Нормативные акты, необходимые для расчета заработной платы

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета денежных средств включает:

1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

2) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"[2,47] и нормативные правовые акты Минфина России, Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров".

Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона О" бухгалтерском учете" регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются. [19,72]

Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина России, который по результатам юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России "в государственной регистрации не нуждается" - формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера.

Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 "О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации" акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в "Финансовой газете". Вторым формальным признаком акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера является его опубликование в "Финансовой газете".

Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным правовым актам, то приоритет имеют последние (поскольку первые являются их производной)

Итак, акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера также являются обязательными для исполнения, как и нормативные правовые акты. Разграничение данных видов актов имеет значение для разрешения противоречий, что будет рассмотрено ниже.

Акты Минфина России, как нормативные правовые, так и методического (нормативно-технического) характера издаются (принимаются) в виде приказов, независимо от наименования утверждаемого ими текста (методические указания, указания и др.) [55,124]

Под нормативными актами, составляющими систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, понимается совокупность нормативных правовых актов Минфина России и его актов методического (нормативно-технического) характера. Данное определение вытекает из содержания п. 3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Согласно этому документу, "Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации".

В качестве основной нормативной базы при расчете заработной платы используются:

1.      Гражданский кодекс РФ. Часть I и II. С изменениями от 20.02.1996г., 12.08.1996г., 24.10.1997г., 08.07.1999г., 17.12.1999г., 16.04.2001г., 15.05.2001г.,

2.     Налоговый кодекс РФ. Часть II. Утв. 05.08.2000г. № 117-ФЗ. С изменениями и дополнениями от 29.12.2000г., 30.05., 06.08., 07.08., 08.08.2001г., 24.04.2005г.

3.     Трудовой кодекс РФ от 30.12.01г. №197-ФЗ. С изменениями и дополнениями от 30.06.2003г., от 09.05.2005г.

Источниками информации служат документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИ статинформом Госкомстата России.

Выплаты, осуществляемые в денежной форме, являются основным способом оплаты труда. Согласно ст.131 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях). Также в соответствии с указанной статьей оплата труда может осуществляться в не денежной форме (в натуральной форме). Самостоятельным видом расходов на оплату труда является оплата работодателем в пользу работников определенных расходов. Наиболее распространенным случаем является страхование работодателем своих работников, предусмотренное подп.16 ст.255 Налогового кодекса РФ.

Учетом личного состава предприятия занимается отдел кадров. А на предприятиях среднего и малого бизнеса специальный работник, назначенный руководителем предприятия, либо эти функции возлагаются на бухгалтера.

Первичными документами по учету численности рабочих и служащих и их движения являются приказы (распоряжения) о приеме, увольнении или переводе на другую работу и о предоставлении отпусков.

Для учета личного состава, начисления и выплаты заработной платы используют унифицированные формы первичных документов, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001. № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

   При расчёте отпускного пособия используется среднедневной заработок.         Порядок исчисления среднедневного заработка утверждён Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2004 г. № 123 «О порядке исчисления среднего заработка в 2005 году».

Согласно пункту 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996г. № 763, акты правительства РФ, которые затрагивают права и обязанности граждан, вступают в силу через семь дней после того, как их официально опубликуют.

Постановление № 123, которое, ввело новый порядок расчета среднего заработка, опубликовано 16 апреля 2005 года. Поэтому данный документ начинает действовать с 24 апреля 2005 года. А в период с 1января по 24 апреля 2003 года специалисты Министерства труда рекомендовали продолжать пользоваться старым порядком. Он был утвержден постановлением Министерства труда России от 17 мая 2000 г. №38.

Среднедневной заработок рассчитывается следующим образом, сначала надо сложить зарплату за последние три месяца, затем результат разделить на 3 и на среднемесячное число календарных дней – 29,6. Эту величину надо умножить на число дней отпуска. Так считают, когда сотрудник отработал полностью последние три месяца.

Налог на доходы физических лиц удерживается из заработной платы в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ. С 1 января 2001 года вступила в силу часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации глава 23 «Налог на доходы физических лиц», статья 224 которого устанавливает единую ставку налога в размере 13%. Для отдельных видов доходов ставки определены в размере 30 и 35%. С доходов, полученных в виде дивидендов, налог удерживается по ставке 6%.

Также основными нормативными актами при расчете заработной платы являются:

1.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Приказ МФ от 29 июля 1998г. №34н.

2.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. №94н.

3.     Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98: Приказ МФ РФ от 9 декабря 1998г.№64.

4.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99: Приказ МФ РФ от 6 июля 1999г. №34н.

5.     Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 – утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №27н.

6.      Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты: Постановление Госкомстата РФ от 06.04.01г. №26