Цель и задачи курсовой работы - более углубленное изучение и разработка какой-либо темы или отдельной проблемы, расширение профессионального кругозора студентов, а также приобретение и развитие навыков самостоятельной работы.

В процессе подготовки и написания курсовой работы у студен­тов формируются навыки поиска и накопления информации, ее сис­тематизации и обобщения, сбора и обработки фактического материа­ла, его анализа и теоретического осмысления, логического изложе­ния и аргументированного обоснования отстаиваемой концепции, умение делать выводы и формулировать практические рекоменда­ции.

Курсовая работа должна продемонстрировать умение студента осуществить подбор литературы по выбранной теме, сравнить раз­личные точки зрения, публикуемые в научных источниках, сделать грамотные выводы и обобщения. Важным является способность сту­дента правильно определить основные используемые понятия, кате­гории, проанализировать их роль и место в деятельности отдельных потребительских обществ, союзов и в целом в системе потребитель­ской кооперации России.

Курсовая работа также предполагает работу со статистическим материалом и его использование в качестве иллюстраций и доказа­тельства теоретических гипотез и выводов. Обязательным является изучение законодательства о потребительской кооперации, отраже­ние основных нормативных положений. Отдельные темы рекоменду­ется выполнять с привлечением переводов зарубежных материалов по кооперативному движению или оригинальных источников, как правило, приводимых в сети Интернет.

Повышается ценность курсовой работы, если она базируется на описании и анализе результатов, полученных лично студентом в ходе самостоятельной исследовательской или практической деятельности.

В предлагаемом учебно-методическом пособии сформулированы единые требования к подготовке, написанию, оформлению и защите курсовых работ. Знакомство с ними должно помочь студентам повы­сить качество подготовки и защиты курсовых работ по дисциплине «Актуальные проблемы потребительской кооперации».

2. СТРУКТУРА РАБОТЫ

Структура курсовой работы, как правило, состоит из введения, основной части и заключения. Во введении кратко обосновывается: актуальность выбранной темы, ее значение для развития потреби­тельской кооперации. Кроме того, указываются основные источники информации, объект изучения, формулируются основные положения, рассмотренные в работе.

Основная часть может быть разделена на три раздела (тео­ретический практический и рекомендательный). Первый раздел должен отразить суть проблемы, причины ее возникновения и суще­ствующие теоретические подходы к ее решению. Возможен истори­ческий экскурс.

Здесь же необходимо высказать свое отношение к имеющимся в литературе точкам зрения.

Во втором разделе обобщают опыт практической деятельности потребительской кооперации, как российской, так и зарубежной.

Необходимо проанализировать практику российской кооперации (обществ или союзов), ее экономики и управления и сопоставить ре­альное состояние с тем, что предлагает теория кооперации. Жела­тельно обращение к опыту своего региона. Источником информации могут быть газеты, журналы, монографии, брошюры, статистическая информация. Например, газета «Российская кооперация», журнал «Деловой вестник потребительской кооперации» статистический ма­териал отчеты Центросоюза РФ. Курсовая работа должна содержать расчетный табличный материал, обосновывающий основные выводы и результаты анализа.

Третий раздел посвящают поиску резервов и путей совершенст­вования, рассмотренных во втором разделе аспектов деятельности, продумывают предложения по повышению ее эффективности. До­пускается обращение к зарубежному опыту по теме исследования.

При изложении каждого раздела (теоретического, практического и рекомендательного) возможно введение параграфов, что позволяет более детально и тщательно раскрыть тему. Их число не должно пре­вышать 3-4 в теоретической части и 2-3 в практической и рекоменда­тельной. Последний раздел может быть представлен и без расчлене­ния на параграфы.

Заключение должно содержать выводы по всем разделам работы.

Выводы: пишут тезисно - не более 4-5 обобщающих пунктов, подводящих итог выполнению работы. Здесь не должны приводиться

данные и теоретические положения, о которых не шла речь при рас­крытии темы. Заключение должно содержать общие выводы и реко­мендации, а также собственное отношение студента к теме, ее месту в теории и практике кооперации.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

Основными этапами выполнения курсовой работы являются: 1. выбор темы, 2. составление библиографии по теме;3. изучение ли­тературы и составление плана;4. написание текста работы.

Выбор темы

Данный этап предваряется составлением тематики курсовых ра­бот, которую утверждают на заседании кафедры. Все темы курсовых работ можно условно разделить на две группы:

-разрабатываемые на основе научной и учебной литературы,

-требующие обязательного привлечения практического материа­ла, его самостоятельного подбора и обработки.

Выбор студентами темы курсовой работы не должен быть слу­чайным, а ее написание формальным. Кафедра должна организовать эту работу путем предварительного разговора со студентами в учеб­ных группах и выявления их интересов. Для студентов-заочников, работающих в системе потребительской кооперации, целесообразно рекомендовать темы, связанные с их производственной деятельно­стью, что порождает интерес к теме и обусловливает творческий ха­рактер ее раскрытия.

Могут ли несколько человек писать курсовую на одну тему? Это допустимо лишь при соблюдении ряда условий: выполнение работы на различных объектах исследования, у разных научных руководите­лей, что обусловливает возможность различного подхода к иссле­дуемому вопросу; у одного преподавателя - при условии раскрытия различных аспектов темы.

Кафедра должна исключить возможность переписывания одних источников, а тем более полного заимствования работ.

Составление библиографии по теме

Библиография обязательно должна включать монографии и ста­тьи из научных журналов.

Изучение библиографии расширяет кругозор студентов, приуча­ет к работе с книгой, прививает навыки научного исследования.

При составлении библиографии должны быть использованы:

-списки литературы по соответствующим темам, указанные в программе;

-списки литературы, рекомендованные преподавателем на лек­циях и семинарах;

-указатели статей, опубликованные в журналах за последние годы;

-специальные библиографические издания;

-тематические и предметные каталоги в библиотеке. Составлен­ный студентом библиографический список должен быть обязательно согласован с научным руководителем.

Задача преподавателя:

-дополнить список наиболее актуальными монографическими исследованиями и статьями;

-показать студенту, в какой очередности надо изучать литературу;

-дать направление работы по теме и указать, на какие вопросы следует обращать внимание при чтении литературы. Преподаватель должен знакомить студента с различными концепциями, а не только с той, которую сам разделяет, оставляя за ним право выбора собст­венной позиции, которая возникает на основе творческого осмысле­ния материала.

Изучение литературы и составление плана

Изучение литературы и составление плана курсовой работы -очень трудоемкий и наиболее длительный этап работы. Чтобы уско­рить этот процесс, студент должен ознакомиться с соответствующей темой в программе данной дисциплины, прочитать по ней главы учебника, записи лекций и конспекты к семинарским занятиям.

План - это краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающих содержание прочитанного. План курсовой работы це­лесообразно составлять после ознакомления со значительной частью литературы. Его роль заключается в определении основных направ­лений работы, логики ее построения и развития содержания. План может быть кратким или развернутым, что зависит от сложности и характера темы. Но в любом случае в нем не должно быть более 3-4 разделов.

К плану предъявляют ряд требований:

1)  no содержанию

-план должен точно соответствовать теме работы,

-объем темы и все вопросы плана должны быть соразмерны, что

предполагает полное, исчерпывающее раскрытие темы;

-между вопросами, включенными в план, должна существовать

логическая связь и взаимообусловленность;

2) по форме.

-вопросы плана формулируют кратко, ясно и точно. План сту­дент составляет самостоятельно, но затем обязательно согласует с руководителем, который утверждает план. Это позволяет препода­вателю иметь представление о ходе работы, степени знакомства с ли­тературой, самостоятельности и творчестве в постановке проблем, дает возможность направить работу студента по верному пути в рас­крытии темы и избежать часто встречающихся ошибок, снижающих качество работы.

Написание текста работы

Это наиболее ответственный этап работы, требующий проявле­ния всех творческих способностей и большой самостоятельности.

Самостоятельность студента при написании курсовой работы должна проявляться:

-в понимании и раскрытии актуальности изучаемой темы;

-в ознакомлении с рядом серьезных научных работ и статей по теме;

-в аналитическом обзоре использованной литературы и выраже­нии к ней собственного отношения, в личной оценке информативной, научной и практической ценности теоретического источника;

-в умении обобщать, систематизировать материал, находить в нем главное, основное, ориентироваться в экономической информа­ции;

-в умении высказать собственное мнение и творческое отноше­ние к решению поставленных вопросов, обосновать свою точку зре­ния по той или иной дискуссионной проблеме;

-в умении сделать общие выводы по изученной теме и сформу­лировать рекомендации по повышению эффективности деятельно­сти, связанной с разработанной темой. Каждый раздел работы, рас­крывающий содержание одного из вопросов плана, обязательно за­вершается выводами.