Содержание
Введение. 3
1. Особенности состояния и развития отрасли строительства на современном этапе. 4
2. Общая характеристика предприятия ОАО «Стройтрест». 6
3. Анализ среды функционирования предприятия. 9
3.1. Анализ макроокружения. 9
3.2. Анализ непосредственного окружения. 9
3.3. Анализ внутренней среды.. 12
3.3.1. Анализ кадров организации. 12
3.3.2. Анализ организации управления. 13
3.3.3. Анализ производства. 14
3.3.4. Анализ финансов. 16
3.3.5. Анализ маркетинга. 21
3.3.6. Анализ сильных и слабых сторон продукции. 23
Выводы и рекомендации. 26
Список литературы.. 27
Приложения. 28
Введение
Сегодня мы являемся свидетелями глубочайшего кризиса во всех отраслях экономики, в том числе и в отрасли строительства. В создавшихся условиях конкуренции и постоянной борьбы большинство предприятий и организаций, освободившихся от влияния государства, оказалось обреченным на вымирание. Остальные, сумевшие удержаться и выстоять, должны были учиться выживать в условиях огромнейшего риска и неопределенности, когда все решения приходится принимать самостоятельно без инструкций и указов сверху. В новых рыночных условиях организации оказались в тесной взаимосвязи с внешней средой, к которой нужно было адаптироваться.
По статистическим данным проведенных обследований большинство российский строительных организаций сегодня, получая определенную прибыль, тем не менее финансово неустойчивы и в значительной степени подвержены банкротству.
С целью предотвращения банкротства и ухудшения финансового положения строительных организаций необходимо осуществление процесса анализ внешней и внутренней среды предприятия.
Целью данной работы является исследование процесса стратегического управления на предприятии.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть краткие показатели отрасли строительства
2. рассмотреть краткую характеристику предприятия
3. провести анализ макроокружения предприятия
4. провести анализ непосредственного окружения предприятия
5. провести анализ внутренней среды предприятия
В качестве объекта исследования в работе была выбрана строительная организация ОАО «Стройтрест».
1. Особенности состояния и развития отрасли строительства на современном этапе
В настоящее время в строительном комплексе насчитывают около 129 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. Около 80 % из них - это частные организации [10,с.3]. На них занято около 5 миллионов человек.
В настоящее время в отрасли строительства преобладающую долю занимают малые организации, о чем свидетельствует рисунок 1.
Рис.1. Доля малых предприятий в отрасли строительства по данным на 1 октября 2005 года. [2,c.28].
Рис. 2. Доля предприятий - банкротов строительной отрасли по состоянию на 1 октября 2005 года[4]
Современное финансовое состояние большинства строительных организаций сегодня неудовлетворительно. Об этом свидетельствуют данные о доли убыточных предприятий и предприятий - банкротов в отрасли, отраженные на рисунке 2.
Представление о финансовом состоянии организаций строительного комплекса в России в периоды спада, относительной стабилизации и начинающегося подъема можно получить на основе данных, приведенных в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности строительных организаций в 2000-2004 годах [2,c.29].
Экономические показатели |
2000год |
2001год |
2002год |
2003год |
2004год |
Количество предприятий, шт. |
145,5 |
138 |
147,1 |
137,5 |
135,9 |
Численность, тыс. чел. |
4149,1 |
2272,5 |
2182 |
1600,9 |
1432 |
Рентабельность, % |
24.2 |
14,8 |
9 |
8 |
8,5 |
Удельный вес убыточных предприятий, % |
25,2 |
34,2 |
37,5 |
37 |
35 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
13,33 |
8.97 |
9,04 |
6,12 |
7,43 |
Таблица 2
Динамика основных экономических показателей деятельности строительных организаций на конец 2004- начало 2005 года, % [2,c.8]
№ п/п |
Экономические показатели |
4 квартал 2004 года по сравнению с 3 кварталом |
1 квартал 2005 года по сравнению с 4 кварталом 2004 год |
||||
рост |
нет |
снижение |
рост |
нет |
снижение |
||
1. |
Объем работ, выполненных по договорам |
24 |
55 |
21 |
17 |
61 |
22 |
2. |
Численность |
17 |
01 |
21 |
12 |
69 |
19 |
3. |
Обеспеченность собственными средствами |
9 |
66 |
18 |
10 |
73 |
12 |
4. |
Просроченная кредиторская задолженность |
13 |
62 |
11 |
10 |
68 |
13 |
5. |
Просроченная дебиторская задолженность |
13 |
50 |
17 |
9 |
67 |
11 |
6. |
Цены на строительную продукцию |
70 |
29 |
1 |
69 |
30 |
1 |
2. Общая характеристика предприятия ОАО «Стройтрест»
Открытое акционерное общество ОАО «Стройтрест» было основано и зарегистрировано 6 июня 1997 года в Хабаровской Городской регистрационной палате (свидетельство № 123456). Юридический адрес организации: ул. Ленина – 34. Банковские реквизиты: ИНН 5409165789/ КПП 5409100101, БИК 0453600, расчетный счет № 40708967800000012345 в Сибирском банке Сбербанка России.
Организация была зарегистрирована в качестве открытого акционерного общества. Уставной капитал организации в размере 150000 рублей образован вкладами (долями) 100 участников (22 юридических и 78 физических лиц), каждый из которых владеет 10 обыкновенными акциями номинальной стоимостью 150 рублей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.
Как прописано в Уставе ОАО «Стройтрест» основной целью деятельности общества является получение прибыли и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей населения в жилье и бытовых услугах (строительно-монтажных).
Основной вид деятельности - оказание строительно-монтажных услуг по ремонту зданий и сооружений.
В последние два года организация ОАО «Стройтрест» получила лицензию на право осуществления строительной деятельности (лицензия № 5678950). Таким образом, начиная с 2002 года ОАО «Стройтрест» занялось возведением зданий и сооружений, преимущественно для частных лиц (коттеджи и частные дома). В 2006 году организация запланировала строительство трех многоквартирных домов, что является новым инновационным направлением деятельности организации.
На сегодняшний день организация относится к числу средних предприятий строительного рынка.
Организационная структура ОАО «Стройтрест» представлена на рисунке 3 в приложении 1.
Генеральный директор ОАО «Стройтрест» - Степашин Виктор Александрович, 35 лет, образование высшее экономическое, квалификация по диплому «Экономист- менеджер», предыдущие три места работы в должности генерального директора в ЗАО «Техстройсервис», ЗАО «Сибпромтсрой», ОАО «Строитель», опыт работы в должности генерального директора в ОАО «Стройтрест» - 4 года.
Главный бухгалтер - Сулинина Евгения Романовна, 38 лет, образование высшее экономическое, специальность по диплому «Бухгалтер- экономист», предыдущие три места работы: старший бухгалтер ЗАО «Техстройсервис», главный бухгалтер ОАО «Строительство Сибири», опыт работы в должности главного бухгалтера в ОАО «Стройтрест» - 6 лет.
Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции[11].
Высшим органом управления в ОАО «Стройтрест» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 58 человек.
Финансовое положение ОАО «Стройтрест» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.
В таблице 3 представлена оценка рынков сбыта потребителей для ОАО «Стройтрест»
Таблица 3
Оценка рынков сбыта потребителей для ОАО «Стройтрест»
Показатели |
Город Хабаровск |
Населенные пункты по области в радиусе 100 км |
Рынки, удаленные за 100 км |
Уровень спроса, % |
90 |
32 |
7 |
Степень удовлетворения спроса, % |
97 |
15 |
2 |
Уровень конкуренции, % |
53 |
78 |
80 |
Доля потребителей, готовых купить продукцию, % |
89 |
27 |
12 |
Как видно из таблицы 3, наиболее привлекательным рынком для ОАО «Стройтрест» является рынок города Хабаровска, наименее привлекательными - рынки, расположенные дальше, чем на 100 км.
Для ОАО «Стройтрест» наиболее серьезными кокурентами на сегодняшний день являются ОАО «Сибакадемстройнедвижимость» и ЗАО «СтройХабаровск». Анализ и оценка конкурентов представлены в таблице 4[12].
Таблица 4
Анализ и характеристика основных конкурентов
Характеристика конкурентов |
Основные конкуренты |
|
ОАО «Сибакадемстройнедвижимость» |
ЗАО «СтройХабаровск» |
|
Объем продаж, тыс. руб. |
5674 |
3679 |
Занимаемая доля рынка, % |
13 |
10 |
Рентабельность, % |
27 |
23 |
уровень технологии |
высокий |
высокий |
Качество продукции |
высокое |
высокое |
Расходы на рекламу, тыс. руб. |
384 |
679 |
Привлекательность внешнего вида |
дизайн и эстетика |
дизайн и эстетика |
Время деятельности предприятия, лет |
11 |
8 |
Как видно из таблицы 4, основные конкуренты ОАО «Стройтрест» являются очень сильными, они занимают существенные доли на строительном рынке. Наиболее сильный конкурент - ОАО «Сибакадемстройнедвижимость».
3. Анализ среды функционирования предприятия
3.1. Анализ макроокружения
От уровня политических, технических, социально-экономических и других факторов развития региона и страны зависит эффективность функционирования фирмы, т.к. она является компонентом региона (страны) как глобальной по отношению к ней системы. Одни факторы макросреды, например, налоговая система, внешнеэкономическая политика и др., влияют на эффективность функционирования фирмы напрямую, другие - косвенно.
Состав положительных и отрицательных факторов внешней среды фирмы приведен в таблице 5.
Таблица 5
Факторы макросреды ОАО «Стройтрест»
Факторы макросреды, положительно влияющие на деятельность организации |
Факторы макросреды, отрицательно влияющие на деятельность организации |
Значительный потенциал спроса на товары и его расширение |
Выход на рынок конкурентов |
Расширение рынка строительной продукции, открытие новых сегментов рынка |
Рост продаж продукции конкурентов |
Ослабление позиций конкурентов |
Изменения потребностей покупателей и структуры спроса на строительную продукцию |
Возможности интеграции |
Сокращение рынка строительной продукции |
Разработка новых технологий и методов |
Нестабильность банковского процента |
3.2. Анализ непосредственного окружения
К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие[5,с . 166]:
– вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов);
– потребители товара;
– конкуренты;
– контактные аудитории;
– маркетинговые посредники;
– законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.
В таблице 6 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели, влияющие на эти факторы.
Таблица 6
Факторы и показатели микросреды фирмы[4, с. 123]
Факторы микросреды |
Показатели (операции), факторы микросреды |
1. Поставщики (вход системы) |
1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов 1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.) 1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму 1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму 1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму 1.6. Прогноз изменения условий поставок |
2. Потребители (выход системы) |
2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы 2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров 2.3. Прогноз изменения доходов потребителей 2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире |
3. Конкуренты |
3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов 3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов 3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов 3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов |
4. Контактные аудитории |
4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др. 4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией |
5. Маркетинговые посредники |
5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров 5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др) 5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями |
6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности |
6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы 6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности. |
Таким образом, для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее непосредственное окружение. Для сканирования непосредственной среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание непосредственной среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты.
3.3. Анализ внутренней среды
3.3.1. Анализ кадров организации
При анализе кадрового потенциала предприятия рассмотрим данные таблицы 7.
Таблица 7
Кадровые показатели организации
№ п\п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Динамика по годам |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Кадровые показатели |
|||||
1 |
Численность персонала , всего |
чел. |
40 |
47 |
50 |
в том числе по категориям |
|||||
2 |
рабочие |
чел |
23 |
27 |
27 |
3 |
руководители |
чел |
12 |
14 |
14 |
4 |
специалисты |
чел |
4 |
5 |
6 |
5 |
прочие служащие |
чел |
1 |
1 |
3 |
6 |
Коэффициент текучести |
0,12 |
0,11 |
0,13 |
|
Образовательный состав персонала |
чел |
400 |
469 |
460 |
|
неполное образование |
4 |
5 |
5 |
||
общее образование |
8 |
9 |
5 |
||
среднеспециальное |
20 |
23 |
5 |
||
незаконченное высшее |
28 |
33 |
23 |
||
высшее |
340 |
399 |
423 |
||
7 |
Возрастной состав персонала |
чел. |
400 |
469 |
460 |
до 18 лет |
0 |
0 |
0 |
||
18 - 25 лет |
0 |
0 |
0 |
||
26- 36 лет |
40 |
47 |
41 |
||
37- 50 лет |
180 |
211 |
239 |
||
свыше 50 лет |
180 |
211 |
179 |
||
8 |
Средний возраст работающих |
лет |
40 |
40 |
40 |
9 |
Структура персонала по полу |
% |
|||
женщин |
90 |
85 |
90 |
||
мужчин |
10 |
15 |
10 |
||
10 |
Распределение ППП по стажу |
чел |
400 |
469 |
460 |
до 1года |
12 |
14 |
14 |
||
1-3 года |
8 |
9 |
9 |
||
3-5 лет |
40 |
47 |
51 |
||
5- 10 лет |
60 |
70 |
41 |
||
более 10 лет |
280 |
328 |
345 |
||
11 |
Квалификационный состав рабочих( по тарифным разрядам) |
чел |
178 |
190 |
201 |
12 |
Уровень профессиональной подготовки |
% |
|||
рабочие |
|||||
до 1года |
10 |
10 |
5 |
||
1- 2 года |
20 |
20 |
5 |
||
более 2 лет |
70 |
70 |
90 |
||
руководители и специалисты |
|||||
высшее образование |
95 |
98 |
99 |
||
среднее специальное образование |
4 |
1 |
0,5 |
||
Практики |
1 |
1 |
0,5 |
||
Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности |
|||||
13 |
Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
987,5 |
1008,7 |
1062,37 |
14 |
Средняя заработная плата на одного работника ППП |
тыс. руб. |
6 |
6 |
7 |
15 |
Затраты на обучение персонала, повышение квалификации |
тыс. руб. |
25,6 |
28 |
45 |
16 |
Затраты на осуществление льгот для персонала |
тыс. руб. |
37 |
39 |
44 |
17 |
Количество прогулов на одного работника |
час |
5 |
5 |
7 |
3.3.2. Анализ организации управления
Организационная структура ОАО «Стройтрест» представлена на рисунке 3 (приложение 1).
В таблице 8 представлена оценка оргструктуры предприятия
Таблица 8
Оценка организационной структуры управления ОАО «Стройтрест»
Наименование функций |
Расчетная формула |
Расчет |
Значение |
1. Общее (административное) руководство и оперативное управление |
Np=1,25+0,28*Oc*K1 |
Np=1,25+0,28*0,07* * 24,759416=1,74 |
8 |
2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности, маркетинговые исследования |
Nпл=0,98+0,33*Ос*К1 |
Nпл=0,98+0,33*0,07* * 24,759416=1,55 |
3 |
3. Организационно-техническая, технологическая подготовка строительного производства |
Nотп=-0,28+0,6*Ос* К1+ 0,06*Nзк |
Nотп=-0,28+0,6*24,759416 *0,07+0,06*60=4,36 |
4 |
4. Руководство механизацией СМР и энергетическим обслуживанием |
Nмех=0,85+0,024* * Оф*К2 |
Nмех=0,85+0,024*0,043* * 0,032=0,85 |
2 |
5. Комплектование и подготовка кадров |
Nк=0,2+0,0029*Nр |
Nк=0,2+0,0029*57=0,37 |
- |
6. Организация труда и зарплаты |
Nтз=0,07+0,0028*Nр+ 0,0028*Nо |
Nтз=0,07+0,0028*57+0,0028 *10=0,26 |
2 |
7. Охрана труда и техника безопасности |
Nот=0,32+0,00048* * Nр |
Nот=0,32+0,00048* *57=0,35 |
- |
8. Управление материально-техническим обеспечением |
Nмто=0,35+0,33*Ос** К1+0,014*Nо |
Nмто=0,35+0,33*24,759416 *0,07+0,014*10=0,99 |
1 |
9. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность |
Nбу=1,72+0,009*Nр |
Nбу=1,72+0,009*57=2,23 |
2 |
10. Хозяйственное обслуживание и общее делопроизводство |
Nc=0,61+0,09*Ос*К1 |
Nc=0,61+0,009*24,759416* * 0,07=0,766 |
1 |
11. ИТОГО |
- |
23 |
В таблице 7 были использованы следующие условные обозначения [37,c.20]:
Ос- объем строительно-монтажных работ, выполняемых предприятием собственными силами, млн. руб.;
К1- коэффициент, учитывающий, в частности, приведение стоимости строительно-монтажных работ к ценам 1984 года; К1=0,07
К2- коэффициент, учитывающий приведение стоимости активной части основных фондов к ценам 2005 года; К2=0,032;
Nзк- количество заказчиков; Nзк=60;
Nо- количество объектов; Nо=10;
Оф- среднегодовая стоимость активной части основных фондов;
Nр- списочное количество рабочих, занятых выполнением строительно-монтажных работ.
3.3.3. Анализ производства
Исходными данными для анализа производства являются:
- себестоимость работ в отчетном году – 6090 тыс. руб.
- плановая производственная мощность организации – 7200 тыс. руб.
- опорная программа- 5700 тыс. руб., в том числе по кварталам: 1 кв. - 1500 тыс. руб., 2 кв. – 1400 тыс. руб., 3 кв. – 1400 тыс. руб., 4 кв. – 1400 тыс. руб.
В таблице 8 изображен календарный график производства строительно-монтажных работ ОАО «Стройтрест» на 2004 год
Таблица 8
Календарный график производства СМР в ОАО «Стройтрест» в 2004 году
Наименование объектов |
1 квартал, тыс. руб. |
2 квартал, тыс. руб. |
3 квартал, тыс. руб. |
4 квартал, тыс. руб. |
||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Опорная программа, тыс. руб. |
1500 |
1400 |
1400 |
1400 |
||||||||
Пятиэтажный жилой дом |
52,8 |
19,36 |
61,6 |
57,2 |
70,4 |
44 |
||||||
Девятиэтажный жилой дом мощностью 6020 м2 |
160,16 |
50,96 |
218,4 |
200,2 |
236,6 |
254,8 |
100,1 |
127,4 |
||||
Девятиэтажный жилой дом мощностью 7090 м2 |
132 |
|||||||||||
Объем работ, тыс. руб. |
133,76 |
382,72 |
655,2 |
482,3 (с заделом) 614,3 (без задела) |
||||||||
Итого |
1633,76 |
1782,72 |
2055,2 |
2014,3 |
В таблице 9 отражен план подрядных работ организации на 2004 год
Таблица 9
Объема подрядных работ ОАО «Стройтрест» на 2004 год
Наименование объектов |
Сметная стоимость, тыс руб |
Срок строительства |
Всего на год |
Объем подрядных работ, тыс. руб. |
|||||||||
в том числе по кварталам |
в том числе собственными силами |
||||||||||||
начало |
конец |
1 |
2 |
3 |
4 |
всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Опорная программа, тыс. руб. |
5700 |
янв |
дек |
5700 |
1500 |
1400 |
1400 |
1400 |
5700 |
1500 |
1400 |
1400 |
1400 |
Пятиэтажный жилой дом |
440 |
янв |
июнь |
440 |
224,4 |
215,6 |
- |
- |
303,36 |
33,76 |
171,6 |
- |
- |
Девятиэтажный жилой дом мощностью 6020 м2 |
1820 |
май |
дек |
1820 |
- |
455 |
655,2 |
709,8 |
1348,62 |
- |
211,12 |
655,2 |
482,3 |
Девятиэтажный жилой дом мощностью 7090 м2 |
1500 |
дек |
дек |
165 |
- |
- |
- |
165 |
132 |
- |
- |
- |
132 |
Итого |
3760 |
2425 |
1724,4 |
2070,6 |
2055,2 |
2274,8 |
7485,98 |
1633,76 |
1782,72 |
2055,2 |
2014,3 |
В таблице 9 представлена обобщенная производственная программа ОАО «Стройтрест» за 2002- 2004 годы.
Таблица 9
Производственная программа ОАО «Стройтрест»
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
|||
коэффициент роста объемов выпуска |
объем выпуска с учетом коэффициента роста, тыс. руб. |
коэффициент роста объемов выпуска |
объем выпуска с учетом коэффициента роста, тыс. руб. |
коэффициент роста объемов выпуска |
объем выпуска с учетом коэффициента роста, тыс. руб. |
|
Коттеджи Объем продаж, тыс. руб. |
1, 01 |
1897 |
1,25 |
2371,3 |
1,15 |
2727 |
В том числе по договорам купли- продажи |
- |
1897 |
- |
2371,3 |
- |
2727 |
Многоэтажные дома Объем продаж, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
2425 |
В том числе по договорам купли-продажи |
- |
- |
- |
- |
- |
2425 |
Итого |
- |
1897 |
- |
2371,3 |
- |
5152 |
3.3.4. Анализ финансов
Финансовый план организации представляет собой обобщение результатов деятельности предприятия.
В таблице 10 представлено распределение чистой прибыли организации.
Таблица 10
Распределение чистой прибыли (планирование средств фондов накопления и потребления) ОАО «Стройтрест», тыс. руб.
№ п/п |
Показатели |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
ФОНД НАКОПЛЕНИЯ |
||||
1 |
Чистая прибыль |
1207,7 |
9679,5 |
11946,6 |
2 |
Источники формирования средств фонда |
|||
2.1 |
Остатки средств фонда на начало года |
34 |
14 |
17 |
2.2 |
Амортизационные начисления |
240 |
411 |
566 |
2.3 |
Отчисления от чистой прибыли |
845,4 |
6775,7 |
8362,6 |
2.4 |
Прирост устойчивых пассивов |
1672 |
2349 |
4366 |
2.5 |
Долгосрочный кредит банка |
176 |
203 |
246 |
3 |
Всего источников |
2967,4 |
9752,7 |
1359,6 |
4 |
Направления использования средств фонда накопления |
|||
4.1 |
Уплата процентов за пользование долгосрочным кредитом |
3,4 |
4,7 |
5,9 |
4.2 |
Затраты на приобретение основных фондов |
1675 |
2131 |
3469 |
4.3 |
Затраты на прирост оборотных средств |
1240 |
7561 |
10015,7 |
4.4 |
Погашение долгосрочного кредита банка |
35 |
39 |
44 |
5 |
Всего затрат |
2953,4 |
9735,7 |
13534,6 |
6 |
Излишек средств |
14 |
17 |
23 |
7 |
Недостаток средств |
- |
- |
- |
ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ |
||||
1 |
Чистая прибыль |
1207,7 |
9679,5 |
11946,6 |
2 |
Источники формирования фонда |
|||
2.1 |
Остатки средств фонда на начало периода |
97 |
649,3 |
894,2 |
2.2 |
Отчисления от чистой прибыли |
362,3 |
2903,9 |
3584 |
2.3 |
Прочие поступления |
165 |
177 |
214 |
2.4 |
Фонд оплаты труда |
1407 |
1775 |
2013 |
3 |
Всего источников |
2031,3 |
5505,2 |
6705,2 |
4 |
Направления использования средств фонда |
|||
4.1 |
Оплата труда |
1335 |
4079 |
4919 |
4.2 |
Долевое участие в строительстве жилого дома для сотрудников |
13 |
14 |
49 |
4.3 |
Социальные и трудовые выплаты работникам |
24 |
273 |
475 |
4.4 |
Премирование |
10 |
245 |
405 |
5 |
Всего затрат |
1382 |
4611 |
5848 |
6 |
Излишек средств |
649,3 |
894,2 |
857,2 |
7 |
Недостаток средств |
- |
- |
В таблице 11 представлен баланс денежных средств ОАО «Стройтрест»
Таблица 11
Баланс денежных средств ОАО «Стройтрест», тыс. руб.
Показатели |
На 01.01.2003 |
На 01.01.2004 |
На 01.01.2005 |
1. Денежные средства на начало года |
131 |
473,3 |
7528,4 |
2. Денежные поступления: |
|||
- выручка от продаж с НДС |
12035 |
37893 |
59674 |
- кредиты |
176 |
203 |
246 |
- прирост устойчивых пассивов |
1672 |
2349 |
4366 |
3. Всего поступлений |
13883 |
40445 |
64286 |
4. Платежи в сторону: |
|||
- затраты на производство без амортизации |
9645,3 |
22931,4 |
41047,6 |
- уплата налогов |
424,4 |
722,8 |
994 |
- затраты на приобретение основных фондов |
1675 |
2131 |
3469 |
- уплата процентов за кредит |
3,4 |
4,7 |
5,9 |
- норматив оборотных средств |
- |
- |
- |
- прирост оборотных средств |
1240 |
7561 |
10015,7 |
- погашение кредита |
35 |
39 |
44 |
- уплата НДС |
- |
- |
- |
- уплата налога на прибыль |
517,6 |
4148,3 |
5120 |
5. Всего платежей |
13540,7 |
33389,9 |
60696,2 |
6. Остаток денежных средств на конец периода |
473,3 |
7528,4 |
11118,2 |
В таблице 12 представлены доходы и затраты организации по годам
Таблица 12
Доходы и затраты ОАО «Стройтрест» в 2002- 2004 годах, тыс. руб.
Показатели |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
1. Доходы от реализации (без НДС) |
12035 |
37893 |
59674 |
2. Полная себестоимость – всего |
9885,3 |
23342,4 |
41613,6 |
В том числе: |
|||
условно- переменные расходы |
8101 |
21082,8 |
38833,7 |
условно- постоянные затраты |
1784,3 |
2259,6 |
2779 |
3. Налоги, относимые на финансовые результаты |
424,4 |
722,8 |
994 |
4. Балансовая прибыль |
1725,3 |
13827,8 |
17066,4 |
5. Налог на прибыль |
517,6 |
4148,3 |
5120 |
6. Чистая прибыль |
1207,7 |
9679,5 |
11946,6 |
7. Рентабельность продукции, % |
12 |
31,5 |
30 |
8. Рентабельность продаж, % |
10 |
25,5 |
20 |
В таблице 13 представлен финансовый план организации на 2004 год.
Таблица 13
Финансовый план ОАО «Стройтрест» на 2004 год, тыс. руб.
Источники средств направление средств |
Прибыль |
Амортизация |
Отчисления от себестоимости |
Прочие доходы |
Кредиты банка |
Фонд потребления |
Фонд накопления |
Итого |
1.Платежи в бюджет: – налог на прибыль |
5120 |
* |
* |
* |
* |
* |
- |
5120 |
- налог на имущество |
* |
* |
* |
990 |
- |
* |
* |
990 |
- плата за пользование водой |
* |
* |
35 |
* |
* |
* |
* |
35 |
- налог на добавленную стоимость |
* |
* |
* |
- |
* |
* |
* |
- |
- налог на рекламу |
* |
* |
* |
0,872 |
* |
* |
* |
0,872 |
- сбор на нужды образ, учреждений |
* |
* |
* |
1,405 |
* |
* |
* |
1,405 |
- целевые сборы |
* |
* |
* |
1,774 |
* |
* |
* |
1,774 |
2. Арендная плата |
- |
* |
- |
* |
* |
- |
- |
- |
3. Погашение ссуд банка |
* |
* |
* |
* |
* |
- |
44 |
44 |
4. Капитальные вложения |
* |
* |
* |
* |
- |
* |
3469 |
3469 |
5. Прирост оборотных средств |
* |
* |
* |
* |
- |
* |
10015,7 |
10015,7 |
6. Налоги на дорожные фонды |
* |
* |
39 |
* |
* |
* |
* |
39 |
7. Расходы на социально- культурные мероприятия |
* |
* |
* |
- |
- |
475 |
- |
475 |
8. Отчисления в фонд потребления |
3584 |
* |
* |
* |
* |
2264 |
- |
5848 |
9. Отчисления в фонд накопления |
8362,6 |
566 |
* |
4360 |
246 |
- |
- |
13534,6 |
10. Платежи в пенсионный фонд |
* |
* |
249 |
* |
* |
- |
* |
249 |
11. Неиспользованные остатки фонда потребления на конец периода |
* |
* |
* |
* |
* |
857,2 |
- |
857,2 |
12. Неиспользованные остатки фонда накопления на конец периода |
* |
* |
* |
* |
* |
- |
23 |
23 |
13. Уплата процентов за краткосрочный кредит |
- |
* |
- |
* |
* |
- |
- |
- |
14.Уплата процентов за долгосрочный кредит |
* |
* |
* |
* |
* |
- |
5,9 |
5,9 |
15. Прочие затраты на производство |
- |
- |
- |
- |
- |
3966,2 |
- |
3966,2 |
ИТОГО |
17066,6 |
566 |
323 |
5354,1 |
246 |
7562,4 |
13557,6 |
44675,7 |
Критический объем производства определяется по формуле (1):
, (1)
где УПЗ – сумма условно- постоянных расходов, руб.
Ц – цена единицы продукции, руб.,
УППЗ – сумма условно- переменных расходов, руб.
Тогда, критический объем производства для ОАО «Стройтрест» равен:
Vкк = 20 квартир
График безубыточности изображен на рисунке 4.
издержки, тыс. руб. выручка
переменные
41612 ТБУ издержки
2779 постоянные
издержки
20 объем, тыс. шт.
Рис.4. График безубыточности ОАО «Стройтрест»
В таблице 14 представлен прогнозный баланс активов и пассивов организации
Таблица 14
Прогнозный баланс активов и пассивов ОАО «Стройтрест»
Актив |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
Пассив |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
1.Внеоборотные активы 1.1.Основные фонды по балансовой стоимости 1.2.Амортизация 1.3.Основные фонды по остаточной стоимости |
3009 240 2769 |
5140 411 4729 |
7076 566 6510 |
4. Капитал и резервы 4.1. Уставной фонд 4.2. Специальные фонды 4.3. Нераспределенная прибыль |
150 2967,4 |
150 9752,7 |
150 13557,6 |
Итого по разделу 1 |
2769 |
4729 |
6510 |
Итого по разделу 4 |
3117,4 |
9902,7 |
13707,6 |
2.Оборотные активы 2.1. Запасы 2.2. Дебиторская задолженность 2.3. Денежные средства- всего |
2,9 8190 226 |
8 26205 257 |
15 41274 301 |
5. Долгосрочные пассивы |
176 |
203 |
246 |
В том числе: - касса - счета |
50 176 |
54 203 |
55 246 |
||||
Итого по разделу 2 |
8418,9 |
26470 |
41590 |
Итого по разделу 5 |
176 |
203 |
246 |
3. Убытки |
- |
- |
- |
6. Краткосрочные пассивы 6.1. Кредиторская задолженность: - поставщикам - по оплате труда - прочие кредиторы 6.2. Фонд потребления |
7891,1 - 3,4 |
21088,6 - 4,7 |
34140,5 - 5,9 |
Итого по разделу 3 |
- |
- |
- |
Итого по разделу 6 |
7894,5 |
21093,3 |
34146,4 |
Итого по разделам |
11187,9 |
31199 |
48100 |
Итого по разделам |
11187,9 |
31199 |
48100 |
«Пробка» |
«Пробка» |
||||||
Баланс |
11187,9 |
31199 |
48100 |
Баланс |
11187,9 |
31199 |
48100 |
3.3.5. Анализ маркетинга
В 2004 году ОАО «Стройтрест» строило многоквартирные дома и продавало их по установленной цене на рынке жилья. Средний уровень цены на квартиру в 2004 году предполагается установить в размере:
1 комнатная квартира- 159 тыс. рублей, 2 комнатная квартира- 232 тыс. рублей, 3 комнатная квартира- 301 тыс. рублей, 4 комнатная квартира- 412 тыс. рублей.
Средняя цена на квартиру составляет 276 тыс. рублей.
В таблице 15 представлен анализ ценовой политики организации на 2004 год[12].
Таблица 15
Анализ ценовой политики ОАО «Стройтрест»
Постановка вопроса при исследовании ценовой политики |
Характеристика текущего состояния дел |
Прогноз положения дел |
1. Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него? |
установленная цена позволяет покрывать издержки и получать прибыль |
установленная цена позволяет покрывать издержки и получать прибыль |
2. Какова вероятная реакция покупателей на повышение цены? |
спрос падает не существенно |
спрос упадет не существенно |
3. Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? |
цены вполне доступны |
цены доступны даже средним слоям населения |
4. Как относятся покупатели к установленным вами ценам? |
положительно |
очень положительно |
5. Используется предприятием политика стимулирования цен? |
нет |
предполагается использование |
6. Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют свои цены? |
несущественно изменяет в соответствии с общими тенденциями на рынке |
изменяет в соответствии с общими тенденциями на рынке |
7. Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным покупателям? |
да |
да |
Анализ системы формирования спроса и методов стимулирования продаж, а также рекламной деятельности в организации представлен в таблице 16.
Таблица 16
Анализ системы формирования спроса и стимулирования продажи квартир в ОАО «Стройтрест»
Постановка вопроса |
Характеристика и оценка состояния дел и действия по улучшению |
1. Есть ли программа службы формирования спроса и стимулирования сбыта? |
разрабатывается план стимулирования сбыта |
2. Каковы результаты ее реализации? |
план помогает стимулировать сбыт и поднимать объем продаж квартир |
3. Какие приемы этой программы используются? |
размещение рекламы, печатные средства, деловые встречи, радиореклама, наружная реклама |
4. Какова эффективность каждого приема? |
наиболее эффективна наружная реклама, печатная реклама и радиореклама |
5. Используете ли вы рассрочку и другие виды кредита? |
в 2004 году предполагается использовать рассрочку |
6. Известны ли покупателям условия рассрочки? |
сведения об условиях рассрочки подробно объясняются покупателям |
7. Какие каналы распространения информации программы вы используете? |
телевидение, газеты |
8. Какие из перечисленных каналов наиболее эффективны? |
наиболее эффективно телевидение |
10. Соответствует ли торговая сеть поставленным целям фирмы? |
бесспорно |
11. Специализируется ли персонал на рынке недвижимости? |
весь персонал - специалисты в области недвижимости |
12. Как определяются предполагаемые объемы продаж? |
исходя из прогнозной стоимости квартир предполагаемых продаж квартир в натуральных единицах |
13. Какие цели поставлены перед рекламой? |
создание имиджа организации и стимулирование продаж |
14. Сколько выделено на нее средств? |
в 2004 году выделена плановая сумма 10934 рублей. |
15. Как оценивают покупатели качество вашей рекламы? |
положительно |
16. Какими критериям вы пользуетесь при выборе каналов распределения рекламы? |
максимум отдачи при минимуме затрат |
17. Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем продаж квартир? |
да |
18. Имеется ли у вашей рекламы фирменный стиль? |
да |
19. Хорошо ли заметен ваш товарный знак среди конкурентов? |
не очень, следует подумать об усовершенствовании |
В ОАО «Стройтрест» используется метод установления цены на квартиру «издержки плюс прибыль».
Коэффициент эластичности на продаваемые квартиры по прогнозу определяем по формуле (2)[16, с. 189]:
, (2)
где Q1, Q2 – выручка от реализации планируемого предприятия и основного конкурента, тыс. руб.
Р1, Р2 – средняя цена квартиры планируемого предприятия и основного конкурента, тыс. руб.
Для однокомнатных квартир: Кэ = 1,75
Для двухкомнатных квартир: Кэ = 1,78
Для трехкомнатных квартир: Кэ = 1,80
Для четырехкомнатных квартир: Кэ = 1,67
Основной вид применяемой рекламы в ОАО «Стройтрест»- пресса (8 %), печатная реклама (10 %), наружная реклама (58 %), радиореклама (24 %)
3.3.6. Анализ сильных и слабых сторон продукции
Строительная продукция ОАО «Стройтрест» удовлетворяет основную потребность населения - потребность в жилье, она имеет ряд положительных характеристик: относительная недорогая и вполне доступна по цене тем средним селения, которые имеют возможность приобрести жилье в Хабаровске. Кроме того, продукция ОАО «Стройтрест» отличается высоким качеством исполнения, использованием экологически чистых строительных материалов, отличной планировкой помещений, долговечностью и надежностью возводимых зданий и сооружений. Кроме того, возводимые здания создаются при работе архитекторов - специалистов и дизайнеров и потому имеют оригинальный внешний и эстетический вид, отличаются неповторимостью дизайна.
Оценка сильных и слабых сторон продукции ОАО «Стройтрест» представлена в таблице 17[12].
Таблица 17
Оценка сильных и слабых сторон продукции ОАО «Стройтрест»
Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон продукции |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция? |
обеспеченные и средние слои населения |
не доступна более бедным слоям, составляющим около 70 % населения |
Изучены ли вами запросы ваших клиентов |
запросы обеспеченных и средних слоев изучены |
|
Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам |
индивидуальный дизайн |
|
Можете ли вы эффективно довести свою продукцию до тех потребителей, на которых она рассчитана? |
реклама, относительно недорогая цена на жилье |
имидж и известность конкурентов |
Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении: - качества и надежности - стимулирования спроса |
качество и надежность гарантированы; доступность по цене тем покупателям, на которых продукция рассчитана; представление рассрочек и кредитов |
|
На какой стадии жизненного цикла находится ваша продукция? |
начальная стадия |
|
Есть ли у вас идеи относительно нового вида продукции? |
нет, пока только расширение уже созданной продукции |
|
Проводите ли вы регулярно модификацию вашей продукции в соответствии с запросами клиентов? |
индивидуальное строительство в соответствии со спросом |
|
Проводите ли вы политику создания новой продукции? |
нет |
|
Возможно ли копирование вашей продукции? |
да , вполне |
|
Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной маркой, патентами? |
лицензия на ведение строительной деятельности |
|
Отслеживаете ли вы жалобы клиентов? |
нет |
Выводы и рекомендации
В рамках данного раздела рассмотрим основную стратегию, предлагаемую стратегию в рамках стратегического управления.
Основная стратегия фирмы «Стройтрест» сегодня- это стратегия прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). Инвестиции в организации сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль доведена до максимума. Повышение рентабельности в организации достигается в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Для повышения эффективности использования ресурсов в организации определяются те капиталовложения, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно используется. Можно сказать, что стратегия роста прибыли в компании «Стройтрест» успешно разработана, так как в итоге она приводит к увеличению положительного потока денежной наличности в организации.
Основными задачами компании «Стройтрест» на современном этапе является организация единых органов снабжения и сбыта; улучшение качества продукции, расширении ассортимента, модернизации с целью более точного удовлетворения требований потребителя.
Посредством рекламной кампании «Стройтрест» пытается завлечь в число своих потребителей различные группы покупателей: рабочих и служащих, другие группы потенциальных покупателей.
Список литературы
1) Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 2002.- 160 с.
2) Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2002.- 300с .
3) Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 2002.- 286 с.
4) Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 2003.- 245 с.
5) Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.
6) Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.
7) Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2004. – 331с.
8) Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 2001.- 321 с.
9) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2001.- 412 с.
Приложения
Приложение 1
Организационная структура ОАО «Стройтрест»
|
Рис. 3. Организационная структура ОАО «Стройтрест»