Содержание
Введение. 3
1. Понятие о муниципальном бюджете. 5
2. Методологические основы построения принципов формирования муниципальных бюджетов. 7
3. Сущность принципов формирования муниципальных бюджетов. 9
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории.
Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь.
Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.
Органы местного самоуправления должны иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), при наделении этих органов отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.
Конституционное закрепление финансовых основ местного самоуправления подчеркивает важность рассматриваемой темы. Не случайно в Европейской хартии местное самоуправление самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местное самоуправление.
Эти положения хартии можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику любого государства применительно к местным органам власти, получая свое отражение в законодательстве.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с принципами организации муниципального бюджета.
1. Понятие о муниципальном бюджете
Известно, что каждое благоустроенное частное хозяйство требует наличия сметы предстоящих доходов и расходов, так как нельзя успешно вести дело, не зная наперед, какими оборотными средствами оно будет располагать и на что предполагается их затрачивать. Тем более важны такие сметы для хозяйства публичных союзов, которые обычно распоряжаются более обширными средствами, чем частные хозяйства, и призваны удовлетворять сложные коллективные потребности.
Экономика городского хозяйства в своих главных, активных чертах сводится к изысканию муниципальных доходов, с одной стороны, и к выбору предметов расходов - с другой, причем городским хозяином производится перманентное сравнение и балансирование затрат и получек.
Подобно губке, городская коммуна сначала как бы впитывает в себя воду (доход), которая затем выжимается в избранном направлении, орошая пустынные области городского благоустройства.
Это благоустройство может быть достигнуто лишь посредством сознательного напряжения воли городского самоуправления, планомерно направленной к достижению определенных задач, и, если бы городской хозяин действовал без всякого плана, то есть без конкретных предположений о предстоящих, хотя бы в ближайший период времени, доходах и расходах, - одним словом, без заранее намеченного пути, то рациональные цели муниципального хозяйства, как обусловленные рядом последовательных действий в течение более или менее продолжительного срока, либо вовсе не могли быть достигнуты, либо в лучшем случае достигались бы случайными и далеко не кратчайшими путями. В сказанном коренится идея муниципального бюджета, как, впрочем, и бюджетов других публичных союзов: бюджет конкретно отображает в денежных единицах план действий городского самоуправления на конкретный период времени (обыкновенно на год). [1]
Переходя к определению того места, которое занимает муниципальный бюджет среди бюджетов других публичных союзов, мы находим коренное различие между обычными отношениями и положением дел в СССР. В капиталистических странах из государственного бюджета выделяется местный или коммунальный бюджет, составной частью которого является вполне самостоятельный городской или муниципальный бюджет.
Отступления от этой общей системы существуют только в Англии, где местный бюджет несколько шире коммунального, а также, в незначительной степени, во Франции, Италии и Бельгии, где городской бюджет хотя и остается самостоятельным, но ничем не отличается от бюджетов негородских коммун. В СССР из государственного бюджета также выделен местный бюджет, но “коммунальный бюджет” с последним не совпадает, составляя лишь одну из частей его: местный бюджет включает в себя губернские бюджеты и строго от них не отграниченные городские бюджеты.[2]
Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ и с бюджетной классификацией субъекта РФ.
Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов.
Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовой год.
Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет РФ по статистике.
Фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта РФ нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местные бюджеты, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. [3]
2. Методологические основы построения принципов формирования муниципальных бюджетов
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средства из федерального бюджета и средства из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.
Формирование и использование местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Органы государственной власти гарантируют:
- право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
- право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшихся в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
- компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникающих вследствие принятия федеральных законов и законов субъекта РФ, а также иных решений органов государственной власти.
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
Органы государственной власти субъекта РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется в соответствии с уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления представляет отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.
Формирование местных бюджетов основывается на сочетании следующих основных принципах.
3. Сущность принципов формирования муниципальных бюджетов
Исследования специалистов и долголетний опыт коммунального бюджетирования привели к установлению целого ряда принципов, которые должны были бы сделаться руководящими в построении местных бюджетов. Принципы эти следующие:
- Децентрализация бюджетов и муниципально-бюджетная автономия.
- Дифференциация бюджетов. Этот принцип состоит в том, что каждое однородное, своеобразное и сколько-нибудь самодовлеющее публичное хозяйство, имеющее свои собственные органы, средства, цели и территориальную обособленность, должно иметь и свой самостоятельный, то есть выделенный и отграниченный бюджет.
- Разграниченность бюджетов. Упомянутый принцип тесно связан с предыдущим. Каждый отдельный местный бюджет должен иметь определенные, строго очерченные и устойчивые границы, установленные в законе или в разъяснительных правилах.
Особенно важным является этот принцип в применении к городскому хозяйству, имеющему свои характерные специфические задачи. Эти задачи имманентны городу как специальному образованию со своими собственными существенными признаками. Ясно, что при данных условиях муниципальный бюджет должен, по мере возможности, представлять собой забронированное целое и не допускать ошибок в распределении доходов и расходов между городскими и негородскими сметами.
- Твердость и прочность бюджетного плана. Этот принцип исходит из того, что муниципальный бюджет не есть только ориентировочный план, составленный для общего руководства городского самоуправления, но и конкретный закон, в силу которого должны производиться определенные расходы и получаться установленные доходы. По общему правилу, если данный расход не внесен в бюджет, то он и не может быть произведен муниципалитетом. В виде отступления от этого правила допускаются так называемые “передвижения кредитов” с одного назначения на другое, но, в видах достижения прочности бюджетов, в законе точно указываются случаи и границы таких передвижений и для них требуются особые постановления распорядительных органов, а иногда и органов надзора.
- Реальность бюджетных цифр. Согласно этому принципу, связанному с предыдущим, все цифры, помещаемые в бюджет, должны быть строго реальны, что при неопытности составителей бюджетов далеко не всегда имеет место. В одних случаях вносимые в бюджет расходы по закону не могут быть произведены, в других случаях преувеличиваются доходы. Борьба с этими явлениями довлеет органам надзора.
- Бюджетное равновесие. Подобно тому как в банке актив определяется пассивом, и в бюджете, что уже указывалось, доходы и расходы должны уравновешиваться между собой.
- Однородность бюджетных форм. Разнородные формы муниципальных бюджетов сильно затрудняют их контроль и изучение. В настоящее время центральные правительства повсеместно требуют составления бюджетов по установленным ими однообразным образцам.
- Простота. Упомянутый принцип требует избегать излишней сложности в бюджетных конструктивных формах и излишних формальностей в деле прохождения и утверждения бюджетов.[4]
Принцип самостоятельности местного бюджета
Принцип самостоятельности местного бюджета означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов. Необходимо законодательно закрепить регулирующие доходы местного бюджета, полномочия по формированию местного бюджета, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджетов и определять источники финансирования дефицита местного бюджета.
Недопустимы изъятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения решений о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджета и сумм экономии по расходам местного бюджета, и компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникающих в ходе исполнения решений о местном бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением с законодательства.
Фактическое увеличение собственных доходов местного бюджета в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории города (района), не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти Республики Бурятия нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местный бюджет, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Увеличение расходов или умещение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республика Бурятия, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Принцип гласности.
Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представленной информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность сведений по решению представительных органов местного самоуправления.
Сбалансированность местного бюджета
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Сбалансированность местного бюджета является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередного финансированию подлежат текущие расходы по защищенным статьям.
Предельный размер дефицита и перечень защищенных статей устанавливается исключительно по решению органа представительной власти. Если в процессе исполнения местного бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита бюджета или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных статей бюджета в течении оставшегося времени текущего финансового года.
Объекты, виды работ, не включенные в конкретную программу социально-экономического развития той или иной отрасли местного хозяйства, выполнению не подлежат, если бюджет не гарантирует их финансирование. Финансирование по защищенным статьям сокращению не подлежит.
Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
- Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
- Кредиты, полученные от кредитных организаций.
Доходы и расходы местных бюджетов
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, части прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъекта РФ.[5]
Заключение
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.
С точки зрения экономической теории местный бюджет следует рассматривать как "совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти".
Формирование и использование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Бюджетным кодексом Российской Федерации», а также другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.
Формирование местных бюджетов должно осуществляться путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых органами государственной власти. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации.
Список литературы
1. Баранчиков В.А. Муниципальное право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Коваленко А.И. Муниципальное право. - М.: Новый юрист, 2003.
4. Пансков В. Муниципальные бюджеты. – Спб.: Питер, 2004.
5. Рубан В.А. Финансовые основы местного самоуправления/Государственная власть и местное самоуправление в России. - М.: Юристъ, 2004.
[1] Пансков В. Муниципальные бюджеты. – Спб.: Питер, 2004. – С. 115
[2] Коваленко А.И. Муниципальное право. - М.: Новый юрист, 2003. – С. 141
[3] Баранчиков В.А. Муниципальное право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 218
[4] Рубан В.А. Финансовые основы местного самоуправления/Государственная власть и местное самоуправление в России. - М.: Юристъ, 2004. – С. 51
[5] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 197