ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БИЗНЕСА

В аграрной цивилизации главным ресурсом были земля и низко квалифицированные трудовые ресурсы. В индустриальном обществе главенствует капиталоемкая технология переработки природных ресурсов, а к труду предъявляются повышенные квалификационные требования. Основой индустриальной цивилизации стали гигантские вещественно-энергетические потоки, которые часто недостаточно рационально использовались в экономике.

Переход общества к постиндустриальной эпохе и наукоемким технологиям вводит в активный оборот информационные ресурсы и еще более повышает требования к квалификации труда специалистов. Но именно информация дает возможность рационально распоряжаться всеми иными видами ресурсов. Интенсивное использование информации позволяет значительно снизить материалоемкость и энергоемкость продукции. Индустриальное производство эпохи дымящихся труб и постоянно горящих факелов на основе знания, понимания и точной информации преобразуется в экологически чистое, часто безотходное и экономически эффективное производство постиндустриального общества. Главная проблема любой экономики - преодолеть ограниченность ресурсов. Но имеющиеся ресурсы можно использовать различным способом. Ключевым моментом здесь является решение о том, где и как сосредоточить экономические ресурсы. Концентрация ресурсов в нужное время, в нужном месте, для решения главного, приоритетного направления - вот в чем помогает информация при принятии экономических решений.

Знания, по образному замечанию П. Друкера, "не могут удлинить человеку руку", но расширяют его возможности, помогают "поднять человека на плечи предшественников". Знания, организованные в систему, повышают профессиональную компетентность предпринимателя и позволяют направить действия на достижение поставленных целей более экономно и точно.

Информация - основа маневра предпринимателя с веществом и энергией. Она позволяет получить решение, как эффективнее и экономически выгоднее организовать производство товаров или услуг. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами, поскольку наряду с эмпирическим знанием и повседневным опытом в экономическую деятельность непосредственно вовлекается систематизированное теоретическое знание. Оно становится непосредственной производительной силой, такой же, как, например, знание, заложенное в управляющие программы роботов и гибких производственных систем (ГПС).

Предпринимателю для достижения экономических целей нужна опора в виде информации о профессиональном знании, особенностях избранной сферы бизнеса. Требуемая информация рассеяна по множеству источников и мест хранения. Цель прикладной информатики - собрать, тематически объединить и обработать информацию так, чтобы ускорить доступ к информации и представить ее в виде, удобном для интерпретации человеком - пользователем. Более того, сегодня в информатике нет ограничений на вид собираемой информации и тип используемых носителей информации. Средства информатики позволяют интегрировать разнообразную информацию в "одном месте" и создавать всеобъемлющее поле информационных ресурсов. А это, в свою очередь, снимает неопределенность и повышает вероятность получения нужного знания.

Предприятие (по крайней мере его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный центр. В нем сходятся четыре потока информации: два внешних и два внутренних.

Внешняя деловая среда (или макросфера) - совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием (рис. 1.1). Они определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов зарубежных фирм.

Внутренняя деловая среда - это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания. закладываемые и порождаемые в производстве.

Предприниматель согласно современным оценкам в своей деятельности играет три информационные роли:

• приемника информации;

• распространителя информации;

• профессионального представителя во внешнем мире.

От того, как предприниматель сыграет свои информационные роли. организовав профессиональные информационные потоки, в существенной степени зависит производительность работы предприятия. Но производительность предприятия определяется не только количеством информации, но и качеством. которое должен правильно понимать и оценивать предприниматель.

Информация является одним из основных ресурсов роста производительности предприятия, поскольку именно она позволяет:

• устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности;

• принимать обоснованные и своевременные управляющие решения;

• координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.

Поэтому на любом предприятии организуется и систематически ведется работа в следующих основных направлениях:

• выявление проблем и определение информационных потребностей;

• отбор источников информации;

• сбор информации:

• обработка информации и оценка ее полноты и значимости:

• анализ информации и выявление тенденций в избранных сферах;

• разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия:

• оценка альтернатив различных действий, выбор стратегии и принято управляющих решений для реализации стратегических планов.

Информационное обогащение современного бизнеса - его наиболее характерная черта. Выигрывает тот, кто эффективнее собирает, обрабатывает и использует информацию об открывающихся возможностях.

ИЗМЕНЕНИЯ - ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕЯХ

Изменения, накапливаемые и происходящие в деловой среде. прокладывают дорогу ко всему новому и ранее не известному. Определив произошедшие или грядущие изменения, предприниматель стремится увидеть возможности, а не проблемы. Суть экономической деятельности - в комбинированном эффективном применении ресурсов под будущие результаты, что сопряжено с неопределенностью и риском. Но риск и неопределенность преодолеваются знанием ситуации и улавливанием тенденции происходящих изменений деловой среды.

Предприниматель ведет систематический поиск информации и создает свою персональную, предпринимательскую базу знаний. Эта предпринимательская база знаний содержит данные о тех сферах изменений, которые, вероятнее всего. хранят в себе предпринимательские возможности и отвечают квалификации и личным интересам предпринимателя. "Любая практическая деятельность зиждется на теории, даже если проводники этой деятельности и не подозревают об этом. Предпринимательство основывается на экономической и социальной теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Кроме того, исходя из этой теории главная задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Фактически новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина "предприниматель", введенного Ж.-Б. Сеем двести лет назад.

Понятие "предприниматель" содержало в себе как манифест, так и декларацию отхода от привычных представлений: предприниматель раскачивает и дезорганизует. По меткому выражению И. Шумпетера, предпринимательской задачей является "созидательное разрушение". Предприниматели считают изменения нормальными и даже благоприятными. Как правило, они сами не генерируют эти изменения, но (и это самое главное) они отыскивают их. реагируют на них и используют как источник достижения успеха".

Вместо того. чтобы подавлять и минимизировать изменения. предпринимательская организация стремится к ним. Вместо запоздалой и негативной реакции на возникшую проблему предвосхищаются поиски будущих возможностей и устраняются возможные опасности: вместо решения частных проблем ведется глобальный целенаправленный поиск альтернативных путей действия; вместо одной генерируются множественные альтернативы возможных действий: вместо оценки одной удовлетворительной программы действий процесс принятия решений направляется на выбор лучшей из открывающихся альтернатив. Вместо того, чтобы стремиться к сохранению прошлого, предпринимательская организация выступает за непрерывные изменения достигнутого состояния. Оценив свои сильные и слабые стороны, выявив возможности и опасности, предпринимательская организация выбирает цель и неуклонно движется к ней, уточняя и корректируя отклонения от цели. Главная цель при этом - производство и передача на рынок новых высококачественных товаров и услуг, создаваемых на основе предпринимательских идей.

Предпринимательская идея - это понимание, предчувствие. смутные (размытые) знания предпринимателя о том, что он ощущает наметившиеся изменения в области своего профессионального интереса, которые позволяют получить в ней значительные социально-технические преимущества и реальные экономические результаты. Чтобы проявить предпринимательскую идею. предприниматель собирает информацию и анализирует ее исходя из своего профессионального интереса. Информация может быть недостаточной для точного указания на изменения, но предпринимательская интуиция, базирующаяся на ней, приводит к предпринимательской идее.

Особое значение для предпринимательства имеют семь наиболее важных областей изменений в деловой среде. Предприниматель ведет наблюдение за ними и анализ (мониторинг) на предмет выявления предпринимательских идей.

К высоконадежным индикаторам изменений в пределах предприятия и отрасли относится группа из четырех областей изменений:

• неожиданные события (успех или провал);

• несоответствие, несовпадение с тем. что должно быть и что реально происходит;

• насущная потребность, проявление негативных симптомов. которые могут быть и должны быть устранены внутри предприятия;

• внешнее давление на предприятие вследствие внезапных изменений в отрасли.

В сферах внешней деловой среды проявляются и создают условия для новых возможностей изменения в трех областях:

• последствия демографических изменений;

• культурные изменения, вызывающие трансформации восприятии. настроений и ценностей жизни:

• научно-информационные изменения, связанные с расширением границ и результатов познания мира.

Таким образом, база знаний предпринимательских идей вырастает из информации об изменениях. Образно говоря, можно себе представить дерево изменений деловой среды с семью могучими ветвями, каждая ветвь которого привлекает предпринимателя своими вероятными прорывами и новыми экономическими возможностями. Достижения предпринимателей, активно использующих идеи создания и ведения предпринимательских баз знаний на основе дерева изменений, доказывают реальность данного подхода.

Приведем несколько примеров.

Руководители японской фирмы Sony увидели в изобретенном в США транзисторе большие возможности и приобрели лицензию на его технологию. Американские производители радиоаппаратуры оценили проблемы, создаваемые новым электронным компонентом: значительный шум, нестабильность параметров, низкая эффективность. Они посчитали, что транзистор, изобретенный вне радиоэлектронной отрасли и "не тем, кем следует", еще не пригоден для использования в радиоаппаратуре. Через десять лет фирма Sony фактически захватила весь рынок бытовой радиоаппаратуры США - вытеснив с него американские фирмы.

Изменения отношения к здоровью и телу в США, а затем и в других странах мира, вызвали к жизни целый спектр предпринимательских действий - от выращивания и продажи естественной пищи до производства разнообразных сложных электромеханических тренажеров. Практически был создан и успешно развивается новый и высокоэффективный предпринимательский сектор, в котором ежегодно открываются все новые возможности.

Персональный компьютер, предложенный не известными компьютерному миру изобретателями, был оценен фирмой IBM, гигантом компьютерного рынка, как непроизводительное, программно-несовместимое и ненадежное устройство. Но создатели увидели в персональном компьютере личное автономное вычислительное устройство, которое обеспечивает возможность его творческого применения и независимость, поскольку свободно от чьего-либо контроля. Этот личный фактор свободы приобретения и применения оказался главным, и, невзирая на некоторые недостатки нового компьютера и ограничения в его применении, персональные компьютеры стали пользоваться большим спросом. После создания миллиардного рынка персональных компьютеров молодой фирмой Apple computers всеми признанный авторитет - компания IBM активно внедрилась в этот сегмент компьютерного рынка.

Средства информатики обеспечивают оперативный и эффективный доступ к обширным базам данных, электронным журналам и иным изданиям, что существенно повышает скорость наполнения, полноту и качество предпринимательской базы знаний. Это облегчает поиск изменений, делает его систематическим и целенаправленным.

ИНФОРМАЦИЯ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

В правовых кодексах многих стран мира за учеными и исследователями отрицаются права собственности на фундаментальные законы природы. Тем самым признается нетоварная форма фундаментальных открытий - законы природы принадлежат всем. Во всех цивилизованных странах значительное количество информации безвозмездно доступно своим читателям через бесплатные общественные библиотеки и информационные центры.

Но вместе с тем многие виды творческой деятельности являются особым объектом имущественных прав, условно называемых интеллектуальной или промышленной собственностью. В Гражданском кодексе РФ (статья 128) среди объектов гражданского права определена информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность). Дополнительно в статье 138 выделены "средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и тому подобное)".

Гражданский кодекс РФ в статье 139 устанавливает, что, "когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, лица, нарушившие права интеллектуальной собственности, обязаны возместить причиненные убытки".

Объектами имущественных прав являются многие результаты творческой деятельности. Особенность такого рода объектов состоит в том. "то сами они носят нематериальный характер. представляя собой, по сути. определенные идеи, решения, систему образов или понятий и т.д.. закрепляемых, однако, на материальных носителях (в рукописи, чертеже, модели, на холсте, магнитной ленте и т.д.). Нематериальный характер идей решений, научных положений, художественных образов и т.п. делает их доступными множеству лиц независимо от того, у кого находится материальный носитель.

"Невозможно физически обладать научно-техническими идеями или художественными образами, а их использование допускает одновременное извлечение полезных свойств из объекта как автором, так и лицом, которому он разрешил это, что невозможно в отношении обычной вещи".

Проявление свойств произведения в явном виде в форме материального объекта создает возможность извлечения полезных свойств из объекта не только автором, но и иными лицами, что привело к распространению так называемого интеллектуального пиратства.

По мере применения все более сложных научных достижений в производстве современных товаров особую и возрастающую роль играют секреты производства коммерческого характера или специальные познания, получившие название "ноу-хау" (в переводе с английского - "знаю как").

Важность рассмотренных аспектов информационной составляющей предпринимательства и бизнеса подчеркнута в цитируемой выше книге следующим образом: "Данный бизнес выделяет в ряду ему подобных именно способность использовать всевозможные знания: научные, технические, социальные, экономические и управленческие. Только благодаря знаниям бизнес как деловое предприятие может выделяться на фоне себе подобных, имея, таким образом, возможность производить вещи, обладающие ценностью для рынка".

Согласно Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятой 14.07.67 в Стокгольме, объектами права интеллектуальной собственности являются:

• научные открытия;

• изобретения во всех областях человеческой деятельности;

• промышленные образцы;

• товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения;

• деятельность по пресечению недобросовестной конкуренции:

• литературные, художественные произведения и научные труды;

• исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

• иные объекты, вытекающие из интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной или художественной областях.

В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники к последнему пункту относят топологию интегральных микросхем, программы для ЭВМ и базы данных (Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95).

К объектам промышленной собственности, являющейся частью интеллектуальной собственности, относят изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Деятельность в области использования объектов промышленной собственности регулируется Патентным законом РФ от 23.09.92.

В соответствии с Патентным законом РФ (статья № 4) предложение признается изобретением, если "оно не известно из уровня состояния техники, имеет изобретательный уровень" (т.е. для специалиста оно явным образом представляется новым) и является промышленно применимым. Уровень состояния техники включает любые сведения, ставшие общедоступными до даты изобретения. Объектами изобретения могут являться устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение ранее известного устройства; способа, вещества, штамма по новому назначению.

К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если эта модель является новой и промышленно применимой.

К промышленным образцам относится художественно-конструкторское выполнение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если такой образец является новым (совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и/или эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца), оригинальным (существенные признаки образца обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия) и промышленно применимым (образец может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия).

Существенные признаки изобретения или иных охраняемых объектов могут быть новыми или уже известными. Главное, чтобы промышленная собственность охранялась по совокупности существенных признаков, которые полностью включаются в формулу изобретения, описание полезной модели или промышленного образца.

Отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства регулируются нормами авторского права. В соответствии с законодательством охраняются лишь те произведения, которые обладают следующими признаками. Произведение есть результат творческой деятельности, для которой характерны два момента: сознательный, интеллектуальный характер работы, новизна созданного произведения. Далее, оно должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение. Новизна в творчестве обнаруживается, когда автор создает оригинальное произведение. В юридической литературе новизну произведения связывают с его темой, содержанием, формой.

В соответствии с Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" от 23.09.92 к регистрации в качестве товарных знаков не допускаются некоторые обозначения, в частности: не обладающие различительной способностью, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, общеупотребительные обозначения товаров определенного вида и общепринятые термины и символы.

В современном производстве важное значение имеет неохраняемая (по модели исключительных прав) конфиденциальная техническая, организационная или коммерческая информация (ноу-хау). Обладатель ноу-хау имеет право на защиту своих имущественных интересов, если указанная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность; к этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Россия (СССР) в 1968 г. присоединилась к Парижской конвенции о промышленной собственности, а затем в 1973 г. к Договору о патентной кооперации, заключенному в Вашингтоне. Поэтому российские изобретатели получили важное право приоритета на подачу заявки в любом государстве-участнике Конвенции, а в ней участвуют 105 государств мира. Это означает, что специалист, подав заявку на изобретение в Роспатент, в течение последующего периода времени может подавать точно такие заявки в любом государстве - участнике Конвенции, и никто другой с аналогичным изобретением без признания ранее заявленного приоритета выступить уже не сможет.

Таким образом, можно получить защиту не только от внутренних, но и от внешних интеллектуальных пиратов. Но сделать это можно только спустя три месяца после подачи заявки во Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) Роспатента. При наличии у изобретателя серьезного изобретения и твердой уверенности, что его идея найдет покупателя за пределами России (например, в странах Европы), можно подать заявку в Европатент - организацию, которая обеспечивает охрану изобретения сразу во всех странах Европы. Конвенция о выдаче европейских патентов подписана в 1975 г. в Мюнхене.

Закон "Об авторских и смежных правах" РФ в статье 3 дает определение понятия "автор":"... автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение...". Раздел II. статья 6, этого закона определяет, что "авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения". Статья 7 (п. 1) этого же раздела относит программы для ЭВМ к литературным произведениям, а п. 2 устанавливает, что "охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код".

Закон определяет факт возникновения авторского права и презумпции авторства в силу факта его создания; обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права; при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Система охраны интеллектуальных прав собственности в РФ приведена на рис. 1.2. В контексте интерпретации существа этой системы правовой охраны интеллектуальной собственности отметим, что предприниматель необязательно является изобретателем. Но предприниматель должен быть новатором и понимать важность данных вопросов. В частности, фактом деловой жизни является промышленный шпионаж. Если реализуемые в деле идеи не будут защищены, то предприниматель может быть опережен со стороны недобросовестного конкурента при выходе на рынок с новым продуктом.

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА И БИЗНЕС

В развитии экономики и предпринимательства значительную роль играет его инфраструктура, в том числе информационная. Для успешного ведения дел современному предпринимателю желательно понять важность информации и информационно-интеллектуальных процессов. Информационные процессы накопления знаний и превращение их в информационный ресурс общества становятся важнейшим фактором социально-экономического развития страны и национальной экономики. Многочисленные международные, региональные и национальные информационные системы обладают громадными потенциальными возможностями для поиска предпринимательских идей, поэтому важно понимание методов доступа к этим информационным массивам на основе современных информационно-вычислительных и коммуникационных технических средств.

Иерархию ступеней информационной квалификации предпринимателя в бизнесе образуют профессиональные знания, информация и компьютерные данные. Квалификационные степени параметрически определяются количеством и качеством информации, которая накоплена в конкретном деле в виде баз данных и баз знаний. В предпринимательстве сложного или наукоемкого типа необходимо прибегать к помощи экспертных систем. Гипертекст и концепция гипермедиа раскрывают перспективные технологии, которые повышают производительность умственного труда при выполнении рутинных деловых операций.

КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ

В экономике (производстве, распределении, обмене и потреблении) возникают, распространяются и развиваются три основных информационных потока:

• информации, которая существует в виде овеществленных знаний в наукоемкой продукции. Современная наукоемкая продукция создается на основе использования результатов сложных фундаментальных и прикладных исследований В информационных продуктах-программах сконцентрировано новейшее знание по проблемам разработок, технологии производства и управления;

• информации, отражающей человеческие профессиональные знания, частично фиксируемые в виде изобретений, патентов, лицензий, но главным образом передаваемые в виде производственных навыков и приемов. Сегодня можно описать продукцию, физические и иные эффекты, положенные в основу функционирования изделия, технологию производства, но при всей полноте этого описания для воспроизведения технологического процесса и изготовления качественной продукции содержащейся в нем информации будет недостаточно. Нужны производственный опыт, квалификация, секреты производства (ноу-хау);

• информации по искусству, методам и технологии практического решения задач управления современным производством, по вопросам завоевания рынков сбыта при производстве даже высококачественной продукции. Этот поток, в свою очередь, делится на составляющие, получившие в зарубежной литературе специальные названия: менеджмент (управление предприятием, персоналом и производством), маркетинг (управление разработкой продукции и рынком сбыта), таргетинг (долгосрочные программы нацеливания на завоевание рынков сбыта в другой стране).

Все эти потоки информации создаются в результате интеллектуальной составляющей труда наиболее квалифицированной и творческой части работающих. Особенностью и важнейшей чертой современности является то, что свой вклад в информационную составляющую вносят все профессиональные группы работающих - от рабочих до управляющих высших рангов. Например, рабочие, участвующие в "кружках качества", выявляют потоки информации, определяющие возникновение дефектов при производстве продукции. Разрыв любого звена в цепи производственных отношений производителей приводит к потере информации и. как следствие, к ухудшению качества продукции.

Современное производство - высокоорганизованный процесс. в котором человек выполняет функции регулировщика и контролера. Но контролировать и регулировать можно только на основе знания, которое рождается и потребляется в процессах сбора, накопления и анализа производственной информации.

Философы определяют знание как проверенный практикой опыт познания окружающего мира, отражение действительности в мышлении человека. Знание - то, что принадлежит человеку.

"Информация, по определению И. Винера [I], - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде".

Информация - это знания для других, отчужденные от их первоначального живого носителя (генератора) и ставшие сообщениями (в той или иной степени переработанными). К ним относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях (непосредственно, по телефону, радио, телевидению), в управленческих документах (отчетах, планах, предписаниях и т.п.), проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т.д. Книги, проекты, патенты, программы можно понимать так же, как знания, ставшие сообщениями. Базовые программно-технические средства обладают широкой универсальностью. Поэтому их можно воспроизводить и широко использовать для различных целей, но при обязательной настройке на особенности управления предприятием. Практически каждый предприниматель имеет свой стиль управления, поэтому успешно функционирующее знание в одном месте может оказаться непригодным в другом. Это же относится к феномену интернационализации знаний. интернационально только общенаучное знание. Основное количество экономических знаний отражает оперативное состояние национальной экономики данного общества: "германское чудо социального рыночного хозяйства", "южно-корейский феномен динамичной рыночной экономики", "шведская модель" Достаточно сложно понять, каким образом сочетаются универсальное и специфическое, национальное и частное в экономике. что в итоге приводит к успеху. Практически у стран с высокоразвитой экономикой невозможно заимствовать их достижения и опыт, а можно только попытаться понять этот опыт, переработать и применить его в условиях своей страны. При этом бесполезно буквально воспроизводить чужой опыт: догоняющий неизбежно отстанет, пока будет разбираться и осваивать чужой опыт.

"С одной стороны, информация - это овеществленная, отчужденная от создателя и обобществленная форма знания. С другой - информация уже не есть знание, но лишь его превращенная форма. С одной стороны, феномен информации необходим, чтобы знание могло быть социализировано, превращено в общественное достояние. С другой стороны, информация есть модель, т.е. упрощенное, огрубленное, неадекватное представление знания... Текст, закрепленный на материальном носителе, оказывается информационной моделью знания".

На основе синтеза многих подходов можно дать следующее определение термина "информация", учитывающее в том числе его современное правовое звучание: информация - это отчужденное знание, записанное на определенном языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации.

Количество информации. С обыденной точки зрения количество информации мало связано с длительностью речи или объемом текста. Информационное сообщение принимается и интерпретируется в зависимости от контекста. Однако число знаков алфавита или число страниц текста принято как эталон количества информации, например в полиграфии.

В технических информационных системах каждый новый сигнал требует ресурсов для своего отображения. Поэтому длина сообщений есть мера количества информации. Чтобы измерить информационный сигнал, следует выбрать эталон Он обоснован стремлением свести весь алфавит технического языка к двум знакам: точка, тире; открыто, закрыто; красный, зеленый; да, нет; "1" и "О". Чтобы закодировать буквы, числа и иные символы, нужны последовательности "1" и "О", называемые двоичными числами. В виде эталона количества информации в технических системах используются восьмиразрядные двоичные числа, называемые байтами. И вводится простое правило измерения количества информации - количество байтов для представления текста равно числу знаков естественного языка этого текста.

Двухразрядные двоичные числа позволяют закодировать четыре комбинации (00, 01, 10, 11), трехразрядные - восемь (000, 001. 010, 011, 100. 101, 110, 111). В общем случае n-разрядные двоичные числа дают 2" комбинаций. Это означает, что для кодирования 32 букв русского алфавита, 23 букв латинского (английского) алфавита, всех цифр, арифметических и логических знаков, общее число которых около 100, достаточно иметь 7-разрядные двоичные числа (2^ 128). Поскольку код 0000000 может иметь еще и смысл дефекта в системе (ее отключение), то практически для кодирования знаков информации естественных языков используют восьмиразрядные двоичные числа (в коде всегда есть "I", ибо "О" представлен как 10000000).

Таким образом, эталон количества информации в технических системах - восемь двоичных разрядов или байтов. И вводится простое правило измерения количества информации - сосчитать число знаков естественного языка и присвоить этому числу наименование "байт".

Одна единица информации - байт - состоит из восьми двоичных единиц, иначе называемых битами. Поэтому практически в технических информационных системах используются два равноправных эталона количества информации - бит и байт.

Качество информации. Этот показатель является важным, но неоднозначным. Одна и та же информация имеет различные значения (ценность) для одного и того же человека, но в разное время или для нескольких людей. Вообще информация со временем не сохраняет, как правило, свою ценность, хотя есть знания как бы постоянной значимости (например, фундаментальные законы природы, дни рождения).

Приняты три подхода (критерия) к оценке качества информации: по снижению состояния неопределенности, по достижению цели и по приращению тезауруса [30].

Статистическая теория информации исходит из того, что информация понимается как мера уменьшения неопределенности знания после получения сообщения (или сообщений). Следовательно, получение сообщения эквивалентно получению дополнительного знания, которое меняет ранее созданную картину. Очевидно, что чем менее вероятна априорная информация о сути полученного сообщения, тем большие изменения она вызовет. Здесь важно отметить, что передаваемая информация - сообщение должна быть передана в коде, который понимаем принимающей стороной. Знание кода (языка и его синтаксической структуры) позволит правильно принять и интерпретировать информацию даже при некотором искажении информации в канале связи.

Для систем с ясно определенной целью ценность информации можно выразить через приращение вероятности достижения цели. Прагматическая ценность информации в экономических системах исключительно высока: для увеличения производительности экономической системы в k - раз необходимо расширить пропускную способность каналов и объем создаваемых, передаваемых и обрабатываемых сообщений приблизительно в k*k раз.

Сообщение является формой передачи знания - упорядоченного отражения объектов и процессов в понятиях, суждениях и образах понятий. Чтобы воспринять и усвоить сообщение. необходимо обладать определенным запасом знаний, который в системе представляется в виде тезауруса - систематизированного словаря понятий с указанием смысловых связей между ними. Полученное сообщение сопоставляется с тезаурусным. после чего:

а) при полном несовпадении - не понимается;

б) при полном совпадении - ничего к нему не добавляет и не рассматривается как информативное;

в) при частичном совпадении - обогащает тезаурус, добавляя новые понятия и связи.

Следовательно, под ценностью информации понимается мера расширения, развития тезауруса воспринимаемой стороной при приеме и интерпретации сообщения.

Выделяя из общего потока актуально полезную информацию, способствующую принятию решений и достижению поставленных целей, посредством когнитивного (смыслового) фильтра специалиста, оценивающего информацию, предприниматель устанавливает границы возможностей по реализации своей предпринимательской идеи.

Застывшее эмпирическое знание, закрепленное в дисциплине конвейера, а также рациональный производственный опыт позволили в недалеком прошлом резко повысить производительность труда. Ремесло превратилось в промышленность, поскольку организационно-экономическая наука показала путь технологического оформления производственных процессов в виде индустриальных организаций для преобразования ручных инструментов в орудия, приводимые в действие машинами.

Сегодня в дополнение к высокой производительности машин электронное распространение знаний обеспечивает высочайшую гибкость, программную перестраиваемость производства, возможность эффективного изготовления малых серий и оперативного выполнения сложных индивидуальных заказов.

ЗНАНИЯ, ИНФОРМАЦИЯ, ДАННЫЕ

Знания рождаются и функционируют в обществе, проявляясь во всех информационно-коммуникативных интеллектуальных процессах. Они имеют различные формы существования и представления. Например, квалификация - это "живые" знания, не отделяемые от их живых носителей - людей и проявляющиеся в опыте, т.е. в умении человека осуществлять ту или иную полезную работу - физическую или интеллектуальную. Овеществленные знания -это материализованные знания в материальных продуктах или услугах, произведенных в результате труда и творчества человека (техника, технология, материалы и препараты, организационные формы и системы).

Информация - это знания для других, отчужденные от их первоначального живого носителя и ставшие сообщениями и доступные всегда и везде.

Кодирование информации при ее вводе в технические информационные системы превращает информацию в данные. Информация - это смысл, который приписывается двоичным кодам (цифрам). Данные - это компьютерное изображение информации. Поэтому содержание (смысл) сообщения - это информация, а знаки записи и представления в машине (совокупность "1" и "О"), в которые это сообщение воплощено, - это данные. Формализованное и закодированное представление идей и фактов (информации) - это тоже данные. Отдельный знак (символ двоичного кода) ни с каким смыслом не связан, он является элементом языка кодирования, языка представления данных в машине.

БАЗЫ ДАННЫХ

На предприятиях в компьютерном виде накапливается и сохраняется информация о проектах, выполняемых данным предприятием; о деталях, блоках, узлах, компонентах, используемых в проектах: о поставщиках и складах, где размещаются детали; о служащих и отделах, которые являются исполнителями проектов. В таких базах данных могу! быть записаны любые информационные массивы, и по аналогии базы данных можно считать электронными библиотеками. Такие электронные библиотеки обеспечивают совершенно новые информационные возможности: возможности выбирать факты и фрагменты текста, а не книги (журналы) целиком (на основе фамилии автора или тематики книги). В машине нет "полок", поэтому возможно прямо заглянуть внутрь книги и вывести на экран дисплея (монитора) только ту часть книги, которая интересна пользователю.

ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Важным шагом в развитии информационных систем является построение экспертных систем. Экспертная система должна задавать вопросы пользователю, производить оценку ситуации и получать решение, представляемое в каком-либо виде пользователю. Кроме того, от экспертной системы могут потребоваться демонстрация способа, которым получено решение, и его обоснование.

Экспертная система моделирует мыслительный процесс человека-эксперта, который является специалистом по решению определенного типа проблем. С помощью экспертных систем решаются задачи, относящиеся к классу неформализованных, слабоструктурированных задач. Алгоритмизированное решение таких задач или не существует в силу неполноты, неопределенности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них, или же такие решения неприемлемы на практике в силу сложности разрешающих алгоритмов. Основная разница между информационно-поисковой и экспертной системами заключена в том. что первая осуществляет поиск имеющейся в ней информации по заданной теме, а вторая - логическую переработку информации с целью получения новой информации, которая в явном виде в нее не вводилась. При этом на основе базы знаний машины автоматически определяются не только факты, как в базе данных, но генерируются новые знания путем логического вывода. Экспертные системы способны в сложных условиях дать квалифицированную консультацию (совет, подсказку, ориентацию), помогающую предпринимателю или специалисту принять обоснованное решение.

Экспертная система может создаваться для какого-либо конкретного пользователя, и тогда при ее создании учитываются специфические требования заказчика, его вкус и наклонности. К таким системам можно отнести различные автоматизированные рабочие места.

Структурно экспертные системы содержат подсистемы логического вывода, базы знаний и интеллектуальный интерфейс - программы "общения" с машиной. Базы знаний - это свод эмпирических правил истинности заключений (высказываний) по данной теме (проблеме); базы эмпирических данных и описания проблем, а также вариантов их решений.

ГИПЕРТЕКСТ И КОНЦЕПЦИЯ ГИПЕРМЕДИА

Текст (от латинского слова textus, что в переводе означает "ткань, основа") есть последовательность символов, слов и предложений, построенная в соответствии с законами языка. Главная особенность текста: он всегда линейный, последовательно излагающий события и явления. Внутри такого текста могут встречаться "островки" образной формализованной информации в виде рисунков, диаграмм и формул, а также пояснения и ссылки к другим частям произведения или иным источникам.

Гипертекст (или сверхтекст) представляет собой объединение взаимосвязанных по тематике фрагментов множества текстов (документов), которое порождает новый текст на основе оригинальных фрагментов, заимствованных в исходных текстах.

Признаки гипертекста:

• это нелинейный текст, т.е. в нем последовательности фрагментов по одной теме могут выбираться в достаточно произвольном порядке. Таким образом, двух одинаковых гипертекстов может и не быть, даже если исходные тексты одинаковы;

• гипертекст не имеет ни начала, ни конца, поэтому его можно читать с любого места, многократно возвращаясь назад или вперед;

• для ввода (задания) тематики (содержания) гипертекста нужно знать ключевые слова и/или дескрипторы или общую тематику той сферы, которая является предметом интереса. Тогда в ответ на общее ключевое слово вы получаете меню, составленное из дескрипторов данной информационной системы.

Дескриптор - это описатель, который множество однородных понятий или терминов заменяет одним и тем самым нормализует (накладывает ограничения на неоднозначность. размытость и "цветистость") естественную речь.

Просматривая список дескрипторов - меню, можно найти их некоторую совокупность, которая определяет тематику пересечением значений дескрипторов. Таким образом, посредством выделения (пометок) некоторой совокупности дескрипторов задается содержание всех фрагментов гипертекста, считываемых из базы данных при ее просмотре.

Гипертекст обладает высокой информативностью, поскольку вследствие извлечения информации из множества источников выделенные системой фрагменты в совокупности объемно и полно раскрывают рассматриваемую проблему. В гипертексте тематически связанные фрагменты, получаемые как бы наложением множества источников и исключением из них лишней для заданного гипертекста информации, дают одно комбинированное описание проблемы (темы).

Как было отмечено выше, гипертекст - нелинейный текст, поэтому он может включать в себя не только фрагменты традиционного текста, но и графики, чертежи, изображения (статические и динамические), вставки звуковых эффектов (речь, музыка, производственные шумы и звуки), мультипликации и анимации, видеоинформацию, сюжеты киноинформации. Следовательно, в гипертексте практически нет ограничений на комбинирование фрагментов информации различной природы или мультиинформации (гиперинформации). Такая гиперинформация, как исходные тексты, записывается на интегральный универсальный носитель - гипермедиа на основе компактных оптических дисков.

Рассмотрим простейший пример построения гипертекста на основе анализа определения термина.

Концептуально полное содержание термина предполагает рассмотрение всех аспектов, связанных с термином, и представление в сжатом (тезисном) виде его современного и перспективного содержания. Определение термина "информация" таково.

Информация - это отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы единственной коммуникации (опубликованное).

В этом определении термина "информация" заданы все ключевые слова и дескрипторы, описывающие содержание понятия, выражаемое термином. Их можно изобразить в виде так называемой семантической (смысловой) сети, в которой заданы ассоциативные и смысловые связи между выделенными элементами (словами, терминами, дескрипторами). Дескрипторы в тексте выделяются (на экране дисплея это делается подсветкой) Если на них указать курсором "мыши", то компьютер выдаст на экран определение, которое, например, он выберет из глоссария.

В рассмотренном примере конкретное понятие термина "информация" связано с тем, что не является непосредственным предметом науки "информатика", но на что этот предмет опирается, - на философию и право. Другие слова определения должны быть ясны из контекста общеупотребительных слов или их необходимо определить при разработке гипертекста.

В практических случаях гипертекст содержит описание смысловых связей не только между терминами, но и между темами, разделами, понятиями. Фактически в этом случае создается электронная документация, которую можно не только последовательно "листать", но и просматривать, проходя по выделенным смысловым связям. Здесь нет ограничений на направление "листания", а заранее заготовленные (вспомогательные) тексты позволяют полностью содержательно раскрыть смысл всех понятий, используемых в документации. Механизм гипертекста особенно полезен при работе с набором взаимосвязанных фрагментов текста, объектами, фактами, понятиями. Схема связей позволяет выполнить как бы навигацию по гипертексту, когда вначале становится ясным общий смысл предмета, а затем, по мере необходимости, уточняются составляющие части и детали. В гипертекстах делается попытка передать машине элементы "интеллектуальных" функций человека, связанных с рассуждениями и пояснениями.

Интеллект человека, как это известно, - это его способность рассуждать, делать выводы. Человек пытается повысить интеллектуальные возможности машины, передавая ей все более сложные функции. В таблице обозначены ступени повышения интеллектуального уровня технических информационных систем.

Таблица

 

Тип системы

функция

запрос

выдача

Библиотека

Доступ по названию

Название, автор, тематика

Книга, журнал

 

Доступ по содержанию

База данных

Факт, параметр, список слов

Фрагменты текста

Гипертекстовая база данных

Понятие, факты, связи между ними

Факты, связи между ними, фрагменты связанных текстов

Экспертная система

Задачи

Варианты решения задачи, обоснования

Система искусственного интеллекта

Проблемы, смутные идеи

Альтернативные гипотезы, альтернативные решения

 

ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Начиная с середины XX в., существенно возрос динамизм информационной сферы. Увеличивающиеся потоки информации дали основание исследователям писать о мегабитовой бомбе, информационном взрыве или информационной лавине. Ответом на этот "вызов" стало создание мощных международных, региональных и национальных информационных систем.

Информационная технология - ключевой фактор, определяющий, какое количество, какого рода информации и за какое время компания может собрать, обработать и проанализировать. Чтобы выявить, где граница информации, имеющей определяющее значение для стратегических и оперативных решений, необходима достаточно мощная "информационная сеть" для "улавливания" ценной информации. Именно информация превращает стихийные действия предпринимателя в целенаправленные и эффективные. Эволюционное развитие предпринимательских информационных систем идет от использования отдельного компьютера (ЭВМ) до решения комплексов задач и автоматизации сначала "островков", затем "архипелагов бизнеса", а уже затем слияния их в "моря" на основе сетей компьютеров. Объединением "морей" получают "информационно-вычислительные океаны", которые посредством каналов (шлюзов) соединяются с "информационно-вычислительными океанами" бизнес-партнеров. В результате объединения разнообразных информационных сетей создана глобальная информационная система, охватывающая всю планету Земля, которая позволяет вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара".

Следовательно, объединение сетей и построение глобальной информационной системы привело к созданию принципиально новой предпринимательской среды: возможности объявить о своем бизнесе всему миру и включиться в мировое разделение труда. В этой принципиально новой предпринимательской среде происходит постепенное слияние компьютерных сетей информации с рекламой, телевидением, кино, телефонными и видеопереговорами, средствами электронных развлечений. Звук (речь), текст и разнообразные чертежи и изображения мгновенно передаются по всему миру, в том числе и по индивидуальному заказу.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Российский ученый В.И. Вернадский еще до изобретения компьютеров написал книгу "Научная мысль как планетное явление". В ней он развил эволюционную теорию о преобразующей деятельности человека, способного переработать (преобразовать) биосферу планеты в ноосферу (сферу разума). Сегодня на Земле создан, совершенствуется и развивается сложнейший телематический комплекс информатики: распределенная совокупность различных по мощности и комплектации компьютеров, иных информационных устройств и систем, линий связи между ними, систем коммуникации информационных сигналов. Благодаря этому телематическому комплексу любое событие или информация, предназначенная для широкого использования практически мгновенно, становятся известными в любом месте планеты Земля. Эта информация передается в реальном масштабе времени, записывается в "памяти" телематического комплекса и может быть найдена там в любое другое время. Таким образом, человечество создало техническую основу для объединения в планетарном масштабе мыслей и результатов действий всех людей, способных поставить свой разум на службу человечеству. И это служение осуществляется все 365/366 дней в году, все 24 часа в сутки, в любое время, в любом месте планеты Земля и в ближайшем космосе.

Единая планетарная информационная система из вводимой и хранимой информации позволяет предпринимателю отобрать ту часть информации, которая соответствует его определенной цели, ибо сама система не способна осознать какой-либо цели и осуществить целенаправленную мотивируемую деятельность.

Поэтому "конструировать" требуемую информационную продукцию по индивидуальным вкусам - дело самого предпринимателя-пользователя.

Основное назначение информатики, использующей в качестве программно-технической основы планетарный телематический комплекс, - предоставить такие возможности предпринимателю.

Современная информационная технология отличается тем, что в ней широко используются электронные способы наполнения, хранения и распространения информации посредством информационно-коммуникационных общественных сетей. Указание на общественный характер очень важно: в целом телематический комплекс не имеет одного собственника - хозяина.

В новой информационной технологии громадные объемы информации становятся мгновенно доступны всегда и везде в пределах планеты. Информационная технология есть способ сбора, хранения и распространения информации от мест ее создания до мест использования знаний.

Итак, информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности. В современной экономике предприятие понимается как совокупность информационных, человеческих и технологических ресурсов и методов их взаимодействия, организованных для достижения стратегических целей.

Информационный аспект функционирования и развития экономики приобретает все большее значение. Благодаря возможности отображения на информационную плоскость всего многообразия реальности он позволяет управлять ею при помощи научно обоснованной технологии, которая обеспечивает эффективное взаимодействие всей совокупности ресурсов.

В автоматизированной информационной технологии (АИТ) предприятия все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме - в виде данных. Это позволяет рассматривать, например, процесс принятия решения как информационную технологию получения, осмысления и преобразования данных.

АИТ дает возможность легко манипулировать многократно укрупненными данными, не вдаваясь в подробности, с тем чтобы корректировать стратегическую линию. И в то же время и так же легко АИТ позволяет обрабатывать детальную первичную информацию для решения тактических вопросов.

АИТ предлагает динамичный инструмент, при помощи которого можно передавать сообщения и анализировать данные для оперативного синтеза результатов за счет использования различных научных подходов. При этом автоматизированной информационной системе (АИС) более точно, чем в традиционном документообороте, отражается действительное состояние предпринимательской организации, полнее объясняются факты, обеспечиваются условия возможной взаимозаменяемости ресурсов, вырабатываются достаточно надежные альтернативные варианты решений, позволяющие предпринимателю принимать обоснованные управляющие решения. Конечно, даже самая лучшая АИС не дает гарантий абсолютного успеха, но существенно повышает его вероятность.

Для того чтобы реально управлять предприятием в современных условиях, необходимо:

• вести мониторинг производственного и обеспечивающих производство процессов;

• иметь быстрый доступ к архивам документов, проектной и технической документации, технологическим картам производственных процессов;

• получать информацию о загрузке рабочих мест, перемещении материалов по участкам производства, расходе рабочего времени;

• проводить непрерывную инвентаризацию, регистрировать изменение запасов материалов, готовой продукции, незавершенного производства и, наконец, детально классифицировать затраты.

Для решения этих сложных комплексных задач АИС должна предоставлять в распоряжение людей совокупность эффективных методов обработки информации в виде разнообразных пакетов прикладных программ.

Предприятия (корпорации) с позиций сегодняшнего дня рассматриваются в виде трехслойной структуры: базой являются капитал (любое благо, порождающее поток доходов) и иные производственные ресурсы корпорации, затем следует так называемая бизнес-платформа предприятия, включающая в себя основное производство и его технологию, бизнес-стратегию и рынки; все это завершается бизнес - архитектурой, в которую включен персонал, активно использующий информационную технологию.

Корпорация через информационную технологию активно взаимодействует с внешней средой, осуществляя эффективную обратную связь. Тем самым изменяются возможности корпораций в части повышения гибкости при реакции на изменение условий деловой среды, что позволяет считать их на следующем этапе развития кибернетическими корпорациями (киберкорпорациями).

Киберкорпорация - это не пассивный участник рыночных отношений, а экономический субъект, постоянно изучающий изменения в жизни и вводящий инновации в свою деятельность, чтобы завоевать, удержать и укрепить свои позиции на рынке.

Информационная технология и пользователь играют роль генератора добавочной стоимости, когда они в процессе интерактивного диалога создают информационный продукт и порождают добавленную стоимость, обогащая и рафинируя исходное информационное сырье.

Информационные продукты-услуги могут быть разделены на три основные части: связь, информация, развлечения.

Главная информационная тенденция - усложнение и интеграция всех видов информационных продуктов. Переход к цифровым методам передачи, обработки и хранения информации обеспечивает, например, слияние информации и средств развлечений. Возникло новое понятие "инфоразвлечение" ("infortainment", от английских слов "information" - информация и "entertainment" - развлечение). Традиционно пассивные формы восприятия информации уступают место интерактивным формам, развивающим возможности человека. Осуществляются концепции "работать, играя", "учиться, играя", "плавать в информационном киберпространстве виртуальной реальности".