Содержание
1. Субъекты налоговых отношений............................................. 3
1.1. Налогоплательщики.............................................................................. 3
1.2. Налоговые агенты................................................................................. 5
1.3. Сборщики налогов и (или) сборов....................................................... 5
1.4. Государственные органы как участники отношений в сфере налогообложения...................................................................................................................... 6
1.4.1. Налоговые органы в Российской Федерации................................. 6
1.4.2. Полномочия таможенных органов в области налогообложения и сборов................................................................................................................... 9
1.4.3. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов.... 9
1.4.4. Государственные внебюджетные фонды РФ............................. 10
1.5. Лица, содействующие уплате налогов............................................... 10
1.5.1. Полномочия органов внутренних дел........................................... 10
1.5.2. Банки и иные кредитные организации......................................... 11
1.5.3. Прочие лица.................................................................................. 11
2. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ..................................................................... 12
2.1. Налогоплательщики............................................................................ 12
2.2. Объект налогообложения................................................................... 12
2.3. Налоговая база, налоговый период................................................... 13
2.4. Налоговые ставки................................................................................ 14
2.5. Порядок исчисления налога............................................................... 14
2.6. Порядок и сроки уплаты налога........................................................ 15
Задача........................................................................................................ 16
Список литературы............................................................................. 17
1. Субъекты налоговых отношений
1.1. Налогоплательщики
Налогоплательщики – субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.
Налогоплательщики имеют право:
1) использовать налоговые льготы при наличии оснований;
2) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
3) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
4) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
5) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
6) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
7) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
8) обжаловать акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц;
9) требовать соблюдения налоговой тайны;
10) требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
11) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов информацию и разъяснения по вопросам налогового законодательства, о действующих законах и сборах.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Налогоплательщики обязаны также письменно сообщать в налоговый орган: об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
1.2. Налоговые агенты
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
1.3. Сборщики налогов и (или) сборов
Прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться также государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - сборщиками налогов и (или) сборов.
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
1.4. Государственные органы как участники отношений в сфере налогообложения
1.4.1. Налоговые органы в Российской Федерации
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти (Федеральная налоговая служба РФ), уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы вправе:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы служащие основаниями или подтверждающие правильность исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6) осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
9) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
10) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
11) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).
Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
1.4.2. Полномочия таможенных органов в области налогообложения и сборов
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
1.4.3. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
1.4.4. Государственные внебюджетные фонды РФ
Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации определен в ст.144 Бюджетного кодекса РФ. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
По основаниям п.2 ст.146 БК РФ сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
1.5. Лица, содействующие уплате налогов
1.5.1. Полномочия органов внутренних дел
По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
1.5.2. Банки и иные кредитные организации
Исполняя поручение клиента на перечисление налога или сбора, банк одновременно выступает как сторона по договору банковского счета и как участник налоговых отношений посредник-проводник между налогоплательщиком и бюджетом. Именно в рамках отношений банк государство первый выступает в качестве субъекта налогового права.
Банки и иные кредитные организации несут и иные обязанности, в частности они должны: исполнять инкассовое поручение, выставленное уполномоченным на то органом; контролировать правильность заполнения платежных документов; открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе; немедленно информировать налоговые органы об открытии (закрытии) счетов налогоплательщика.
1.5.3. Прочие лица
На суды, государственных нотариусов, ЗАГС и др. возложена обязанность по взиманию государственной пошлины за рассмотрение дел, совершение нотариальных действий, регистрацию и т.д. В то же время данные государственные органы наделены полномочиями по предоставлению отсрочек и рассрочек в уплате государственной пошлины. Органы ГИБДД являются источником информации для налоговых органов.
2. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Транспортный налог – региональный налог, устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
2.1. Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
2.2. Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
2.3. Налоговая база, налоговый период
Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
В отношении указанных транспортных средств налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в предыдущих пунктах, - как единица транспортного средства (налоговая база определяется отдельно).
Налоговым периодом признается календарный год.
2.4. Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налоговые ставки, указанные в НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
2.5. Порядок исчисления налога
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
2.6. Порядок и сроки уплаты налога
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
Задача
Место нахождения ООО «Омега» - г. Москва. В собственности организации имеются следующие транспортные средства:
- Яхта с двигателем мощностью 100 л.с.,
- Моторная лодка с двигателем 5 л.с.,
- Автобус с двигателем мощностью 160 л.с.,
- Легковой автомобиль ВАЗ-21099 с двигателем мощностью 75 л.с.
Рассчитать налог.
Решение
В Москве действует Закон города Москвы № 48 от 23 октября 2002 г. «О транспортном налоге» (в ред. от 10.11.2004 г.), который устанавливает ставки налога. Так как нет информации о дате приобретения транспортных средств – рассчитываем налог за полный год как произведение налоговой ставки на мощность двигателя (в лошадиных силах).
Результаты расчета и пояснения сведены в таблицу.
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка, руб. (с каждой лошадиной силы) |
Сумма налога, руб. |
Примечание |
Яхта с двигателем мощностью 100 л.с. |
35 |
3500 |
Ст. 6 Закона города Москвы № 48 от 23.10.2002 г. |
Моторная лодка с двигателем 5 л.с. |
- |
- |
Не облагается налогом по п.2.1 ст. 358 НК РФ |
Автобус с двигателем мощностью 160 л.с. |
10 |
1600 |
Ст. 6 Закона города Москвы № 48 от 23.10.2002 г. |
Легковой автомобиль ВАЗ-21099 с двигателем мощностью 75 л.с. |
5 |
375 |
|
ИТОГО |
5475 |
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Закон города Москвы № 48 от 23.10.2002 г. «О транспортном налоге».
3. Кобзарь-Фролова М.Н. Государственные органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах // Налоги и налогообложение, 2003, № 5.
4. Налоги / Под ред. Д.Г.Черника. – М.: «Финансы и статистика», 2004.
5. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В.Брызгалина. – М.: «Аналитика-Пресс», 2004.