© В.Д. Бджола к.э.н., доцент кафедры "Финансовый менеджмент" РГЭУ

ФИНАНСОВАЯ САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ

Термин "санация" происходит от латинского "хапаге" и переводится как оздоровление или лечение. Финансово-кредитный словарь трактует это понятие как систему мероприятий, проводимых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий. Таким образом, санация является одной из предусмотренных законодательством процедур финансового, экономического оздоровления предприятий, предотвращения банкротства.

В современных условиях, в соответствии с международной практикой и мнением большинства зарубежных и отечественных специалистов, к которому мы присоединяемся, под санацией как экономической категорией понимается комплекс последовательных, взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, организационно-правового, производственно-технического, социального характера, направленных на преодоление финансового кризиса на предприятии и возобновление или достижение его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде.

Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера. Целью финансовой санации является оптимизация финансовых потоков предприятия: покрытие текущих убытков и ликвидация причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов для проведения мероприятий производственно-технического и организационного характера.

Изучение теоретической и практической базы санации предприятий знакомит нас с основными проблемами, которые исследуются зарубежными экономистами в этой сфере. Предметом дискуссий ведущих ученых Германии, Великобритании, США являются вопросы, связанные с прогнозированием банкротства; классификацией финансовых источников санации и последовательностью их мобилизации; формами и размерами государственной финансовой поддержки предприятий; санационными приоритетами; значением самофинансирования для оздоровления предприятий; приватизационными аспектами санации и рядом других.

Финансовая санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения. Целостный взгляд на этапы разработки санационной концепции отдельного предприятия представляет собой так называемая "классическая модель санации", которая широко используется в качестве основы для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.

В случае возникновения на предприятии кризисной ситуации данная модель предполагает проведение анализа ее причин (причинно-следственный анализ). На основе результатов анализа принимается решение либо о ликвидации предприятия, либо о проведении неотложных санационных мероприятий. В случае решения о санации определяются ее цели, формируется санационная стратегия, разрабатываются санационные мероприятия. Это оформляется в программу санации, создается ее проект. В соответствии с этими документами осуществляется реализация, координация и контроль хода санации.

Здесь уместно будет отметить, что в экономической литературе по вопросам санации часто упоминается концепция быстрого обнаружения финансового кризиса и радикальных санационных действий ("Рrimat des Handelns"). Однако сторонники этого направления (в основном экономисты-практики) не учитывают того, что в данном случае не остается времени для детального исследования причин возникновения данной ситуации и разработки оптимальной санационной стратегии. Отсутствие такой проработки и разработки санационной программы - предпосылка и основной фактор будущих неудач. Именно поэтому в классической модели санации отдельным аналитическим блоком выделяется формирование стратегических целей и тактики санации.

Неотъемлемым и важнейшим компонентом санационного процесса является координация и контроль проведения запланированных мероприятий. Внутренние контрольные органы должны постоянно выявлять санационные резервы и своевременно подготавливать квалифицированные решения относительно ликвидации возможных препятствий, возникновение которых возможно в процессе проведения оздоровительных процедур.

В основе процесса санации лежит законодательство о банкротстве и финансовом оздоровлении предприятия, которое должно:

  1. предотвращать непродуктивное использование активов предприятий.
  2. являться механизмом санации (финансовой реорганизации) предприятий, которые имеют реальный потенциал для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем.
  3. способствовать полному удовлетворению требований кредиторов.

Следует также отметить, что в переходный к рыночной экономике период положения законодательства о банкротстве должны быть более лояльными относительно государственных предприятий, чтобы предотвратить большую волну банкротств. В то же время предоставление подобных условий приватизированным предприятиям не представляется целесообразным, поскольку если частные предприниматели не будут в полной мере ограничены законодательством о банкротстве, то может пострадать финансовая дисциплина, а это, в свою очередь, снизит доверие к частному предпринимательству и темпы его развития.

В соответствии с российским законодательством санация предприятия-должника осуществляется в форме досудебной санации. Досудебная санация - одно из мероприятий по восстановлению платежеспособности должника и урегулирования взаимоотношений с кредиторами до возбуждения дела в арбитражном суде, наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления, хотя ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд. Оно, как правило, удовлетворяется, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.

Досудебная санация может проводиться собственником предприятия-должника, кредитором и инвестором, заинтересованными в данном производстве, путем финансовой поддержки должника. В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для этого должнику предоставляется финансовая помощь. При этом у должника перед лицами, решившими поддержать его в кризисной ситуации, естественно возникает ряд определенных, в большинстве финансовых, обязательств.

В случае, если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, условия ее проведения устанавливаются на текущий год Федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов либо органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления согласно действующему закону.

Надо заметить, что законодательство многих государств запрещает оказание помощи "хроническим" должникам посредством финансирования, усматривая в этом противоречие принципу конкуренции и создания равных условий для всех предприятий. Но, исходя из российского опыта, имея в виду огромное количество градообразующих и оборонных предприятий, нельзя не признать, что такая поддержка на определенном этапе является спасительной для экономики страны. Важно, чтобы она не стала повседневной нормой, а оставалась бы исключением из правил - причем в случаях, когда иного выхода по достаточно объективным причинам нет.

Конечно, для принятия окончательного решения о проведении досудебной санации необходима доскональная проверка финансового состояния должника, с тем чтобы сделать экономически правильный вывод о возможности в течение определенного срока восстановить его платежеспособность, не возбуждая дела о банкротстве в арбитражном суде.

Экспертный анализ может проводиться независимой аудиторской или консалтинговой фирмой. Подзаконными актами и инструктивно-методическими материалами, в частности Приложением №1 "Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий" к Постановлению Правительства РФ № 448 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий", рекомендуются критерии определения неудовлетворительной структуры баланса: коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления платежеспособности. В теории данные, рассчитанные на основании этих коэффициентов, позволяют сделать вывод о мерах оздоровления предприятия, приемах и способах, необходимых для этого.

Однако следует отметить, что, как свидетельствует практика, показатели, принятые в качестве критериальных, не в полной мере отражают истинное финансовое состояние предприятия и зависят, прежде всего, от отраслевой принадлежности предприятия. Мировой опыт показывает, что нормативные значения этих показателей определяются отраслевой принадлежностью и используются для целей анализа, а не для принятия санационных решений.

Такова в общих чертах законодательная основа санации предприятий. Правда, действует она в российских условиях больше теоретически. Хотя при сложившемся в российском обществе отрицательном отношении к банкротству, как к якобы "насильственной гибели предприятий", что подтверждают исследования и социологические опросы, досудебная санация могла бы стать самым эффективным оздоровительным средством. Но для этого нужно создание реальных условий.

Традиционно санация осуществляется за счет следующих внешних источников:

  • слияния предприятия с более мощной компанией;
  • выпуска новых ценных бумаг для мобилизации денежного капитала;
  • увеличения банковских кредитов и предоставления субсидий;
  • уменьшения выплат по облигациям и отсрочки их погашения;
  • полной или частичной покупки государством акций предприятия.

Финансовая санация может также осуществляться с помощью привлечения средств владельцев (паевиков, акционеров) предприятия; при помощи основных кредиторов; персонала предприятия. В научной литературе по вопросам финансового оздоровления предприятий часто встречается такое понятие, как "чистая санация", которая заключается в том, что убытки покрываются исключительно за счет сформированных на предприятии резервных (страховых) фондов. Использование внутренних финансовых резервов позволяет не только существенно снизить угрозу банкротства, но и в значительной степени уменьшает потребность в привлечении капитала с внешних источников.

Если финансовых ресурсов из децентрализованных источников недостаточно для проведения санации, то в некоторых случаях может быть принято решение о предоставлении предприятию государственной финансовой поддержки. В случае убыточной деятельности предприятий государство, если оно признает их продукцию общественно необходимой, может предоставлять им дотации и другие виды финансовой поддержки.

При принятии решений о содействии конкретному предприятию исполнительная власть должна исходить из принципа поддержки прежде всего жизнеспособных производственных структур, которые способны ее использовать с максимальной отдачей и обеспечить увеличение производства и реализации продукции, что увеличивает доходную часть бюджета. Такое решение основываться на ряде критериев, среди которых можно отметить:

  • внедрение новых, более экономичных и экологически безопасных технологий;
  • экспорт (прирост экспорта) конкурентоспособной продукции;
  • замена импорта продукции, сырья, материалов, запчастей и т. д.;
  • решение проблемы энергообеспечения народного хозяйства;
  • сохранение научно-технического потенциала (исследований и разработок, которые имеют приоритетное значение для экономики страны);
  • наличие внутренних и внешних рынков сбыта продукции предприятия;
  • высокий уровень менеджмента на предприятии.

Централизованная санационная поддержка может оказываться путем прямого бюджетного финансирования и непрямыми формами создания благоприятных условий.

Прямое бюджетное финансирование санации предприятий может осуществляться на принципах возвратности (бюджетные ссуды) и невозвратности (субсидии, дотации, полный или частичный выкуп государством акций предприятий, которые находятся на грани банкротства).

Существуют предложения, согласно которым в госбюджете должен формироваться специальный фонд финансирования санации и реструктуризации государственных предприятий. В то же время большинство западных исследователей по данному вопросу сделали однозначный вывод, что прямое государственное финансирование является не только фактором, стимулирующим бюджетный дефицит, но и связано с негативными сопутствующими эффектами на макро- и микроуровнях. Кроме того, в экономически развитых странах почти полностью отказались от использования данного метода финансовой поддержки предприятий.

В связи с этим следует отметить, что правительство РФ не предоставило в 2001 г. бюджетные средства на санацию неплатежеспособных предприятий. Было приостановлено действие правительственного постановления № 498 от 20 мая 1994 г. "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета.

Напомним, что этим постановлением был утвержден порядок оказания такой поддержки. Согласно документу, бюджетные средства могли предоставляться на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий, а также на финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств. Данное решение правительства было лишь признанием существующего положения вещей. Бюджетные средства на цели санации неплатежеспособных предприятий в последние годы не выделялись. На протяжении 1998-2000 г. федеральным органам исполнительной власти особо указывалось на то, что не следует готовить предложения о выделении средств бюджета на санационные мероприятия. Правительство в очередной раз приостановило действие первого абзаца пункта 9 правительственного постановления №421 от 25 апреля 1995 г., в соответствии с которым Минэкономразвития и ФСФО должны "представлять ежегодно для учета при разработке проекта федерального бюджета обоснование объемов средств, необходимых для оказания государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, а также финансирования процедур, связанных с их реорганизацией и ликвидацией".

Анализ эффективности использования государственной кредитной поддержки показывает, что полученные средства используются большинством предприятий, как правило, на текущие нужды, а не на увеличение производства и проведение санационных мероприятий, и поэтому существует проблема своевременности возврата предприятиями полученных кредитов.

При существующем порядке предоставления кредитной поддержки отношения распределения финансовых ресурсов формируются на двух уровнях: централизованном и децентрализованном. Централизованный уровень - это финансовые отношения между государством, в лице ЦБ, и коммерческими банками по вопросу получения на конкурсной основе централизованных кредитных ресурсов для последующей их перепродажи производственным структурам, которые нуждаются в кредитной поддержке. Децентрализованный уровень - это отношения между коммерческими банками и предприятиями, имеющими право на получение кредитной поддержки, по вопросам предоставления финансовых ресурсов для кредитования проектов санации и реструктуризации. Эти отношения базируются на общепринятых принципах кредитования.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии прямых финансовых отношений между государством и предприятием, а значит, является нецелесообразным рассмотрение вопроса о предоставлении кредитной поддержки конкретным субъектам хозяйствования на уровне санационных "суперорганов". Это должно быть компетенцией соответствующих банков, поскольку они берут на себя всю полноту ответственности перед государством за целевое использование предоставленных кредитных ресурсов и их своевременное погашение.

Однако рассмотренный механизм финансовой поддержки не оправдал себя. Эта проблема связана как с чрезмерно высокими процентными ставками за пользование кредитом (некоторые предприятия сами отказались от санационных кредитов), так и с отсутствием у многих субъектов хозяйствования достаточного кредитного обеспечения, что послужило причиной отказа банков от предоставления данным предприятиям финансовых ресурсов.

Одним из методов государственного финансового содействия предприятиям является санационная поддержка в форме полного или частичного выкупа государством акций тех предприятий, которые находятся в финансовом кризисе. Выступая в роли санатора, государство должно руководствоваться, прежде всего, народнохозяйственной эффективностью и целесообразностью, противостоять спаду производства и увеличению безработицы. Государство, в случае его участия в капитале, нельзя рассматривать как обыкновенного акционера, поскольку монопольная прибыль, и прибыль вообще, не является первостепенной задачей деятельности государства в качестве санатора. Главной целью государственных инвестиций в данном случае является содействие возобновлению ликвидности и обеспечение жизнеспособности предприятий. Значительная часть государственного сектора в Германии, США, Швеции и других странах сформирована именно за счет бывших частных предприятий, оказавшихся на грани банкротства. Как уже отмечалось, одним из главных факторов ограниченного доступа несостоятельных предприятий к кредитным ресурсам является полное отсутствие или недостаточный размер кредитного обеспечения. Выход на финансовые рынки в данном случае возможен посредством получения санационной поддержки в форме государственных гарантий или поручительств (обязательство государства осуществить погашение долгов данного предприятия в случае его несостоятельности самостоятельно выполнить условия кредитного договора).

Для реализации этого направления финансовой санации следует создать специальные крупные коммерческие акционерные общества с государственным капиталом или частногосударственным участием, которые занимались бы вопросами государственного страхования и гарантий кредитов; их статус следует определить законом. Примером тому может служить полугосударственный "Эксимбанк" (США) или Товарищества гарантирования кредитов (ФРГ). Эти организации занимаются отбором предприятий для предоставления им поддержки в форме государственных гарантий, а также несут ответственность за целевое использование кредитов и своевременное их погашение. Как правило, такие организации освобождены от налогообложения.

Отметим, что предоставление государственных гарантий и поручительств стало одним из факторов успешного проведения санации таких известных компаний, как Телефункел (ФРГ) и Крайслер (США).

Одним из косвенных методов государственной санационной поддержки предприятий является предоставление им разрешения на нарушение антимонопольного законодательства. Например, в США это может выражаться в разрешении на слияние конкурирующих компаний в случае, если одна из фирм, имеющая значительное народнохозяйственное значение, находится на грани банкротства. В целом же в практике проведения санации этот метод используется в исключительных случаях, поскольку предоставление разрешения на монопольные образования может иметь негативные микро- и макроэкономические последствия стратегического характера. Именно поэтому применять его можно только в том случае, если предприятия докажут, что при их слиянии будет наиболее полно использован эффект масштаба, существенно сократится уровень себестоимости продукции, значительно повысятся ее качественные параметры.

Подчеркнем, что слияние возможно только тогда, когда будет доведено позитивное сальдо между народнохозяйственной выгодой и негативными антиконкурентными последствиями.

В зависимости от экономической политики государства возможно использование санационной поддержки фискального характера в виде списания или реструктуризации налоговых обязательств, налогового кредитования, предоставления целевых налоговых льгот предприятиям, которые непосредственно подлежат санации, а также путем фискальных уступок основным кредиторам данных предприятий с целью активизации их участия в санационных процессах. При этом необходим строгий контроль и система санкций за нарушение сроков погашения реструктуризированной задолженности.

Использование того или иного метода государственной поддержки санации и реструктуризации зависит от конкретных характеристик предприятия, его народнохозяйственного и регионального значения.

Выпуски > №4, 2001 г. > Финансовая санация предприятий, формы и источники