Наблюдение

Некоторые особенности процедуры наблюдения при банкротстве юидических лиц

     Вступивший в силу Федеральный закон N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" внес существенные изменения в правовое регулирование отдельных институтов несостоятельности, установленных прежним федеральным законом. Ранее известные процедуры несостоятельности - наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение - подвергнуты существенным изменениям, значительной детализации и конкретизации правовых норм. Введена дополнительная реабилитационная процедура банкротства - "Финансовое оздоровление".      Стремительное обновление законодательства о банкротстве привело к определенным сложностям и проблемам в ходе адаптации новых правовых понятий и категорий. Особенно острые проблемы возникли в переходный период, когда, несмотря на некоторые недостатки законодательного регулирования, количество заявлений не уменьшилось. Потребовалось определенное время для разрешения возникших вопросов в ходе применения нового Закона о банкротстве. Часть проблем была разрешена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8.04.03 г. N4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Между тем, в ходе правоприменительной практики появляются новые вопросы, разрешение которых легло на арбитражные суды, являющиеся органами судебного контроля в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Большинство проблем возникает на стадии наблюдения - первой процедуре банкротства.      Рассмотрим некоторые особенности процедуры наблюдения при банкротстве юридических лиц и проблемы, возникшие в ходе их применения. Согласно статье 2 Закона о банкротстве, наблюдение "применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов". Новый Закон, в основном, сохранил в неизменном виде нормы, касающиеся стадии наблюдения, впервые установленные Законом 1998г. (первым Законом о банкротстве 1992г. стадия наблюдения как процедура банкротства не предусматривалась). Вместе с тем, Закон о банкротстве содержит концептуальные коррективы его предшественника.      Наблюдение, в соответствии с Законом о банкротстве 2002 года, вводится с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения "по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом",1 а не с момента возбуждения производства в отличие от Закона 1998 года. Согласно ему наблюдение вводилось с момента принятия заявления о признании должника банкротом. Постановлением Конституционного суда РФ от 12 марта 2001 г. N4-П автоматическое введение наблюдения без проведения заседания, без вызова сторон было признано неконституционным.      В.В.Витрянский в статье "Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротстве" отмечает: "Определение о принятии заявления о признании должника банкротом более не влечет автоматического введения в отношении должника процедуры наблюдения"2. Согласно пункту 1 статьи 48 нового Закона, судьей арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится судебное заседание. Определение о введении наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если арбитражный суд установит, что требования заявителя не удовлетворены на дату судебного заседания, превышают установленный минимум в 100 000 руб., не исполнены в течение более чем трех месяцев, а меры по взысканию задолженности в принудительном порядке в течение не менее тридцати дней оказались безрезультатными.      Определение о введении процедуры наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично.      Введение наблюдения влечет за собой наступление важных правовых последствий для должника, его кредиторов и третьих лиц.      Новым Законом внесены изменения, направленные на уменьшение обьема правосубьектности организации-должника, установлен особый режим предъявления требований кредиторов, изменены последствия отстранения руководителя должника от должности, порядок и срок представления возражений на требования кредиторов, вступающих в дело о банкротстве, и их рассмотрения арбитражным судом. С момента введения наблюдения устанавливается особый режим предъявления требований к должнику.      В соответствии с абзацем 2 п.1 ст.63 нового Закона "требования кредиторов по денежным обязательства и об уплате обязательных платежей, срок исполнение по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику". Это означает, что кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения указанных требований в индивидуальном порядке, а должник не вправе удовлетворять требования, предъявляемые вне рамок, установленного Законом о банкротстве порядка. При этом, данное ограничение не распространяется на иные требования кредиторов, не являющиеся денежными.      Со дня введения наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника, снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенного в ходе исполнительного производства. Исключение составляет исполнение судебных актов, вступивших в законную силу до даты введения наблюдения: о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о возмещении морального вреда. Таким образом, введение процедуры наблюдения не приостанавливает взыскание по исполнительным документам, касающихся исполнения "личных" имущественных обязательств.      На практике возникает очень много вопросов по принудительному взысканию с предприятия-должника в пользу работников задолженности по заработной плате. Так, по одному из дел о признании несостоятельным банкротом акционерного общества арбитражным судом в отношении должника введена процедура наблюдения. На момент введения процедуры наблюдения на исполнении в службе судебных приставов исполнителей находились исполнительные листы, исполнительное производство по которым было приостановлено ввиду введения в отношения должника процедуры наблюдения. Добиваясь справедливости, работники обратились за разъяснениями в арбитражный суд. Суд разъяснил работникам должника, что поскольку исполнительные листы на взыскание заработной платы выданы на основании решения суда до даты введения процедуры наблюдения, то исполнение таких исполнительных листов не приостанавливается. Они исполняются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97г. N119-ФЗ "Об исполнительном производстве", в том числе путем наложения ареста судебным приставом-исполнителем на имущество должника и последующей реализацией арестованного имущества. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения судебным приставом-исполнителем своих обязанностей, работники (взыскатели) наделены правом на обжалование его действий (бездействий).      На стадии наблюдения вводится запрет на удовлетворение требований учредителей (участников) о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая). Новым Законом в отличии от Закона о банкротстве 1998г. это ограничение распространено на участников должника физических лиц, а также на учредителей должника (причем - как на юридических, так и на физических лиц). По мнению А.П. Семиной, "такое расширение этой нормы представляется логично обоснованным: и физические лица и юридические лица, выступающие учредителями (участниками) другого юридического лица, должны находиться в равных правовых режимах; никакого учета "личности" гражданина при этом не должно быть"3.      Новым Законом запрещается на стадии наблюдения осуществлять зачет однородных обязательств. Как указано в Законе о банкротстве, при проведении зачета не должна нарушаться очередность, установленная для расчетов с кредиторами ("что представляет собой серьезную новую меру, ограничивающую правоспособность должника "4).      Не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам (новелла нового Закона).      Производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств, возбужденным до введения процедуры наблюдения, может быть приостановлено по ходатайству кредитора, так как истцу в данных судебных спорах надлежит либо дождаться окончания рассмотрения дела о признании должника банкротом, либо предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве. При этом, производство может быть приостановлено только по спорам о взыскании с должника денежных средств (эта также новелла нового Закона).      При введении наблюдения арбитражный суд утверждает (а не назначает) временного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона о банкротстве. Новым Законом внесены изменения в ранее установленный порядок назначения арбитражных управляющих. Теперь кандидатуры арбитражных управляющих суду и собраниям кредиторов представляет одна из саморегулируемых организаций. Кандидатуры арбитражных управляющих представляются списком, в котором указано три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего или "в порядке снижения уровня их профессиональных качеств". Должнику и заявителю (представителю собрания кредитора) предоставлено право безмотивного отвода по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается судом.      Вознаграждения временного управляющего определяется в судебным акте, которым он назначается в размере, установленном собранием кредиторов, и должен составлять не менее чем десять тысяч рублей (п.1 ст.26 нового Закона).      Возникает много вопросов о возможности уменьшения вознаграждения временного управляющего по чьей-либо инициативе, в том числе и по инициативе арбитражного суда. Новым Законом арбитражному суду не предоставлено как права определения размера вознаграждения временного управляющего, так и права уменьшения указанного вознаграждения. Однако размер вознаграждения временного управляющего может быть увеличен на основании решения собрания кредиторов.      Новым Законом установлены основания, по которым временный управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей и в случае выявления обстоятельств, препятствующих утверждению данного лица временным управляющим, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Арбитражный суд наделен правом отстранения временного управляющего по указанным основаниям по собственной инициативе.      В настоящее время имеется порочная практика отстранения неугодного арбитражного управляющего от исполнения обязанностей путем возбуждения в отношении него по заявлениям заинтересованных лиц уголовного дела и заключения арбитражного управляющего под стражу в качестве меры пресечения по возбужденному уголовному делу. Так по одному из дел, по заявлению уполномоченного органа в отношении должника была введена процедура наблюдения и утвержден временный управляющий из числа кандидатур, предоставленных саморегулируемой организацией, определенной регулирующим органом. Отвода к первой кандидатуре арбитражного управляющего при его утверждении в судебном заседании не заявлено. Временный управляющий приступил к исполнению своих обязанностей. Спустя два месяца в адрес арбитражного суда поступило сообщение от следственного органа о заключении временного управляющего под стражу в качестве меры пресечения по возбужденному уголовному делу.      Получив указанное сообщение, арбитражный суд, учитывая специфику первой стадии банкротства, вынужден был по своей инициативе назначить судебное заседание для рассмотрения вопроса об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей. В судебном заседании арбитражным судом установлено, что мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении временного управляющего применена еще месяц назад. В связи с этим, временным управляющим не исполняются обязанности, предусмотренные ст.67 Закона о банкротстве. Между тем, ни заявитель, ни должник, ни кредиторы не сообщили суду о данном факте. Представитель временного управляющего, несмотря на принятые судом меры, в судебное заседание не явился. Заявления от временного управляющего об освобождении от исполнения обязанностей не поступило. В ходе судебного разбирательства арбитражный суд признал заключение под стражей обстоятельством, препятствующим исполнению временным управляющим возложенных на него обязанностей в ходе процедуры наблюдения. Исходя из чего, арбитражный суд отстранил временного управляющего от исполнения своих обязанностей и разрешил вопрос об утверждении нового временного управляющего в порядке статьи 45 Закона о банкротстве.      Новым Законом о банкротстве изменены последствия отстранения руководителя должника от должности. Согласно Закону о банкротстве 1998г., в случае отстранения руководителя должника от должности на временного управляющего возлагались несвойственные ему обязанности руководителя должника. Согласно ст.69 Закона о банкротстве полномочия руководителя не переходят к временному управляющему. Для выполнения этих функций арбитражный суд возлагает исполнение обязанности руководителя должника на лицо, представленное в качестве руководителя должника представителем учредителей (участников) или иным коллегиальным органом управления должника либо представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. При непредставлении такой кандидатуры - на одного из заместителей руководителя должника, а в случае отсутствия - на одного из работников должника. В любом случае возможность возложения на временного управляющего обязанностей руководителя новым Законом не допускается.      Следует отметить, что "временному управляющему предоставлено право ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении и исполняющего обязанности руководителя должника" 5.      После введения наблюдения органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника.      Законом о банкротстве 1998г. установлено, что целями процедуры банкротства являются обеспечения сохранности имущества должника и проведение анализа финансового состояния должника. Поскольку наблюдение с процессуальной точки зрения является этапом подготовки дела о банкротстве к рассмотрению по существу, то в новый Закон помимо указанных целей добавлено - составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.      "Сразу же после своего назначения временный управляющий должен направить для опубликования сообщение о введении наблюдения (в трехдневный срок)"6.      Кредиторы и уполномоченные органы, желающие принять участие в первом собрании кредиторов, в соответствии со ст.71 Закона о банкротстве вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.      В случае направления кредитором требования с нарушениями требований ст.71 нового Закона арбитражный суд выносит определение об оставлении соответствующего заявления без движения применительно к части 1 статьи 128 АПК РФ, в котором приводит основания для оставления заявления без движения и назначает срок, в течение которого кредитор должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления требования без движения.      Согласно Закону о банкротстве, требования кредиторов могут быть оспорены не только должником, но и иными кредиторами, вступившим в дело о банкротстве, временным управляющим, а также представителем уполномоченного органа должника либо представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. Указанные возражения могут быть заявлены не позднее чем через 15 дней со дня истечения 30-дневного срока для предъявления требований к должнику в период наблюдения.      Что является новеллой по сравнению с Законом о банкротстве 1998г., устанавливающего: что "возражения по требованиям кредиторов, не признаваемым установленными, могут представлены должником в арбитражный суд, кредитору, а также временному управляющему в недельный срок с момента получения соответствующих требований"7.      При наличии возражений арбитражный суд в соответствии с новым Законом и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8.04.03 г. N4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" должен "…рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, установить обоснованность требований кредиторов в порядке, установленном статьей 71 Закона о банкротстве…". В этих целях возникший спор рассматривается в судебном заседании с вызовом представителей кредитора, на требования которого были представлены возражения, должника, временного управляющего представителя уполномоченного органа должника и иного кредитора, вступившего в дело о банкротстве, в случае направления им своих возражений. Если такие возражения не поступят в указанный срок, суд вправе рассмотреть вопрос обоснованности требований без привлечения лиц, участвующих в деле.      По результатам рассмотрения требований кредиторов выносится определение о включение или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов.      В период наблюдения важным средством защиты должника являются возражения, основанные на пропуске сроков исковой давности, которые могут быть заявлены должником, представителем учредителей (участников) или иным коллегиальным органом управления должника либо представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.      В ходе установления требований кредиторов возникает много вопросов о праве кредиторов, вступивших в дело о банкротстве, на заявление своих возражений, основанных на пропуске срока исковой давности. Поскольку новый Закон не предоставляет им такого права, и учитывая, что пропуск срока исковой давности является основанием для отказа во включении требования кредитора в реестр требований кредиторов, считаю целесообразным внести соответствующее изменение, наделив указанным правом кредиторов, вступивших в дело о банкротстве.      Требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве срока, рассматриваются арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения (пункт 7 статья 71 нового Закона), о чем выносится отдельное определение о принятии требований к рассмотрению, в котором указывается, что они будут рассмотрены после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения. Из изложенного следует, что пропуск кредиторами срока на предъявление свих требований к должнику на стадии наблюдения фактически лишает его права принять участие в первом собрании кредиторов.      Работники должника не участвуют в первом собрании кредиторов, они вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент процедуры наблюдения. Требования работников должника подлежат включению в реестр требований кредиторов непосредственно арбитражным управляющим или по его представлению реестродержателем. Между тем, как показывает практика, работники предприятия-должника направляют свои требования не в адрес должника, в адрес арбитражного суда. Арбитражный суд возвращает указанные требования, поскольку к ним не применяется порядок предъявления и рассмотрения требований кредиторов и возражений должника, установленный статьей 71 Закона о банкротстве. Арбитражным судом подлежат рассмотрению разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим, связанные с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам. При этом, представителем работника должника может быть как лицо, являющееся работником должника, так и лицо, состоящее в иных правовых отношениях с работниками должника, которые уполномочивают их действовать в качестве представителей. Сами работники не могут обращаться в арбитражный суд с указанными требованиями.      Срок наблюдения новым Законом увеличен до семи месяцев.

МАСЮТИНА Надежда Семеновна, судья арбитражного суда Курской области