№ заказа

№370.2

Вариант, тема

В

Дисциплина

Экологическое право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                         Содержание

Раздел 1: Что является объектом экологической экспертизы. 3

Раздел 2: Формы собственности на природные ресурсы. 7

Задача: 13

Библиография: 15

Раздел 1: Что является объектом экологической экспертизы.

В России основным составляющим системы экологической оценки является: экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами. Порядок проведения экологической экспертизы урегулирован Федеральным законом от 23 ноября 1995г. №174 –ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г.)

В соответствии со ст. 33 Федерального закона  от 10 января 2002 г. №7-ФЗ  «Об охране окружающей среды»  (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г.) Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности  экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях ее осуществления.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, уста­новленном Федеральным законом «Об экологической эксперти­зе» и нормативными правовыми актами РФ, а также ее субъек­тов. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

Общественная экологическая экспертиза организуется и про­водится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления обще­ственными организациями (объединениями), основным направ­лением деятельности которых в соответствии с их уставами яв­ляется охрана окружающей природной среды, и в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Обществен­ные организации, участвующие в экспертизе, должны быть заре­гистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с существу­ющими видами экологической экспертизы все ее объекты также делятся на два вида: подлежащие государственной экологиче­ской экспертизе и подлежащие общественной экологической эк­спертизе. Объекты первого вида подразделяются на объекты эк­спертизы федерального уровня и объекты экспертизы уровня субъектов Федерации.[1]

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, согласно  ст. 11 Федерального закона «Об экологической экс­пертизе», подлежат:

Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования;

Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе: 1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; 2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; 3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности и т.д.

Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской;

Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств;

Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;

Документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации;

Материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;

Документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения;

Иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации;

Государственной экологической экспертизы подлежат выше названные объекты ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

1) доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

2) изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

5) внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Обязательной государственной экологической экспертизе, про­водимой на уровне субъектов Федерации, согласно ст. 12 Закона, подлежат: проекты нормативных правовых актов субъектов Федерации, нормативно-технических и инструктивно-методических докумен­тов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окру­жающей природной среды, и иную деятельность; материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов Федерации; материалы комплексного экологического обследования участ­ков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Федерации и местного значения; документация, обосновывающая соглашения о разделе про­дукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов Феде­рации и органов местного самоуправления; все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате гео­логоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ; документация, обосновывающая соглашения о разделе про­дукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;

Иные документы, которые обосновывает хозяйствен­ную и иную деятельность и реализация которых способна ока­зать прямое или косвенное воздействие на природ­ную среду в пределах территории одного или ряда субъектов Федерации

Общественная экологическая экспертиза, согласно ст. 21 За­кона «Об экологической экспертизе» может проводиться в отношении объектов, указанных в ст. 11 и 12 Закона, за исключением объектов экологической экс­пертизы, сведения о которых составляют государственную, ком­мерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Раздел 2: Формы собственности на природные ресурсы.

Понятие право собственности в праве относиться к числу базовых наряду с понятиями свободы, власти, здоровья и жизни и др. традиционно наибольшее внимание праву собственности уделялось специалистами в области конституционного и гражданского права. Право собственности на природные ресурсы, или право собственности в экологическом праве, однако, приобретает специфическое содержание и особое значение

Право собственности в самом общем понимании — это единый комплексный, многоотраслевой институт, который охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам. Выделяют три функции данного института: 1) его нормы устанавливают принадлежность того или иного имущества определенному лицу; 2) они закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом; З) предусматривают  правовые средства охраны прав и интересов собственника.[2]

Право владения природным ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Владея землей и другими природными ресурсами государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности. Право владения землей и природными ресурсами может быть полным или частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики и иного автономного образования. Если же природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости- с участием Российской Федерации.

Право владения землей и природными ресурсами является юридической базой для пользования и распоряжения указанными объектами, поскольку для того, чтобы эксплуатировать тот или иной природный объект необходимо иметь статус владения на него.

Право владения природными ресурсами со стороны собственника реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.

Право пользования землей и природными объектами составляет второе самостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении их них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Право пользования землей и другими природным ресурсами имеет две основные стороны: установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением и взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения собственника землей и природными ресурсами составляет его третье самостоятельное правомочие.

Вторым этапом распоряжением природными ресурсами является распределение и перераспределение их между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами.

Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения.

Материальный мир, окружающая человека среда состоят из объектов природы, созданных самой природой и человеком. Правовую природу объектов экологических отношений определяет их экологическая природа, т. е. система экологических отношений, представляющих собой единые, устойчивые, взаимосвязанные совокупности естественных компонентов природной среды, осуществляющие процессы обмена веществ и энергии.

Однако в этой системной целостности природных объектов объектом каждого конкретного экологического правоотношения является конкретная часть природной среды с ее экосвязями, например, земля ее полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной за щиты против эрозийных процессов, воды с их способностью к естествен ному очищению, воздействием на почвенные природные процессы. 

В правоотношениях обычно имеются два объекта. Применительно к экологическому правоотношению это природный объект (непосредственно объект правового регулирования) и второй объект, имеющий две стороны:

1) интерес экологопользователя в достижении своих целей; 2) общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.

В ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам прямо отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все то, что прочно связано с землей, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса и многолетние насаждения

Определенную значимость для правового статуса природных объектов имеет характер их происхождения, В зависимости от степени объективной материализованности, а также значимости для общества природные объекты подразделяются на состоящие в государственной собственности и на те, на которые государственная собственность не распространяется. Т.е собственность на природные ресурсы делится на государственную, муниципальную и частную. Рассмотрим более подробно данные формы собственности.

В настоящее время государственная собственность во многом сохраняет свое доминирующее положение. В исключительной собственности государства находятся недра, леса, животный мир, подавляющая часть водных объектов. Лишь земельные участки подлежат приватизации.

Если раньше все природные ресурсы находились в исключительной собственности союзного государства, то таких собственников множество. Это - Российская Федерация и ее субъекты. В связи с этим остро встал вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ.

В соответствии с федеральным природоресурсовым законодательством к федеральной собственности относятся:

а) земельные участки и другие природные ресурсы, необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;

б) земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности;

в) природные ресурсы территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;

г) участки недр федерального значения, т.е. необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета;

д) поверхностные и подземные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды;

е) лесной фонд РФ, а также леса, не входящие в лесной фонд;

ж) животные: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ, отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении, подпадающие под действие международных договоров РФ, естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

з) особо охраняемые природные территории федерального значения.

К собственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, не находящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную и муниципальную.

Механизм отнесения конкретных природных объектов к тому или иному виду права государственной собственности достаточно четко определен лишь в ВК РФ: водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых расположен водный объект, а собственностью субъектов РФ - соответственно решением органов исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ (ст. 36, 37 ВК). В отношении других природных ресурсов вопрос пока остается открытым.

Что касается правомочий владения, пользования и распоряжения, то применительно к праву государственной собственности они имеют особое содержание. Государство-собственник не может непосредственно владеть и пользоваться природными ресурсами, оно может лишь предоставить их во временное или бессрочное владение и пользование другим лицам (гражданам и организациям) на основе договора либо путем предоставления ограниченных вещных прав – пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования. У государства в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему собственности, но опосредовано - путем получения платы за пользование. Кроме того, государство в допускаемых законодательством случаях может осуществлять передачу природных ресурсов в частную и муниципальную собственность

Субъектом права муниципальной собственности являются муниципальные образования, от их имени выступают органы местного самоуправления. В настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, а также расположенные на них обособленные водные объекты и растительность.

Вся земля с 1991 года находится в ведении органов местного самоуправления, которые получили право распоряжаться ею путем передачи земельных участков гражданам и организациям в собственность, а также их предоставления на праве бессрочного (постоянного) пользования, пожизненного наследуемого владения, временного пользования и аренды. Следует подчеркнуть, что передача земли в ведение местных органов власти ни в коем случае не означала и не означает ее передачу в муниципальную собственность. Ни прежнее, ни действующее законодательство РФ не содержит перечня категорий или видов земель, из которых могут формироваться - объекты права муниципальной собственности.

В настоящее время наиболее вероятны два способа возникновения права муниципальной собственности на земельные участки: а) разграничение государственной собственности на землю; б) приобретение органами местного самоуправления земельных участков у граждан и юридических лиц.

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица.

В частной собственности могут находиться земельные участки, переданные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке (приватизация земли), а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок. ГК РФ (ст. 234) предусматривает еще одно основание возникновения права частной собственности – приобретательскую давность.

В порядке приватизации право частной собственности на земельные участки могут приобрести:

 а) граждане – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ЗК РФ, Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»); для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества;

б) сельскохозяйственные организации, а также их работники и некоторые иные категории лиц, проживающие в сельской местности – в порядке реорганизации колхозов и совхозов;

в) граждане и юридические лица – в порядке выкупа земельные участки, находящиеся под приватизированными объектами недвижимости, а также земельные участки, необходимые в связи с расширением и дополнительным строительством и для ведения предпринимательской деятельности.

Н могут быть объектами права частной собственности земельные участки: общего пользования, зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению, историко-культурного назначения, оздоровительного назначения и некоторые другие.[3]

Собственники земельных участков имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле;

2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

3) возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные строения и сооружения;

4) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

5) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

6)совершать сделки купли-продажи, дарения, мены, залога, аренды, вносить в качестве вклада в уставной фонд коммерческих организаций, передавать по наследству. В настоящее время установлены некоторые ограничения в отношении залога земли, совершение остальных сделок не ограничено и т.д.

Собственники земельных участков обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;

3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;

4) не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

5) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно - градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

Задача:

 Комитет по охране окружающее природной среды обратился в арбитражный суд с иском к фермеру С., в котором просил: а) признать действия фермера по ликвидации деревьев на земельном участке противоправными, ибо их отсутствие ухудшает состояние окружающей природной среды на соседних земельных участках; б) возместить ущерб, вызванный загрязнением водоема,  находящегося на фермерском земельном участке.

Фермер иск не признал, заявив, что деревья, произрастающие на земельном участке, и водоем находятся в его частной собственности, и он вправе по своему усмотрению распоряжаться этой недвижимостью в соответствии с законом. Каков Ваш ответ на исковое заявление?

Решение

Основной принцип осуществления прав и обязанностей частной собственности на землю содержится в пункте 2 статьи 36 Конституции России. «Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Статья 42 ЗК РФ закрепляет обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, согласно которой  они обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;                                     

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

В КоАП предусмотрена в ст. 8.28 административная ответственность в виде штрафа- за незаконную порубку деревьев, а так же в ст.8.14- за нарушение правил водопользования.

Таким образом, суд должен удовлетворить заявленные исковые требования Комитета по охране окружающей природной среды.

Библиография:

1.      Конституция РФ;

2.      КоАП

3.      Федеральный закон от 23 ноября 1995г. №174 –ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г.)

4.      Федеральный закон  от 10 января 2002 г. №7-ФЗ  «Об охране окружающей среды»  (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

5.      О.Л. Дубовик «Экологическое право», М.2004г.

6.      6.Б.В. Ерофеев «Экологическое право России»,М.2002г.

7.      О.И. Крассов «Экологическое право», М.2001г.

8.      Н.В. Данилова «Экологическое право» Курс лекции, М.2001г.


[1] О.И. Крассов «Экологическое право», М.2001г.С224

[2] Стр.183 О.Л. Дубовик «Экологическое право», М.2004г.

[3] Н.В. Данилова «Экологическое право» Курс лекции, М.2001г.С.243