Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы организационного развития. 5
1.1. Сущность и содержание организационной науки. 5
1.2. Этапы развития организационной науки, основные теории и подходы.. 13
1.3. Основные принципы теории организации. 23
2. Анализ деятельности предприятия с точки зрения организационной науки. 32
2.1. Краткая характеристика предприятия. 32
2.2. Исследование организационной структуры предприятия. 32
Заключение. 36
Список литературы.. 38
Введение
Данная работа является весьма актуальной для изучения, поскольку позволяет рассмотреть основополагающие аспекты управления любой организацией. Организация — это одно из самых древних общественных образований на Земле. Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, (фабриканты, заводчики и т.д.). Постепенно расширялся состав общественных организаций. Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени устойчивый общественный интерес к управлению социальными системами способствовал развитию всех направлений научных исследований в данной сфере, в том числе и организаций. Организацию можно рассматривать как процесс и как явление.
Термин «организация» происходит от лат. «organizo» - сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур. Термин «организации» имеет множество производных, например, организация производства, организованный человек, организатор, профсоюзная организация, дезорганизация и др.
Организации изучаются многими науками: экономическими, техническими, социологическими, психологическими и др., а также прикладными или специализированными научными дисциплинами, среди которых особо выделяются те, которые ориентированы на управленческие аспекты. Иначе говоря, организации представляют объекты многих наук, в результате чего создается общее поле научного интереса, межнаучная интеграция, создаются условия для конвергенции, научного синтеза и появляются направления и подходы.
«Теория организаций», так сложилось исторически, относится к теоретическим концепциям зарубежных социологов середины прошлого века («структурно-функциональных» школ Т. Парсонса, Р. Мертона и др.). Но заложенные в них и чрезвычайно популярные в то время системологические идеи уготовили им не вполне «социологическое» будущее. В дальнейшем, развиваясь, они все больше заявляли о себе как о межнаучном знании, активно интегрируясь, с одной стороны, с психологическими, а с другой экономико-техническими и «управленческими» науками.
Цель работы рассмотреть основные теории организаций.
Задачи, поставленные в соответствии с целью работы заключаются в следующем:
· проанализировать понятие «организация» разных авторов;
· выявить сходства и различия в трактовках разных авторов;
· изучить основные положения системного подхода в организации;
· провести исследование ООО «Феерия» и ее структуры.
1. Теоретические основы организационного развития
1.1. Сущность и содержание организационной науки
Изучением организации как явления занимается теория организации. Она формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза социальных организаций.
Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное направление — теория организации. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации.
Теория организации — это научная организация организаций.
Цели организационной науки:
1. Изучение принципов построения организации как системы.
2. Изучение и практическое применение принципов, законов и закономерностей организации.
3. Изучение методов построения и развития организации.
4. Получение сведений об организационном аудите.
5. Получение практических навыков по оргпроектированию, формированию организационных процессов и оценке их состояния.
Диалектика развития любой науки идет по следующему пути: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».
Как всякая теория, теория организаций играет роль научного объяснения и предсказания, а также служит для «экономии мышления» – упорядочения и организации знания. Философия и методология науки учит тому, что объект теоретической науки и ее предмет – не одно и то же. Объекты неисчислимы и многообразны по своим свойствам, а их опредмечивание наукой сводит это многообразие к определенному единству, либо с помощью обобщения и систематизации, либо посредством установления принципов и закономерностей, либо, в самом удачном для создателя теории варианте, открытия фундаментальных законов. Весь этот ряд означает восхождение по лестнице абстракции.
К сожалению, как теоретическое знание теория организаций во всех своих версиях далеко от совершенства: организации – слишком сложные объекта, а сама теория относительно молода. Качество теории зависит от того, насколько удачно в ней установлена необходимая дистанция объекта и предмета исследования. Неразличимость предмета и объекта также нежелательна, как и чрезмерная дистанцированность их друг от друга. Когда полагают, что объектом теории организации является все множество организаций, а предметом – организация вообще и законы ее строения, развития и функционирования, то это означает, что теория предельно абстрактна, а ее объяснительная функция реализуется где-то в мировоззренческо-методологических в сферах. Практическая ценность такой теории невелика.
Оценивая объекты теории организации – всевозможные организации, исследователи выбирают между двумя возможными путями. Либо исходят из сложившегося в сознании архетипа – образа «идеальной» организации, либо опираются на некоторый набор имиджей организаций, сформированный опытом. Иллюстрацией этому, последнему варианту служат известные организационные метафоры Г. Моргана, которые играют роль своеобразных эпистемологических предпосылок теории:
Организации – машины. Как и машины, они состоят из множества взаимодействующих частей. Менеджеры видят себя организационными механизмами, соединяющими все части вместе, с тем, чтобы машина делала то, что от нее требуется.
Организации – организмы. Они существуют в среде. Части организации это органы. Менеджеры организма обеспечивают гибкость с тем, чтобы организм мог адаптироваться.
Организация – мозг. Она целиком зависит от интеллекта, способности учиться. Менеджеры призваны усилить информационные способности организации с тем, чтобы она могла бы обучаться.
Организации – культуры. В них действуют идеи, ценности, социальные нормы, ритуалы и вера. С помощью культуры люди творят и воспроизводят мир, в котором живут. Менеджеры – отливщики культурных форм. Они внедряют их в практическую жизнь.
Организации – политические системы. Они носители конфликтов интересов. Партии со своими интересами конфликтуют и, добиваясь власти, «заказывают музыку». Менеджеры – политические деятели сами по себе, но при этом стараются разрешать конфликты по возможности конструктивно.
Организации – «психушки». Люди – заложники своих идей, надежд, стереотипов мышления, порожденных в сфере бессознательного. Менеджеры освобождают индивидов с тем, чтобы организации, где люди «отбывают свои сроки», получали бы выгоду от их творчества.
Организации – изменчивые потоки, сложные сочетания структур и процессов.
Организации – это средство доминации. Этой непривлекательной черте организации обязаны тому, что они имеют власть и контроль над индивидами и обществом.
Любая организация может реально обладать всеми восемью признаками, но в разной степени, в зависимости от ее основного профиля и от той корпоративной идеологии и психологии, которая в них существует. Т.е. в основаниях теории могут быть положены не один, а несколько образов и даже больше чем восемь. Поэтому, когда формируется понятие предмета теории, желание включить в него как можно больше черт и свойств объектов вполне понятно, но, наверное, не всегда оправдано. Еще большая опасность «перебора» появляется тогда, когда исходят из некоторого идеала организации.
Предмет теории организаций, как уже говорилось, отражает уровень системных абстракций, с помощью которых обеспечивается концептуальное единство теории: от простого обобщения и систематизации к выявлению закономерностей и открытию фундаментальных законов организации. В разных версиях теории организации он, естественно, представлен по-разному, но фактически везде – не вполне отчетливо; некоторые авторы избегают прямых формулировок предмета теории организации, заменяя его постановкой основной задачи. Для иллюстрации можно привести небольшой, не претендующий на полноту список:
предмет теории организации – «организационные системы» вкупе с «организационными отношениями»
основополагающая задача теории организации состоит в «изучения влияния индивидуумов и групп людей на функционирование организации, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов»;
в предмет теории организации должны быть включены разные (в зависимости от практических задач) интерпретации объектов – проектные организационные модели.
в качестве предмета теории организации выступает «институциональный (надличностный культурный) аспект функционирования организации».
предметом социологии организаций являются закономерности построения, функционирования и развития деловых организаций
Задача четкого определения предмета теории организации, конечно же, не сводится только к выработке качественных формулировок, к ним вообще не стоит придираться; предмет всегда отражен в структуре теории, ее основных темах, их последовательности и логике их раскрытия.
Если следовать этому принципу, то можно обнаружить три основные версии предмета теории организации. Версия теории организации, в которой основной предмет это «основополагающие законы организации» а все остальное рассматривается как приложение этих законов. Версия теории организаций, где предмет сфокусирован на: «функциях», «целях», «структурах», «средах» организаций, а логика теории строится на выявлении взаимосвязей этих атрибутов. От этой, последней – берет начало третья версия теории организации – «дизайн организаций», рассматривающая теоретические модели организации как исходный материал организационного проектирования.
Несмотря на то, что системное понимание организации является общепринятым, существуют различия версий в представлениях универсума объектов и понимании уровня допустимой абстракции системного подхода, в частности, в выборе масштаба системных объектов.
Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний – менеджмент, социологии, антропологии, психологии и др. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для ХХ века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практике.[1]
В литературных источниках приводиться большое многообразие определений «организации», некоторые из них приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Определения понятия «организации» различных авторов
Трактовка характеризуемой категории |
Автор данного определения |
Выходные данные литературного источника, содержащего данное определение |
Организация – общность, имеющая иерархическое строение и обладающая как минимум двумя компонентами (подсистемами) – объект и субъект управления |
Лапуста И.К. |
Словарь справочник менеджера// под ред. Лапусты – М.: Инфра-М – 1996, с.608 |
Организация – сознательное координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей |
Мильнер Б.З. |
Мильнер Б.З. Теория организации – М.: Инфра-М, 2005 – с.648 |
Организация – внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее автономных частей целого, обусловленное его строением |
Кибанов А.Я. |
Управление персоналом: Энциклопедический словарь// Под ред. Кибанова А.Я. – М. – 1998 – с.219 |
Организация – относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее зафиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий |
Строев Е.С. |
Труд и социальное развитие: словарь – М., 2001 – с.266 |
Организация – тип коллектива, созданного для выполнения определенных намерений или целей и характеризующего формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда |
Д.Джери |
Большой толковый социологический словарь. Том 1 (А-О) – М., 1991 – с.544 |
Организация – объединение людей совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил |
Поздняков В.В. |
Толковый словарь по управлению – М., 1994 – с.252 |
Организация – систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей. |
Семенов А.К. |
Терминология менеджмента: Словарь/ сист. А.К.Семенов, В.И.Набоков – М., 2002 – с.65 |
Организация – одно из многочисленных понятий трудовой организации, при этом ключевым понятием выступает «культура» как личностный компонент членов организации, характеризующий уровень их развития разделяемые ценности. |
Поршнев А.Г. |
Управление организацией: энциклопедический словарь – М., 2001 – с.822 |
Проведем анализ представленных определений.
Все приведенные определения говорят о том, что организация представляет собой некоторую систему: общность, социальное образование, целое, группа или объединение. Чтобы подчеркнуть социальный характер организации, Д.Джери определяет ее как коллектив. Это означает, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой. Этот контекст определяет каждодневное бытовое употребление данной категории, т.к. чаще всего под «организацией» понимается официальное учреждение или общественная структура (предприятие, компания, институт и т.д.), т.е. реально существующая социальная система.
Мильнер Б.З. говорит о «сознательно координируемом» образовании, т.е. имеет ввиду систему управления, где модели взаимодействия, которыми следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Семенов А.К. также высказывает мнение о том, что организация это сознательное объединение. Лапуста также говорит о системе управления: необходимо наличие объекта и субъекта управления. Властные отношения в определении Д.Джери показывают, что организация представляет собой некоторую систему управления.
Организация в понимании Кибанова А.Я. направлено на определение и представление внутреннего строения, структуры, функционально-процедурного разделения, распределения, специализации и взаимодействия составляющих данной системы.
Стоит отметить, что организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем.
У перечисленных авторов прослеживается рассмотрение организации как процесса – совокупность действий, направленных на достижение определенных заранее зафиксированных целей, выполнение определенных намерений. Здесь стоит отметить, что каждая организация имеет, должна иметь генеральную цель – свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Это необходимо для того, чтобы на основе ее определялись цели и задачи, у всех работников были ясные и непротиворечивые представления о выбранном направлении, а также же это вызывает понимание и поддержку участников внешней среды организации.
Стоит отметить, что организация является упорядоченной, имеющей иерархичное строение и определенную структуру системой. Организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленной цели. При проектировании организации обычно используют представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно. Структура определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация.
Еще одним общим признаком организации является наличие определенных правил. Т.е. для организаций свойственны процедуры, которые выступают основаниями, правилами для механизмов достижения зафиксированных целей.
Из этого ряда определений четко выделяется определение Поршнева А.Г., т.к. говоря об организации «ключевым понятием» у него выступает культура, как неотъемлемый элемент организации.
Проанализировав вышесказанное, сформулируем общее определение «организации». Организация – уникальная, специализированная по продукту (результату) социально-экономическая система различных видов деятельности в общей системе человеческой жизнедеятельности. Где уникальность говорит о человеческих ресурсах, причем присутствие более одного человека – социальный характер системы, специализация по продукту показывает целенаправленность деятельности, экономический оттенок показывает, что в данном явлении существует связь с удовлетворением личных потребностей человека.
Таким образом, организация имеет самое непосредственное «органичное» отношение к формированию, функционированию, развитию, отражению и представлению всего, что так или иначе окружает человека и непосредственно составляет его жизнедеятельность.
Действительно, большинство объективных, материальных по своей природе происхождения, систем в процессе жизнедеятельности человека в той или иной степени реально воспринимают его субъективное воздействие. Некоторые, на первый взгляд объективные, материальные системы в действительности были случайно выделены, использованы, целенаправленно организованы человеком или сложились при его непосредственном участии в реально осуществлявшихся природных процессах и условиях.
Многообразие восприятия и употребление термина «организация» вызывает необходимость серьезных научных исследований форм и содержания его выделения, понимания и применения. [2].
1.2. Основные теории организации и подходы
Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний – менеджмент, социологии, антропологии, психологии и др. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для ХХ века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практике.[3]
Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление - Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации – X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория - М. Вебер[4].
Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления была предпринята Ф. В. Тейлором и его последователями. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого - работа, выполняемая в низовом звене организации. Исследования по собственно теории организации стали проводиться на систематической основе в период 1890-1940 гг. наряду с углублением разработок по научному управлению. В центре внимания этих исследований — вся организация, а не работа, производимая отдельными звеньями или членами организации. Были сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности. Значительным вкладом в развитие классической теории явилась разработка бюрократической теории, основы которой содержатся в трудах Макса Вебера. Рассмотрим более детально каждый ключевой раздел классической теории организации.
Основополагающей предпосылкой этого направления классической теории является то, что работа (в частности, работа исполнителей) может и должна изучаться с помощью научных методов. Согласно Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего способа является обязанностью управляющего.
Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:
1) вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
2) с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать образовывать и развивать рабочую силу;
3) тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;
4) обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях.
Эти четыре положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение (в соответствии с утвержденным регламентом), в ходе которого он приобретает необходимые навыки работы. Такой подход противостоит методу волевых решений, когда задачи управляющих и рабочих не четко разделены. Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть увеличен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокращения доли других. Поэтому если и управляющие, и рабочие выполняют свои задачи более эффективно, то доходы и тех и других будут возрастать. Обеим группам следует пережить то, что Тейлор называл «умственной революцией», прежде чем станет возможным широкое применение научного управления. «Умственная революция» будет заключаться в создании атмосферы взаимопонимания руководителей и рабочих на почве удовлетворения общих интересов[5].
Разделение планирования работ и их выполнения. Это разделение двух функций базируется на специализации труда как руководителей, так и рабочих, и на рациональном подходе к формированию иерархии управления в организациях. На каждом уровне организации происходит специализация функций. Разделяя планирование работ и их выполнение, производственные организации образуют отделы планирования, задача которых — выработка точных ежедневных предписаний для управляющих. Тейлор, однако, пошел дальше и обосновал необходимость специализации руководителей низовых звеньев — групп исполнителей.
Функциональное руководство группой. Концепция функционального руководства группой состоит в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника управляющего и ниже) имел столько функций, сколько он может выполнить. Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низовой группы сводятся к деятельности и по планированию, и по управлению. Тейлор отмечал, что деятельность по планированию должна выполняться в департаментах планирования служащими, специализирующимися на этих вопросах. Он выделял четыре различные подфункции, которые должны выполняться четырьмя различными индивидами: служащий по порядку и направлению работы, служащий по инструкциям, служащий по времени и стоимости и служащий по соблюдению цеховой дисциплины. Управленческая деятельность должна была проявляться на уровне цехов и проводиться четырьмя различными лицами: начальником смены, приемщиком, руководителем ремонтной мастерской, руководителем по нормированию.
Функциональное руководство группой породило специализацию управляющих. Предполагалось, что производственный процесс улучшится, так как ни сам рабочий, ни один из руководителей группы не может быть специалистом по всем подфункциям. Вместе с тем рабочий, который пытается следовать инструкциям всех специализированных руководителей, с трудом может удовлетворить их всех. Громоздкость такого организационного устройства, несомненно, объясняет его малое распространение в промышленности. Однако следует признать, что функции планирования производства уже в других формах существуют в современной промышленности, а в функциях промышленного проектирования и кадрового состава можно найти функции руководителя по нормированию и по соблюдению цеховой дисциплины[6].
Исследование в действии и во времени. Важнейшей чертой научного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предположили, что способ улучшить работу, а именно сделать ее более эффективной, состоит в определении: 1) наилучшего пути выполнения задания; 2) стандартного времени его выполнения. Взаимосвязь между исследованием действия и временем настолько тесна, что отделить одно от другого невозможно. Например, Тейлор проанализировал работу с точки зрения предпочтительности действий. Определение стандартов времени на выполнение задания без определения возможностей улучшения задания представляет собой напрасный труд.
Совершенствование работы включает анализ внешней среды и условий, при которых работа совершается. Цель исследования действия состоит в определении предпочтительного метода работы с учетом используемого сырья, плана производства, порядка работы, инструмента, оборудования, месторасположения работы и требуемого ручного труда. В этом контексте исследование в действии и во времени является частью общего процесса усовершенствования работы. Для того чтобы исследование в действии и во времени было значимым и эффективным, его следует соединить с исследованием плана завода, материальных потоков, проектно-конструкторских работ и плана расширения работ.
Исследование движения — это процесс, в ходе которого исследуется движение основных элементов, относящихся к машинам и инструментам, необходимым для выполнения работы. Техническая сторона такого исследования обоснована Ф. Гилбретом с целью упрощения работ, поиска способов ликвидации, соединения или изменения излишних движений.
Временное исследование —это фиксация времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный способ ее решения. Имеются два метода исследования во времени, которые заменяют произвольные оценки руководителей — хронометрирование и нормирование.
Хронометрирование требует, чтобы исследователь изучил задачу и определил временные элементы, которые могут состоять из одного или ряда взаимосвязанных частей. Важно, чтобы каждый временной элемент не зависел от предыдущего и последующего элементов.
Нормирование является современным методом, который, естественно, вытекает из исследований Тейлора и Гилбрета. В данной системе допускается, что для всех основных видов работ (безотносительно к ситуации) существует установленное время.
Премиальная система заработной платы. Интегральным аспектом определения стандартных методов и времени является система заработной платы. Тейлор, например, предложил, что рабочие должны получать заработную плату пропорционально своему вкладу, т. е. сдельную оплату. В то же время он считал, что рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, чем те, кому не удалось выполнить норму. Предлагая дифференциальную сдельную оплату труда, Тейлор исходил из того, что основным мотивационным фактором для работника является возможность зарабатывать деньги. Дифференциальная сдельная оплата стимулирует рабочих прилагать большие трудовые усилия[7].
Точка зрения Тейлора оспаривалась Ганттом, который полагал, что каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе. Идеи Гантта воплотились в премиальную систему заработной платы. Согласно его теории, рабочему будет гарантирована недельная заработная плата безотносительно к выработке. Но как только рабочий перевыполняет норму, он заработает премию плюс более высокую оплату единицы продукции за сверхнормативную выработку.
Отбор и обучение. Сторонники теории
научного управления считали
важнейшей задачей руководителя отбор людей, способных отвечать требованиям
работы, а затем их обучение, с тем чтобы они могли выполнять работу, как предписано.
Прежде рабочие учились новой профессии у опытных рабочих; традиционные рабочие привычки передавались от одного к другому.
Руководители предприятий не рассматривали обучение как свою функцию.
Систематизированные, научно
обоснованные методы отбора кадров отсутствовали. К
Обучение рабочим профессиям заранее
намеченными способами является важной частью научного управления. Без обучения
усилия по улучшению
работы будут напрасны. Гантт в
Традиционная теория организации обращала внимание главным образом на отдельные элементы организации и рассматривала методы, позволяющие разделить ее деятельность на отдельные задачи или рабочие операции. Она не уделяла достаточного внимания взаимным связям и интеграции деятельности элементов организации. Не продвинулась в этом направлении и неоклассическая теория, которая стремилась в традиционную механистическую модель организации включить человека с его мотивами, устремлениями, желаниями и ограничениями. Ни один из этих подходов не дает возможности создать интегрированную, системную модель организации.
Все большее внимание привлекает идея, что наиболее полезный путь к изучению организаций состоит в том, чтобы рассматривать их как системы. Этот новый взгляд стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимозависимых частей и переменных, и рассматривает предприятие в целом как социальную систему, входящую в состав более широкой системы - общества. Этот взгляд отражен Парсонсом в его определении организации: «Представляется целесообразным определить организацию как социальную систему, которая организована для достижения определенной цели; достижение этой цели является одновременно исполнением одной из функций еще более широкой системы, а именно – общества».
Современная теория организации и общая теория систем тесно связаны между собой, причем теория организации является самостоятельным элементом общей теории систем. Как теория систем, так и теория организации изучает общие свойства организации как единого целого.
Современная теория организации в различных аспектах рассматривает как каждую подсистему отдельно, так и их взаимоотношения. Традиционная теория управления организацией уделяла главное внимание иерархической пирамиде работ и задач, подчеркивая вертикальные связи в этой пирамиде.
Современная теория управления, напротив, рассматривает всю систему как совокупность составляющих ее подсистем и различных элементов, взаимодействующих и связывающихся между собой. Здесь учитываются не только вертикальные, но также горизонтальные и пересекающиеся связи. В современной организации именно эти связи становятся исключительно важными. Функция горизонтальных связей состоит в упрощении решения проблем, возникающих вследствие разделения труда. Их природа и особенности определяются членами организации, которые имеют различные организационные подцели, но взаимозависимая деятельность которых требует «взаимосцепления». Отдельные компоненты предприятия объединяются в жизнеспособную, эффективно действующую систему с помощью функции организации. Более сложные взаимоотношения людей приводятся в порядок, в систему в результате процесса организации. Таким образом, принципы организации приобретают жизненно важное значение для системного подхода. Функция организации является основным средством, или “связующим посредником”, с помощью которого отдельные трудовые и материальные ресурсы соединяются вместе, чтобы образовать интегрированную, работоспособную систему.
У. Р. Скотт, подводя некоторые итоги истории развития теории организаций, классифицировал известные концепции теории организации по четырем системным признакам: «организация как открытая система», «организация как закрытая система», «организация как натуральная система», «организация как рациональная система» (табл. 2).
Таблица 2 – Систематизация концепций теории организации
Закрытые системы |
Открытые системы |
||
Рациональные |
Натуральные |
Рациональные |
Натуральные |
F.Taylor; М. Weber; A.Fayol; |
F. J. Roethlisberger, W.J.Dickson; E.Mayo; D.Katz, R.Kahn; D. McGregor; |
J.Woodward; J.D.Thompson; Ch.Perrow; D.B.Pugh et al; P.M. Blau; |
D.J.Hickson et al ; J.Pfeffer, G.Salancik. |
В других источниках к этим типам добавляются и используются принципы «механических» и «органических», «социальных» и «технических» и «формальных» и «неформальных» систем. Далее выделяются общеорганизационные атрибуты, имеющие системообразующее значение: власть, информация, технология, социальная культура и др. Так получаются различные виды теории организации: теории власти, коммуникации, организационных технологий и т.п. в организациях. Несмотря на все то положительное, что влечет за собой для развития науки плюрализм позиций, за этим теоретическим многообразием перспективы общей теории организаций просматриваются с большим трудом. Уже в 70-х годах относительно теорий организаций определились следующие конкурирующие позиции: Социология организаций против психологии организаций, а также против различных дисциплин по менеджменту, против политологии, против науки об организационном поведении. Теории натуральных систем против рационально-кибернетических теорий организации. Теории промышленных организаций против теорий прибыльных сервисных организаций, против теорий общественных организаций, против теорий неприбыльных организаций и т.п. Теории «процесса» против теорий «структуры». Теории «причины и следствия» элементов систем организации против теорий ассоциаций элементов отношений. Теории «наилучшего образца» против ситуационных теорий.
Надо отметить, что подобная дифференциация предмета теории организации – это только первый этап на пути создания полноценной теории. Реальные организации представляют собой сложные сочетания признаков, отражаемых каждым из приведенных здесь принципов и атрибутов организации.
Следующий шаг – теоретический синтез. Основная задача на этом пути целостность и связность
теоретических концепций, которую можно получить, развивая мультисистемные
концепции организаций. Основная идея мультисистемных подходов состоит в
изначальном представлении организации как множества организаций, действующих
параллельно. Одними из первых эту идею попытались реализовать авторы так
называемого проекта Глассиер, проводившие (начиная с
В мультисистемных подходах одной из главных проблем является установление ключевого принципа, обеспечивающего целостность теории, т.е. представляющее статику и динамику всех систем организации с единой позиции. В теории Глассиер, таким началом является управляющая власть, разделяющаяся по принципу «временнóй наполненности работы», которая управляется этой властью. В работах Г.Минтцберга относительно автономными полагаются и анализируются системы власти и коммуникаций – MIS (management information system), технологические и стратегические комплексы. Объединяет и связывает их, как представляется, некий «функциональный инвариант», присущий многим организациям – определенный набор основных или главных (жизнеобеспечивающих) функций. К этому же ряду относится и мультиструктурная модель организации, в которой разделяющие структуру организаций на финансовые, производственные, социальные структурные модули и их спецификации. Похожий подход, только не с функциональным ядром в своей основе, а с набором «ключевых процессов» разработал Дж. Коттер, в своей «динамической модели организации».
Таким образом, в данной главе были рассмотрены основные теории и модели организационной науки. В следующем разделе рассмотрены практические аспекты организационной науки на примере конкретного предприятия.
1.3. Основные принципы теории организации
Наряду с классическим подходом, основанном на «механистических» представлениях об организации, подавляющее большинство исследователей выделяют еще одно направление в теории организации – системный подход, в основе которого лежит понятие «системы». Сущность и многообразие представлений об управлении, построенных на системном подходе, определяется тем, что понимается под системой и что принимается в качестве элементов системы.[9]
В первых определениях в той или иной форме говорилось о том, что система – это элементы и связи (отношения) между ними. Некоторые определяют систему как множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками. В данной работе будет использоваться следующее определение: система – наличие множества элементов с набором связей между ними и между их свойствами, т.е. все, состоящее из связанных друг с другом частей.
Основными системообразующими признаками системы являются:
· целостность;
· наличие элементов и функциональных связей;
· структурность, т.е. организованность, упорядоченность элементов и связей;
· иерархичность, т.е. соподчиненность элементов и связей;
· наличие взаимосвязей с окружающей средой.
При этом элементы функционируют во времени как единое целое – каждый объект, подсистема, элемент работают ради единой цели, стоящей перед системой в целом. Под элементом приято понимать простейшую неделимую часть системы. Ответ на такой вопрос, что является такой частью, может быть неоднозначным и зависит от цели рассмотрения объекта или системы.
Абстрактное описание организации и процессов, в ней происходящих, осуществляется в системе управления. Производная часть организации рассматривается как «черный ящик», а система управления – это система переработки информации, система разработки и принятия решений, системы решения управленческих задач.
Основные вопросы, разрабатываемые в рамках этого направления, касаются формирования организационных структур управления, выделения функциональных подсистем, должностных позиций как коммуникационных узлов, центров принятия решений. Наиболее большое распространение получило системное представление управления в виде примитивной схемы следующего вида[10]:
|
возмущающее выход
воздействие
Рис.1. Принципиальная схема системного представления организации
В этом направлении концепцию рациональной формализованной организации значительно развили Д.Марч и Г.Саймон. В частности, они показала, что организационная структура определяет не столько правила, сколько предпосылки, условия принятия решений. Рассматривая схемы организационных структур Г.Саймон установил, что чем меньше диапазон контроля (норма управляемости), тем больше должно быть уровней управления, и наоборот.
Параллельно с Г.Саймоном рациональные процессы организации и управления исследовали представители кибернетического информационного подхода, рассматривающие организацию как систему переработки информации (Бир Ст., Форрестер Дж. и др.). Развитие этого направления связано с прогрессом в области вычислительной техники и информационной технологии.
П.Дракер – один из основоположников «учения об управлении» - разработал (1954) «концепцию управления по целям», которую в дальнейшем развивали Д.Мак-Грегор (1960) и Р.Лайкерт (1967) и др. В соответствии с этой «концепцией» на основании целей определяется стратегия и тактика компании, формируется структура и функция управления, определяются основные функции менеджеров.
Развитие экономико-математических методов, кибернетики, теории систем, теории исследования операции привели к изменению взгляда на организацию. Организация начинает рассматриваться с позиции «процессно-технологического подхода». Концепция организации меняется, превращаясь из концепции структуры в концепцию прогресса. Изменение подхода к организации существенно трансформировало точку зрения на роль человека в организации. В период «кибернетического бума» человека пытались заменить автоматическими устройствами и тем самым избавиться от человека как от части системы, закрепив за человеком статус элемента среды, который нужно учитывать при проектировании системы как своего рода ограничение. Однако опыт автоматизации управления принес много разочарований. Человека стали рассматривать как важный составной элемент информационных и регулирующих процессов.[11]
В связи с этим на первый план выступила другая точка зрения, что человек «пока» не всегда может быть замещен автоматическими устройствами и должен рассматриваться как часть системы. Вместо системы машин стали проектировать системы «человек - машина».
Наибольшее развитие информационные человеко-машинные системы получили в сфере совершенствования технологии планирования и принятия решений. Концепция принятия решения в основу исследования организационных процессов ставит не работу как элемент технологического процесса производства или управления и не должностную позицию как элемент, определяющий место функционера в структуре системы управления, а решение – результат целенаправленного выбора альтернативного направления устранения некоторой проблемы.
Организация в такой трактовке рассматривается как совокупность «центров решений», осуществляющих информационные циклы по выявлению, анализу различного рода проблем, в условиях неопределенности и на основе принципа «ограниченная рациональность». При этом структура организации формируется в соответствии с этапами принятия решений, а формирование организационных подразделений основывается на рационализации коммуникационных каналов для принятия решений.
Следующий значительный круг исследований этого направления связан с разработкой методов управления, в частности, исследования операций, экономико-математических методов. Здесь можно выделить работы таких ученых как Р.Акофф, У.Черчмен, М.Старр. Эти исследования отличаются нормативных характером, направленностью на выработку рекомендаций по повышению эффективности управления в рамках существующей системы, т.е. формализации, количественная интерпретация.
Одной из наиболее популярных в 80-е годы «системных концепций» управления является «теория 7-S» разработанная Т.Питерсом, Р.Уомерманом. Согласно этой концепции эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. «7-S» - это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы «S»: стратегия, система управления, штат (персонал), стиль, квалификация сотрудников, организационные ценности. В соответствии с данной концепцией только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонентов.
Представители еще одного направления в теории организации (Парето В., Парсонс Т., Раппопорт В.С., Мильнер Б.З.) рассматривали организацию как социотехническую систему. Используя концепции системного подхода и структурно-функционального анализа, организационные изменения связывают с совершенствованием управления на основе рациональной организации формализованных информационных отношений в рамках жесткой иерархической позиционно-функциональной структуры. В этом случае, организация – система длительных взаимодействий между работниками.
В рамках социотехнического подхода необходимо выделить еще одно направление исследований, которое в литературе именуется «эмпирическая школа управления». В основе этой школы лежат декларативные рекомендации, основанные на здравом смысле, построенные на эмпирическом материале. В теоретическом отношении они ничем не отличаются от других представителей системного подхода, т.к. построены не на исследованиях и выявлениях теоретических закономерностей, принципов существования и развития организаций как социальных систем, а декларативных заявлениях и рецептах.[12]
Можно сказать, что основными процедурами системного подхода являются:[13]
· идентификация (распознавание), выделение системы из окружающей среды или определение границ системы;
· формализация, моделирование, алгоритмизация системы, т.е. формализованное описание системы с помощью каких-либо средств или знаковых систем.
Разработка проблем научного управления в начале XX века, сосредоточившая внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения организации в целом и формулирования принципов ее функционирования. Ответом на эту потребность практики стали работы Генри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, которые он посчитал полезными для управления крупной угледобывающей компанией во Франции. Он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации[14].
Принципы организации. Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности. Организаторские функции включают дробление задач на более мелкие подзадачи, перегруппировку этих задач во взаимосвязанных подразделениях, назначение руководителя каждого подразделения и передачу ему прав и ответственности и, наконец, соединение подразделений цепью целевых команд[15]. Рассмотрим более подробно каждый из основных принципов организации управления.
1. Принцип разделения труда. Согласно Файолю, разделение и специализация труда — естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством специализации сокращается число объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника. Как отмечал Файоль, специализация рассматривается как лучшее средство использования индивидуумов и групп людей. В то же время разделение труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены. Такие методы упрощения труда, как стандарты работ и исследование в действии и во времени, акцентировали внимание на технических сторонах работы, а не на поведенческих. Позднее, в начале 1930-х годов, появился подход, описывающий человеческие отношения и позволяющий более углубленно рассматривать разделение труда в организациях с учетом влияния человеческого фактора.
Принцип единства цели и руководства. Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны быть скоординированы и направлены к единой цели. Процесс группировки задач по определенным признакам называется департаментализациеи. Файоль не выделил базис для департаментализации, но он действительно вы работал основное направление, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип объясняет необходимость назначения руководителя для координации взаимозависимой деятельности.
Принцип соотношения централизации и децентрализации. Этот принцип связан с увеличением или снижением объема власти руководителя, что позволяет говорить о той или иной степени централизации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией и что этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который координирует деятельность департаментов (отделов).
Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделен. Желательная связь состоит в равенстве этих двух факторов. Оценить эту связь, особенно при исследовании задач руководителей высшего уровня, весьма сложно. Суть дела в том, что поскольку ответственность передана руководителю, то ему должны быть даны и права отдавать приказы, и власть требовать их исполнения.
Принцип цепи. Естественный результат применения предыдущих четырех принципов — создание соподчиненной цепи руководителей от высших звеньев управления до низших уровней. Цепь - это путь для вертикальных связей в организации. Соответственно все связи от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в цепи команд. А связи, идущие сверху, должны пройти через каждую подчиненную единицу, прежде чем они достигнут требуемого уровня. Такая цепь будет результативной до того предела, когда: 1)задания однозначно определены; 2) деятельность департаментов основывается на четко установленном базисе и определенных критериях; 3) полномочия специально передаются на нижестоящие уровни управления. В то же время необходимо учитывать возможность существования горизонтальных связей. Для руководителя часто необходимо контактировать с другими сослуживцами на том же уровне организации.
Рассмотренные выше пять принципов определяют главные вопросы, требующие решения при создании структуры задач и власти. Они не являются подробно фиксированными правилами, а лишь намечают ведущие направления в деятельности руководителей.
Принципы процесса сосредоточены на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда руководители общаются с подчиненными. Справедливость руководителей рассматривается как основной фактор побуждения наемных работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливости отражен и в справедливом вознаграждении. Этот принцип гласит, что оплата труда должна соответствовать объему и качеству выполненной работы.
7.Принцип дисциплины относится к практике заключения стабильных соглашений между производственной организацией и ее наемными работниками. При этом должно предусматриваться применение санкций в случае невыполнения соглашений. Применение санкций должно осуществляться в соответствии с принципом справедливости и подчинения личных интересов общим. Это означает, что в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над интересами индивидуума.
8. Согласно принципу единства команд руководитель никогда не должен демонстрировать свое превосходство в общении с подчиненными или нарушать цепь команд. Считается, что любой исполнитель должен подчиняться только одному начальнику. Такая связь и взаимодействие учитываются при формировании организационных структур.
9.Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная деятельность организации должна характеризоваться порядком и стабильностью, а рабочие - инициативным выполнением своих задач. Эти атрибуты деятельности организации, по Файолю, могут проистекать из ощутимого использования принципов структуры и процесса.
2. Анализ деятельности предприятия с точки зрения организационной науки
2.1. Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Феерия» в дальнейшем именуемое «ОБЩЕСТВО», создано на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ, принятого Государственной Думой 14.01.1998.
Полное фирменное наименование Общества – Общество с ограниченной ответственностью «Феерия».
Сокращенное фирменное название Общества – ООО «Феерия».
Цель создания и деятельности Общества: поиск достойного места на рынке развлекательных услуг с дальнейшим удержанием своих позиций и их развитием.
2.2. Исследование организационной структуры предприятия
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
· организация и дополнительное обеспечение промоакций;
· разработка и проведение рекламных кампаний;
· разработка и реализация PR-проектов;
· маркетинговые исследования;
· комплексная организация презентаций, хэппенингов, культурно-массовых мероприятий общественного значения;
· PR-поддержка всех мероприятий;
· организация семинаров, конференций и пресс-конференций.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным, исполнительным органом Общества – генеральным директором. В качестве генерального директора может выступать только учредитель Общества. Генеральный директор не подотчетен никому.
Креативная Студия «Феерия» успешно работает на рынке развлекательных услуг. Студия ориентирована на развитие и совершенствование своей деятельности. В своей работе «Феерия» направлена на выполнение своей миссии, на достижение четко поставленных целей.
Миссия Студии «Феерия» - организация культурно-массовых, общественных, корпоративных мероприятий, с целью поиска достойного места на рынке рекламных PR услуг с дальнейшим удержанием своих позиций и их развитием. Гарантия эффективности работы Студии – учет ее триединости. Т.к. в основе работы Студии находятся персонал, финансы и клиенты.
Т.к. ООО «Феерия» успешно, по мнению руководства, развивается на рынке развлекательных услуг можно сделать вывод о том, что исследуемая организация находиться на этапе «зрелости». Имеется стабильная структура, вводятся правила, определяются процедуры. На данном этапе большую роль играет высшее руководство, процесс принятия решения на всех уровнях более взвешенный и консервативный.
Организационная структура приведена в Приложении. Структура данной организации является функциональной, с количеством уровне равным трем: высшее руководство, менеджеры среднего звена (начальники отделов, юристы, секретарь), и менеджеры нижнего звена (работники всех отделов).
К уровню высшего руководства относиться генеральный директор. К исключительной компетенции генерального директора относится:
· определение основных направлений деятельности Общества;
· утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов;
· принятие решений о распределении чисто прибыли Общества;
· утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность;
· принятие решения о реорганизации и ликвидации Общества;
· принятие решений об открытие филиалов и представительств Общества;
Основные задачи начальников отделов, относящихся к среднему уровню управления, составляют:
· обеспечение деятельности отделов;
· координация деятельности сотрудников отделов;
· эффективная организация творческого процесса и развитие творческого потенциала сотрудников;
· содействие в проявлении инициативы и творческого подхода к решению задач отделов всеми сотрудниками.
В свою очередь функции у каждого из отделов свои, для примера, рассмотрим функции отдела креативных разработок.
1. Планирование и комплектование творческих групп.
2. Формирование и ведение банка данных сценариев и креативных разработок.
3. Подбор актеров и распределение ролей при реализации сценариев.
4. Разработка сценариев организации и проведения праздников.
5. Организация и проведение репетиций.
6. Музыкальное оформление сценарных разработок.
7. Разработка идей и сценариев рекламных акций.
8. Составление и контроль за выполнением графика репетиций по сценариям, находящимся в разработке.
9. Осуществление методического руководства и оказание практической помощи персоналу Студии в области креативных решений и идей.
10. Планирование затрат на реализацию сценариев, контроль за обеспечением правильного расходования средств на реквизит.
11. Разработка, совместно с отделами, Положений о конкурсах профессионального мастерства, участие в тематических конкурсах.
12. Оказание поддержки в совершенствовании и развитии творческого потенциала персонала Студии.
13. Подготовка справок, информации, докладов по вопросам, связанным с деятельностью Отдела.
На основе этого можно сделать вывод о том, что в организации присутствуют функциональные связи как внутри отделов, так и между отделами.
Фактическая норма управляемости – количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.[16] В исследуемой организации этот показателей для руководителя высшего уровня равен 9. Стоит отметить, что это широкая норма управляемости. Причем для других уровень этот показатель более узкий. Можно сделать вывод о том, желательно несколько изменить организационную структуру, чтобы не возникало сбоев в управлении.
Количество потенциальных взаимосвязей руководителя высшего уровня, рассчитанных по формуле равен 2322. в данном случае это очень много, при маленькой численности всех работников ООО «Феерия». Это говорит о том, что необходимо оптимизировать структуру все фирмы, перераспределить полномочия, возможно, ввести еще одного руководителя высшего уровня, чтобы разгрузить генерального директора.
Заключение
В ходе данной работы были рассмотрены такие момента как:
· проведен сравнительный анализ понятия «организации»;
· рассмотрены основные положения системного подхода применительно к теории организации;
· проведен анализ организационной структуры ООО «Феерия».
В конечном итоге «теория организаций» оказалась, с одной стороны, в одном ряду с научным менеджментом, где составила конкуренцию «общему менеджменту» и различным специальным теориям («теориям управления фирмой», «теориям управления производством» и т.п.). С другой стороны, теория организаций пересекается и конкурирует с прикладными психологическими и социологическими отраслями: «психологией управления», «социологией управления», «организационной психологией» и с «организационным поведением».
Теоретическое осмысление организаций имеет и отечественную историю. Ее линия развития не такая продолжительная и последовательная, как у зарубежной, а ее идейные первоисточники лежат не в социологии, а скорее в философии. В системологии А. А. Богданова, философских размышлениях об организации известных советских экономистов и технических теоретиков, которые смыкаются с идеями основателей кибернетики и общей теории систем и др. Теоретические подходы, продолжающие эту традицию, объединены под названием «теория организации».
На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:
1. В современной литературе нет одного полного определения понятия «организация».
2. Основными признаками организации являются то, что это группа людей, которой присуща некоторая степень упорядоченности и согласованности, у нее есть какая-то общая цель, и правила по которым элементы взаимодействуют и добиваются выполнения цели.
3. Организацию можно рассматривать как систему, в которой элементы функционируют во времени как единое целое – каждый объект, подсистема, элемент работают ради единой цели, стоящей перед системой в целом.
4. В теории организации существует целое направление, которое рассматривает организацию как систему – это системный подход.
5. Основные вопросы, разрабатываемые в рамках этого направления, касаются формирования организационных структур управления, выделения функциональных подсистем, должностных позиций как коммуникационных узлов, центров принятия решений.
6. Для современных организаций важным моментом является создание эффективной структуры. Необходимо серьезно подходить к выделению уровней управления, распределению полномочий, чтобы не возникало неразберихи. Достижение этого возможно, если работник будет получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.
Список литературы
1. Баранников А.Ф. Теория организации. Учебник для вузов. – М. Гриф МО РФ; 2004.- 304 с.
2. Доблаев В.Л. Теория организаций. – М.: Изд. Института молодежи, 1995. – 165 с.
3. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации – СПб.:Питер, 2004.-587с.
4. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005. – 122 с.
5. Мильнер Б. З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002. - 480 с.
6. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2003.-567с.
7. Подлесных В. И . Теория организации. – М.: Бизнес-пресса, 2003. - 336 с.
8. Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 2001.-624с.
9. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учеб. Пособие для вузов.– М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 362 с.
10. Соловьев В.С. Эволюция теории организации – Новосибирск, 1999.-547с.
[1] Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации – СПб.:Питер, 2004. – с.12
[2] Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 51-52.
[3] Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации – СПб.:Питер, 2004. – с.12
[4] Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 51-52.
[5] Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: Наука, 1972. С. 152-154.
[6] Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 15-21.
[7] Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. – М.: ИНФРА-М, 2002. С. 54-55.
[8] Гвишиани Д.М. организация и управление. – М.: Наука, 1972. С. 177.
[9] Соловьев В.С. Эволюция теории организации – Новосибирск, 1999. – с. 26
[10] Соловьев В.С. Эволюция теории организации – Новосибирск, 1999. – с. 28
[11] Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Раппопорт В.С. Системный подход к организации управления – М., 1983 – с.254
[12] Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Раппопорт В.С. Системный подход к организации управления – М., 1983 – с.47
[13] Соловьев В.С. Менеджмент. Учеб. пособие – Новосибирск, 2000 – с.52
[14] Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. – М.: ИНФРА-М, 2002. С. 88-89.
[15] Валуев С.А., Игнатьев А.В. организационный менеджмент. – М.: Нефть и газ, 2002. С. 125.
[16] Новый экономический и юридический словарь/А.Н.Азрилиян и др. М., 2003 – с.247