Сибирский МТО ФСФО России

Проблемы банкротства новосибирских предприятий в 2003 году Александр Кикин, руководитель МТО ФСФО России в Сибирском федеральном округе, заслуженный юрист РФ

Анализ статистических данных

 

Александр КИКИН

 

В 2003 году процедуры банкротства в Новосибирской области осуществлялись в отношении свыше 7 тысяч организаций-должников - наибольшее количество банкротств по Сибирскому федеральному округу. Из общего количества 93,6% - отсутствующие должники. По сравнению с 2002 годом наблюдается снижение процедур, что связано с отсутствием дел, возбужденных в истекшем году в отношении отсутствующих должников, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден порядок финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, определенный статьей 227 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.02 г. N 127-ФЗ. Таким образом, за 2003 год по Новосибирской области было возбуждено только 90 дел о банкротстве и введено 79 процедур. Для сравнения: Арбитражным судом Новосибирской области в 2002 году было введено 5567 процедур банкротства (из них 5377 по отсутствующим должникам). По удельному весу наибольшее количество дел приходится на дела о банкротстве, связанные с ликвидационной процедурой, по Новосибирской области 99,2% от всех дел, находящихся в производстве. Незначительно уменьшилось количество процедур внешнего управления. На 1 января 2004 года внешнее управление проводится на 15 предприятиях, что на 4 предприятия меньше, чем в 2003 году. По итогам года завершено производство по 680 делам о банкротстве (20 дел прекращено до введения процедуры банкротства, 8 - ввиду отсутствия признаков банкротства, 1 - заключением мирового соглашения, 1 - восстановлением платежеспособности в ходе внешнего управления, 650 - ликвидацией в ходе конкурсного производства).

Судебные процедуры

Сотрудники центрального аппарата Сибирского МТО в 2003 году приняли участие в 580 заседаниях Арбитражного суда Новосибирской области, в 160 собраниях и заседаниях комитетов кредиторов, что в два раза больше аналогичного периода прошлого года. Эффективное применение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в 2003 году по Новосибирской области позволило в результате завершения процедур банкротства погасить 285,8 млн рублей, что в 6,8 раза больше, чем в 2002 году и составило 19,7 копейки на 1 рубль задолженности (для сравнения: в натуральных величинах в 2002 году было погашено 42 млн рублей и составляло 8,1 копейки на 1 рубль). В т.ч. в бюджет государства было возвращено 105,3 млн рублей, что составило 33,3 копейки на 1 рубль задолженности (в 2002 году 8,72 млн рублей и 10,2 копейки на 1 рубль задолженности). Одновременно удалось сохранить в производственном обороте имущество предприятий на сумму свыше 225 млн рублей, а также рабочие места на предприятиях-должниках. В результате проведения процедур конкурсного производства штатная численность работающих увеличилась до 1620 человек (ранее было 1490 чел.). В частности, сохранены рабочие места при банкротстве предприятий ОАО «Новосибирский электромеханический завод», АООТ «Новосибирскагропромстрой», ОАО «Сибирский антрацит» и ряде других. Примером полного восстановления платежеспособности и сохранения рабочих мест является предприятие пищевой промышленности ОАО «Альбумин».

Из общего количества организаций, находящихся в процедурах банкротства на территории Новосибирской области, преобладают предприятия таких отраслей, как • строительство - 15,7%, • сельское хозяйство - 15,3%, • машиностроение - 5,2%.

Подготовка заключений, связанных с определением несостоятельности и финансовым оздоровлением организаций

За прошедший год подготовлено в общей сложности 382 заключения, из них: о возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника - 123, о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства - 6, о соответствии требованиям планов (отчетов) процедур банкротства - 8, о результатах независимой оценки - 31, о финансовом состоянии организаций - 213. В 2003 году в Сибирский МТО ФСФО России поступило из Службы судебных приставов Новосибирской области 262 уведомления об обращении взыскания на имущество предприятий-должников. По результатам рассмотрения направлено уведомлений о неосуществлении мер по инициированию дела о банкротстве - 42, выдано заключений о необходимости инициировать дело о банкротстве - 81, возвращено в службу судебных приставов 28 уведомлений. По предприятиям, вынесенным на МВС по уведомлениям службы судебных приставов Новосибирской области, можно отметить активизацию деятельности руководителей по урегулированию задолженности. Например: • АООТ «Чановскремтехсервис» снято с рассмотрения на МВС, т.к. в соответствии с определением суда должнику предоставлена отсрочка исполнения постановления ИМНС на 2 года; • по предприятию ГУП «Путеец» просроченная задолженность согласно справке ИМНС снизилась на 272,2 тыс. рублей; • по ЗАО «Востокприборгаз» на МВС 18 ноября 2003 года принято решение о нецелесообразности подачи заявления о несостоятельности (банкротстве) в связи с отсрочкой погашения задолженности. По сведениям ИМНС, за период с даты рассмотрения на МВС должником погашено 748,6 тыс. рублей основного долга. В истекшем году Сибирским МТО ФСФО подготовлено 6 заключений о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства (ситуация остается на уровне 2002 года). Из них в 4 случаях выявлены признаки преднамеренного банкротства (ОАО «Сибтеплоизоляция», финансовый центр «Левобережный», кооператив «Печник», ГДУП «Леспромхоз Колыванский»). По результатам экспертизы по ОАО «Завод железобетонных изделий - 7» выявлены признаки фиктивного банкротства. Экспертизы по ФЦ «Левобережный» и кооператив «Печник» проведены в рамках уголовного дела. В настоящее время проводится предварительное следствие по данным уголовным делам. Необходимо отметить, что взаимодействие Сибирского МТО ФСФО России с правоохранительными органами стало более оперативным и конструктивным после заключения Соглашения о сотрудничестве с Главным управлением МВД России по Сибирскому федеральному округу от 29.10.03 г., определяющего порядок обмена информацией, сроки исполнения запросов, а также проведение совместных мероприятий по проблемам борьбы с преступлениями в экономической сфере.

Деятельность Межведомственного совещания

Новой организационной формой межведомственной работы является деятельность Межведомственного совещания в Новосибирской области по рассмотрению вопроса о целесообразности подачи заявления о банкротстве предприятий, которое создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 218 от 15 апреля 2003 г. для координации и учета мнений органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. От федеральных органов исполнительной власти Новосибирской области в течение 2003 года поступило 572 уведомления о наличии задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией на общую сумму 7229,2 млн рублей. Из них 556 (97,2%) поступивших материалов направлены органами МНС Новосибирской области. 132 пакета материалов, или 23% от общего количества поступивших, были возвращены инициатору. Рассмотрение 156 уведомлений, или 27% поступивших, отложено. Данные уведомления представляют собой материалы по отсутствующим должникам, условия и порядок финансирования процедуры банкротства которых до настоящего времени не определены Правительством РФ, как того требует ст. 227 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 г. N 127-ФЗ. Центральным аппаратом Сибирского МТО в Новосибирске проведено за 2003 год 18 региональных Межведомственных совещаний, на которых были рассмотрены 72 организации-должника Новосибирской области, из которых по 47 (65%) принято решение о целесообразности подачи заявления в арбитражный суд о признании должников банкротами (по 30 предприятиям с общей суммой задолженности в 881,8 млн рублей заявления в арбитражный суд направлены, из них возбуждено 17 дел о несостоятельности (банкротстве)). Из-за разногласий с органом исполнительной власти Новосибирской области (согласующий орган) в принятии решения о целесообразности возбуждения дел о банкротстве по 12 предприятиям материалы были направлены на рассмотрение вышестоящего окружного Межведомственного совещания (комиссии). По 7 предприятиям Новосибирской области (9,7% от общего числа рассмотренных) принято решение о нецелесообразности обращения в арбитражный суд о признании должников банкротами. Подготовка материалов, выносимых на рассмотрение Межведомственных совещаний, а также предварительная работа с руководством должников показывает, что лишь единицы из них способны предпринять конкретные меры по восстановлению платежеспособности и недопущению банкротства. В связи с принятием 9 июля 2002 года специального Закона N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», позволяющего сельскохозяйственным предприятиям во внесудебном порядке по соглашению с кредиторами провести реструктуризацию своих долгов и реализовать конкретную программу финансового оздоровления, в 2003 году окончательное принятие решения о целесообразности подачи заявления о признании сельхозпредприятий несостоятельными (банкротами) зачастую откладывалось, так как большинство из них подали заявление в территориальную комиссию Новосибирской области по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей с просьбой о предоставлении права на реструктуризацию задолженности. Такое решение принималось, в частности, в отношении ПСХК «Черепановский маяк», ЗАО «Пономаревское», СПК «Колхоз Зудовский», СПК «Большевик», СПК «Чернышевский» и ряду других. Предприятиям была предоставлена дополнительная возможность выйти из кризиса. Так, из 590 хозяйств Новосибирской области в программу финансового оздоровления на начало декабря 2003 года вошли 405 (то есть 69%). Таким образом, наиболее сильные, эффективно работающие хозяйства получили дополнительный стимул к развитию, неспособные же к эффективной деятельности уйдут с рынка сельхозтоваропроизводителей. Незначительное количество предприятий направляют свои действия на увеличение объемов производства и реализации продукции. Зачастую такие мероприятия начинает реализовывать новая команда управленцев, пришедших на предприятие. В качестве примера можно привести ОАО «Новосибирский завод дорожных машин». Руководством предприятия был разработан план финансового оздоровления, предусматривающий погашение основного долга по налогам и сборам в размере 5 млн рублей в течение шести месяцев. Основными мероприятиями данного плана являются: реорганизация структуры управления, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, проведение мероприятий по экономии материальных ресурсов, увеличение объема продаж на основе заключенных договоров. Аналогичная работа проведена предприятием ЗАО «Востокприбортехгаз». Представляют интерес те мероприятия, которые предлагают собственники государственных унитарных мероприятий. К сожалению, эти мероприятия не несут за собой повышение эффективности управления, а являются лишь способами погашения задолженности, не стимулирующими развитие предприятия. Так, единственным выходом из кризисной ситуации ФГУП «Куйбышевский химический завод» видит преобразование завода в казенный, а в отношении ФГУП «ЗапСибНИИагропром» - отчуждение части неиспользуемого имущества. Практически не используется процедура досудебной санации, предусмотренная ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 г. N 127-ФЗ. Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи, размер которой достаточен для исполнения всех его обязательств и обязанностей. Между тем такую процедуру наиболее целесообразно применять к предприятиям ЖКХ. Состояние предприятий ЖКХ известно: большинство из них находятся в муниципальной собственности, финансируются по остаточному принципу, тарифы на услуги данных предприятий редко являются экономически обоснованными, что не позволяет им выйти на безубыточную работу. Играет роль и особое внимание муниципальных властей к состоянию предприятий данной отрасли. Например, в декабре 2003 года на Межведомственном совещании по Сибирскому федеральному округу рассматривалось ООО «Вега-ЦСР», обеспечивающее теплом часть г. Бердска Новосибирской области. Причиной, приведшей к образованию задолженности в размере почти 55 млн рублей (основной долг - 20 млн рублей), стала огромная дебиторская задолженность со стороны МУП УЖКХ г. Бердска, то есть муниципалитета, не желающего платить за оказанные услуги по теплоснабжению. Обратный пример - ГУП ЖКХ «Искитимское» Новосибирской области. Основной долг предприятия по обязательным платежам составлял 3,7 млн рублей, примерно на эту же сумму образовалась и дебиторская задолженность со стороны муниципалитета. В этом случае администрация города Искитима предоставила гарантии погашения своей задолженности, а на предприятии был разработан экономически обоснованный план финансового оздоровления. В Новосибирской области есть примеры погашения задолженности предприятиями по результатам рассмотрения их на Межведомственных совещаниях в досудебном порядке. Так, ОАО «Сибирская агропромышленная корпорация "Агросиб"» оплатило всю сумму задолженности в размере 2,1 млн рублей. ЗАО «Востокприбортехгаз» представило график погашения задолженности, согласно которому к настоящему времени погашено 85% основного долга (876 тыс. рублей). Существенное погашение задолженности произведено ОАО «Сибтрубопроводстрой» - 45 млн рублей из суммы основного долга в 51 млн. Таким образом, деятельность Сибирского МТО ФСФО России направлена на восстановление платежеспособности предприятий и сохранение бизнеса, рабочих мест, а когда это невозможно, на максимальное погашение кредиторской задолженности.