Цель и задачи курсовой работы - более углубленное изучение и разработка какой-либо темы или отдельной проблемы, расширение профессионального кругозора студентов, а также приобретение и развитие навыков самостоятельной работы.
В процессе подготовки и написания курсовой работы у студентов формируются навыки поиска и накопления информации, ее систематизации и обобщения, сбора и обработки фактического материала, его анализа и теоретического осмысления, логического изложения и аргументированного обоснования отстаиваемой концепции, умение делать выводы и формулировать практические рекомендации.
Курсовая работа должна продемонстрировать умение студента осуществить подбор литературы по выбранной теме, сравнить различные точки зрения, публикуемые в научных источниках, сделать грамотные выводы и обобщения. Важным является способность студента правильно определить основные используемые понятия, категории, проанализировать их роль и место в деятельности отдельных потребительских обществ, союзов и в целом в системе потребительской кооперации России.
Курсовая работа также предполагает работу со статистическим материалом и его использование в качестве иллюстраций и доказательства теоретических гипотез и выводов. Обязательным является изучение законодательства о потребительской кооперации, отражение основных нормативных положений. Отдельные темы рекомендуется выполнять с привлечением переводов зарубежных материалов по кооперативному движению или оригинальных источников, как правило, приводимых в сети Интернет.
Повышается ценность курсовой работы, если она базируется на описании и анализе результатов, полученных лично студентом в ходе самостоятельной исследовательской или практической деятельности.
В предлагаемом учебно-методическом пособии сформулированы единые требования к подготовке, написанию, оформлению и защите курсовых работ. Знакомство с ними должно помочь студентам повысить качество подготовки и защиты курсовых работ по дисциплине «Актуальные проблемы потребительской кооперации».
2. СТРУКТУРА РАБОТЫ
Структура курсовой работы, как правило, состоит из введения, основной части и заключения. Во введении кратко обосновывается: актуальность выбранной темы, ее значение для развития потребительской кооперации. Кроме того, указываются основные источники информации, объект изучения, формулируются основные положения, рассмотренные в работе.
Основная часть может быть разделена на три раздела (теоретический практический и рекомендательный). Первый раздел должен отразить суть проблемы, причины ее возникновения и существующие теоретические подходы к ее решению. Возможен исторический экскурс.
Здесь же необходимо высказать свое отношение к имеющимся в литературе точкам зрения.
Во втором разделе обобщают опыт практической деятельности потребительской кооперации, как российской, так и зарубежной.
Необходимо проанализировать практику российской кооперации (обществ или союзов), ее экономики и управления и сопоставить реальное состояние с тем, что предлагает теория кооперации. Желательно обращение к опыту своего региона. Источником информации могут быть газеты, журналы, монографии, брошюры, статистическая информация. Например, газета «Российская кооперация», журнал «Деловой вестник потребительской кооперации» статистический материал отчеты Центросоюза РФ. Курсовая работа должна содержать расчетный табличный материал, обосновывающий основные выводы и результаты анализа.
Третий раздел посвящают поиску резервов и путей совершенствования, рассмотренных во втором разделе аспектов деятельности, продумывают предложения по повышению ее эффективности. Допускается обращение к зарубежному опыту по теме исследования.
При изложении каждого раздела (теоретического, практического и рекомендательного) возможно введение параграфов, что позволяет более детально и тщательно раскрыть тему. Их число не должно превышать 3-4 в теоретической части и 2-3 в практической и рекомендательной. Последний раздел может быть представлен и без расчленения на параграфы.
Заключение должно содержать выводы по всем разделам работы.
Выводы: пишут тезисно - не более 4-5 обобщающих пунктов, подводящих итог выполнению работы. Здесь не должны приводиться
данные и теоретические положения, о которых не шла речь при раскрытии темы. Заключение должно содержать общие выводы и рекомендации, а также собственное отношение студента к теме, ее месту в теории и практике кооперации.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ
Основными этапами выполнения курсовой работы являются: 1. выбор темы, 2. составление библиографии по теме;3. изучение литературы и составление плана;4. написание текста работы.
Выбор темы
Данный этап предваряется составлением тематики курсовых работ, которую утверждают на заседании кафедры. Все темы курсовых работ можно условно разделить на две группы:
-разрабатываемые на основе научной и учебной литературы,
-требующие обязательного привлечения практического материала, его самостоятельного подбора и обработки.
Выбор студентами темы курсовой работы не должен быть случайным, а ее написание формальным. Кафедра должна организовать эту работу путем предварительного разговора со студентами в учебных группах и выявления их интересов. Для студентов-заочников, работающих в системе потребительской кооперации, целесообразно рекомендовать темы, связанные с их производственной деятельностью, что порождает интерес к теме и обусловливает творческий характер ее раскрытия.
Могут ли несколько человек писать курсовую на одну тему? Это допустимо лишь при соблюдении ряда условий: выполнение работы на различных объектах исследования, у разных научных руководителей, что обусловливает возможность различного подхода к исследуемому вопросу; у одного преподавателя - при условии раскрытия различных аспектов темы.
Кафедра должна исключить возможность переписывания одних источников, а тем более полного заимствования работ.
Составление библиографии по теме
Библиография обязательно должна включать монографии и статьи из научных журналов.
Изучение библиографии расширяет кругозор студентов, приучает к работе с книгой, прививает навыки научного исследования.
При составлении библиографии должны быть использованы:
-списки литературы по соответствующим темам, указанные в программе;
-списки литературы, рекомендованные преподавателем на лекциях и семинарах;
-указатели статей, опубликованные в журналах за последние годы;
-специальные библиографические издания;
-тематические и предметные каталоги в библиотеке. Составленный студентом библиографический список должен быть обязательно согласован с научным руководителем.
Задача преподавателя:
-дополнить список наиболее актуальными монографическими исследованиями и статьями;
-показать студенту, в какой очередности надо изучать литературу;
-дать направление работы по теме и указать, на какие вопросы следует обращать внимание при чтении литературы. Преподаватель должен знакомить студента с различными концепциями, а не только с той, которую сам разделяет, оставляя за ним право выбора собственной позиции, которая возникает на основе творческого осмысления материала.
Изучение литературы и составление плана
Изучение литературы и составление плана курсовой работы -очень трудоемкий и наиболее длительный этап работы. Чтобы ускорить этот процесс, студент должен ознакомиться с соответствующей темой в программе данной дисциплины, прочитать по ней главы учебника, записи лекций и конспекты к семинарским занятиям.
План - это краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающих содержание прочитанного. План курсовой работы целесообразно составлять после ознакомления со значительной частью литературы. Его роль заключается в определении основных направлений работы, логики ее построения и развития содержания. План может быть кратким или развернутым, что зависит от сложности и характера темы. Но в любом случае в нем не должно быть более 3-4 разделов.
К плану предъявляют ряд требований:
1) no содержанию
-план должен точно соответствовать теме работы,
-объем темы и все вопросы плана должны быть соразмерны, что
предполагает полное, исчерпывающее раскрытие темы;
-между вопросами, включенными в план, должна существовать
логическая связь и взаимообусловленность;
2) по форме.
-вопросы плана формулируют кратко, ясно и точно. План студент составляет самостоятельно, но затем обязательно согласует с руководителем, который утверждает план. Это позволяет преподавателю иметь представление о ходе работы, степени знакомства с литературой, самостоятельности и творчестве в постановке проблем, дает возможность направить работу студента по верному пути в раскрытии темы и избежать часто встречающихся ошибок, снижающих качество работы.
Написание текста работы
Это наиболее ответственный этап работы, требующий проявления всех творческих способностей и большой самостоятельности.
Самостоятельность студента при написании курсовой работы должна проявляться:
-в понимании и раскрытии актуальности изучаемой темы;
-в ознакомлении с рядом серьезных научных работ и статей по теме;
-в аналитическом обзоре использованной литературы и выражении к ней собственного отношения, в личной оценке информативной, научной и практической ценности теоретического источника;
-в умении обобщать, систематизировать материал, находить в нем главное, основное, ориентироваться в экономической информации;
-в умении высказать собственное мнение и творческое отношение к решению поставленных вопросов, обосновать свою точку зрения по той или иной дискуссионной проблеме;
-в умении сделать общие выводы по изученной теме и сформулировать рекомендации по повышению эффективности деятельности, связанной с разработанной темой. Каждый раздел работы, раскрывающий содержание одного из вопросов плана, обязательно завершается выводами.