Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты. Труды I всемирной научно-практической конференции, февраль 2001 г. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2001, с. 55 – 58
И. В. Ивкин
Новосибирская Государственная Академия Экономики и Управления
К вопросу о формах участия государства в процессах банкротства и реструктуризации промышленных предприятий
Последовательное соблюдение либеральных принципов, на которых основано реформирование российской экономики1, ограничивает доступные органам государственной власти методы участия в процессах трансформации российской экономики. При подобном подходе на первый план выходит вывод государства из экономических процессов. Однако, органы государственной власти могут выполнять роль катализатора в происходящих процессах. При этом государственное вмешательство должно быть временным, а его неотъемлемой целью должно являться создание независимого от государства экономически эффективного предприятия.
Таким образом, ликвидация или санация предприятия может проводиться также и органами государственного управления. Учитывая вышесказанное схематично процедуру санации предприятия с участием государства можно описать следующим образом.
Современное российское законодательство предоставляет государству как минимум два способа изъятия неэффективного предприятия из рук собственника: путем подачи в суд иска о банкротстве (государство – один из крупнейших кредиторов), либо на основании Указа Президента РФ о незавершенном строительстве (при незавершении в срок начисляются штрафы, позволяющие покрыть стоимость фондов предприятия) и земельного законодательства (при неоплате аренды и нецелевом использовании земли она подлежит изъятию, при условии выкупа собственности).
В случае возбуждения процедуры банкротства внешним управляющим становится доверительное лицо государственного органа. При проведении реорганизации предприятия объекты ЖКХ и избыточные территории передаются на баланс муниципального органа, избыточная рабочая сила увольняется, избыточные мощности распродаются. Существенным плюсом процедуры банкротства является юридическая возможность рыночной переоценки безнадежных долгов.
На сумму средств, полученных от распродажи избыточных активов, и рыночную оценку остальных активов выпускаются акции, которые являются обеспечением задолженностей предприятия в соответствующих пропорциях. После этого проводится технологическая перестройка производств в целях достижения рыночной эффективности для чего в коммерческом банке берется кредит под активы вновь создаваемого юридического лица, либо под залог приобретаемого оборудования, либо под гарантии государства. В случае наличия конкретного инвестора на сумму инвестиций выпускаются акции, которые передаются в его собственность. Таким инвестором может выступать любой рыночный агент, либо государство. Государство участвует в таких проектах на рыночных условиях.
После этого часть акций предприятия продаются на аукционе, либо участвующему в проекте инвестору, с таким расчетом, чтобы новый собственник получил контроль над предприятием (от 51% до 65 %) по цене не ниже номинальной стоимости. Средства от продажи направляются на покрытие задолженностей должников. Остальные акции выкупаются государством, что дает ему возможность контролировать ситуацию на предприятии. По истечении определенного срока государственный пакет может быть выкуплен собственником по рыночной цене, – в противном случае они реализуются на открытом рынке. В таком случае на фондовом рынке может быть организован поддерживаемый государством оборот акций промышленных предприятий, что будет способствовать развитию фондового рынка. Если платежеспособного спроса на акции предприятия нет, то они могут быть переданы в доверительное управление рыночному агенту. Норма доходности по этому договору – нормальная для промышленного предприятия рентабельность (3 – 7%).
Такого рода схемы целесообразно проводить при наличии на рынке потенциальных собственников. В таком случае роль государства сводится к помощи в изъятии предприятия у собственника, очистке активов, помощи в получении коммерческих кредитов.
В случае использования Указа Президента и земельного законодательства предприятие переходит в собственность государства, которое договаривается с должниками о зачете задолженностей и потом проводит санацию. В случае неудачи переговоров государство само может возбудить процедуру банкротства и, заморозив долги, перестроить предприятие и продать его.
Если предприятие не обладает ни одним потенциально рентабельным производством, то оно ликвидируется, мощности распродаются, территория передается в ведение муниципальных властей.
Учитывая высокую эффективность принципов процессного управления, для данных целей целесообразно создание единой государственной некоммерческой организации (можно ее назвать «Государственная Корпорация Развития»), целью функционирования которой будет содействие становлению эффективного промышленного сектора. В ее ведение необходимо передать все существующие государственные организации, занимающиеся развитием экономической среды, вместе с полномочиями по управлению ими, реорганизации и ликвидации. Данная организация должна работать на принципах бизнес - инкубатора: обеспечивать возникновение фирм на потенциальных рыночных нишах, предоставлять (или помогать с арендой) помещения, давать консультации по вопросам управления и организации бизнеса, помогать в решении юридических и организационных проблем, содействовать в решении вопросов финансирования инвестиций, предоставлять информационные и инфраструктурные услуги, содействовать в поиске и освоении необходимых технологий и т. д.
Формирование предприятий может производиться двумя способами: помощь собственной инициативе предпринимателей и их создание через систему «грантов», для чего необходима система мониторинга рыночной конъюнктуры. Финансирование проектов должно производиться либо самими исполнителями, либо из средств венчурных фондов, либо через организованный корпорацией кредит коммерческого банка. Для обеспечения информационных и консультационных услуг данная организация должна иметь «вокруг себя» сеть независимых фирм соответствующего профиля, работающих на основе коммерческих договоров и выход на местные органы власти. Необходимые фирмы могут либо привлекаться со стороны, либо создаваться (по разыгранным грантам) самой корпорацией.
Для обеспечения необходимых финансовых потоков данная организация должна иметь развитую систему связей с коммерческими банками, разного рода финансовыми организациями и свой собственный фонд, формируемый за счет государственных средств, кредитов коммерческих банков и собственной прибыли корпорации. Для оптимизации финансовых расчетов корпорации может быть целесообразно создание ею собственной инвестиционной компании.