ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ________________________________________ 4
1.1. Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета________________ 4
1.2. Статистическая и бухгалтерская отчетность на малых предприятиях_______________ 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА НП ООО «П-ТРЕЙД УРАЛ»__________________________________________________ 17
2.1. Характеристика предприятия______________________________________________ 17
2.2. Система налогообложения применяемая на ООО «П – Трейд Урал»______________ 20
2.3. Основные направления совершенствования учета и налогообложения ООО «П – Трейд Урал» как субъекта малого предпринимательства________________________________ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_________________________________ 33
ВВЕДЕНИЕ
Роль малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике России. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны значительно, без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конвенции через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшиеся исключительно для личного потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов и наконец послужить источником ощутимых бюджетных поступлений. В современных условиях особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.
Не менее весомо социально-политическое значение малого бизнеса определяется тем, что малые предприятия служат базой развития "среднего" класса, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе.
Цель курсовой работы заключается в выявлении особенностей ведения бухгалтерского учета в условиях системы упрощенного налогообложения деятельности малого предприятия ООО «П – Трейд Урал» и разработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения, учета и отчетности малых предприятий в современных условиях.
Для достижения этой цели и были поставлены конкретные задачи при написании курсовой работы:
1. Выявить особенности учета и налогообложения малых предприятий;
2. Рассмотреть существующую практику ведения учета на ООО «П – Трейд Урал»;
3. Разработать предложения по усовершенствованию учета на ООО «П – Трейд Урал».
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета
Учетная политика малого предприятия, как и любой другой организации, является основным элементом документооборота хозяйствующего субъекта.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
В целях соблюдения единой методики отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и оценки имущества, учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.
Требования формирования учетной политики распространяются на предприятия независимо от организационно-правовой формы.
Требования раскрытия учетной полигики распространяются на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (приказ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н в ред. от 30.12.99) и утверждается руководителем организации.
При. этом утверждаются:
1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4. методы оценки активов и обязательств;
5. правила оценки статей бухгалтерской отчетности;
6. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
7. порядок контроля за хозяйственными операциями;
8. другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
К ним можно отнести
-формы организации бухгалтерского учета. Для субъектов малого предпринимательства используются такие формы организации, как введение в штат должности бухгалтера; передача на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту; ведение бухгалтерского учета лично;
-системы учетных регистров - упрощенные формы бухгалтерского учета (для субъектов малого предпринимательства); автоматизированная и т.п. Форма счетоводства, как правило, определяется при создании бухгалтерской службы и в течение всего периода деятельности организации меняется крайне редко;
-порядок отнесения имущества к объектам основных средств. С 2002 г. лимит отнесения имущества к объектам основных средств увеличен до 10 тыс. руб., однако другое условие отнесения активов к основным средствам - срок полезного использования более 12 месяцев - остается неизменным;
-способы начисления амортизации, которые определяются отдельно по объектам основных средств (линейный способ; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг); способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования) и по объектам нематериальных активов (линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)).
Необходимо иметь в виду, что способы начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения различаются принципиально - по количеству способов и по расчетным схемам начисления амортизации;
-выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) -метод начисления или кассовый. Для целей бухгалтерского учета и отчетности выбор метода существенного значения не имеет - отчетность составляется исходя из метода начислений. В то же время данный элемент имеет существенное значение для налогообложения, в частности, для определения момента возникновения задолженности по налогам и сборам. При этом несколько изменятся и схемы оформления бухгалтерских проводок. Поэтому отражение данного элемента в учетной политике для целей бухгалтерского учета следует считать обязательным. Заметим, что налоговым законодательством допускается выбор разных методов при исчислении и расчете отдельных налогов. Если для целей налогообложения, например, по налогу на прибыль и по НДС используются разные методы, этот факт также следует отразить в учетной Политике для целей бухгалтерского учета;
-выбор метода оценки материально - производственных запасов;
-выбор варианта учета материалов;
-выбор варианта оценки товаров. В общем случае товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения. Организациям, занятым розничной торговлей, предоставлена возможность учета товаров по продажным ценам (при этом разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей). Так как товары относятся к материально - производственным запасам, то на них в полной мере распространяются требования ПБУ 5/01. Это значит, что помимо перечисленных методов оценки допускается оценка по методам, предусмотренным для материалов;
-определение порядка и срока списания расходов будущих периодов. Данный элемент может быть определен либо в этом разделе учетной политики, либо там, где устанавливаются способы оценки активов и обязательств;
-создание резервного фонда (для акционерных обществ - размер резервного фонда и размер ежегодных отчислений; для организаций иных правовых форм - дополнительно факт создания фонда);
-создание резерва сомнительных долгов. Для целей бухгалтерского учета речь идет только о принятии решения о создании таких резервов. Однако для целей приближения данных бухгалтерского учета к налоговому учету может оказаться целесообразным и выбор схемы расчета резерва - применительно к требованиям гл.25 НК РФ;
-создание резервов предстоящих расходов и платежей. Указывается, какие резервы создаются из числа, предусмотренных п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (на предстоящую оплату отпусков работникам; выплата ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств и т.д), а также размер отчислений в резерв;
-порядок списания доходов будущих периодов. В учетной политике следует указать состав таких доходов, срок и порядок их списания на увеличение валовой и налогооблагаемой прибыли;
-порядок признания коммерческих и управленческих расходов (посредством включения этих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) или списанием сумм произведенных расходов непосредственно на счет учета продаж (90 «Продажи»)).
-одной из наиболее актуальных проблем является проблема регламентирования расчетов наличными деньгами с другими организациями. Для организаций - продавцов такие расчеты возникают при продажах товаров, а для прочих организаций - при их приобретении. Кроме того, при определенных условиях подотчетные суммы могут включаться в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и ЕСН. Поэтому в учетной политике целесообразно отразить и вопросы регулирования порядка осуществления кассовых операций и их документального оформления. В зависимости от объема информации, которая должна быть включена в учетную политику, соответствующие нормы можно либо включить в текст распорядительного документа (приказа руководителя организации), либо разработать отдельное положение, которое включить в учетную политику в качестве приложения.
При определении размеров подотчетных сумм, выдаваемых одному материально ответственному лицу, следует учитывать два обстоятельства:
• во-первых, размер предельных сумм целесообразно дифференцировать по видам расходов (обычный размер расходов на приобретение канцелярских товаров может на порядок отличаться от размера расходов на приобретение основных материалов);
• в 2002 г. Центробанк РФ и МНС России определили, суммы каких операций ограничиваются пределами. Письмом МНС России от 1 июля 2002 г. № 85-Т и ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 24-2-02/252 «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами» разъясняется, что предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам во одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.
При формировании учетной политики предполагается, что:
• активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
• организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
• принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
• факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Если учетная политика организации сформирована исходя из вышеупомянутых допущений, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
Если учетная политика организации формируется исходя из допущений, отличных от предусмотренных выше, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
-полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
-своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
-большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
-отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
-тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
-рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.
1.2. Статистическая и бухгалтерская отчетность на малых предприятиях
Предприятие может пользоваться статусом малого предприятия, если оно отвечает двум основным требованиям:
-уровень среднесписочной численности работников не превышает предельного уровня численности для данной отрасли (вида деятельности);
-в уставном капитале доля юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями, не превышает 25 процентов.
Порядок ведения учета и составления бухгалтерской отчетности малым предприятием зависит от того, перешло это предприятие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или нет.
Если малое предприятие не перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности
Малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему, ведут учет, руководствуясь Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.
Годовую отчетность такие предприятия составляют в порядке, установленном приказом Минфина России от 12 ноября 1996 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций".
В соответствии с этим приказом в состав годовой отчетности малых предприятий входят следующие формы:
Бухгалтерский баланс (форма N 1);
Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).
Таким образом, первой особенностью годовой отчетности малых предприятий является то, что в отличие от других организаций малые предприятия представляют в налоговую инспекцию не пять, а две формы отчетности.
Второй особенностью годовой отчетности малых предприятий является следующее: на то, какие показатели будут отражены в форме N 2, влияет выбранный малым предприятием метод учета доходов и расходов.
Как известно, малым предприятиям предоставлено право вести учет доходов и расходов одним из следующих методов:
-методом начисления (исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности);
-кассовым методом.
Так, по строке 010 "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" формы N 2 отражается оборот по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", уменьшенный на сумму НДС и других аналогичных налогов.
Если учет доходов и расходов ведется методом начисления, выручка от реализации отражается в учете в момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) от продавца к покупателю.
При этом в учете делаются следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 46 реализована продукция (выполнены работы, оказаны услуги) покупателю;
Дебет 46 Кредит 68 начислен НДС по реализованной продукции (выполненным работам, оказанным услугам), если предприятие определяет выручку для целей налогообложения по моменту отгрузки;
Дебет 46 Кредит 76 субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС"
начислен НДС по реализованной продукции (выполненным работам, оказанным услугам), если предприятие определяет выручку для целей налогообложения по моменту оплаты.
Иными словами, при ведении учета доходов и расходов методом начисления по строке 010 формы N 2 показывается выручка от реализации отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) независимо от того, поступила оплата за эту продукцию (работы, услуги) или нет.
Если малое предприятие выбрало кассовый метод учета доходов и расходов, выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в учете по мере оплаты покупателем продукции (работ, услуг), то есть в момент фактического поступления денежных средств за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) на расчетный счет (в кассу) малого предприятия.
При этом в учете предприятия делаются проводки:
Дебет 51 (50) Кредит 46
отражена выручка от реализации продукции (работ, услуг);
Дебет 46 Кредит 68 начислен НДС по реализованной продукции (работам, услугам).
Таким образом, предприятия, использующие кассовый метод учета доходов и расходов, по строке 010 формы N 2 отражают сумму денежных средств, поступивших от покупателей отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), за минусом НДС и других аналогичных платежей.
По строкам 020 "Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг", 030 "Коммерческие расходы" и 040 "Управленческие расходы" формы N 2 отражаются затраты, понесенные предприятием при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).
Если учет доходов и расходов ведется методом начисления, то по этим строкам показываются расходы, фактически понесенные предприятием в течение отчетного года независимо от момента их оплаты. При кассовом методе учета доходов и расходов по вышеуказанным строкам отражаются только фактически оплаченные затраты.
Если малое предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
На упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности могут перейти малые предприятия с численностью работающих до 15 человек.
Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, бухгалтерскую отчетность не составляют, а отчитываются перед налоговыми органами путем представления декларации.
Порядок учета результатов деятельности таких предприятий установлен приказом Минфина России от 22 февраля 1996 г. N 18 "О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".
Согласно этому приказу, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, могут оформлять первичные бухгалтерские документы и вести книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме. При этом могут не применяться способ двойной записи и План счетов бухгалтерского учета.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивают таможенные платежи, государственные пошлины, налог на приобретение автотранспортных средств, лицензионные сборы, отчисления в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке. В таком же порядке эти организации ведут учет кассовых операций и представляют статистическую отчетность.
Малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, уплачивает единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход. Этот доход рассчитывается как разница между выручкой, полученной предприятием за отчетный год, и расходами, понесенными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесенных предприятием, является книга учета доходов и расходов.
Целью проведения статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий является формирование показателей деятельности малых предприятий в разрезе регионов, отраслей экономики и промышленности, форм собственности. Анализ результатов обследования позволяет выявить особенности развития малого предпринимательства в экономике России, определить его долю в основных макроэкономических показателях.
Разработанная методология выборочного наблюдения за малыми предприятиями по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности. Формирование выборки и распространение ее итогов предусмотрено по отраслям экономики, формам собственности и территориям.
Получение данных, отражающих отраслевую специфику деятельности малых предприятий, производится на основе специализированных бланков по следующим показателям:
-по предприятиям промышленности – объем произведенной продукции в натуральном выражении;
-по предприятиям транспорта – объемы перевезенных грузов и пассажиров;
-по предприятиям оптовой и розничной торговли – объем товарооборота по товарным группам и запасы товаров;
-по предприятиям, оказывающим услуги – объемы бытовых услуг, объемы платных услуг;
-по строительным организациям – введение в действие производственных мощностей и объектов, построенных по договорам подряда, жилых домов, газовых сетей, автомобильных дорог;
-по сельскохозяйственным предприятиям – посевные площади и урожай сельскохозяйственных культур, поголовье скота и производство животноводческой продукции.
Для формирования выборочной совокупности предприятий используется типическая случайная выборка с переменной долей отбора в каждом из интервалов группировок по изучаемым показателям.
Выборочное статистическое наблюдение включает цензовый метод, как метод несплошного статистического наблюдения. При его использовании обследуемая совокупность предприятий выбирается из генеральной совокупности по принципу соответствия определенному критерию – цензу. Например, при отборе малых предприятий для получения информации по форме № 1-кс цензом является численность работающих и в наблюдение попадают предприятия с численностью От 50 до 100 человек.
Выборочное наблюдение организовано таким образом, чтобы одно малое " заполняло не более одной формы статистической за отчетный период. Для этого формируется на региональном уровне единая для всех наблюдений генеральная совокупность малых предприятий как по форме № ПМ “Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия” (квартальная), так и по отраслевым специализированным формам.
Бланк формы № ПМ состоит из четырех разделов, содержащих показатели, данные по которым заполняются по результатам деятельности предприятия за квартал нарастающим итогом. В первый раздел включены показатели, характеризующие среднюю численность, фонд начисленной заработной платы и выплаты социального характера по работникам списочного состава (без внешних совместителей), внешним совместителям, работникам, выполнявшим работы по договорам гражданско-правового характера. Второй раздел содержит основные экономические показатели производственной деятельности предприятия (выпуск товаров и услуг, отгрузка товаров, остатки готовой продукции собственного производства, объемы платных услуг населению, оборот розничной торговли и общественного питания, инвестиции в основной капитал) и его финансовые результаты (выручка, прибыль или убыток). В третьем разделе предусмотрено заполнение данных по видам произведенной малым предприятием продукции, оказанных населению платных услуг, проданных в розничной или оптовой торговле. В четвертом разделе предприятие отражает перечень оказанных услуг в стоимостном выражении.
В целях формирования генеральной совокупности для выборочного текущего наблюдения за деятельностью малых предприятий используется следующая информация:
перечень предприятий, вновь созданных и уже учтенных в ЕГРПО
перечень предприятий, ликвидированных и исключенных из ЕГРПО
перечень предприятий, предоставивших отчетность за последний отчетный период
совокупность предприятий, созданная на базе отчетов по форме № ПМ.
В основу выборки включаются предприятия частной и смешанной форм собственности со среднесписочной численностью работающих:
-в промышленности, строительстве, транспорте – от 51 до 100 человек;
-в сельском хозяйстве – от 31 до 60;
-науке и научном обслуживании – от 16 до 60;
-розничной торговле, бытовом обслуживании населения – от 16 до 30;
-оптовой торговле – от 16 до 50;
-в остальных отраслях – от 26 до 50 человек.
Для определения средней численности используются данные отчета по труду. Средняя численность определяется как сумма среднесписочной численности, средней численности работающих по договорам подряда и половины числа совместителей.
В качестве базы статистической оценки деятельности малых предприятий используются данные налоговых органов (форма № 2Н “Отчет о результатах контрольной работы налоговых инспекций и данные государственного реестра налогоплательщиков).
Число действующих малых предприятий, по которым осуществляется статистическая оценка результатов их финансово-хозяйственной деятельности, определяется как разница между количеством плательщиков налога на прибыль и количеством предприятий, представивших статистическую в органы государственной статистики, количеством прекративших хозяйственную деятельность предприятий.
Расчет численности работников по кругу действующих малых предприятий производится путем умножения численности работников в среднем на одно предприятие по данным представленных в органы государственной статистики отчетов, на количество неучтенных статистикой предприятий. При этом принято считать, что не отчитываются более мелкие предприятия, и при расчете их численности применяется понижающий поправочный коэффициент. Численность совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера рассчитывается аналогично.
Фонд заработной платы работников списочного и несписочного состава (включая совместителей) рассчитывается, исходя из данных о среднемесячной зарплате работников с учетом численности и фонда заработной платы работающих по договорам гражданско-правового характера по соответствующей отрасли, сложившейся по отчетным данным.
Сбор сведений от малых предприятиях осуществляется на выборочной основе с последующим распространением данных по всем показателя 1 и 2 разделов формы № ПМ на генеральную совокупность в разрезе территорий, по наблюдаемым отраслям экономики и формам собственности. По показателям разделов 3 и 4 формы № ПМ формируются групповые итоги, а также итого по выборочной совокупности в целом, при этом распространение выборочных данных на основу выборки не производится. Информация по 3 и 4 разделам используется при проведении ежемесячного и годового досчетов выпуска продукции (услуг) в натуральном выражении, объема продаж по видам товаров.
Расчет объемных показателей по кругу неучтенных малых предприятий производится следующим образом:
расчет объема товарооборота - умножением среднесписочной численности по этим предприятиям на средний товарооборот на одного работника по группировке предприятий с численностью работающих до 5 человек, сложившийся по данным статистической отчетности по форме № ПМ
для определения объема подрядных работ по кругу неучтенных малых предприятий учитывается выработка на 1 работающего в малых предприятиях по форме № ПМ с учетом численности списочного состава и работающих по договорам подряда. При расчете используется понижающий коэффициент 0,3 – 0,6 , который определяется с учетом того, что большую часть неучтенных предприятий составляют многопрофильные предприятия, в которых доля объема производства (работ, услуг) по основному виду деятельности ниже.
Аналогично рассчитывается объем произведенной продукции неучтенными предприятиями промышленности и других отраслей экономики. В отраслях непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура и искусство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и т.п.) расчет объема произведенной продукции (работ, услуг) по неучтенным малым предприятиям осуществляется исходя их объема продукции, выполненных работ и оказанных услуг на одного работника по данным предприятий, представивших статистическую отчетность и численностью неучтенных предприятий .
Статистической основой всех обследований предприятий, начиная с 1998г., является Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения. Поэтому всем единицам этого информационного массива были присвоены постоянные случайные числа. Начиная с 1999г. во время ежегодной актуализации Генеральной совокупности всем вновь зарегистрированным в прошедшем году предприятиям также присваиваются их постоянные случайные числа.
Выборочная совокупность создается на основе планово-обоснованного подхода – многомерного расслоенного случайного отбора с простой оценкой показателей по среднему в слое на единицу. Расслоение единиц наблюдения генеральной совокупности осуществляется по четырем признакам:
ОКАТО |
По территориям |
79 слоев |
ОКОНХ |
По отраслям |
63 слоя |
ОКФС |
По формам собственности |
4 слоя |
ВЫРУЧКА |
5 слоев |
Выборочная совокупность формируется один раз и используется в течение всего года.
Число единиц наблюдения – малых предприятий, подлежащих обследованию, - по субъектам РФ определяется исходя из того, что значение коэффициента вариации оценки по признаку “выручка” не должно превышать 5%. В целом по России число единиц наблюдения не превышает 20% генеральной совокупности всех малых предприятий.
Для обработки полных неответов респондентов совокупность неответивших организаций разделяется на три группы:
Малые предприятия, данные по которым не восстанавливаются (организации, прекратившие или приостановившие свою деятельность в силу различных причин).
Предприятия, о которых достоверно известно, что они, несмотря на отсутствие отчета, активны, ведут финансово-хозяйственную деятельность. В этом случае неответившему малому предприятию присваивается среднее значение ответивших в данном слое.
Малые предприятия, по которым не получена объективная информация о том, действующие они или нет. Для восстановления данных этой группы применяется метод заполнения случайным подбором в классах замещения (неответившей организации приписывается значение признака выбранного случайным образом предприятия донора из соответствующего класса замещения).
Дорасчет на вновь зарегистрированные в течение отчетного периода малые предприятия осуществляется методом вмененного объема. Объемным признакам каждого вновь зарегистрированного предприятия вменяются половинные средние (в расчете на одно предприятие) значения показателей соответствующей отрасли основы выборки за отчетный период
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА НП ООО «П-ТРЕЙД УРАЛ»
2.1. Характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью ООО «П – Трейд Урал», создано 18 декабря 1996 года в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещённые законом. В 2003 году основным видом деятельности ООО «П – Трейд Урал» является реализация товаров промышленного назначения;
Дата регистрации 15.05.1996 г., малое предприятие численность 20 человек, учредители Иванова Ольга Сергеевна, Васильев Петр Николаевич.
Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет расчётный счет открытый в ОАО «Мечел-Банке».
Высшим органом управления обществом является общее собрание участников общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества – генеральным директором.
В собственности общества находится имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Имущество общества образуется за счёт средств учредителей, вложенных в Уставный капитал, из дополнительных взносов в имущество общества, спонсорских средств, доходов от производственно-хозяйственной деятельности, краткосрочных кредитов, а также иных поступлений.
Организационная структура ООО «П – Трейд Урал» составлена согласно штатному расписанию (см. табл.1)
Таблица 1
Штатное расписание сотрудников предприятия на 01.января 2002 года
Наименование должностей |
Кол-во штатных единиц |
Должностной оклад, руб. |
Ген. директор |
1 |
5500,00 |
Зам. ген. директора |
1 |
5225,00 |
Главный бухгалтер |
1 |
3900,00 |
Бухгалтер |
1 |
2500,00 |
Бухгалтер-кассир |
1 |
1900,00 |
Начальник отдела продаж |
1 |
2500,00 |
Зам. начальника отдела продаж |
1 |
3150,00 |
Начальник отдела снабжения |
1 |
3500,00 |
Зам. начальника отдела снабжения |
1 |
2150,00 |
Офис-менеджер |
1 |
1900,00 |
Торговый представитель |
2 |
1750,00 |
Работники отдела снабжения |
1 |
1900,00 |
Продавец-консультант |
3 |
1900,00 |
Кладовщик |
2 |
1700,00 |
Грузчик |
1 |
1400,00 |
Уборщица |
1 |
1400,00 |
Итого: |
20 |
47175,00 |
На предприятии ООО «П – Трейд Урал» разработаны и действуют должностные инструкции на каждое рабочее место.
ООО «П – Трейд Урал» самостоятельно определяет систему бухгалтерского учета, которая включает рабочий План счетов бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета (форму счетоводства), состав и виды применяемых форм первичных учетных документов, систему документооборота и другие учетные процедуры, необходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии, которая утверждается приказом об учетной политике малого предприятия.
Начальным этапом бухгалтерского учета на малом предприятии является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Для документирования операций в ООО «П – Трейд Урал» используются типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты, и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа (формы), дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении), наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета в ООО «П – Трейд Урал» разработан рабочий План счетов на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, который позволяет вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета, на основных главных счетах и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. Рабочий План счётов ООО «П – Трейд Урал».
Учет товаров, приобретаемых для продажи оценивается при постановке на учет по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу Фифа.
Учет реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям, учитываемых согласно Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 45 "Товары отгруженные", 90 "Продажи" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", осуществляется на счете 90 "Продажи". По дебету счета 90 "Продажи" обособленно отражается до момента поступления денежных средств (или имущества) фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг). При поступлении денежных средств дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 90 "Продажи", а в случае выполнения обязательств иным способом (товарообменные операции, зачет взаимной задолженности и т.д.) дебетуется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 90 "Продажи".
Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый на счетах 60 "Расчеты по авансам выданным", 76 "Расчеты по претензиям", 62 "Расчеты по авансам полученным", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". На данном счете расчеты производятся в развернутом виде: по дебету возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.
Финансовые результаты и их использование, отражаемые на счетах 99 "Прибыли и убытки", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" субсчета "Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет" учитываются непосредственно на счете 99 "Прибыли и убытки" (для чего на счете 99 открывается субсчет "Использование прибыли").
По завершении года на дату составления бухгалтерской отчетности в ООО «П – Трейд Урал» на суммы использованной прибыли производится уменьшение прибыли и в бухгалтерской отчетности отражается неиспользованная сумма прибыли отчетного года или убыток отчетного года.
В случае получения по итогам работы за год убытков и наличия в учете сумм использованной за год прибыли сумма убытков остается на счете 99 "Прибыли и убытки" как убытки, а сумма, использованная на плановые мероприятия (производственное и социальное развитие, поощрение работников), отражается как перерасход этих средств на субсчете "Использование прибыли" счета 99.
На предприятии ООО «П – Трейд Урал» применяются компьютеры и оргтехника. Используется следующее программное обеспечение:
программа 1С-Бухгалтерия версия 7.7
конфигурация: комплексная конфигурация «Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры»
1С-Бухгалтерия 7.7 это мощная универсальная бухгалтерская программа нового поколения. Её возможности позволяют не только эффективно автоматизировать учёт практически любого участка работы бухгалтерии организации, но и вести учёт параллельно в нескольких учётных системах, а также в разрезе обособленных подразделений.
2.2. Система налогообложения применяемая на ООО «П – Трейд Урал»
С 1 января 2000 ООО «П – Трейд Урал» перешло на упрощенную систему налогообложения. Средняя за отчетный период численность ООО «П – Трейд Урал» определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
ООО «П – Трейд Урал» ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными законами и положениями о бухгалтерском учете, положениями о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
ООО «П – Трейд Урал» самостоятельно выбирало форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. ООО «П – Трейд Урал» как малое предприятие имеет право самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы, но при этом в обязательном порядке необходимо соблюдение, а это в свою очередь:
1) единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
2) взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
3) сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
4) накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и в регистрах бухгалтерского учета, применяемых ООО «П – Трейд Урал», осуществляется посредством двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.
Так, например, операция по покупке материалов взаимоувязывает показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (дебет счета 10 "Материалы") и счетах учета расчетов или денежных средств, уплаченных поставщику за эти материалы (кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчетные счета" и др.), начисление суммы по оплате труда взаимоувязывается с показателями, отражаемыми на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг), - дебет счета 20 "Основное производство" и др.) и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда") и т.д.
Как видно, к специальным налоговым режимам Налоговым кодексом отнесена упрощенная система налогообложения, имеющая целью поддержку и развитие малого предпринимательства в России, а также снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривается главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
В принципе, идея появления такого специального налогового режима не нова. Еще в 1995 году был принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), утративший силу с 1 января 2003 года на основании ст.3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ). Взамен этого закона введена в действие глава 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" (п.2 ст.1 Закона N 104-ФЗ).
Глава 26.2 НК РФ несет в себе существенные отличия от требований указанного Закона N 222-ФЗ, при этом в ней законодатель сделал попытку исправить те неточности, которые присутствовали в ранее действовавшем законе и принять данный законодательный акт в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным актам законодательством о налогах и сборах.
В то же время новая глава 26.2 НК РФ содержит как позитивные, так и негативные моменты.
Позитивным моментом нового закона является устранение неравенства при налогообложении организаций и индивидуальных предпринимателей.
До введения в действие глава 26.2 НК РФ ст.1 Закона N 222-ФЗ об упрощенной системе закона содержала различные положения, касающиеся организаций и индивидуальных предпринимателей.
Для организаций - субъектов малого предпринимательства упрощенная система налогообложения заменяла уплату совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов на уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций. При этом уплатой единого налога заменялась вся совокупность налогов, за исключением ограниченного перечня: таможенных платежей, лицензионных сборов, единого социального налога (взноса) и пр.
По-прежнему, вне законодательного регулирования остается разрешение противоречия (коллизии) между федеральными законами, устанавливающими и вводящими новые налоги для субъектов малого предпринимательства, с одной стороны, и четырехлетним мораторием, установленным Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), с другой стороны.
Как указывалось выше, упрощенная система существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с противоречивостью и запутанностью налогового законодательства, устанавливающего многообразие видов налогов и сборов, имеющих различные (зачастую сложные) алгоритмы их расчета и уплаты. Очевидно, что одной из целей, преследуемых законодателем, было упрощение процесса исчисления налогов для организаций малого бизнеса.
Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата ряда налогов ООО «П – Трейд Урал», перешедшими на упрощенную систему налогообложения, заменяется уплатой единого налога, исчисляемого в порядке, установленном НК РФ.
Исходя из того, что применение упрощенной системы налогообложения «П – Трейд Урал»- это особый налоговый режим, обусловленный действием налогового законодательства, к нему применяются общие принципы налогообложения, установленные первой частью НК РФ.
Основными задачами налогового учета «П – Трейд Урал» являются:
- ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, и другой информации и документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Исходя из сказанного выше очевидно, что поскольку упрощенная система налогообложения предусмотрена Налоговым кодексом, применяться она может исключительно в целях налогообложения.
2.3. Основные направления совершенствования учета и налогообложения ООО «П – Трейд Урал» как субъекта малого предпринимательства
Применение упрощенной системы позволяет достичь существенной налоговой экономии. Особенно это актуально при применении данной системы в комплексе "основное предприятие - предприятие на упрощенной системе" в торговых операциях, лизинговых схемах. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что применение упрощенной системы налогообложения позволяет оптимизировать налоговые платежи только в случае незначительных затрат предприятия, поскольку при большой расходной части сумма подлежащего уплате налога, может значительно превысить полученные доходы.
Применение льгот и освобождений
1. Грамотное применение максимального спектра льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством - один из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации.
В соответствии со ст.56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Иначе говоря, налоговая льгота - это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.
Можно выделить четыре группы налоговых льгот:
-предоставляемые отдельным субъектам - комбинация из ниже перечисленных льгот, налоговые каникулы;
-предоставляемые по объекту - изъятия, скидки;
-по ставкам - понижение ставки;
-по срокам уплаты - более поздние сроки уплаты, налоговый кредит.
При этом необходимо учитывать, что первая группа льгот предоставляется только некоторым субъектам из всего перечня налогоплательщиков. Способ предоставления этих льгот может быть различным, включая изъятие, понижение ставок, установление позднего срока уплаты и др. для этих налогоплательщиков.
Указанные виды налоговых льгот могут предоставляться в следующих формах.
1) Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц.
Например, Налоговым кодексом РФ (часть II) предусматривается частичное освобождение инвалидов Великой Отечественной войны и т.д. Такое освобождение является постоянным. Полное или частичное (по некоторым налогам) освобождение от уплаты налогов на определенный срок (налоговые каникулы) предусмотрено для малых предприятий и предприятий с иностранными инвестициями.
2) Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога. Изъятия, как и освобождения, могут предоставляться на постоянной основе (например, льгота при уплате НДС по операциям страхования) или на ограниченный срок.
3) Установление необлагаемого минимума.
То есть минимальной части объекта, не облагаемой налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум.
4) Вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика.
Например, совокупный годовой доход физических лиц уменьшается на суммы, перечисляемые на благотворительные цели. Размеры вычетов могут быть лимитированные и не лимитированные
5) Понижение налоговых ставок.
6) Вычет из налогового оклада.
Самая эффективная налоговая льгота, которая абсолютно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет. Как правило, вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам плательщика.
7) Возврат ранее уплаченного налога
Это означает компенсацию плательщику налога, уплаченного ранее. Например, при экспорте продукции предприятия-экспортеры имеют право отнести на уменьшение НДС, причитающегося взносу в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам сырья, комплектующих и т.д.
Однако, представляется, что этот механизм, может считаться льготным только условно, так как, по нашему мнению, в данном случае имеет место специальный порядок расчета налоговых платежей, но не льгота, в том смысле, в котором мы ее сформулировали выше.
8) Изменение срока уплаты налога (отсрочка и рассрочка уплаты налога).
2. В первую очередь многие льготы позволяют достичь максимального экономического эффекта. Например, льготы для предприятий, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, предприятие имеет полное освобождение от уплаты налога на имущество, освобождение от уплаты единого социального налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника).
Также необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.56 Налогового кодекса РФ использование льгот является правом налогоплательщика. То есть, в тех случаях, когда в силу экономических причин применение льготного механизма не желательно (налоговые механизмы в некоторых случаях достаточно взаимосвязаны и могут оказать существенное влияние на взаимоотношения с партнерами), предприятие вправе не пользоваться льготой.
Институт отказа от льготы и приостановления ее использования, требует, по нашему мнению, более детальной проработки. На практике некоторые налоговые органы считают, что если налогоплательщик не заявил (не учел при заполнении налогового расчета) какую-либо льготу, то право на ее применение считается автоматически прекращенным.
Для того чтобы не возникали подобные спорные ситуации, необходимо под отказом понимать активные действия налогоплательщика по отказу. Иными словами, отказ от использования льготы должен быть подтвержден письменным заявлением налогоплательщика об отказе от использования льготы, которое может быть подано в налоговый орган в произвольной форме вместе со сдачей налоговой декларации.
В п.16 Постановления Пленум Верховного Суда РФ N 41 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11.06.99 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ" разъяснено, что: "При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт не учета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде".
Немаловажным критерием эффективности оптимизации налогообложения путем применения льгот является принятие во внимание всех, даже самых незначительных льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством. Ниже приведен практически полный перечень наиболее часто применяемых льгот по важнейшим налогам.
Проанализировав предприятие ООО «П - Трейд Урал» до перехода на упрощенную систему налогообложения, можно найти снижение нагрузки налогового бремени.
Проанализируем налоговую нагрузку для предприятия ООО «П - Трейд Урал» в 2003 году при применении им упрощенной системы.
Для простоты и наглядности в расчете учитываются только основные налоги: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль (налог на доход), единый социальный налог, кроме взносов в Пенсионный фонд и на страхование от несчастных случаев. Налог на имущество предприятий в расчете не учтен, так как доля в общей сумме налоговых отчислений невелика.
Таблица 2
Расчет налоговой нагрузки на предприятие ООО «П – Трейд Урал»
при рентабельности 25% и материалоемкости 10%. в 2003 году
Показатель |
Сумма |
|
Выручка от реализации |
8822158 |
|
НДС начисленный |
1764432 |
|
Налог с продаж |
420103 |
|
Материальные затраты |
882216 |
|
НДС входной |
176443 |
|
Фонд оплаты труда (макс) |
4222726 |
|
Единый социальный налог (35,6%) |
1503290 |
|
Страховые взносы в Пенсионный фонд (14%) |
- |
|
Страхование несчастных случаев (0,2%) |
8445 |
|
Прибыль –(доход – расход) |
1785378 |
|
Налоги на доходы (24%) |
428491 |
|
Единый налог – Пенсионный фонд |
- |
|
Налоги к перечислению |
3948318 |
|
% налоговой нагрузки |
44,75 |
Как показывают данные таблицы 1 налогооблагаемая прибыль при общем режиме налогообложения составляет 1785378руб. (8822158-420103-882216-4222726-1503290-8445). Налог с прибыли при ставке 24% - 428491руб.(1785378 х 24%).
Налоги к перечислению в бюджет составляют 3948318руб. (1764432+420102-176443+1503290+8445+428491)
Процент налоговой нагрузки рассчитывается как отношение суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет (налоги к перечислению) к выручке.
Процент налоговой нагрузки составляет 44,75% (3948318 : 8822158).
При упрощенной системе налогообложения расчет налоговой нагрузки рассчитаем при ставке налога 6% с доходов .
Таким образом, из таблицы 2 видно, что при применении упрощенной системы налогообложения при оплате ставки 6% с доходов прибыль определена в сумме 8822158 руб., налог на доходы 529329 руб. (8822158 х 6%). Налоги к перечислению составляют сумму 955754 руб.(681356+9734+529329-264665).
Таблица 3
Расчет налоговой нагрузки на предприятие ООО «П – Трейд Урал» при рентабельности 25% и материалоемкости 10% при упрощенной системе налогообложения при ставке 6% с доходов
Показатель |
Сумма |
|
Выручка от реализации |
8822158 |
|
НДС начисленный |
- |
|
Налог с продаж |
- |
|
Материальные затраты |
882216 |
|
НДС входной |
176443 |
|
Фонд оплаты труда (макс) |
4866832 |
|
Единый социальный налог (35,6%) |
|
|
Страховые взносы в Пенсионный фонд (14%) |
681356 |
|
Страхование несчастных случаев (0,2%) |
9734 |
|
Прибыль –(доход – расход) |
2205577 |
|
Налоги на доходы |
529329 |
|
Единый налог – Пенсионный фонд |
264665 |
|
Налоги к перечислению |
955754 |
|
% налоговой нагрузки |
10,83 |
Процент налоговой нагрузки составляет 10,83% (955754 : 8822158).
Экономия средств предприятия от налогообложения при общем режиме против налогообложения в системе упрощенного с доходов 6% 2992564 руб. (3948318 – 955754).
При упрощенной системе налогообложения расчет налоговой нагрузки рассчитаем при ставке налога 15% с доходов минус расходы (табл.3).
Из таблицы видно, что при применении упрощенной системы налогообложения при оплате ставки 15% с доходов минус расходы прибыль определена в сумме 2205577руб.(8822158-882216-176443-4866832-681356-9734), налог на доходы 332297 руб. (2205577+9734 х 15%). Налоги к перечислению составляют сумму 1023387 руб.(681356+9734+332297).
Процент налоговой нагрузки составляет 11,60% (1023387 : 8822158).
Экономия средств предприятия от налогообложения при общем режиме против налогообложения в системе упрощенного с доходов минус расходы 15% составляет 2924931 руб. (3948318 – 1023387).
Таблица 4
Расчет налоговой нагрузки на предприятие ООО «П – Трейд Урал»при рентабельности 25% и материалоемкости 10% при упрощенной системе налогообложения при ставке 15% с доходов минус расходы
Показатель |
Сумма |
|
Выручка от реализации |
8822158 |
|
НДС начисленный |
- |
|
Налог с продаж |
- |
|
Материальные затраты |
882216 |
|
НДС входной |
176443 |
|
Фонд оплаты труда (макс) |
4866832 |
|
Единый социальный налог (35,6%) |
|
|
Страховые взносы в Пенсионный фонд (14%) |
681356 |
|
Страхование несчастных случаев (0,2%) |
9734 |
|
Прибыль –(доход – расход) |
2205577 |
|
Налоги на доходы |
332297 |
|
Единый налог – Пенсионный фонд |
- |
|
Налоги к перечислению |
1023387 |
|
% налоговой нагрузки |
11,60 |
Вышеприведенные расчеты сделаны с учетом ставок налогов, применяемые в 2003 году.
Рассчитаем налоги к перечислению предприятием по общей системе уплаты налогов в 2004 году с учетом того, что ставка налога на добавленную стоимость сократится против ставки 2003 года на 2 пункта и составит 18% , налог с продаж в размере 5% будет отменен.
Как показывают данные таблицы 4 налогооблагаемая прибыль при общем режиме налогообложения составляет 2205481руб. (8822158-882216-4222726-1503290-8445). Налог с прибыли при ставке 24% - 529315руб.(2205481 х 24%).
Налоги к перечислению в бюджет составляю 3470239руб. (1587988-158799+1503290+8445+529315)
Процент налоговой нагрузки составляет 39,34% (3470239 : 8822158).
Экономия средств предприятия от налогообложения при общем режиме в 2004 году против данных 2003 года составляет 478079 руб.(3948318 – 3470239), при ставке упрощенной системы налогообложения 6% - 2514485 руб. (3470239 – 955754), а при ставке 15% упрощенной системе налогообложения(доходы минус расходы) – 2446852 руб. (3470239 – 1023387).
Таблица 5
Расчет налоговой нагрузки на предприятие ООО «П – Трейд Урал» при рентабельности 25% и материалоемкости 10%. с учетом изменений в 2004 году
Показатель |
Сумма |
|
Выручка от реализации |
8822158 |
|
НДС начисленный |
1587988 |
|
Налог с продаж |
- |
|
Материальные затраты |
882216 |
|
НДС входной |
158799 |
|
Фонд оплаты труда (макс) |
4222726 |
|
Единый социальный налог (35,6%) |
1503290 |
|
Страховые взносы в Пенсионный фонд (14%) |
- |
|
Страхование несчастных случаев (0,2%) |
8445 |
|
Прибыль –(доход – расход) |
2205481 |
|
Налоги на доходы (24%) |
529315 |
|
Единый налог – Пенсионный фонд |
- |
|
Налоги к перечислению |
3470239 |
|
% налоговой нагрузки |
39,34 |
При упрощенной системе налогообложения процент налоговой нагрузки при ставке налога 6% с доходов и 15% с доходов минус расходы составляет также, как и в расчете на 2003 год – 10,83% и 11,60% соответственно.
Таким образом, на данный момент предприятию ООО «П – Трейд Урал» выгоднее переходить на упрощенную систему налогообложения при обложении дохода в размере ставки налога 6%. Однако, следует иметь в виду, что с 2005 года все субъекты малого бизнеса смогут применять данный специальный налоговый режим с объектом налогообложения «доход – расход» по ставке 15%.
Проведенный анализ целесообразности перехода предприятию ООО «П – Трейд Урал» на упрощенную систему налогообложения показал, что предприятию следует рассмотреть вопрос по переходу на упрощенную систему налогообложения.
Положительным фактором для ООО «П – Трейд Урал» является то, что предприятие не будет платить:
единым |
- налог на прибыль,
- налог на добавленную стоимость,
- единый социальный налог (кроме взносов в Пенсионный фонд 14%);
- налог на имущество организаций.
Вместо перечисленных налогов будет платить единый налог.
Необходимо отметить, что в главе 26.2 НК РФ налог на добавленную стоимость исключен из списка налогов, которые заменяются единым налогом. Согласно данному проекту налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Замена пяти налогов одним приведет к тому, что у ООО «П – Трейд Урал»:
1) снизится налоговая нагрузка на налогоплательщика;
2) упростится ведение налогового учета, поскольку нет необходимости исчислять пять разных налоговых баз и вести налоговые регистры и расчеты по пяти налогам;
3) упростится состав налоговой отчетности, так как сдавать в налоговые органы нужно только одну декларацию по единому налогу;
4) упростится ведение учета в целом.
К достоинствам упрощенной системы налогообложения относится добровольность перехода на данный налоговый режим и возврата к общеустановленной системе налогообложения (исключение — потеря права применять данный налоговый режим).
Так, по показателям бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2003 года ООО «П – Трейд Урал» и в соответствии со ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 октября по 30 ноября вправе подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, в котором сообщить о размере дохода за 9 месяцев текущего года.
ООО «П – Трейд Урал» может само выбрать объект налогообложения из двух предложенных вариантов: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Этот факт также позитивен: предварительно оценив оба варианта, можно выбрать наиболее выгодный.
Относительно низкие ставки единого налога (6% от доходов, 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов), на мой взгляд, являются положительной чертой нового налогового режима.
Однако, при переходе на упрощенную систему налогообложения ООО «П – Трейд Урал» необходимо иметь в виду, что при новом налоговом режиме пороговая сумма дохода ограничена и составляет не выше 15 000 000 рублей. Для предприятий малого и среднего бизнеса это небольшая сумма, к тому же она не привязана к минимальному размеру оплаты труда, то есть уже не будет индексироваться, т.е. ООО «П – Трейд Урал» избежит принудительного возврата на общий режим налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности любого предприятия.
При упрощенной системе налогообложения процент налоговой нагрузки при ставке налога 6% с доходов и 15% с доходов минус расходы составляет также, как и в расчете на 2003 год – 10,83% и 11,60% соответственно.
Таким образом, на данный момент предприятию ООО «П – Трейд Урал» выгоднее переходить на упрощенную систему налогообложения при обложении дохода в размере ставки налога 6%. Однако, следует иметь в виду, что с 2005 года все субъекты малого бизнеса смогут применять данный специальный налоговый режим с объектом налогообложения «доход – расход» по ставке 15%.
Проведенный анализ целесообразности перехода предприятию ООО «П – Трейд Урал» на упрощенную систему налогообложения показал, что предприятию следует рассмотреть вопрос по переходу на упрощенную систему налогообложения.
Положительным фактором для ООО «П – Трейд Урал» является то, что предприятие не будет платить:
единым |
- налог на прибыль,
- налог на добавленную стоимость,
- единый социальный налог (кроме взносов в Пенсионный фонд 14%);
- налог на имущество организаций.
Вместо перечисленных налогов будет платить единый налог.
Необходимо отметить, что в главе 26.2 НК РФ налог на добавленную стоимость исключен из списка налогов, которые заменяются единым налогом. Согласно данному проекту налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Замена пяти налогов одним приведет к тому, что у ООО «П – Трейд Урал»:
1) снизится налоговая нагрузка на налогоплательщика;
2) упростится ведение налогового учета, поскольку нет необходимости исчислять пять разных налоговых баз и вести налоговые регистры и расчеты по пяти налогам;
3) упростится состав налоговой отчетности, так как сдавать в налоговые органы нужно только одну декларацию по единому налогу;
4) упростится ведение учета в целом.
К достоинствам упрощенной системы налогообложения относится добровольность перехода на данный налоговый режим и возврата к общеустановленной системе налогообложения (исключение — потеря права применять данный налоговый режим).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)
Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)
Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998г., 28 марта 2002г.)
Федеральный Закон от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)
Закон Свердловской области от 28 сентября 2000 г. N 142-ЗО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Свердловской области"
Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. Утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н (в редакции приказа Минфина РФ от 24 марта 2000 г. №31н
Приказ от 9 июня 2001 г. №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт материально-производственных запасов»» (ПБУ 5/01)
Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению». План счетов бухгалтерского учёта.
Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации»» (ПБУ 1/98)
Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации»» (ПБУ 4/99)
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организации»» (ПБУ 9/99)
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации»» (ПБУ 10/99)
Унифицированные формы первичной учётной документации по учёту продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения. Постановление Госкомстата РФ от 9 августа 1999 г. №66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения»
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13 июля 1995 г. №49
Бухгалтерский учет: Учебник /П.С.Безруких, В.Б.Ивашкевич, Н.П.Кондраков и др., Под редакцией П.С.Безруких - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2003.
Глушков И.Е. Бухгалтерский учёт на современном предприятии, изд. 9-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во «Кнорус», 2003, 659 с.
Донцова Л.В, Никифорова Н.А. Составление и анализ годовой бухгалтерской отчетности. - М.: ИКЦ «ДИС», 2000.
Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. М., 2001. 315с.
Волошин Д.А Списание материалов и товаров при упрощенной системе налогообложения.,//Главбух, N 10, май 2003 г.
Гальченко А. Ю. Обновленная "упрощенка"А.,// Двойная запись, N 1, январь 2003 г.
Исанова А ,Подача особым режимам. Подправлены главы НК РФ по "упрощенке" и ЕНВД //Двойная запись, N 2, февраль 2003 г.
Мирошникова Е.В., М.С. Шевченко, Учет доходов и расходов по упрощенной системе налогообложения "Главбух", N 4, февраль 2003 г.
Михайловская Ю.В. Заполнение книги учета доходов и расходов при "упрощенке" //Главбух, Отраслевое приложение "Учет в торговле", N 1, I квартал 2003 г.)
Самохвалова Ю.Н., Упрощенная система налогообложения //Консультант бухгалтера, N 5, май 2003 г.