No 2 (февраль) 2004 |
Банкротство как способ выхода из финансового кризиса
Автор: |
Афанасьев Валентин (начальник отдела претензионно-исковой работы ОАО «ГМК «Норильский никель») |
Когда финансовое состояние предприятия близко к критическому и нормальную работу наладить не удается, «спасательным кругом», как это не парадоксально, может оказаться процедура банкротства. В статье подробно рассмотрены основные этапы этой процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Грамотные действия помогут предприятиям рассчитаться с кредиторами и улучшить свое финансовое положение.
Процедура банкротства
Согласно статье 2 Закона № 127-ФЗ1 (далее — Закон) под несостоятельностью (банкротством) понимается «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Если предприятие действительно оказалось в состоянии неплатежеспособности, то его руководство может подать заявление в арбитражный суд для возбуждения дела о банкротстве.
Для того чтобы в отношении предприятия было возбуждено дело о банкротстве, у него должны быть обязательства на сумму не менее 100 тыс. руб., неисполненные в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. С момента возбуждения дела о банкротстве приостанавливаются действия по исполнительным документам, а также снимаются арест и другие ограничения, наложенные судебным приставом по всем документам (за некоторым исключением).
После принятия заявления о признании должника банкротом суд назначает арбитражного управляющего (на каждой стадии процедуры банкротства он называется по-разному: временный, внешний или конкурсный управляющий), который и будет проводить процедуру банкротства2.
Личное мнение
Александр Бондарев, арбитражный антикризисный управляющий, член саморегулируемой организации (СРО) профессиональных управляющих Центрального федерального округа
Восстановление платежеспособности должника зависит в первую очередь от того, есть ли у него перспективы продолжения или восстановления производственной деятельности. Приостановка исполнительного производства по всем имущественным взысканиям сама по себе не дает должнику дополнительных денежных средств на производственную деятельность, она лишь позволяет ему при наличии ресурсов мобилизовать производство, извлечь прибыль и рассчитаться с кредиторами.
В соответствии со ст. 27 Закона применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Ввести наблюдение на предприятии арбитражный суд может на основании заявления как самого должника, так и его кредиторов. Для проведения же процедур финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства суду требуется решение собрания кредиторов. Восстановить свою платежеспособность и рассчитаться с долгами или заключить мировое соглашение с кредиторами предприятие может на любой стадии. Однако на стадии конкурсного производства сделать это практически невозможно. Конкурсное производство, по словам Александра Бондарева, заканчивается либо полной распродажей имущества, либо сменой собственника предприятия или юридического лица и продолжением деятельности уже под другим названием. Поэтому далее в статье мы не будем рассматривать процедуру конкурсного производства.
Наблюдение
Процедура наблюдения вводится с момента возбуждения арбитражным судом дела о признании должника банкротом и должна быть завершена в течение семи месяцев (ст. 62 Закона). При этом назначается временный управляющий, который выявляет всех кредиторов предприятия-должника, уведомляет их о возбуждении дела о банкротстве, анализирует потенциал предприятия и выносит свои предложения на обсуждение первого собрания кредиторов.
С введением процедуры наблюдения составляется реестр требований кредиторов, в котором указываются сведения о каждом кредиторе и размере его претензий к должнику, основания возникновения обязательства, а также очередность расчетов по каждому кредитору (ст. 16 Закона). Требования кредиторов включаются в реестр на основании судебных актов, устанавливающих состав и размер обязательств. Поэтому после введения процедуры наблюдения кредиторы не вправе обращаться к должнику напрямую, а должны добиваться включения своих требований в реестр только через суд.
В процессе процедуры наблюдения вне очереди производятся расчеты, обязательства по которым наступили после начала процедуры банкротства. Другими словами, закон дает привилегию тем, кто вступает в отношения с организацией, находящейся в процедуре банкротства. Например, если банк выдаст кредит предприятию накануне банкротства, то его требование о возврате кредита будет рассматриваться в общей очереди, а в случае введения внешнего управления подпадет под мораторий. Если же кредит будет выдан после возбуждения дела о банкротстве, то предприятие будет обязано его вернуть во внеочередном порядке. Таким образом, компании проще получить кредит после начала процедуры банкротства, чем до нее.
Пример 1
Акционеры ОАО «Тепличный комбинат» (Рязань) обнаружили, что предприятие не в состоянии осуществлять производственную деятельность: денежных средств не было, часть имущества была арестована и выставлена на продажу судебным приставом-исполнителем по решению суда.
Необходимо было привлечь денежные средства для инвестирования их в производство, извлечения прибыли и расчетов с кредиторами. Однако кредиторы отказывались отзывать исполнительные листы, а банки не предоставляли кредиты, поскольку средства были бы списаны во исполнение уже существующих обязательств, а производство так и не было бы налажено.
В этой ситуации новый генеральный директор должника, назначенный акционерами, обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании «Тепличного комбината» банкротом. Суд возбудил дело о банкротстве и ввел процедуру наблюдения. Это позволило не «растащить» предприятие по частям в ходе исполнительного производства, приостановить взыскания по исполнительным документам и снять аресты со счетов, а самое главное — привлечь заемные средства.
Таким образом, с помощью процедуры банкротства предприятие сохранило производственные мощности и, используя заемные средства, восстановило производство и рассчиталось с кредиторами.
Что касается расчетов с кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми наступил до введения процедуры банкротства, то такие расчеты производятся в соответствии с очередностью, установленной п. 4 ст. 134 Закона. Всего установлено три очереди кредиторов:
- граждане, которым предприятие-должник обязано выплатить компенсацию за причинение вреда жизни или здоровью, а также причинение морального вреда;
- граждане, которым предприятие должно выплатить выходные пособия и оплату по трудовым и авторским договорам;
- остальные кредиторы.
Рассчитаться с кредиторами на стадии наблюдения, как правило, удается предприятиям, которые временно оказались в состоянии неплатежеспособности. Однако компаниям, находящимся в более тяжелом положении, достаточно сложно выплатить долги в течение семи месяцев. В таких случаях целью проведения процедуры наблюдения является анализ финансового состояния предприятия-должника для определения его дальнейшей судьбы. Финансовое состояние должника рассматривается на первом собрании кредиторов. На основании решения собрания кредиторов суд вводит процедуры финансового оздоровления либо внешнего управления или сразу конкурсное производство (если не выявлены резервы для восстановления платежеспособности).
Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление вводится судом на срок не более двух лет с назначением административного управляющего. В этом случае, как и при процедуре наблюдения, органы управления предприятия-должника продолжают осуществлять свои функции (ст. 80 Закона).
На стадии финансового оздоровления кредиторы, арбитражный управляющий и руководство предприятия разрабатывают план, предусматривающий способы получения предприятием-должником средств, необходимых для расчета по обязательствам. Кроме того, на этапе оздоровления должнику следует представить суду график погашения задолженности, в соответствии с которым предприятие будет вести расчеты со всеми кредиторами, включенными в реестр. График должен предусматривать погашение всех обязательств не позднее чем за месяц до даты окончания этапа финансового оздоровления (ст. 84 Закона). На этой стадии банкротства (в отличие от процедуры наблюдения) прекращается начисление штрафов, пеней, процентов по неисполненным предприятием обязательствам, возникшим до введения процедуры оздоровления.
По словам Александра Бондарева, в российской практике процедуры финансового оздоровления — дело новое. В настоящее время эти процедуры осуществляются лишь на двух предприятиях, но их результат пока неизвестен.
Внешнее управление
Процедура внешнего управления также вводится на период не более двух лет. Если внешнее управление вводится после процедуры финансового оздоровления, то их совокупный срок также не должен превышать двух лет (п. 2 ст. 92 Закона). Однако поскольку обе эти процедуры на практике требуют довольно много времени, то их редко назначают друг за другом.
Главное отличие стадии внешнего управления от предыдущих в том, что все полномочия по управлению делами должника переходят внешнему управляющему, которого утверждает суд.
При внешнем управлении устанавливается мораторий на погашение предприятием-должником обязательств, срок исполнения которых наступил до введения этого этапа (включая те обязательства, которые возникли у предприятия на предыдущих этапах процедуры банкротства). По мнению Дениса Иванова, главы казначейства ОАО РАО «Роснефтегазстрой» (Москва), мораторий является одним из наиболее действенных инструментов процедуры банкротства для восстановления платежеспособности предприятия, поскольку позволяет сохранить имеющиеся у предприятия оборотные и основные средства, необходимые для производства, и избежать обращения взыскания на имущество. Однако действие моратория не распространяется на требования по взысканию заработной платы, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также выплате сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.
Таким образом, в отличие от двух предыдущих этапов в ходе внешнего управления предприятие осуществляет только текущие платежи, то есть платежи (в том числе налоговые), срок исполнения которых наступил после введения моратория. Важно помнить, что возможно и принудительное взыскание задолженности по текущим платежам.
Пример 2
В марте 2003 года на основании постановления налоговой инспекции о взыскании с предприятия сумм налогов, срок исполнения по которым наступил во время процедуры внешнего управления, было обращено взыскание на имущество должника — акции дочернего предприятия. Поскольку ценные бумаги относятся к имуществу, на которое взыскание обращается в первую очередь, то в результате неисполнения текущего обязательства должник утратил контрольный пакет акций.
На этом этапе арбитражный управляющий разрабатывает план внешнего управления, который утверждается собранием кредиторов. В плане подробно описываются меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона), например реструктуризация предприятия-должника, ликвидация дебиторской задолженности, а также продажа части имущества. Если на предыдущих этапах решение о введении одной из этих мер должно было приниматься единогласно органами управления предприятия-должника, собранием кредиторов и арбитражного управляющего, то на этапе внешнего управления подобные решения принимаются без участия органов управления должника.
Часто в ходе внешнего управления на базе нерентабельных предприятий либо создаются новые компании, либо из всех предприятий холдинга выделяются рентабельные. Так, по словам арбитражного управляющего Сергея Демиденко, наиболее действенной мерой в рамках внешнего управления является реструктуризация. ВПК «МАПО «МИГ», оказавшись несостоятельным должником по обязательным платежам, был реструктуризован с сохранением трех предприятий, утративших признаки банкротства путем перевода долгов на другие предприятия комплекса, впоследствии ликвидированные.
Наиболее простая и распространенная мера — это продажа части имущества должника. При реализации активов предприятие может не только получить определенные оборотные средства, но и оптимизировать налоговую базу. Однако необходимо учитывать, что согласно российскому порядку налогообложения часть вырученных средств уходит в государственную казну в виде акцизов, НДС и налога на прибыль.
Следует отметить, что наилучшее решение для выхода из финансового кризиса для предприятия — предусмотреть оптимальный для предприятия комплекс мер по восстановлению платежеспособности.
Личный опыт
Александр Бондарев
На одном из предприятий, где я был назначен внешним управляющим, процедура внешнего управления была завершена после реализации нескольких мер. В частности, предприятие рассчиталось с кредиторами за счет выручки, полученной от реализации имущественного комплекса, восстановления и развития основной профильной деятельности, а также развития новых отраслей бизнеса. По оставшейся части долга с кредиторами удалось договориться об увеличении срока погашения (отсрочка, рассрочка долга).
В случае если в ходе внешнего управления (финансового оздоровления) предприятие-должник так и не смогло рассчитаться с кредиторами и восстановить свою платежеспособность, его ждет завершающая стадия банкротства — конкурсное производство. В большинстве случаев это означает ликвидацию предприятия.
Жизнь после банкротства
Подводя итог, следует отметить, что для предприятия банкротство является инструментом реформирования и его главная цель в том, чтобы по завершении этой реформы предприятие в той или иной форме начало эффективно работать. По словам Александра Бондарева, именно в ходе процедуры банкротства компания может найти новые направления работы, а также новые подходы к уже существующим бизнес-процессам. Благодаря этому предприятие сможет не только решить свои финансовые проблемы, но и занять прочное положение на рынке.
Благодарим за помощь в подготовке материала директора филиала по Москве и Московской обл. «СРО арбитражных управляющих северо-запада» Олега Мордухаева.
______________________________________ 1 Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». – Примеч. редакции. 2 Подробный перечень требований к арбитражному управляющему приведен в ст. 20 Закона. – Примеч. редакции.