанизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект.

Церковь. В результате репрессий 30-х гг. XX в. на всей территории России остается только две католические церкви – в Москве и Ленинграде, многие общины (Ухта, Панозеро, Петрозаводск, Сибирь) обречены на нелегальное существование.

Во время Великой Отечественной войны положение церкви существенно меняется не только вследствие ее патриотической позиции. Возрождение церковной жизни на оккупированных территориях, пробуждение покаянного религиозного чувства в народе, желание использовать церковь в своей внутренней и внешней политике – все это заставляет Сталина 4 сентября 1943 г. принять и выслушать митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). Уже 8 сентября состоялся Архиерейский собор русской православной церкви, избравший митрополита Сергия патриархом. Началось открытие храмов и освобождение духовенства из лагерей. 15 мая 1944 г. патриарх Сергий скончался, а 2 февраля 1945 г. на Поместном соборе патриархом был избран митрополит Алексий. Начинается замещение архиерейских кафедр, возрождение монастырей, открываются семинарии и академии. Создается Совет по делам русской православной церкви, взявший на себя функцию посредника между церковью и государством. В 1948 г. торжественно празднуется 500-летие автокефалии русской православной церкви, к которому было приурочено Совещание глав и представителей поместных церквей, посвященное современным проблемам православия и отношениям с другими христианскими церквами.

С 1958 г. в связи с изменением идеологической обстановки в стране положение церкви вновь меняется. Атеистическая кампания, начатая при Н. Хрущеве, преследовала своей целью «преодоление религиозных пережитков капитализма». К1961 г. были закрыты 7000 из 14 000 приходов, 5 из 8 семинарий, 31 из 47 монастырей. В этих условиях Архиерейский собор русской православной церкви 1961 г. приводит Положение об управлении русской православной церкви в соответствие с советским законодательством, отстраняя духовенство от участия в приходском собрании, и принимает решение о вступлении русской православной церкви во Всемирный Совет церквей. Последнее позволило гонимой церкви не только свидетельствовать о ценностях православия перед инославным миром, но и выйти из изоляции и сохранить свой богословский потенциал. Необходимо отметить заслуги митрополита Ленинградского Никодима (Рогова, 1929-1978) не только в деле созидания христианского единства, но в проведении мудрой политики в отношениях с властями, позволившей сохранить многое в достоянии русской православной церкви, в частности, уберечь от закрытия некоторые приходы и Ленинградские академию и семинарию.

После 1985 г. ситуация начала медленно меняться к лучшему. В 1997 г. русская православная церковь насчитывала 124 епархии и около 18 тысяч приходов. Кроме того, под юрисдикцией русской православной церкови находится Японская Автономная церковь. Верующих духовно окормляют 146 архиереев, из них 122 правящих и 24 викарных. Действует 185 мужских и 205 женских монастырей, из них 242 – в России, 89 – на Украине, 57 – в других странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья. Открыто 47 монастырских подворий, 5 духовных академий, 21 семинария, 27 духовных училищ, 1 богословский институт.176 Русская православная диаспора, исторически находящаяся в лоне Московского патриархата, насчитывает 7 епархий, 2 благочиния, а также подворья, представительства и отдельные приходы (176 храмов, 9 монастырей и скитов).

С 1991 г. деятельность церкви постепенно восстанавливается (образованы Апостольские администратуры Европейской и Азиатской частей России, назначены Апостольские администраторы – архиепископ Кондрусевич и епископ Верт. К 1998 г. церковь окормляет около 100 общин в Европейской части и 200 – в Сибири, в помощь Апостольским администраторам назначены епископы Пик-кель и Мазур, в Москве зарегистрирована также греко-католическая община. Католики составляют 0,48% населения России (480 тысяч греко-католиков и 103 тысячи католиков латинского обряда).

Литература

1.     Орлов А.И. и др. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Вожненков, 2001. – 520 с.

2.     Арсланов Р.А. и др. История отечества с древнейших времен до конца XX века. В 2-х частях. Ч2. – М.: Потатур, 2000. – 272 с.

3.     Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / А.В.Солдатов. – СПб.: Издательство «Лань»; 2003. – 800 с.

4.     Рыбаков Б.А. История России с древнейших времен до XVIII столетия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

5.     Тихомиров М.Н. Хрестоматия по истории России. – М.: ЮНИИ, 2003.