Содержание

Введение. 3

1. Событие, в честь которого был сооружен памятник графу Муравьеву-Амурскому. 4

2. Установление памятника графу Муравьеву-Амурскому. 5

3. Великий скульптор Опекушин Александр Михайлович – создатель памятника Н.Н. Муравьеву-Амурскому. 7

4. История сноса и реставрации памятника Н.Н.Муравьёву-Амурскому. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

Памятники – это часть нашей истории. Никому не дано право её переписывать и переиначивать. Сегодня мы смотрим на памятники совершенно по иному, чем раньше. Созданные талантливыми и признанными скульпторами они отображают наше прошлое. 

Настоящая работе посвящена истории создания, сноса и восстановления памятника графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому.

Памятник Муравьеву-Амурскому - выдающееся произведение русского монументального искусства. Это одно из лучших творений Опекушина относится к золотому фонду монументального искусства. Все работы по возведению пьедестала и установке памятника, а также постройки инвалидного дома произведены по поручению генерал-губернатора начальником инженерной дистанции, военным инженер-полковником Александровым.

Начало истории памятника связана с именем первого генерал-губернатора Приамурского края, который осуществил высшую государственную власть в крае и был командующим военного округа. Ему принадлежит часть создания и открытия памятника Муравьеву-Амурскому в Хабаровске. В 1886 году в пору его пребывания в Петербурге был создан при его участии комитет по сооружению памятника под руководством В.П.Казакевича и М.С.Волконского.

1. Событие, в честь которого был сооружен памятник графу Муравьеву-Амурскому

В 1873 г. Хабаровку посетил первый высокий гость - великий князь Алексей Александрович, ставший и первым "шефом" Дальнего Востока в царской семье. Его посещение оставило свой след - самая первая и главная улица Хабаровки будет названа Алексеевской (ныне ул. Шевченко). И первое учебное заведение, начальное училище, открытое в 1875 г. - Алексеевским. Следующим станет цесаревич Николай, побывавший тут позже, в 1891 г. сменивший Алексея Александровича на "шефском" посту и вызвавший в городе гораздо больше переименований. К его приезду было приурочено и торжественное открытие первого и навсегда ценнейшего для города памятника Н.Н. Муравьеву-Амурскому работы выдающегося русского скульптора А.Опекушина.

Рис. 1. Памятник графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому

2. Установление и открытие памятника графу Муравьеву-Амурскому

На утесе городского сада в 1891 году был установлен памятник графу Муравьеву-Амурcкому с высеченными именами участников всех сплавов Амурской экспедиции: Г.Невельского, Н.Бошняка, М.Выенюкова, К.Будогосского, Л.Шренка, Р.Мааака, К,Максимовича и др. Сооружался памятник по проекту академика А.М.Опекушина, автора памятников Пушкина в Москве и Лермонтову в Пятигорске).

Памятник отливался в Петербурге в художественной мастерской Гаврилова. В январе 1891 года статуя была выставлена в Михайловском дворце для ознакомления жителей столицы. Получила одобрение самого императора. А затем через Одессу и Владивосток Отправлена в Хабаровск, где уже был готов пьедестал с прикрепленными к нему бронзовыми досками с именами соратников Муравьева-Амурского.

Установка памятника H.Н.Муравьеву-Амурскому Рис. 2. Работы по монтажу памятника

30 мая состоялось торжественное открытие и освящение памятника в присутствие наследника-цесаревича. В 1925 году памятник снесли, а в 1992 году был восстановлен в Петербурге и вернулся на землю Хабаровска.

Открытие памятника Н.Н.Муравьеву-Амурскому 30 мая 1891 года в присутствии наследника престола цесаревича Николая Александровича

Рис. 3. Церемония открытия памятника

Основная ценность памятника не только в том, что изображён на нём Муравьёв-Амурский - человек, по словам Герцена, "с государственным смыслом", но и в том, что создан этот величественный монумент выдающимся русским скульптором А.М.Опешиным, автором знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве.

Рис. 4. Церемония открытия памятника (фото Р.Д. Нино)

В 1886 году А.М.Опекушина вместе с М.О.Микешиным и М.М.Антокольским пригласили к участию в конкурсе на памятник Н.Н.Муравьёву-Амурскому в Хабаровске. В апреле 1887 года были подведены итоги - безоговорочно победил Опекушин. Началась кропотливая трёхлетняя работа по воплощению замысла в натуре. Предстояло вылепить статую пятиметровай высоты в глине, а затем перевести её в бронзу. Для осуществления замысла была построена каменная мастерская, в которой скульптор трудился не покладая рук. Тем временем были собраны по подписке, по всей России, народные средства на сооружение памятника, а группа военных и гражданских инженеров (Унтербергер, Базилевский, Мооро, Александро, Монковский,Внуковский, Гвоздиовский) провела работы по проектированию и изготовлению грандиозного постамента из местного камня - песчаника и сиенита, на высоком берегу в городском саду Хабаровска. К концу 1890 года статуя была не только отлита, получив высокие отзывы на выставке в Санкт-Петербурге, но и доставлена в Хабаровск (в начале бронзовую статую отправили в Одессу, через моря и океаны она была доставлена во Владивосток, а оттуда на лошадях пятитонную махину доставили в Хабаровск).

Открытие памятника было торжественным, на нём присутствовал царевич, будущий император Николай II, многочисленные гости.

3. Великий скульптор Опекушин Александр Михайлович – создатель памятника Н.Н. Муравьеву-Амурскому

Крепостной крестьянин по происхождению, известный русский скульптор второй половины XIX в. А. М. Опекушин получил художественное образование в Рисовальной школе при ОПХ, затем в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге и, наконец, как вольноприходящий ученик в АХ, которую окончил в звании неклассного художника в 1864 г. Работал почти исключительно в области монументальной скульптуры.

Начал свою творческую деятельность с участия в таких крупных художественных предприятиях, как создание по проекту М. О. Микешина памятников "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862 г.) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873 г.).

Центральным произведением его творчества стал выполненный им в 1872-80 гг. памятник А. С. Пушкину для Москвы. Открытие этого памятника в 1880 г. явилось событием огромного значения в жизни страны, по выражению М. М. Антокольского, "народ нашел своего ваятеля".

Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа.

Другой вариант памятника Пушкину был воздвигнут Опекушиным в Петербурге в 1884 г., но он не приобрел такой значительности и известности, как первый. В 1885 г. был открыт еще один памятник Пушкину работы Опекушина - в Кишиневе. Решенный в виде бюста на круглой мраморной колонне с гранитным основанием, памятник оригинален по своей композиции. Ионическая капитель поддерживает бронзовый портрет поэта.

Из созданных позднее монументальных работ скульптора наиболее значительными являются памятники К. М. Бэру в Тарту (открыт в 1886 г.) и М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889 г.). Одна из моделей памятника Бэру, представляющая небольшую гипсовую статую, находится ныне в вестибюле Библиотеки Академии наук в Петербурге.

В памятнике Лермонтову для Пятигорска, так же как в созданном ранее памятнике Пушкину, главное - лирическая проникновенность образа. Поэт изображен сидящим на обломке скалы. Задумчивый взгляд устремлен вдаль, у ног раскрытая книга. Памятник органично сочетается с пейзажем, с гордой красотой Кавказских гор, которые так любил и воспевал поэт.

Выразителен колоссальный памятник генералу Н. Н. Муравьеву-Амурскому для Хабаровска (1890). Выдающийся государственный деятель, активно содействовавший изучению Восточной Сибири и Амурского края, запечатлен стоящим на скале и пристально вглядывающимся в открывающуюся морскую даль. Установленный на высоком обрывистом берегу Амура, памятник возвышается над водной гладью почти на 50 метров и виден на большом расстоянии.

Н. Н. Муравьев-Амурский. Модель памятника для Хабаровска. 1888. Бронза

Рис. 5. Бронзовая модель памятника Н.Н. Муравьеву-Амурскому, 1888 год

В 1913 г. Опекушин выполнил скульптурную часть памятников А. С. Пушкину, П. А. Вяземскому и В. А. Жуковскому в подмосковной усадьбе Остафьево. Последние годы жизни скульптор провел в родных местах недалеко от Ярославля. Похоронен, согласно завещанию, на высоком берегу Волги.

4. История сноса и реставрации памятника Н.Н.Муравьёву-Амурскому

Памятник Н.Н.Муравьёву-Амурскому простоял над Амуром 35 лет, до тех пор, пока в 1925 году Дальревком не принял решение о его сносе. В Государственном архиве Хабаровкого края сохранился документ - протокол №6 от 26 января, в котором говорится следующее:"Дальревком постановил снять памятник Муравьёву-Амурскому, сдав фигуру в музей". И далее - "присутствовали Гамарник, Кубяк и др.". Скупые строки протокола не позволяют нам выяснить причину такого решения, но догадаться всё-таки можно. Просто-напросто Гражданская война не позволила местным властям ранее выполнить директиву от 12 апреля 1918 года - "Декрет о памятниках Республики".

Как вытекало из этого документа, снятию подлежали памятники, "не представляющие интереса ни с исторической ни с художественной стороны". Кроме того, особой комиссии поручалось определить, какие именно памятники подлежали снятию, причём на периферии предложения по снятию памятников должны были быть согласованы с выше указанной комиссией. Между тем в Хабаровске судьбу памятника решили самостоятельно, не считаясь с тем, что он представлял не только историческую, но и высокую художественную ценность. Кстати, ценность памятника Муравьёву-Амурскому, видимо, не подвергалась сомнению ни Гамарником, ни Кубяком. Ведь они решили снять статую не уничтожить, а "сдать фигуру в музей", но музейное руководство 20-40-х годов не сумело сохранить этот великолепный памятник выдающегося русского ваятеля.

Спустя 63 года хабаровская общественность настойчиво поставила вопрос о возрождении памятника, снова собирались пожертвования, во главе комитета стояла краевед А.К.Дмитриева. По счастливой случайности, в Русском музее сохранилась модель памятника, выполненная А.М.Опекушиным. Она-то и послужила основой для возрождения прежнего монумента. Работу по его воссозданию осуществил петербургский скульптор, выпускник Академии художеств Л.В.Аристов, а отливали скульптуру на заводе "Монумент-скульптура". Сегодня памятник вновь на своем постаменте. Всё так же стоит отлитый в бронзе генерал-губернатор, всматриваясь в амурские дали. 30 мая 1992 года, в день рождения города Хабаровска, при огромном стечении горожан бронзовый губернатор вновь вернулся на родной пьедестал на берегу реки Амур.

Рис. 6. Современный вид памятника

Заключение

31 мая 2005 года – в день основания Хабаровска – под звуки военного оркестра состоялась торжественная церемония возложения цветов к памятнику генерал-губернатору графу Муравьеву-Амурскому, установленному на высоком речном утесе еще в 1891 году. Тем самым были отданы высокие почести человеку, который сыграл огромную роль в укреплении позиций России на Дальнем Востоке, всячески способствовал хозяйственному освоению здесь новых земель и строительству городов. Сегодня имя Муравьева-Амурского носит главная улица Хабаровска.

В начале 2005 года специалисты городского отдела культуры провели рейд, проверяя состояние памятников и памятных мест. Результаты не внушают оптимизма. В довольно запущенном состоянии находится памятник Алексею Горького, вокруг него растет огромная трава, сам же обелиск давно не красили и не мыли. В подобном состоянии находится и «Памятник партизанам». На Комсомольской площади Хабаровска неизвестные варвары украли звенья декоративной цепи. Подобные факты лишний раз напоминают о том, что придётся возвратиться к институту шефства над памятниками . В прежние времена поддерживали мемориалы в надлежащем состоянии различные предприятия и организации. Теперь же этого нет. В ближайшее время работники администрации города намерены организовать масштабную акцию под названием «Сохраним свой город», вы ходе которой силами предприятий памятники будут приводиться в порядок.

Список литературы

1.                 История России: Тексты лекций / Под ред. Ю.Н. Бакаева, Л.Н. Булдыгеровой, А.Н. Гридуновой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1998

2.                 Крадин Н.П. Памятники Хабаровска. Аннотированный и иллюстрированный каталог: - Х: Дальний Восток, 2004.

3.                 Кудинова Н.Т. История России IX – XX веков: учебное пособие для студентов-иностранцев технических вузов. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000.

4.                 Кудинова Н.Т. Отечественная история: Обзорная лекция по общему курсу. Хабаровск, 2005.

5.                 Отечественная история: учеб. пособие / Под ред. Л.Н. Булдыгеровой, Н.Т. Кудиновой, С.М. Нечитайлова. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004.