Содержание

Введение. 3

Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже веков и идеология реформ. 4

Пути модернизации. 8

Укрепление самодержавной власти. 9

Заключение. 12

Литература. 14

Введение

Каждый период времени в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны. Однако, отдельные периоды определяли последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны.

На политической арене действовали в это время, конечно, не только представители революционного движения. Но политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались, как правило, искаженно.

Проблема модернизации России - столь актуальная в сегодняшние дни - перед нашим обществом возникала и сто лет назад. На исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов и стремившиеся реформировать Россию бескровным, не революционным путем. Тогда решить столь тяжелую (и, возможно, неблагодарную) задачу попытались два человека, ставшие символами "перестройки" России на рубеже XIX-ХХ вв. - Сергей Юльевич Витте (1849-1915) и Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911).

Как известно, в конце XIX в. из-за господства феодальных пережитков Россия значительно отставала в экономическом развитии от промышленных стран Запада. Впрочем, Россия не была одинокой. Вместе с ней подобные трудности испытывали Австро-Венгрия, Италия, Япония. По образному выражению, "эти страны составили второй эшелон, вставший на капиталистические рельсы и отправившийся вдогонку за локомотивами мировой промышленности"[I]. Условия для экономического роста Россия имела - с 1893 г. в стране начался промышленный подъем.

Этот этап исторического развития нашей страны особенно интересен нам сейчас, в так называемый переходной период - от тоталитаризма к демократии, период экономических и политических реформ. И исторический опыт наших предшественников мог бы позволить нам более профессионально и продуманно проводить эти реформы и не повторять их ошибок.

Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже веков и идеология реформ

К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен контрреформистским курсом консерваторов после трагической гибели Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.

После экономического подъема 90-х годов, Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизни страны  и оставались аполитичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией. Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия. В начале ХХ века класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный"[II].

Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта. Борьба между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, стала одним из примеров раздела сфер влияния в мире. К сожалению, верхи нередко не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней  лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.

С поражением в войне начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала XX явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Оба они не были революционерами и стремились сохранить существующий в России строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу".

Однако, С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения в общественной и государственной жизни надо начинать с изменения политического строя: создать качественно новую государственную машину, а уже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможно усовершенствовать форму землевладения, решить проблемы аграрного порядка без предварительного перехода от рабства к свободе.

В 1895-1897 гг. Витте выполняет необыкновенно важную задачу: обеспечивает России твердую валюту. До этого в стране имели хождение два типа рубля: "рубль ассигнациями" и "рубль серебром". Существование двойного расчета весьма осложняло финансово-экономические и торговые операции, вследствие чего русский рубль на внутреннем рынке котировался очень низко.

Суть проведенной денежной реформы 1895-1897 г. заключалась в следующем: новые бумажные деньги (ассигнации) приравнивались к чистому золоту - на каждом кредитном билете обозначалось обязательство государства и Государственного банка в обязательном порядке разменивать кредитные билеты на золото (1 руб. соответствовал 0,7742 г чистого золота)[III].  Одновременно государство приступило к выпуску золотой (получившей прозвище "рыжиков" за темно-золотистый цвет), серебряной и медной монеты.         

Однако честолюбивым планам Витте по превращению Россию в мощную державу не суждено было сбыться. Главный удар по ним нанес мировой экономический кризис в начале ХХ в., резко сокративший приток иностранных капиталов и затормозивший развитие промышленности России.          Причины кризиса начала ХХ в. оказались закономерными. Укрепление рубля и заметный экономический рост России (в частности, в железнодорожном деле) в период "царствования" Витте базировались на основе предоставления инвестиций "сверху", когда государство выступало в роли инвестора. Практика неумолимо показывает, что даже при самых благих намерениях государственная казна не может построить нормально функционирующую капиталистическую власть. Казенные субсидии не могут долго оставаться единственной опорой частновладельческого хозяйства. П. А. Столыпин полагал, что, напротив, перемены в политическом строе, в государстве, - не суть главное и, тем более, не есть условие реформ экономических. Отсюда проистекает следующее противоречие в его политической деятельности: программа реформ была рассчитана на буржуазно- демократическое развитие, они и по сути своей буржуазно- демократические (например, в вопросах, касающихся земских органов власти), но Столыпин искренне надеялся осуществить их в рамках прежней, регрессивной, косной для качественно нового уровня капиталистических отношений политической системы. Удивительно, что сам Столыпин был не только убежденным монархистом, но и верил в личность императора- политика. Его путь реформ служит некой моделью "революции сверху".

Реформы Столыпина заранее были обречены на провал из-за нежелания и неготовности крестьян работать самостоятельно, и именно поэтому удалась коллективизация при И.В. Сталине, которая проводилась в интересах 75% населения, желавшего жить в колхозе (видоизмененной общине).

Провал был закономерен и в силу отсутствия широты кругозора самого автора реформ, почти всю сознательную жизнь прожившего в Прибалтике (никогда не знавшей крепостного права, как Западная Украина и Западная Белоруссия), неоднократно бывавшего и в Пруссии (которой восхищался) и узнавшего "настоящую" Россию только на посту губернатора Саратовской губернии в 40-летнем возрасте. Поэтому Столыпин остался по типу мышления "западным" человеком, желавшим преобразования России "по-восточному", т.е. в принудительном порядке, без учета своеобразия руководимой им страны.

Скажем, к слову, что спор идеологий двух реформаторов актуален и сегодня, спустя почти век. Теснейшая связь экономики и политики не дает достичь положительных результатов реформирования одной общественной сферы без изменения другой. По мнению Г. Попова современные реформы тоже начинались "с курса на новое государство. А теперь мы видим, как на его лице растет хорошо нам знакомая щетина авторитарного бюрократизма. Да ничем иным аппарат быть и не может, пока он всевластен, и если нет в стране самостоятельных собственников - говоря словами Столыпина."[IV]           

Пути модернизации

Россия была аграрно-индустриальной страной. Реформы 60-х годов расчистили дорогу для быстрого буржуазного развития. В России появляются первые банки. Россия вступает на путь промышленной и рыночной модернизации. В 7 раз увеличилось промышленное производство.

Происходит стабилизация рубля. Итогом знаменитой реформы Витте-Купера стало то, что в 1914г. рубль принимают во всех банках мира. Это сделало Россию привлекательным объектом для иностранных капиталовложений.

В первые годы 20 века в России появляются крупные монополии. В конце 19 века введена винная монополия, что принесло казне дополнительно 100.000.000 рублей дохода в год. Урожайность хлеба  в России достигла 39 пудов с десятины.

В России насчитывалось около 100.000 помещичьих хозяйств. Новым классом России, который заявил о себе, стал класс буржуа.

Ускорение модернизации становилось общенациональной потребностью. При «догоняющем» типе развития России и ориентация ее правящих верхов и интеллигенции на западноевропейские образцы модернизация по своей сути должна была носить буржуазный характер, устранить остатки крепостничества, снять преграды для развития предпринимательства и утвердить, политические свободы. Она диктовалась необходимостью решения общецивилизационных задач, в том числе и преодоления социокультурного разрыва внутри общества, приобщения трудящихся к образованию и профессиональной художественной культуре.

Возможны были разные подходы к решению задач модернизации. В целом эти подходы соответствовали наметившимся еще в XIX в. альтернативным курсам: консервативному, либерально-реформистскому и радикально-революционному. За каждым из них стояли определенные социальные силы. Противоборство этих курсов и составляло сущность общественно-политической жизни страны в начале 1900-х годов.

Служилая бюрократия, поместное дворянство, императорский двор всячески препятствовали назревшим преобразованиям. Олицетворением консервативных сил были сам император Николай II, министр внутренних дел Плеве, обер-прокурор Священного Синода Победоносцев. Даже осторожные меры, призванные, в конечном счете, укрепить монархию, встречали в их среде противодействие. Именно они отвергли разработанные под руководством председателя Кабинета министров Витте меры по смягчению социальной напряженности в деревне и предвосхищавшие во многом реформы Столыпина. Они же встретили в штыки некоторые либеральные предложения П.Д.Святополк-Мирского, назначенного во второй половине 1904 года, после убийства социалистами-революционерами Плеве, министром внутренних дел. Выслушав на совещании министров и высших сановников его предложения, Николай II заявил: «Да, я никогда, ни в коем случае не соглашусь на представительный образ правления»[V].

В этом заявление проявилась вся суть борьбы между двумя путями дальнейшего развития России. Немногие дальновидные реформаторы вели поиски путей дальнейшей модернизации страны, однако их более могущественные оппоненты выбрали приоритетным направлением развития – укрепление самодержавной власти.

Укрепление самодержавной власти

Законами 80-х гг. о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако социальная направленность внутренней политики состояла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

В целом в 80-х – первой половине 90-х гг. 19 века была укреплена государственность и достигнута определенная социальная стабильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противостояния консервативным тенденциям, характерным для правительственной политики.

Во второй четверти XIX века в некоторых европейских странах произошли значительные изменения (общая либерализация государственного строя, выход на арену политической борьбы новых социальных слоёв общества). В России эти процессы были значительно заторможены. Государственный Совет потерял значение в решении государственных вопросов.

В социально-экономической сфере давно назревала необходимость глубоких преобразований, которые были призваны продолжить линию великих реформ 60-х – 70-х годов. Однако правящие круги всячески препятствовали этому. В то время как пароды США, многих европейских стран давно развивались в условиях демократии, большинство населения России было политически бесправным. Россия оставалась самодержавной монархией. Как гласила первая статья Основных законов, утвержденных в новой редакции в 1892 году, «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». 20 октября 1894 года, после смерти Александра III. императором России стал его старший сын Николай. Николай II был убежденным монархистом, консервативным государственным деятелем, не способным на упреждение социальных взрывов. Николай II управлял с помощью своих родственников, которые назначались на важнейшие государственные и военные посты.

Вплоть до 1905 года высшим государственными органами в стране были Государственный совет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась 11 министерствами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Но последний не имел характера Кабинета министров, так как каждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его указания. Николай II, всемерно ограждая свою власть, крайне ревниво относился к любой крупной личности своих министров.

Неограниченность царской власти на местах проявлялась во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой было гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах страны национальным гнетом.

Опорой самодержавия были поместное дворянство и бюрократия, формировавшаяся преимущественно из дворян. Царизм ревностно охранял их интересы. Продворянский курс правительства вызывал недовольство буржуазии, которая выступала главным организатором производства и в целом предпринимательства, но не могла сколько-нибудь существенно влиять на выработку государственной политики. Политически бесправными оставались рабочие и крестьяне. Значительная масса интеллигенции выражала недовольство существовавшим строем. Статус дворянства, купечества, мещанства, крестьянства, казачества был определен юридически, круг их обязанностей и повинностей жёстко регламентировался правительством. Сословный строй не только закреплял социальное неравенство, но в целом тормозил развитие страны.

Заключение

Коренной пересмотр жизнедеятельности всей экономики России в конце XIX - начале ХХ вв. явился более чем необходимым, и Витте и Столыпин понимали это. Но для успешного внедрения радикально нового всегда требуется готовность самого народа. В данном случае в подавляющей массе населения крестьянства отклика идеи Витте и Столыпина не нашли, поэтому реформирование общины и появление фермера не могло произойти вообще. Трагедия реформаторов России - Витте и Столыпина - состояла в том, что они являлись - несмотря на недостатки - людьми талантливыми, но обреченными на одиночество из-за непонимания со стороны завистливого и серого окружения, наполнявшего коридоры власти, и находившегося в большой зависимости от случайной прихоти верховного правителя - государя императора. В отличие от реформаторов-коллег на Западе, Витте и Столыпин не опирались на какую-либо общественно-политическую силу и успех тех или иных предложений зависел только от личного влияния на царя.       Реформы Витте и Столыпина удавались, поскольку они пользовались всемерной поддержкой Николая II, понимавшего, что реформы необходимы обществу. Николай II видел в общине залог социальной стабильности в обществе, Витте со Столыпиным - тормоз развития. В этом-то и состояли причины разрыва отношений императора с премьер-министрами: они намеревались реконструировать здание полностью, он – только подлатать внешний вид и сделать косметический ремонт.         Вместе с тем необходимо учитывать, что и Витте, и Столыпин не являлись сторонниками радикальных преобразований политической власти, т.е. целиком и полностью были преданными императору подданными (причем враждовавшими друг с другом). Однако ход проводимых ими реформ говорил о том, что рано или поздно, в случае изменившихся условий (после возможного успешного завершения их реформ) они могли придти к вопросу о смене политического режима. Могли, но пришли бы? Это другой вопрос.

Крах реформ, невозможность срастить тоталитаризм и авторитаризм с самостоятельностью, крах курса на крестьянина - фермера стал уроком для большевиков, которые предпочли опереться на колхозы.

Путь Столыпина, путь реформ, путь предотвращения октября 17 года был отвергнут. И теми, кто революции не хотел. И теми, кто к ней стремился.

Что же мы можем почерпнуть из опыта наших предшественников?

Во-первых, понимание того, что история повторяется. Разве не те же процессы идут в нашей Думе, что и на рубеже предыдущих веков - отторжение закона о частной собственности на землю, открытые националистические высказывания, неприятие прогрессивных законов и начинаний и т.д.?

А действия правительства - те же полуреформы, а на самом деле - их отсутствие, то же укрепление вертикали власти, то же пренебрежение социальной политикой.

Во-вторых, понимание того, что исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно- исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой - то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

Литература

1.  Ананьин Б. В., Р. Ш. Ганелин. Сергей Юльевич Витте / Вопросы истории. –    СПб.: Наука, 2000.

2.  История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / отв. ред. В.Н. Шевелев. – Ростов на Дону, 2002.

3.  История России XIX- начала XX в.: Учебник для исторических факультетов университетов / под ред. В.А. Федорова. – М., 1998.

4.  История России: Учебник для вузов / под ред. М.Н.Зуева.– М., 2000.

5.  Платонов С.Ф. История России / Лекции по русской истории. – М.: Дрофа, 2002.

6.  Попов Г.Д. О столыпинской реформе / Наука и жизнь. – 1999. – № 6.


       [I] История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / отв. ред. В.Н. Шевелев. – Ростов на Дону, 2002. С. 47-48.

         [II] Платонов С.Ф. История России / Лекции по русской истории. – М.: Дрофа, 2002. С. 27-28.

[III] Ананьин Б. В., Р. Ш. Ганелин. Сергей Юльевич Витте / Вопросы истории. –    СПб.: Наука, 2000.

         [IV] Попов Г.Д. О столыпинской реформе / Наука и жизнь. – 1999. – № 6. С. 8.

         [V] История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / отв. ред. В.Н. Шевелев. – Ростов на Дону, 2002. С. 107.