СОДЕРЖАНИЕ
1. РЕЗЮМЕ...................................................................................................... 3
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ............................................. 4
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ........................................................................ 7
4. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОВ И МАРКЕТИНГ............................................. 8
5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН.............................................................. 10
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН................................................................ 12
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН............................................................................ 15
7.1 Определение себестоимости продукции............................................... 15
7.2 Расчет потребности в инвестициях....................................................... 17
7.3 Отчет о прибылях и убытках................................................................ 18
7.4 Отчет о движении денежных средств.................................................... 18
7.5 Определение порога рентабельности................................................... 21
8. РИСКИ И ГАРАНТИИ.............................................................................. 22
9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА................................................................ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 26
1. РЕЗЮМЕ
В настоящей курсовой работе рассматривается бизнес-план открытия фирмы по производству автомобильных масляных фильтров ООО «Торнадо». На первоначальном этапе в производство будут включаться три цеха в центре города.
Позиция предприятия «Торнадо» в бизнесе предполагает дальнейшее расширение сети до 5 цехов (за два года деятельности) и до 12 цехов (за последующие пять лет деятельности).
Предполагаемый ассортимент продукции предусматривает наличие более 30 ассортиментных групп. Взаимодействие с проверенными поставщиками (в большей степени поставщиками-производителями) является одной из основ для обеспечения бесперебойной работы магазинов.
Численность персонала предприятия «Торнадо» будет составлять 24 человека, из которых 18 – рабочие цехов.
Два этапа реализации проекта организации предприятия будут осуществляться параллельно.
Первый этап включает:
- Разработка бизнес-плана;
- Приобретение помещений;
- Приобретение производственного оборудования
- Приобретение автотранспорта
Второй этап включает:
- Пусконаладочные работы;
- Выпуск пробной продукции;
- Серийный выпуск продукции.
В течение всего подготовительного периода осуществляется подбор квалифицированного персонала, в первую очередь рабочих.
Прогнозируемый объем производства составляет 1605 тыс. шт. в первый год работы предприятия, столько же - во второй год работы. Прогнозируемая чистая прибыль после первого года работы должна составить 4 858 тыс. рублей.
Источники финансирования проекта:
- вклады участников (уставный капитал) – 100 тыс. рублей;
- банковский кредит – 800 000. рублей;
- займы других физических и юридических лиц – 500 тыс. рублей.
Получение банковского кредита возможно на следующих условиях: срок выдачи кредита – 6 месяцев, процент по кредиту – 6 % годовых.
Реализация проекта позволяет со стороны экономических интересов компании создать прибыльную и финансово устойчивую торговую сеть, а со стороны социальных интересов общества данный проект предназначен для решения задач по улучшению автомобильных проблем, поднятию на более качественный уровень торговых услуг по продаже масляных фильтров в данном городе, обеспечению населения качественной и недорогой продукцией.
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ
В работе будет рассмотрен проект по созданию предприятия по производству масляных фильтров для автомобилей «Торнадо». По данным статистики автомобильный парк растет достаточно высокими темпами. Таким образом, этот рынок стабильно расширяется, что, по-видимому, обеспечит сравнительно низкий риск проекта.
Автомобильный рынок в России формируется в настоящее время под влиянием нескольких важнейших социально-экономических факторов. Во-первых, экономические реформы вынуждают российских производителей автомобильной техники заниматься структурной перестройкой производства с учетом требований трансформированного рынка, прежде всего малого бизнеса. Во-вторых, год от года усиливается агрессивная экспансия продукции зарубежных производителей на рынки этих стран, в том числе за счет создания так называемых совместных предприятий «отверточной» сборки. В-третьих, в связи со стагнацией экономического развития, низким уровнем доходов основной части населения остается низким платежеспособный спрос на автомобильную технику со стороны как юридических, так и физических лиц. Все это требует обстоятельного изучения и выработки мер, благоприятствующих развитию предприятий автомобильной промышленности России. Тем более что именно усиленное развитие автомобилестроения страны, как подтверждает мировая история, может стать предпосылкой успешного развития ее экономики в целом.
Анализируя сложившееся в России положение, прежде всего следует обратить внимание на изменение структуры производства легковых и грузовых автомобилей за период введения рыночных отношений. В структуре выпуска легковых автомобилей за годы экономических реформ произошли некоторые сдвиги. Так, доля производства легковых автомобилей особо малого класса за период с 2000 по 2004 год увеличилась на 2,37%, автомобилей среднего класса - на 6,1%, автомобилей малого класса, наоборот, уменьшилась на 10,03%, внедорожников и легковых автомобилей большого класса - практически не изменилась. Разумеется, эти изменения нельзя считать значительными, особенно если сравнить структуру выпуска легковых автомобилей в России со структурой, сложившейся в странах Западной Европы. Однако основные тенденции развития рынка легковых автомобилей ясны: он требует несколько большую долю автомобилей очень малого класса («народный автомобиль»), а в будущем, вероятно, потребует и больше автомобилей среднего класса. (Последнее во многом будет зависеть от социальных изменений в России и других странах СНГ, а именно - от роста доходов и повышения платежеспособности населения.)
Выявленные тенденции позволяют прогнозировать дальнейший рост парка легковых автомобилей: за 10 лет он удвоится, а число легковых автомобилей на 1000 чел. достигнет 200 шт. (Напомним, что сейчас на 1000 чел. у нас приходится лишь 100 автомобилей, а предыдущее удвоение парка автомобилей происходило в течение 20 лет.) Таким образом, в течение 1995 - 2005 гг. темпы прироста этого парка должны удвоиться, а абсолютные приросты в период до 2005 года составят ~2 млн. автомобилей в год. Это данные на 1999 год. А на сегодня такие прогнозы:
Автомобильный парк России в 2005 году может составить 45-46 млн. автомобилей, что почти в 2 раза превышает данные на 1 января 2001 года. Такие цифры "Интерфаксу" предоставили в департаменте автомобильного транспорта Минтранса РФ, ссылаясь на прогноз экспертов Научно-исследовательского института автомобильного транспорта России (НИИАТ).
В настоящее время ОАО «Автосельхозмашхолдинг» совместно с Минэкономики РФ, НАМИ, ГИБДД тщательно отслеживают объемы производства, изменения структуры выпуска и состояние парка автомобилей, считая эти данные чрезвычайно важными для прогнозной оценки рынка и выработки заводами адекватной политики развития производства автомобильной техники [1, c.12].
В данной работе будет рассмотрен определенный сегмент автомобильного рынка. Сегментация предполагает выбор и обслуживание определенной группы потребителей на рынке. В данном случае такой группой будут являться владельца легковых автомобилей отечественного производства.
В городе Хабаровске есть предприятия по производству масляных фильтров, но продукция очень дорогая. Поэтому важно построить фирму, специализирующуюся на выпуске сравнительно дешевой продукции. А так как автомобильный рынок растет с каждым днем, то строительство такой фирмы не повредит городу, а наоборот, только улучшит его показатели. Таким образом, в прогнозе данная фирма займет все свободное пространство на данном сегменте рынка. По плану прогнозируется следующие объемы производства:
Таблица 1.
Планируемый объем продаж
Наименование продукции |
Цена за единицу продукции, руб. |
Количество за планируемый период, тыс. шт. |
Объем продаж, тыс. руб. |
Масляные фильтры |
59 |
1605 |
94695 |
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ
Основой безотказной эксплуатации автомобиля является правильная работа его двигателя. Огромная роль отводится здесь эффективной системе смазки, обеспечивающей бесперебойную и равномерную подачу масла. В процессе работы двигателя загрязнение масла происходит непрерывно. Интенсивность загрязнения зависит от многих факторов: качества применяемого масла, качества топлива, режимов эксплуатации. Поддержка высоких технических параметров масла - это задача фильтра. Масляные фильтры марки Торнадо очищают масло от загрязнений и твердых частиц, таких как металлическая пыль, масляный нагар, частицы сажи и т.д.
Полнопоточный масляный фильтр Торнадо состоит из металлического корпуса, фильтрующего элемента и двух клапанов: перепускного и обратного. Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в тех случаях, когда его не пропускает фильтрующий элемент: при его загрязнении, при резком повышении оборотов, а также при загустении масла на холоде. Назначение обратного клапана - удерживать масло в фильтре при неработающем двигателе, что сокращает время работы двигателя "всухую" при запуске.
Фильтры производства Торнадо изготавливаются на современном оборудовании с применением высококачественных материалов:
n корпус фильтра из оцинкованной стали;
n в фильтрующем элементе используется фильтрованная бумага немецкой фирмы "BINZER", которая имеет высокую пористость, прочность и пропитана специальными водоотталкивающими смолами;
n соединение отгофрированной фильтровальной бумаги с металлическими крышками и внутренней трубкой производится современными полиуритановыми клеями, обеспечивающими герметичность соединения;
n резина, применяемая в обратном клапане является специальной - очень эластичной и термостойкой в агрессивной среде [2].
4. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОВ И МАРКЕТИНГ
Как было уже выше сказано, фирма по производству масляных фильтров на рынке автомобилей в городе Хабаровске является единственным предприятием. Но по России это не совсем верно. Существует довольно много компаний, которые специализируются на выпуске масляных фильтров. Филиалы этих компаний расположены в большинстве городов нашей необъятной России. для того, чтобы нагляднее продемонстрировать возможности конкурентов составим таблицу:
Таблица 2.
Результаты изучения некоторых фирм – конкурентов
Наименование фирмы |
Лукойл |
Гастрол |
|
Расположение |
Тип местности |
Центр |
Пригород |
Конкуренты |
Есть |
Есть |
|
Персонал |
Мужчины |
15 |
20 |
Женщины |
5 |
6 |
|
Время работы |
С 10-00 до 20-00 |
С 8-00 до 18-00 |
|
Время изучения |
Рабочий день |
Рабочий день |
|
Цены на продукцию |
От 200 рублей |
От 100 до 300 рублей |
|
Клиентура |
Элита |
100% |
75 % |
Обычные граждане |
0 |
25 % |
|
Система скидок |
есть |
нет |
Как видно из проведенного анализа проектируемое предприятие должно обладать следующими преимуществами:
1. Располагаться в центре города;
2. Персонал должен состоять из большинства лиц мужского пола;
3. Работать с 8-00 до 18-00;
4. Цена на продукцию должна составить не более 100 рублей.
5. Нужно сделать так, чтобы услугами предприятия пользовались не только элитные слои общества;
6. Нужно предусмотреть систему скидок постоянным клиентам.
Составим теперь матрицу сравнительных преимуществ.
Таблица 3.
Матрица сравнительных преимуществ
Сравнительные показатели |
Проектируемое предприятие |
Лукойл |
Гастрол |
Местонахождение |
Центр |
Центр |
Пригород |
Качество |
Высокое |
Высокое |
Высокое |
Уровень цены |
Ниже средней |
Выше средней |
Средняя |
Дизайн |
Неординарная форма изделий |
стандартная |
стандартная |
Ассортимент |
10 видов, но с последующим расширением |
15 видов |
10 видов |
Послепродажное обслуживание |
Гарантия |
– |
– |
Время работы |
С 8-00 до 18-00 |
С 10-00 до 20-00 |
С 8-00 до 18-00 |
Репутация фирмы, продукции |
Новое предприятие |
Постоянные клиенты |
Постоянные клиенты |
Как видно из матрицы проектируемое предприятие обладает целым рядом преимуществ (уровень цены, дизайн, послепродажное обслуживание) или не уступает им (качество, местонахождение, ассортимент, время работы).
Можно легко объяснить образование высокого уровня цены у фирм конкурентов. Дело в том, что больше наценка на себестоимость продукции является своеобразной платой за марку фирмы. Данные фирмы-конкуренты востребованы на рынке автомобильного транспорта и существуют уже давно. Они значительно раскручены и поэтому их марка стоит дорого. Но проектируемое предприятие новое на данном рынке, еще не раскрученное. И поэтому переплачивать покупателям за торговую марку нет смысла.
Сама же цена образуется за счет ориентации на средние цены конкурентов.
Фирмой предусмотрена система скидок для постоянных клиентов. Она составит 5% от стоимости покупки. Покупателю будет выдана пластиковая карта с величиной скидки, которую впоследствии он может неоднократно использовать [3, c. 347].
Так как предприятие совсем новое, т.е. оно только начинает проектироваться, то целесообразно будет уже на данном этапе организации производства подумать над путями привлечения потребителей.
Исходя из этого, было решено сразу после начала деятельности проектируемого предприятия провести рекламную кампанию через СМИ. Кроме этого было решено отправить потенциальным покупателям рекламные буклеты. После этой рекламной акции планируется проведение регулярной рекламы по средствам распространения рекламных объявлений.
Для разработки рекламы планируется затратить 82.800 рублей.
По плану предприятие готово заплатить за первую рекламную кампанию около 64.400 рублей (около 50.000 рублей за рекламу в СМИ и около 14.400 рублей за буклеты).
На регулярную рекламу планируется затрачивать каждый месяц 13.800 рублей.
Если подсчитать общие издержки на рекламу, то получается сумма в 161.000 рублей [4, c. 79].
5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
По прогнозным данным предприятие «Торнадо» сможет приносить ежедневную производственную мощность не менее 6.000 шт.
Для производства масляных фильтров должного качества необходимо импортное оборудование. Для его приобретения фирма «Торнадо» оформила кредит в банке сроком на шесть месяцев в сумме 800.000 рублей. Оборудование будет стоить около 680 тыс. рублей.
Для деятельности вышеуказанной фирмы необходимы участки земли, на которых построены административные и производственные здания фирмы «Торнадо». Так как планируется создание трех производственных цехов, то и минимум зданий должно быть три + одно административное здание.
Что касается сырья, то основными видами являются:
– полиэтилен;
– фильтровальная бумага;
– сталь.
Потребности в данных видах сырья следующие. Рассчитанные на месяц.
– Полиэтилен – 28.000 метров
– фильтровальная бумага – 28.000 метров
– сталь – 10.000 метров.
Поставки производятся ежемесячно без задержек. Сотрудничество с этими поставщиками предполагает быть долгим, так как они являются добросовестными и честными коммерсантами.
Для производства масляных фильтров необходима электроэнергия для освещения и работы оборудования, а также топливная энергия для работы автомобилей для перевозки грузов и продукции.
Подготовка производства состоит из следующих этапов (см. табл. 4).
Качество выпускаемой продукции соответствует мировым стандартам благодаря тому, что в производстве используется оборудование зарубежного производства. Выбрав масляные фильтры фирмы «Торнадо», любой покупатель оценит по самым высоким баллам качество производимой продукции.
Таблица 4
Этапы производства
№ п/п |
Название этапа |
Стоимость этапа |
1. |
Разработка бизнес-плана |
68 |
2. |
Приобретение помещений |
850 |
3. |
Приобретение производственного оборудования |
680 |
4. |
Приобретение автотранспорта |
510 |
5. |
Пусконаладочные работы |
238 |
6. |
Выпуск пробной продукции |
1003 |
7. |
Серийный выпуск продукции |
5015 |
Основное требование к персоналу – высокий профессионализм. Фирма «Торнадо» подходит к подбору персонала очень тщательно, так как грамотная и сплоченная команда – один из главных залогов успеха предприятий.
Фирме требуется в основном мужской пол населения в качестве работников в цехах, но если слабый пол так хочет здесь работать, то это не возбраняется.
Административный персонал состоит в основном из женщин, так как они считаются лучшими работниками в этой категории.
Директором предприятия является, конечно, мужчина с высшим экономическим образованием, прекрасно разбирающийся в рынке автомобильных услуг.
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
Общая численность работников фирмы «Торнадо» определена в количестве 24 человек. Описание должностей и требования к ним представлены в таблице 7.
Таблица 5
Штатное расписание
№ п/п |
Должность |
Кол-во штатных единиц |
Обязанности |
Требования |
1 |
Рабочие |
18 |
Выполнение непосредственных основных работ – производство масляных фильтров |
Мужчина или женщина 20-40 лет с в\о или с\о. Желательно с опытом работы. |
2 |
Водитель-экспедитор |
1 |
Вождение автомобиля, прием-отпуск товара, погрузка – разгрузка товара |
Мужчина 25-35 лет с категориями вождения «В» и «С». Опыт работы не менее 3-х лет. |
3 |
Оператор |
1 |
Работа с ПК (специальные программы), работа с накладными, определение отпускной цены товара |
Женщина 25-40 лет с в\о или с\о. Желательно опыт работы с «1С». |
4 |
Маркетолог |
1 |
Работа с поставщиками и объектами |
Женщина 30 – 40 лет с в\о. Опыт работы не менее 5 лет. |
5 |
Заведующий хозяйством |
1 |
Поддержание объектов в отличном состоянии, решение хозяйственных вопросов |
Мужчина 30-40 лет с в\о. Опыт работы не менее 3 лет. |
6 |
Менеджер |
1 |
Ведение текущих дел предприятия, бухгалтерский учет, ведение кассы, оформление финансовых документов |
Женщина 30-45 лет с высшим экономическим образованием, желательно специальность «Бухгалтерский учет». Опыт работы не менее 5 лет. |
7 |
Директор |
1 |
Контроль над деятельностью всего предприятия в целом, работа с вышестоящими организациями |
Мужчина 30-45 лет с высшим экономическим образованием. Опыт работы не менее 5 лет. |
Рабочие работают в цехах, по 6 человек в каждом цехе.
Маркетолог работает как в цехах, так и в офисе.
Водитель-экспедитор закреплен за автомобилем «ГАЗель-330210», второй автомобиль предназначен для управляющего персонала (менеджера и директора).
Оператор работает в офисе. За ним закреплено рабочее место, оборудованное компьютером. Второй компьютер предназначен для менеджера и директора.
Расчет фонда оплаты труда представлен в таблице 8. Надбавки рабочих определяются в зависимости от величины объема выпуска, который будет делать фирма в месяц. Надбавки для остальных работников производятся по результатам их работы (эффективность, старательность, проявление инициативы).
Заработная плата каждого работника за месяц определяется как сумма месячного оклада и надбавке к этому окладу.
Таблица 6
Расчет фонда оплаты труда
№ п/п |
Должность |
Месячный оклад, руб. |
Планируемые надбавки, % |
Итого оплаты в месяц, руб. |
Итого оплаты в год, руб. |
1 |
Рабочие: Цех № 1 (6 человек) Цех № 2 (6 человек) Цех № 3 (6 человек) Итого по 3 цехам |
1200 1000 1500 |
125 125 150 |
2700 2250 3750 |
32.400 27.000 45.000 626.400 |
2 |
Водитель-экспедитор |
4.000 |
25 |
5.000 |
60.000 |
3 |
Оператор |
2.700 |
20 |
3.240 |
38.800 |
4 |
Маркетолог |
3.200 |
25 |
4.000 |
48.000 |
5 |
Заведующий хозяйством |
4.000 |
25 |
5.000 |
60.000 |
6 |
Менеджер |
4.500 |
25 |
5.625 |
67.500 |
7 |
Директор предприятия |
5.600 |
25 |
7.000 |
84.000 |
Итого: |
984.700 |
Организационная структура фирмы «Торнадо»
Рис. 2
Организационная структура «Торнадоа» представлена на рисунке 2. Организационная структура позволяет выстроить иерархию, направление взаимодействия работников и распределение ответственности внутри персонала предприятия.
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Основными документами финансового плана являются отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Но разработке этих документов предшествует:
1) определение себестоимости продукции, включающее расчет постоянных и переменных затрат;
2) расчет потребности в инвестициях.
7.1 Определение себестоимости продукции
Переменные издержки – это затраты , связанные с производством каждой единицы продукции, работы, услуги. К ним относятся: основные материалы. Комплектующие изделия, затраты на технологическое топливо и энергию, сдельная заработная плата с отчислениями и другие прямые издержки.
Постоянные затраты – это затраты, которые могут быть отнесены к определенному периоду времени производственной деятельности предприятия (году, кварталу). К ним относятся затраты на управление (почта, связь, факс, заработная плата управленческого персонала с отчислениями), оплата разрешений на право осуществления определенных видов деятельности (лицензии, патенты), коммунальные услуги, аренду помещений и оборудования, затраты на маркетинг и т.д. в случае привлечения заемных средств в эти затраты включаются проценты за использование кредита.
Себестоимость будет определяться по формуле:
S = (VC + FC)/N,
Где S – себестоимость единицы продукции;
(VC – переменные затраты
FC – постоянные расходы
N – объем производства.
Виды расходов будут представлены в таблицах 7-8.
Таблица 7.
Переменные затраты
наименование |
расход, тыс. руб. |
Материалы и комплектующие |
|
Полиэтилен |
1,5 |
Фильтровальная бумага |
3 |
Сталь |
7,5 |
Сдельная заработная плата |
984,7 |
ЕСН |
350,6 |
Другие издержки |
|
Электроэнергия |
12 |
Транспортные расходы |
10,5 |
Всего |
1369,8 |
Таблица 8.
Постоянные затраты
Название |
Сумма, руб |
Управление |
|
ЗП АУП |
69 |
ЕСН |
24,6 |
Командировки |
23 |
услуги связи |
4,6 |
плата за охрану |
27,6 |
Производство |
|
ЗП ВР |
46 |
ЕСН |
16,4 |
Общехоз. издержки |
36,8 |
тепловая энергия |
115 |
Электроэнергия на хозяйство |
41,4 |
Транспортные расходы |
32,2 |
амортизация |
21,4 |
Маркетинг |
|
разработка рекламы |
82,8 |
реклама начального периода |
64,4 |
Регулярная реклама |
13,8 |
Итого: |
619 |
Когда известны постоянные и переменные издержки можно рассчитать себестоимость продукции:
S = (1369,8*12 + 619*12)/1605 = 14,86 руб.
7.2 Расчет потребности в инвестициях
Потребность в инвестициях включает в себя:
1. Потребность в основном капитале
2. Потребность в оборотном капитале.
Потребность в инвестициях лучше всего продемонстрировать в форме таблицы.
Таблица 9.
Потребность в инвестициях
Вид потребности |
Сумма, тыс. руб. |
1. Потребность в основном капитале |
|
Разработка бизнес-плана |
68 |
Приобретение помещений |
850 |
Приобретение производственного оборудования |
680 |
Приобретение автотранспорта |
510 |
Затраты на рекламу |
161 |
2. Потребность в оборотном капитале |
|
Материалы и комплектующие |
|
Полиэтилен |
1,5 |
Фильтровальная бумага |
3 |
Сталь |
7,5 |
Другие издержки |
|
Электроэнергия |
12 |
Транспортные расходы |
10,5 |
ИТОГО |
2303,5 |
Источниками финансирования данной фирмы являются собственные средства в качестве уставного капитала и средств частного инвестора, а также заемные средства – кредит в банке на покупку оборудования.
7.3 Отчет о прибылях и убытках
См. таблицу 10.
7.4 Отчет о движении денежных средств
См. таблицу 11.
Таблица 10 |
|||||||||||||
Отчет о прибылях и убытках |
|||||||||||||
№ п/п |
наименование показателя |
янв. |
фев. |
мар. |
апр. |
май. |
июн. |
июл. |
авг. |
сен. |
окт. |
ноя. |
дек. |
1. |
Выручка (нетто) от продажи товаров (за "-" НДС) |
1003 |
5015 |
5617 |
6291 |
7046 |
7891 |
7891 |
7891 |
7891 |
|||
2. |
Себестоимость проданных товаров |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
|||
3. |
в т.ч. |
||||||||||||
4. |
сырье и материалы |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|||
5. |
топливо и энергия |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
|||
6. |
заработная плата производственных рабочих |
985 |
985 |
985 |
985 |
985 |
985 |
985 |
985 |
985 |
|||
7. |
ЕСН |
351 |
351 |
351 |
351 |
351 |
351 |
351 |
351 |
351 |
|||
8. |
Амортизация |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
9. |
Прочие производственные расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10. |
Валовая прибыль |
-388 |
3624 |
4226 |
4900 |
5655 |
6500 |
6500 |
6500 |
6500 |
|||
11. |
Коммерческие расходы |
0 |
|||||||||||
12. |
в т.ч. |
||||||||||||
13. |
расходы на рекламу |
83 |
64 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
||
14. |
прочие коммерческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15. |
Управленческие расходы |
94 |
94 |
94 |
94 |
94 |
94 |
94 |
94 |
94 |
|||
16. |
в т.ч. |
||||||||||||
17. |
Заработная плата управленческого персонала |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
|||
18. |
ЕСН |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
|||
19. |
Прочие управленческие расходы |
||||||||||||
20. |
прибыль от продаж |
-546 |
3516 |
4118 |
4792 |
5547 |
6393 |
6393 |
6393 |
6393 |
|||
21. |
налог на прибыль |
-131,1 |
843,96 |
988,39 |
1150,2 |
1331 |
1534 |
1534 |
1534 |
1534 |
|||
22. |
чистая прибыль |
-415 |
2673 |
3130 |
3642 |
4216 |
4858 |
4858 |
4858 |
4858 |
Таблица 11. |
|||||||||||||
Отчет о движении денежных средств |
|||||||||||||
№ п/п |
Движение денежных средств |
янв. |
фев. |
мар. |
апр. |
май. |
июн. |
июл. |
авг. |
сен. |
окт. |
ноя. |
дек. |
1 |
Чистая прибыль |
-415 |
2673 |
3130 |
3642 |
4216 |
4858 |
4858 |
4858 |
4858 |
4858 |
4858 |
4858 |
2 |
амортизация |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
|||
3 |
Кэш-фло от ОД |
-415 |
2673 |
3130 |
3664 |
4237 |
4880 |
4880 |
4880 |
4880 |
4880 |
4880 |
4880 |
4 |
Затраты на активы |
850 |
1210 |
||||||||||
5 |
Другие издержки |
-78 |
-238 |
||||||||||
6 |
Кэш-фло от ИД |
-78 |
-850 |
-1210 |
-238 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
кредиты |
800 |
|||||||||||
8 |
Выплаты в погашение кредитов |
133,3 |
133,3 |
133,3 |
133,3 |
133,3 |
133,3 |
||||||
9 |
Кэш-фло от ФД |
0 |
0 |
0 |
800 |
-133,3 |
-133,3 |
-133,3 |
-133,3 |
-133,3 |
-133,3 |
0 |
0 |
10 |
сальдо на начало периода |
3400 |
2907 |
4729 |
7449 |
10742 |
14846 |
19592 |
24339 |
29085 |
33832 |
38711 |
43591 |
11 |
сальдо на конец периода |
2907 |
4729 |
6649 |
10875 |
14979 |
19725 |
24472 |
29218 |
33965 |
38711 |
43591 |
48471 |
7.5 Определение порога рентабельности
Важной частью расчетов финансового плана является определение порога рентабельности (точки безубыточности). Точка безубыточности характеризует объем продаж, при котором выручка от реализации продукции равна издержкам производства (сумме постоянных и переменных затрат).
Расчет порога рентабельности производится по следующей формуле:
Pr = Vп = FC/((V – VC)/V),
Где Pr – порог рентабельности, Vп – выручка от продаж пороговая; V – выручка от продаж.
Или Кр = FC/(С – VS),
Где Кр – пороговое количество, С – цена за единицу продукции; VS – переменные затраты на единицу продукции.
Кр = 619/(59 – 10,24) = 12,69 тыс. шт.
Пороговая прибыль равна 12,69*59 = 748,71
Судя по графику запланированный объем продаж намного превосходит пороговый объем, что замечательно скажется на предприятии в плане получения прибыли [5, c. 67].
8. РИСКИ И ГАРАНТИИ
Риск проекта может быть связан, прежде всего, с постепенным снижением спроса покупателей на масляные фильтры. Это связано с общей тенденцией снижения покупательской активности. Вторым основным риском является усиление активности конкурентов, возможно использование ими нечестных методов.
Ниже в таблице 12 представлены риски, распределенные по стадиям осуществления проекта.
Таблица 12
Риски по стадиям осуществления проекта
Риски |
Веса |
Подготовительная стадия |
|
Удаленность от инженерных сетей |
1/5 |
Отношение местных властей |
1/5 |
Непредвиденные затраты |
1/5 |
Недобросовестность подрядчиков |
1/5 |
Несвоевременная поставка оборудования |
1/5 |
Стадия функционирования. Экономические риски |
|
Неустойчивость спроса |
1/5 |
Снижение цен конкурентами |
1/5 |
Появление новых конкурентов |
1/5 |
Порча или потеря товара |
1/5 |
Невыполнение договоров поставки товаров |
1/5 |
Стадия функционирования. Технические риски |
|
Изношенность оборудования |
1/3 |
Непредвиденные затраты на ремонт |
1/3 |
Стадия функционирования. Социальные риски |
|
Трудности с набором квалифицированного персонала |
1/4 |
Недостаточный уровень зарплаты |
1/4 |
Квалификация кадров |
1/4 |
Текучесть кадров |
1/4 |
Стадия функционирования. Экологические риски |
|
Твердые отходы |
1/4 |
Близость домов |
1/4 |
Вредные условия труда |
1/4 |
Складирование отходов |
1/4 |
Риск, связанный с невыполнением договора поставки, имеет очень маленькую вероятность, так как предприятие работает с надежными и проверенными поставщиками. Поставки товаров четко спланированы.
Риск, связанный с неустойчивостью спроса. Если, например, падение спроса произойдет по качественным причинам (несоответствие запросам потребителей по качеству и цене товаров), то в этом случае имеет смысл работать с другими поставщиками, а также более тщательно подходить к планированию собственных затрат с целью уменьшения торговой надбавки.
Риск, связанный с порчей или потерей товара. Данный риск сокращен, так как, во-первых, большинство поставщиков сами доставляют продукцию в оптимальные сроки, во-вторых, у предприятия имеется штатный водитель и автомобиль для перевозки продукции, в-третьих, между цехами налажен процесс переброса товаров во избежание их порчи.
Риск, связанный с действиями конкурентами, достаточно велик, так как их действия могут быть непредсказуемыми, поэтому политика предприятия направлена на внимательное изучение и оценку конкурентов не только в процессе подготовки данного проекта, но и в течение всей деятельности фирмы.
Риск, связанный с износом и ремонтом оборудования, сокращен за счет тщательного подхода к выбору оборудования на подготовительной стадии, а также за счет заключения гарантийных договоров с поставщиками данного оборудования.
Риск, связанный с низкой квалификацией кадров, сокращен за счет тщательного отбора персонала и обучения персонала при приеме на работу.
Риск, связанный с текучестью кадров, сокращен за счет использования предприятием материального и социального стимулирования работников.
Экологические риски сокращены за счет заключения договоров на вывоз мусора, соблюдения санитарно-гигиенических норм на объектах [6, c. 301].
9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Современный подход к оценке эффективности проектов предусматривает расчет нескольких показателей. При этом учитывается фактор времени, т.е. осуществляется дисконтирование денежных потоков доходов и затрат [7, c. 211].
В систему показателей эффективности обычно включают: NPV (чистый приведенный доход), IRR(внутреннюю норму доходности), IR (индекс доходности), а также срок окупаемости (РР).
Чистый приведенный доход определяется как разница между приведенными к настоящей стоимости суммы денежного потока за период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой инвестируемых в его реализацию средств. Расчет осуществляется по формуле:
NPV = ∑[CF/(1+r)] – ∑[F/(1+r)],
Где ∑[CF/(1+r)] – приведенная сумма денежных доходов от проекта,
∑[F/(1+r)] – приведенная сумма инвестиционных средств. Направляемых в проект.
Таблица 13.
Данные для расчета показателя чистого приведенного дохода
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Объем инвестируемых средств |
2303,5 |
Период эксплуатации инвестиционного проекта |
1 год |
Сумма денежного потока – всего, тыс руб. |
47 255 |
Для дисконтирования сумм денежного проекта ставка процента принята в размере 10 %. Результаты дисконтирования денежного потока приведены в таблице 14.
Таблица 14.
Дисконтирование денежного потока
Годы |
Инвестиционный проект |
||
При ставке 10% |
|||
Будущая стоимость |
Дисконтный множитель |
Настоящая стоимость |
|
1 |
47255 |
0,909 |
42955 |
Чистый приведенный доход по инвестиционному проекту составит 42955 – 2303,5 = 40651,5 тыс. руб.
Внутренняя норма доходности представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.
Индекс доходности – это отношение суммы денежного потока и настоящей стоимости к сумме инвестиционных средств, направляемых на реализацию инвестиционного проекта.
42955/2303,5 = 18,65
Срок окупаемости – минимальный временной интервал. За пределами которого эффект становится неотрицательным.
РР = 2303,5/47255 = 0,5 года.
По рассчитанным данным показателям проект эффективен по всем статьям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пашков В.И. Динамика автомобильного парка России. Перспективы российских автомобилестроителей //Журнал "Экономика и производство", №2 февраль, 2004.
2. http://mayak.center-f1.ru
3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – СПб. Питер – Ком, 2003.
4. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2004.
5. Экономика предприятия / Под ред. Н.А.Сафронова. – М.: «Юристъ», 2002.
6. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В. Горфинкеля, Ею Куприянцева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
7. Риски в современном бизнесе/ Под ред. В.Д. Шапиро. – СПб.: «Два – ТрИ», 2001.
8. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями/ Род редакцией В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Уткин Э.А. Бизнес-план: Как развивать собственное дело. – М.: Акалис, 2004.
10. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.