Содержание

Введение. 3

1.  Особенности состояния и развития отрасли строительства на современном этапе. 4

2. Общая характеристика предприятия ОАО «Стройтрест». 6

3. Анализ  среды функционирования предприятия. 9

3.1. Анализ макроокружения. 9

3.2. Анализ непосредственного окружения. 9

3.3. Анализ внутренней среды.. 12

3.3.1. Анализ кадров организации. 12

3.3.2. Анализ организации управления. 13

3.3.3. Анализ производства. 14

3.3.4. Анализ финансов. 16

3.3.5. Анализ маркетинга. 21

3.3.6. Анализ сильных и слабых сторон продукции. 23

Выводы и рекомендации. 26

Список литературы.. 27

Приложения. 28

Введение

Сегодня мы являемся свидетелями глубочайшего кризиса во всех отраслях экономики, в том числе и в отрасли строительства. В создавшихся условиях конкуренции и постоянной борьбы большинство предприятий и организаций, освободившихся от влияния государства, оказалось обреченным на вымирание. Остальные, сумевшие удержаться и выстоять, должны были учиться выживать в условиях огромнейшего риска и неопределенности, когда все решения приходится принимать самостоятельно без инструкций и указов сверху. В новых рыночных условиях  организации оказались в тесной взаимосвязи с внешней средой, к которой нужно было адаптироваться.

По статистическим данным проведенных обследований большинство российский строительных организаций сегодня, получая определенную прибыль, тем не менее финансово неустойчивы и в значительной степени подвержены банкротству.

С целью предотвращения банкротства и ухудшения финансового положения строительных организаций  необходимо осуществление процесса анализ внешней и внутренней среды предприятия.

Целью данной работы является исследование  процесса стратегического управления на предприятии.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть краткие показатели отрасли строительства

2. рассмотреть краткую характеристику  предприятия

3. провести анализ макроокружения предприятия

4. провести анализ непосредственного окружения предприятия

5. провести анализ внутренней среды предприятия

В качестве объекта исследования в работе была выбрана строительная организация ОАО «Стройтрест».

1.  Особенности состояния и развития отрасли строительства на современном этапе

В настоящее время в строительном комплексе насчитывают около 129 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. Около 80 % из них - это частные организации [10,с.3]. На них занято около 5 миллионов человек.

В настоящее время в отрасли строительства преобладающую долю занимают малые организации, о чем свидетельствует рисунок 1.

 

Рис.1. Доля малых предприятий в отрасли строительства по данным на 1 октября 2005 года. [2,c.28].

 

        

Рис. 2. Доля предприятий - банкротов строительной отрасли по состоянию на 1 октября 2005 года[4]

Современное финансовое состояние большинства строительных организаций сегодня неудовлетворительно. Об этом свидетельствуют данные о доли убыточных предприятий и предприятий - банкротов в отрасли, отраженные на рисунке 2.

Представление о финансовом состоянии организаций строительного комплекса в России в периоды спада, относительной стабилизации и начинающегося подъема можно получить на основе данных, приведенных в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности строительных организаций в 2000-2004 годах [2,c.29].

Экономические показатели

2000год

2001год

2002год

2003год

2004год

Количество предприятий, шт.

145,5

138

147,1

137,5

135,9

Численность, тыс. чел.

4149,1

2272,5

2182

1600,9

1432

Рентабельность, %

24.2

14,8

9

8

8,5

Удельный вес убыточных предприятий, %

25,2

34,2

37,5

37

35

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

13,33

8.97

9,04

6,12

7,43

Таблица 2

Динамика основных экономических показателей деятельности строительных организаций на конец 2004- начало 2005 года, % [2,c.8]

№ п/п

Экономические показатели

4 квартал 2004 года по сравнению с 3 кварталом

1 квартал 2005 года по сравнению с 4 кварталом 2004 год

рост

нет

снижение

рост

нет

снижение

1.

Объем работ, выполненных по договорам

24

55

21

17

61

22

2.

Численность

17

01

21

12

69

19

3.

Обеспеченность собственными средствами

9

66

18

10

73

12

4.

Просроченная кредиторская задолженность

13

62

11

10

68

13

5.

Просроченная дебиторская задолженность

13

50

17

9

67

11

6.

Цены на строительную продукцию

70

29

1

69

30

1

2. Общая характеристика предприятия ОАО «Стройтрест»

Открытое акционерное общество ОАО «Стройтрест»  было основано и зарегистрировано 6 июня 1997 года в Хабаровской Городской регистрационной палате (свидетельство № 123456). Юридический адрес организации: ул. Ленина – 34. Банковские реквизиты: ИНН 5409165789/ КПП 5409100101, БИК 0453600, расчетный счет № 40708967800000012345 в Сибирском банке Сбербанка России.

Организация была зарегистрирована  в качестве открытого акционерного общества. Уставной капитал организации в размере 150000 рублей образован вкладами (долями)  100 участников (22 юридических и 78 физических лиц), каждый из которых владеет  10  обыкновенными акциями номинальной стоимостью 150 рублей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Как прописано в Уставе ОАО «Стройтрест» основной целью деятельности общества является получение прибыли и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей населения в жилье и бытовых услугах (строительно-монтажных).

Основной вид деятельности - оказание строительно-монтажных услуг по ремонту зданий и сооружений.

В последние два года организация ОАО «Стройтрест»  получила лицензию на право осуществления строительной деятельности (лицензия № 5678950). Таким образом, начиная с 2002 года  ОАО «Стройтрест» занялось возведением зданий и сооружений, преимущественно для частных лиц (коттеджи и частные дома). В 2006 году организация запланировала строительство трех многоквартирных домов, что является новым инновационным направлением деятельности организации.

На сегодняшний день организация относится к числу средних предприятий строительного рынка.

Организационная структура ОАО «Стройтрест» представлена на рисунке 3 в приложении 1.

Генеральный директор ОАО «Стройтрест» - Степашин Виктор Александрович, 35 лет, образование высшее экономическое, квалификация по диплому «Экономист- менеджер», предыдущие три места работы в должности генерального директора  в ЗАО «Техстройсервис», ЗАО «Сибпромтсрой», ОАО «Строитель», опыт работы в должности генерального директора в ОАО «Стройтрест» - 4 года.

Главный бухгалтер - Сулинина Евгения Романовна, 38 лет, образование высшее экономическое, специальность по диплому «Бухгалтер- экономист», предыдущие три места работы:  старший бухгалтер ЗАО «Техстройсервис», главный бухгалтер ОАО «Строительство Сибири», опыт работы в должности главного бухгалтера в ОАО «Стройтрест» - 6 лет.

Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции[11].

Высшим органом управления в ОАО «Стройтрест» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 58 человек.

Финансовое положение ОАО «Стройтрест» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.

В таблице 3 представлена оценка рынков сбыта потребителей  для ОАО «Стройтрест»

Таблица 3

Оценка рынков сбыта потребителей  для ОАО «Стройтрест»

Показатели

Город Хабаровск

Населенные пункты по области в радиусе 100 км

Рынки, удаленные за 100 км

Уровень спроса, %

90

32

7

Степень удовлетворения спроса, %

97

15

2

Уровень конкуренции, %

53

78

80

Доля потребителей, готовых купить продукцию,  %

89

27

12

Как видно из таблицы 3, наиболее привлекательным рынком для ОАО «Стройтрест» является рынок города Хабаровска, наименее привлекательными - рынки,  расположенные дальше, чем на 100 км.

Для ОАО «Стройтрест» наиболее серьезными кокурентами на сегодняшний день являются ОАО «Сибакадемстройнедвижимость» и ЗАО «СтройХабаровск». Анализ и оценка конкурентов представлены в таблице 4[12].

Таблица 4

Анализ и характеристика основных конкурентов

Характеристика конкурентов

Основные конкуренты

ОАО «Сибакадемстройнедвижимость»

ЗАО «СтройХабаровск»

Объем продаж, тыс. руб.

5674

3679

Занимаемая доля рынка, %

13

10

Рентабельность, %

27

23

уровень технологии

высокий

высокий

Качество продукции

высокое

высокое

Расходы на рекламу, тыс. руб.

384

679

Привлекательность внешнего вида

дизайн и эстетика

дизайн и эстетика

Время деятельности предприятия, лет

11

8

Как видно из таблицы 4, основные конкуренты ОАО «Стройтрест» являются очень сильными,  они занимают существенные доли на  строительном рынке. Наиболее сильный конкурент - ОАО «Сибакадемстройнедвижимость».

3. Анализ  среды функционирования предприятия

3.1. Анализ макроокружения

От уровня политических, технических, социально-экономических и других факторов развития региона и страны зависит эффективность функционирования фирмы, т.к. она является компонентом региона (страны) как глобальной по отношению к ней системы. Одни факторы макросреды, например, налоговая система, внешнеэкономическая политика и др., влияют на эффективность функционирования фирмы напрямую, другие - косвенно.

Состав   положительных и отрицательных  факторов  внешней среды фирмы   приведен в таблице 5.

Таблица 5

Факторы макросреды  ОАО «Стройтрест»

Факторы макросреды, положительно влияющие на деятельность организации

Факторы макросреды, отрицательно влияющие на деятельность организации

Значительный потенциал спроса на товары и его расширение

Выход на рынок  конкурентов

Расширение рынка строительной продукции, открытие новых сегментов рынка

Рост продаж   продукции конкурентов

Ослабление позиций конкурентов

Изменения потребностей покупателей и структуры спроса на строительную продукцию

Возможности интеграции

Сокращение рынка строительной продукции

Разработка новых технологий и методов

Нестабильность банковского процента

3.2. Анализ непосредственного окружения

К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие[5,с . 166]:

  – вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов);

  – потребители товара;

  – конкуренты;

  – контактные аудитории;

  – маркетинговые посредники;

  – законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

В таблице 6 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели, влияющие на эти факторы.

Таблица 6

 Факторы и показатели микросреды фирмы[4, с. 123]

Факторы микросреды

Показатели (операции), факторы микросреды

1. Поставщики (вход системы)

1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов

1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму

1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз изменения условий поставок

2. Потребители (выход системы)

2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров

2.3. Прогноз изменения доходов потребителей

2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире

3. Конкуренты

3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов

3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов

3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов

4. Контактные аудитории

4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники

5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др)

5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее непосредственное  окружение. Для сканирования  непосредственной среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание непосредственной  среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты.

3.3. Анализ внутренней среды

3.3.1. Анализ кадров организации

         При анализе кадрового потенциала предприятия  рассмотрим данные таблицы 7.

Таблица 7

Кадровые показатели организации

№ п\п

Наименование показателя

Единица измерения

Динамика по годам

2002

2003

2004

Кадровые показатели

1

Численность персонала , всего

чел.

40

47

50

в том числе по категориям

2

рабочие

чел

23

27

27

3

руководители

чел

12

14

14

4

специалисты

чел

4

5

6

5

прочие служащие

чел

1

1

3

6

Коэффициент текучести

0,12

0,11

0,13

Образовательный состав персонала

чел

400

469

460

неполное образование

4

5

5

общее образование

8

9

5

среднеспециальное

20

23

5

незаконченное высшее

28

33

23

высшее

340

399

423

7

Возрастной состав персонала

чел.

400

469

460

до 18 лет

0

0

0

18 - 25 лет

0

0

0

26-  36 лет

40

47

41

37- 50 лет

180

211

239

свыше 50 лет

180

211

179

8

Средний возраст работающих

лет

40

40

40

9

Структура персонала по полу

%

женщин

90

85

90

мужчин

10

15

10

10

Распределение ППП по стажу

чел

400

469

460

до 1года

12

14

14

1-3 года

8

9

9

3-5 лет

40

47

51

5- 10 лет

60

70

41

более 10 лет

280

328

345

11

Квалификационный состав рабочих( по  тарифным разрядам)

чел

178

190

201

12

Уровень профессиональной подготовки

%

рабочие

до 1года

10

10

5

1- 2 года

20

20

5

более 2 лет

70

70

90

руководители и специалисты

высшее образование

95

98

99

среднее специальное образование

4

1

0,5

Практики

1

1

0,5

Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности

13

Фонд заработной платы

тыс. руб.

987,5

1008,7

1062,37

14

Средняя заработная плата на одного  работника ППП

тыс. руб.

6

6

7

15

Затраты на обучение персонала, повышение квалификации

тыс. руб.

25,6

28

45

16

Затраты на осуществление льгот для персонала

тыс. руб.

37

39

44

17

Количество прогулов на одного работника

час

5

5

7

3.3.2. Анализ организации управления

         Организационная структура ОАО «Стройтрест» представлена на рисунке 3 (приложение 1).

         В таблице 8 представлена оценка оргструктуры предприятия

Таблица 8

Оценка организационной структуры управления ОАО «Стройтрест»

Наименование функций

Расчетная формула

Расчет

Значение

1.      Общее (административное) руководство и оперативное управление

Np=1,25+0,28*Oc*K1

Np=1,25+0,28*0,07*

* 24,759416=1,74

8

2.      Планирование производственно-хозяйственной деятельности, маркетинговые исследования

Nпл=0,98+0,33*Ос1

Nпл=0,98+0,33*0,07*

* 24,759416=1,55

3

3.      Организационно-техническая, технологическая подготовка строительного производства

Nотп=-0,28+0,6*Ос*

К1+ 0,06*Nзк

Nотп=-0,28+0,6*24,759416

*0,07+0,06*60=4,36

4

4.      Руководство механизацией СМР и энергетическим обслуживанием

Nмех=0,85+0,024*

* Оф*К2

Nмех=0,85+0,024*0,043*

* 0,032=0,85

2

5.      Комплектование и подготовка кадров

Nк=0,2+0,0029*Nр

Nк=0,2+0,0029*57=0,37

-

6.      Организация труда и зарплаты

Nтз=0,07+0,0028*Nр+

0,0028*Nо

Nтз=0,07+0,0028*57+0,0028

*10=0,26

2

7.      Охрана труда и техника безопасности

Nот=0,32+0,00048*

* Nр

Nот=0,32+0,00048*

*57=0,35

-

8.      Управление материально-техническим обеспечением

Nмто=0,35+0,33*Ос** К1+0,014*Nо

Nмто=0,35+0,33*24,759416

*0,07+0,014*10=0,99

1

9.      Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

Nбу=1,72+0,009*Nр

Nбу=1,72+0,009*57=2,23

2

10.  Хозяйственное    обслуживание и общее делопроизводство

Nc=0,61+0,09*Ос*К1

Nc=0,61+0,009*24,759416*

* 0,07=0,766

1

11. ИТОГО

-

23

В таблице 7 были использованы следующие условные обозначения [37,c.20]:

Ос- объем строительно-монтажных работ, выполняемых предприятием собственными силами, млн. руб.;

К1- коэффициент, учитывающий, в частности, приведение стоимости строительно-монтажных работ к ценам 1984 года; К1=0,07

К2- коэффициент, учитывающий приведение стоимости активной части основных фондов к ценам 2005 года; К2=0,032;

Nзк- количество заказчиков; Nзк=60;

Nо- количество объектов; Nо=10;

Оф- среднегодовая стоимость активной части основных фондов;

Nр- списочное количество рабочих, занятых выполнением строительно-монтажных работ.

3.3.3. Анализ производства

         Исходными данными для анализа  производства являются:

-         себестоимость работ в отчетном году – 6090 тыс. руб.

-         плановая производственная мощность организации – 7200 тыс. руб.

-         опорная программа- 5700 тыс. руб., в том числе по кварталам: 1 кв. - 1500 тыс. руб., 2 кв. – 1400 тыс. руб., 3 кв. – 1400 тыс. руб., 4 кв. – 1400 тыс. руб.

В таблице 8 изображен календарный график производства строительно-монтажных работ  ОАО «Стройтрест» на 2004 год

Таблица 8

Календарный график производства СМР в ОАО «Стройтрест» в 2004 году

Наименование объектов

1 квартал, тыс. руб.

2 квартал, тыс. руб.

3 квартал, тыс. руб.

4 квартал, тыс. руб.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Опорная программа, тыс. руб.

1500

1400

1400

1400

Пятиэтажный жилой дом

52,8

19,36

61,6

57,2

70,4

44

Девятиэтажный жилой дом мощностью 6020 м2

160,16

50,96

218,4

200,2

236,6

254,8

100,1

127,4

Девятиэтажный жилой дом мощностью 7090 м2

132

Объем работ, тыс. руб.

133,76

382,72

655,2

482,3 (с заделом)

614,3 (без задела)

Итого

1633,76

1782,72

2055,2

2014,3

        

В таблице 9 отражен план подрядных работ организации на 2004 год

Таблица 9

Объема подрядных работ ОАО «Стройтрест» на 2004 год

Наименование объектов

Сметная стоимость, тыс руб

Срок строительства

Всего на год

Объем подрядных работ, тыс. руб.

в том числе по кварталам

в том числе собственными силами

начало

конец

1

2

3

4

всего

1

2

3

4

Опорная программа, тыс. руб.

5700

янв

дек

5700

1500

1400

1400

1400

5700

1500

1400

1400

1400

Пятиэтажный жилой дом

440

янв

июнь

440

224,4

215,6

-

-

303,36

33,76

171,6

-

-

Девятиэтажный жилой дом мощностью 6020 м2

1820

май

дек

1820

-

455

655,2

709,8

1348,62

-

211,12

655,2

482,3

Девятиэтажный жилой дом мощностью 7090 м2

1500

дек

дек

165

-

-

-

165

132

-

-

-

132

Итого

3760

2425

1724,4

2070,6

2055,2

2274,8

7485,98

1633,76

1782,72

2055,2

2014,3

В таблице 9 представлена обобщенная производственная программа ОАО «Стройтрест» за 2002- 2004 годы.

Таблица 9

Производственная программа ОАО «Стройтрест»

Показатели

2002

2003

2004

коэффициент роста объемов выпуска

объем выпуска с учетом коэффициента роста, тыс. руб.

коэффициент роста объемов выпуска

объем выпуска с учетом коэффициента роста, тыс. руб.

коэффициент роста объемов выпуска

объем выпуска с учетом коэффициента роста, тыс. руб.

Коттеджи

Объем продаж, тыс. руб.

1, 01

1897

1,25

2371,3

1,15

2727

В том числе по договорам купли- продажи

-

1897

-

2371,3

-

2727

Многоэтажные дома

Объем продаж, тыс. руб.

-

-

-

-

-

2425

В том числе по договорам купли-продажи

-

-

-

-

-

2425

Итого

-

1897

-

2371,3

-

5152

3.3.4. Анализ финансов

Финансовый план организации представляет собой обобщение результатов деятельности предприятия.

В таблице 10 представлено распределение чистой прибыли организации.

Таблица 10

Распределение чистой прибыли (планирование средств фондов накопления и потребления) ОАО «Стройтрест», тыс. руб.

№ п/п

Показатели

2002 год

2003 год

2004 год

ФОНД НАКОПЛЕНИЯ

1

Чистая прибыль

1207,7

9679,5

11946,6

2

Источники формирования средств фонда

2.1

Остатки средств фонда на начало года

34

14

17

2.2

Амортизационные начисления

240

411

566

2.3

Отчисления от чистой прибыли

845,4

6775,7

8362,6

2.4

Прирост устойчивых пассивов

1672

2349

4366

2.5

Долгосрочный кредит банка

176

203

246

3

Всего источников

2967,4

9752,7

1359,6

4

Направления использования средств фонда накопления

4.1

Уплата процентов за пользование долгосрочным кредитом

3,4

4,7

5,9

4.2

Затраты на приобретение основных фондов

1675

2131

3469

4.3

Затраты на прирост оборотных средств

1240

7561

10015,7

4.4

Погашение долгосрочного кредита банка

35

39

44

5

 Всего затрат

2953,4

9735,7

13534,6

6

Излишек средств

14

17

23

7

Недостаток средств

-

-

-

ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ

1

Чистая прибыль

1207,7

9679,5

11946,6

2

Источники формирования фонда

2.1

Остатки средств фонда на начало периода

97

649,3

894,2

2.2

Отчисления от чистой прибыли

362,3

2903,9

3584

2.3

 Прочие поступления

165

177

214

2.4

Фонд оплаты труда

1407

1775

2013

3

Всего источников

2031,3

5505,2

6705,2

4

Направления использования средств фонда

4.1

Оплата труда

1335

4079

4919

4.2

Долевое участие в строительстве жилого дома для сотрудников

13

14

49

4.3

Социальные и трудовые выплаты работникам

24

273

475

4.4

Премирование

10

245

405

5

Всего затрат

1382

4611

5848

6

Излишек средств

649,3

894,2

857,2

7

Недостаток средств

-

-

В таблице 11 представлен баланс денежных средств ОАО «Стройтрест»

Таблица 11

Баланс денежных средств ОАО «Стройтрест», тыс. руб.

Показатели

На 01.01.2003

На 01.01.2004

На 01.01.2005

1. Денежные средства на начало года

131

473,3

7528,4

2. Денежные поступления:

- выручка от продаж с НДС

12035

37893

59674

- кредиты

176

203

246

- прирост устойчивых пассивов

1672

2349

4366

3. Всего поступлений

13883

40445

64286

4. Платежи в сторону:

- затраты на производство без амортизации

9645,3

22931,4

41047,6

- уплата налогов

424,4

722,8

994

- затраты на приобретение основных фондов

1675

2131

3469

- уплата процентов за кредит

3,4

4,7

5,9

- норматив оборотных средств

-

-

-

- прирост оборотных средств

1240

7561

10015,7

- погашение кредита

35

39

44

- уплата НДС

-

-

-

- уплата налога на прибыль

517,6

4148,3

5120

5. Всего платежей

13540,7

33389,9

60696,2

6. Остаток денежных средств на конец периода

473,3

7528,4

11118,2

В таблице 12 представлены доходы и затраты организации по годам

Таблица 12

Доходы и затраты ОАО «Стройтрест» в 2002- 2004 годах, тыс. руб.

Показатели

2002 год

2003 год

2004 год

1. Доходы от реализации (без НДС)

12035

37893

59674

2. Полная себестоимость – всего

9885,3

23342,4

41613,6

В том числе:

условно- переменные расходы

8101

21082,8

38833,7

условно- постоянные затраты

1784,3

2259,6

2779

3. Налоги, относимые на финансовые результаты

424,4

722,8

994

4. Балансовая прибыль

1725,3

13827,8

17066,4

5. Налог на прибыль

517,6

4148,3

5120

6. Чистая прибыль

1207,7

9679,5

11946,6

7. Рентабельность продукции, %

12

31,5

30

8. Рентабельность продаж, %

10

25,5

20

В таблице 13 представлен финансовый план организации на 2004 год.

Таблица 13

Финансовый план ОАО «Стройтрест» на 2004 год, тыс. руб.

Источники средств   направление средств

Прибыль

Амортизация

Отчисления от себестоимости

Прочие доходы

Кредиты банка

Фонд потребления

Фонд накопления

Итого

1.Платежи в бюджет:

– налог на прибыль

5120

*

*

*

*

*

-

5120

- налог на имущество

*

*

*

990

-

*

*

990

- плата за пользование водой

*

*

35

*

*

*

*

35

- налог на добавленную стоимость

*

*

*

-

*

*

*

-

- налог на рекламу

*

*

*

0,872

*

*

*

0,872

- сбор на нужды образ, учреждений

*

*

*

1,405

*

*

*

1,405

- целевые сборы

*

*

*

1,774

*

*

*

1,774

2. Арендная плата

-

*

-

*

*

-

-

-

3. Погашение ссуд банка

*

*

*

*

*

-

44

44

4. Капитальные вложения

*

*

*

*

-

*

3469

3469

5. Прирост оборотных средств

*

*

*

*

-

*

10015,7

10015,7

6. Налоги на дорожные фонды

*

*

39

*

*

*

*

39

7. Расходы на социально- культурные мероприятия

*

*

*

-

-

475

-

475

8. Отчисления в фонд потребления

3584

*

*

*

*

2264

-

5848

9. Отчисления в фонд накопления

8362,6

566

*

4360

246

-

-

13534,6

10. Платежи в пенсионный фонд

*

*

249

*

*

-

*

249

11. Неиспользованные остатки фонда потребления на конец периода

*

*

*

*

*

857,2

-

857,2

12. Неиспользованные остатки фонда накопления на конец периода

*

*

*

*

*

-

23

23

13. Уплата процентов за краткосрочный кредит

-

*

-

*

*

-

-

-

14.Уплата процентов за долгосрочный кредит

*

*

*

*

*

-

5,9

5,9

15. Прочие затраты на производство

-

-

-

-

-

3966,2

-

3966,2

ИТОГО

17066,6

566

323

5354,1

246

7562,4

13557,6

44675,7

Критический объем производства определяется по формуле (1):

,                      (1)

где    УПЗ – сумма условно- постоянных расходов, руб.

         Ц – цена единицы продукции, руб.,

         УППЗ – сумма условно- переменных расходов, руб.

         Тогда, критический объем производства для ОАО «Стройтрест» равен:

Vкк = 20 квартир

         График безубыточности изображен на рисунке 4.

издержки, тыс. руб.                                 выручка

                                                                                                         переменные

             41612                                ТБУ                                         издержки

                  

              2779                                                                                    постоянные

                                                                                                            издержки                                                                                                                        

 

                                                                  20                                 объем, тыс. шт.

Рис.4. График безубыточности ОАО «Стройтрест»

         В таблице 14 представлен прогнозный баланс активов и пассивов организации

Таблица 14

Прогнозный баланс активов и пассивов ОАО «Стройтрест»

Актив

2002 год

2003 год

2004 год

Пассив

2002  год

2003 год

2004 год

1.Внеоборотные активы

1.1.Основные фонды по балансовой стоимости

1.2.Амортизация

1.3.Основные фонды по остаточной стоимости

3009

240

2769

5140

411

4729

7076

566

6510

4. Капитал и резервы

4.1. Уставной фонд

4.2. Специальные фонды

4.3. Нераспределенная прибыль

150

2967,4

150

9752,7

150

13557,6

Итого по разделу 1

2769

4729

6510

Итого по разделу 4

3117,4

9902,7

13707,6

2.Оборотные активы

2.1. Запасы

2.2. Дебиторская задолженность

2.3. Денежные средства- всего

2,9

8190

226

8

26205

257

15

41274

301

5. Долгосрочные пассивы

176

203

246

В том числе:

-          касса

-          счета

50

176

54

203

55

246

Итого по разделу 2

8418,9

26470

41590

Итого по разделу 5

176

203

246

3. Убытки

-

-

-

6. Краткосрочные пассивы

6.1. Кредиторская задолженность:

- поставщикам

- по оплате труда

- прочие кредиторы

6.2. Фонд потребления

7891,1

-

3,4

21088,6

-

4,7

34140,5

-

5,9

Итого по разделу 3

-

-

-

Итого по разделу 6

7894,5

21093,3

34146,4

Итого по разделам

11187,9

31199

48100

Итого по разделам

11187,9

31199

48100

«Пробка»

«Пробка»

Баланс

11187,9

31199

48100

Баланс

11187,9

31199

48100

3.3.5. Анализ маркетинга

В 2004 году ОАО «Стройтрест»  строило многоквартирные дома и продавало их  по установленной цене на рынке жилья. Средний уровень цены на квартиру  в 2004 году  предполагается установить в размере:

1 комнатная квартира- 159 тыс. рублей, 2 комнатная квартира- 232 тыс. рублей, 3 комнатная квартира- 301 тыс. рублей, 4 комнатная квартира- 412 тыс. рублей.

         Средняя цена на квартиру составляет 276 тыс. рублей.

         В таблице 15  представлен анализ ценовой политики организации на 2004 год[12].

Таблица 15

Анализ ценовой политики ОАО «Стройтрест»

Постановка вопроса при исследовании ценовой политики

Характеристика текущего состояния дел

Прогноз положения дел

1. Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него?

установленная цена позволяет покрывать издержки и получать прибыль

установленная цена позволяет покрывать издержки и получать прибыль

2. Какова вероятная реакция покупателей на повышение цены?

спрос падает не существенно

спрос упадет не существенно

3. Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия?

цены вполне доступны

цены доступны даже средним слоям населения

4. Как относятся покупатели к установленным вами ценам?

положительно

очень положительно

5. Используется предприятием политика стимулирования цен?

нет

предполагается использование

6. Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют свои цены?

несущественно изменяет в соответствии с общими тенденциями на рынке

изменяет в соответствии с общими тенденциями на рынке

7. Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным покупателям?

да

да

         Анализ системы формирования спроса  и методов стимулирования продаж, а также рекламной деятельности в организации представлен в таблице 16.

Таблица 16

Анализ системы формирования спроса и стимулирования продажи квартир  в ОАО «Стройтрест»

Постановка вопроса

Характеристика и оценка состояния дел и действия по улучшению

1. Есть ли программа службы формирования спроса и стимулирования сбыта?

разрабатывается план стимулирования сбыта

2. Каковы результаты ее реализации?

план помогает стимулировать сбыт и поднимать объем продаж квартир

3. Какие приемы этой программы используются?

размещение рекламы, печатные средства, деловые встречи, радиореклама, наружная реклама

4. Какова эффективность каждого приема?

наиболее эффективна наружная реклама, печатная реклама и радиореклама

5. Используете ли вы рассрочку и другие виды кредита?

в 2004 году предполагается использовать рассрочку

6. Известны ли покупателям условия рассрочки?

сведения об условиях рассрочки подробно объясняются покупателям

7. Какие каналы распространения информации программы  вы используете?

телевидение, газеты

8. Какие из перечисленных каналов наиболее эффективны?

наиболее эффективно телевидение

10. Соответствует ли торговая сеть поставленным целям  фирмы?

бесспорно

11. Специализируется ли персонал на рынке недвижимости?

весь персонал - специалисты в области недвижимости

12. Как определяются предполагаемые объемы продаж?

исходя из прогнозной стоимости квартир  предполагаемых продаж квартир в натуральных единицах

13. Какие цели поставлены перед рекламой?

создание имиджа организации и стимулирование продаж

14. Сколько выделено на нее средств?

в 2004 году выделена плановая сумма 10934 рублей.

15. Как оценивают покупатели качество вашей рекламы?

положительно

16. Какими критериям  вы пользуетесь при выборе каналов распределения рекламы?

максимум отдачи при минимуме затрат

17. Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем продаж квартир?

да

18. Имеется ли у вашей рекламы фирменный стиль?

да

19. Хорошо ли заметен ваш товарный знак среди конкурентов?

не очень, следует подумать об усовершенствовании

        

В ОАО «Стройтрест» используется метод установления цены на квартиру «издержки плюс прибыль».

         Коэффициент эластичности на продаваемые квартиры по прогнозу определяем по формуле (2)[16, с. 189]:

,                          (2)

где    Q1, Q2 – выручка от реализации планируемого предприятия и основного конкурента, тыс. руб.

         Р1, Р2 – средняя цена квартиры планируемого предприятия и основного конкурента, тыс. руб.

Для однокомнатных квартир: Кэ = 1,75

Для двухкомнатных квартир: Кэ = 1,78

Для трехкомнатных квартир: Кэ = 1,80

Для четырехкомнатных квартир: Кэ = 1,67

         Основной вид применяемой рекламы в ОАО «Стройтрест»- пресса (8 %), печатная реклама (10 %), наружная реклама (58 %), радиореклама (24 %)

3.3.6. Анализ сильных и слабых сторон продукции

Строительная продукция ОАО «Стройтрест» удовлетворяет основную потребность населения - потребность в жилье, она имеет ряд положительных характеристик:  относительная недорогая и вполне доступна по цене тем средним селения, которые имеют возможность приобрести жилье в Хабаровске. Кроме того, продукция ОАО «Стройтрест» отличается высоким качеством исполнения, использованием экологически чистых строительных материалов, отличной планировкой помещений, долговечностью и надежностью возводимых зданий и сооружений. Кроме того, возводимые здания создаются при работе архитекторов - специалистов и дизайнеров и потому имеют оригинальный внешний и эстетический вид, отличаются неповторимостью дизайна.

Оценка сильных и слабых сторон продукции ОАО «Стройтрест» представлена в таблице 17[12].

Таблица 17

Оценка сильных и слабых сторон продукции ОАО «Стройтрест»

Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон продукции

Сильные стороны

Слабые стороны

Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция?

обеспеченные и средние слои населения

не доступна более бедным слоям, составляющим около 70 % населения

Изучены ли вами запросы ваших клиентов

запросы обеспеченных и средних слоев изучены

Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам

индивидуальный дизайн

Можете ли вы эффективно довести свою продукцию до тех потребителей, на которых она рассчитана?

реклама, относительно недорогая цена на жилье

имидж и известность конкурентов

Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении:

-          качества и надежности

-          стимулирования спроса

качество и надежность гарантированы; доступность по цене тем покупателям, на которых продукция рассчитана; представление рассрочек и кредитов

На какой стадии жизненного цикла находится ваша продукция?

начальная стадия

Есть ли у вас идеи относительно нового вида продукции?

нет, пока только расширение уже созданной продукции

Проводите ли вы регулярно модификацию вашей продукции в соответствии с запросами клиентов?

индивидуальное строительство в соответствии со спросом

Проводите ли вы политику создания новой продукции?

нет

Возможно ли копирование вашей продукции?

да , вполне

Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной маркой, патентами?

лицензия на ведение строительной деятельности

Отслеживаете ли вы жалобы клиентов?

нет

Выводы и рекомендации

         В рамках  данного раздела рассмотрим основную стратегию, предлагаемую стратегию в рамках стратегического управления.

Основная стратегия фирмы «Стройтрест» сегодня- это стратегия прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). Инвестиции в организации сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль доведена до максимума. Повышение рентабельности в организации достигается в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Для повышения эффективности использования ресурсов в организации определяются те капиталовложения, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно используется. Можно сказать, что стратегия роста прибыли в компании «Стройтрест» успешно разработана, так как в итоге она приводит к увеличению положительного потока денежной наличности в организации.

Основными задачами компании «Стройтрест» на современном этапе является организация единых органов снабжения и сбыта; улучшение качества продукции, расширении ассортимента, модернизации  с целью более точного удовлетворения требований потребителя.

Посредством рекламной кампании «Стройтрест» пытается завлечь в число своих потребителей различные группы покупателей:  рабочих и служащих,  другие группы потенциальных покупателей.

Список литературы

1)     Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 2002.- 160 с.

2)     Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2002.- 300с .

3)     Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 2002.- 286 с.

4)     Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 2003.- 245 с.

5)     Менеджмент организации: современные технологии  / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.

6)     Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.

7)     Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2004. – 331с.

8)     Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 2001.- 321 с.

9)     Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2001.- 412 с.

Приложения

Приложение 1

Организационная структура ОАО «Стройтрест»

Надпись: Юридический отдел – 1 ч.Надпись: Директор по экономике и финансам – 1 ч.Надпись: Помощник директора по общим вопросам – 1 ч.Надпись: Директор по производству – 1 ч.Надпись: Отдел кадров – 1 ч.Надпись: Отдел внутреннего учета – 4 ч.Надпись: Секретарь- референт – 1 ч.Надпись: Сметно-экономический отдел – 3 ч. 

                                                                                                            

 

Линейный персонал – 12 ч.

 
                                                                 

 

Рис. 3. Организационная структура ОАО «Стройтрест»