Содержание
1. Анализ показателей себестоимости в строительстве. 3
1.1. Задачи и источники анализа. 3
1.2. Анализ себестоимости по видам работ и статьям затрат. 4
1.3. Технико- экономические факторы и резервы снижения себестоимости 10
2. Анализ эффективности использования транспортных средств на предприятиях автомобильного транспорта. 18
3. Практическая часть. 23
Задача 6. 23
Задача 7. 25
Задача 8. 28
Задача 9. 30
Задача 10. 32
Список литературы.. 34
1. Анализ показателей себестоимости в строительстве
1.1. Задачи и источники анализа
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
В рыночной экономике давно уже сформировалась самостоятельное направление позволяющее решать ряд поставленных вами задач, известное как «Финансовое управление» или «Финансовый менеджмент».
Финансовый менеджмент как наука имеет сложную структуру и характеризуется рядом проблем. Одной из составных его частей является финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учёта и вероятностных оценках будущих факторов хозяйственной жизни. Связь финансового анализа с управлением очевидна. Управлять – значит принимать решения. Управлять – значит предвидеть, а для этого необходимо обладать достойной информацией.
При анализе себестоимости ставятся следующие задачи: оценка выполнения задания по снижению себестоимости в соответствии с планами в динамике; оценка выполнения предельного уровня затрат на рубль СМР за отчетный год и выявление факторов, влияющих на величину его отклонения от плана; изучение себестоимости готовой продукции и факторов, влияющих на ее уровень; выявление влияния на себестоимость изменения структуры СМР по строительной организации и видам работ; анализ себестоимости по элементам затрат, статьям расходов и строительным объектам; выявление величины потерь от брака и непроизводительных расходов, их влияние на себестоимость, изыскание резервов дальнейшего снижения себестоимости[5, с. 199].
Источниками являются: «Отчет о себестоимости СМР форма №2-строительство». При анализе отдельных вопросов привлекаются плановые расчеты к строительному плану, отчет о расходах, о содержании аппарата управления форма №14 « Отчет о развитии и внедрении новой техники форма №2-НТ», « Отчет о поступлении и использовании изобретательных и рациональных предметах форма №4-НТ», « Отчет о внедрении научной организации труда рабочих, ИТР и служащих форма №19Т (НОТ) - строительство», « Отчет о выполнении плана эксплуатации форма №2-НТ», а также данные бухгалтерского учета».
1.2. Анализ себестоимости по видам работ и статьям затрат
В отчетности о себестоимости работ общий объем производства подразделяется на строительные работы, монтаж оборудования и капитальный ремонт. При этом все работы отражаются в оценке по сметной стоимости, плановой отчетной себестоимости.
Анализ себестоимости в постатейном разрезе начинается с выявления отклонений фактических расходов от плановых по каждой статье.
Анализ себестоимости строительных работ по статьям затрат будет представлен на конкретном примере.
Производственные затраты предприятий и объединений в плане, бухгалтерском учете, отчетности и анализе группируются в 2-х направлениях: по экономическим элементам и калькуляционным статьям.
Анализ затрат по элементам. Группировка затрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составе затрат. Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.
Группировка расходов по элементам позволяет осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Это необходимо для изучения соотношения живого и прошлого (овеществленного) труда, нормирования и анализа производственных запасов, исчисления частных показателей оборачиваемости отдельных видов нормируемых оборотных средств, а также для других расчетов отраслевого, национального и народнохозяйственного уровня (в частности, для исчисления величины создаваемого в промышленности национального дохода).
Рассчитанные поэлементно затраты всех материальных и топливно-энергетических ресурсов используются для определения планового уровня материальных затрат и оценки его соблюдения. Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.
Из таблицы 1 видно, что основная доля расходов приходится на материальные затраты и затраты по оплате труда, следовательно этим элементам необходимо уделить особое внимание при выявлении резервов снижения себестоимости.
В отчетном периоде доли материальных затрат и затрат на оплату труда возросли по сравнению с прошлым годом, но оказались ниже запланированных на 0.9% и 0.4% соответственно. Доля элемента "Прочие затраты" по сравнению с планом возросла на 1.8% в основном из-за снижения расходов по остальным элементам.
Таблица 1
Анализ затрат по элементам.
Элементы затрат |
За прошлый год |
По плану на отчетный год |
Фактически за отчетный год |
Изменение фактических удел. весов по сравнению |
||||
сумма, тыс.руб. |
удел. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удел. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удел. вес, % |
с прошлым годом, % (гр.6-гр.2) |
с планом, % (гр.6-гр.4) |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Материальные затраты |
57527 |
29,6% |
66258 |
31,3% |
60753 |
30,4% |
+0,8% |
-0,9% |
Затраты на оплату труда |
49484 |
25,5% |
59627 |
28,2% |
55457 |
27,8% |
+2,3% |
-0,4% |
Отчисления на социальные нужды |
22602 |
11,6% |
22599 |
10,7% |
20335 |
10,2% |
-1,5% |
-0,5% |
Амортизация основных фондов |
19741 |
10,2% |
18252 |
8,6% |
17175 |
8,6% |
-1,6% |
-0,0% |
Прочие затраты |
44957 |
23,1% |
44949 |
21,2% |
46096 |
23,1% |
-0,1% |
+1,8% |
Итого: |
194311 |
100% |
211685 |
100% |
199816 |
100% |
|
|
Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям. Типовая группировка затрат по статьям калькуляции установлена Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях. Постатейное отражение затрат в плане, учете, отчетности и анализе раскрывает их целевое назначение и связь с технологическим процессом. Эта группировка используется для определения затрат по отдельным видам вырабатываемой продукции и месту возникновения расходов (цехам, участкам, бригадам).
Часть калькуляционных статей – в основном одноэлементные, т. е. однородные по своему экономическому содержанию, расходы. К ним относятся сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование. При их анализе нельзя ограничиться лишь показателями в целом по предприятию, так как при этом нивелируются результаты, достигнутые при выпуске отдельных изделий. Поэтому расчеты влияния отдельных факторов на общую величину затрат по этим статьям в последствии детализируются по отдельным изделиям, видам расходуемых материалов, системам и формам оплаты труда производственных рабочих на основе данных отчетных калькуляций.
Остальные статьи себестоимости являются комплексными и объединяют несколько экономических элементов. Так, статья "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования" включает затраты материалов, энергии, топлива, расходы на оплату труда, амортизацию основных фондов. Комплексный характер носят и такие статьи себестоимости, как расходы на подготовку и освоение производства, цеховые, общезаводские (общехозяйственные) и прочие производственные расходы. Эти затраты обусловлены прежде всего общим объемом и организационно-техническим уровнем производства и анализируются, как правило, в целом по предприятию (объединению) или отдельным его подразделениям.
Анализ выполнения плана в постатейном разрезе начинается с сопоставления фактических затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент. Тем самым выявленные отклонения раскрывают изменения затрат независимо от структурных и ассортиментных сдвигов в выпуске продукции ( таблица 2).
Таблица 2
Анализ себестоимости по калькуляционным статьям
№ п/п |
Статьи затрат |
Фактически выпущенная продукция, тыс. руб. |
Отклонения от плана (+,-) |
|||
по плановой себест-ти |
по фактической себест-ти |
тыс.руб. |
в процентах |
|||
к плановой статье |
ко всей план. себес-ти |
|||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Сырье и материалы |
43456 |
37865 |
-5591 |
-12,9% |
-2,75% |
2 |
Возвратные отходы (вычитаются) |
-96 |
-107 |
-11 |
+11,5% |
-0,01% |
3 |
Сырье и материалы за вычетом отходов |
43360 |
37758 |
-5602 |
-12,9% |
-2,75% |
4 |
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций |
19344 |
17134 |
-2210 |
-11,4% |
-1,09% |
5 |
Топливо и энергия на технологические цели |
1006 |
1024 |
+18 |
+1,8% |
+0,01% |
6 |
ИТОГО прямых материальных затрат |
63710 |
55916 |
-7794 |
-12,2% |
-3,83% |
7 |
Заработная плата основная производственных рабочих |
46783 |
42424 |
-4359 |
-9,3% |
-2,14% |
8 |
Заработная плата дополнительная производственных рабочих |
8561 |
8545 |
-16 |
-0,2% |
-0,01% |
9 |
Отчисления на социальное страхование |
23730 |
21353 |
-2377 |
-10,0% |
-1,17% |
10 |
ИТОГО заработной платы прямой с отчислениями |
79074 |
72322 |
-6752 |
-8,5% |
-3,32% |
11 |
Расходы на подготовку и освоение производства |
2561 |
2549 |
-12 |
-0,5% |
-0,01% |
12 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
10716 |
10329 |
-387 |
-3,6% |
-0,19% |
13 |
Цеховые расходы |
13170 |
12873 |
-297 |
-2,3% |
-0,15% |
14 |
Общезаводские расходы |
18420 |
18515 |
+95 |
+0,5% |
+0,05% |
15 |
ИТОГО расходов на обслуживание производства и управление |
44867 |
44266 |
-601 |
-1,3% |
-0,30% |
16 |
Потери от брака |
X |
72 |
+72 |
X |
+0,04% |
17 |
Прочие производственные расходы |
— |
— |
— |
— |
— |
18 |
Производственная себестоимость товарной продукции |
187651 |
172576 |
-15075 |
-8,0% |
-7,41% |
19 |
Внепроизводственные (коммерческие) расходы |
15903 |
19554 |
+3651 |
+23,0% |
+1,79% |
20 |
Полная себестоимость товарной продукции |
203554 |
192130 |
-11424 |
-5,6% |
В гр. 4 табл. 2 показано процентное отношение отклонений от плана к плановым затратам по каждой калькуляционной статье; в гр. 5 – долевое участие изменения затрат по соответствующим статьям в общем проценте снижения полной себестоимости товарной продукции. Таким образом устанавливают степень влияния отклонений по отдельным статьям на общий результат.
В соответствии с данными таблицы, полная себестоимость выпущенной продукции снизилась в отчетном периоде на 11424 тыс. руб., или 5.6%, по сравнению с планом. Значительнее всего сократились расходы по статье "Сырье и материалы" (–12.9%), что позволило сэкономить 2.75% от полной плановой себестоимости товарной продукции. Наиболее существенное превышение плана (на 23%) наблюдается по внепроизводственным (коммерческим) расходам. Это превышение обусловило возрастание себестоимости на 1.79% за счет увеличения данной статьи.
Основное внимание должно быть уделено при анализе тем статьям, по которым допущены непланируемые потери и перерасходы. Однако анализ себестоимости не должен ограничиваться только этими статьями. Значительные резервы снижения себестоимости продукции могут быть вскрыты и по остальным статьям при более детальном анализе затрат на материалы, топливо, энергию, расходов на заработную плату и комплексных статей себестоимости.
1.3. Технико- экономические факторы и резервы снижения себестоимости
В настоящее время при анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда , сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
К накладным расходам в строительстве относят следующие виды затрат
- пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
- отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
- затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
- дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
- затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
- предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
- дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
- расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцифалитным клещом и др.);
- затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;
- другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов[3, с. 231]:
1. Повышение технического уровня строительного производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация строительных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень строительного производства.
По данной группе анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта. По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на строительное производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:
Э = (СС - СН) * АН, (1)
где Э - экономия прямых текущих затрат
СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия
СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия
АН - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.
Одновременно должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполняемой с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов внедрения до начала этого года.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствованиии и модернизации существующей строительной техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в строительном производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование строительной продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
2. Совершенствование организации строительного производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации строительного производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства[6,с . 155].
При одновременном совершенствовании техники и организации строительного производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства ( например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.
При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. Экономия исчисляется как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу оборудования (или других основных фондов) на среднедействующее количество оборудования (или других основных фондов).
Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления; уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции.
Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.
3. Изменение объема и структуры строительной продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле
ЭП = (Т * ПС) / 100, (2)
где ЭП - экономия условно-постоянных расходов
ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году
Т - темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным годом.
Относительное изменение амортизационных отчислений рассчитывается особо. Часть амортизационных отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а возмещается за счет других источников (спецфондов, оплаты услуг на сторону, не включаемых в состав товарной продукции, и др.), поэтому общая сумма амортизации может уменьшится. Уменьшение определяется по фактическим данным за отчетный период. Общую экономию на амортизационных отчислениях рассчитывают по формуле
ЭА = ( АОК / ДО - А1К / Д1 ) * Д1, (3)
где ЭА - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений
А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году
К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году
Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.
Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой строительной продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.
4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности[6, с. 176].
5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.
Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам. Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле
ЭП = ( С1/Д1 - С0/Д0 ) * Д1, (4)
где ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства
С0, С1 - суммы затрат базисного и отчетного года
Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.
Влияние на себестоимость строительной продукции изменений в размещении производства анализируется тогда, когда один и тот же вид продукции производится на нескольких строительных предприятиях, имеющих неодинаковые затраты в результате применения различных технологических процессов. При этом целесообразно провести расчет оптимального размещения отдельных видов строительной продукции по предприятиям объединения с учетом использования существующих мощностей, снижения издержек производства и на основе сопоставления оптимального варианта с фактическим выявить резервы.
Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим. К ним можно отнести, например, изменение размеров или прекращение разного рода обязательных платежей, изменение величины затрат, включаемых в себестоимость продукции и др.
Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу строительной продукции.
2. Анализ эффективности использования транспортных средств на предприятиях автомобильного транспорта
Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейеров).
Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.
На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация)[5, с. 76]:
1. по сфере обслуживания - средства межцехового и внутрицехового транспорта;
2. в зависимости от режима работы - транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.);
3. по направлениям движения - транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения (краны и т.п.);
4. по уровню автоматизации - автоматические, механизированные, ручные;
5. по виду перемещаемых грузов - транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
Повышение экономической эффективности использования автотранспорта на предприятиях автомобильного транспорта, имеет важное значение для повышения роста производительности труда. Эта проблема наиболее остро стоит в настоящее время, в связи с технической изношенностью и постоянным сокращением автопарка. Поэтому важно наиболее полно использовать имеющийся транспорт.
Специалисты в области автотранспорта выделяют несколько основных путей повышения экономической эффективности использования автомобильного транспорта. Среди них важными являются следующие: повышение коэффициента использования автопарка, который прямым образом зависит от величины пробега автотранспортного средства с грузом. Одновременно с этим необходимо сокращать количество простоев из-за технических неисправностей автомобиля. Немаловажным направлением является правильный учёт горюче-смазочных материалов и т. д.
При рассмотрении эффективности использования автотранспорта специалистами предложены различные системы показателей снижающих себестоимость перевозок. Так В. А. Зязев, Л. Ф. Кормаков, В. Н. Котелянц, И. В. Лихачёв считают самыми значимыми из них, такие как: объём перевозки груза в единицу времени.
Этот показатель характеризует максимальный объём перевезённого груза (тонн) за единицу рабочего времени (час, месяц, год).
Вторым важным показателем является производительность автопарка. Он выражается коэффициентом использования автопарка (К=1 и К<1).
Третьим показателем является грузоподъёмность автомобиля. Чем выше грузоподъёмность, тем меньше удельный расход топлива, смазочных материалов, количества ездок и других показателей на единицу перевезённого груза.
Несколько иную систему эффективности использования транспортных средств применяет крупный специалист в этой области Верзилин В. А.. Его взгляды отражаются в более глубоком исследовании экономических показателей при эксплуатации автотранспорта. В своей работе “Эффективность использования автомобильного транспорта” он отмечает, что прямые эксплуатационные затраты или себестоимость перевозок характеризуют издержки производства, которые выражаются системой показателей. Рассмотрим некоторые из них.
Основным показателем В. А. Верзилин считает объём перевезённых грузов за смену или за 1 час сменного времени. Сменное время позволяет делать более точные экономические расчёты по перевозкам и их затратам. Вторым показателем являются затраты труда в расчёте на 1 тонну перевезённых грузов. Этот показатель свидетельствует об уровне производительности труда на перевозке грузов. Третьим показателем являются удельные капитальные вложения в расчёте на 1 тонну перевезённого груза автомобилями, которые определяются как частное от деления балансовой стоимости автомобиля на его выработку. Четвёртым показателем, по мнению В. А. Верзилина, являются приведённые затраты, которые учитывают в комплексе величину прямых эксплуатационных затрат и размеры основных средств производства. Как видим, В. А. Верзилин, использует довольно сложную систему экономических расчётов, но отличаться эта система будет своей полнотой анализа в структуре производственных затрат.
Рассмотренные выше две системы показателей наиболее полно отражают экономические расчёты для автотранспортного предприятия.
Более высокая эффективность использования специализированного автотранспорта (автопоездов) по сравнению с одиночными автомобилями определяется тем, что для выполнения одинакового объёма работы требуется меньшее количество ездок, в итоге в 2 –3 раза уменьшается расход топлива и других эксплуатационных материалов на 1 тонну перевозимого груза.
Немаловажным направлением в повышения эффективности использования автотранспорта на предприятиях автомобильного транспорта является снижение себестоимости автомобильных перевозок. Так, специалистами установлено, что низкое техническое состояние автомобиля и регулярный ремонт, а также плохое состояние дорог увеличивают себестоимость перевозок на 30 – 33 %.
Для условного примера, рассмотрим эффективность деятельности автотранспортного предприятия и ознакомимся с его отчётными данными по некоторым показателям.
В таблице 3 представлены основные показатели деятельности автотранспортного предприятия за два года.
Таблица 3
Экономические показатели автотранспортного предприятия.
Показатели. |
|
|||||
Грузооборот тыс. т/км. |
Общий пробег с грузом тыс. км. |
Среднесуточный пробег. км |
Среднее расстояние перевозок. км |
Коэффициент использования парка. |
Рабочий день. час. |
|
2003 год |
1352,5 |
209,9 |
236 |
53 |
0,1 |
8,4 |
2004 год |
1521,2 |
337,2 |
242 |
26 |
0,12 |
9,0 |
Как видим из таблицы, в 2004 году увеличились грузооборот, общий пробег автопарка, среднесуточный пробег и среднее расстояние перевозок. Заказы на перевозку от предприятий с каждым годом снижаются из-за отсутствия средств у последних. Следует отметить, что такой важный показатель как коэффициент использования парка, показывающий эффективность использования автомобилей, находится на очень низком уровне 0,1 и 0,12. Ежегодно происходит сокращение автопарка по причине технической изношенности.
Итак, рассмотрение экономических показателей позволяет отметить, что необходима разработка принципов высокоэффективного автотранспортного обслуживания. Для решения вопросов территориальной организации автотранспортных предприятий необходимо придерживаться принципа взаимосвязи в системе “транспорт – производство”. На основе наших расчётов и расчётов специалистов выделяются четыре принципа высокоэффективного автотранспортного обслуживания. На основе этого большинство ведущих специалистов выделяют четыре принципа высокоэффективного автотранспортного обслуживания. Первый – это “принцип полноты”. Он отражает лишь степень освоения программы грузоперевозок, характеризует объёмные результаты функционирования транспорта и только частично определяет формирование конечных показателей транспортного обслуживания. Второй – это “принцип своевременного выполнения перевозок”. Для него наиболее полно выражены требования нормальной организации и технологии воспроизводственного процесса на различных его стадиях, а также оказывает решающее влияние на формирование конечных результатов производства. Третий – это “принцип качества освоения грузоперевозок”. Он заключается в сохранении массы и потребительской стоимости в процессе транспортирования материально-технических ресурсов в сферу производства и готовой продукции. И последний принцип – это “принцип экономичности выполнения грузоперевозок”. Этот принцип воплощает требование закона стоимости в транспортной сфере и создаёт возможности снижения удельных транспортных издержек на всех стадиях воспроизводственного процесса. Учёт всех принципов позволит наиболее эффективно использовать автотранспорт.
3. Практическая часть
Задача 6
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Проанализировать эффективность использования оборотных средств торговой организацией. Определить влияние изменения величины товарных запасов и их оборачиваемости на объем продаж за год
Таблица 4
Исходные данные
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
Товарные запасы, тыс. руб. |
1200 |
1500 |
Оборачиваемость в днях |
30 |
36 |
Объем продаж, тыс. руб. |
РЕШЕНИЕ
Оборачиваемость в днях определяется по формуле:
Од = Об С * Д : В (5)
Где Од – оборачиваемость в днях
Об С – оборотные средства (товарные запасы), тыс. руб.
Д – количество дней в периоде (365)
В – выручка о реализации или объем продаж, тыс. руб.
Тогда, объем продаж определится по формуле:
В = Об С * Д : Од (6)
В баз = 1200 * 365 : 30 = 14600 (тыс. руб.)
В отч = 1500 * 365 : 36 = 15208 (тыс. руб.)
Исследуем влияние факторов (товарных запасов и оборачиваемости) на объем продаж методом цепных подстановок:
баз – базовый период
отч - отчетный период
- влияние изменения товарных запасов:
(ОбС отч * Д : Од баз) – (ОбС баз * Д : Од баз) = (1500*365:30 ) – (1200*365: 30) = 18250 – 14600 = 3650 (тыс. руб.)
Таким образом, рост товарных запасов вызвал рост объема продаж на 3650 тыс. руб.
- влияние изменения оборачиваемости:
(ОбС отч * Д : Од отч) – (ОбС отч * Д : Од баз) = (1500*365:36 ) – (1500*365: 30) = 15208- 18250 = -3042 (тыс. руб.)
Таким образом, рост оборачиваемости вызвал падение объема продаж на 3042 тыс. руб.
Совместное влияние факторов:
3650 – 3042 = 608 (тыс. руб.)
Таким образом, под влиянием всех факторов произошел рост выручки на 608 тыс. руб.
ПРОВЕРКА:
15208 – 14600 = 608 (тыс. руб.)
ОТВЕТ
В отчетном периоде объем продаж вырос на 608 тыс. руб., в том числе за счет роста товарных запасов объем продаж вырос на 3650 тыс. руб., за счет роста оборачиваемости объем продаж упал на 3042 тыс. руб.
Задача 7
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Провести анализ объема производства сельскохозяйственной организации . Определить влияние факторов на изменение валового сбора продукции растениеводства.
Таблица 5
Исходные данные задачи
Культура |
Посевная площадь, га |
Урожайность с 1 га,ц |
||
Базисный (баз) |
Отчетный (отч) |
Базисный (баз) |
Отчетный (отч) |
|
Пшеница |
60 |
56 |
18 |
20 |
Рожь |
30 |
35 |
25 |
23 |
Овес |
10 |
19 |
26 |
28 |
ИТОГО |
100 |
110 |
- |
- |
РЕШЕНИЕ
Объем производства определяется по формуле:
В = П * У (7)
Где В – объем производства
П – посевная площадь, га
У – урожайность, га
Таблица 6
Расчет объемов производства организации
Культура |
Посевная площадь, га |
Урожайность с 1 га,ц |
Объем производства, ц |
Динамика, ц |
|||
Базисный (баз) |
Отчетный (отч) |
Базисный (баз) |
Отчетный (отч) |
Базисный (баз) |
Отчетный (отч) |
||
Пшеница |
60 |
56 |
18 |
20 |
1080 |
1120 |
40 |
Рожь |
30 |
35 |
25 |
23 |
750 |
805 |
55 |
Овес |
10 |
19 |
26 |
28 |
260 |
532 |
272 |
ИТОГО |
100 |
110 |
- |
- |
2090 |
2457 |
367 |
Определим влияние факторов на изменение объема производства
ПШЕНИЦА
- влияние изменения посевной площади:
(П отч * У баз ) – (П баз * У баз) = (56 * 18)- ( 60 * 18) = -72 (ц)
Объем производства упал на 72 ц
- влияние изменения урожайности:
(П отч * У отч) – (П отч * У баз) = ( 56 * 20 ) – (56 * 18) = 112 (ц)
Объем производства вырос на 112 ц
Общее влияние факторов:
112 – 72 = 40 (ц)
В целом, объем производства по пшенице под влиянием двух факторов вырос на 40 ц
РОЖЬ
- влияние изменения посевной площади:
(П отч * У баз ) – (П баз * У баз) = (35 * 25)- ( 30 * 25) = 125 (ц)
Объем производства вырос на 125 ц
- влияние изменения урожайности:
(П отч * У отч) – (П отч * У баз) = ( 35 * 23 ) – (35 * 25) = -70 (ц)
Объем производства упал на 70 ц
Общее влияние факторов:
125 – 70 = 55 (ц)
В целом, объем производства по пшенице под влиянием двух факторов вырос на 5 ц
ОВЕС:
- влияние изменения посевной площади:
(П отч * У баз ) – (П баз * У баз) = (19 * 26)- (10 * 26) = 234 (ц)
Объем производства вырос на 234 ц
- влияние изменения урожайности:
(П отч * У отч) – (П отч * У баз) = ( 19 * 28 ) – (19 * 26) = 38 (ц)
Объем производства вырос на 38 ц
Общее влияние факторов:
234 + 38 = 272 (ц)
В целом, объем производства по пшенице под влиянием двух факторов вырос на 272 ц
ОТВЕТ
Объем производства пшеницы вырос на 40 ц, в том числе за счет изменения площади он уменьшился на 72 ц, а за счет изменения урожайности он вырос на 112 ц
Объем производства ржи вырос на 55 ц, в том числе за счет изменения площади он увеличился на 125 ц, а за счет изменения урожайности он уменьшился на 70 ц
Объем производства овса увеличился на 272 ц, Вт Ом числе за счет изменения площади – на 234 ц, а за счет изменения урожайности на 38 ц.
Задача 8
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить, при каком уровне грузооборота организация будет работать безубыточно.
Определить, какая прибыль будет получена в следующем году в результате сокращения переменных издержек на 5 % за счет экономии топлива и сокращения порожнего пробега и постоянных издержек на 10 000 руб. за счет сокращения арендной платы при условии, что грузоперевозок остается прежним
Таблица 7
Исходные данные
Показатели |
Базовый год (баз) |
Отчетный год (Отч) |
1. Переменные затраты на 1 т\км, руб. |
120 |
130 |
2. Постоянные затраты на 1 т\км, руб. |
40 |
60 |
3. Тариф за 1 т\км, руб. |
200 |
250 |
4. Грузооборот, т\км |
6 800 |
7 500 |
РЕШЕНИЕ
1. Для определения безубыточного объема продаж воспользуемся формулой
ТБУ = УПР : (Ц – Пер ед) (8)
Где УПР – условно- постоянные расходы на весь объем, руб.
Ц – цена за единицу, руб
Пер ед – переменные расходы на единицу, руб.
2. Определим постоянные расходы на весь объем умножением постоянных расходов на 1 т\км на грузооборот:
базовый: 40 * 6 800 = 272 000 (руб.)
отчетный: 60 * 7 500 = 450 000 (руб.)
3. Определим ТБУ по формуле (4)
базовый: ТБУ = 272 000 : (200 – 120) = 3400 (т\км)
отчетный: ТБУ = 450 000 : (250 – 130) = 3750 (т\км)
4. Пусть в отчетном году переменные издержки сократились на 5 %, то есть стали равны:
130 – 130 *0,05 = 123,5 (руб.)
Суммарные переменные издержки:
123,5 * 7500 = 926 250 (руб.)
Пусть в отчетном году постоянные издержки сократились на 10 000 руб:
450 000 – 10 000 = 440 000 (руб.)
Суммарные издержки в отчетном году:
926 250 + 440 000 = 1 366 250 (руб.)
Выручка от реализации в отчетном гоуд равна произведению грузооборота и цены 1 т\км:
7 500 * 250 = 1 875 000 (руб.)
Тогда, сумма прибыли определится как разница между выручкой от реализации и затратами:
1 875 000 – 1 366 250 = 508 750 (руб.)
ОТВЕТ
Безубыточный объем продаж в базовом году равен 3400 т\км, в отчетном году – 3750 т\км.
Прибыль в отчетном году при изменении затрат будет равна 508 750 руб.
Задача 9
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Провести анализ объема товарооборота организации общественного питания. Определить влияние факторов на изменение товарооборота кафе за месяц
Таблица 8
Исходные данные
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
1. Количество работающих официантов, чел. |
5 |
6 |
2. Количество мест, закрепленных за 1 официантом |
12 |
16 |
3. Размер товарооборота за месяц на 1 место, руб. |
11 500 |
9 800 |
4. Товарооборот кафе за месяц, руб. |
РЕШЕНИЕ
Товарооборот кафе за месяц определиться по формуле:
Т = О * М * Тов (9)
Где О – количество официантов, чел
М – количество мест за официантом
Тов – товарооборот с 1 места, руб
Товарооборот:
Базовый: 5 * 12 * 11 500 = 690 000 (руб.)
Отчетный: 6 * 16 * 9 800 = 940 800 (руб.)
Динамика: 940 800 - 690 000 = 250 800 (руб.)
Влияние факторов рассмотрим методами цепных подстановок
Баз – базовый период
Отч – отчетный период
- влияние изменения количества официантов:
(Оотч - О баз) * М баз * Тов баз = (6 – 5) * 12 * 11 500 = 138 000 (руб.)
Под влиянием изменения количества официантов товарооборот вырос на 138 000 руб.
- влияние изменения количества мест за официантом:
(Оотч * М отч * Тов баз ) – (О отч * М баз * Тов баз) = (6 * 16 * 11 500) – (6 * 12 * 11 500) = 1 104 000 – 828 000 = 276 000 (руб.)
Под влиянием изменения количества мест за официантом товарооборот увеличился на 276 000 руб.
- влияние изменения товарооборота на одно место:
(Оотч * М отч * Тов отч ) – (О отч * М отч * Тов баз) = (6*16*9800) – (6*16*11 500) = 940 800 – 1 104 000 = -163 200 (руб.)
Под влиянием изменения товарооборота на одно место товарооборот сократился на 163 200 руб.
Совместное влияние факторов:
138 000 + 276 000 – 163 200 = 250 800 (руб.)
ОТВЕТ
Товарооборот кафе за месяц вырос на 250 800 тыс. руб., в том числе за счет роста числа официантов он вырос на 138 000 руб., за счет роста количества мест за официантом он вырос на 276 000 руб., а за счет сокращения товарооборота на место он упал на 163 200 руб.
Задача 10
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить влияние структуры товарооборота на уровень и сумму издержек обращения при условии, что фактический объем товарооборота составил 750 тыс. руб. Оценить влияние структурных сдвигов в товарообороте на размер издержек торговой организации
Таблица 9
Исходные данные
Структура ТО |
Уд вес баз |
Уд вес от |
Ур ИО баз |
Посуда |
20 |
25 |
12 |
Бытовая химия |
35 |
42 |
14 |
Ткани |
15 |
18 |
18 |
Прочие товары |
30 |
15 |
10 |
ВСЕГО |
100 |
100 |
- |
РЕШЕНИЕ
1. Определим сумму товарооборота по каждой группе с учетом их удельных весов, коэффициент прироста товарооборота и сумму издержек обращения:
Таблица 10
Структура ТО |
Уд вес баз |
Уд вес от |
Ур ИО баз |
Товарооборот баз, тыс. руб. |
Товарооборот отч, тыс. руб. |
Коэффициент соотношения прироста товарооборота |
Издержки обращения баз, тыс. руб. |
Посуда |
20 |
25 |
12 |
150 |
187,5 |
1,25 |
18 |
Бытовая химия |
35 |
42 |
14 |
262,5 |
315 |
1,2 |
36,75 |
Ткани |
15 |
18 |
18 |
112,5 |
135 |
1,2 |
20,25 |
Прочие товары |
30 |
15 |
10 |
225 |
112,5 |
0,5 |
22,5 |
ВСЕГО |
100 |
100 |
- |
750 |
750 |
1 |
97,5 |
Общая сумма издержек обращения в базовом периоде: 97,5 тыс. руб.
Определим влияние изменений в структуре товарооборота на общую сумму издержек обращения:
97,5 * 1,25 *1,2* 1,2 * 0,5 = 87,75 (тыс. руб.)
Таким образом, под влиянием структурных сдвигов сумма издержек обращения упала с 97,5 тыс. руб. до 87,75 тыс. руб. или на 9,75 тыс. руб.
Определим уровень издержек обращения по группам в отчетном году:
87,75 : 750 = 11,7 (%)
ОТВЕТ
Структурные сдвиги в составе продукции повлияли на сумму издержек обращения в сторону ее снижения на 9,75 тыс. руб..
Список литературы
1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 456с.
2) Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
3) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2003. – 392 с.
4) Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2003. – 351 с.
5) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.
6) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.
7) Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2003. – 188 с.
8) Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2002. – 319 с.
9) Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 150 с.
10) Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2002. – 111с.
11) Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471 с.
12) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.
13) Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2002. – 558с.
14) Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2002. – 656 с.
15) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.