О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий.
Введение.
Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация, повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры российской экономики, вывода ее на траекторию устойчивого роста с высокими темпами.
За последние годы стало окончательно понятно, что улучшение предпринимательского и инвестиционного климата необходимо, но не достаточно для обеспечения желаемых темпов роста и диверсификации направлений развития российской экономики. Требуется сознательная концентрация ресурсов на направлениях, реализующих ее конкурентные преимущества.
Сегодня также можно считать вполне устоявшимся представление о том, что вследствие конъюнктуры мирового рынка, с учетом особенностей запасов естественных ресурсов на территории России, развитие сырьевого сектора не может дать желаемых результатов развития экономики. Поэтому естественный акцент в обсуждениях механизмов и перспектив ускорения роста делается на обрабатывающие отрасли промышленности и на научно-техническую сферу.
Основными конкурентными преимуществами российской экономики сегодня являются:
· относительно высокие образовательный уровень и восприимчивость новых знаний работоспособным населением;
· развитая сеть университетов, академических институтов и других государственных научных организаций, научно-технические заделы в ряде областей, определяющих развитие мировой экономики, что позволяет бизнесу расширять свое участие в становлении и развитии высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств;
· наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов.
Целенаправленное использование этих преимуществ должно способствовать формированию масштабных центров компетенции, позволяющих создавать конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги, обеспечить рациональное соотношение специализации и универсализации российской экономики на мировом рынке.
Создание системы генерации знаний и стимулирования деловой активности, в рамках которой могут быть выявлены и реализованы проекты и программы создания конкурентоспособных товаров и услуг, основанные на указанных выше конкурентных преимуществах, является сегодня основной целью инновационной политики.
Основными задачами активизации инновационной деятельности в научно - технической и производственной сферах являются повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг, диверсификация и совершенствование структуры производства и экспорта, перевод экономики на инновационный путь развития, использование передовых производственных технологий.
Под использованием передовых производственных технологий следует понимать их внедрение и промышленную эксплуатацию. Внедрение новых методов производства может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков. В структуру затрат на разработку и внедрение технологических инноваций входят затраты на оплату исследований и разработок, патентования изобретений, прочих патентно-лицензионных услуг, подготовку и практическое обучение персонала, конструкторские работы, маркетинговые исследования.
В "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий.
В настоящем докладе рассмотрены современное состояние инновационной активности в промышленности; препятствия, затрудняющие использование упомянутых конкурентных преимуществ; анализируется опыт по их преодолению; предлагаются механизмы совершенствования инструментария реализации конкурентных преимуществ российской экономики на основе совершенствования и активизации научно - технической и инновационной деятельности.
Раздел 1. Современное состояние инновационной активности в российской промышленности.
1.1. Основные показатели инновационной активности в промышленности.
Несмотря на продолжающийся в течение пяти последних лет рост экономики и промышленности, его "качество" не отвечает поставленным задачам.
Во-первых, складывающиеся темпы роста не обеспечивают удвоения внутреннего валового продукта (ВВП) в ближайшие десять лет.
Во-вторых, в структуре производства и экспорта преобладает продукция низкой степени передела, в основном топливно-сырьевых отраслей.
В-третьих, не удается достичь качественных сдвигов в повышении конкурентоспособности продукции большинства не сырьевых отраслей промышленности.
В настоящее время сфера научно-технической и инновационной деятельности в России характеризуется следующими основными показателями:
В 2002 г. разработку и освоение инноваций осуществляли около 10 % промышленных предприятий, причем только три отрасли демонстрируют показатели инновационной активности, превышающие среднюю по промышленности величину: металлургия (19,9 %), химическая промышленности (22,5%), машиностроение (18,4%). В других отраслях инновационная активность значительно ниже. В электроэнергетике - 5,1 %, в лёгкой промышленности - 3,2 %, в деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и полиграфии 4,5 %. Для сравнения в США средний показатель инновационной активности - около 30 %. Наибольшую долю в затратах на инновации российских предприятий составляло приобретение машин и оборудования (62 %). В то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 18,3 % всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение патентов и лицензий - 10,5 %. При этом, велика доля закупок иностранного устаревшего оборудования. Такая тенденция усугубляет проблемы конкурентоспособности отраслей.
В настоящее время доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3-0,5 % (для сравнения аналогичная доля США- 36 %, Японии- 30 %, Германии- 17 %, Китая - 6 %).
Несмотря на наметившийся рост бюджетных ассигнований на развитие науки (расходы из бюджета на науку в 2002 г. составили 30,3 млрд. рублей, в 2003г. - 40,2 млрд. рублей, что на 32,6 % больше в номинальном выражении и на 18,4 % - в реальном ,с учетом инфляции, в чем предыдущий год), доля расходов на науку в ВВП составила в 2002 г.-0,28 %, в 2003г. -0,31 %, что значительно ниже соответствующего показателя в развитых странах (2-3 %). В то же время, можно констатировать, в России сохранен ряд наукоемких высокотехнологичных секторов промышленности, создающих конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги, сохранено ядро научного и образовательного потенциала, созданы и успешно работают ключевые элементы инновационной инфраструктуры, что обеспечивает восприимчивость экономики к новым технологиям. Так, в 24 регионах России действует более 60 технологических парков и 56 инновационно-технологических центров (ИТЦ), в которых на площади около 500 тыс. кв. метров разместились более 1000 малых высокотехнологичных фирм. Только в 18 ИТЦ, созданных с поддержкой федеральных средств, разместилось более 400 инновационных фирм с общей численностью работающих около 6 тыс. человек, реализующих продукцию в объеме более чем на 4 млрд. рублей в год.
В целом, анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран.
1.2. Предпосылки кардинального повышения инновационной активности.
На сегодняшний день в стране сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов государства, частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки.
§ Во-первых, присутствие на внутреннем рынке импортной продукции существенно изменило стандарты как потребительского, так и инвестиционного спроса, приблизило их к уровню развитых стран. Ценовая конкурентоспособность товаров и услуг российских предприятий - уже недостаточное условие сохранения их позиций даже на внутреннем рынке.
§ Во-вторых, вовлечение России в процессы глобализации, реализуемый комплекс мер по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) не оставляют отечественным компаниям надежд на сохранение существенных защитных и преференциальных мер поддержки, позволяющих существовать вне международной конкуренции. Это заставляет бизнес активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения специфических конкурентных преимуществ в рамках глобальной конкуренции.
§ В-третьих, усиление новой бизнес- элиты, не имеющей доступа к сырьевым ресурсам, неоднозначные прогнозы развития сырьевых секторов российской экономики в общем контексте развития мировой экономики стимулируют повышение интереса и приток финансовых и менеджерских ресурсов в высокотехнологические отрасли.
§ В-четвертых, признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата, существенное улучшение правовой базы, в том числе инновационной деятельности, заявленные правительством программы мероприятий по развитию науки и образования, позволяют игрокам на поле высокотехнологических бизнесов чувствовать себя более уверенно.
Наличие указанных предпосылок дает основание полагать, что рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности позволит эффективно использовать конкурентные преимущества, связанные с образовательным и научно - техническим потенциалом для обеспечения конкурентоспособности не сырьевых секторов российской экономики.
1.3. Комплексное решение проблемы использования конкурентных преимуществ российской экономики для создания конкурентоспособных товаров и услуг.
Необходимо отметить, что реализация конкурентных преимуществ, связанных с наличием природных ресурсов, требует эффективного использования интеллектуального потенциала и научно - технической инфраструктуры. В то же время, наличие мощного сырьевого комплекса, связанного с ним рынка технологий и услуг, позволяет сформировать начальный рынок сбыта продукции, создаваемой на основе использования имеющихся в России образовательного и научно-технического потенциала.
Анализ тенденций развития науки и технологий в стране и за рубежом показывает, что перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно - технической сферы от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на мировой рынок. Весь процесс такого реформирования условно можно разбить на три основные элемента:
· организация научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых российская наука занимает лидирующие позиции в мире;
· создание национальной инновационной системы, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию знаний;
· модернизация промышленности на основе инноваций.
Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выявления препятствий реализации имеющихся у России конкурентных преимуществ и выбора соответствующего инструментария развития.
Раздел 2.
Препятствия реализации конкурентных преимуществ.
В настоящее время в российской экономике существует ряд принципиальных барьеров, мешающих кардинальному повышению инновационной активности как основному инструменту реализации конкурентных преимуществ, связанных с высоким интеллектуальным потенциалом страны. Такие барьеры препятствуют развитию всех указанных выше элементов, находящихся в сфере действия инновационной политики.
2.1. Основные проблемы развития научной сферы.
Накопленные проблемы в сфере генерации научных знаний связаны как с несоответствием структуры, созданной еще во времена Советского Союза, современным условиям и замедленностью процессов реформирования, так и с издержками, связанными с более чем десятилетним функционированием системы в режиме тяжелого переходного периода.
На сегодняшний день основными проблемами научно-технического сектора являются:
- старение научных кадров и ослабление притока талантливой молодежи; - моральное и физическое старение научно-производственной базы; - неадекватная современным условиям система формирования приоритетов работ и концентрации на них имеющихся ресурсов; - оторванность от последующих этапов инновационного цикла, неэффективность механизмов, отсутствие навыков, знаний и мотиваций для последующего внедрения научных результатов в производство.
2.2. Развитие инновационной системы и введение в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Несмотря на достигнутые в последние годы успехи в создании национальной инновационной системы, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), ее достройка требует еще существенных усилий.
Наиболее критичным элементом этой системы является сегодня нормативная правовая база по закреплению и распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности.
В настоящее время существуют две принципиально различные точки зрения. Одна из них основывается на либеральном подходе, суть которого заключается в том, что права на результаты научно - технической деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета, закрепляются и передаются на безвозмездной основе исполнителю. Передача обуславливается тем, что вся интеллектуальная собственность будет использована для развития экономики страны. Вместе с тем за Российской Федерацией закрепляются права на результаты научно -технической деятельности, которые необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности страны.
Написанный в этой логике и согласованный с 18 федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и Российской академией наук проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета" внесён в Правительство Российской Федерации Минпромнауки России. Позиция Минфина России, который внес в Правительство Российской Федерации альтернативный вариант постановления, сводится к еще большему ужесточению административного регулирования в вопросе закрепления и передачи прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет государственных средств.
Мировой опыт показывает бесперспективность такого подхода, учитывая, что в настоящее время в России в хозяйственном обороте находится менее 1 % результатов научно - технической деятельности, а опыт США, Англии и других развитых стран показывает, что активное вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, возможно только при либерализации этой сферы деятельности и максимальном закреплении прав за организацией - исполнителем. Это позволило ввести в указанных странах в оборот до 70 % результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств.
Так, например, в 1980 году правительство США финансировало 60 % академических исследований и владело к этому времени 28 000 патентов, но лишь 4 % из них были лицензированы промышленностью. После принятия закона Бай-Доула количество патентов увеличилось в 10 раз. Буквально через 2-3 года университетами было создано 2200 фирм для коммерциализации научно-технических результатов. Вместо поглощения финансовых средств университеты и лаборатории стали генерировать их для американской экономики, создав 260 тыс. рабочих мест. Ежегодно 40-50 млрд. долларов вливается в бюджет США за счет оборота интеллектуальной собственности.
Любая иная позиция, кроме либеральной, будет ставить в неравные условия российских и зарубежных разработчиков технологий, создавать преференции иностранным исследователям, превращать российских разработчиков в интеллектуальных доноров для зарубежных стран.
К другим важнейшим проблемам сферы коммерциализации знаний относятся:
низкий уровень интеграции в мировую инновационную систему, недостаточность национальной инновационной системы, прежде всего специализированных финансовых институтов, ориентированных на взаимодействие с инновационным бизнесом; низкая эффективность системы выбора и реализации технологических приоритетов в рамках системы государственного финансирования; недостаток координации действий федеральных органов исполнительной власти, крупных промышленных компаний, в том числе, находящихся под контролем государства, в сфере технологических разработок и реализации крупных инновационных проектов и программ модернизации.
По изложенным причинам конкурентоспособная продукция и услуги российских разработчиков и производителей зачастую появляются в составе соответствующей продукции транснациональных корпораций с получением большей части экономического выигрыша за пределами России.
2.3. Проблемы модернизации промышленности.
В рамках данного элемента основными препятствиями развитию промышленности являются ее глубокая технологическая и организационная отсталость, что обуславливает низкую производительность труда, потерю значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках. Такая ситуация генерирует чрезмерно высокие инвестиционные риски в обрабатывающих отраслях, что естественным образом снижает инвестиционную привлекательность этого сектора экономики, а значит тормозит масштабный инновационный процесс.
В рамках инновационной политики перед государством стоит задача максимального снижения инвестиционных рисков путем стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований промышленных предприятий, содействия интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями исследовательского профиля, стимулирования развития корпоративной науки и разработок, устранения организационной и технологической разобщенности оборонного и гражданского секторов промышленности.
В таком контексте основными препятствиями расширения инновационной активности предприятий являются:
неразвитость системы технического регулирования, как системного механизма стимулирования инноваций; низкий уровень менеджмента на промышленных предприятиях и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация и непрозрачность компаний. Недостаточный масштаб и эффективность ориентированной на реальные условия системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов промышленности; избыточность и нерациональная организация государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, нескоординированность действий по его модернизации. В этих условиях продукция российских предприятий проигрывает продукции большинству иностранных производителей по критерию цена/качество.
Устранение рассмотренных выше препятствий повышения инновационной активности как средства использования конкурентных преимуществ страны, связанных с ее интеллектуальным потенциалом, требует формирования на государственном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов благоприятных условий поддержки инноваций, разработки и реализации комплекса правовых и организационно-экономических мер (включая налоговую, амортизационную, антимонопольную, таможенно-тарифную и внешнеэкономическую политику и пресечение недобросовестной конкуренции и др.), направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг, более широкое внедрение в производство наукоёмких технологий.
Раздел 3. Система мер по стимулированию инновационной активности и внедрения наукоёмких технологий в производство.
3.1. Обеспечение расширенного воспроизводства знаний как первый этап инновационного цикла.
Реализация данного этапа требует сбалансированного решения двух задач:
сохранение и развитие системы базовых институтов и научного сообщества (среды), необходимых для генерации знаний; выбор и поддержка прорывных направлений в науке. Ниже приведены основные принципы и инструменты реализации этих двух направлений.
3.1.1. Сохранение и развитие среды генерации знаний.
Основными принципами реализации задачи сохранения и развития среды генерации знаний являются следующие:
сохранение или увеличение доли ресурсов на поддержку "среды" в общем объеме финансирования научно-технической сферы; выделение ресурсов должно быть обусловлено реструктуризацией научных организаций, направленной на поддержку наиболее эффективных структур, омоложение персонала.
Инструменты сохранения и развития среды генерации знаний:
разработка нормативной правовой базы, ограждающей государственные и общественные научные организации от недобросовестных и необоснованных структурных и институциональных преобразований; содействие обеспечению научных организаций всех типов собственности современной приборной базой и оборудованием, в том числе за счет создаваемой сети центров коллективного пользования, высвобождающимся при закрытии неперспективных институтов и научных направлений (доведение до 5 % финансирования закупки приборов и оборудования в общих расходах бюджета на науку); поддержку научных школ, молодых ученых (доведение до 5 % бюджетных расходов на научные школы); усиление роли ведущих научных организаций, занятых комплексным решением крупных отраслевых и межотраслевых проблем прикладного поискового характера, организаций, выполняющих НИОКР военного, двойного или специального назначения; реформирование системы научных организаций путем концентрации ресурсов в ведущих научных центрах.
3.1.2. Выбор и реализация прорывных направлений (научных приоритетов).
Задача поддержки прорывных направлений базируется на заделах и традициях российской науки, связанных с умением концентрировать усилия на решении приоритетных задач. Возможен и целесообразен выбор научных приоритетов двух типов: секторальные (таких как, космические исследования, атомные технологии, биотехнологии, оптоэлектроника) и функциональные (таких как, нанотехнологии, информационные технологии, приборостроение).
Предполагается использовать следующие принципы выбора научных приоритетов:
выбор основывается на независимых исследованиях и одобряется научным сообществом; количество научных приоритетов жестко ограничено (все остальные исследования финансируется в рамках поддержки сохранения и развития "среды").
Инструментами реализации приоритетов могут являться:
- развитие системы целевого финансирования научных приоритетов через специальные структуры (фонды); - стимулирование участия в работах на прорывных направлениях корпоративной науки и научно-технических подразделений крупных промышленных предприятий и объединений.
3.1.3. Роль государственных и негосударственных институтов в развитии системы генерации знаний.
В современной ситуации государство должно обеспечивать совместную работу двух составляющих нашего общества - науки и бизнеса. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса и т.д.
Роль лидера в решении большинства перечисленных задач, несомненно, принадлежит Российской академии наук, которая может и должна взять на себя ответственность за сохранение, развитие и использование уникального наследия: многопрофильных институтов, имеющих как исследовательский, так и образовательный потенциал и являющихся интеллектуальными донорами по отношению ко всему миру.
Эти же задачи должны решать и другие организации государственного сектора науки - ведущие университеты страны и, в какой-то мере, государственные научные центры.
Необходимо подчеркнуть, что именно научное сообщество, и в первую очередь Российская академия наук, должно при поддержке государства взять на себя ответственность за выбор очень небольшого количества основных "прорывных" направлений, на которых будут сконцентрированы материальные ресурсы, выделенные на развитие научных приоритетов.
Осуществление перечисленных мер позволит реализовать стратегические конкурентные преимущества страны, связанные с ее интеллектуальным потенциалом, сохраняя и развивая мощную базу генерации знаний, сосредоточив ограниченные ресурсы на тех научных направлениях, где Россия имеет мировой приоритет. Это обеспечит сохранение конкурентоспособности страны в научной сфере в краткосрочной и среднесрочной перспективе, создаст основу для дальнейшей интеллектуальной экспансии на долгосрочную перспективу.
Следует отметить, что сегодня мы сохраняем передовые позиции как в ряде конкретных научных направлений, так и в общем системном подходе к образованию и к организации фундаментальных исследований. Однако развитие передовой науки без использования ее достижений в экономике столь же неэффективно, сколь и построение национальной экономики исключительно на основе научных достижений других стран. Реализация конкурентных преимуществ в научной сфере для развития национальной экономики требует формирования адекватной системы создания и коммерциализации технологий.
3.2. Создание и коммерциализация технологий.
Этот этап развития инновационной деятельности включает в себя два основных направления:
выбор приоритетов инновационного развития и стимулирование концентрации ресурсов различных экономических субъектов на выбранных направлениях; развитие инновационной инфраструктуры.
3.2.1. Выбор приоритетов инновационного развития и концентрация ресурсов.
Основными принципами реализации этого направления являются:
масштабный мультипликативный экономический эффект в ходе реализация приоритетов инновационного развития с участием промышленных компаний; ограниченное количество приоритетов инновационного развития получающих государственную поддержку; формирование приоритетов инновационного развития на основе анализа тенденций развития научно-технической сферы и соответствующих рынков наукоемкой продукции.
Инструментами реализации этого направления являются:
организация совместной работы власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемких товаров и услуг. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса. При этом принципиально то, что количество приоритетов инновационного развития технологий для наукоемкой промышленности должно быть ограничено в связи с ограниченным объемом доступных ресурсов, а их формирование должно осуществляться на основе совместного анализа и прогноза развития научно - технологической сферы и соответствующих рынков. Подобная организация работ по реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, показала перспективность предложенного подхода; совершенствование работы и расширение масштабов деятельности государственных институтов через реализацию федеральных целевых программ.
Опыт реализации Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки техники" на 2002-2006 годы (далее -ФЦНТП) показал, что требуются серьезные изменения как в подходах к формированию структуры программных мероприятий ФЦНТП, так и к уточнению некоторых целевых установок государственной поддержки проектов. В первую очередь это связано с завышенным количеством реализуемых в рамках ФЦНТП проектов (более шестисот). Исследования и разработки зачастую не коррелируются с задачами последующей коммерциализации результатов проведенных работ.
В связи с этим в ближайшее время потребуется решить задачи:
организации финансирования приоритетов инновационного развития государственными и внебюджетными фондами на всех этапах инновационного цикла; создания условий заинтересованности в совместных работах над приоритетами инновационного развития у субъектов Российской Федерации и определения механизмов привлечения для реализации наукоемких проектов, в первую очередь имеющих межотраслевое и межрегиональное значение, средств из бюджетов этих субъектов.
3.2.2. Развитие инновационной инфраструктуры.
Основными принципами развития инновационной инфраструктуры являются: адекватность возможностям и требованиям национальной экономики; максимальная адаптивность, транспарентность и конкурентоспособность в международной экономике.
В настоящее время используется широкий круг инструментов развития инновационной инфраструктуры. Предполагается дальнейшее их совершенствование и использование новых инструментов, адекватных современным условиям.
К их числу относятся:
1. создание организационных элементов инновационной инфраструктуры: центров трансфера технологий с участием государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов (при поддержке Минпромнауки России созданы пилотные центры трансфера технологий в шести федеральных округах), технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов. В этих целях целесообразно использовать уже отработанный на практике механизм осуществления поддержки малых инновационных предприятий через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (реализация программы "Старт"). Особенностью дальнейшей работы по созданию центров трансфера технологий должна стать отработка механизмов партнерства государства и бизнеса, позволяющих обеспечить передачу в предпринимательскую среду результатов научно-технической деятельности, созданных с участием средств федерального бюджета, для введения их в хозяйственный оборот путем создания и развития высокотехнологичных инновационных предприятий;
2. разработка системы стимулов и мотиваций для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции. Это потребует совершенствования системы налогообложения в отношении авторов и разработчиков технологий, таможенного и тарифного регулирования в отношении предприятий, которые создают и используют научно-технические результаты в своем хозяйственном обороте, расширения практики предоставления грантов на стадии, предшествующей коммерциализации результатов научно-технической деятельности, стимулирования развития институтов кредитования и структур страхования инновационных рисков;
3. совершенствование системы подготовки кадров инновационного менеджмента; реализация системы мер по формированию инновационной культуры и инновационного сознания населения, включая: пропаганду в средствах массовой инновационной деятельности; организацию на государственных теле - и радиоканалах специальных программ и циклов передач по инновационной тематике; повышение значимости государственных наград и премий за достижения в инновационной деятельности; разработку и реализацию программ вовлечения молодежи в инновационную деятельность.
Новые инструменты стимулирования инновационной деятельности и дальнейшее их совершенствование позволят завершить строительство национальной инновационной системы, создадут "критическую массу", необходимую для обеспечения структурного перехода российской экономики в направлении наукоемких высокотехнологичных секторов рынка.
3.3. Модернизация промышленности на основе инноваций.
Основными принципами модернизации промышленности, ориентированной на инновационное развитие, являются следующие:
· государство, бизнес и наука совместно формируют и реализуют крупные проекты, участвуя в них доступными им ресурсами;
· поддерживаются процессы интеграции российских компаний в мировой рынок через создание транснациональных корпораций или участие в них;
· стимулируется развитие и укрупнение малых и средних высокотехнологичных компаний, формирование новых крупных промышленных собственников из числа успешных менеджеров и предпринимателей.
Необходимо отметить, что модернизация промышленности не подразумевает обязательного создания каких-то новых отраслей. В настоящее время российская экономика вряд ли еще может себе это позволить. Целесообразно сконцентрировать усилия в тех областях, где новые технологии, внедрение научных результатов могут сыграть роль мощного катализатора. Это либо области, связанные с нашими естественными конкурентными преимуществами (нефть, газ, лес, обширная территория), либо области в которые уже произведены огромные инвестиции (космос, атомная энергетика, ряд других).
В модернизации промышленности важнейшую роль играет и взаимный трансфер технологий. Необходимо стимулировать импорт передовых, перспективных разработок, соответствующего оборудования. При этом продажа или передача в Россию зарубежных технологий, хотя и востребованных сегодня, но бесперспективных в средне - и долгосрочной перспективе, могут не только завести отечественную промышленность в технологический тупик, но и нанести серьезный экономический ущерб (пример - серия ЭВМ ЕС, когда слепое копирование технологий IBM сорвало реализацию проекта по разработке суперкомпьютера, развитие персональных компьютеров).
Предполагается использование следующих основных групп инструментов стимулирования модернизации:
Стимулирование рынка сбыта конкурентоспособной продукции и услуг: - разработка механизмов, направленных на закупку преимущественно отечественной наукоемкой продукции для государственных нужд на конкурсной и равноправной основе; - создание системы долгосрочных заказов на поставку высокотехнологичной продукции для государственных нужд и естественным монополиям; - использование межправительственных комиссий, аппаратов торговых представительств и посольств для оценки мировых рынков и политической поддержки продвижения на них российских компаний; - содействие продвижению инновационных товаров и услуг на внешние рынки путем совершенствования налоговой и таможенной политики, включая установление упрощенного порядка таможенного оформления и таможенного контроля экспорта научно-технической продукции; - обеспечение добросовестной конкуренции и защиты отечественной наукоемкой промышленности от нечестных приемов в торговле, применяемых российскими и зарубежными фирмами.
Стимулирование инвестиций в модернизацию промышленности на основе инноваций: расширение практики и совершенствование механизмов долевого финансирования крупных инновационных проектов со стороны государства и частного бизнеса; ограничение использования подконтрольных государству финансовых институтов для финансирования сырьевого сектора и стимулирование финансирования модернизации обрабатывающей промышленности, облегчение доступа к финансовым ресурсам малым и средним высокотехнологичным компаниям. Стимулирование предприятий к восприятию инноваций; установление опережающих стандартов научно-технической продукции и введения мер стимулирования приобретения отечественной промышленностью современных овеществленных и не овеществленных технологий, созданных российскими разработчиками; формирование прогноза развития перспективных "технологических коридоров".
Стимулирование процессов реформирования промышленности: создание системы критериев экономической эффективности государственных научно-технических организаций и промышленных предприятий с целью реформирования неэффективных государственных организаций и предприятий, в том числе - путем передачи на основе конкурсов государственной собственности (недвижимости, оборудования и прав на объекты интеллектуальной собственности) в организации любых форм собственности, способных обеспечить рост производства продукции высоких переделов, а также развитие малого инновационного предпринимательства; содействие созданию и укреплению корпоративных (вертикально и горизонтально интегрированных) структур в научно-технической и производственно-технологической сферах, в том числе их научных и образовательных организаций.
Осуществление системы мер по модернизации промышленности на основе инноваций позволит получить положительный эффект использования конкурентных преимуществ страны, связанных с наличием сырьевых ресурсов и интеллектуального потенциала.
Снижение энерго - и материалоемкости производства будет способствовать реализации конкурентного преимущества близости к топливно-сырьевым ресурсам. Технологическая модернизация стимулирует и организационное совершенствование предприятий, ведет к повышению производительности труда, реализуя преимущество наличия квалифицированных кадров и относительно низкой их стоимости.
Концентрация ресурсов для инноваций на приоритетных направлениях развития позволит реализовать преимущество передовых научно-технических заделов и ранее сделанных масштабных инвестиций.
Таким образом, инновационная модернизация промышленности позволит создать базу для надежного обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг, производимых российскими предприятиями на ограниченных секторах рынка на краткосрочную и среднесрочную перспективу и для целенаправленного расширения этих секторов в дальнейшем.
Раздел 4. Современный опыт комплексного подхода к формированию и осуществлению проектов, реализующих национальные конкурентные преимущества.
В настоящее время поддержка приоритетов научно -технологического развития реализуется через многоканальную систему средств федерального бюджета, государственных бюджетных и внебюджетных фондов поддержки научно-технической деятельности, реализацию федеральных целевых программ, поддержку важнейших инновационных проектов государственного значения.
Организация поддержки этих приоритетов в рамках деятельности фондов осуществляется на всех этапах инновационного цикла, начиная с фундаментальных исследований (Российский фонд фундаментальных исследований) и до начальных стадий реализации инновационных проектов (Фонд поддержки развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития Минпромнауки России) на конкурсной основе с проведением комплексной экспертизы проектов. Фонды, наряду со средствами бюджетов всех уровней, должны предоставлять поддержку на разных стадиях научно-технической деятельности - от фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок до выведения конкурентоспособной наукоемкой продукции на рынок и создания молодых быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний, способных стать привлекательным объектом для прямых, в том числе венчурных, инвестиций и крупных заемных средств. Система фондов, включая фонды венчурного инвестирования и гарантийные фонды призвана устранить имеющиеся разрывы в цепи "наука - технология - производство - рынок".
Несмотря на недостатки действующей системы отбора и финансирования разработок, к настоящему времени удалось получить технологические заделы, которые могут быть положены в основу, а частично уже использованы как основа комплексных инновационных проектов полного цикла.
С начала 2003 года Минпромнауки России осуществляет разработку и реализацию ряда пилотных важнейших инновационных проектов государственного значения. Полученные уже сегодня результаты подтверждают эффективность предложенного подхода к модернизации промышленности.
Проекты предусматривают реализацию полного инновационного цикла, заканчиваются введением на рынок новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. По условиям конкурса они должны обладать высокой экономической эффективностью. На каждый рубль вложенных бюджетных денег не позже, чем через три года, ежегодный прирост объема реализации продукции должен пятикратно превосходить бюджетные вложения, т.е. через налоговые поступления эти деньги не позже, чем через три года после начала проектов должны вернуться в бюджет. Анализ первого года реализации важнейших инновационных проектов государственного значения показывает, что взятые на себя обязательства организации-исполнители проектов в основном выполняют, т.е. государство, вложив около 200 млн. долларов, получит не позже чем через три года увеличение объема реализации продукции около миллиарда долларов в год. Помимо экономического и демонстрационного эффекта, реализация серии таких относительно крупных инновационных проектов (масштаб вложений в проекты в среднем составляют более 20 млн.долларов, их которых бюджетных средств - не более половины) позволяет сформировать менеджерские команды которые могут реализовывать экономически эффективные программы в высокотехнологичных отраслях. Таким образом, реализация механизма совместного финансирования крупных инновационных проектов со стороны государства и частного сектора, демонстрирует возможность формирования практической школы крупномасштабного инновационного бизнеса для команд менеджеров и специалистов, участвующих в их реализации.
Приобретенный опыт показывает, что на примере таких проектов могут быть консолидированы усилия и интересы бизнеса, видящего перспективы своего развития в инновационной модернизации компаний, представителей "новой экономики", которые получают полигон для реализации накопленного опыта и созданного финансового и организационного инструментария, наиболее продвинутой части научного сообщества, неодобряющей мелкотемье и невостребованность научно-исследовательских разработок. Реализация упомянутых проектов осуществляется с полным соблюдением принципов прозрачности и информированности научного и бизнес - сообществ об их результатах и перспективах.
В рамках реализации указанных проектов решается также задача преодоления унаследованного от советского периода иждивенческого отношения промышленных корпораций к научному и инновационному секторам экономики как к объектам попечительства исключительно со стороны государства. Одновременно происходит отработка механизмов обеспечения под патронажем государства равных и справедливых с экономической точки зрения условий доступа к научно-техническим результатам разработок, полученным с участием средств федерального бюджета, всех заинтересованных предприятий.
Решение последней задачи является необходимым условия развития соответствующих отраслей в целом, а не укрепления конкурентных позиций какого-либо отдельного взятого участника проекта.
Анализ опыта реализации федеральных целевых программ, показывает необходимость серьезного совершенствование практики его использования. Так, несмотря на предельную близость и многочисленные пересечения решаемых задач, отсутствует координация не только тематики, но даже подходов, реализуемых в ФЦНТП, Федеральной целевой программы (ФЦП) "Национальная технологическая база", ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 -2006 гг.)". Работы в их рамках характеризуются мелкотемьем и в большей степени ориентированы на финансирование структур, а не проектов. Очевидной сегодня является необходимость консолидации федеральных целевых программ научно-технической направленности и более четкой их ориентации на сохранение и развитие критических технологий, включая как гражданские, так и оборонные направления. При реализации ФЦП необходимо сосредоточить усилия на определении требований и критериев отбора проектов, устанавливающих рыночную целесообразность программных мероприятий, а так же установить обоснованную нижнюю границу объемов государственной поддержки каждого проекта в совокупности с внебюджетными источниками финансирования.
Реализация механизма ФЦП должна способствовать концентрации средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и опытно-конструкторских разработок, так и на освоении их результатов в промышленном производстве для решения научно-практических задач в соответствии с избранными стратегическими национальными приоритетами.
Таким образом, опыт последних лет показывает, что создание инструментов реализации проектов и программ в логике "технологических коридоров" (исследования и разработки - создание и коммерциализация технологий - модернизации промышленного производства - экспансия на рынке) позволяет существенно повысить конкурентоспособность создаваемой продукции и услуг, а следовательно, и объем их реализации.
Именно повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в рамках поддерживаемых государством проектов и программ, и соответственно, объемов их продаж, целесообразно рассматривать это как важнейший индикатор эффективности затрат государственных средств.
Заключение.
Рассмотренная система мер по реализации национальных конкурентных преимуществ для стимулирования экономического роста, как за счет расширения секторов экономики основанной на знаниях, так и за счет модернизации других, традиционных для России отраслей (сырьевые, транспорт, сельское хозяйство и др.), носит комплексный характер.
Главными задачами перевода экономики на инновационный путь развития являются:
§ модернизация промышленности на основе инноваций, приоритетное развитие обрабатывающих, наукоемких отраслей экономики, увеличение объема выпуска высокого передела продукции, ее доли в экспорте, улучшение показателей материалоемкости и энергоемкости производства;
§ создание национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний, построение адекватной инновационной инфраструктуры (центры трансфера технологий, технико-внедренческие зоны, система фондов начального финансирования инновационных проектов и т.д.) и выбор приоритетов инновационного развития;
§ повышение доли отечественной промышленной продукции в общем объеме ее национального потребления, создание новых рабочих мест, повышение социальной привлекательности научно-технической деятельности;
§ интеграция российской экономики в мировую инновационную систему, завоевание своего места в интеллектуальном секторе глобальной экономики.
Запуск механизмов коммерциализации знаний, концентрации ресурсов государства и бизнеса на совместно выбранных приоритетных направлениях требует согласованных действий целого ряда федеральных органов исполнительной власти.
При этом системной проблемой является необходимость создания постоянно действующего механизма определения и корректировки приоритетов инновационного развития. Такая работа должна вестись в координации с аналогичной деятельностью по определению научных приоритетов, осуществляемой Минпромнауки России совместно с Российской академией наук.
Первоочередными мерами повышения эффективности инновационной деятельности являются:
Реализация механизма распределения прав на результаты научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, основанного на закреплении этих прав за организациями- исполнителями.
Разработка и начало с 2005 г. реализации единой ФЦП на базе четырех основных элементов: ФЦНТП, ФЦП "Национальная технологическая база", ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 гг.)", системы "инновационных проектов важнейшего государственного значения". Такая объединенная ФЦП позволит обеспечить рациональный выбор и реализацию "технологических коридоров", обеспечив стыковку приоритетов прикладных исследований, технологических разработок и модернизации производства, а также преодоление изоляции процесса диверсификации и технологического развития предприятий ОПК от процесса развития гражданского сектора промышленности. Совершенствование деятельности фондов, осуществляющих поддержку научно-технической и инновационной деятельности, а также участвующих в создании и развитии малых высокотехнологичных предприятий. Развитие в сфере высокотехнологичного бизнеса институтов, осуществляющих страхование, работу с ценными бумагами, венчурное инвестирование.
Разработка механизмов и мероприятий по интеграции промышленности, науки и образования, в том числе по стимулированию развития корпоративной науки в целях модернизации производства на основе результатов научно-исследовательских работ, внедрения наукоёмких технологий в промышленности. Координация НИОКР, ведущихся различными федеральными органами исполнительной власти, а также находящимися под контролем государства крупнейшими естественными монополиями (ОАО "Газпром", РАО "ЕС России" и ОАО "Российские железные дороги"). Комплексная реализация рассмотренной системы мер, направленных на рациональное использование конкурентных преимуществ Российской экономики, в первую очередь высокого интеллектуального потенциала, должна обеспечить существенное повышение конкурентоспособности продукции и услуг.
Как следствие этого можно ожидать:
роста числа инновационно-активных предприятий; притока инвестиций в инновационную сферу; осуществления структурного сдвига в сторону обрабатывающих, в первую очередь, высокотехнологичных наукоемких отраслей; интегрального улучшения показателей материалоемкости и энергоемкости российской экономики; формирования правовой среды, благоприятной для осуществления инновационной деятельности, на основе баланса интересов всех участников правоотношений при вовлечении в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности путем передачи прав на эти результаты в реальный сектор экономики; создания новых рабочих мест, повышение социальной привлекательности научно-технической деятельности; интеграции российской экономики в систему международного разделения труда не только на основе сырьевого сектора, но и через завоевание достойного места в интеллектуальном секторе глобальной экономики.
--------------------------------------------------------------------------------
Приложение.
Показатели инновационной активности и внедрения технологий организациями промышленности и науки
По результатам государственных статистических наблюдений и проведенной в 2002 году инвентаризации проведен анализ деятельности более чем 3500 организаций научно-технической сферы, из них:
научные организации (НИИ и КБ) - 3246 проектно-изыскательские организации - 71 научно-технические подразделения промышленных предприятий - 217 прочие - 264
Научно-техническая деятельность, кроме того, осуществлялась в 388 высших учебных заведениях, выполняющих исследований и разработки силами 117 НИИ, находящихся на самостоятельном балансе.
К 2002 году 56 % организаций научно-технического сектора имели штатную численность менее 100 чел. и 34 % - от 101 до 500 чел. Более крупные организации и учреждения с численностью 500 и выше составляли около 10 процентов.
В 2002 г. стоимость основных фондов научно-технического сектора экономики составила в текущих ценах 224,7 млрд. руб. Около 80 % этой собственности сосредоточено в организациях государственного сектора, 13 % - в организациях со смешанной собственностью и только 5 % - в частном предпринимательском секторе.
Наука и инновации в промышленности.
Число инновационно-активных организаций в обследуемом периоде составило 2282 единицы, данные статистики показывают, что в 2001 году их количество составило 2164 единицы.
В основном их число составляют организации, освоившие выпуск новой конкурентоспособной продукции или продукции, подвергшейся значительным изменениям и усовершенствованию - 87 % от общего числа инновационно-активных организаций.
Выпуск инновационной продукции составил в 2001 году более 183,0 млрд. руб. (в 2000 году - 154,6 млрд.руб.), наибольшую часть которого составляет продукция машиностроения и металлообработки (92,9 млрд.руб.), продукция черной и цветной металлургии (30 млрд.руб.), пищевой промышленности (24,6 млрд.руб.), химической и нефтехимической промышленности (17,9 млрд.руб.). Доля новой конкурентоспособной продукции, подвергшейся значительным изменениям и усовершенствованию в общем объеме выпускаемой инновационной продукции составила 87,8 %.
В международном научно-техническом сотрудничестве число соглашений с зарубежными странами на экспорт технологий и инноваций увеличилось на 8 % (в 2001 году - 1178 соглашений, в 2000 году -1094 соглашения), импорт технологий возрос на 25 % (с 566 в 2000 году до 717 соглашений в 2001 году). Наибольшее число экспортных соглашений заключено в области инжиниринговых услуг и научных исследований (более 850 соглашений), в части экспорта объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий и ноу-хау) имелось -65 соглашений.
В соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу в Минпромнауки России проводилась работа по формированию национальной инновационной системы (НИС). Образован Координационный совет Минпромнауки России по подготовке межведомственной программы формирования НИС.
Приложение 2.
Проект постановления Правительства Российской
Федерации “О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета”.
В целях обеспечения баланса интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания и использования результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации постановляет:
1.
Утвердить прилагаемый Порядок распределения, передачи и уступки хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета.
Рекомендовать субъектам Российской Федерации установить аналогичный порядок распределения, передачи и уступки прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств соответствующих бюджетов при выполнении государственных контрактов, заключенных субъектами Российской Федерации.
2.
Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской Академией наук подготовить и внести в I полугодии 2004 года в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о порядке образования, использования и учета средств, полученных в результате реализации прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности.
3.
Утвердить прилагаемые изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года № 982 “Об использовании результатов научно-технической деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 год, № 36, ст. 4412).
Председатель Правительства
Российской Федерации М. Касьянов.
Приложение 3.
Региональные программы инновационного развития.
В настоящее время Минпромнауки России проводит работу по осуществлению в 2004-2006 годах пилотных проектов по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе органов государственной власти и местного самоуправления.
При реализации проекта на территории Московской области предстоит решить следующие задачи:
1. Отработка модельных вариантов перевода экономики муниципального образования (на примере наукограда), межмуниципального образования (на примере территории научно-технического развития), региона в целом (на примере Московской области) на инновационный путь развития. Одним из итогов реализации проекта должна стать разработка методологии и методических рекомендаций по переводу экономики муниципальных образований и субъектов Российской Федерации на инновационный путь развития и тиражирование этого опыта в масштабах страны.
Справочно: Статус наукограда Российской Федерации присвоен в настоящее время 7 муниципальным образованиям.
Первым городом, получившим этот статус 6 мая 2000 года стал город Обнинск Калужской области, программа развития которого рассчитана на 2000-2004 годы и в настоящее время успешно завершается. Учитывая высокую концентрацию науки и наукоемких производств в Московской области, в 2001 году статус наукограда был присвоен еще двум городам: Королеву и Дубне. Правительство Московской области проводит курс на поддержку наукоградов и развитие инновационной деятельности. С 2000 по 2003 годы было реализовано более 110 инновационных и исследовательских проектов с суммарным финансированием более 70 млн. рублей.
В 2003 году статус был присвоен еще 4 муниципальным образованиям: рабочему поселку Кольцово Новосибирской области, городу Мичуринску Тамбовской области и городам Реутов и Фрязино Московской области.
2. Определение мер по достижению уровня увеличения валового регионального продукта (ВРП) для экономически развитого региона и муниципальных образований (на примере наукоградов и территорий научно-технического развития) к 2010 году, исходя из задачи, поставленной Президентом Российской Федерации об увеличении валового внутреннего продукта страны (ВВП) к 2010 году в 2 раза. Это означает, что перед экономически развитыми регионами, в том числе Московской областью, ставиться задача увеличения ВРП в 2,5-3,5 раза.
3. Установление состава и численных значений базовых экономических показателей, которые определяют перевод экономики региона (муниципальных образований, включенных в реализацию проекта) на инновационный путь развития.
4. Определение и актуализация ресурсного потенциала перевода экономики Московской области на инновационной путь развития (формирование системных предложений по совершенствованию нормативного правового обеспечения; формирование регионального бюджета развития, введение в хозяйственный оборот нематериальных активов и др.).
5. Проведение инвентаризации научно-технических разработок и инновационных предложений в рамках научного комплекса Московской области с их классификацией по утвержденным приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и критическим технологиям Российской Федерации.
6. Определение секторов экономики Московской области (в рамках промышленного, строительно-индустриального, дорожно-транспортного, энергетического, сельскохозяйственного и природно-ресурсного комплексов), вовлекаемых в реализацию проекта.
7. Определение состава муниципальных образований Московской области, включаемых в реализацию проекта.
8. Определение функционально-целостной инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, венчурные фонды, биржи интеллектуальной собственности, маркетинговые центры, наукограды, территории научно-технического развития) регионального сегмента национальной инновационной системы.
9. Формирование перечня системообразующих инновационных проектов, реализуемых на базе “прорывных технологий” и составляющих основу перевода экономики региона на инновационный путь развития.
10. Проведение анализа национальных инновационных систем экономически развитых стран, сложившегося научно-инновационного комплекса Российской Федерации и выработка на базе этого анализа механизма реализации проекта концепции создания национальной инновационной системы.
Решение перечисленных задач будет вестись по следующим основным направлениям:
1) Активизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по формированию совместно с субъектами научной и производственной деятельности целостной инновационной инфраструктуры региона, способной эффективно обслуживать все стадии инновационного цикла от инновационной идеи до продвижения на внутренний и внешний рынки результатов ее реализации — наукоемкой продукции и услуг.
2) Формирование согласованных на федерально-региональном и регионально-муниципальном уровнях состава программных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта — среднесрочных федеральных и региональных программ социально-экономического развития; федеральных и региональных целевых программ; программ формирования и поддержки системообразующих инновационных проектов.
3) Совершенствование нормативно-правового обеспечения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с целью создания условий, стимулирующих инновационную активность участников реализации проекта, в частности, в направлениях упрощения порядка регистрации и отчетности предприятий инновационной инфраструктуры, совершенствования налоговой, тарифной и таможенной политики, порядка использования государственной и муниципальной собственности, в том числе интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств.
Для реализации проекта планируется заключить в первом квартале 2004 года соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Московской области, в котором должны быть предусмотрены права и обязанности сторон, сроки реализации, ресурсное обеспечение и другие вопросы.
В течение 2004-2006 годов в основном должна быть достигнута целевая установка и в значительной мере решены основные задачи проекта. При этом на федеральный уровень должен быть представлен проект концепции формирования национальной инновационной системы, включающий в себя методологию и методические рекомендации по переводу экономики муниципальных образований и субъектов Российской Федерации на инновационный путь развития.
В 2003 году проводилась работа с целью реализации мер по созданию в Сибирском федеральном округе отдельных элементов модели по созданию на территории Новосибирской области особой экономической (технико-внедренческой) зоны.
Одной из первоочередных мер явилась реализация пилотного проекта Минпромнауки России и СО РАН по созданию Центра трансфера технологий в городе Новосибирске как одного из базовых элементов инновационной инфраструктуры региона. В задачу центра входит коммерциализация результатов научных исследований и разработок, полученных с использованием средств федерального бюджета в научных учреждениях СО РАН, их продвижение на рынок наукоемкой продукции, в том числе посредством создания малых инновационных предприятий и отработки механизма их функционирования. В настоящее время такой центр создан, проведена его государственная регистрация, разработаны организационная структура и бизнес-план его деятельности.
Следующим важным шагом по отработке механизма государственной инновационной политики в Сибирском федеральном округе является создание на базе Новосибирского научного центра РАН технико-внедренческого центра, который рассматривается как подготовка к реализации в будущем идеи особых экономических зон. Технико-внедренческий центр состоит из бизнес-центра, объединяющего центр трансфера технологий и выставочный центр СО РАН, а также технологического кластера, расположенного на площадке опытного завода СО РАН.
Цель создания технико-внедренческого центра — отработка механизмов передачи наукоемких технологий и новых разработок институтов СО РАН в промышленность и социальную сферу, а также стимулирование выпуска наукоемкой продукции малыми предприятиями технологического кластера и фирмами, расположенными в городе Новосибирске. Начата работа по созданию указанного центра, на 2004 год Минэкономразвития России запланировало выделение порядка 40 млн руб. на его организацию.
В настоящий момент Центром стратегических разработок “Сибирь” при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе создан Сибирский фонд поддержки венчурного инвестирования, целью которого является инвестирование высокотехнологичных компаний.