В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налога на доходы физических лиц является одним из важнейших экономических регуляторов. От того, насколько правильно построена система взимания налога на доходы физических лиц, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налог на доходы физических лиц на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах налогового реформирования, равно как и острой критики. На данный момент существует множество всевозможной литературы по налогу на доходы физических лиц и в том числе по подоходному налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт взимания этого налога в России. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства.

Исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран – налога на доходы физических лиц, раскрытие его истории развития, экономической сущности и назначения в быстро развивающейся налоговой системе России вызывает интерес и актуальность.

Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни  государства.

Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и зарубежом, доходы государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета, направляемая на социальные услуги (здравоохранение , образование, социальную политику) хозяйственные нужды, развитие инфраструктуры, выполнение государственных программ, дотации и субсидии отстающим секторам экономики и субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность государственного аппарата, не должна превышать доходную для безинфляционного развития экономики.

В статье 57 Конституции Российской Федерации написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы. До 1 января 2001 года он назывался подоходным налогом.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ с 1 января 2001 года введена в действие глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Одновременно утратил силу Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (до 1 января 2002 года действовала только часть 3 статьи 12 этого закона - в части продажи ценных бумаг).

При этом изменилось не только название налога. С 1 января 2001 года изменились также порядок определения налогооблагаемого дохода, правила исчисления и удержания налога, определение даты получения дохода. Значительно снизились ставки налога, изменились размеры налоговых вычетов, отменены некоторые ранее действовавшие льготы и установлены новые.

С 1 января 2005 года вступили в силу несколько поправок в главу 23 “Налог на доходы физических лиц” части второй Налоговою кодекса. Изменения коснулись налоговой ставки по доходам в виде дивидендов, внесены изменения в перечень не подлежащих налогообложению доходов инвалидов, ставки НДФЛ, в порядок предоставления имущественного налогового вычета отдельным категориям налогоплательщиков, а также расширен перечень расходов налогоплательщика, включаемых в профессиональный налоговый вычет.

Предмет данной дипломной работы является рассмотрение и изучение порядка взимания и формирования налога на доходы физических лиц.

Объектом данной дипломной работы является налог на доходы физических лиц.

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы оценить эффективность налога на доходы физических лиц в России и выработать рекомендации по повышению эффективности его взимания.

В соответствии с поставленными целями задачами работы автор акцентировал внимание в своей работе на наиболее проблемных вопросах налогообложения доходов физических лиц, что позволило выработать ряд предложений по устранению недостатков в его правовом регулировании и уплате.

1.     Например, необходимо установление налогового минимума доходов физических лиц.

2.     Исключение благотворительных взносов из налоговой базы полностью.

3.     Введение пропорциональной (уравнительной) 13 % ставки на трудовые доходы граждан, противоречит принципу справедливости и углубляет имущественное расслоение (оно у нас превысило все разумные пределы).

Методологической и теоретической основой данной работы являются: Налоговый кодекс Российской Федерации, регулирующий порядок взимания налога на доходы физических лиц; инструктивные материалы ИФНС; труды ведущих теоретиков налогового права и практических работников, как Российской Федерации, так и зарубежных стран, в том числе существующие проекты реформирования подоходного налогообложения.

Теоретическая и практическая значимость настоящей дипломной работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке данной проблемы, а также при решении практических задач подоходного налогообложения и определении перспектив развития налога на доходы физических лиц в России.

В результате проделанной работы  достигнута цель и решены поставленные задачи.

Начиная с 2001 года в рамках реформирования системы налогообложения значительным изменениям были подвергнуты принципы налогообложения фонда заработной платы и прочих выплат, производимых организациями в пользу физических лиц.

По налогу на доходы физических лиц: увеличивается порог «лимитируемых» доходов (подарков, призов, материальной помощи налогоплательщика), с которых налог не взимается, а также расширен перечень необлагаемых налогом доходов. Все принятые поправки начинают действовать в разное время.

Начиная со следующего года увеличивается сумма доходов налогоплательщика, не подлежащих налогообложению (п. 28 ст. 217 НК), с 2000 до 4000 рублей. Для налоговых агентов это повышение не несет никаких экономических последствий, так как данная индексация отразится лишь на конечном доходе физического лица.

Также претерпел изменения и сам перечень не облагаемых налогом доходов. В него включены доходы в виде подарков и помощи (в денежной и натуральной формах) такой «заслуженной» категории налогоплательщиков, как ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией и т. д. Таким образом законодатели решили выделить доходы этой группы граждан среди уже существующих «одноименных» доходов, поскольку для них установили отличное по сумме ограничение. А именно – 10 000 рублей за налоговый период. Это нововведение также вступает в силу с 1 января 2006 года.

Отдельного внимания заслуживает статья 2 Федерального закона от 30 июня 2005 г. № 71-ФЗ.[1] Ее положения устанавливают, что доходы в виде подарков и помощи (в денежной и натуральной формах), полученные ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией и т. д., освобождаются от налогообложения в 2005 году. Данная поправка действует задним числом, поскольку действие второй статьи распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Из этого следует, что налоговым агентам, которые выплачивали указанной категории граждан в течение 2005 года доходы в виде помощи или же подарков, придется вернуть излишне удержанный налог. Причем сделать это надо в двухмесячный срок с момента вступления настоящего закона в силу.[2]

Устанавливая жесткие рамки по срокам возврата налога, принятый закон не диктует какого-либо особого порядка его возврата. Обычно зачет или возврат излишне уплаченного налога производится налоговой инспекцией. Но в рассматриваемом нами случае, когда налогоплательщик – физическое лицо хочет вернуть себе излишне удержанный подоходный налог, ему следует руководствоваться пунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса, в соответствии с которой возврат возлагается на налогового агента. Причем независимо от того, являются ли физическое лицо и организация сторонами трудового договора. По письменному заявлению физического лица бухгалтерия обязана вернуть ему «переплаченные» суммы налога. Если налогоплательщик работает в данной организации, то по заявлению работодатель сможет зачесть переплаченную сумму налога в счет будущих платежей. Тем не менее остается непонятным практическое применение пункта 2 статьи 2 Закона в случае когда физическое лицо не работает в организации. Зачет излишне удержанного налога фирма в этом случае произвести не может. Но в то же время налогоплательщик может самостоятельно обратиться за переплатой в налоговую инспекцию, поскольку Налоговый кодекс прямо этого не запрещает.

Можно говорить о двух направлениях совершенствования Российского законодательства:

значительное снижение налогового бремени для каждого физического лица - налогоплательщика и повышение на этой основе уровня его жизни. А. Смит (1723 - 1790) говорил, что "от снижения налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных налогов: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большой легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов";

приближение принципов законодательства по налогообложению к принципам международного права.

Первое направление. Основное, радикальное нововведение - единая ставка налога по так называемым трудовым доходам в размере 13% независимо от величины дохода и в размерах 6%, 30% и 35% по так называемым нетрудовым доходам, т.е. по существу отказ от понятия "совокупный годовой облагаемый доход".

Как и во всех цивилизованных странах, в России с 2001 г. облагаемые доходы физических лиц уменьшаются на суммы расходов, понесенных в связи с лечением, приобретением медикаментов, а также на получение налогоплательщиком и его детьми образования.

В связи с введением с 2001 г. части второй НК РФ, безусловно, возникает вопрос: снизятся ли поступления налога в бюджет?

С точки зрения чистой арифметики должны снизиться. Но есть несколько факторов, которые позволяют сделать другие выводы.

1. Усилится побудительный мотив к получению более высоких доходов с целью уменьшения налоговой нагрузки, а это приведет к увеличению поступления налога на доходы физических лиц.

2. Возрастет невыгодность сокрытия доходов от налогообложения при ставке налога 13% (не 45, не 35 и даже не 30%).

3. Денежные средства экономии от уменьшения налогового бремени пойдут на увеличение товарооборота, вкладов, другие цели, что в конечном счете приведет к увеличению поступлений налога в бюджет.

Синхронная реформа подоходного и социального налогообложения не только не уменьшит размеры поступлений в бюджет, но и приведет к их росту. Что и показала практика применения нового налогового законодательства.

Предложения по решению проблем возникающих при исчислении налоговой базы (приложение 6):

В статье 210 НК РФ, посвященной общим вопросам определения налоговой базы, следовало бы описать формулу, лежащую в основе ее определения, а именно установить, что налоговая база налога на доходы физических лиц определяется посредством сложения сумм доходов, полученных налогоплательщиком от различных источников в течение налогового периода, кроме тех, которые не подлежат включению в состав налоговой базы в соответствии со статьей 217 НК РФ, а затем уменьшается на суммы вычетов, установленных статьями  218—221 НК РФ.

Применительно к налогу на доходы физических лиц в главе 23 НК РФ целесообразнее было бы дать несколько иное определение налоговой базы. Налоговая база – это стоимостная оценка объекта налогообложения, уменьшенная на налоговые вычеты. Это позволит оставить без изменений определение налоговой ставки, которая согласно НК РФ представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, и тем самым обеспечит правильность исчисления суммы налога.

Было бы правильно обозначить выплаты, составляющие перечень статьи  217 НК РФ (так называемые доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) как доходы, не подлежащие включению в состав налоговой базы.

Поэтому целью дальнейшего совершенствования налогообложения дохода физических лиц является оказание помощи налогоплательщикам и налоговым агентам в правильном исчислении налога на доходы физических лиц, доведении до граждан сути этого налога , их прав и обязанностей перед государством .


[1] Федеральный закон от 30 июня 2005 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июля 2005 г. N 27 ст. 2710

[2] Акимова В.М. Налоговое законодательство - 2005: изменения по НДФЛ // Российский налоговый курьер. N 23. 2004.