Содержание

Введение. 3

1. Содержание и принцип сметного порядка планирования и финансирования  5

2. Содержание смет бюджетных учреждений, виды смет. 13

3. Процесс прохождения сметы бюджетного учреждения. 20

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

Введение

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.

В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования.

При этом наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Цель работы – рассмотрение особенностей сметного планирования в бюджетных учреждениях.

Задачи работы:

1.                            Выявить содержание и принцип сметного порядка планирования и финансирования.

2.                            Рассмотреть содержание смет бюджетных учреждений, виды смет.

3.                            Проследить процесс прохождения сметы бюджетного учреждения.

1. Содержание и принцип сметного порядка планирования и финансирования

Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени[1].

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:

• обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увели­чивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расхо­дов на содержание этих учреждений.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансо­вого обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, со­циальных и финансовых норм.

Такой порядок формирования бюджетов территорий обу­словлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной облас­ти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).

Согласно этим актам Правительством России должны быть раз­работаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают тер­риториальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы явля­ются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет ос­новано на объективной нормативной основе.

Итак, в самом общем виде смета есть план получения доходов и произведения расходов (с указанием дат и сумм).

Первый принцип. Сначала на запланированный период определяют ожидаемую сумму дохода (фактических поступлений средств и/или другого имущества). Потом эту сумму распределяют между направлениями расходов — программами мероприятий и комплексом действий. Этот принцип составления сметы целесообразен для тех учреждений, которые могут определить сумму ожидаемого дохода более-менее точно. Например, учреждение, которое содержится только за счет оплаты за услуги (например репетиторство) и имеет определенное количество клиентов и установленный размер стоимости услуг, составляя смету, может с успехом применять принцип 1, потому что ожидаемая сумма дохода известна заранее. Остается распределить такой доход по направлениям расходов.

Второй принцип заключается в следующем. Прежде всего на запланированный период определяют ожидаемую сумму расходов (фактических расходов средств и/или другого имущества), которая необходима для обеспечения функционирования учреждения. Потом планируют источники получения доходов и их сумму для финансирования ожидаемой величины расходов. Принцип 2 подходит для тех организаций, где нет возможности заранее приблизительно определить сумму ожидаемого дохода. Неприбыльная организация, которая содержится только за счет финансовой помощи, может применять для составления сметы именно этот принцип.

Третий принцип  является комбинированным. При составлении сметы в части текущей деятельности (имеется в виду необходимый минимум деятельности) применяется принцип 1, а в части прочей деятельности (дополнительных программ неприбыльной организации) — принцип 2. Могут быть и другие комбинации. Этот принцип составления сметы может использовать организация, существующая как за счет членских взносов, так и за счет других, менее прогнозируемых источников, например безвозвратной финансовой помощи. При этом приблизительно прогнозируемая сумма поступлений может направляться на финансирование текущей деятельности, а другие, менее прогнозируемые, поступления (финансовая помощь) — на финансирование дополнительных программ неприбыльной организации.

Напоминаем, что составлению сметы предшествует определение цели, разработка программы деятельности и комплекса действий.

Бюджетные средства бюджетных учреждений должны расходоваться в строгом соответствии с целевым назначением, указанным в реестрах расходов. Это вытекает из ст. 38 Бюджетного кодекса "Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств" и ст. 296 Гражданского кодекса, говорящей, что учреждение должно использовать закрепленное за ним имущество в соответствии с заданиями собственника и назначением имущества. Задания собственника формулируются в реестрах на финансирование расходов, в которых целевое назначение определяется главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим функции по управлению деятельностью подведомственных учреждений[2].

Казначейская система исполнения федерального бюджета предполагает прохождение всех финансовых бюджетных потоков через органы федерального казначейства, что позволяет осуществлять сплошной и непрерывный контроль за федеральными бюджетными средствами. На предупреждение неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств направлен предварительный контроль, который проводится до совершения финансовых операций на стадии составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений и других документов. Предварительный контроль предусматривает проверку обоснованности расходов, правильность представленных расчетов, полноты указанных источников ожидаемых доходов, возможности достижения цели в рассматриваемые сроки.

На практике в орган федерального казначейства учреждение представляет утвержденную вышестоящим органом смету доходов и расходов. Вышестоящий орган располагается в г. Москве, а учреждение в субъектах Федерации, районах и городах. Бывает, учреждения получают утвержденную смету с суммами по статьям экономической классификации, по которым у них никогда не было расходов, а по тем статьям, по которым необходимо, ассигнования не предусматриваются.

Например, учреждение со дня основания арендует служебные помещения и по договору кроме арендной платы оплачивает расходы за тепловую и электрическую энергию, расходы по содержанию помещений, а вышестоящая организация утверждает им в смете расходы только на оплату аренды, а на коммунальные услуги средств не предусматривает.

Таким же образом, не планируются расходы на содержание транспорта (приобретение ГСМ), хотя учреждение ежеквартально отчитывается о наличии служебных автомашин. Не предусматриваются ассигнования на приобретение оборудования, хотя в расчетах проекта сметы на предстоящий год учреждение направляет обоснование необходимости обновления парка компьютеров, приобретения мебели и т.д. В результате получив средства по статье "оплата аренды" бухгалтера учреждения "придумывают" как умудриться оплатить и за тепло и за свет, за счет статьи "оплата предметов снабжения" приобрести компьютеры, мебель. Иногда дело доходит до абсурда, когда учреждение имеет на счетах около миллиона рублей, а не может оплатить счет за очистку выгребных ям в размере одной тысячи рублей, только потому, что подобные расходы не предусмотрены в смете.

После принятия решения о выделении бюджетных средств бюджетополучателям наступает этап текущего (оперативного) контроля. Текущий контроль - это контроль, осуществляемый на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета в целях предотвращения нарушений при расходовании этих средств, соблюдения финансовой дисциплины и своевременного осуществления финансово-денежных расчетов. Текущий контроль предусматривает проверку соответствия предполагаемых к оплате расходов утвержденной смете расходов, кодам экономической классификации и соответствия заключенных договоров лимитам бюджетных обязательств, а также наличия документов, подтверждающих надлежащую реализацию договоров на поставку продукции, выполнение работ, услуг, заключенных трудовых соглашений. Федеральные органы исполнительной власти являющиеся вышестоящими органами бюджетным учреждениям, находящимся в регионах, не всегда направляют лимиты бюджетных обязательств, в результате текущий контроль проводится на основании смет расходов.

Процедура внесения изменений в сметы зарегламентирована и занимает много времени, пока уйдет запрос в Москву в вышестоящий орган, пока министерство примет решение о внесении изменений в сметы, оформит надлежащим образом через ГУФК и т.д. Территориальные управления федерального казначейства не имеют права самостоятельно решать вопросы передвижки кредитов по статьям экономической классификации. Поэтому учреждения вместо оформления документов по уточнению сметы расходов оформляют платежные документы по одним статьям, а расходуют - по другим. Эта ситуация проясняется при последующем контроле и отсюда - большие суммы нецелевых расходов, которые характеризуют последующий контроль как самый эффективный, на самом деле это - результат некачественного планирования, оторванности вышестоящего органа от низового уровня, отсутствие элементарного анализа отчетов о произведенных за прошедшие периоды расходах. В итоге бухгалтеры учреждений удивляются, обнаружив в утвержденных сметах ассигнования по статьям, которых не заявляли, и отсутствие по статьям, по которым несколько лет отчитывались, и потом в течение всего года ломают головы "как освоить" эти средства. При этом вышестоящий орган обязывает освоить все выделенные средства.

По нашему мнению, это - результат отсутствия предварительного контроля со стороны федерального органа исполнительной власти и Главного управления федерального казначейства. Территориальным управлениям федерального казначейства не дано права проверять сметы учреждений. При текущем контроле органы федерального казначейства проверяют соответствие представляемых платежных документов утвержденным суммам, и не задаются вопросом, насколько обоснованны эти расходы.

Предварительный контроль проводится в период составления проектов смет, а на территорию поступает уже утвержденная смета, поэтому нет возможности наделить территориальные управления федерального казначейства правом проверять сметы. В таком случае, по нашему мнению, следует в соответствии с пунктом 6 ст. 161 Бюджетного кодекса дать право бюджетным учреждениям самим производить перераспределение расходов по статьям экономической классификации и видам расходов при исполнении сметы с последующим обязательным уведомлением о передвижке кредитов вышестоящего органа, территориального управления федерального казначейства. В соответствии с указанной статьей орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств должны были определить вышеназванные права бюджетного учреждения. Решение этого вопроса заключается в том, чтобы дать право бюджетным учреждениям производить передвижки по статьям экономической классификации, разрешить производить перераспределение в пределах 10-20% от утвержденных сумм, что позволит существенно улучшить ситуацию по освоению бюджетными учреждениями средств и уменьшит статистику нецелевого использования средств. На наш взгляд, только повышение качества планирования смет бюджетных учреждений на нормативной базе, т.е. нормах расходов натуральных и денежных, с учетом сложившихся фактических расходов, плана развития бюджетного учреждения на предстоящий период позволит изжить и расходование средств не по целевому назначению, и необходимость перераспределения средств по статьям экономической классификации.

Проблемой в настоящее время являются платежные требования поставщиков услуг, работ и товаров на списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений. Органы федерального казначейства ведут лицевые счета в разрезе кодов экономической классификации, строго контролируя целевое расходование бюджетных средств. Если у учреждения есть остатки по заработной плате или на оплату тепла, то казначейство не может произвести списание картотеки в счет оплаты услуг связи. РКЦ не принимает мотивировку в отказе от акцепта "отсутствие средств по данной статье" или отсутствие "лимитов бюджетных обязательств". РКЦ списывает средства со счета органов федерального казначейства, а они в свою очередь вынуждены списать с лицевого счета учреждения по другим статьям экономической классификации. А это является нецелевым использованием бюджетных средств.

Аналогичная ситуация возникает когда налоговые инспекции выставляют инкассовые распоряжения о списании средств с лицевых счетов по недоимке по налогам и платежам в бюджет. В ст. 289 Бюджетного кодекса говорится, что нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой наложение штрафов, изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также уголовные наказания. Изъятие бюджетных средств за ранее допущенные нарушения является нарушением бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств, выделенных в текущем году. Такая ситуация может повторяться неоднократно, если только в бюджете, в смете не будут предусмотрены средства для восстановления ранее допущенного нарушения и уплаты штрафных санкций за это нарушение. В настоящих условиях это нереально. Парадоксально то, что именно органы федерального казначейства сами осуществляющие контроль недопущения расходования средств не по назначению принимают представления по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета. Приказом Министерства финансов Российской федерации № З6н от 26 апреля 2001 г. "Об утверждении инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации" определено, что на основании представления органом федерального казначейства принимается постановление о списании (взыскании) денежных средств со счетов получателей средств федерального бюджета. Если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение к нему применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения) утвержденных на соответствующий год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению. Орган федерального казначейства оформляет предложения в виде уведомления об изменении бюджетных ассигнований получателю средств федерального бюджета с указанием кодов бюджетной классификации, по которым допущено нарушение. При этом нет указаний как поступать, если на текущий год по кодам экономической классификации, по которым в прошлом году были допущены нарушения, ассигнования не предусмотрены. На основании уведомлений орган федерального казначейства формирует предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в виде сводного уведомления по субъекту Федерации и направляет его в Главное управление федерального казначейства. ГУФК на основании сводных уведомлений анализирует, группирует и направляет в соответствующие департаменты Минфина РФ свод уведомлений об изменении бюджетных ассигнований в разрезе субъектов Федерации, главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета с расшифровкой по функциональной, ведомственной и экономической классификации. Документооборот по изменению бюджетных ассигнований производится в установленном Минфином РФ порядке по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета. Далее Главное управление федерального казначейства после внесения изменений в бюджетную роспись извещает управление федерального казначейства о принятии изменений бюджетных ассигнований.

Данный порядок предусматривает внесение изменений в сметы бюджетных учреждений по инициативе нижестоящих органов федерального казначейства. Тогда возникает вопрос, почему не используется этот порядок при предоставлении права бюджетным учреждениям передвижки кредитов по кодам экономической классификации? Предлагаем использовать его и обязать бюджетные учреждения информировать орган федерального казначейства о произведенных изменениях[3].

2. Содержание смет бюджетных учреждений, виды смет

Основное содержание сметы бюджетного учреждения – план движения финансовых потоков. Основным целями планирования движения денежных средств являются:

1)    предвидеть будущий спрос организации на денежные средства;

2)    оценить финансовые последствия этого спроса;

3)    определить возможные способы действия и выбрать наилучший для удовлетворения спроса.

Некоторые аспекты будущих операций можно предвидеть с большой точностью. В основном это относится к расходам. Расходы на выплату заработной платы достаточно легко прогнозируемы. Если нужно нанять еще 10 человек, то величину дополнительных расходов можно оценить с высокой степенью надежности. Но спрос на производимые компанией товары или услуги и влияние конкурентов на будущие доходы даже приблизительно предвидеть нелегко. Чтобы решать эти трудные задачи прогнозирования, менеджер должен разрабатывать сценарии типа "Что произойдет, если....?". Что произойдет, если спрос вырастет на 20 %? Что произойдет, если он упадет 5 %? Что произойдет, если основные конкуренты снизят цены? Тот, кто управляет движением денежных средств, фактически выдвигает и проверяет гипотезы действий потребителей и конкурентов, преобразуя эти гипотезы в цифры потоков денежных средств.

К планированию можно приступать после завершения анализа различных сценариев и оценки потоков денежных средств. Планирование движения денежных средств охватывает два основных сюжета:

1)    вложение свободных (избыточных) денежных средств;

2)    получение краткосрочных займов для покрытия дефицита денежных средств.

Учитывая многообразие инструментов денежного рынка, куда можно вложить избыточные денежные средства, и множество источников краткосрочных кредитов, менеджеру приходится решать задачу выбор инструментов, обеспечивающих наибольшую прибыль при минимальном риске (для инвестирования) и наименьший процент (для заимствования).[4]

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, утвержденная Федеральным законом Российской Федерации «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации предполагает научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам, закодированным в определенном порядке, поэтому обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об исполнении бюджета; осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов при машинной обработке. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответствующих подразделениях бюджетной классификации, являются финансовыми планами, обязательными для исполнения. Кроме того, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, бюджетная классификация используется для составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает:

·                    классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

·                    функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

·                    классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

·                    классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

·                    классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

·                    классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;

·                    ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Согласно статье 13 вышеуказанного Федерального закона указания о порядке применения бюджетной классификации издаются Министерством финансов Российской Федерации.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи доходов. Доходы подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

Доходы бюджетов в Российской Федерации формируются за счет налогов с юридический физических лиц, платежей за пользование недрами и природными ресурсами, государственной пошлины, доходов от приватизации, лицензионных сборов за право производства и торговли спиртными напитками и пивом, патентов, средств полученных из других бюджетов, поступлений по денежно-вещевым лотереям и реализации государственных займов и других ценных бумаг, бюджетных ссуд и др[5].

Бюджетная классификация,утвержденная Министерством финансов России, подразделяет расходы на:

·                    функциональную структуру (классификацию) — деление видов расходов по главным разделам и подразделам;

·                    ведомственную структуру (классификацию) — код наименований министерств, ведомств, иных получателей средств федерального бюджета, целевая статья расходов, вид расходов по целевой статье;

·                    экономическую группировку (классификацию) — группа, подгруппа, предметная статья, подстатья.

Расходы бюджетов в Российской Федерации называют направление средств на бюджетное Финансирование: народного хозяйства, конверсии иного производства, внешнеэкономической деятельности, образования, профессиональной подготовки кадров, бюджетных ссуд, культуры, искусства и средств массовой информации, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальная защита населения, обороны, на содержание органов правопорядка и государственной власти и др.

Статьи в классификации имеют единую порядковую нумерацию. Для классификации расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании, применяется следующий перечень статей:

1. Фонд заработной платы (оплаты труда).

2. Начисления на заработную плату.

3. Канцелярские и хозяйственные расходы.

4. Командировки И служебные разъезды,

8. Стипендии.

9. Расходы на питание.

10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств.

12. Приобретение оборудования и инвентаря.

14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.

15. Государственные капитальные вложения.

16. Капитальный ремонт.

18. Прочие расходы.

30. Государственная дотация.

31. Операционные расходы.

35. Платежи по ссудам.

По этим статьям выделяются и учитываются расходы в росписях бюджетов автономных республик, краевых, областных, окружных, районных, городских, поселковых и сельских бюджетов. Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.

Смета расходов — основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трех частей:

·                    в первой части указываются наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам;

·                    во второй части отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые;

·                    в третьей части приводятся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее элементам.

В отраслевых сметах расходов статьи отражают специфику образования, здравоохранения культуры, науки и т.д. Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждения. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов,

Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д.

Операционные расходы — это затраты, связанные с осуществлением деятельности учреждения (расходы на медикаменты, питание, педагогический фонд заработной платы, учебные расходы и т.д.).

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, т.е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов.

Правильно установленные типовые нормы расходов имеют важное значение для распределения бюджетных ассигнований на образование, здравоохранение, культуру, науку по отдельным регионам страны.

При составлении проекта сметы бюджетные учреждения для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Например, по статье 3 «Канцелярские и хозяйственные расходы» выделяют: канцелярские расходы, расходы на вневедомственную охрану, расходы на связь, на приобретение литературы, на наем помещения, по содержанию и найму транспорта, затраты на оплату информационно-вычислительных услуг, предоставленных для аппарата управления.

Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводится в приложении к ней. Так, приложение к смете расходов школы открывается сведениями о количестве классов и учащихся по состоянию на 1 января и 1 сентября планируемого года, затем следует расчет фонда заработной платы, а также расчеты по другим статьям классификации расходов. Заключают приложение к смете расходов общие сведения, используемые при расчетах (общая кубатура всех строений по наружному обмеру, внутренняя площадь здания, количество и площадь классных комнат и др.).

Сметы расходов, составляемые бюджетными учреждениями по каждому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными.

При обслуживании учреждения централизованными бухгалтериями практикуется составление общих смет. В общих сметах расходы планируются в целом по группам однотипных учреждений (школ, училищ, детских яслей и садов, больниц и др.).

Для определения и финансирования затрат на проведение совещаний, конференций, приобретение литературы и другие мероприятия министерства, ведомства и управления (отделы) местной администрации составляют сметы на централизованные мероприятия.

Путем суммирования всех расходов на содержание министерства или ведомства, включая вся индивидуальные, общие расходы и сметы на централизованные мероприятия, составляется сводная смета.

Все расходы, включаемые в смету, должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии.

При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемы расходов, соответствие их объему работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующее бюджета, из которого оно финансируется. Утвержденная смета определяет сумму средств, которые должны быть выделены из бюджета на содержание учреждения. Утверждение оформляете подписью руководителя организации, утвердившей смету, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете, в том числе с выделением фонда заработной платы работников штатного и нештатного состава.

3. Процесс прохождения сметы бюджетного учреждения (в сфере культуры и искусства)

Для реализации уставных целей организации культуры собственник финансирует ее деятельность из бюджета соответствующего уровня. Большая часть бюджетных средств выделяется на текущую деятельность организаций культуры по статьям:

-       1501/410/273 и 1501/411/273 – содержание особо ценных объектов культурного наследия народов РФ;

-       1501/410/283 – содержание музеев и постоянных выставок;

-       1501/410/284 – содержание библиотек;

-       1501/41/281 – государственная поддержка театров, концертных организаций и других организаций исполнительского искусства;

-       1501/410/288 – государственная поддержка цирковых организаций.

Финансирование текущей деятельности театров, концертных организаций, музеев, библиотек, клубов, зоопарков, парков культуры и отдыха, которые по своей организационно-правовой форме являются учреждениями, осуществляется на основе сметного принципа. Для каждого из них утверждается смета расходов, в которой отражаются все виды затрат, разделенные по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Финансовые средства, выделенные из бюджета на текущую деятельность учреждения, зачисляются на лицевой счет, открытый в органах казначейства.[6] Последние осуществляют контроль за расходованием этих средств в соответствии с целевым назначением. Вышеназванные организации культуры не имеют права самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов. Бюджетная роспись может меняться Минфином (или другим соответствующими финансовым органом) в течение года по запросу Минкультуры (или другого соответствующего органа исполнительной власти), подготовленного по заявке организации культуры.

Компания «Росгосцирк» является унитарным предприятием. Ей выделяются субсидии из федерального бюджета «одной строкой» по ст. 1501/410/288, которые поступают на ее расчетный счет. Затем эти средства распределяются между отдельными цирковыми организациями и зачисляются на их расчетные счета. Часть из них являются унитарными предприятиями, а часть – бюджетными учреждениями. Первым компания выделяет финансовые средства на текущую деятельность «одной строкой», вторым – на основе сметы доходов и расходов, но не такой подробной как театрам, концертным организациям, клубам, паркам и прочим учреждениям в сфере культуры. Цирковые организации, имеющие статус учреждений, не перешли на казначейскую систему. Контроль расходования выделенных им финансовых средств осуществляется руководством компании.

Помимо бюджетного финансирования текущей деятельности организаций культуры существует целевое бюджетное финансирование:

-       по статье 1501/410/287 – прочие учреждения и мероприятия в области культуры и искусства (из централизованного фонда Минкультуры);

-       по статье 1501/631/711 – Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России»).

Целевое бюджетное финансирование организаций культуры осуществляется на основе договора (до 200 тыс. руб.) или государственного контракта (свыше 200 тыс. руб.). Выделенные средства также поступают на лицевой счет организации в органах казначейства и расходуются по смете, утвержденной Минкультуры (или другим соответствующим органом исполнительной власти).

Стоимость реализации Федеральной целевой программы «Культура России» (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России») на 2001-2005 г.г. составляет 27783 млн. руб. (на 2001 г. – 2476,1 млн. руб.), из них за счет средств федерального бюджета – 20008,3 млн. руб. (на 2001 г. – 1426,6 млн. руб.), за счет средств бюджетов субъектов РФ – 4130,5 млн. руб. (на 2001 г. – 572,5 млн. руб.), за счет внебюджетных источников – 3684,2 млн. руб. (на 2001 г. – 477 млн. руб.).

Финансовые средства учреждений в сфере культуры из внебюджетных источников, как и средства, поступившие от собственника, отражаются на лицевых счетах в органах казначейства, и расходуются исключительно по смете. В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам отражены объемы и источники финансовых поступлений, а также направления их использования в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета. Смета по внебюджетным средствам, так же как и по бюджетным целевым средствам, утверждается Минкультуры или другим соответствующим органом исполнительной власти и может меняться по согласованию с ними. Контроль целевого расходования средств осуществляют органы казначейства.

Сметы, отражающие доходы организации культуры из бюджета и от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, объединяются в единую смету доходов и расходов. При этом учет и отчетность по каждому виду финансовых поступлений ведется по самостоятельному балансу.

Все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и в результате предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (оказание платных услуг, доход от использования государственной собственности), в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения[7].

Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам – документ, составляемый учреждением на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств в структуре показателей ведомственной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации (Приказ Минфина от 21.06.2001 г. № 46н).[8]

Учреждение составляет единую смету доходов и расходов, отражающую все доходы бюджетного учреждения: и из бюджета и государственных внебюджетных фондов, и от осуществления предпринимательской деятельности. Однако согласно п. 6 ст. 161 БК РФ учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных из внебюджетных источников. При этом Министр финансов РФ может запретить любые расходы бюджетного учреждения, за исключением расходов, произведенных за счет внебюджетных источников (п. 4 ст. 166 БК РФ).

С переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ (ст. 254) определен следующий порядок учета и расходования денежных средств от приносящей доходы деятельности и использования государственной собственности. Названные средства, полученные бюджетным учреждением, зачисляются на единый счет бюджета. Уполномоченный государственный орган, осуществляющий исполнение бюджета, обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет бюджета. Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения. Кроме того, для бюджетных учреждений федерального подчинения установлено, что при недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества.[9] Согласно п. 4 ст. 254 БК РФ сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственностью над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.

В связи с тем, что по вопросу, касающемуся возмещения из средств бюджетного финансирования расходов, произведенных за счет внебюджетных средств, стали поступать запросы в Министерство финансов, Главное управление федерального казначейства дало разъяснение (письмо Минфина РФ от 26.07.2002 г. № 3-01-12/12-335).

Так, в соответствии с п. 6 ст. 254 БК РФ при недостатке бюджетных средств учреждению разрешено использовать для выполнения заданий органа исполнительной власти, в ведении которого оно находится, средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества.

При этом действующим бюджетным законодательством РФ не предусматривается возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности.

Исходя из вышеизложенного, органы федерального казначейства не имеют правовых оснований для санкционирования возмещения за счет средств федерального бюджета временно позаимствованных внебюджетных средств.

Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что, несмотря на особый правовой режим, денежные средства, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, так же как и поступающие от собственника, расходуются по единой смете, а учет и отчетность при этом ведется по самостоятельному балансу.[10]

Согласно п. 6 ч. 1 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 г. № 107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях»: «Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников, ведется по плану счетов, предусмотренному настоящей Инструкцией, с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников».[11]

То есть, такое положение закрепляет двойной учет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: указанные средства учитываются в едином балансе учреждения и повторно учитываются при составлении отдельного баланса.

Основой государственных гарантий  сохранения  и  развития культуры   в  Российской  Федерации  является  государственное финансирование. На эти  цели  ежегодно  направляется не менее 2 процентов средств республиканского бюджета Российской Федерации. Размеры ежегодных     ассигнований    на    культуру в государственных  бюджетах  республик  в   составе   Российской Федерации  и  местных бюджетах не могут быть менее 6 процентов средств соответствующих бюджетов.

Общие объемы  государственного финансирования культуры из республиканского бюджета Российской Федерации, государственных бюджетов  республик  в  составе Российской Федерации и местных бюджетов регулярно уточняются  для  возмещения  дополнительных затрат, вызванных  ростом  цен,  тарифов  и  ставок  заработной платы.[12]

Для некоммерческих  организаций  культуры устанавливается особый порядок налогообложения их прибыли.

С целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития  культуры  государство  предусматривает   специальную систему    налоговых   льгот   предприятиям,   учреждениям   и организациям, независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам,  в том числе иностранным. Вкладывающим свои  средства  в  развитие  культуры  Российской   Федерации.

Заключение

Составные части системы государственных и муниципальных учреждений культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения структуры источников финансирования их деятельности. Работа архивов, библиотек, организаций, занимающиеся охраной памятников, почти полностью обеспечивается за счет  финансирования государства или благотворительных организаций. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается бюджетное финансирование. Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др.

Между тем, принципы и механизм финансирования абсолютного большинства организаций культуры не отличается от любого государственного учреждения. В настоящее время основной формой бюджетного финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры является сметное финансирование. Оно обеспечивает государственные организации финансовыми ресурсами для осуществления их деятельности. Но при этом не просматривается прямой связи между размерами выделяемых ассигнований и достигаемыми результатами этой деятельности. Связь оказывается опосредованной – через размеры совокупных расходов за вычетом внебюджетных поступлений. Сметное финансирование сильно ограничивает возможности организаций в принятии самостоятельных экономических решений по расходованию получаемых средств.

В течение последних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.

Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.

Список использованной литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант

2.     Закон России «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года N 3612-1. – Справочная система Гарант

3.     Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ. - Справочная система Гарант.

4.     Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год» от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ. - Справочная система Гарант.

5.     Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ. - Справочная система Гарант.

6.     Федеральный закон   «О федеральном бюджете на 2000 год» от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ. - Справочная система Гарант.

7.     Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ. - Справочная система Гарант.

8.     Федеральный закон  « О федеральном бюджете на 1998 год» от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ. - Справочная система Гарант.

9.     Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002.

10.           Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2002.

11.           Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

12.           Семенов Р.Д. Финансы бюджетных учреждений. – М.: Инфра-М, 2004.

13.           Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

14.           Финансы учреждений социальной сферы. Учебник/ Под ред. Проф. Н.М. Голунова. – М.: Инфра-М.: 2002.


[1] Семенов Р.Д. Финансы бюджетных учреждений. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 78.

[2] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – с. 145.

[3] Финансы учреждений социальной сферы. Учебник/ Под ред. Проф. Н.М. Голунова. – М.: Инфра-М.: 2002. – с. 189.

[4] Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999.

[5] Семенов Р.Д. Финансы бюджетных учреждений. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 166.

[6] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – с. 97.

[7] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – п.3. ст. 161

[8] Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002. – с. 169.

[9] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – п. 6 ст.254.

[10] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – ст. 161.

[11] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – с. 111.

[12] Закон России «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года N 3612-1. – Справочная система Гарант. – ст. 45.