СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
Введение ……………………………………………………………………….. |
3 |
1. Сущность прибыли …………………………………………………………. |
5 |
1.1. Прибыль: экономическая и нормальная ……………………………… |
5 |
1.2. Прибыль и издержки фирмы ………………………………………….. |
5 |
2. Функции и источники прибыли …………………………………………… |
11 |
3. Анализ прибыли в современной экономике ……………………………… |
12 |
3.1. Факторы роста прибыли ………………………………………………. |
12 |
3.2. Планирование прибыли ……………………………………………….. |
13 |
3.3. Рентабельность ………………………………………………………… |
15 |
4. Использование прибыли …………………………………………………… |
17 |
4.1. Распределение и использование прибыли …………………………… |
17 |
4.2. Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия ………………………………………………………………… |
18 |
Выводы ………………………………………………………………………… |
21 |
Список литературы …………………………………………………………… |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Предприниматели, в какой бы отрасли экономики они ни функционировали, получают на вложенный капитал предпринимательский доход, или прибыль. Прибыль выступает в качестве мотивирующей, движущей силы предпринимательства. И чем больше ее величина, тем охотнее предприниматель функционирует в данной отрасли. Самой характерной чертой «чистого» капитализма, или рынка с совершенной конкуренцией, является стремление каждого хозяйствующего субъекта к получению максимума прибыли [7; с.499].
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них более дорогой высокорентабельной продукции [9; c.102].
Прибыль предприятий реального сектора экономики страны – это один из главных источников формирования доходной части государственного бюджета. В связи с этим распределение прибыли не является лишь внутренней проблемой фирмы. Оно носит социальный и политический характер и регулируется законодательством страны.
Таким образом актуальность рассматриваемой темы не вызывает никаких сомнений.
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
В связи с техническим прогрессом, с возрастанием капиталоемкости производства и убывающей производительностью капитала (ограниченность ресурсов) норма прибыли имеет тенденцию к понижению (К. Маркс). Иначе говоря, уровень дохода на капитал имеет свойство понижаться (А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл).
Распределение и использование прибыли являются важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов России.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
Цель данной работы – используя различные литературные источники изучить, оценить и сделать выводы по данной теме, доказать что без прибыли нет производства.
1. СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ
1.1. Прибыль: экономическая и нормальная
Прибыль – это результат всей хозяйственной деятельности фирм.
Следует различать экономическую и нормальную прибыль.
Экономическая, или чистая, прибыль – доход фирмы, который определяется как разница между общей выручкой и общими издержками производства.
Она может быть либо положительной, либо отрицательной (убытки). Наличие прибылей и убытков сигнализирует о степени привлекательности или непривлекательности того или иного вида деятельности. Прибыль служит "приманкой" для предпринимателей. А убытки – "пинки", которыми рынок их наказывает [2; с.241].
Что же такое нормальная прибыль и чем она отличается от экономической прибыли?
Нормальная прибыль – заработная плата, или вознаграждение, предпринимателя.
Выплата нормальной прибыли входит в издержки производства. Экономическая же прибыль не входит в издержки, так как экономическая прибыль – это результат всей хозяйственной деятельности, а не работы одного или группы предпринимателей.
1.2. Прибыль и издержки фирмы
Итак, главный мотив деятельности практически любой фирмы в рыночных условиях – это максимизация общего объема прибыли. Очевидно, что реальные возможности достижения этой стратегической цели во всех случаях ограничиваются издержками производств и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. Другими словами, чтобы обоснованно судить о прибыли, необходимо иметь ясное представление о её главном ограничителе – издержках производства. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие управленческих решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и прогноза их величины на перспективу. Это относится как к выпуску уже освоенной продукции, так и к переходу на новые товары.
К определению и измерению издержек производства существуют разные подходы, среди которых можно выделить подход экономистов, ориентированных на перспективу фирмы, и подход бухгалтеров, которых интересуют прежде всего текущие финансовые отчеты, балансы фирмы, т.е. ее ретроспектива.
Итак, все издержки, которые несет фирма при изготовлении продукции, можно разделить на две группы:
1) внешние (явные, фактически);
2) внутренние (неявные, имплицитные).
Внешние издержки принимают форму конкретных денежных платежей поставщикам факторов производства, а также промежуточных изделий (комплектующих частей, полуфабрикатов и деловых услуг), т.е. это заработная плата рабочих и служащих, расход на сырье и материалы, комиссионные вознаграждения торговым фирмам, расчеты за транспортные и иные услуги. Другими словами, за ресурсы поставщикам, самостоятельным по отношению к данной фирме.
Внутренние издержки – это затраты фирмы на собственные и самостоятельно используемые ресурсы. Они не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и потому не принимают денежную форму. С точки зрения предприятия, они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных способов его применения. Так, если фирма использует принадлежащее ей здание, она не несет внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренние издержки при этом есть, так как фирма жертвует имеющейся у нее возможностью получения денег за сдачу этого здания в аренду кому-либо другому.
Хотя внутренние издержки обычно не отражаются в бухгалтерской отчетности, они от этого не становятся менее реальными и во многом определяют экономические управленческие решения производителя.
Претендующий на коммерческий успех своего бизнеса предприниматель должен рассматривать все свои затраты с точки зрения упускаемых при их осуществлении возможностей.
Образно говоря, вместо того чтобы задавать себе вопрос «сколько мне это будет стоить?», предприниматель должен формулировать его так: «от чего я должен отказаться, если осуществлю те или иные затраты?» [6; с.120]
Экономическая и бухгалтерская прибыль.
Установив различия между внешними (явными) и внутренними (неявными) издержками, рассмотрим, что же экономисты понимают под прибылью, составляющей, как было сказано, основную цель деятельности любой фирмы.
Экономисты рассматривают прибыль как разность между валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всеми издержками – как внешними, так и внутренними, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя.
Таким образом, если, по оценке экономиста, фирма едва-едва им покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние издержки на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле-еле хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина превышения доходов фирмы над суммой внутренних и внешних (или, другими словами, экономических) издержек образует экономическую, или чистую (очищенную от всех видов издержек), прибыль.
Таким образом, экономическая (чистая) прибыль – это доход предпринимателя, полученный сверх нормальной прибыли.
В мире бизнеса термин «прибыль» часто используют также для обозначения разности совокупных доходов фирмы и ее внешних (явных) издержек. Экономисты называют такую прибыль бухгалтерской прибылью, поскольку она принимает в расчет только явные, или бухгалтерские, фигурирующие в бухгалтерской отчетности фирмы, платежи. Стало быть, экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину внутренних (неявных) издержек.
Издержки предприятия можно классифицировать по различным признакам. Для обоснования коммерческой стратегии фирмы наибольшее значение имеет их деление на постоянные и переменные.
Под постоянными понимаются такие издержки, объем которых в данный момент не зависит непосредственно от величины и структуры производства. Примеры постоянных издержек – плата за помещения, расходы на содержание зданий, затраты на подготовку и переподготовку кадров, отчисления в ремонтный фонд, амортизация основных фондов. Такие расходы могут возрасти с течением времени, но они остаются неизменными в определенный промежуток времени (например, арендная плата в течение года). Термин «постоянные» указывает, таким образом, на то, что эти затраты не изменяются автоматически с изменением объема производства. Постоянные затраты могут измениться по другой причине, например, как следствие какого-либо управленческого решения. Например, стоимость охраны имущества на складе (заработная плата сторожей) – обычно величина постоянная, не зависящая от количества товаров на складе. Но эти затраты могут возрасти, если администрация фирмы примет решение увеличить заработную плату сторожам или нанять еще несколько сторожей.
Графическая иллюстрация постоянных издержек (FC) имеет вид, представленный на рис. 1.
Рис. 1. Функция постоянных издержек фирмы
Под переменными издержками (VC) понимают издержки, общий объем которых на данный момент времени находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации продукции. Переменными издержками на производственном предприятии являются, например, издержки на приобретение сырья, оплату труда, энергии, топлива для производственных целей, расходы на тару, упаковку и др. На торговых предприятиях наиболее значимы переменные издержки – это затраты на приобретение товаров. К прочим переменным издержкам здесь могут относиться расходы на упаковку и комиссионные продавцам.
Кривая переменных издержек в самом общем виде приведена на рис. 2.
Рис. 2. Функция переменных издержек фирмы
Данная кривая исходит из начала координат – при отсутствии производства фирма не несет переменных издержек. Кривая эта нарастающая, поскольку любое увеличение производства связано с рядом объема переменных издержек. Однако на участке АВ они уменьшаются медленнее, чем растет объем производства. Участок АВ иллюстрирует, в частности, возможность фирмы эксплуатировать оборудование в наиболее эффективных масштабах производстве использованием преимуществ специализации труда, серийного производства и непрерывных (поточных) графиков основного производственного процесса.
Затем переменные издержки увеличиваются ускоряющими темпами, что обусловлено действием закона убывающей эффективности (отдачи), когда все большее количество дополнительных переменных издержек требуется для производства каждой дополнительной единицы продукции. Оборудование фирмы в этом случае начинает эксплуатироваться в режиме, превышающем его проектный минимум.
Сумму постоянных затрат FC и переменных издержек VC при данном объеме производства называют валовыми (общими) издержками ТС [5; с.121]:
ТС = FC + VC.
Для принятия обоснованных управленческих решений производители должны знать не только общую величину издержек, но и их величину в расчете на единицу выпущенной продукции, т.е. уровень средних издержек фирмы.
В экономическом анализе активно используются все виды средних издержек, в частности: 1) средние постоянные издержки AFC; 2) средние переменные издержки AVC; 3) средние валовые издержки АТС.
Средние постоянные издержки рассчитываются так:
AFC =
Так как постоянные издержки FC при этом неизменны, то вслед за ростом Q средние постоянные издержки AFC постепенно снижаются.
Средние переменные издержки определяются так:
Средние валовые издержки могут быть исчислены двояким образом:
или
ATC = AFC + AVC.
Из изложенного выше следует, что валовые издержки ТС могут быть рассчитаны по достаточно часто применяемой формуле :
TC = FC + AVC x Q.
2. ФУНКЦИИ И ИСТОЧНИКИ ПРИБЫЛИ
Какова же роль прибыли в рыночной экономике? Ответ на этот вопрос дают знания ее функций.
Функции прибыли: 1) прибыль эффективно воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных видов производства; 2) прибыль действует как стимул для нововведений и инвестирования, что, в свою очередь, вызывает рост объема производства и занятости; 3) прибыль – это сигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли; убытки же сигнализируют о необходимости сократить "больные" или ненужные отрасли.
Экономическая прибыль – это цель любой фирмы в рыночной экономике.
В условиях статичной экономики чистая прибыль равна нулю. Почему? Ответ: в статичной экономике: 1) все основные данные – предложение ресурсов, техника и технология и совокупный спрос – постоянны и неизменны; 2) будущее вполне предсказуемо; 3) издержки полностью возмещаются, не оставляя никакого остатка в виде чистой прибыли. Для статичной экономики характерно понятие нулевой экономической прибыли [2; с.242].
В условиях растущей или динамичной, экономики прибыль растет. Почему? Ответ: в динамичной экономике: 1) все основные данные – предложение ресурсов, техника и технология, совокупный спрос – всегда меняются; 2) будущее хотя и неопределенно, но предполагается перспектива; 3) предприниматели стремятся к максимизации прибыли и нередко берут на себя риск. Таким образом, для динамичной экономики характерно понятие растущей прибыли. Связывая чистую прибыль с риском, важно разграничивать страхуемый ид страхуемый риски. К страхуемым рискам относятся те явления, потери от которых можно избежать путем покупки страхового полиса. Нестрахуемые риски – событие, возникновение которого неконтролируемо и непредсказуемо и которое может повлечь за собой убытки, какие нельзя предотвратить приобретением страхового полиса. В связи с этим предприниматель должен взять на себя убытки. Чаще всего нестрахуемые риски возникают в результате циклических и структурных сдвигов в экономике.
Источники экономической прибыли следует видеть в эффективном использовании ресурсов, как людских, так и материальных. Это значит: 1) необходимо постоянно повышать квалификацию работников, создавать нормальные условия для их деятельности, заботиться о них; 2) совершенствовать техническое и технологическое обеспечение производства и быта. Иначе говоря, нужны инновации, т.е. новая техника, новая технология, новые системы управления. Инновации – это всегда источник прибыли и важная черта динамичной политики. Однако в условиях конкуренции инновационная прибыль носит временный характер. Соперничающие фирмы перенимают друг у друга инновации, сводя тем самым на нет экономическую прибыль. Несмотря на это, инновационная прибыль всегда будет существовать в динамичной экономике.
Может существовать иной источник экономической прибыли, отличный от новой техники, технологии, систем управления, рисковых функций предпринимателя. И таковым источником является наличие монопольной власти. Ее результатами является монопольная прибыль – прибыль, обусловленная господством монополий. Она основана на жестком контроле над объемом производства и ценами со стороны монополиста.
3. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1. Факторы роста прибыли
Чтобы увеличить прибыль, необходимо выполнить два условия:
1) увеличить доход или снизить издержки производства;
2) или то и другое одновременно.
Увеличить доход можно лишь в случае:
1) роста количества производимой и реализуемой продукции (реального продукта) и 2) повышения цен.
Увеличение реального продукта, а соответственно, и дохода может осуществляться двумя способами:
1) экстенсивным – путем вовлечения большего объема ресурсов и
2) интенсивным – путем применения новой техники и технологий.
Однако дополнительную продукцию в условиях жесточайшей конкуренции не так-то легко реализовать. Поэтому здесь "пан или пропал", т.е. можно получить прибыль, можно – и убытки. Такая же ситуация – с повышением цен. Если фирма повысит цену, то она может не найти покупателя, т.е. не сумеет продать свой товар. Но предположим, что фирма продаст свой товар по повышенным ценам, однако такая прибыль будет носить временный характер. Почему? Да потому, что другие фирмы тоже поднимут цены. Фирмы не могут долгое время наживаться счет друг друга.
Поэтому наиболее устойчивый фактор роста прибыли – снижение издержек производства за счет роста производительности труда [10; с.16].
Нельзя не отметить, что большое положительное влияние на экономический рост оказывает социальная, культурная и политическая атмосфера в стране.
3.2. Планирование прибыли
Существует пять основных направлений увеличения прибыльности бизнеса: 1) увеличение цен на реализуемую продукцию; 2) уменьшение переменных затрет; 3) уменьшение постоянных затрат; 4) улучшение структуры продаж; 5) увеличение объема продаж.
Наиболее используемым методом планирования прибыли на предприятиях является метод критического объема производства, базирующийся на методологии поиска точки равновесия (порога прибыльности). При анализе прибыли по данному методу прежде всего определяется, каким по величине должен, быть минимально допустимый объем производства, т.е. решается задача определения точки равновесия (точки критического объема производства). Затем исходя из сложившихся условий производства и реализации продукции, а также возможных их изменений в результате воздействия внутренних (и внешних) факторов определяется прогнозируемая величина прибыли.
Такой анализ позволяет значительно расширить возможности метода, использовать его для выбора ценовой политики, определения более эффективной системы организации сбыта продукции, оценки эффективности технической политики, замены одних видов ресурсов другими, использования производственных мощностей и т.п.
Прогнозное значение прибыли (Рг) при использовании данного метода может быть рассчитано по формуле [4; с.262]
Рг = Q х Р – Q х AVC – FC = Q (P – AVC) – FC
или, задаваясь желаемым объемом прибыли, можно рассчитать соответствующее значение объема производства Q:
В некоторых случаях объем производства, обеспечивающий фирме требуемый объем прибыли, необходимо определять в стоимостном выражении. Тогда базовая формула может быть модифицирована следующим образом:
Таким образом,
где – стоимостной объем производства за вычетом переменных издержек в относительном выражении.
Очень важным моментом для обеспечения желаемого объема прибыли является снижение (графически – смещение влево) порога прибыльности. Осуществить это можно, во-первых, путем снижения постоянных затрат, во-вторых, за счет снижения переменных затрат, приходящихся на единицу продукции, и, в-третьих, за счет увеличения (если есть такая возможность) цены товара. Фирма, которая имеет возможность снизить порог прибыльности, сможет благополучно выдержать экономический спад, продолжая получать при этом прибыль. Следовательно, она сможет по-прежнему бороться с конкурентами за свою долю сокращающегося рынка, успешно решая проблему выживания в условиях спада [1; с.104].
Зная порог прибыльности, фирма может рассчитывать свой «запас финансовой прочности», под которой понимается разница (абсолютная или относительная) между фактически достигнутой величиной выручки (объемом реализации) и порогом прибыльности. Наличие такого «запаса финансовой прочности» позволяет фирме выдержать соответствующее снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.
3.3. Рентабельность
Сопоставление эффективности функционирования предприятий различных масштабов, а также анализ эффективности работы отдельных предприятий во времени производится обычно не в абсолютном, а в относительном измерении. Используемые при этом показатели рассчитываются как отношение результата деятельности к соответствующим затратам.
В тех случаях, когда при расчете показателей экономической эффективности в качестве результата берется прибыль, полученные таким образом показатели называются показателями рентабельности (нем. rentabel – прибыльный, доходный).
Рентабельность – это показатель экономической эффективности производства на всех уровнях – от предприятия до общественного производства в целом, отражающий результаты всех сторон и видов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Повышению рентабельности способствуют увеличение суммы прибыли за счет роста объемов производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, улучшения использования машин и оборудования, экономичного расходования сырья и материалов, а также сокращение потерь и простоев, повышение производительности труда.
В условиях инфляции большое влияние на рентабельность производства оказывает рост цен на продукцию. Искусственное повышение рентабельности создает видимость улучшения работы даже при ее реальном ухудшении, наносит ущерб обществу, а, в конечном счете, и предприятию, благополучие которого рождается на нездоровой основе и не может быть поэтому устойчивым.
В мировой практике показателем, близким по содержанию к рентабельности производства, является норма прибыли на вложенный капитал. Рассчитываемая как отношение прибыли фирмы к совокупности всех средств (капитала), т.е. активов (А) [8; с.71]:
r = П/А.
Уровень и динамика этого показателя являются главными объектами внимания администрации фирмы, так как рентабельность совокупного капитала аккумулирует в себе структуру и движение всех видов производственных и финансовых ресурсов фирмы, а также соответствие рыночному спросу выпускаемой продукции или выполняемых услуг. Наряду с этим общим показателем могут быть рассчитаны частные по отношению к общей норме прибыли показатели рентабельности.
Норма прибыли на вложенный капитал может быть выражена и через два других важнейших показателя эффективности:
r = П/A=(Q/A) x (n/Q),
где Q/A – капиталоотдача или оборачиваемость, производительность капитала (Q – объем продаж предприятия); П/Q – доля прибыли в общем объеме продаж предприятия.
Такой метод расчета рентабельности позволяет более точно определить влияние на общую рентабельность различных факторов. В частности, из приведенной формулы видно, что значительная доля прибыли в объеме продаж (П/Q) не обязательно означает высокую рентабельность активов (r). Это возможно лишь при условии высокой скорости оборачиваемости активов, их производительности (Q/A).
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
4.1. Распределение и использование прибыли
Распределение и использование прибыли являются важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов России.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.
Прежде всего валовая прибыль увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда работников (занятых в основной деятельности), учитываемых в себестоимости продукции, по сравнению с ее нормируемой величиной.
Далее валовая прибыль уменьшается на сумму: платежей за пользование природными ресурсами (так называемых рентных платежей); доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России; дивидендов и процентов, полученных по акциях, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества.
Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли: от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек; от работы казино, видеосалонов и использования игровых автоматов; от посреднических операций и сделок.
Из валовой прибыли производятся отчисления в резервные или другие аналогичные фонды, исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.
Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения.
С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль. После уплаты налога остается так называемая ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ. Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно.
4.2. Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов [3; с.280].
В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов.
Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством).
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.
В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.
С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды.
Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.
ВЫВОДЫ
Итак, исходя из рассмотренного нами материала, мы можем сделать определенные выводы.
Прибыль, как известно, – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Следует различать экономическую и нормальную прибыль.
Чтобы обоснованно судить о прибыли, необходимо иметь ясное представление о её главном ограничителе – издержках производства. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие управленческих решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и прогноза их величины на перспективу.
Источники экономической прибыли следует видеть в эффективном использовании ресурсов, как людских, так и материальных. Еще одним источником является наличие монопольной власти.
Наиболее устойчивый фактор роста прибыли – снижение издержек производства за счет роста производительности труда.
Сопоставление эффективности функционирования предприятий различных масштабов, а также анализ эффективности работы отдельных предприятий во времени производится обычно не в абсолютном, а в относительном измерении. Используемые при этом показатели рассчитываются как отношение результата деятельности к соответствующим затратам.
Распределение и использование прибыли являются важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов России.
После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. Наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения производства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 2002. – 510 с.
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. – 732 с.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.
4. Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов вузов. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 400 с.
5. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело, 2002. – 358 с.
6. Михайлушкин А.И. Экономика: Учебник для вузов /
А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Высш. шк., 2004. – 488 с.
7. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М., Издательская торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 864 с.
8. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. – 200 с.
9. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 336 с.
10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 176 с.