Содержание

1. Определение цели организации. 3

2. Выявление проблемы.. 3

3. Диагноз. 4

4. Поиск решения. 4

5. Оценка и выбор альтернативы.. 6

6. Согласование решения. 9

7. Утверждение решения. 12

8. Подготовка к вводу в действие. 12

9. Управление применением решения. 12

10. Проверка эффективности. 12

Список литературы.. 13

Классификация системного анализа по С. Янгу.

1. Определение цели организации

В данной работе проанализируем деятельность одного из предприятий г.Хабаровска ООО «Автосервис».

Постановка цели определяет программу деятельности. Чем правильнее и точнее выбрана цель, тем эффективнее могут быть выбраны средства для ее достижения. Цель должна быть определена и в результате оценки ситуации, сложившейся непосредственно в органе управления. Но уточнением общей цели предстоящего решения ограничиться нельзя. Необходимо представить себе, какие конкретные задачи для подразделений аппарата управления, отдельных работников возникают в связи с этим.

Цель программы повышения эффективности деятельности ООО "Автосервис" – удержание конкурентоспособности.

2. Выявление проблемы

Проблемной считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или когда в качестве проблемы рассматривают потенциальную возможность. Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и определение проблемы. Определение проблемы – это ответы на вопросы: что действительно происходит в организации? Каковы причины происходящего? Что за всем этим стоит?

Маркетинговые исследования рынка товаров фирмы показали, что она теряет свои конкурентные позиции в связи с появлением новых конкурентов на рынке г. Новосибирска, предлагающих аналогичную продукцию. Эти же исследования показали, что фирма должна перейти на новую модель товара с показателями качества, отвечающими требованиям конкурентоспособности.

3. Диагноз

Второй уровень более глубокого изучения проблемы – её диагностика. Диагностикой проблемы является анализ величин и соотношений параметров организации и рыночной среды, а также изменений этих соотношений с целью установления: причин возникновения проблемы, иерархического уровня системы, на котором возникла и может быть устранена причина.

Проведем диагностику проблемы для ООО "Автосервис".

Таблица 1

Осознание, определение и диагностика проблемы для ООО " Автосервис"

Процесс

Особенности

Осознание проблемы

Маркетинговые исследования показали, что ООО "Автосервис" стремительно теряет конкурентные позиции на рынке (снижение безопасности бизнеса)

Определение проблемы

Необходимо осуществить процессы создания нового, более качественного с уникальными свойствами продукта

Диагностика

Причины: появление более качественной и более дешевой продукции у конкурентов

Иерархический уровень возникновения: нет (пронизывает все уровни организации)

Связь проблемы с другими: проблема продвижения нового продукта

4. Поиск решения

Обобщенный вариант "дерева решений" в этой ситуации можно представить в следующем виде.

 

Рисунок 1 - Варианты решений по выходу из проблемной ситуации, связанной с потерей конкурентоспособности

Критический путь в данном сетевом графике – разработка нового вида продукта, т.к. это наиболее продолжительный и трудоемкий процесс из трех предложенных.

Тем не менее, специалисты ООО "Автосервис" принимают решение, что будут следовать именно этому варианту. Главный критерий, по которому они выбрали этот вариант – наличие у них технической разработки. Инженеры разработали новый вид продукта, который имеет значительные отличительные характеристики, это не простое улучшение качества. Технических разработок, направленных на снижение себестоимости или идей улучшения качества уже существующих автомобильных зеркал у специалистов фирмы нет, поэтому они выбрали этот вариант, исходя из своих возможностей.

Организация будет производить электрохромные зеркала. Такие зеркала являются уникальными, обладают свойством "ноу-хау". Зеркало представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из двух стекол с нанесенными на них прозрачными электродами. Благодаря этому становится возможным поддержание постоянной относительно окружающего фона силу отраженного света. Кроме того, данное свойство – поддержание постоянной интенсивности отраженного света - устранит такое неудобство водителей транспортных средств, которое они часто испытывают, как ослепление ярким светом фар приближающегося сзади или сбоку автомобиля, отражающимся в боковых зеркалах или зеркале обзора.

5. Оценка и выбор альтернативы

Производить этот товар можно в трех вариантах. Воспользуемся опять построением "дерева решений" для структурирования возможных вариантов решения о производстве.

Рисунок 2 - "Дерево решений" для различных вариантов производства нового продукта

Расчеты показали, что наиболее эффективным вариантом является первый: производство зеркал с полным электрохромным покрытием с применением электродов.

Значит, принимаем решение о производстве новых автомобильных зеркал с полным электрохромным покрытием с применением электродов.

Сейчас сконцентрируемся на решении взаимосвязанной проблемы: проблемы продвижения нового продукта.

Для определения конкретных задач при решении данной проблемы выделим основные цели продвижения нового продукта.

Цели продвижения можно подразделить на две большие сферы: стимулирование спроса и улучшение образа компании.

При установлении конкретных целей по спросу воспользуемся моделью иерархии воздействия ("деревом целей"), показывающую среднесрочные и долгосрочные цели продвижения, которых компания должна добиваться: осознание, знание, благожелательное отношение, предпочтение, убеждение и покупка. Чтобы добиться от потребителя совершения покупки, необходимо последовательно пройти все предшествующие этапы.

 

Рис.3. "Дерево" целей продвижения нового автомобильного электрохромного зеркала  марки ООО "Автосервис"

Представленные цели на рисунке и составляют проблему продвижения нового товара ООО "Автосервис", так как они – не достигнуты. Необходимо достигнуть эти цели.

На следующем рисунке (сетевом графике) представлены альтернативные процессы принятия управленческого решения.

На данном рисунке кружки – это начало и окончание конкретных работ (которые подписываются над кружками), стрелки сплошные означают выполнение данного вида работ, стрелки пунктирной линией означают связь работ, не требующую ни времени, ни затрат материальных средств. Цифры: над стрелкой – стоимость работы в денежных условных единицах (у.е.), под стрелкой – продолжительность работы (месяцев).

Таким образом, получается 9 альтернативных вариантов решения.

 

Рис.4. "Дерево" решений по продвижению продукта "Автосервис"

Этих вариантов больше, так как такие инструменты продвижения, как организация лекций и демонстраций, прямое общение с потребителями, выплата премий могут использоваться одновременно (на сетевом графике это отражается взаимосвязями, показанными пунктирными стрелками).

6. Согласование решения

Решения принимаются на всех уровнях управления, но они различны по степени важности и сфере воздействия. Анализ практики подготовки и принятия решений дает основание предположить, что независимо от их видов объективно существует единая принципиальная методология (рис.5).

 

 

Рисунок 5 -  Комплексный процесс подготовки и принятия управленческого решения

Следуя данной методологической последовательности разработаем управленческое решение для ООО "Автосервис" в целях повышения эффективности деятельности данной организации.

Повышение эффективности деятельности ООО "Автосервис" будет осуществляться через продвижение на рынок нового продукта.

Значит, основным методом для анализа вариантов решения будет являться сравнение. На его основе проведем выбор лучшего варианта решения.

Выбор лучшего варианта означает отбор такого альтернативного управленческого решения, который максимально соответствовал бы критериям, определенным при обдумывании проблемы.

Этот критерий – отношение полученного результата к затраченным для его получения ресурсам – должен быть максимальным.

В нашем случае в качестве критерия является бюджет продвижения товара-новинки и продолжительность этого продвижения:

-         бюджет на продвижение не должен превышать 1000 у.е.;

-         срок достижения целей должен быть минимальным.

Оценим основные варианты по этим критериям.

Таблица 2

Оценка альтернативных управленческих решений по способам продвижения товара ООО "Автосервис"

Способ продвижения

Бюджет, у.е.

Продолжительность, мес.

Публикация рекламных объявлений, паблисити, персональные продажи с организацией лекций и демонстраций

750

13

Публикация рекламных объявлений, паблисити, персональные продажи с прямым общением с потребителями

600

14

Публикация рекламных объявлений, паблисити, персональные продажи с выплатой премий потребителям и торговому персоналу

1000

13

Реклама на телевидении, радио, паблисити и персональные продажи с организацией лекций и демонстраций

1250

4

Реклама на телевидении, радио, паблисити и персональные продажи прямым общением с потребителями

1100

5

Реклама на телевидении, радио, паблисити и персональные продажи с выплатой премий потребителям и торговому персоналу

1500

4

Реклама в газетах, на радио, уличная, персональные продажи с организацией лекций и демонстраций

1000

7

Реклама в газетах, на радио, уличная, персональные продажи с прямым общением с потребителями

850

8

Реклама в газетах, на радио, уличная, персональные продажи с выплатой премий потребителям и торговому персоналу

1250

7

Из анализа данной таблицы следует, что наиболее оптимальным является вариант управленческого решения, заключающегося в том, что продвижение товара следует осуществить путем публикации рекламы в газетах, на радио, уличной рекламы, путем персональных продаж с организацией лекций и демонстраций товара на выставках, ярмарках и при организации любых других общественных мероприятий.

При данном способе продвижения товара бюджет составит 1000 у.е., а продолжительность будет около 7 месяцев. В этом случае продолжительность не является минимальной, но в сочетании с размером бюджета и набором эффективных мероприятий по продвижению электрохромных зеркал данный вариант будет наиболее оптимальным для первого года работы организации с новым продуктом.

Далее, по мере возможности, ООО "Автосервис" будет включать в свой инструментарий по продвижению новинки другие меры привлечения покупателей, завоевания их предпочтения именно торговой марки "Автосервис".

Результаты анализа сведем в следующую таблицу.

Таблица 3

Программа удержания конкурентоспособности ООО "Автосервис"

Наименование мероприятия

Бюджет, у.е.

Срок реализации, мес.

1. Разработка нового продукта

10 000

5

Предоставление информации потребителям

2. Реклама в газетах, на радио, уличная реклама, персональные продажи

750

6

Обеспечение благожелательного отношения и предпочтение марок "Роял"

3. Организация лекций и демонстраций

250

1

Итого, на продвижение

1 000

7

Всего

11 000

12

Таким образом, программа повышения эффективности рассчитана на 12 месяцев при бюджете около 11 000 у.е.

7. Утверждение решения

Утверждение решения происходит на уровне высшего руководства после предоставления бюджета и обосновании данного варианта решения. Таким образом, в данной организации для повышения конкурентоспособности утверждается следующее решение: продвижение товара  (электрохромные зеркала) следует осуществить путем публикации рекламы в газетах, на радио, уличной рекламы, путем персональных продаж с организацией лекций и демонстраций товара на выставках, ярмарках и при организации любых других общественных мероприятий

8. Подготовка к вводу в действие

При подготовке решения к вводу анализируются каждая из стадий процесса повышения конкурентоспособности с целью определения средств для реализации проекта.

9. Управление применением решения

В ходе управления применением решения назначаются ответственные  руководители на каждой стадии исполнения решения.

10. Проверка эффективности

Окупаемость проекта была через 1 год и 2 месяца, а также в результате принятия данного решения произошло увеличение прибили на 10 %. Данное решение можно считать эффективным.

Список литературы

1.     Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов. – СПб.:  СПбГТУ, 1997. – 510с.

2.     Волкова В.Н. Структуризация и анализ целей в системах организационного управления: Учебное пособие. – СПб.: СПбГТУ, 1995. – 72с.

3.     Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 296с.

4.     Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 367с.

5.     Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для студентов вузов /Под ред. С.А. Валуева, В.Н. Волковой. – Л.: Политехника, 2001. – 398с.

6.     Панченко В.М. Теория систем: методологические основы. – М.: МИРЭА, 2004.