Реферат
В данной работе представлен анализ структуры ассортимента игрушек магазина г. Хабаровска «Золотая антилопа».
В работе содержится 6 таблиц, всего работа представлена на 26 страницах.
При написании использовалась следующая литература: Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров; Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии; Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли; Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. ; Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А.; Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др.; Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь; Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Учебник. Шевченко В.В. и др.; Товароведение непродовольственных товаров / Под ред. Сыцко В.Е., Миклушова М.Н.; Торговое дело: экономика и организация.
Содержание
Реферат. 2
Введение. 4
1. Теоретический раздел. 6
1.1. Ассортимент игрушек, материалы и потребительские свойства. 6
1.2. Факторы, формирующие ассортимент и качество игрушек. 7
1.3. Требования к качеству игрушек. 10
2. Практический раздел. 15
2.1. Характеристика предприятия. 15
2.2. Анализ товарного ассортимента регионального торгового представительства ОАО «Золотая антилопа». 15
3. Совершенствование процесса управления ассортиментом в «Золотая антилопа» 27
3.1. Совершенствование методов управления ассортиментом на основе «директ-костинга». Организация центров ответственности. 27
3.2. Совершенствование методики планирования ассортимента. 30
Заключение. 32
Список литературы.. 33
Приложение. 34
Введение
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это "Крокодил" и "Тигр". Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. "Месильщик теста" - это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку "Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов. Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка "Троянский конь", которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою. Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Цель данной работы рассмотреть ассортимент игрушек магазина «Золотая антилопа». В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
1. Ассортимент игрушек, материалы и потребительские свойства
2. Анализ структуры ассортимента в магазине «Золотая антилопа» г. Хабаровска
3. Дать рекомендации по характеру ассортимента.
1. Теоретический раздел
1.1. Ассортимент игрушек, материалы и потребительские свойства
Игрушки классифицируют по трем основным признакам — педагогическому и возрастному назначению, материалу, из которого они вырабатываются. [1]
В основу классификации игрушек по педагогическому на-значению положено их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей. По этому признаку игрушки подразделяют на восемь групп:
игрушки, развивающие первоначальные движения и восприятия, способствующие физическому развитию и координации движений. знакомящие детей с окружающей средой и природой (сюжетно-образные игрушки), они расширяют кругозор детей, развивают сообразительность и речь знакомящие детей с элементами науки и техники. В эту группу включены игрушки с устройством, приводящим их в действие, а также игрушки, отражающие достижения науки и техники.
игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей,— театральные и музыкальные игрушки (кукольный театр, струнные инструменты, ксилофоны, музыкальные органчики, бубны, губные гармошки и др.);
настольные игры, имеющие общеобразовательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию речи, памяти, сообразительности, дисциплинируют детей, развивают чувство коллективизма.
классификации игрушек по возрастному назначению
По исходному материалу игрушки подразделяют на пластмассовые, металлические, из тканей (мягконабивные), деревянные, резиновые, из древесностружечных материалов и папье-маше, стеклянные и керамические. При изготовлении игрушек любой группы возможно применение разных материалов, но при условии, что они подчеркивают достоинства основного материала.
Игрушки должны отвечать функциональному назначению, а также эстетическим, эргономическим и санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к ним.
Функциональность игрушек выражается в их ценности как предмета деятельности ребенка, а также средства воспитания
и развития его.
Эстетические требования к игрушке вытекают из необходимости развивать у детей чувство прекрасного, прививать им художественные вкусы.
Эргономические свойства характеризуют степень удобства пользования игрушками, а также их безопасность и безвредность. Безопасность и безвредность игрушек должны учитываться при конструировании, выборе материалов для изготовления игрушек и др.
Материал, форма и конструкция игрушек должны обеспечивать очистку их от пыли и грязи, а также проведение дезинфекции. Игрушки, которые дети берут в рот, предназначены только для индивидуального пользования. Проверка их на предприятиях и показ в магазинах должны проводиться с помощью пневматических установок; они должны иметь закрытую упаковку с надписью об их годности.
1.2. Факторы, формирующие ассортимент и качество игрушек
Технические игрушки знакомят детей с образами и особенностями различных машин и механизмов. Ассортимент таких игрушек представлен главным образом автомашинами и платформами из дерева и полиэтилена.
Куклы различаются размерами, сложностью
конструкции, отделкой и материалом. Куклы небольшого размера (высотой до
Животный мир представлен в игрушках главным образом млекопитающими, птицами и рыбами.
Предметы домашнего обихода составляют несколько сот артикулов. Игрушечная мебель различных размеров и степени сложности изготовляется из дерева, пластмассы, металлов; посуда – из пластмассы, металла, изделия из керамики; кухонное оборудование (холодильники, плиты, стиральные машины) – из металла, пластмассы и дерева.
Строительные сооружения – дома, гаражи, школы, больницы знакомят детей с современной архитектурой.
Настольно-печатные игрушки. К ним относятся игры и викторины, которые служат для расширения кругозора детей, для расширения памяти и находчивости.
Игрушки для труда. Ассортимент игрушек, способствующих воспитанию трудолюбия, представлен садово-огородным инвентарем, наборами бумаги для труда, наборами кроя одежды, швейными машинами, наборами различных инструментов.
Политехнические игрушки. Ассортимент этих игрушек представлен строительными наборами, наборами типа конструктор, наборами для склейки моделей, для проведения опытов.
Музыкальные игрушки. Ассортимент игрушек, основной функцией которых является музыкальное развитие детей, сравнительно невелик. Музыкальные органчики представляют собой корпус с ручкой, при вращении которой раздается простая мелодия. Музыкальные каталки – каталки с ручкой, при движении которой раздается звук. Музыкальные инструменты – это упрощенные образцы реальных инструментов (рояля, трубы, гармони, балалайки).
Театральные игрушки. Конструкция кукол позволяет надевать их на руку и с помощью пальцев двигать их головой и руками.
Празднично-карнавальные игрушки. Назначение этих игрушек – организация новогодних и других для карнавалов. В ассортимент входят маски и папье-маше (несколько склеенных слоев бумаги), карнавальные костюмы, бумажные гирлянды и др.
Елочные игрушки. Украшения для елки, фигурки для установки под елкой – самая многочисленная группа игрушек. Ассортимент украшений для елки состоит из следующих подгрупп: стеклянных пустотелых украшений (шаров, звезд, фруктов, фигурок животных и др.); ватных овощей и фруктов; плоских картонных фигурок; флажков, мишуры; канители (свернутой в спираль проволоки); дождя; электрических гирлянд.
Фигуры для установки под елкой представлены Дедом Морозом, Снегурочкой и другими сказочными героями, которые изготовляются из ваты, имеют различные размеры и нарядное оформление.
Игрушки для коллективных игр. Эта группа игрушек предназначена для детских учреждений – садов и яслей – и в ассортименте представлена ограниченно. Сюда относятся трансформируемая игрушечная мебель, крупногабаритные конструкторы.
Проверка качества изготовления игрушек производится в соответствии с действующими МРТУ, ОСТами и ТУ.
При контроле качества игрушек проверяют ровноту их поверхности, отсутствии заусенцев и незначищенных следов литников, прочность соединения частей и деталей, отсутствие зазоров в соединяемых частях, равномерность и прочность окраски поверхностей, ровноту и прочность закрепления швов, равномерность набивки мягких игрушек (без бугров и впадин). Требует тщательной проверки исправность звучащих приспособлений в музыкальных и других игрушках, а также двигателей, приводящих в действие механические игрушки. Внешний образ кукол и животных при проверке качества обязательно сопоставляется с образцом-эталоном.
1.3. Требования к качеству игрушек
Мягкие игрушки должны быть сухими, не иметь запаха, закрасов, деформации швов, отклеивания деталей, ворс должен быть расчесан.
Детская игрушка должна быть из натуральных материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире.
За развивающей игрушкой лучше отправляться в специализированный магазин, где вам всегда помогут определиться с выбором консультанты.
Избегайте покупок в палатках подземных переходов и т.п. торговых точках. Они в большинстве своем заполонены продукцией безымянных производителей, которые не особо заботятся о качестве.
Всегда обращайте внимание на рекомендованный возраст. В крайнем случае, выберите то, что не более чем на полгода "старше" малыша.
Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали конструктора или головоломки, которую вы дарите.
Не покупайте трехлетке инопланетного робота-монстра - пока не время для такого рода игрушек.
Поющие игрушки (с датчиком внутри, который при нажатии воспроизводит мелодию или отрывок песни) обязательно прослушайте перед покупкой! Иначе вы рискуете вручить ребенку симпатичного с виду мишку, кричащего на непонятном языке нечто напоминающее девиз футбольных болельщиков.
После года уже можно знакомить кроху с мягкой игрушкой. При покупке обязательно проверьте качество ворса, потеребив шерсть. Если ворсинки остались у вас на руках - откажитесь от покупки. Кроме того, проверьте, хорошо ли закреплены такие детали, как носик, глазки.[2]
Игрушки экзотических ярких цветов, а также некоторые детали (например, парики у куклы) не всегда безопасны. Поэтому предпочтите основные цвета.
Забудьте абсурдное выражение "трудное детство - деревянные игрушки". Дерево - самый экологичный и безопасный материал. Именно поэтому многие развивающие игрушки сделаны из дерева. Их детали хорошо отшлифованы, так что - никаких заноз!
Мягкая игрушка – это игрушка, верх которой изготовлен из текстильных или ворсовых материалов, и которая наполняется внутри упругими материалами (гранулами пористого полистирола, полиэфирным волокном, ячеистым полиуретаном и другими допускаемыми для набивки игрушек материалами), легко сжимающимися рукой.
Мягконабивные игрушки относятся к игрушкам для детей в возрасте до 3 лет и предназначены для держания в руках ребенком.
В соответствии с ГОСТ 25779-90 «Игрушки»[3] сырье и материалы, применяемые для изготовления мягкой игрушки, должны отвечать гигиеническим требованиям (должны быть чистыми и неинфицированными).
В игрушках не допускается применять: полимерные
недублированные пленки размером более 100х100 мм, толщиной менее
Мягкая игрушка должна соответствовать требованиям к прочности и пожаро- и взрывобезопасности. Швы мягкой игрушки должны быть прочными. Ворсинки не должны оставаться в руках, ведь ребенок будет обязательно теребить игрушку, целовать. Если оторвавшиеся ворсинки попадут ему в рот, это может спровоцировать стоматит, а в худшем случае большое количество съеденных длинных ворсинок могут попасть в желудок.
Все мелкие детали игрушки (рот, нос, глаза) должны быть пришиты, а не приклеены, иначе ребенок может их оторвать и проглотить[4].
Мягкие игрушки (куклы, фигурки животных и др.) размером
более
Искусственный мех по сравнению с натуральным легче стирается и реже вызывает аллергические реакции[6]. В качестве наполнителя может использоваться полиэфирное волокно (синтетический пух) и синтепон. Первый материал нетоксичен и экологически чист. Мягкие игрушки, сделанные из него, в отличие от тех, которые изготовлены из синтепона, лучше сохраняют свою форму и не деформируются, долговечнее в эксплуатации и при стирках. К тому же синтепон может содержать вредные формальдегидные смолы.
Швы при изготовлении мягких игрушек можно использовать как
ручные, так и машинные, в зависимости от материала. Для меха лучше всего
использовать ручной петельный шов с шагом
2. Практический раздел
2.1. Характеристика предприятия
В данной работе проводится анализ ассортимента магазина «Золотая антилопа». Это торговое предприятие, которое занимается продажей игрушек. Стратегия развития - постоянно наращивать объемы продаж, повышать качество продукции, расширять географию поставок.
В настоящее время на предприятии работает около 30 человек.
Магазин «Золотая антилопа» находится в г. Хабаровске.
2.2. Анализ товарного ассортимента регионального торгового представительства ОАО «Золотая антилопа»
Товарный ассортимент фирмы регионального оптового склада на сегодняшний день является сложным, т.е. имеет внутреннюю классификацию и включает различные товарные группы, товарные подгруппы, виды товаров и их разновидности. Ассортимент состоит из шести основных товарных групп:
- Мягкие игрушки;
- Куклы;
- Мебель для кукол;
- Машины;
- Настольные игры;
- Велотовары.
Каждая из товарных групп ассортимента состоит из двух подгрупп:
1) наборы;
2) отдельные изделия.
Основные виды товаров для каждой товарной группы представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1
Товарные группы, подгруппы и виды товаров ассортимента «Золотая антилопа» в Хабаровске
Товарная группа |
Товарная подгруппа |
Мягкие игрушки |
«Кадет», «Гамма» |
Куклы |
«Кармен», «Сюита», «Авангард» |
Мебель для кукол |
«Флоренция», «Севилья», «Премьера», «Золотая антилопа», «Магнолия», «Орхидея», «Камелия» |
Машины |
«Гном» |
Настольные игры |
«Вегас», «Дельта», «Стратегия», «Практика» |
Велотовары |
«Студио», «Адажио» |
Магазин «Золотая антилопа» в Хабаровске существует уже не первый год. За это время ассортимент продукции компании «Золотая антилопа» увеличился с 350 разновидностей товаров до 1740. Его динамика представлена на рис.2.4.
Таблица 2.2
Разновидности отдельных изделий товарного ассортимента «Золотая антилопа»
Машины |
Куклы |
Мягкие игрушки |
Настольные игры |
Кукольная мебель |
Велотовары |
Деревянные игрушки |
|
Маркировка |
S17 |
А64 |
Т12 |
Е12 |
К12 |
Y12 |
Q21 |
S98 |
А23 |
Т50 |
Е08 |
К16 |
Y48 |
Q46 |
|
S28 |
А48 |
Т32 |
Е31 |
К28 |
Y55 |
Q83 |
Рис.8. Динамика общего количества разновидностей продукции компании «Золотая антилопа»
На складе «Золотая антилопа» в Хабаровске ежемесячно проводится проверка полноты ассортимента, т.е. определяется степень соответствия количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. В таблице 2.3 представлены данные по количеству разновидностей товаров, присутствующих в продаже по месяцам на момент проверки, и товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.
Определим степень устойчивости ассортимента регионального оптового склада ОАО «Золотая антилопа» в Хабаровске. Расчет коэффициента устойчивости ассортимента представлен в табл.2.4.
Таблица 2.3
Количество разновидностей товаров по ассортименту согласно актам проверок
Месяц Фактически в продаже |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Январь |
130 |
256 |
542 |
710 |
816 |
1054 |
1456 |
Февраль |
154 |
310 |
550 |
695 |
890 |
1156 |
1495 |
Март |
147 |
365 |
675 |
735 |
854 |
1236 |
1548 |
Апрель |
158 |
328 |
630 |
644 |
900 |
1100 |
1548 |
Май |
162 |
412 |
615 |
625 |
908 |
1090 |
1698 |
Июнь |
178 |
487 |
646 |
698 |
865 |
999 |
1650 |
Июль |
169 |
453 |
689 |
714 |
976 |
1065 |
1610 |
Август |
171 |
515 |
715 |
725 |
950 |
1130 |
1659 |
Сентябрь |
164 |
605 |
744 |
769 |
919 |
1190 |
1704 |
Октябрь |
146 |
532 |
756 |
815 |
970 |
1220 |
1715 |
Ноябрь |
173 |
547 |
654 |
850 |
1010 |
1270 |
1725 |
Декабрь |
187 |
543 |
690 |
823 |
1056 |
1325 |
1730 |
Предусмотрено ассортиментным перечнем |
350 |
670 |
810 |
920 |
1150 |
1380 |
1740 |
Таблица 2.4
Расчет коэффициента устойчивости ассортимента
Месяц |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Январь |
220 |
414 |
268 |
210 |
334 |
326 |
284 |
Февраль |
196 |
360 |
260 |
225 |
260 |
224 |
245 |
Март |
203 |
305 |
135 |
185 |
296 |
144 |
192 |
Апрель |
192 |
342 |
180 |
276 |
250 |
280 |
192 |
Май |
188 |
258 |
195 |
295 |
242 |
290 |
42 |
Июнь |
172 |
183 |
164 |
222 |
285 |
381 |
90 |
Июль |
181 |
217 |
121 |
206 |
174 |
315 |
130 |
Август |
179 |
155 |
95 |
195 |
200 |
250 |
81 |
Сентябрь |
186 |
65 |
66 |
151 |
231 |
190 |
36 |
Октябрь |
204 |
138 |
54 |
105 |
180 |
160 |
25 |
Ноябрь |
177 |
123 |
156 |
70 |
140 |
110 |
15 |
Декабрь |
163 |
127 |
120 |
97 |
94 |
55 |
10 |
Всего |
2261 |
2687 |
1814 |
2237 |
2686 |
2725 |
1342 |
Коэффициент устойчивости |
0.46 |
0.67 |
0.81 |
0.80 |
0.81 |
0.84 |
0.94 |
Видим, что степень устойчивости ассортимента в РТП №4 «Золотая антилопа» возросла с 0.46 до 0.94, т.е. к настоящему времени товарный ассортимент стал почти полностью устойчивым.
Динамика коэффициента представлена на рис.9.
Рис.9. Изменение коэффициента устойчивости ассортимента по годам
Как уже отмечалось, каждый товар (вид, разновидность) способен «отвечать» за финансовое состояние предприятия. Выявлению этой зависимости и посвящен операционный анализ ассортимента. Суть его заключается в определении рентабельности для каждого вида или разновидности товара.
Проведем операционный анализ рассматриваемого ассортимента и выявим наиболее прибыльные группы товаров.
Таблица 2.5
Основные экономические показатели по укрупненным
товарным группам за
Показатель |
Машины |
Мебель для куколе |
Куклы |
Настольные игры |
Мягкие игрушки |
Развивающие игрушки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Закупная цена изделия, руб.[8] |
117 |
265 |
355 |
138 |
203 |
125 |
2. Количество проданных товаров |
480 |
980 |
1234 |
834 |
1126 |
554 |
3. Переменные издержки, руб. |
14,8 |
18,0 |
18,8 |
12,3 |
16,5 |
14,8 |
В том числе: |
||||||
- транспортные расходы |
0,48 |
0,55 |
0,5 |
0,38 |
0,44 |
0,4 |
- оплата труда работников склада |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
0,8 |
0,7 |
- расходы на хранение |
0,3 |
0,45 |
0,48 |
0,35 |
0,41 |
0,38 |
4. Постоянные издержки, руб. |
4112 |
|||||
5. Продажная цена изделия, тыс.руб. |
15,82 |
33,96 |
44,86 |
18,04 |
26,34 |
16,78 |
6. Выручка, тыс. руб. |
7591,7 |
33280,8 |
55352,3 |
15042,0 |
29658,8 |
9293,9 |
7. Себестоимость товаров, тыс. руб. |
5616 |
25970 |
43807 |
11509,2 |
22857,8 |
6925 |
8. Общие переменные издержки, тыс. руб. |
710,4 |
1764 |
2319,92 |
1025,82 |
1857,9 |
819,92 |
9. Валовая маржа, тыс. руб. (стр.6-7-8) |
1265,3 |
5546,8 |
9225,38 |
2506,98 |
4943,1 |
1548,98 |
10. Постоянные издержки, тыс. руб. |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
11. Прибыль, тыс. руб. (порог рентабельности) (стр.9-10) |
579,97 |
4861,47 |
8540,05 |
1821,65 |
4257,77 |
863,65 |
12. Запас финансовой прочности (пороговая выручка), тыс. руб. |
7011,73 |
28419,33 |
46812,25 |
13220,35 |
25401,03 |
8430,25 |
13. СВОР, раз |
2,18 |
1,14 |
1,08 |
1,38 |
1,16 |
1,79 |
Таким образом, видим, что наибольшую часть прибыли торгового предприятия составляет прибыль от реализации кукол (41%). Также существенную часть прибыли приносят продажи мягких игрушек и мебели для кукол (23 и 20% соответственно). Рассматривая показатель рентабельности по анализируемым товарным группам, получаем тот же результат (рис.11): наиболее рентабельными группами товаров являются куклы, мебель для кукол и мягкие игрушки.
Рис.11. Рентабельность отдельных групп товаров
На основе таблицы 2.5 построим график безубыточного объема продаж для отдельных товарных групп ассортимента (рис.12) и проанализируем, при каких объемах продаж отдельные виды товаров начинают приносить прибыль (преодолевают точку безубыточности).
Рис.12. Анализ безубыточного объема продаж торгового предприятия по ассортиментным группам
Применяя АВС- анализ к данному ассортименту, получаем следующее распределение групп:
группа А (41+23+20=84%) – куклы, мягкие игрушки и кукольная мебель;
группа В (9+4=13%) – настольные игры, развивающие игрушки;
группа С (3%) – машины.
В соответствии с данным распределением, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации. Группы В и С могут иметь менее жесткий управленческий контроль.
Такое распределение товаров ассортимента по группам сложилось на конец 2003 года. Однако при управлении ассортиментом торгового предприятия важно отслеживать динамику экономических показателей по товарным группам, выявлять определенные тенденции (рис.13,14).
Рис.13. Динамика рентабельности отдельных товарных групп ассортимента, %
Рис.14. Изменение выручки от продажи отдельных товарных групп ассортимента, тыс. руб.
Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж (выручки) по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на мебельном рынке в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм-производителей и торговых посредников.
Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.
Рассмотрев предложенные графики на рис.12 и 13, можно сделать вывод о том, что состав подгрупп А, В, С на протяжении 1997-2003 гг. принципиально не изменялся.
Выявим наиболее стабильные товарные подгруппы ассортимента. Для этого проведем его XYZ- анализ.
Первый шаг - определение объектов анализа: товарные подгруппы ассортимента регионального сбытового предприятия компании «Золотая антилопа»: мягкие игрушки, куклы, машины, развивающие игрушки, настольные игры.
Второй шаг - определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта: объем продаж, тыс. руб.
Третий шаг - определение периода, по которому будет проводиться анализ: 7 лет (1997 – 2003 гг.).
Четвертый шаг: определение коэффициента вариации для каждого объекта анализа (табл.2.5).
Таблица 2.5
Расчет коэффициента вариации для XYZ-анализа
Показатель |
Машины |
Мебель для куколе |
Куклы |
Настольные игры |
Мягкие игрушки |
Развивающие игрушки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем продаж, тыс. руб. |
||||||
1997 |
3567,8 |
15325,3 |
25214 |
7654 |
8214 |
12349 |
1998 |
4125,4 |
13215 |
28215 |
6326 |
12897 |
9076 |
1999 |
6326,3 |
23563,9 |
34326 |
12563 |
16548 |
7654 |
2000 |
6845,3 |
28954,3 |
37326 |
13654 |
20564 |
5698 |
2001 |
7124,2 |
31254,2 |
46326 |
14652 |
23566 |
7125 |
2002 |
7325,5 |
32356,3 |
51203 |
14984 |
27123 |
8451 |
2003 |
7591,3 |
33280,8 |
55352,3 |
15042 |
29658,8 |
9293,9 |
Средний объем продаж, тыс. руб. |
6129.4 |
25421.4 |
39708.9 |
12125 |
19795.8 |
8520.99 |
Отклонение от средней, тыс. руб. |
||||||
1997 |
6129,4 |
25421,4 |
39708,9 |
12125 |
19795,8 |
8520,99 |
1998 |
-2561,6 |
-10096,1 |
-14494,9 |
-4471 |
-11582 |
3828,01 |
1999 |
-2004 |
-12206,4 |
-11493,9 |
-5799 |
-6898,8 |
555,014 |
2000 |
196,9 |
-1857,5 |
-5382,9 |
438 |
-3247,8 |
-866,99 |
2001 |
715,9 |
3532,9 |
-2382,9 |
1529 |
768,171 |
-2823 |
2002 |
994,8 |
5832,8 |
6617,1 |
2527 |
3770,17 |
-1396 |
2003 |
1196,1 |
6934,9 |
11494,1 |
2859 |
7327,17 |
-69,986 |
Коэффициент вариации, % |
24,42 |
30,13 |
26,88 |
27,74 |
36,13 |
22,72 |
Пятый шаг - сортировка объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации:
22,72 – развивающие игрушки;
24,42 – машины;
26,88 – куклы;
27,74 – настольные игры;
30,13 – мебель для кукол;
36,13 – мягкие игрушки.
Шестой шаг – определение групп X, Y и Z.
Рекомендуемое распределение:
Группа X – объекты, коэффициент вариации значение по которым не превышает 10%.
Группа Y – объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% - 25%.
Группа Z – объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.
Видим, что продажи всех товарных групп ассортимента отличаются значительной вариабельностью. Ни одну из них нельзя отнести к группе Х.
Таким образом, анализ ассортимента предприятия «Золотая антилопа» в Хабаровске показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на мебельном рынке в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм-производителей и торговых посредников.
Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.
Наиболее стабильными группами являются мягкие игрушки и куклы, которые наименее рентабельны и весомы в объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию «Золотая антилопа». [9]
3. Совершенствование процесса управления ассортиментом в «Золотая антилопа»
3.1. Совершенствование методов управления ассортиментом на основе «директ-костинга». Организация центров ответственности
Существующие в настоящее время методы определения перечня наименований и соответствующих объемов продаваемых товаров с некоторой долей условности можно разделить на две группы:
- классический (традиционный) подход;
- решение на основе маржинальной прибыли.
Классический, традиционный подход предполагает нахождение оптимального ассортимента товаров по критерию максимизма прибыли. Этот метод используется при планировании ассортимента ОАО «Золотая антилопа» в Хабаровске. При этом используются методы линейного программирования, в частности, симплекс-метод.
Так, в процессе анализа ассортимента мы выяснили, что наибольшую часть прибыли торгового предприятия составляет прибыль от реализации кукол (41%). Также существенную часть прибыли приносят продажи мягких игрушек и мебели для кукол (23 и 20% соответственно).
С математической точки зрения такая постановка задачи абсолютно верна, но с экономической она не может быть признана правильной, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, этот подход подразумевает, что прибыль зависит исключительно от внутренних ресурсов предприятия, что справедливо только при прочих равных условиях. Рынок в этом случае не учитывается.
Во-вторых, традиционный подход не учитывает различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Исходя из поведения себестоимости, известно, что величина прибыли, как и себестоимость, изменяется с изменением объема производства (продаж), и поэтому исчисленный оптимальный вариант на основе прибыли для одного объема может быть не оптимальным при реальной прибыли.
Проблему формирования ассортимента необходимо рассматривать с учетом всех трех переменных – целей бизнеса, его ресурсов и внешних условий. Поскольку существующие методики ориентируются только на первую из них, то возникла потребность создать комплексную методику, учитывающую все переменные.
Для этого имеет смысл ввести новый показатель – коэффициент адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некоему эталонному образцу, который по своей сути будет соответствовать наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.
Он может быть определен по формуле:
,
где и - нормативные и фактические значения показателей, принятых для расчета;
n – количество показателей, принятых для расчета.
Интерпретация показателя уровня адекватности рынку следующая: данная позиция ассортимента тем больше развита и тем более эффективна для предприятия, чем ближе значение ее показателя адекватности рынка к эталону.
Рассматривая динамику уровня адекватности за определенный период времени, можно определить, ухудшаются или улучшаются показатели конкретного товара или ассортиментной группы, оценить их значения по отношению другим товарам (ассортиментным группам). Это даст возможность выявить лидеров и аутсайдеров ассортимента и предпринять корректирующие действия, в зависимости от стадии жизненного цикла.
При принятии решения о новом товарном направлении, оно более перспективно для предприятия, если у него высокий коэффициент адекватности рынку. И чем ниже коэффициент адекватности, тем быстрее у предприятия возникнут проблемы, которые приведут к необходимости замены товарного направления, инвестирования в новые технологии или отказа от его продажи.
Таким образом, используя опыт руководителей и специалистов в совокупности с предложенным комплексным показателем, можно сформировать такую структуру ассортимента, при которой предприятие будет функционировать достаточно устойчиво.
Эффективная реализация предложенной методики возможна только при наличии в организации системы раздельного учета постоянных и переменных расходов. Данную систему лучше всего строить на основе создания центров ответственности за формирование соответствующей категории затрат.
Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также по функциям, выполняемым каждым центром.
Центр затрат представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Как правило, центр ответственности за затраты связан с выполнением определенных функций, не имеющих четко выраженного измерителя объема деятельности. Центры затрат могут входить в состав других центров ответственности или существовать обособленно.
В рассматриваемой организации, которая отличается небольшими размерами, лучше формировать центр затрат, входящий в состав другого центра ответственности. При этом центр затрат будет входить в центр ответственности по ассортименту – отделу по работе с клиентами.
Таким образом, методы управления ассортиментом «Золотая антилопа» в Хабаровске содержат недостатки и требуют совершенствования. Это касается в первую очередь финансового обоснования ассортимента. Традиционный подход, использующийся при обосновании ассортимента, основывается на принципе максимизации прибыли, Основные его недостатки заключаются в том что, при его использовании практически не учитываются рыночные факторы, а также различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Предложенный метод «директ-костинга» является более подходящим в этих условиях и исключает данные недостатки. Он учитывает цели бизнеса, его ресурсы и внешние условия. Для учета последних в методике «директ-костинга» используется показатель адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некому эталонному образцу, который соответствует наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.
3.2. Совершенствование методики планирования ассортимента
Эффективная ассортиментная политика в основном зависит от умения планировать ассортимент, прогнозировать с высокой вероятностью структуру потребительского спроса.
В отделе по работе с клиентами «Золотая антилопа» в Хабаровске при планировании ассортимента опираются в основном на простые экономико-статистические методы (линейный, метод экстраполяции). В то же время наиболее точный прогноз структуры потребительского спроса, а значит и плановая структура товарного ассортимента, формируются только при одновременном использовании различных подходов и методов к прогнозированию (рис.3.2).
Рис.3.2. Подходы и методы прогнозирования товарной структуры потребительского спроса
Генетический подход к прогнозированию потребительского спроса основывается на инерционном характере его развития, т.е. на оценках устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесения зависимостей прошлого и настоящего на будущее. Он объединяет экономико-статистические модели: трендовые и факторные модели оценки и прогнозирования спроса.
При использовании одних трендовых моделей прогнозирования спроса предприятие не сможет вскрыть внутренние взаимосвязи процесса изменения спроса и факторов, формирующих его уровень и динамику. Поэтому они должны быть дополнены использованием факторных моделей оценки и прогнозирования спроса, при этом предпочтение лучше отдавать именно многофакторным моделям. В качестве особого инструмента моделирования и прогнозирования потребительского спроса необходимо использовать коэффициенты эластичности спроса. При выполнении прогнозных расчетов спроса на товары на предстоящий год принятая величина коэффициента эластичности спроса умножается на прогнозируемый темп прироста денежных доходов на душу населения или другого фактора спроса.
Нормативное прогнозирование необходимо для определения стратегических задач на основе заранее заданных критериев и норм. Данным метод ориентирован на долгосрочную перспективу. Он заключается в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных предположений о склонности к потреблению, уровня личных доходов, с учетом прошлых и настоящих тенденций, рациональных норм потребления. Однако нестабильность развивающейся экономики делает невозможным обоснование нормы потребления.[10]
Заключение
Как видно из проделанного анализа, ассортимент игрушек довольно широк, однако отсутствуют следующие виды игрушек, которые на мой взгляд должны быть в ассортименте магазина «Золотая антилопа».[11].
Понятно, что есть какие-то группы товаров, где китайцы сильны, игрушки например. Я вообще не знаю, существуют ли в мире какие-то еще игрушки, кроме китайских. Lego, наверное, единственное исключение. То же самое касается одежды и обуви. В США каждая вторая продаваемая пара обуви – китайского производства. Но ведь понятно, что можно купить рубашку за $10 и, если она на следующий день порвется, выбросить и купить новую, особо не расстраиваясь. Когда же речь идет о крупных покупках, потребитель предпочитает быть уверенным в качестве, а также иметь возможность получать в случае чего гарантийное обслуживание.
Альбина Ермакова, генеральный директор сети магазинов "Маленький гений":
– Я могу сказать, что если бы не китайские игрушки, то ассортимент представленной в наших магазинах продукции был бы намного более скудным. Рознице выгодно сотрудничать со всеми производителями, поскольку от этого зависит ассортимент магазинов. Но вот российским производителям игрушек действительно нужно опасаться китайских конкурентов. Пока что китайцы развиваются лучше них и чаще предлагают доступную продукцию по хорошей цене. Если вдуматься, то все мировые брэнды делаются в Китае. Китайские игрушки представлены в лучших магазинах мира. Если мы хотим, чтобы хорошие брэнды делали и в России тоже,нам надо активно совершенствоваться.
Список литературы
1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров/ Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.-784с.
2. Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.
3. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. – 135 с.
4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – с.341.
5. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 640 с.
6. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. - 645 с.
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 479 с.
8. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Учебник. Шевченко В.В. и др., М., Инфра-М, 2001.-547с.
9. Товароведение непродовольственных товаров / Под ред. Сыцко В.Е., Миклушова М.Н. – Минск, 1999;
10. Торговое дело: экономика и организация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Приложение
Прайс-лист продукции, реализуемой магазином «Золотая антилопа» с 1 января 2006 года
№ |
Наименование товара |
Производитель |
Цена, руб. |
1.
|
Мягкая игрушка «Мишка» |
Россия |
348 |
2.
|
Мягкая игрушка «Собака» |
Россия |
756 |
3.
|
Мягкая игрушка «Поросенок» |
Россия |
568 |
4.
|
Мягкая игрушка в ассортименте |
Китай |
450 |
5.
|
Набор мягких игрушек «Поросята» |
Россия |
463 |
6.
|
Кукла «Барби» |
Китай |
156 |
7.
|
Кукла «Пупсик» |
Китай |
359 |
8.
|
Кукла «Барби с семьей» |
Китай |
267 |
9.
|
Мебель для домика «Барби» |
Китай |
517 |
10.
|
Кухонная мебель для «Барби» |
Китай |
358 |
11.
|
Домик для «Барби» |
Китай |
869 |
12.
|
Машина гоночная |
Россия |
589 |
13.
|
Машина гоночная |
Китай |
496 |
14.
|
Машина гоночная маленькая в ассортименте |
Китай |
196 |
15.
|
Игра настольная «Динозавры» |
Россия |
268 |
16.
|
Игра настольная «Биржа» |
Россия |
358 |
17.
|
Игра настольная «Барби» |
Китай |
453 |
18.
|
Игра настольная «Золушка» |
Россия |
289 |
19.
|
Кубики детские пластмасса |
Китай |
150 |
20.
|
Кубики детские дерево |
Россия |
216 |
21.
|
Погремушки в ассортименте |
Китай |
45 |
22.
|
Велосипед детский |
Россия |
1050 |
23.
|
Велосипед детский |
Китай |
1250 |
24.
|
Велосипед «Школьник» |
Россия |
1560 |
25.
|
Велосипед «Кама» |
Россия |
2140 |
26.
|
Лошади малые в ассортименте |
Россия |
156 |
27.
|
Лошади средние в ассортименте |
Россия |
265 |
28.
|
Лошади большие в ассортименте |
Россия |
358 |
[1] Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.
[2] Технология швейных изделий по индивидуальным заказам. -М.: Легпромбытиздат, 2001.-236с.
[3] ГОСТ 25779-90 «Игрушки»- Издательство стандартов СССР, 1990.
[4] Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. – 176 с.
[5] Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.
[6] Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. – 82 с.
[7] Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. – 58 с.
[8] Цена представлена как средняя по товарной группе за соответствующий набор
[9] Товароведение непродовольственных товаров / Под ред. Сыцко В.Е., Миклушова М.Н. – Минск, 1999;
[10] Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – с.341.
[11] Торговое дело: экономика и организация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997.