1. Сущность и оценка театральной деятельности

1.1. Основные задачи  в области культуры и искусства

Cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле.[1]

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом - народом (этносом, этноконфессиональной общностью). Любая культура делится на составные части (элементы) и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.

Структурно культура включает: особенности способов поддержания жизнедеятельности общности (экономика); специфику способов поведения; модели взаимодействия людей; организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности; формирование человека как культурного существа; часть или подразделение, связанные с "производством", созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.

Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Впервые в литературе слово “культура” встречается в произведении “Тускуланские диспуты” (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. Этимологически оно восходит к словам латинского языка “возделывать”, “обрабатывать”. В ходе длительной эволюции от Цицерона (“культура ума есть философия”) до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение его содержания.

В универсальной культурно-философской концепции Гердера понятие “культура” характеризуется как применимое к роду человеческому, всему человечеству. Называя становление культуры вторым рождением человека, Гердер писал в своей книге “Идеи к философии истории человечества”: “Мы можем, как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самых краев земли”. Идеи, исторически сформулированные в период от Цицерона до Гердера, образовали теоретическое ядро того гуманистического понимания культуры, которое послужило предпосылкой и исходным пунктом для формирования современного понимания культуры.

Понятие “культура” необходимо раскрывать в его дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий “общественная практика” и “деятельность”, связывающих между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом процессе. В современной отечественной философской литературе понятие “деятельность” предстает как одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческого бытия. Вместе с тем также общепринятым является положение о том, что человек представляет собой “деятельное природное существо”, которое само себя утверждает в мире, в своем бытии. Таким образом, можно сказать, что через понятие “деятельности” выражается специфика социальной формы движения материи.

В современной культурологии и социологии понятие культуры стоит в ряду фундаментальных понятий этих дисциплин. Оно считается столь же важным для анализа социальной жизни и деятельности индивида, как понятие “гравитация” для физики или понятие “эволюция” для биологии. Резко проявившийся интерес к исследованию культуры вызвал лавинообразный рост числа определений культуры: что ни автор, то своя дефиниция, число которых сейчас превышает 500. “Что ни город, то свой норов”, — такими словами можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию в культурологии. Такое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости и сложности понятия культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что существуют религиозная и светская культуры (А. Новицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т.д.) культуры (В. Санги, К. Шилин и др.).

В отечественной культурологии дается следующее ее определение: мировая культура как целое есть способ деятельности, технология ролевого субъекта (человечества), порожденная небиологической (социально-экономической) субстанцией и характеризуемая в своем бытии единством приспособительного, преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов.

К проблеме смыслов культуры нас обращает само понятие культурологии. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает новое качество, которого природный мир не знает - смысл. Проблема смысла, или, правильнее сказать, смыслов культуры является одной из ключевых в современном культурологическом знании. Это обусловлено тем, что любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, и смысловое пространство культуры существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция "я - другое". Смыслы раскрываются в процессе познания трех взаимосвязанных процессов: генерации (производства), функционирования и интерпретации.

Вся культура может быть рассмотрена как пространство, в котором идут процессы смыслообразования, но в нем одновременно присутствуют и взаимодействуют между собой результаты, или продукты этих процессов. Всякий артефакт (то есть, искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.) обладает параметрами значений, которые выражены в тех или иных семиотических кодах культуры (подробнее это рассмотрим в теме "Язык культуры"). То есть, первоначальное переживание кодифицируется в культурном смысле, обретая знаковую форму.

Разумеется, научные подходы требуют объективированного, отвлеченного от человеческой индивидуальности измерения культуры. Но культура - не только музей или архив, культура и человек - одно целое: культура живет в людях, в их деятельности, в их чувствах, а люди, в свою очередь живут в культуре[2]. В культуре и через искусство человек способен реализовать то, что заложено в нем Природой и Богом.

Именно такое свойство культуры как смыслогенез делает ее сферой самодетерминации личности, ибо только культура является смыслообразующим началом и самого человеческого существования. Отсюда следует, что проблема смыслов культуры актуальна не только для науки, но и для индивидуального самосознания.

Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. В функциональном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Опираясь на методологию структурно-функционального анализа, в культуре как системе можно выделить четыре основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений. С этой точки зрения можно выделить следующие функции культуры:

- социализации и инкультурации

- ценностная (аксиологическая)

- коммуникативная

- познавательная (гносеологическая)

- информационная

- деятельностная

- нормативная

- символическая.

Эти функции имеет любая культура, поэтому их можно считать универсальными, но в определенную иерархию они выстраиваются по разному, в зависимости от уникальных особенностей той или иной культуры.[3]

Практически все определения искусства  едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Искусство - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие "общество" многие, хотя и не все, исследователи искусства трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов. Этим понятием описывается жизнь, как животных, так и человека. Можно, конечно, оспаривать такую трактовку, однако она весьма распространена в культурно-антропологической традиции, прежде всего США. Поэтому более целесообразно использовать понятие "искусство" для выражения специфики человеческого бытия.

Разноплановые определения понятия "искусство" связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями. Первым определение понятию дал классик эволюционистского направления Э.Тайлор. Он рассматривал искусство в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т. д. Такое представление о искусстве накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места искусстве как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной искусства (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).

Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия "искусство" и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. "Искусство состоит - согласно им,- из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах – материалистическое понятие. Сущностное ядро искусства составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы"'.[4] В данном определении искусство есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании искусства в  соответствии с таким подходом к определению.

Л.Уайт же в определении искусства прибегал к предметно-вещественному толкованию. Искусство, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Искусство для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений.

Проблеме определения искусства была специально посвящена книга А. Крёбера и К. Клакхона "Искусство, критический обзор определений" (1952), в которой авторы привели около 150 определений искусства. Успех книги был огромный, поэтому во второе издание этого труда вошло уже более 200 определений искусства. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении искусства, подчас становящуюся исходной установкой для того или иного типа культурологической теории. Наряду с определениями искусства Л.Уайта, А. Крёбера и Э. Тайлора существует еще ряд типов определений.

Так называемые нормативные определения искусства связаны с образом жизни общности. Так, согласно К. Уисслеру, "образ жизни, которому следует община или племя, считается искусством... Искусство племени есть совокупность верований и практик...".

Большую группу составляют психологические определения искусства. Например, У. Самнер определяет искусство "как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям". Р.Бенедикт понимает искусство как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново. Специфическую точку зрения на искусство выразил Г. Стейн. По его мнению, искусство - это поиски терапии в современном мире. М. Херсковиц рассматривал искусство "как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество".

Особое место занимают структурные определения искусства. Наиболее характерное из них принадлежит Р. Линтону:

а) Искусство - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества;

б) Искусство - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".

К структурным можно отнести также определение, данное Дж. Хонигманом. Он полагал, что искусство состоит из двух типов явлений. Первый - "социально стандартизованное поведение-действие, мышление, чувства некоторой группы".

Второй - "материальные продукты... поведения некоторой группы". В результате краткого обзора типов определений (на самом деле типов существует еще больше: генетическое, функциональные определения...) можно сделать вывод, что речь в них все же идет о форме организации жизни человека, ее особенностях, принадлежащих различным народам.

В современной культурологии (так же, как и в антропологии 50-60-х годов) существует одна важная дискуссионная проблема - о статусе понятия "искусство": как понятие "искусство" соотносится с явлениями, объектами действительности, которые оно описывает. Одни считают, что понятие искусства (так же, как понятие этноса и некоторые другие общие категории-универсалии) есть лишь чистые идеальные типы, абстракции, существующие в головах индивидов (в данном случае культурологов), логические конструкты, с трудом поддающиеся соотнесению с конкретной исторической реальностью. Другие (среди них в первую очередь следует назвать основателя культурологии Л.Уайта) придерживаются мнения о предметно-вещественном характере искусства, что, кстати, и выражают в определениях, рассматривая искусство как класс предметов, явлений... и соотносят тип искусства непосредственно с соответствующими явлениями социальной действительности.

Особенность искусства как раз в том и состоит, что некоторые ее элементы и феномены существуют как идеи (идеальные образования), разделяемые всеми членами данной этнокультурной общности. Идеи или образы могут объективироваться, овеществляться в словах, сказаниях, в письменной форме в виде эпоса или произведений художественной литературы и т. д. Само понятие "есть" или "существовать" в применении к искусстве означает не только вещественно-материальное бытие, но идеальное, образное функционирование – идеалистическое понятие. Искусство предполагает наличие особой субъективной реальности, самым простым примером которой является особое мироощущение, или менталитет. Поэтому, рассматривая, в принципе очень сложный, вопрос соотношения понятия искусства с исторической действительностью, надо помнить, что социальная реальность человека имеет два измерения - предметно-вещественное и идеально-образное.[5]

1.2. Показатели  оценки искусства

         При оценке искусства и культуры  необходимо использовать  ряд показателей, которые будут характеризовать  состояние объектов искусства и культуры  в динамике. Так в таблице 1.1  приведены показатели оценки культуры и искусства на  территории г. Барнаула за 2003- 2004 годы

Таблица 1.1

Показатели оценки искусства на территории Барнаула за 2003- 2004 годы

№ п/п

П О К А З А Т Е Л И

Единица измерения

2003г.

2004 г.

Темп роста, (снижения) ( % )

I. СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1.

Дворцы культуры  - в с е г о

ед.

7

7

100

- в них мест

мест

4250

4250

100

в том числе:

Дворцы культуры в муниципальном ведении

ед.

3

3

100

- в них мест

мест

1350

1350

100

2.

Обеспеченность населения зрительскими местами в учреждениях клубного типа

мест на 1 тыс.жителей

в % к нормативу

5,9

 

39,2

5,9

 

39,0

100

 

99,5

3.

Кинотеатры

ед.

6

5

83,3

-в них мест

мест

3890

3100

79,6

- количество зрительных залов в кинотеатрах

ед.

9

6

66,7

- обеспеченность населения зрительскими залами кинотеатров

залов на 100 тыс. жителей

в % к нормативу

1,2

 

20,7

0,83

 

13,8

69,2

 

66,5

4.

Массовые библиотеки - в с е г о

ед.

53

51

96,2

в том числе:

ед.

42

42

100

- в муниципальном ведении.

 

 

 

 

Библиотеки, входящие Централизованную библиотечную систему, в них библиотечный фонд

ед.

тыс. экз.

20

793,6

20

800,9

100

100,9

Библиотеки, входящие в Централизованную детскую библиотечную систему, в них библиотечный фонд

ед.

тыс. экз.

22

709,3

22

705,8

100

99,5

5.

Филармония

ед.

1

1

100

6.

Музеи

ед.

1

2

200

Обеспеченность города музеями

в % к нормативу

10

20

200

Основной фонд экспонатов в нем

тыс. экз.

30,2

30,6

101,3

7.

Картинная галерея

Основной фонд экспонатов в ней

ед.

тыс. экз.

1

7,6

1

7,9

100

104

8.

Фонд историко-культурных памятников

ед.

1

1

100

9.

Музейно-выставочный комплекс

ед.

1

1

100

10.

Профессиональные театры

ед.

3

3

100

в них мест

мест

1250

1250

100

Обеспеченность населения зрительскими местами в профессиональных театрах

мест на 1 тыс. жителей

в % к нормативу

1,7

43,2

1,7

43

100

99,5

11.

Парки культуры и отдыха

ед.

5

5

100

Обеспеченность населения парками культуры и отдыха

в % к нормативу

100

100

100

12.

Количество аттракционов в парках культуры и отдыха и на площади города - в с е г о ,

ед.

42

42

100

в том числе:

Центрального района

ед.

16

16

100

Автозаводского района

ед.

20

20

100

Комсомольского района

ед.

6

6

100

 

13.

Учреждения дополнительного образования - в с е г о

ед.

22

22

100

Количество учащихся и студентов в них,

чел.

7686

7656

99,6

в том числе:

 

 

 

 

- Музыкальное училище

в нем студентов

ед.

чел.

1

273

1

276

100

101,1

- Колледж искусств

в нем учащихся

ед.

чел.

1

950

1

915

100

96,3

- Лицей искусств

в нем учащихся

ед.

чел.

1

1032

1

1100

100

106,6

- Детские музыкальные школы

в них учащихся

ед.

чел.

7

2640

7

2562

100

97,1

- Детские школы искусств

в них учащихся

ед.

чел.

5

1527

6

1710

120

112

- Детские художественные школы

в них учащихся

ед.

чел

3

394

3

394

100

100

- Детская музыкально-хоровая школа

в ней учащихся

ед.

чел.

1

245

1

245

100

100

- Детская музыкально-художественная школа

в ней учащихся

ед.

чел.

1

303

1

303

100

100

-Детская художественная школа “Керамика”

в ней учащихся

ед.

чел.

1

151

1

151

100

100

-Детский музыкальный центр

в нем учащихся

ед.

чел.

1

171

-

-

-

-

II. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

1

Количество культурно-массовых мероприятий - всего,

ед.

403

408

101,2

в том числе:

- фестивалей

ед.

10

10

100

- массовых праздничных мероприятий

ед.

11

11

100

- конкурсов и концертов художественной самодеятельности

ед.

382

387

101,3

2

Количество спектаклей, показанных театрами города - в с е г о ( с учетом выездных ),

ед.

747

837

112

в том числе:

- драматическим театром “Колесо”

ед.

251

256

102

- театром кукол

ед.

296

351

118,6

- театром юного зрителя “Эксперимент”

ед.

200

230

115

Число зрителей, посетивших театры - в с е г о ( с учетом выездных ),

 

тыс. чел.

 

213

 

173,2

 

81,3

в том числе:

- драматический театр “Колесо”

тыс. чел.

105

113,6

108,2

- театр кукол

тыс. чел.

44,5

46,5

104,5

- театр юного зрителя “Эксперимент”

тыс. чел.

63,5

13,1

20,6

3.

Обновление репертуара в театрах:

 

 

 

 

Количество новых спектаклей - в с е г о,

ед.

12

13

108,3

в том числе:

- драматическим театром “Колесо”

ед.

4

6

150

- театром кукол

ед.

4

3

75

- театром юного зрителя “Эксперимент”

ед.

4

4

100

 

4.

Количество мероприятий, проведенных в краеведческом музее - всего,

ед.

511

1170

229

в том числе:

- выставок

ед.

13

28

15

- лекций, экскурсий и других мероприятий

ед.

551

1142

207

Число зрителей, посетивших краеведческий музей

тыс. чел.

100

104,5

104,5

 

5.

Количество мероприятий, проведенных в картинной галерее- всего,

 

ед.

 

231

 

158

 

68,4

в том числе

- выставок

ед.

29

27

93

- экскурсий

ед.

202

131

64,9

Число зрителей, посетивших картинную галерею

тыс. чел.

152

137,3

90,3

6.

Количество концертов, проведенных филармонией - в с е г о,

ед.

257

233

90,7

в том числе

-собственным симфоническим оркестром

ед.

40

185

в 4,6 раз

Число зрителей, посетивших филармонию

тыс. чел.

85,3

31,6

37

III. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ ГОРОДА

1.

Книжный фонд - в с е г о

в том числе в детских библиотеках

тыс. экз.

 

тыс. экз.

1502,9

 

709,3

1536,7

 

705,8

102,2

 

71,6

2.

Количество читателей - всего,

в том числе детей

тыс. чел.

тыс. чел.

125,5

52,6

130,4

54,5

103,9

103,6

3.

Книговыдача,

в том числе в детских библиотеках

тыс. экз.

 

тыс. экз.

2644,3

 

1153,8

2718,1

 

1152,4

102,8

 

99,9

4.

Количество посещений - всего,

в том числе в детских библиотеках

тыс. раз

 

тыс. раз

755,8

 

348,4

801,2

 

363,3

106

 

104,3

5.

Средняя посещаемость одним читателем - всего,

в том числе в детских библиотеках

раз

 

раз

6

 

6,6

5,8

 

7,0

96,7

 

106

6.

Средняя читаемость на одного читателя - всего,

в том числе в детских библиотеках

экз.

 

экз.

21,1

 

21,9

20,6

 

21,0

97,6

 

95,9

7.

Книгообеспеченность на одного читателя - всего,

в том числе в детских библиотеках

экз.

 

экз.

12

 

13,5

10,6

 

12,9

8,3

 

95,6

         Проводим оценку основных показателей. Как видно из таблицы 1.1:

- число наиболее крупных дворцов искусства на территории края практически не изменилось и осталось равным  7 ед.

- число кинотеатров сократилось на 17 % или на 1единицу, что является отрицательной тенденцией

- число массовых библиотек также сократилось на 2 единицы или на 4 %, что также является отрицательной тенденцией и свидетельствует об отсутствии соответствующего финансирования в крае

- филармония осталась 1

- число наиболее крупных музеев выросло  с 1 до 2 или на 100%

- обеспеченность города музеями выросла на 100 %

- при этом увеличился основной фонд экспонатов в них на 1 %

- картинная галерея в городе – 1, однако вырос основной фонд экспонатов на 4 % или на 0,3 тыс. ед.

- не изменилось количество таких учреждений как фонд историко- культурных памятников ( 1 ед), музейно- выставочный комплекс (1 ед),  профессиональные театры (3 ед)

- снизилась обеспеченность населения зрительскими местами в профессиональных театрах на 0,5 %, что является отрицательной культурной тенденцией

- не изменилось количество парков культуры и отдыха (22 ед.), а также – учреждений дополнительного образования  (22 ед.)

         При оценке культурных мероприятий, проводимых в городе можно сделать следующие выводы:

- количество культурно- массовых мероприятий выросло с 403 до 408  или на 1,2 %

- резко выросло количество спектаклей с 747 до 837 ед. или на 12 %

- однако резко снизилось число зрителей, посетивших театры  с 231 до 173,» тыс. чел. или на 19 %

- повысилось обновление репертуара в театрах с 12 до 13 ед. или на 8,3 %

- резко увеличилось количество мероприятий, проведенных в краеведческом музее с 511 до 1170  ед. или  в 2,29 раза.

- уменьшилось количество мероприятий в картинной галерее с 231 до 158 ед. или на 32 %

- уменьшилось количество концертов с  257 до 233 ед. или на 10 %

         При оценке показателей  библиотечных систем города :

- книжный фонд  вырос незначительно  с 1502,9 тыс. экз. до 1536,7 тыс. экз. или на 2,2 %

- количество читателей увеличилось также незначительно с 125,5 до 130,4 тыс. чел. или на 3,9 %

- книгообеспеченность на одного читателя упала с 12 до 10,6  экз. или на 8,3 %

         Таким образом, по большинству показателей культуры и искусства  в городе Барнауле, можно сделать вывод об упадке культурного уровня  в 2004 году по сравнению с 2003 годом. На основании проведенных исследований необходимо реализовать мероприятия по развитию культурно- духовной сферы в городе Барнауле.

         1.3. Основные направления анализа ситуации в сфере искусства

   Любое сложное явление общественной жизни не может быть оценено однозначно «хорошо» или «плохо», поскольку в нем может быть и то и другое. Многое зависит от критериев оценки. Так, в духовной культуре любого общества различаются два одинаково реальных облика: облик устойчивости, гармонии, единодушия, и облик перемен, конфликтов, напряженности и нерешенных проблем. Это следует иметь в виду при анализе и оценке состояния культуры любого общества, в том числе и нашего.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье – причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия – злая поросль на почве бездуховности.

Сегодня на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие очаги культуры закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство оставшихся, чтобы не угаснуть совсем, вместо того, чтобы нести людям искусство и творчество, вынуждены заниматься коммерцией.

Возрождение и дальнейшее развитие культуры и нравственности является важнейшим условием  обновления нашего общества. Но культура не стоит на месте, она постоянно изменяется. Отсюда возникает вопрос: какую культуру нам следует возрождать?

Ответить на вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь ни в одном обществе не существует единой «истинной», «правильной», «идеальной» культуры. Нельзя из культурного наследия, складывающегося веками, что-то вычеркнуть, что-то оставить только по идеологическим соображениям. Как правило, жизнь сама отбирает наиболее ценные в нравственном и эстетическом смысле произведения. Чаще всего идеализация прошлого имеет место тогда, когда не хотят или не умеют по-настоящему оценить современные достижения.

В наше время новый, гуманный уклад жизни, основанный на лучших национальных традициях прошлого и настоящего, пока ещё робко, но прокладывает себе дорогу, отбрасывая все то, что мешало людям развивать их духовный мир, облагораживать повседневную жизнь, творить по законам красоты и нравственной чистоты.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности, - проблема общепланетарная, имеющая в каждой стране свои особенности. Для нашей страны эта проблема стоит наиболее остро. Борьба с религией, принявшая в 30-е годы прошлого столетия  характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение церквей, в последующие годы заодно были снесены часть Китайской городской стены, Красные ворота и т.д.  Д.Лихачев заметил, что до известных пределов утраты в природе восстановимы. Иначе дело обстоит с памятниками культуры. Их утраты, как правило, невосполнимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, каждый памятник разрушается навсегда.

С помощью новейших достижений НТР, средств массовой информации духовные ценности, накопленные человечеством, становятся более доступными, но каждому человеку еще нужно «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно богаче. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только развлекательность, не найдя её, легко находит заменитель. Культура организует человеческую жизнь, культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять социально значимые роли. Культура, нравственность создаются людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения культурных ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование её поведения. Поэтому возрождение культурных и нравственных ценностей - одна из значимых задач любого общества, народа, государства.[6]

На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания в России, которые становятся направления анализа в сфере культуры сегодня. К таким направлениям можно отнести:

 1. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

3. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры.

4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

5. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

6. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие - необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие - необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.[7]

Список литературы

1.     Войтова С. А., Зубань Е. Н. Трудовая этика и управление в различных культурах. М.: 2001. – 342с.

2.     Уледов А. К. Духовное обновление общества. М.: 2000. – 178 с.

3.     Ерасов Б. С. Социальная культурология. М..: 2000. – 278 с.

4.     Ионин М. Г. Социология культуры. М.:2001. – 167 с.

5.     Культурология – история мировой культуры \Под редакцией профессора А.Н. Марковой. Москва «Культура и спорт». Издательство объединение «ЮНИТИ», 2000.- 563 с.

6.     Лаврентьев В. Д. Культура и современное общество. – Киев: ВЭВЭР, 2002. – 209 с.

7.     Макаренко С. Т. Особенности развития культурной политики в России. – М.: Наука, 2003. – 305 с.

8.     Осипов А.Г. Сибирь и НТР: Исторический аспект. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 2001. – 128 с.

9.     Основы социологии. Курс лекций под ред. А. Г. Эфендиева. М.:2000. – 277 с.

10.                       Рукавишников В. и др. Политические культуры и социальные изменения. М.: 2001. – 199 с.

11.                       Рогоцкий П. Д., Анненкова М. В. Современные направления социальной политики. – СПб.: Питер, 2003. – 231 с.

12.                       Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.:2001. – 266 с.

13.                       Социальная политика: Учебник / под общей редакцией Н. А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2003. – 318 с.

14.                       Социологический словарь. Минск, 2000. – 222с

15.                       Человек и общество. Основы современной цивилизации. М.: 2000. – 355 с.


[1] См. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2001.

[2] Розин В.М. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 2001. стр. 16 – 19.

[3] См. Введение в культурологию. Воронеж, 2003.

[4] Kroeber A.L., Ktuckhohn Cl. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y.,1952. P. 112.

[5] Белик А.А. - Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,2003. стр. 6 – 8.

[6] Обществознание./Под ред. Сербиновского Б.Ю., Ростов-на-Дону, 2002. – С. 207

[7] Кохановский С.Н. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 173